Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Краткое содержание главы Размышления и страх смерти




• Жители Соединенных Штатов, как правило, отрицают смерть, проявляя в то же время чрезмерную озабоченность ею.

• В предшествующие исторические периоды смерть была обычным событием, которое, как правило, происходило дома. В XX веке большинство людей умирало в больницах.

• Активное принятие реальности смерти означает соблюдение разумных предосторожностей.

• Раньше люди не хотели обсуждать смерть, но сейчас ситуация меняется.

• Личное восприятие смерти и культурные традиции зачастую играют решающую роль в том, боится ли человек мыслей о собственном уходе из жизни и озабочен ли он ими.

Встреча с собственной смертью

• Людям, которые не сталкиваются с реальностью скорой смерти, может понадобиться больше времени, чтобы приспособиться к этому явлению.

• Обретение смысла и цели в жизни связано с активной перестройкой философских, религиозных и практических представлений человека.

• Элизабет Кюблер-Росс выделила пять этапов процесса приспособления к близкой смерти: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие, однако они не универсальны.

• Реакции, связанные с умиранием, напрямую зависят от характера заболевания, и особенно это справедливо в случае СПИДа. Многие люди, больные СПИДом, проходят через долгий процесс умирания, что затрудняет принятие смерти и прощение.

• Самоубийства обычны для людей пожилого и среднего возраста. Смиренная смерть и суицидальная эрозия представляют собой еще один способ добровольного ухода из жизни.

• Пожилые люди кончают жизнь самоубийством почти всегда в связи с потерей супруга(супруги).

В поисках гуманной смерти

• Сегодня считается, что умирающим пациентам нужно сообщать об их состоянии и предоставлять им некоторую степень свободы.

• Хосписы предназначены для того, чтобы помочь смертельно больным пациентам как можно полнее прожить остаток их дней, по возможности сохраняя свою независимость. Основная цель работы данных учреждений

818 Часть IV. Взрослость

заключается в том, чтобы помочь пациентам справиться с разнообразными видами боли и соблюсти желания умирающих.

• Многие люди сегодня требуют для себя права на смерть, возможно, посредством облегченного самоубийства, пассивной и даже активной эвтаназии.

• Завещание о жизни — документ, в котором подписавший его человек сообщает о желании избежать «героических» или «экстраординарных» мер поддержания своей жизни в случае неизлечимой болезни. Желательно также и составление медицинской силы поверенного.

Горе утраты и скорбь

• Семье и друзьям умершего приходится после его ухода из жизни проходить через ряд краткосрочных и долгосрочных приспособлений. Краткосрочные приспособления — первичные эмоциональные реакции, которые часто называют проработкой горя (утраты). Долгосрочные приспособления связаны с изменением привычек, ролей и сменой форм деятельности.

• После потери любимого человека оставшиеся в живых близкие должны выполнить определенную психологическую работу. Она связана с принятием реальности потери и сменой направленности психологической энергии, ранее вкладывавшейся в отношения с умершим.

• Существует множество первичных реакций на смерть, за которыми может последовать период активной скорби.

• Если перед смертью человек долго болеет или утрачивает часть жизненных функций, его родственники и друзья могут испытывать антиципаторное горе.

• Социальная поддержка, особенно с» стороны сверстников, может помочь оставшимся жить вдовам и вдовцам справиться с горем.

• Люди, прошедшие через целую череду потерь за относительно короткий промежуток времени, могут испытать перегрузку утратами.

• Выражения горя определяются как культурными, так и историческими факторами.

• Некоторые ученые подвергают сомнению общепринятое представление о горе утраты.

• Хроническое горе, или неспособность оправиться от потери, принято рассматривать как патологический процесс скорби.

• Похороны и церемонии поминовения могут создать у оставшихся в живых родных и друзей чувство порядка и преемственности.

• Если умирает ребенок, многие аспекты горя и скорби проявляются интенсивнее, особенно если смерть была неожиданной или наступила внезапно.

Завершая жизненный цикл

• Жизненный цикл каждого человека вплетен в определенный культурный и исторический контекст. Биологические и культурные особенности взаимодействуют на протяжении всего жизненного цикла.

• Смерть и связанные с ней события нередко придают жизни новый смысл.

Глоссарий

Автоматизм(automaticity). Действия, реализуемые без непосредственного участия сознания, без сознательного контроля.

Автономия(autonomy). Сильное желание действовать самостоятельно, уметь управлять физическим и социальным окружением, быть компетентным и успешным.

Авторитарныеродители (authoritarian parents). Родители, приверженные к жесткой системе правил и навязывающие эти правила ребенку; в этой ситуации дети оказывают незначительное влияние на принятие семейных решений.

Авторитетные родители(authoritative parents). Родители, которые осуществляют контроль над детьми, но при этом поощряют взаимодействие и обсуждение устанавливаемых в семье правил.

