Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эпоха реформ Петра I и культура России в послепетровское время (XVII-XVIII вв.)




 

Личность Петра и его преобразования. Элементы культуры нового времени: в науке, архитектуре, живописи. XVII в. в культуре России. Иконопись, храмовая архитектура, зарождение театра. Образовательные учреждения. XVIII век: Екатерина II и ее преобразования. Просвещение. Портретная живопись. Театр.

 

В истории России не найдется времени, равного по своему значению преобразованиям первой четверти XVIII в. За многовековую историю существования Российского государства было проведено немало реформ. Особенность преобразований первой четверти XVIII в. состоит в том, что они носили всеобъемлющий характер. Их воздействие испытали на себе и социальная структура, и экономика, и государственное устройство, и вооруженные силы, и внешняя политика, и культура, и быт.

Разительные перемены, бросавшиеся в глаза всякому, кто соприкасался с временем Петра Великого, дали основание дворянским историкам разделить историю нашей страны на два периода — Русь московская и Россия петербургская.

Можно отметить три важнейших следствия преобразований, обеспечивших России новое качественное состояние. Во-первых, значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от передовых стран Европы. Во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом, возросшая военная мощь позволила России в ходе Северной войны сокрушить шведскую армию и флот и утвердиться на берегах Балтики. В-третьих, в петровское время Россия вошла в число великих держав, и ни один вопрос международных отношений в Европе с тех пор не мог решаться без ее участия.

Успехи, достигнутые Россией в годы преобразований, связаны, безусловно, с кипучей деятельностью Петра. Колоссальную его роль в преобразованиях страны, его исключительную настойчивость в достижении поставленных целей отрицать невозможно. Его яркие и разносторонние дарования, темперамент и воля видны повсеместно, он обладал исключительным даром угадывать таланты и умело их использовать.

Среди сподвижников Петра Великого помимо русских можно встретить голландцев, литовцев, сербов, греков, шотландцев. Среди помощников царя были представители древнейших аристократических фамилий и рядовые дворяне, а также выходцы из «низов» общества: посадские и бывшие крепостные. Царь долгое время при отборе их руководствовался рациональными критериями, нередко игнорируя социальную или национальную принадлежность лица, которого он приближал к себе и которому давал ответственные поручения. Основаниями для продвижения по службе и успехов в карьере являлись не происхождение, а знания, навыки и способности чиновника или офицера.

Петр был ребенком, когда умер царь Феодор Алексеевич, и государством управляла за него старшая сестра Софья. До того, как Петр стал единовластным царем, он не вмешивался активно в государственные дела, проводя время в военных потехах, занимаясь войском, а особенно флотом.

Целые дни царь проводил в беседах с иностранными моряками, осматривал и изучал до мелочей устройство их кораблей и вскоре заложил в Архангельске верфь для постройки кораблей.

Иностранцы, жившие в немецкой слободе, много повидавшие на своем веку, поведали царю о науках и искусствах, о войсках и полководцах Западной Европы. Сравнив свою страну с другими государствами, он понял, что Россия далеко отстала от зарубежья.

В 1697 г. решил поехать за границу, желая лично ознакомится с особенностями европейской жизни, и отправил большое посольство во все европейские страны. Прибыв в Пруссию, он, под псевдонимом «дворянин Петр Михайлов», изучал все, что могло пригодиться России: крепости, заводы, школы, библиотеки, уделяя большую часть внимания военному и морскому делу.

Побывав в Пруссии, Голландии, Англии и еще в нескольких государствах, Петр Великий вернулся в Россию с неуемной энергией и готовностью дать своим людям жизнь, которой жили образованные и передовые народы Запада.

Петр издал приказы о запрете носить длинные одежды с широкими рукавами, всем, кроме духовенства и крестьян, брить бороду, устраивать родителям браки без согласия детей, а также держать женщин взаперти. Он отдал распоряжение знатным людям выезжать в гости всегда с женами, организовал ассамблеи — вечерние собрания знатных людей вместе с супругами — и обязал каждого знатного человека устраивать ассамблеи с обильным угощением, музыкой и танцами. Отказываться от приглашения на танец женщины не могли, это считалось дурным тоном. Все эти нововведения не нравились большинству народа, они противоречили вековым обычаям.

Петр много сделал для образования: неграмотным дворянам не позволялось жениться. Неграмотных из духовенства забирали в солдаты. По приказу Петра I молодые люди стали ездить учиться за границу, изучать те науки, которых на Руси не знали. Возвращаясь, они становились преданными помощниками Петра по переустройству государства. И иностранные ученые, которых приглашал царь, впоследствии остались в России. Вместо вражды к иностранцам развивалось уважение.

Стрижка бороды по приказу Петра. Русский лубок начала XVIII в.

 


Петропавловская крепость в процессе строительства

 

 

Петр Великий ввел упрощенную азбуку. Новый год при нем стали считать с первого января (обычаем на Руси всегда было считать Новый год с первого сентября), а летосчисление начинать от Рождества Христова.

В устье Невы в мае 1703 г. Петр заложил Санкт-Петербург, что облегчило выход в море. Город населили вельможи, чиновники, купцы; он стал столицей Российского государствами. Были учреждены суды, независимые от губернатора.Управление церковью было передано Святейшему Синоду, подчиненному светской власти. Синод состоял из нескольких высших духовных лиц, единоличная власть патриарха была упразднена.

Для установления законности все государственные учреждения управлялись по распоряжению царя несколькими должностными лицами. Это было сделано для того, чтобы дела решались сообща, а чиновники могли следить за действиями друг друга. Должности назначались не по знатному происхождению, а «по способностям и усердию в службе». Все служащие были разделены на четырнадцать разрядов, с определенным чином в каждом разряде.

Петр постоянно размышлял о том, как научить свой народ использовать дары России, увеличить ее богатства. Он привез иностранных земледельцев для обучения русских людей, выписал из-за границы лучшие породы скота, завел новые промыслы (шелководство, виноделие и др.).

