Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Использование игровых методов обучения в работе с дошкольниками.




Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. Обучение детей должно стать развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания.

Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый педагог. На данный момент недостаточно освещен вопрос о закономерностях возрастных и индивидуальных особенностей развития мотивации детей. Важной задачей педагога является сформировать у детей интерес к занятиям и стойкую речевую мотивацию.

Мотивация (от лат. movere - приводить в движение, толкать) — вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Для каждого занятия нужно продумать игровую мотивацию с целью вызвать у детей интерес к занятию, создать состояние увлечённости, умственного напряжения и направления усилия детей на осознанное освоение знаний, умений, навыков.

Мотивация определяет “программу” игровых действий. При этом учитываем следующие условия:

1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

4. Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.

5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

6. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников.

7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.

В системе коррекционной работы по формированию речевой, познавательной мотивации, а также на занятиях по развитию речи, индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений, по обучению детей грамоте, целесообразно активно использовать нетрадиционные формы организации и проведения занятий, таких как:

- с использованием ИКТ или ЦОР;

- построенные по принципу взаимообучения, индивидуализации;

- проводимые по аналогии с популярными телевизионными играми (“Поле чудес”, “Умники и умницы”, “Как стать миллионером” и др.);

- КВНы;

- конкурсы;

- экскурсии;

- аукционы и др.

Особый акцент в этой деятельности сделан на игру не случайно, ведь игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Педагог, ведя игру, опирается на мотивы обучения детей – дает предвосхищающую положительную оценку действиям каждого игрока, фиксирует их достижения, привлекает интересным, доступным для детей способом коррекции речевых отклонений, привлекает дошкольников к контролю над звукопроизношением своей речи и своих сверстников, их нежелание или невозможности преодолевать трудности. Иначе говоря, обеспечиваются индивидуальный подход к формированию мотивации детей с нарушениями речи к коррекционным занятиям.

Игровые методы, упражнения используемые в работе позволяют решить сразу несколько задач:

Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения.

Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде.

Использование игровых приемов с игрушками, картинками, предметами поможет эффективно провести автоматизацию звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Как провести занятие разнообразным, интересным, продуктивным? Что нужно для этого сделать?

1. Подобрать яркие, привлекательные предметы или игрушки соответствующие названию игры.

2. Продумать, откуда брать и на что раскладывать предметы или игрушки.

3. Презентацию игры проводить с одним ребенком.

4. Наблюдать за самостоятельной работой ребенка.

5. Подбирать разные предметы или игрушки к одной и той же игре.

6. Предложить ребенку самому подобрать материал.

7. Предложить ребенку продемонстрировать свой вариант игры.

8. Поощрять самостоятельность (фишками, похвалой, демонстрацией перед группой детей и взрослых).

9. Для родителей детей с речевыми нарушениями на стенде сделать раздел “Я придумал сам”.

Правила и последовательность проведения речевых игр:

1. Презентация игры педагогом.

2. Совместная работа педагога с ребенком (обучение).

3. Самостоятельная работа ребенка.

4. Поиск ребенком своего нового варианта игры.

5. Совместная работа педагогом c ребенком (коррекция варианта игры ребенка).

6. Самостоятельная работа ребенка над своим вариантом игры.

7. Презентация ребенком своего варианта игры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...