Адаптация(adaptation). В теории Пиаже — процесс, посредством которого существующие у младенца схемы уточняются, видоизменяются и развиваются.

Аккомодация(accommodation). Термин Пиаже для обозначения акта изменения наших мыслительных процессов, когда новый объект или идея не укладываются в наши понятия.

Активная речь(productive language). Устная или письменная коммуникация детей дошкольного возраста.

Аллели(alleles). Парные гены, занимающие один и тот же локус (место) в гомологичных хромосомах, отвечающие за проявление одного и того же наследуемого признака.

Альтруизм(altruism). Система ценностных ориентации личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности.

Альцгеймера болезнь(Alzheimer's disease). Заболевание, вызывающее слабоумие, происходящее в результате прогрессирующего разрушения клеток головного мозга, особенно коры.

Амниотическая жидкость(amniotic fluid). Жидкость, обволакивающая эмбрион или плод и защищающая его.

Амниоцентез(amniocentesis). Процедура, при которой происходит забор некоторого количества амниотической жидкости с помощью шприца для обследования клеток с целью выявления возможных хромосомных аномалий; проводится на втором триместре беременности.

Андрогинная личность(androgynous personality). Характеристика человека, сочетающего в себе ряд высокоразвитых позитивных аспектов как традиционно мужских, так и традиционно женских черт.

820 Глоссарий

Аноксия(anoxia). Недостаток кислорода, кислородное голодание; может разрушить клетки головного мозга.

Анорексия нервная(anorexia nervosa). Нарушение питания, при наличии которого человек одержим мыслями о недостижимости образа «совершенной» стройности. Может приводить к смертельному исходу.

Антиципаторное горе(anticipatory grief). Эмоциональная подготовка себя к смерти кого-то любимого, например в случаях длительных неизлечимых заболеваний.

Ассертивность(assertiveness). Отстаивание и защита своих прав.

Ассимиляция(assimilation). В теории Пиаже - процесс присоединения новой информации в качестве составной части в уже существующие схемы индивида.

Атеросклероз(atherosclerosis). Отвердевание стенок артерий. Распространенное явление в старости, когда ослабляется способность организма перерабатывать избыток жиров, поступающих с пищей. Эти жиры откладываются на стенках артерий (липидные, главным образом холестериновые, отложения) и, затвердевая, мешают току крови.

Аутосомы(autosomes). Все хромосомы, за исключением хромосом, отвечающих за передачу половых признаков.

База(base). Азотно-углеродно-водородный компонент нуклеотидов.

Базовые пары(base pairs). «Ступенька» на лестнице ДНК; базовые адениновые пары имеют в качестве своей основы только тимин, базовые цитозиновые пары — только гуанин.                              

Бессознательное(unconscious mind). Согласно Фрейду, часть личности, управляющая большей частью нашего поведения без нашего непосредственного осознания этого.

Биоинформатика(bioinformatics). Дисциплина, в которой соединились биология, компьютерные технологии и информатика.

Биологический возраст(biological age). Определение местоположения человека в отношении его предполагаемой продолжительности жизни.

Биоэкологическая модель(bioecological model). Подход, подчеркивающий динамичность и взаимозависимость двух факторов процесса развития человека, начало которого закладывается генетическими данными, а развитие происходит в результате их взаимодействия с различными элементами окружающей среды.

Бисексуал(bisexual). Человек, испытывающий сексуальное влечение и к мужчинам, и к женщинам.

Бластула(blastula). Полая, наполненная жидкостью клеточная сфера, формирующаяся вскоре после зачатия.

Боязнь незнакомых людей и тревога отделения(stranger anxiety and separation anxiety). Чувства беспокойства и тревоги, вызываемые у младенца появлением незнакомых людей или возможностью отделения от заботящегося о нем взрослого. Обе эти реакции проявляются во второй половине первого года жизни ребенка и свидетельствуют, в некоторой мере, о его новой когнитивной способности реагировать на несоответствия своего окружения.

Глоссарий 821

Булимия(bulimia nervosa). Нарушение пищевого поведения, характеризующееся повторяющимися приступами переедания, невозможностью даже короткое время обходиться без пищи и чрезмерной озабоченностью контролированием веса тела, что приводит человека к принятию крайних мер для смягчения «полнящего» влияния съеденной пищи.

Буря и натиск(Sturm und Drang). Термин Анны Фрейд для описания драматического переворота эмоциональной и поведенческой сферы, свойственного подростковому возрасту.

Валидность внешняя(external validity). Степень, в которой эксперимент соответствует тому, как изучаемые в нем феномены происходят в реальном мире.

Валидность внутренняя(internal validity). Проведение эксперимента, позволяющее исследователям получить значимую информацию о причинно-следственных связях.

Взаимная зависимость(interdependency). Взаимосвязь.

Взаимность (синхронность)(mutuality or interactive synchrony). Паттерн взаимного обмена между взрослым и младенцем, при котором каждый из них реагирует и воздействует на движения и ритмы другого.