Особенно Петр заботился об устройстве заводов и фабрик — оружейных, железных, стеклянных, суконных, парусинных и др. Он обращал внимание на каждую мелочь, от которой могла бы быть польза для народа и государства.

Незаурядные таланты Петра, неуемная энергия и настойчивость придали преобразованиям особый колорит и неповторимые черты.

Петр Великий, осуществляя реформы в России, уделял значительное внимание развитию науки, просвещения, книгопечатания. Приобщение к опыту западноевропейских стран (Голландия, Англия) включало в себя и освоение достижений философии и науки этих стран.

Философия XVII — начала XVIII веков составляла неотъемлемую часть духовной атмосферы России, и социологические концепции Западной Европы находили свое отражение в духовной жизни страны.


Идеи Декарта, Спинозы и Локка, при всем различии их философских концепций, имели общую основу — поиски путей достижения истины, веру в возможности человеческого разума. Эти идеи стимули ровали европейскую науку, утверждали уважение к знанию, веротерпимость, гуманизм. Благодаря знакомству с исследованиями и открытиями европейских ученых, Петр усвоил и философские основания, заложенные в них, то есть идеи эмпиризма и рационализма.

 

Новая Голландия в Петербурге. Архитектор В. Деламот.

XVIII в.

 

Развитие естественных наук в странах Западной Европы было подготовлено философскими исканиями этого периода. Виднейшие представители эмпиризма и рационализма (особенно Локк и Декарт) оказали реальное влияние на развитие и опытно-экспериментальной науки и теоретической мысли в Европе. Поэтому естественно, что русская философия и наука петровского времени восприняли это духовное богатство.

Характерно, что на первом заседании созданной Петром Петербургской Академии наук обсуждали вопрос о том, какой метод — метод Декарта или метод Ньютона — представляет наилучшие возможности для научных исследований.

В становлении русской науки особенно велика роль таких голландских естествоиспытателей, как Гюйгенс (физика, астрономия, математика), Левенгук (создание микроскопа), Сваммердам (анатомия), Бургаве, Тульп (клиническая медицина). Изучение трудов этих ученых способствовало преодолению теологии и утверждению научной картины природы в русской философии и науке.

В петровское время завершился радикальный философский переворот — секуляризация русской философии, размежевание ее с богословием. Это произошло на основе не только внутренних потребностей, но и в значительной мере под воздействием философии западного Ренессанса и нового времени. Русские философы петровского времени положили начало трем родам западноевропейского влияния на русскую мысль - голландского, романо-французского, немецкого. Вехами на этом пути, началом великих философских взаимодействий России и Запада явились идеи Коперника и Галилея, Бэкона и Лок-ка, Лейбница и Декарта, голландских мыслителей Эразма Роттердамского и Гуго Гроция.

Механизм взаимодействия западноевропейской и русской научно-философской мысли включал в себя различные формы.

Петр I посетил Лондонское Королевское общество, Гринвич, Оксфорд, Сорбонну, был избран почетным членом Парижской академии, встречался с Лейбницем в 1711, 1712, 1716 гг. В Голландии Петр Великий знакомился не только с технико-экономической, но и научной жизнью этой страны, где творили наряду с голландскими мыслителями и эмигранты — виднейшие философы — Декарт, Бейль, Локк.

Западноевропейская философская литература включалась в круг чтения российских читателей. Так, А. Кантемир перевел сочинения Фонтенеля и Фенелона, Г. Теплов знакомил русских с идеями Бэкона, В. Татищев — с идеями голландского юриста и социального философа Гуго Гроция, с трудами Галилея, Декарта.

На основе изучения западных трудов разрабатывалась русская философская лексика, очищалась от архаических славянизмов, теологической схоластики, вульгарной латыни. Введение в петровскую эпоху терминов: «объект», «субъект», «состав», «нравственность»; определение понятий «материя» и «идея», «естественное право» запечатлели этот плодотворный процесс влияния западноевропейской мысли.

Гуманизм Эразма Роттердамского, его стремление к синтезу культурных традиций античности и раннего христианства, отрицание любых форм фанатизма, агрессивности, критика католического и лютеранского догматизма - вес это было воспринято философской мыслью русских просветителей, не только философами, но и широкими кругами российской интеллигенции, носителями лучших традиций веротерпимости, уважения к Разуму.

Идеи другого голландского мыслителя Гуго Гроция в области естественного права, общественного договора, осуждения войн во многом содействовали формированию русской общественной мысли, начиная с XVIII в.

Во время пребывания в Голландии Петр I познакомился с деятельностью философа рубежа XVII—XVIII столетий — Пьера Бейля. Во время своих поездок в Западную Европу, особенно в Голландию и Англию, царь встретился с совершенно новым явлением — необычайным интересом к научному знанию, к собиранию коллекций различных природных феноменов.


Обсуждение научных открытий происходило в частных домах, в кофейных домиках. Во многих домах в Голландии Петр видел разнообразные коллекции картин, чучел животных и птиц, бабочек, диковинных растений. Этот живой интерес к науке был стимулирован деятельностью европейских философов — представителей раннего Просвещения. Этот опыт был успешно перенесен Петром в Россию и воплотился в создании в Петербурге Кунсткамеры.

 

А. Остроумова-Лебедева. Летний сад. Гравюра на дереве.

Особое место среди западноевропейских философов, оказавших влияние на деятельность Петра, занимал великий немецкий философ, математик, организатор науки Готфрид Вильгельм Лейбниц. Он проявлял значительный интерес к России, к возможностям ее научного прогресса. Именно по совету Лейбница Петр образовал Петербургскую Академию наук, по его же совету пригласил для работы в ней видных иностранных ученых.

Освоенные Петром в Европе идеи опытного знания реализовались в его деятельности. Характерны свидетельства современников о том, как Петр лично водил знатных гостей по Кунсткамере, сам демонстрировал математические и физические приборы.

