Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения




Упражнения для развития техники чтения

*** Чтение с закладкой.Закладка движется на читаемой строке, закрывая уже прочитанный слог слева от ученика. Это исключает повторы и ускоряет чтение.

 

1. Чтение про себя со звуковыми помехами (для подавления артикуляции. Затем пересказать текст или ответить на вопросы): во рту колпачок, звучит музыка или ребенок отстукивает ритм (малыши просто ритмично стучат, либо им стучит учитель, более взрослые отстукивают сложный ритм)

2. Чтение вслух с артикуляцией (скороговорки, интонация, выражение).

3. Чтение хором (с исправлением ошибок, не бубнить) – дети догоняют друг друга, подтягиваются, а торопящиеся не суетятся, читают со всеми.

4. Чтение жужжащее:

а) все читают в своем темпе, но не в полный голос;

б) все читают про себя, а вслух жужжат, как насекомое.

в) «Канон».Один ребенок начинает читать текст, другой читает то же, но отстает от первого на 3-4 слова (как при пении канона).

5. Чтение в темпе скороговорки (любой текст. Можно начать с одного предложения и постепенно увеличивать объем текста на один вдох).

6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу. Смена чтеца по знаку: хлопку, называя имя – так лучше концентрация, т.к. не знают, кто следующий).

7. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз (по порядку, затем текст нужно пересказать).

8. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах («ёлочка» на увеличение см. Зотов, впоследствии можно и на убывание) – приучают переключаться с короткого на длинное, видеть слова целиком. Читать хором / по одному, меняться по команде.  

9. Бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно) – удерживает внимание, объединяет детей, сплочает.

10. «Очередь» = «Эхо» (сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст в том же темпе, с той же интонацией) – начать со столбиков, затем предложения и тексты.

11. «Буксир» (парами учитель + ученик, лучшее для прогресса)

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

12. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену. Когда ведут дети, это смысловое чтение.

13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение в знакомом тексте, дети быстро его находят и дочитывают все вместе (сканирование, беглое чтение про себя, понимание) Можно взять столбики слов.

14. «Прыжки». Чтение вслух через слово, затем рассказать, о чем был текст.

15. «Первый и последний». Чтение вслух первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении, а затем называние слова целиком / пересказ предложения.

16. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением на последнем слоге; в нем Х гласных и У согласных и др.).

17. «Кто быстрее?» На доске или карточках написаны короткие предложения, на столе лежат тексты (около 3-5 штук). По сигналу ученики ищут в текстах данные предложения.

 

18. «Фотоглаз»:

  а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

  б) учитель показывает кадр диафильма, дети должны вспомнить подпись к нему.

19. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

20. «Угадай»: антиципация слов, предложений, пословиц (объяснить значение непонятных слов из текста своими словами); либо чтение текста через решетку.

21. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации (например, ищут ответ на вопрос: имя главного героя, возраст – ищут опорные слова). Варианты этого упражнения:

а)  "Спринт".Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные перед чтением вопросы. проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

б)"Чтение-разведка"Оно используется с целью обучения детей вертикальному чтению. Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы. Так дети учатся находить в тексте главное. На уроках русского языка Можно предложить поиграть в разведчиков, т.е. найти в тексте словарные слова или слова на какое-то правило.

22. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.

23. Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

         ПЫлеСОС            СнеГИри

         ВоРОбьИ              ТЕтерЕВочЕК

24. «Хвосты». Чтение только второй половины слов. Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями. (Задание: Прочитай текст, произнося вслух только подчёркнутую часть слова).

25. «Заколдованное слово». Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок (на хорошо знакомые, привычные образы и на новые) и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.



Упражнения для формирования навыков выразительного чтения

 

1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов

(см. Зотов БА – ВЫ – ГО; ЫЦ – УШ – ЕМ; кот – фыц – рев – дым).

2. Чтение скороговорок (на одном выдохе несколько разных или одну несколько раз).

3. Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

4.  «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд (читаем их громче, чем остальное слово, или всё слово про себя, а окончание вслух).

5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении (можно все по очереди, обратить внимание на смысл «Наша Таня громко плачет»).

6. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений из текста.

7. Чтение одного предложения с разной интонацией. (Можно весть текст прочитать с вопросительной или с восклицательной интонацией).

8. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца, затем стараться читать на одном выдохе как можно больше.

9.  «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, текста, ученики повторяют его с той же интонацией. Дать детям придумать интонацию, а все повторяют.

10. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса – дети помечают значками /,  | и т.п.

11. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса, артикулируя всё чётче.

12. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.

13. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).

14. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

15. «Чтение по ролям». Ребенок выбирает себе героя, подбирает ему голос, тембр, интонацию (развивает речь, снимает внутренние барьеры, т.к. читает герой, а не я)

16.  «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки, Бабу Ягу голосом Пятачка).

17. Инсценирование – вслепую выбрать маску, реквизит, войти в роль (снимает стеснение и страх. Можно устроить кукольный театр).

18. Чтение по ролям без слов автора – ребенок сам ищет свои слова, а слова автора выпускаются, не читаются (Например, про Дениску Кораблева).

19. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно (типа концерта, выбор произведения самостоятельный, жюри из детей же).

20. Дикторское чтение.

а) Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

б) Текст пишется на рулоне обоев, который двое помощников сворачивают. Диктор читает, не подавая вида, что читает, как рассказывает, с выражением.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 467.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...