Внешние факторы работы(extrinsic factors of work). Удовлетворение от работы, получаемое в форме денежной компенсации, статуса и других вознаграждений.

Внутренние факторы работы(intrinsic factors of work). Удовлетворение, получаемое работающими людьми собственно от выполнения работы.

Возрастные часы(age clock). Вид внутреннего временного графика жизни, используемого в качестве критерия развития взрослого человека; способ узнать о том, насколько мы в своем развитии отстаем от ключевых социальных событий, приходящихся на период взрослости, или опережаем их.

Воображаемые зрители(imaginary audience). Характерное для подростков предположение, что другие люди постоянно обращают на них свое критичное внимание.

Воображаемые товарищи(imaginary companions). Товарищи, которых выдумывают себе дети, делая при этом вид, что они реально существуют.

Восприятие(perception). Сложный процесс интерпретации и осмысления сенсорной информации.

Воспроизведение(recall). Способность восстанавливать в памяти информацию об объектах, которые в данный момент отсутствуют.

Воспроизведение (повторение)(replication). Систематические повторения некоторого эксперимента, чтобы убедиться, что полученные в ходе его проведения данные обладают валидностью и подлежат генерализации.

Восстановленная или смешанная семья(reconstituted or blended family). Семья или сожительствующая пара, образованная двумя имеющими детей партнерами.

Восстановленная семья(reconstituted family). Также известна как «семья отчима и мачехи» (stepfamily); новая семья, которая образуется, когда либо отец, либо мать, имеющие детей, повторно вступают в брак.

822 Глоссарий

Восьмидесятилетние (octogenarians). Люди в возрасте 80-90 лет.

Враждебнаяагрессия (hostile aggression). Агрессия, предназначение которой — нанесение вреда другому человеку.

Врожденныеаномалии (congenital anomalies). Также называются дефектами рождения; отклонения, вызываемые генетическими или хромосомными нарушениями, а также действием токсинов и болезнями в ходе пренатального периода.

Всемогущество(magical mastery). Стиль жизни очень старых людей, характеризующийся копингом в виде проекции и искажения реальности.

Выкидыш(spontaneous abortions). Самопроизвольный аборт; изгнание плодного яйца до приобретения плодом жизнеспособности.

Вытеснение(repression). Согласно Фрейду, механизмы, посредством которых эго удаляет неприемлемые и не подлежащие внешнему выражению импульсы, мнимую вину за совершенные «проступки» и другие травмирующие личность мысли в бессознательное. Они скрыты там от сознания человека, но продолжают точно так же беспокоить его.

Гаметы(gametes). Репродуктивные клетки (сперматозоид и яйцеклетка).

Гей(gay). Мужчина, сексуальное влечение которого направлено на других мужчин.

Тендерные роли(gender roles). Роли, которые мы принимаем в результате того, что психологически ощущаем себя мужчиной или женщиной.

Тендерные схемы(gender schemes). Когнитивные стандарты (в том числе стереотипы) относительно того, какое поведение уместно для мужчин и для женщин.

Генетика поведения(behavior genetics). Исследование взаимосвязей между поведением и генетической структурой индивида.

Генетический импринтинг(gene imprinting). Феномен зависимости фенотипа и проявления гена от того, кому из родителей принадлежат гены. Примерами являются синдром Прадера Вилли (PWS) и синдром Энджелмэна (AS).

Генетическое консультирование(genetic counseling). Повсеместно доступное консультирование, помогающее будущим родителям оценить вероятность рождения у них ребенка с генетическими нарушениями и принять соответствующие взвешенные решения.

Генная терапия(gene therapy). Подход, занимающийся лечением генетических заболеваний, которое можно осуществлять в любой момент, от изменения структуры ДНК до изменения процесса синтеза протеинов.

Генотип(genotype). Совокупность генов данного индивида (или группы людей).

Терминальный период(germinal period). Период быстрого роста и первичной дифференциации клеток, начинающийся с момента зачатия и продолжающийся около 2 недель.

Гетерозиготный(heterozygous). Признак, когда две аллели, отвечающие за простую доминантно-рецессивную черту, различаются.

Гипертония(hypertension). Устойчиво высокое кровяное давление, иногда сопровождающееся головными болями и головокружениями.

Глоссарий 823

Гипотеза несоответствия(discrepancy hypothesis). Положение когнитивной теории, согласно которому в возрасте около 7 месяцев младенцы создают схемы знакомых объектов. Когда перед ребенком появляется новое изображение или новый объект, отличающийся от знакомого, он испытывает неуверенность и тревогу.

Глаукома(glaucoma). Повышенное, потенциально разрушительное давление внутри глаза.

Гомозиготный(homozygous). Признак, когда две аллели, отвечающие за простую доминантно-рецессивную черту, одинаковы.

Гомофобия(homophobia). Страх, неприятие, предубеждение и другие негативные установки гетеросексуалов по отношению к гомосексуализму.