Вполне закономерно, что верный ученик и последователь Лейбница — Христиан Вольф стал самым популярным философом в России времен Петра и в послепетровские десятилетия. Это, в частности, выразилось в том, что в созданном в 1726 г. в соответствии с указом Петра (1724) Петербургском университете преподавание философами осуществлялось по Вольфу. В указе говорилось, что университет есть собрание ученых людей, которые обучают молодых людей юриспруденции, медицине, философии.* Вольфианские идеи легли в основу преподавания не только философии, но и естественных наук. Суть их заключалась в понимании философии как всеобщей системы, построенной подобно математике на основах логики и доказательств.

*  Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А.  Отечеству на пользу, а россиянам во славу // Из истории университетского образования в Петерурге. XVIII- начало XIX века. Л., 1988.

 

 

Рационализм Вольфа стремился обосновать и этику, и религию на основе принципов разума. Указ Петра, таким образом, стал импульсом развития университетской философии в России.

Совершенно очевидно, что многообразные духовные связи Петра с идеями западноевропейских ученых, его личные контакты с ними сыграли исключительно большую роль в становлении контактов России и Запада, в развитии русской науки.

Начало XVIII в. ознаменовалось бурным развитием книгопечатания, особенно учебной литературы. В столицах действовали десятки типографий.

Важным началом в процессе отделения светской культуры от церковной была замена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать.

Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703г. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 г. была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения.

В 1719 г. открывается первый русский музей — Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения и науки стало открытие в Петербурге согласно указу Петра 1724г. гимназии, университета и собственно Академии. Гимназия была подготовительным учебным заведением для поступления в университет, а Академия стала собранием ученых.

Петром вводились новые обряды в общественно-культурной жизни, бытовом укладе. Они были направлены на привитие западноевропейского образа жизни. В результате реформ начала века произошли значительные изменения не только во внешнем облике правящих слоев Русского общества, но и в духовном, в нравственных понятиях, в частных взаимоотношениях. Эти изменения вели к обособлению дворянства в обществе, к выделению его в привилегированное сословие. Однако преобразования практически не затрагивали низшие слои населения.

 

С. Герус. Старый Минск. 1953.

 

Реформы Петра I раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов— «почвы» и «цивилизации» — по терминологии В. Ключевского. «Почва» — это уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса населения. Здесь господствовал коллективизм, уравнительный принцип социальной справедливости, антисобственнические настроения. «Почва» развивала богатейшие традиции народной культуры, культивировала свои системы обрядов, обеспечивавших непрерывность и жизненность традиций. «Цивилизация» —это уклад западного типа. Его выражала профессиональная интеллигенция и предприниматели, связанные с промышленным производством. Начало ему положили реформы Петра I. Между «почвой» и «цивилизацией» была пропасть. Это отразилось и в лингвистическом разрыве. «Почва» говорила на русском языке, «цивилизация» — на французском. Практически в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладавшие разными ценностями, идеями, тяготевшие к различным путям развития. Расколотость России, противостояние двух культур — важнейший фактор, определивший развитие России в XVIII-XIX вв. Другие противоречия накладывались на этот глубинный раскол. Россия складывалась как цивилизационно неоднородное общество. В Россию приезжали французские, итальянские, английские художники, ученые, артисты, в массовом масштабе поощрялось переселение немцев. Завоеванные территории включались как составная часть в единое государство. Национальное самосознание было открыто к контактам с другими народами. И когда речь идет о русских, это вовсе не значит, что имеются в виду только русские по крови. Живя рядом с другими народами, русские впитывали все лучшее, что было в многонациональной культуре. В этом один из «секретов» богатства русской культуры. В XVIII столетии идея служения Отечеству стала одной из центральных в русской национальной культуре.

 

В. Айвазян. Дзюрагюх. 1960- е.

 

Фундамент, заложенный Петром I в начале века, оказался прочным, в 40-х гг. XVIII в. начался новый подъем культуры. Происходят важные перемены в сфере образования. В Академии наук появляются первые национальные кадры, меняется характер их деятельности. Первым русским членом Академии наук стал М. Ломоносов. Среди первых академиков — поэт А. Тредиаковский, механик-изобретатель А. Нартов. Академия наук становится не только научным, но и учебным заведением.

При участии П. Шувалова и М. Ломоносова в 1755 г. в Москве был открыт Московский университет. Обучение в нем велось на русском языке, до начала XIX в. не преподавалось богословие. При нем имелись две гимназии. С университетом связана деятельность русского просветителя Н. Новикова. В 80-х гг. XVIII в. он развернул активную издательскую работу. Однако центром общественной и культурной жизни Московский университет стал только в XIX в.

Во время правления Елизаветы ( 1741- 1761) и в образовании, и в управлении государством, и в формировании русской культуры наметился поворот к национальному. Она прежде всего покончила с пронемецким режимом в системе управления государством. Елизавета всегда способствовала продвижению нового поколения русских людей, не делая при этом различия между знатными вельможами и мелкопоместными дворянами. Она постоянно покровительствовала всему национальному. «Время Елизаветы — это время Ломоносова, период расцвета русской науки и искусства, начало полководческой деятельности Суворова и Румянцева. Оно положило начало воспитанию плеяды новых деятелей, которые потом составили славу Екатерины II как внутри страны, так и за ее пределами». *

* Заичкин И.А., Почкарев И. Н. Русская история: популярный очерк. IX- середина XVIII в. М., 1992. С. 724.

Решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, продлившейся до 1815 г. Эпоха характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Особое внимание Екатерина уделяла воспитанию «новых людей», нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что привело бы к изменениям в обществе. Предполагалось, что новый человек будет воспитываться в западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса.

Одной из самых значительных страниц в истории российского Просвещения эпохи Екатерины II явились многосторонние контакты русской императрицы с виднейшим французским философом Дени Дидро.

Екатерина уже через девять дней после вступления на трон завязывает переписку с Дидро (так же как и с Вольтером), покупает его библиотеку, назначая ему жалованье как хранителю библиотеки. Осенью 1773 г. Дидро по приглашению императрицы приезжает в Петербург и, остановившись в доме вельможи Нарышкина, живет целый год в столице, пристально изучая экономику, быт, социальные отношения, культуру молодой столицы и регулярно посещая Зимний дворец для продолжительных бесед с Екатериной.

