Европа и древнерусские земли 4 – 9 вв. Основы политической, социально – экономической и культурной организации восточных славян.
Предмет, функции и источники истории как науки. Методологические основы изучения исторического процесса.
История –это рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано и исследовано.
Предметом изучения истории являетсядеятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.
История выполняет целый ряд функций:
1) Познавательная - выявлении закономерностей исторического развития.
2) Воспитательная -способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.
3) Прогностическая -заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.
4) Функция социальной памяти -заключается в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.
5) Практически-рекомендательная - помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
Исторические источники – все остатки прошлого в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни.
Классификация источников: ( Ковальченко И.Д) 1) Вещественные 2) Письменные 3) Изобразительные ( худ. работы) 4) Фонические ( документы аудио и видео ряда)
Методы изучения истории:
1) Хронологический
2) Хронологическо-проблемный метод- по периодам эпохам пробем
3) Проблемно-хронологический-исследует одну сторону развитя гос-ва
4) Синхронический-установление связей между опр обьектами и явлениями
5) Ретроспективный-причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события
Периодизация всемирной истории. Восточная и западная формы цивилизационных пространств.
Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды.
Периодизация всемирной истории:
1) Первобытное общество (2 млн. лет назад – 4 тысячелетие до н.э.)
2) Древний мир ( 5 тысячелетие до н.э. – сер. 1 тыс. н.э.)
3) Средние века (476 г. – сер.17 в.)
4) Новое время (сер. 17 в. – начало 20 в.)
5) Новейшая история ( 1918 г. – начало 21в.) Культура Запада основана главным образом на христианских ценностях, а культура Востока сформировалась на основе ислама, буддизма, индуизма и др. на Западе в характере людей преобладают такие черты, как индивидуализм, личная ответственность и инициатива, а на Востоке - общинность, а следовательно, коллективная ответственность. Таким образом, Запад" и "Восток - это не столько географические, сколько экономические и в первую очередь культурные понятия.
Существуют две точки зрения. Согласно одной, Восток - неславянское, преимущественно нехристианское население как европейской, так и азиатской части страны. Другая точка зрения отрицает существование общеевропейской цивилизации. Согласно данной теории, есть две христианские цивилизации: одна - собственно западная, а другая, противостоящая ей, - восточнохристианская.По мнению приверженцев подобного взгляда, в нашей стране Восток соседствует с особым, славянским, миром, поэтому России уготован собственный путь развития, не похожий ни на какой другой. В XIX в. защитников этих теорий назвали соответственно западниками и славянофилами..
ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ - НЕОКОНЧЕННЫЙ СПОР Ярко выраженным "западником" являлся Пётр I. Вся его деятельность была направлена на приобщение России к европейским ценностям и прошла в ожесточённой борьбе со старой аристократией, не желавшей расставаться с привычным укладом жизни. Сами понятия "западник" и "славянофил" появились довольно поздно, в середине XIX в. Славянофилы того времени выступали за особый путь развития России, принципиально отличный от западного. Они считали, что необходимо развивать собственную - русскую или "общеславянскую" - культуру, в определенной мере отгородившись от Запада. Другие, неевропейские народы страны, по мысли славянофилов, необходимо приобщать к славянским, а в религиозном плане - к православным ценностям. Западники видели путь развития России совсем иным. По их мнению, славянские народы России должны воспринять западную культуру и политические идеалы, а потом распространить эти идеалы среди других народов страны.
Россия в мировом цивилизационным пространстве: основные специфические черты и этапы российской империи.
Цивилизации — это человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты
Четыре основных типа цивилизации: 1) природные сообщества; 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации.
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация)— исторически первый тип цивилизации,сформировавшийся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке
Характерными чертами восточной цивилизации являются: 1. Традиционализм. 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Коллективизма. 6. Политическая преобладание государства над обществом.
Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуализм, 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.
Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация— исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до конца XX столетия. Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии 2) как результат слияния науки и производства происходит научно-техническая революция, существенным образом изменившая взаимоотношения человека и природы; 3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриальное общество.
Европа и древнерусские земли 4 – 9 вв. Основы политической, социально – экономической и культурной организации восточных славян.
В эпоху великого переселения народов в III - VI вв. н.э. славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне разделились на несколько групп:
1)Одна часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян
2)Другая часть славян переселилась севернее. Их станут называть западными славянами
3)Третья часть славян двинулась на северо-восток, на Восточно-Европейскую равнину. Позже они получат название восточных славян
Соседи восточных славян. Восточно - Европейская равнина ещё до прихода сюда славян была заселена различными племенами. На Балтийском побережье и на севере равнины проживали балтийские (литва, жмудь, пруссы, и др.) и финно-угорские (финны, эстонцы, угры, коми, ханты, манси и др.) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением. На востоке и юго-востоке ситуация была иной. Там к Восточно - Европейской равнине примыкала Степь. Соседями восточных славян стали степные кочевники - тюрки (алтайская семья народов, тюркская группа).
-В середине VI в. в низовьях Волги находилось государство тюрков - Аварский каганат. В 625 г. Аварский каганат был разбит Византией и перестал существовать.
-В VII - VIII вв. здесь же появляется государство других тюрков
– Булгарское царство. Затем Булгарское царство распалось.
-На нижней Волге и в степях между Каспийским и Азовскими морями полукочевые тюрки создали Хазарский каганат. Хазары установили свое господство над частью восточно-славянских племен, многие из которых платили им дань до IX века. На юге соседкой восточных славян была мощная Византийская империя (395 - 1453) со столицей в г. Константинополе (на Руси его называли Царьград). На западе восточные славяне соседствовали с родственными чехами и поляками.