Гормон(hormone). Биохимический секрет эндокринной железы, который переносится кровью или другими жидкостями организма к конкретному органу или ткани и выполняет функцию стимулятора или акселератора.

Готовность(readiness). Момент времени в жизни индивида, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта научения.

Готовность к отставке(retirement maturity). Насколько человек подготовлен к выходу на пенсию.

Группа сверстников(peer group). Группа из трех и более человек со сходным статусом, которые взаимодействуют друг с другом и разделяют общие нормы и цели.

Гуманистическая психология(humanistic psychology). Направление психологии, согласно которому люди активно совершают выборы и стремятся к более полному достижению позитивных социальных и личностных целей.

Девяностолетние(nonagenarians). Люди в возрасте 90-100 лет.

Декларируемое знание(declarative knowledge). Фактическое знание; знание того, «что».

Делинквенты(delinquents). Подростки в возрасте 16-18 лет, совершающие уголовные преступления.

Деменция(приобретенное слабоумие) (dementia). Комплекс нарушений, включающий дефекты познания, прогрессирующую амнезию и изменения личности, который может быть обусловлен наступлением старческого возраста.

Детронизация (свержение с трона) старшего сиблинга(dethroning of the older sibling). Потеря старшим сиблингом внимания, направленного только на него, при рождении младшего сиблинга.

Дефицита внимания и гиперактивности синдром (СДВГ)(attention-deficit/ hyperactivity disorder (ADHD)). Неспособность концентрироваться на чем-либо достаточно долго для того, чтобы запомнить это, часто сопровождающаяся неумением контролировать свои импульсивные побуждения.

Диалектическое мышление(dialectical thinking). Мышление, характеризующееся стремлением к интеграции противоположных или конфликтующих мыслей или наблюдений.

824 Глоссарий

Дизиготные (разнояйцевые) близнецы(dizigotic (fraternal) twins). Близнецы, появившиеся в результате оплодотворения двух отдельных яйцеклеток двумя сперматозоидами.

Дискриминация(discrimination). Отношение к другим людям с предубеждением.

Диффузия(diffusion status). Статус идентичности тех, кто не прошел через кризис идентичности и не принял на себя никаких обязательств.

Дневники ребенка(baby biography). Запись данных о прохождении малышом некоторых «поворотных пунктов», например возраста, в котором он начал узнавать части своего тела, ползать на четвереньках, сохранять прямую посадку или ходить.

ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота)(DNA (deoxyribonucleic acid )). Большая сложная молекула, состоящая из атомов углерода, водорода, кислорода, азота и фосфора; содержит генетический код, который регулирует функционирование и развитие организма.

Долговременная память(long-term memory (LTM)). Устойчивая память, являющаяся хранилищем воспоминаний, доступ к которым открыт в течение всей жизни (за исключением случаев мозговых травм, и которые составляют наш общий информационный запас).

Доминантность неполная(incomplete dominance). Некая черта человека, определяющаяся с участием одного рецессивного гена и проявляющаяся вместе с остальными нормальными (доминантными) проявлениями; примером Н. д. является серповидно-клеточная анемия.

Доминантный(dominant). В генетике: один из генов генной пары, обусловливающий проявление конкретного признака. )

Достижения мотивация(achievement mxsnvation). Приобретенная потребность, выражающаяся в настойчивом стремлении к успеху и превосходству.

Естественное или подготовленное деторождение(«natural» or prepared childbirth). Роды, прохождение которых основывается на процедурах, разработанных французским акушером Фернаном Ламазе.

Естественное или полевое наблюдение(naturalistic or field observation). Метод научного познания, когда исследователи в повседневных, стандартных жизненных условиях проводят наблюдение и запись поведения людей, стараясь минимально вмешиваться в происходящее.

Естественный отбор(natural selection). Выживание сильнейшего вида в процессе эволюции.

Женщина-инноватор(innovative woman). В исследовании Аптера женщина, посвятившая себя карьере и по достижении среднего возраста начинающая переоценку своей жизни.

Жестокое обращение с детьми(child abuse). Намеренное нанесение ребенку психологических или физических травм.

Жизнеспособности возраст(age of viability). Период беременности около 24 недель, когда плод имеет 50% шансов на выживание вне матки.

Глоссарий 825

Жизнестойкие дети(resilient children). Дети, преодолевающие отрицательное влияние неблагоприятной окружающей обстановки и добивающиеся успехов в жизни.

Жизни инстинкты(life instincts). Согласно Фрейду, импульсы, связанные с получением пищи, воды и других ресурсов, необходимых для продолжения жизни.

Жизни структура(life structure). Общий паттерн, лежащий в основе жизни отдельного человека и объединяющий ее.

Завещание о жизни(living will). Юридический документ, информирующий как родственников, так и медицинских работников о желании подписавшего этот документ избежать «героических мер» по сохранению его жизни в случае наступления необратимого состояния.