Екатерина II. Фрагмент гравюры с портрета работы Д. Левицкого.

 

М. В. Ломоносов.

 


 

А. Венца. Казнь. Иллюстрация к повести А. С, Пушкина «Капитанская дочка».


За этой внешней канвой скрывался глубинный исторический смысл — взаимодействие и пересечение линий российского и западноевропейского Просвещения.

Екатерину II не случайно именовали «философом на троне». Такая оценка имел а все основания: увлечение философскими и социально-политическими идеями под влиянием европейского Просвещения, сочинений Беккариа, Вольтера, Монтескье нашло свое отражение в философских записках, письмах, журнальных статьях и прежде всего в «Наказе» Екатерины П. «Наказ» отразил гуманные принципы Просвещения, веротерпимость и вольность граждан, равенство их перед законом. В «Наказе» отчетливо проявилась начатая Петром I тенденция обновления России, преодоления ее обособленности, включения страны в общеевропейское развитие и сохранение национального своеобразия. «Наказ» запечатлел эту тенденцию: «Россия есть Европейская держава». В подготовительных записках к «Наказу» говорилось о том, что «делать рабов из людей» «противно христианской религии и справедливости», что крепостные должны освободиться по мере перемены собственника земли. Ни последующая редакция «Наказа», ни расхождение его с практикой в виде расширения сфер закрепощения крестьян, ни резкое изменение политики в 1780-1790 (преследование масонов, Радищева) не зачеркивают значения социально-философских идей Екатерины 1760 — начала 1770-х гг.




И. Е. Стасов, Таврический сад в Санкт-Петербурге План. 1783-1789.


Именно в этот период идеи Екатерины II были созвучными европейскому Просвещению, и это нашло отклик у Дидро, породив определенные надежды и иллюзии.

В XVIII в. создаются предпосылки для образования русского национального языка, происходит сближение литературного языка с разговорным, прекращается процесс образования новых диалектов. Формируется русский общенародный разговорный язык. Как образец выступает московский диалект. В 90-е гг. Н. Карамзин провел реформу литературного языка. Это позволило привлечь к чтению широкий круг населения.


В середине XVIII в. господствующим направлением во всей художественной культуре стал классицизм. Появляются первые национальные трагедии и комедии (А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее яркие поэтические произведения созданы

 

 

Э. М. Фальконе. Памятник Петру I в Петербурге «Медный всадник».

Г. Державиным. На рубеже XVIII-XIX вв. формируется новое направление в литературе — сентиментализм, связанное с творчеством Н. Карамзина и А. Радищева. Расширение культурных связей с другими странами, более подвижный образ жизни и популярность путешествий привели к развитию эпистолярного жанра. Публикации частных писем, художественных произведений, написанных в форме обращения к другому лицу, были заметным явлением в русской литературе.

Один из советов Дидро был реализован — по его предложению в Петербург был приглашен скульптор Фальконе, создавший «Медного всадника» Дидро поддерживал скульптора, обсуждал с ним возможные решения проекта памятника. Художественная интуиция Фальконе одержала верх над рецидивами рационалистических, рассудочных суждений Дидро о скульптуре.

Особенно яркое свидетельство совершившегося поворота в системе ценностей XVIII в. — архитектура Петербурга и портретная живопись. В своих произведениях мастера стремились передать приверженность к упорядоченности. Зодчие отражают это в облике города, художники — в изображении человека.

 


 

В. Растрелли. Воронцовский дворец. Фрагмент плана Санкт-Петербурга. 1764-1773.


В области градостроения произошел переход от средневековой радиально-кольцевой схемы строительства к регулярной планировке, для которой были характерны геометрическая правильность, симметричность в застройке улиц. Для успешного решения задач в области градостроительства были приглашены иностранные архитекторы, но только к началу XIX в. город приобрел «строгий, стройный вид». В этом большая заслуга иностранных архитекторов — Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, Д. Кваренги и представителей русской архитектурной школы — В. Баженова, И. Старова, М. Казакова, В. Растрелли.


Значительный подъем переживает портретная живопись. В творчестве А. Антропова, И. Аргунова при сохранении условностей, идущих от традиции парсуны, видны поиск выразительности, усиление внимания к человеческой личности, реалистические черты. Развитию этого способствовало открытие в 1757 г. Академии художеств в Петербурге. Во второй половине XVIII в. появилась плеяда выдающихся мастеров портретного искусства. Новаторское творчество Ф. Рокотова отличалось исторической глубиной, человечностью. К высшим достижениям жанра относится серия портретов воспитанниц Смольного института Д. Левицкого. Он внес качественные изменения в создание парадных портретов. В. Боровиковский в портретах с помощью приемов сентиментализма обратился к духовному миру человека. Распространение получила графика, пейзаж, мозаика. Впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Во второй половине XVIII в. взлет в развитии переживает скульптура. Прекрасные образцы скульптуры оставили Э. Фальконе, М. Козловский, И. Мартос.

 

В. Растрелли. Дом барона Строганова на Невском проспекте. Фасад по набережной Мойки.


А. Остроумова-Лебедева. Стрелка Васильевского острова в Петербурге. Гравюра на дереве.

 

Первый национальный театр был создан Ф. Волковым в Ярославле в 1750 г., а через шесть лет открыт русский театр в Петербурге. С петровского времени в обиход высших слоев общества широко входит музыка. Организуются регулярные концерты. С середины XVIII в. популярной становится опера. Вначале исполнялись произведения итальянских, французских композиторов. Затем появились первые профессиональные композиторы и в России (Е. Фомин, Д. Бортнянский), были написаны национальные оперы, родился жанр камерной лирической песни — романса.

XIX в. явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Национальная культура — это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования ее своеобразного уклада. Этапами ее формирования явились петровские реформы, развитие во второй половине XVIII в. гуманистических представлений в литературе, искусстве, общественной мысли.

Каждая эпоха требует определенного уровня культуры, ее развития и преобразований. Отличительной чертой эпохи XVII—XVIII вв. было широкое распространение просвещения.