Территория восточных славян. В VI - VIII вв. у восточных славян шел процесс разложения первобытнообщинного строя, зарождения феодальных отношений и складывания предпосылок для образования государства. В VIII - IX вв. они занимали обширную территорию от Карпатских гор на западе до Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере и до среднего течения Днепра на юге.
Занятия славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Славяне возделывали пшеницу, рожь, ячмень, также сажали репу и другие культуры. Южные районы опережали в своем развитии северные, так как здесь была более плодородная земля и мягкий климат.
Во II - V вв. у славян лесной полосы господствовала подсечно-огневая система земледелия: сначала деревья срубали, когда они высыхали, их поджигали и образовавшуюся золу использовали как удобрение. В этих районах настоящей пахоты не велось, использовались орудия труда, которые взрыхляли почву: мотыга, борона У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия - перелог: поле засевалось несколько лет подряд, затем несколько лет отдыхало, затем снова распахивалось и засевалось. Здесь использовались орудия труда для горизонтальной вспашки: соха, рало и плуг с лемехом из железа.
К IX в. пашенное земледелие у восточных славян стало господствующей отраслью хозяйства. Немаловажное значение имело скотоводство (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот). Подсобное значение имели охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Важное место в хозяйстве занимало ремесло,но оно еще не отделилось от земледелия. Археологические раскопки показывают, что широкое распространение получило гончарное и кузнечное дело.
Общественные отношения.
В VI-VIII вв. у восточных славян происходил переход от первобытнообщинного строя к феодализму. Феодальные производственные отношения основываются на собственности феодала на основное средство производства - землю и неполной собственности на феодально-зависимого работника. Последняя стадия перехода от первобытнообщинного строя к феодализму у восточных славян получила название военной демократии. Важнейшие вопросы в жизни каждого племенного союза решались на народных собраниях, так называемых вечевых сходах, которые сохранились у славян и в средневековье. Вече из представителя знатного рода выбирало военачальника, князя. С течением времени все чаще власть князя становилась наследственной.Следует отметить, что славяне жили в условиях постоянных войн, поэтому с самого начала русской истории роль князя в обществе становится необычайно высокой. Князь нуждался в военной силе, на которую бы мог опереться. Рост прибавочного продукта позволял князю и племени содержать людей, основным занятием которых стало военное дело. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из княжеских управителей и послов. Они имели особо привилегированное положение, и им стала передаваться общинная земля. Младшие дружинники находились при князе. В их обязанности входило ведение княжеского хозяйства и управление его двором. Итак, отношения князя и дружины строились на личных связях. Дружина была предана лично князю и не подотчетна народному собранию - вече. При этом князь выступал как "первый среди равных". Он зависел от своих дружинников не меньше, чем они от него. В военное время опорой князя становилось также ополчение. Оно делилось на "полки" и "сотни". Во главе каждого подразделения стояли тысяцкие и сотские. Со временем военно-дружинная знать, опираясь на военную силу, стала оттеснять родоплеменную верхушку от власти. В VIII-IX вв. военно-дружинная знать объявляет себя собственником всей общинной земли Отныне она существует не за счет военной добычи и добровольный приношений соплеменников, а за счет налога на землю - дани. Дань распределяется между всеми членами военно-дружинной знати. Поэтому важной функцией дружины был сбор дани. Она собиралась с подчиненных князю племен. Походы за сбором дани назывались "полюдье". Так у восточных славян к IX в. начался переход к феодальным отношениям. Военно-дружинная знать окончательно захватила власть в обществе, общество раскололось на знать, дружину, простых общинников, что вызывало недовольство последних. Необходим был государственный аппарат для поддержания власти военно-дружинной знати.
Города. В IХ в. у восточных славян было не менее 24 больших городов, окруженных крепостными укреплениями. Города обычно возникали у слияния рек, на высоком холме. В IХ в. возник великий торговый путь - "из варяг в греки". Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути. Другой важной артерией был Волжский торговый путь, по которому можно было дойти до Каспийского моря, "из варяг в персы". Благодаря этому торговому пути осуществлялась активная торговля со странами Востока Верования восточных славян. В догосударственный период и в первые века существования Древнерусского государства у восточных славян было широко распространено язычество. У восточнославянских племен был свой пантеон языческих богов. Славянские боги олицетворяли разнообразные силы и явления природы или отражали социальные и общественные отношения того времени. У каждого крупного племени были свои, местные почитаемые боги и божества Наиболее яркой стороной языческого мира являлись обряды С принятием христианства в 988 г. язычество постепенно уступает православию свои лидирующие позиции. К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально - экономических и политических предпосылок для образования государства: 1) социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине; произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, происходил постоянный рост городов и внешней торговли; шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина; 2) политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы; с конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; 3) внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности; проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления на Восточно - Европейской равнине. В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманнами, викингами, а на Руси - варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами.
Норманнская теория.
Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманнской теории образования Древнерусского государства.
В наши дни норманнская теория зачастую трактуется следующим образом: всё, что-либо значительное в России создано иностранцами и под руководством иностранцев. Русские к самостоятельному государственному творчеству неспособны. Итак, сейчас полностью доказана научная несостоятельность норманнской теории, которая объясняет возникновение Древнерусского государства как результат иноземного вмешательства, а не объективных факторов внутреннего развития восточных славян. Образование государства Русь имело огромное значение, прежде всего, для восточных славян. Государство обеспечивало им условия для бытия среди других народов в мировой истории, позволило им со временем консолидироваться в уникальный и самобытный русский народ.
|