Зависимая переменная(dependent variable). Переменная в эксперименте, которая меняется в результате манипулирования независимой переменной.

Закон эффекта(law of effect). Принцип теории научения, утверждающий, что последствия поведения определяют вероятность его повторения.

Замешательство (неопределенность)(confounding). Проблема неспособности определить, произошли ли наблюдаемые существующие между когортами различия благодаря факторам развития или историческим факторам.

Зигота(zygote). Первая клетка человеческого существа, появляющаяся в результате оплодотворения.

Зона ближайшего развития(zone of proximal development). Расстояние между актуальным уровнем самостоятельной деятельности ребенка и потенциальным уровнем его деятельности под руководством взрослых или более опытных сверстников.

Игнорирование детей(child neglect). Отказ заботиться о ребенке или удовлетворять его потребности.

Ид(id). Согласно Фрейду —примитивный, гедонистический компонент в структуре личности.

Идентичности достижение(identity achievement). Статус идентичности тех, кто прошел через кризис идентичности и принял на себя обязательства вследствие самостоятельных решений.

Идентичности кризис(identity crisis). Период принятия решений в отношении таких важных вопросов, как «кто я и куда я иду?».

Идентичности формирование(identity formation). Постижение смысла того, кто вы и как вы встраиваетесь в систему социума.

Импотенция вдовца(widower's impotence). Форма импотенции, иногда испытываемая мужчинами после смерти своей жены. Часто сопровождается чувством вины.

Индивидуалистическая культура(individualist culture). Культура, где конкуренция преобладает над сотрудничеством, а личные достижения, как правило, ценятся выше, чем групповые; большое значение приобретает индивидуальная свобода, в том числе свобода выбора.

826 Глоссарий

Индивидуальных случаев анализ (case study). Компиляция (сбор), часто крупных и сложных, массивов информации о некотором индивиде, семье или общине посредством интервью, наблюдений и формального тестирования.

Индифферентные родители (indifferentparents). Родители, отличающиеся отсутствием интереса к выполнению своих родительских функций или к собственным детям; индифферентные родители практически не контролируют своих детей и не проявляют в отношениях с ними теплоты и сердечности.

Инстинкт(instinct). Поведение, свойственное всем нормальным представителям некоторого вида, единообразно происходящее в одних и тех же условиях.

Инстинкты смерти(death instincts). Согласно Фрейду, процессы, связанные с неизбежной смертью человека, а также агрессия и деструктивность.

Институционализация(institutionalization). Долговременное, обычно непрерывное помещение в некое учреждение.

Инструментальная агрессия(instrumental aggression). Агрессия, целью которой является не причинение вреда, а получение чего-то от другого человека.

Инсульт(stroke). Острое нарушение мозгового кровообращения, которое может приводить к смерти.

Интенсивное подростковое развитие(adolescent growth spurt). Внезапное увеличение роста, сопровождающее вступление ребенка в пубертатный период.

Интенсивное развитие мозга(brain growth spurt). Быстрый рост размера нейронов, количества глиальных клеток и сложности синапсов в течение младенчества.

Интимность(intimacy). Чувство близости, возникающее в отношениях любви.

Интимность и изоляция(intimacy versus isolation). Кризис периода ранней взрослости, характеризующийся установлением дружеских отношений с другим человеком, препятствующим достижению взаимности в чувствах.

Информационный подход к развитию(information-processing theory). Теория развития человека, которая использует аналогию с компьютером, для разработки программы исследований способов приема, обработки и хранения информации человеческим интеллектом.

Кариотип(karyotype). Фотография (повторение) хромосом клетки, расположенных попарно в соответствии с их длиной.

Катаракта(cataract). Помутнение хрусталика, ухудшающее зрение.

Квашиоркор(kwashiorkor). Вид серьезного нарушения питания, вызванного недостатком протеина. Его последствия в процессе первых трех лет жизни ребенка потенциально вредны в долгосрочной перспективе, так как недостаток протеина сказывается на развитии головного мозга.

Кесарево сечение(cesarean section). Операция извлечения плода и последа из матки после хирургического рассечения брюшной стенки и матки.

Классическое обусловливание (выработка условных рефлексов)(classical conditioning). Тип научения, при котором нейтральный прежде раздражитель, например звонок, начинает вызывать реакцию (слюноотделение) после его многократных предъявлений в сочетании с безусловным раздражителем (пищей).

Глоссарий 827

Клетки (cells). Самые маленькие автономные структуры в организме человека.

Клика (clique). Малочисленная подростковая группа сверстников в количестве от 3 до 9 человек.

Климактерий(climacteric). Широкий комплекс физических и эмоциональных симптомов, сопровождающих изменения репродуктивной функции в связи с угасанием деятельности половых желез в среднем возрасте. Климактерий затрагивает и мужчин, и женщин.

Когнитивная область(cognitive domain). Одна из областей развития, охватывающая восприятие, мышление, воображение, решение задач, других сложных процессов, овладение речью.