Русская культура XIX века

 

Историко- социальная картина XIX века в России. Система образования. Философия. Литература. Живопись.

Музыка. Театр. Балет.

 

Наиболее значительными историко-политическими событиями XIX в. были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г. Эти эпохальные моменты истории в определенной степени повлияли на формирование культуры в России.

Первые организации декабристов возникают в 1816—1821 гг. Их политической школой стали Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии в 1813-1815 гг. После внезапной смерти императора Александра I возник династический кризис. Члены Северного общества решили поднять восстание в Петербурге 26 (14) декабря 1825 г. (в день присяги императору Николаю I). Но пассивная тактика восставших позволила властям стянуть к площади верные правительству войска. Восстание было подавлено. Однако декабризм стал значительным общественно-историческим явлением и оказал особое влияние на формирование русской культуры свободомыслием и бунтарством.

Среди последствий реформ Петра I одно из главных мест занимает создание дворянского сословия. Многочисленная и разнородная по своему составу знать противостояла в целом разночинцам, начавшим с 1840-х гг. также играть определенную роль в русской культуре.

В начале XIX в. особенно заметным стало отличие военного человека от статского. Молодые люди оделись в черные фраки, после чего черный цвет утвердился как цвет официальной одежды статского мужчины.

Женщина этой поры начинала играть в бурно изменяющейся жизни все большую роль. Вхождение женщин в мир, ранее считавшийся «мужским», началось с литературы. К этому времени частная переписка (семейная, любовная), постепенно разрастаясь, превратилась в неотъемлемую черту дворянского быта. Уже у Фонвизина неграмотная женщина — сатирический образ, хотя высшее образование, которое открывало путь в науку, для женщин в России XIX в. было недоступно. Они вынуждены были получать его за границей.

Оставаясь по-прежнему миром чувств, миром детской и хозяйства, «женский мир» становился тем не менее все более духовным. Домашние библиотеки женщин начала XIX в. сформировали облик людей 1812 г. и декабристской эпохи, домашнее чтение матерей и детей 1820-х гг. взрастило деятелей русской культуры середины и второй половины XIX в.

 

Ополченец. Скульптура И. Ковшенкова

.

 

Крымская война. Севастопольский бастион. Газетная иллюстрация. 1855.



Возникший в Европе в XVIII в., романтизм в XIX в. проникает в Россию. Вместо идеала естественности в красоте женщины начинает нравиться бледность — знак глубины сердечных чувств. Здоровье представляется чем-то вульгарным. Женщина эпохи романтизма должна быть бледной, мечтательной, грустной.

Литература и искусство начала XIX в. создают идеализированный образ женщины. Идеалом эпохи становится образ поэтической девушки. Героические поступки женщин эпохи декабризма — во многом плод проникновения поэзии Жуковского, Рылеева и Пушкина в женскую библиотеку на рубеже XVIII-XIX вв. и в первые десятилетия XIX столетия.

Начало XIX в. отмечено подъемом в системе народного образования. Было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. Ранее подготовленные «Предварительные правила народного просвещения» были дополнены, утверждены царем и опубликованы в 1804 г. в виде «Устава университетов Российской империи» и «Устава учебных заведений, подведомственным университетам».

Народное образование в России делилось на четыре ступени: приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты. Вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Тиленский, а также Петербургский, Казанский и Харьковский.

Народное образование должно было осуществляться приходскими училищами, которые являлись первой, низшей ступенью общеобразовательной системы. Они создавались как в городах, так и в деревнях при церковных приходах. Ими ведал священник или владелец имения. Учебный год в сельских приходских училищах был короче, чем в других школах, от конца до начала полевых работ, с сентября по март.

В XIX в. в России получил известность институт благородных девиц. Воспитанницы института делились по 4 возрастам. В учебной программе особое место занимали закон Божий и иностранные языки. Помимо этого преподавались русский язык, арифметика, география, история, в третьем возрасте — архитектура, опытная физика и геральдика, а для подготовки будущих хозяек и матерей воспитанницы обучались шитью, вышиванию, ведению домашнего хозяйства. Кроме того, преподавались рисование, музыка и танцы. В четвертом возрасте девушка осваивала правила светского обхождения и учтивости. В институте и домах петербургских вельмож устраивались балы, спектакли, на которых присутствовали институтки. На торжественные собрания, посвященные окончанию учебного года, приглашались придворные, иностранные послы, знатное дворянство, высшие военные чины.

В XIX в. в России также существовали закрытые учебные заведения для дворянских юношей, кадетские корпуса, Пажеский корпус, Царскосельский лицей. Наряду с общеобразовательными государственными школами в России была создана система закрытых учебных заведений для дворян. В большинстве своем это были военные училища.

Ученые России в XIX в. сделали много выдающихся открытий, имевших мировое значение. Д. Менделеев сформулировал один из основных законов природы — периодический закон химических элементов. Мировое признание получили исследования русских математиков — П. Чебышева, А. Ляпунова, С. Ковалевской. Были сделаны значительные географические открытия. М. Лазарев и Ф. Беллинсгаузен открыли Антарктиду. Географические и этнографические открытия П. Семенова-Тянь-Шанского, Н. Пржевальского, Н. Миклухо-Маклая получили мировую известность.

«Серебряным веком» в развитии философии считается XIX в. Патриархом русской философской мысли является Вл. Соловьев. Идейные поиски Вл. Соловьева в области философии и эсхатологии, в частности его учение о мире как «всеединстве», оказали существенное влияние на русский религиозно-философский ренессанс конца XIX — начала XX в., а также на становление и развитие литературы символизма. Вл. Соловьев вводит в русскую философию идею космизма, понятие Софии. Его идеи подхватывают Н. Федоров, а затем К. Циолковский и П. Чижевский. Их творчество открывает новое своеобразное философское направление, названное впоследствии русским космизмом.

Соловьев описывает мировой космо-эволюционный процесс, который проходит через множество стадий и завершается тем, что через живой организм происходит дальнейшее сближение мировой души с Божественным началом. Это стремление посредством цепи развития бессознательного находит современную форму для Божественной идеи. Таковым является человеческий организм. С него начинается новый процесс развития самой этой идеи, как начала внутреннего всеединства, в форме сознания и свободной деятельности».

