Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антиинфляционное регулирование




Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных регуляторов с государственным регулированием.

Рассмотрим особенности антиинфляционной политики на примере России. Поскольку рыночные отношения в России только формируются, необходимо, прежде всего, определиться с целями и границами реформ, проводимых в стране с учетом социально-экономических последствий. В связи с этим финансовая стратегия государства должна быть направлена на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования.

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.

Важной задачей в борьбе с инфляцией является преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта редукции, в том числе экспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров, а не спаду производства, как это происходит при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса.

Большое значение в антиинфляционной политике имеет структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве и секторе услуг.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги. Необходимо государственное вмешательство в ликвидацию ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Как и во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой, должна быть создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами и правительством по всей технологической цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.

В результате может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики, связанной с формированием и развитием единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимных интересов и интересов России.

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:

· сокращению количества взимаемых налогов и их ставки;

· отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;

· пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен: отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, платы за землю, налога на имущество и т.д.;

· изменению методики налогообложения;

· ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;

· регулированию перераспределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов.

Для сдерживания инфляции важно определить пределы внешних заимствований и предоставления российских кредитов иностранным государствам. Пока внешние заимствования России значительно превышают возможности страны по возврату текущих платежей. Необходимо активнее использовать различные формы регулирования обязательств страны и реализации ее долговых активов.

Важным направлением в антиинфляционной политике является дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.

Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе возвращения российских капиталов, ослаблении зависимости страны от иностранных капиталов.

Необходимо нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств.

Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта: переход с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, а сокращение объема наличных денег сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, используемой на восстановление хозяйственных связей, подъем производства. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков, как это используется в мировой практике (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов в ЦБ РФ).

Отказ от использования кредитов ЦБ РФ для финансирования дефицита федерального бюджета и сокращение льготных централизованных кредитов коммерческим банкам служат существенными факторами борьбы с инфляцией. Централизованные ресурсы ЦБ РФ распределяются через кредитные аукционы, в практику вводятся новые рыночные инструменты рефинансирования коммерческих банков, которых пока еще недостаточно.

В настоящее время Центральный банк РФ расширяет свои операции на рынке ценных бумаг с целью привлечения средств для неэмиссионного финансирования дефицита государственного бюджета, что является ключевым положением для антиинфляционной политики. Он продолжает проводить курс на постепенное повышение срочности государственных долговых обязательств. Вместе с тем отсутствие надлежащего государственного регулирования рынка ценных бумаг ведет к тому, что аккумулируемые этим рынком средства не инвестируются в производство, а используются на спекулятивные операции.

Большое значение для борьбы с инфляцией имеет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране.

Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений, и безусловного выполнения существующего законодательства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...