Когнитивного развития теория(cognitive-developmental theory). Подход, концентрирующийся на развитии мышления, суждений, решения задач.

Когортно-последовательный (комбинированный) метод(sequential-cohort design). Объединение метода поперечных срезов и лонгитюдного метода в один комбинированный, при котором люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются периодически на протяжении длительного периода.

Когорты эффекты(cohort effects). Социокультурные различия между людьми, принадлежащими к различным возрастным группам.

Кодоминантность(codominance). Равная степень доминирования двух генов (доминантного и рецессивного), совместно проявляющихся в фенотипе особи; конечным фенотипом в данном случае является их смесь, например —четвертая группа крови (АВ).

Коллективистская культура(collectivist culture). Культура, в которой группе отдается приоритет перед индивидом. Сотрудничество и групповые достижения ставятся выше, чем конкуренция и индивидуальные достижения.

Коллективные монологи(collective monologues). Беседы детей, когда они говорят по очереди, но на разные темы.

Компания(crowd). Многочисленная подростковая группа сверстников, в количестве приблизительно от 15 до 30 членов.

Контекст(context). Конкретные условия или ситуации, в которых происходит развитие; «фон» развития.

Контекстные подходы(contextual paradigms). Научные направления, в рамках которых считается, что развитие определяется взаимодействием среды, многочисленных социальных, психологических и исторических факторов.

Контекстуализм(contextualism). Парадигма, в рамках которой считается, что развитие определяется взаимодействием ментальных, социальных, психологических и исторических факторов.

Контроля процессы(control processes). Высшие когнитивные процессы, усиливающие память.

Корреляция(correlation). Математическое выражение связи или зависимости между двумя переменными.

Коэффициент интеллекта(intelligence quotient (IQ)). Величина, получаемая в результате деления умственного возраста индивида на его хронологический возраст и умножения частного на 100 (для избавления от десятичных долей).

828 Глоссарий

Кратковременная память(short-term memory (STM)). Временная или оперативная память; информация, содержащаяся в ней, сознательно обрабатывается.

Кризис середины жизни(man in midlife crisis). Чувства неудовлетворенности, разбитости и замешательства, испытываемые человеком среднего возраста.

Кризисная модель(crisis model). Подход, утверждающий, что изменения, происходящие в середине жизненного пути человека, являются значимыми для него и часто приводят к стрессам.

Кристаллизованный интеллект(crystallized intelligence). Аккумулированные в результате образования, научения и жизненного опыта знания и навыки.

Критериально-ориентированный тест(criterion-referenced tests). Тест, оценивающий результат индивидуума относительно требуемого уровня владения конкретными навыками или установленных целей обучения.

Критический период(critical period). Единственный отрезок времени в жизненном цикле организма, когда определенный средовой фактор способен вызвать эффект.

Культура(culture). Убеждения, нормы, обычаи, язык, этничность и другие аспекты личной и групповой идентичности, разделяемые взаимодействующими людьми.

Лабораторное наблюдение(laboratory observation). Метод научного познания, применяя который исследователи создают контролируемые условия и ситуации, предназначенные для инициирования целевого (интересующего их) поведения.

Латерализация(lateralization). Процесс, посредством которого определенные функции и навыки локализуются либо в левом, либо в правом полушарии мозга.

Лесбиянка(lesbian). Женщина, сексуальное влечение которой направлено на других женщин.

Либеральные родители(liberal parents). Родители, осуществляющие очень незначительный контроль над своими детьми при добрых, сердечных отношениях с ними.

Личности область (область формирования и развития личности)(personality domain). Одна из областей развития, включающая приобретение относительно долговременных и устойчивых черт и чувства уникальности собственной личности.

Личность(personality). Характерные для индивидуума представления, установки и способы взаимодействия с другими людьми.

Лонгитюдный метод(longitudinal design). Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода времени.

Макросистема(macrosystem). Внешний уровень модели экологических систем Бронфенбреннера; жизненные ценности, законы и традиции того общества, в котором живет индивидуум.

Маразм(marasmus). Тип неполноценного питания детей, вызываемый общим недостаточным количеством получаемой ими пищи, сопровождающийся мышечным истощением и утратой подкожного жирового слоя. Если такое голодание

Глоссарий 829

продолжается недолго, то долговременных негативных последствий можно избежать.

Маргинальная группа(marginalgroup). Группа людей, проживающая либо между другими культурами и не принадлежащая ни к одной из них, либо на периферии доминантной культуры.

Матка(uterus). Полый мышечный орган, в котором имплантированный зародыш развивается в плод.

Медицинская сила поверенного(medical power of attorney). Юридический документ, которым один человек уполномочивает другого принимать медицинские решения о своей жизни и смерти.

Мезосистема(mesosystem). Второй уровень модели экологических систем Брон-фенбреннера; образуется взаимосвязями двух или более микросистем.