К идее космоэволюционного процесса несколько иначе относится другой русский философ — оригинальный представитель космизма Н. Федоров. Основными его иде­ями были мысли по проекту «регуляции природы» как «внесения» в нее «воли и ра­зума», обретения человеком и человече­ством более высокого вселенского статуса, включавшего его бессмертие, вплоть до воз­вращения к преображенной жизни всех прошедших поколений. Н. Федоров считал, что в человеке воссоздается жизнь всех ушедших поколений — поиском, трудом и творчеством. По его мнению, смерть проти­воестественна для человека и чужда челове­ческому духу, и на этом основании он пытал­ся развить идею всеобщего человеческого.

Ю. Фельтен. Церковь Иоанна Предтечи в Петербурге.

 

 


 

 

К. Э. Циолковский резко обнажил вопрос: зачем все существует в мире? Этот вопрос страшен, но он существует. К. Э. Циолковский именно так поставил этот вопрос, размышляя над теорией космических эр. Он замечает: «Есть вопросы, о которых мы не можем говорить, которые мы не можем задавать ни другому, ни даже самому себе, но непременно задаем себе в минуты наибольшего понимания мира. Эти вопросы: зачем все это?.. Дирижабли, ракеты, второе начало термодинамики — это дело нашего дня, а вот ночью мы живем другой жизнью, если зададим себе этот проклятый вопрос. Говорят, что задавать такой вопрос — просто бессмысленно, вредно и ненаучно. Говорят — даже преступно. Согласен с такой трактовкой... Ну, а если он, этот вопрос, все же задается... И задается он не только здесь, в светелке Циолковского, но некоторые головы полны им, насыщены им — и уже не одно столетие, не одно тысячелетие... Этот вопрос не требует ни лабораторий, ни трибун, ни афинских академий. Его не разрешил никто: ни наука, ни религия, ни философия. Он стоит перед человечеством — огромный, бескрайний, как весь этот мир, и вопиет...»* Мысли о вечном пробуждают раздумья о конечности своего существования. Молодости неведома конечность, она далека еще и неощутима. Чтобы человек узнал его, дух должен поглотить молодость, тогда он может почувствовать свою конечность и предстать перед вечность

*Чижевский А. Л.  Теория космических эр // Гиренок Ф. И. Русские космисты. Л., 1990. С. 41-43.

 

 

В XIX в. появились течения славянофилов и западников. Виднейшими представителями славянофильства были А. С. Хомяков, К. С. Аксаков и И. В. Киреевский. Они отстаивали идею о том, что Россия в истории выбирает свой исконный путь развития и не должна пойти по западному пути. Славянофилы считали, что русскому народу присущи религиозность, мистицизм, аскетизм, смирение и покорность царизму. Западники, напротив, к примеру П. Я. Чаадаев, отстаивали идею, что русские должны приобщиться к ценностям западного мира. Кроме западников и славянофилов, во второй половине XIX в. имели место активная деятельность и творчество революционных демократов Н. Г. Чернышевского, Н. П. Огарева, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова. Их идеи преобразования России призывали к революционным общественным изменениям.


XIX в. славен не только философским творчеством, но и небывалым подъемом в развитии русской литературы. Романтизм начала века представлял ее красочную страницу. Жуковский, Одоевский, Пушкин, Лермонтов, некоторые поэты-декабристы были его представителями. Русской культуре первой четверти века были свойственны черты классицизма, в котором находил выражение дух гражданственного подъема, охвативший русское общество в Отечественную войну 1812 г. В сознании «русских рыцарей» — будущих декабристов — витали тени республиканских героев Рима.

 

Н. Ульянов. Портрет А. С. Пушкина. 1937.

 


Н. И. Ильин. А. С. Пушкин в Михайловском. Иллютрация к роману «Евгений Онегин».

 

 

Н. Ильин. Заставка к книге лирики М. Ю. Лермонтова. 1947.


 



Н. Кузьмин. Иллюстрация к «Повести о том как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Я. В. Гоголя.


Та великая русская литература, которая стала национальной культурой, дала Фонвизина и Державина, Радищева и Новикова, Пушкина и декабристов, Лермонтова и Чаадаева, составила базу для Гоголя, Герцена, славянофилов, Толстого и Тютчева и была дворянской культурой.

Значительное место в мировой литературе занимает А. С. Грибоедов — человек разносторонних интересов, незаурядных музыкальных способностей, автор около 30 литературных произведений и среди них самого яркого и известного — «Горе от ума». В 1826 г. он находился под следствием по делу декабристов.

Отдельно следует сказать об А. С. Пушкине. В историю русской культуры он вошел как создатель русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. Пушкинская широта в познании и изображении действительности, философская глубина, историзм и острое чувство современности оказали могучее воздействие на писателей и художников разных поколений.

 

Л. Хижинский. Лист из серии «Пушкинские места». 1936 А. Лаптев. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя

«Мертвые души».1952.


 



 

В. Фаворский. Портрет Ф. М. Достоевского. 1929



А. Кокорин. Защитники Севастополя. Иллюстрации к «Севастопольским рассказам» Л. Н. Толстого.  1953.

 

А. Лаптев. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя « Мертвые души». 1952.


В XIX в. творчество Ф. М. Достоевского стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы, переворотом, который часто сравнивают с открытиями Эйнштейна в науке. Художественный мир Ф. М. Достоевского тревожен и катастрофичен. Это целая вселенная, населенная героями-идеологами, скитальцами, бунтарями, праведниками, носителями «высшей мысли». Стремление к изображению «всех глубин души» человеческой неотделимо у Ф. М. Достоевского от тезиса о «неисследованности» человеческой природы. Объектом творчества Ф. М. Достоевского является многогранный человек, эксцентричный, «больной», оторвавшийся от «почвы». «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы » — самые известные романы писателя.

