Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛАСтр 1 из 2Следующая ⇒
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Культурный уровень современного человека наряду с другими сторонами характеризуется информационной культурой, проблема формирования которой сегодня очень актуальна. Одной из целей информатизации высшего образования является подготовка специалистов, владеющих информационной культурой и умеющих правильно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности. Необходимым атрибутом профессиональной пригодности юриста в современном обществе является умение использовать информационные технологии, их инструментарий и методологию работы с информацией правового содержания. К числу таких информационных технологий, прежде всего, следует отнести технологии обработки текстовых, числовых и графических данных, сетевые информационные технологии, технологии автоматизации офиса, технологии экспертных систем и др. В течение последних лет в Республике Беларусь формируется и активно развивается новое научно-практическое направление - правовая информатизация. Для этого создан Национальный центр правовой информации (НЦПИ), который непосредственно подчиняется Администрации Президента Республики Беларусь. Поэтому возникает потребность в специалистах, которые владеют основными приемами и методами использования информационных технологий и в этой сфере. При составлении программы курса учитывалось, что предмет «Информационные технологии в правоведении» для студентов специальностей «Правоведение» должен, с одной стороны, быть достаточно широким, чтобы играть развивающую, гуманитарную роль, с другой стороны, содержательным, чтобы студенты научились решать типовые прикладные задачи, возникающие в работе юриста. Целью изучения курса«Информационные технологии в правоведении» является подготовка специалистов-юристов к использованию информационных технологий, базирующихся на применении современных средств вычислительной техники и сетевых технологий в качестве инструмента для решения задач в предметных областях. Задачи изучения дисциплины. Основная задача курса – на основе имеющихся у студентов общих сведений по информатике (в объеме средней школы) освоить основные вопросы, связанные с компьютерными технологиями и информационные аспекты правовой деятельности. Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста с высшим образованием.Дисциплина «Информационные технологии в правоведении» занимает важное место в системе подготовки специалиста-юриста. Будущие специалисты должны иметь четкое представление об использовании компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности. К числу таких технологий следует отнести технологии обработки текстовых, числовых и графических данных, сетевые информационные технологии, технологии автоматизации офиса и др. Связь с другими учебными дисциплинами. Дисциплина «Информационные технологии в правоведении» является неотъемлемой частью современных юридических знаний и связана с рядом других дисциплин типовых учебных планов: «Делопроизводство», «Гражданский процесс», «Уголовный процесс», «Правовая информатика» и др. Полученные при изучении дисциплины знания и навыки будут востребованы при изучении специальных дисциплин юридической направленности и станут инструментом для грамотного выполнения и оформления рефератов, курсовых и дипломных работ. В результате изучения дисциплины студенты должны: знать: – базовые понятия информационных технологий; – устройство компьютерной техники, назначение различных устройств; – принципы хранения, обработки и передачи информации; – стратегии применения программных продуктов. уметь: – использовать информационные ресурсы для сбора информации, ее описания и систематизации, для поиска, использования, анализа и представления собственной информации; – систематизировать и оформлять опыт, навыки, знания, адаптироваться в изменяющемся и расширяющемся информационном потоке, выбирать информационные ресурсы; – осуществлять элементарное взаимодействие с сервисными и прикладными программами; – определять области эффективного применения вычислительной техники; – пользоваться известными пакетами прикладных программ для решения задач по специальности; – использовать средства Internet для эффективного обмена и поиска информации; – разрабатывать интерактивные Web-документы. Освоение дисциплины «Информационные технологии в правоведении» должно обеспечить формирование следующих компетенций. 1. Требования к академическим компетенциям специалиста Специалист должен: - АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. - АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. - АК-3. Владеть исследовательскими навыками. - АК-4. Уметь работать самостоятельно. - АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью). - АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. - АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером. - АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. 2. Требования к социально-личностным компетенциям специалиста Специалист должен: - СЛК-1. Обладать качествами гражданственности. - СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию. - СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. - СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения. - СЛК-6. Уметь работать в команде. 3. Требования к профессиональным компетенциям специалиста Специалист должен быть способен: - ПК-4. Анализировать и оценивать собранные данные. - ПК-5. Владеть современными средствами телекоммуникаций. - ПК-6. Готовить доклады, материалы к презентациям. - ПК-21. Осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью. Дисциплина «Информационные технологии в правоведении» изучается на 2 курсе специальности «Правоведение» дневной формы обучения, рассчитана всего на 80 часов, из них аудиторных 40 часов. Распределение аудиторных часов по видам занятий: лекций – 8 часов, лабораторных занятий – 20 часов, УСР – 12 часов. Форма контроля знаний – диф. зачет. Дисциплина «Информационные технологии в правоведении» изучается на 1 курсе специальности «Правоведение» с/сдневной формы обучения, рассчитана всего на 80 часов, из них аудиторных 16 часов. Распределение аудиторных часов по видам занятий: лекций – 4 часов, лабораторных занятий – 12 часов. Форма контроля знаний – диф. зачет. Дисциплина «Информационные технологии в правоведении» изучается на 2 курсе специальности «Правоведение» заочной формы обучения, рассчитана всего на 80 часов, из них аудиторных 8 часов. Распределение аудиторных часов по видам занятий: лекций – 2 часов, лабораторных занятий – 6 часов. Форма контроля знаний – диф. зачет. Дисциплина «Информационные технологии в правоведении» изучается на 1 курсе специальности «Правоведение» с/сзаочной формы обучения, рассчитана всего на 32 часа, из них аудиторных 6 часов. Распределение аудиторных часов по видам занятий: лекций – 2 часа, лабораторных занятий – 4 часа. Форма контроля знаний – диф. зачет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел IСовременные информационные технологии в правотворческой деятельности
Модуль 1.Концептуальные основы информационных технологий. Персональный компьютер в системе рабочих инструментов юриста. Понятие информации и информационных технологий. Информатизация и компьютеризация. Классификация и виды информационных технологий. Взаимодействие информации и права. Исторические сведения о развитии и становлении вычислительной техники и информационных технологий. Предпосылки и значение использования компьютерных технологий в юридической деятельности. Проблемы внедрения информационных технологий в правоохранительной деятельности. Государственная система правовой информации Республики Беларусь. Обобщенная структурная схема ЭВМ. Назначение и характеристика основных устройств ЭВМ. Назначение, характеристика и принципы работы основных устройств компьютера. Дополнительные устройства компьютера. Электронная оргтехника, применяемая в деятельности юриста.