Мейоз(meiosis). Процесс редукционного клеточного деления, происходящий при образовании половых клеток и приводящий к большому числу различных хромосомных комбинаций.

Менархе(menarche). Первая менструация.

Менопауза(menopause). Необратимое прекращение менструаций, которое происходит в среднем возрасте, может сопровождаться физическими симптомами и интенсивными эмоциональными реакциями, принимающими у некоторых женщин крайне выраженную форму.

Метапознание(metacognition). Текущий контроль, осуществляемый человеком за его собственными процессами мышления и памяти, знаниями, целями и действиями.

Метод поперечных срезов(cross-sectional design). Метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп.

Механизм овладения языком (МОЯ)(language acquisition device or LAD). Термин Хомского для обозначения врожденных умственных структур, помогающих ребенку овладеть речью.

Механизмы защиты(defense mechanisms). Психодинамические «приемы», используемые людьми для снижения напряжения, вызывающего переживания тревоги.

Механизмы защиты(defense mechanisms). Согласно Фрейду, используемые людьми когнитивные способы снижения напряжения, вызывающего переживания тревоги.

Миелинизация(myelination). Процесс образования миелиновой оболочки, покрывающей быстродействующие проводящие пути ЦНС. Такая оболочка повышает скорость и точность передачи импульсов в нервной системе.

Микросистема(microsystem). Первый уровень модели экологических систем Бронфенбреннера; занятия, роли и взаимодействия индивида и его ближайшего окружения.

Митоз(mitosis). Процесс простого клеточного деления, приводящий к образованию двух дочерних клеток, идентичных материнской.

Модификация поведения(behavior modification). Подход, использующий для изменения поведения такие методики обусловливания, как подкрепление, вознаграждение и формирование реакции.

830 Глоссарий

Монозиготные (идентичные) близнецы(monozygotic (identical) twins). Близнецы, появившиеся в результате разделения одной оплодотворенной яйцеклетки на две или более.

Мораль(morality). Представления о хорошем и плохом, о добре и зле, о том, что справедливо, а что нет.

Моральные дилеммы(moral dilemmas). Рассказы в исследовании Колберга, поведение героев которых просили оценить участников эксперимента с точки зрения моральности и аморальности.

Мораторий(moratorium status). Статус идентичности тех, кто находится в самом центре кризиса идентичности.

Моторика грубая(gross motor skills). Умение использовать возможности крупных мышц и всего тела; так же, как и мелкая моторика, поддается оттачиванию.

Моторика мелкая(fine motor skills). Умение использовать возможности рук и пальцев.

Мудрость(wisdom). Экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенные суждения, давать полезные советы по жизненно важным вопросам, включая смысл жизни и положение дел конкретного человека. Мудрость представляет собой кульминационный пункт в развитии человеческого интеллекта.

Найденыша фантазия(foundling fantasy). Испытываемое младшим подростком чувство, что его родители так обыденны и духовно ограниченны, что они не могли произвести на свет такого тонко чувствующего и уникального индивида — егосамого.

Направляемое участие(guidedparticipation^Понятие Выготского; процесс, посредством которого более опытные люди передают детям накопленные вих культуре знания.

Нарушение способностей к обучению(learningdisorders). Чрезвычайные трудности в усвоениитаких школьных предметов, как чтение, письмо или математика, при нормальном интеллектуальном развитии и отсутствии нарушений сенсорной или моторной сферы.

Наследуемость(heritability). Степень, в которой черта является врожденной либо приобретенной; генотипическая обусловленность изменчивости признака для популяции или группы организмов.

Научение(learning). Основной, связанный с развитием процесс изменения индивидуума в результате тренировки (практики) или приобретения личного опыта.

Невидимое поведение(covert behavior). Поведение, которое невозможно пронаблюдать или измерить при помощи инструментальных методов.

Негативное наказание(negative punishment). Также называется обучением прекращением; поведение субъекта приводит к прекращению предъявления позитивного или желательного раздражителя, и проявления данного поведения снижаются.

Негативное подкрепление(negative reinforcement). Также называется обусловливанием избеганием; поведение субъекта приводит к прекращению предъявле-

Глоссарий 831

ния неприятных или нежелательных раздражителей, и количество проявлений следовавшего перед этим действием поведения повышается.

Недоношенный ребенок(preterm status). Младенец, рожденный в период беременности до 35 недель.

Независимая переменная(independent variable). Переменная в эксперименте, которой манипулируют с целью обнаружения ее влияния на зависимую переменную.

Нейроны(neurons). Клетки, образующие нервную систему; формируются в пре-натальный период, но продолжают расти и образовывать отростки в течение всей жизни человека.

Ненормативные факторы(nonnormative influences). События, происходящие в окружающей индивида среде, время наступления которых невозможно предсказать.

Непредвиденных обстоятельств условия(contingency). Взаимосвязь между поведением и его последствиями.

Новорожденный(neonate). Ребенок в возрасте до одного месяца.