Вместе с Ф. М. Достоевским Л. Н. Толстой как бы замыкает «золотой век» русской литературы, у истоков которого стоял Пушкин. Творчество Л. Н. Толстого представляет собой грандиозную панораму жизни России XIX в. — от представителей двора и высшего света до русского крестьянина, севастопольского солдата и кавказского горца.


Б. Кустодиев. Иллюстрация к повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». 1922.

 

XIX в. — век небывалого взлета в развитии русской живописи, хотя профессиональные занятия живописью считались не дворянским делом. Если русская литература, поэзия, философия создавались именно дворянской интеллигенцией, то живописцы и скульпторы выходили из крепостных, мастеровых, мещан, мелких торговцев.


В живописи неоклассицизм, скованный академическими шаблонами, казался сухим, скучным, становился тормозом развития искусства. Романтический и пылкий по складу таланта и темперамента О. А. Кипренский, окончив Академию по классу исторической живописи, хотел продолжать работать в этом жанре, но призвание, а возможно, и необходимость заработка заставили его заняться портретом. В портретах Кипренскому удалось запечатлеть духовную жизнь целого поколения русских. Перед нами проходит вереница людей, живших Сильвестр Щедрин сумел преодолеть отечественный академизм и не «заразиться» итальянским. Он стал писать этюды маслом прямо с натуры.

 

О. А. Кипренский. Автопортрет.

 

Вообще в русской живописи полнее выразился не бурный романтизм, но «тихий» романтизм чувства, близкий сентиментализму. В России, стране деспотической государственности и крепостного права, заявление права личности на независимость своего внутреннего мира, интимного строя переживаний значило много.

В. А. Тропинин был любимым портретистом московского дворянства.

Родоначальником народного бытового жанра стал А. Г. Венецианов — скромный титулярный советник, который, затворившись в своей маленькой усадьбе и окружив себя учениками из простого звания, писал, «не мудрствуя», гумно, пашню, портреты крестьян. Лучшие работы Венецианова: «На пашне» и «На жатве» (их называют также «Весна» и «Лето»). Они тонко срежиссированы .

Никто из русских художников не пожинал при жизни такие лавры, как К. П. Брюллов. Известный художественный критик В. В. Стасов написал статью о его последних произведениях, полную пылких дифирамбов. Поклонники Брюллова видели в нем новатора. Ему ставили в заслугу обновление русской живописи, поворот от рутины «заученных приемов», от «идеализации» к «верности натуре», к «разнообразной прелести самой натуры».

Событием в русской живописи стали работы П. А. Федотова. Трагическую силу его произведений осознали не сразу. Сначала в них видели только подобие жанровой живописи «малых голландцев», а в конечном счете его стали называть «Гоголем в живописи».

Петербург и Москва ознаменовались двумя поворотными событиями, положившими конец академической монополии в искусстве. Первое: в 1863 г. 14 выпускников Академии во главе с И. Н. Крамским отказались писать дипломную картину на предложенный сюжет и попросили предоставить им выбор сюжетов. Второе событие — создание в 1870 г. Товарищества передвижных выставок, душою которого стал Крамской. Главная роль в создании Товарищества принадлежала В. Г. Перову, И. М. Прянишникову, А. К. Саврасову.


В русской живописи XIX в. есть пейзажи, давно ставшие хрестоматийными, неизменно трогающие и искушенных, и неискушенных зрителей своим лиризмом. Лиризм их особенный: не столько интимно-личный, сколько «соборный», национально-всеобщий, — лиризм русской природы и страны, ощущаемых как нечто единое. Такие пейзажи, как «Оттепель» Ф. А. Васильева, «Московский дворик» В. Д. Поленова, «Март» и «Летний вечер» И. И. Левитана, вызывают память о чем-то некогда пережитом. Первой в ряду таких пейзажей стоит картина Саврасова «Грачи прилетели»: снег, проталины, церквушка, грачиные гнезда, белесая даль, близкая весна — и за всем этим неотразимое чувство родины, «душа», о которой говорил Крамской. Он любил и понимал человеческое лицо, его индивидуальную структуру, выражение, смысл. Стремясь внести в живопись поэтическую ноту, он писал лунные ночи, старые, заброшенные усадьбы, русалок. Высшие художественные достижения Крамского все-таки в портретах, особенно в тех, которые он делал по внутреннему влечению, когда чье-то лицо его захватывало. К портретам, сделанным художником «для себя», можно причислить и всем так хорошо знакомую «Неизвестную».

 

П. А. Федотов. Автопортрет.

 

Имя И. Е. Репина занимает важное место в русской живописи. Она была для него не средством, а непосредственным бытием прочувствованного. В «Иване Грозном» Репин стоит на вершине мастерства.

В 1880-е гг. рядом с Репиным находились в зените творчества В. И. Суриков и В. М. Васнецов — «три богатыря» русской живописи в ту пору.

Суриков создал не очень много картин, но каждая была художественным подвигом и общественным событием, начиная с «Утра стрелецкой казни», показанного на IX Передвижной выставке 1 марта 1881 г. в день убийства Александра II народовольцами. Потом последовали «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова»; в 90-е гг. — «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», в начале 1900-х гг. — «Степан Разин».

За немногими исключениями, картины Сурикова — трагические картины, но они никогда не производят мрачного, гнетущего впечатления.

Последний из славного «триумвирата», Виктор Васнецов, Сурикову во многом противоположен. Ему чуждо трагически конфликтное понимание истории. Дело даже не в сюжетах. Васнецов первый поднял целину русского былинно-сказочного эпоса: «Аленушка», «Витязь на распутье», «Иван-царевич и серый волк», «Три царевны подземного царства».

Рядом с именами Репина, Сурикова, Васнецова современники нередко ставили имя В. В.Верещагина. Очень популярное в России, его творчество имело большой резонанс и в Европе и даже в Америке. Стасов считал Верещагина первой фигурой в русском искусстве. Своим жизненным подвигом Верещагин прочно вошел в историю. Но к его живописи быстро охладели уже современники, и на молодое поколение художников она не оказала никакого влияния.