Раздел IIПрограммное обеспечение информационных технологий правотворчества
Модуль 2.Аппаратное оснащение и программное обеспечение персонального компьютера. Антивирусное программное обеспечение. Назначение, характеристика и принципы работы основных устройств компьютера. Дополнительные устройства компьютера. Программное обеспечение и его классификация. Понятие операционной системы, виды, назначение, характеристика. Возможности конфигурирования операционной системы на примере MicrosoftWindows. Стандартные и служебные программы операционной системы Windows. Файловая система. Предпосылки возникновения свободно распространяемого программного обеспечения и программного обеспечения с открытым кодом. Виды свободно распространяемых программ: основные возможности и недостатки. Понятие «вирус», «спам», «вредоносное программное обеспечение». Классификация вирусов и вредоносного программного обеспечения. Способы заражения. Антивирусное программное обеспечение: виды, назначение, характеристика.
Модуль 3.Текстовый процессор как типовое программное средство юриста Текстовые процессоры: назначение, виды, характеристика, возможности. Свободно распространяемые текстовые процессоры. Создание, форматирование, редактирование, рецензирование, печать документов. Расширенные возможности текстового процессора: работа с таблицами, внедрение и связывание объектов, создание графических объектов. Работа с большими документами: создание оглавления, предметного указателя, вставка ссылок, сносок, разделов, колонтитулов, создание гиперссылок.
Модуль 4.Применение табличных процессоров для анализа числовой информации Табличные процессоры: виды, назначение, характеристика. Основные понятия электронных таблиц: строка, столбец, ячейка, данные, ссылки. Создание, форматирование, редактирование таблиц. Вычисления в таблицах. Математические и статистические расчёты. Основные принципы построения и работы с диаграммами в табличном процессоре. Работа с таблицами как с базой данных юридического содержания. Поиск, сортировка, фильтрация данных в соответствии с критериями, подведение итогов.
Модуль5.Систематизация и обработка массивов данных юридического содержания с помощью СУБД Понятие и классификация СУБД. Приложение MicrosoftOfficeAccessкакинструмент для создания баз данных. Объекты Access: таблицы, запросы, формы, отчеты. Режимы работы с Access: режима мастера, режим таблиц, режим конструктора. Проектирование и создание базы данных юридического содержания. Обработка и анализ информации в базах данных: фильтры, запросы, отчеты, сортировка.
Модуль6.Мультимедийные презентации как инструмент визуализации и наглядного представления информации Актуальность и основные направления использования мультимедийных презентаций юристами. Назначение, возможности программ создания мультимедийных презентаций. Использование программы PowerPointдля разработки презентаций. Создание презентаций на основании встроенных шаблонов. Разработка содержания, выбор структуры, дизайна, параметров показа электронной презентации вPowerPoint.
Модуль 7. Компьютерные сети в информационном обществе Назначение и особенности информационно-вычислительных сетей, виды, классификация, топология. Интернет технологии. Характеристика основных видов услуг, предоставляемых сетью Интернет. Представление правовой информации в сети Интернет. Поиск правовой информации в сети Интернет (работа с браузерами, использование систем поискаинформации). Учебно-методическая карта дисциплины специальность «Правоведение»2 курс, дневная форма обучения
Учебно-методическая карта дисциплины специальность «Правоведение» 2 курс, дневная форма обучения
Учебно-методическая карта дисциплины специальность «Правоведение» с/с 1 курс, дневная форма обучения
Учебно-методическая карта дисциплины специальность «Правоведение» 2 курс, заочная форма обучения
Учебно-методическая карта дисциплины специальность «Правоведение» с/с 1 курс, заочная форма обучения
|