Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнения для понимания смысла текста




1. Озаглавливание текста – т.е. поиск главной мысли.

2. Словарная работа. Чтение слов и подробное объяснение их лексического значения (стихи Пушкина – много устаревших слов, значение не ясно). Иногда применять толковый словарь.

3. Определение темы текста, главной мысли, сколько всего мыслей (ОГПУ).

4. Деление текста на логические части, составление плана.

5. Подбор иллюстрации к тексту (по ходу повествования разложить картинки, убрать лишние картинки, пересказ после чтения)

6. Определение типа текста (художественный или научный, рассказ, повествование).

7. По иллюстрации определить содержание текста (догадаться, потом прочитать и проверить).

8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа. (Можно пиктограммы)

9. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика. Можно задать вопросы вразнобой, не по хронологии. Задать вопрос, потом сканирующим чтением найти ответ в незнакомом тексте

(Так учить работать с ДЗ – сколько ?, столько главных мыслей).

10. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

11. Чтение для подготовки к пересказу – мотивация, постановка цели как можно детальнее запомнить.

12. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

13. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

14. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

15. Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно: «Шел дождь. – Шел сильный дождь. – Шел сильный осенний проливной дождь. – Вечером шел ...»)

16. Составление кроссвордов по тексту – ДЗ или на уроке. Дать чужой кроссворд и текст для выполнения.

17. Фантаграммы. Различные фантазии при работе с текстом:

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание (Колобок в джунглях);

б) придумать продолжение рассказа, сравнить с окончанием автора;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

18. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким (можно на ДЗ придумать каверзный вопроса).

19. Подбор загадок к отдельным словам из текста (Сидел летом серенький, зимой беленький под зимой и летом одним цветом) – развивает языковую догадку и воображение.

20. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

21. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста. Можно дать 5-7 поговорок на выбор, а дети выбирают нужную.

22. Составление ребусов к словам из текста – прячем слоги, буквы.

23. Поиск в тексте смысловых несуразностей. Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста. (Задание: Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления).

В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 490.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...