Зато велико было влияние Поленова — и его искусства, и обаяние его личности: до конца своей долгой жизни, он, первый получивший уже при советской власти звание народного художника, притягивал к себе как магнитом молодых.

В 80-90-е гг. одним из центров притяжения художественных сил стало Абрамцево. Его хозяин Савва Мамонтов — богатый промышленник, энтуазист искусства и сам художник-любитель, владелец и организатор оперного театра, где впервые выступил Федор Шаляпин. Мамонтова называли «московским Лоренцо Медичи».

Купец П. М. Третьяков и промышленник С. И. Мамонтов — эти два имени в истории русского искусства неотделимы. Семьи Третьяковых, Мамонтовых и Поленовых были связаны между собой и дружески, и родственно. Деятельность Третьякова и его эстетические взгляды связаны с передвижническим этапом, Мамонтова — с пост-передвижнеческим. Мамонтов был организатором, проявлявшим свою кипучую деятельность сразу во многих направлениях: театр, музыка, изобразительное искусство. В мамонтовском Абрамцеве велись поиски новых, более разнообразных и универсальных форм бытования искусства помимо станковой живописи.

В частной опере Мамонтова впервые поднялась до уровня настоящего искусства театрально-декорационная живопись: над декорациями работали те же В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. Д. Поленов и А. М. Васнецов, здесь нашел свое призвание замечательный декоратор Головин.

 

Я. Я. Ге. Голова разбойника. Этюд для картины «Голгофа».


 


 

В. А. Серов. В степи.

 

 

В числе передвижников, приглашенных в Академию, было двое пейзажистов — И. И. Шишкин и А. И. Куинджи.Как раз в это время начиналась в искусстве гегемония пейзажа как самостоятельного жанра, где царил Левитан.

Море писали многие, но только Айвазовский был предан морю всецело, посвятив ему несколько тысяч полотен, созданных за его долгую жизнь: закаты и восходы над морем, бури, штили, кораблекрушения, морские бои и, наконец, даже всемирный потоп.

Шишкин был убежден, что чем точнее и объективнее художник изображает природу, тем сильнее его картины действуют на воображение зрителя, ибо природа прекрасна и выразительна сама по себе, а не тем, что художнику вздумается в нее привнести из собственных переживаний или от собственной манеры письма. Можно иронизировать и досадовать по поводу неумеренного «проникновения в быт» неко торых композиций Шишкина (особенно это касается картины «Утро в сосновом лесу»).


Не только живопись, но все виды искусства приобретают небывалый расцвет в русской культуре в это замечательное столетие. Уже в начале XIX в. опережающими темпами развивается архитектура — искусство абстрактного образа. В новых исторических условиях, используя только основные принципы соборной архитектуры, русские зодчие создают выдающиеся произведения. Казанский собор — А. Н. Воронихин, ансамбль Биржи — Тома де Томон, Адмиралтейство — А. Д. Захаров. Эти памятники архитектуры создают величественный образ Петербурга.

Музыка в XIX в. в России также получила мощное развитие. В мировую историю музыки вошли произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова. Симфонизм стал ярким направлением в музыке этой эпохи.

Если в начале XIX в. ощущался недостаток отечественных пьес в репертуаре русского театра, то уже скоро появилась блестящая комедия Грибоедова «Горе от ума», опера Глинки «Жизнь за царя». В 60-90-е гг. — оперы на исторические сюжеты М. П. Мусоргского, А. П. Бородина. Русская музыка переживала взлет в своем развитии. Появляется плеяда талантливых музыкантов: М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи. Мировое признание получает выдающийся композитор П. И. Чайковский. К концу века расцвел талант А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова.

Башня Адмиралтейства. Архитектор А.Д.Захаров. 1805-1815.



А. Н. Скрябин. Прометей, Обложка нот. Художник Ж.Дельвиль. 1911.

Театр в России, как и другие виды искусства, отразил в себе черты романтизма. Русский сценический романтизм в начале XIX в. складывался также под воздействием освободительных героических идеалов декабристов. Наиболее известным было творчество трагических актеров Е. С. Семеновой и А. С. Яковлева. Последекабристский романтизм представлял актерский гений П. С. Мочалова. Он потрясал зрителей необузданной мощью душевных сил, глубиной трагической интерпретации общественной темы.

К середине XIX в. в театре господствует уже другое направление — реализм. В отличие от романтизма, реалистическая театральная драма изображает не демонического бунтаря, противостоящего обществу, а человека, несущего отчетливо выраженные черты современного общества. Художественное богатство и многообразие этого направления выразилось в драматургии А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького. В России реализм утвердился как традиция национального искусства. Реализм потребовал от актеров тонкой индивидуализации образов, полноты внутреннего перевоплощения.

Большое значение приобрела в истории театра деятельность актеров И. И. Сосницкого, А. Е. Мартынова, М. Н. Ермоловой, А. П. Ленского, М. С. Щепкина.

Театральное искусство к концу века достигло высокого уровня развития. Классики русской литературы работали для театра и создали яркие драматические произведения. Ведущим драматическим театром XIX в. был Малый театр, который развивал реалистические традиции. В 1898 г. открылся Московский Художественный театр. Во главе его стали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.

Особую роль в русском искусстве конца XIX в. играл балет. Имя М. И. Петипа вошло в мировую историю хореографического искусства. Его ранние спектакли отличались сюжетной цельностью и яркостью образов романтического направления. В дальнейшем складывалась новая эстетика монументального балета, которая создавала обобщенные образы больших танцевальных ансамблей. Петипа, опираясь на мощную музыкальную выразительность, отразив ее в танцевальном движении, достиг художественного и технического совершенства. Значительным явлением был приход композиторов-симфонистов в балетный театр. Наиболее известными были спектакли «Спящая красавица» на музыку П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, поставленные Петипа, а также «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Чайковского, поставленные Л. И. Ивановым и Петипа.

Таким образом, пролистывая страницу истории русской культуры, можно сравнить ее с эпохой Возрождения мировой истории. Породив «золотой век» русской литературы и «серебряный век» русской философии, культура России уверенно вошла в мировую.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 608.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...