Нормативные возрастные факторы(normative age-graded influences). Биологические и социальные изменения, наступления которых можно ожидать (при условии нормального развития) в каком-либо предсказуемом возрасте.

Нормативные исторические факторы(normative history-graded influences). Исторические события, такие как войны, депрессии и эпидемии, одновременно влияющие на большое число индивидов.

Нравственного реализма стадия(moral realism). Термин Пиаже для обозначения первой стадии морального развития, на которой дети уверены, что правила и нормы поведения — это реальные и нерушимые условия существования.

Нравственного релятивизма стадия(moral relativism). Термин Пиаже для обозначения второй стадии морального развития, на которой дети понимают, что нормы и правила поведения — это соглашения между людьми и они могут изменяться, если возникнет такая необходимость.

Нуклеотиды(nucleotides). Химические соединения, представляющие собой блоки, из которых строится ДНК.

Облегченное самоубийство(assisted suicide). Предоставление безнадежно больному пациенту средств, позволяющих ему завершить свою жизнь.

Обряд перехода(rite of passage). Символические события или ритуалы, которыми маркируются такие жизненные переходы, как, например, переходы от детства к статусу взрослого.

Общество(society). Организованная группа взаимодействующих между собой людей.

Овуляция(ovulation). Освобождение яйцеклетки из яичника и попадание ее в одну из фаллопиевых труб примерно на 14-й день после начала менструации.

Оперантное обусловливание(operant conditioning). Тип обусловливания, которое имеет место, когда организм получает подкрепление (вознаграждение или наказание) за произвольно получаемую реакцию. В этом случае происходит научение только тому, что подкрепляется.

832 Глоссарий

Операциональные определения(operational definitions). Действительные процедуры, используемые исследователями для представления переменных.

Опрос(survey). Процедура заполнения опросника, модифицированная для большой группы людей.

Опросник(questionnaire). Метод «карандаша и бумаги», в котором субъект должен отвечать на вопросы о его прошлом и настоящем поведении, установках, предпочтениях, мнениях, чувствах и т. д.

Опустевшее гнездо(empty nest). Период в семейном цикле, который наступает после того, как младший из детей покидает родительский дом.

Ориентация сексуальная(sexual orientation). Физическая и, возможно, романтическая привлекательность для индивидуума лиц какого-либо пола (или, возможно, лиц обоих полов).

Ориентация сексуальная на представителей своего пола(same-sex orientation). Сексуальное влечение к лицам одного с индивидуумом пола.

Осведомленное согласие(informed consent). См. Согласие, основанное на полной осведомленности.

Осознаваемая умственная деятельность(conscious mind). To, что находится на первом плане нашего сознания, то, о чем мы думаем в любой данный момент времени.

Остеопороз(osteoporosis). Потеря костной массы и повышенная хрупкость костей в период средней взрослости и позже.

Острота зрения(visual acuity). Визуальная способность точно различать мелкие детали.

Отдельного испытуемого метод(single-subject design). Подход, в процессе реализации которого один субъект — крысатголубь, шимпанзе или человек — в течение расчетного промежутка времени помещаются в некоторую ситуацию в ожидании, что она должна изменить его поведение или повлиять на него.

Отпуск детей в самостоятельную жизнь(launching of adolescents). Процесс предоставления детям свободы по мере того, как они занимают свое место в мире взрослых.

Отсроченная имитация(deferred imitation). Имитирование чего-то, случившегося часы или дни назад.

Отход последа(afterbirth). Третья, последняя стадия процесса рождения ребенка, обычно длящаяся около 20 минут после его появления, когда исторгаются пуповина и плацента.

Очевидное поведение(overt behavior). Поведение, которое можно непосредственно пронаблюдать и измерить.

Ощущение(sensation). Простая регистрация раздражителя органом чувств.

Парадигма удивления(surprise paradigm). Метод исследования, используемый для проверки памяти и ожиданий младенцев. Сами младенцы не могут сообщить нам, что они помнят и чего ожидают, но если их ожидания нарушаются, они реагируют удивлением. Например, их удивляет, если на их глазах мяч проходит сквозь «преграду».

Глоссарий 833

Перегрузка утратами{bereavement overload). Стрессовая реакция, переживаемая людьми, потерявшими нескольких друзей или любимых людей в течение некоторого короткого периода времени. Часто характеризуется депрессией.

Перехода модель{transition model). Точка зрения, согласно которой изменения у людей среднего возраста происходят постепенно.

Перинатология{perinatology). Раздел медицины, изучающий здоровье, болезни и методы лечения детей во временной перспективе, включающей зачатие, прена-тальный период, роды и первые месяцы постнатального периода.

Персональный миф{personal fable). Характерное для подростков сознание того, что они являются особыми и неуязвимыми людьми, — исключением законов природы, управляющих судьбами обычных смертных.

Пинцетный захват(pincergrasp). Способ удерживания предметов большим и указательным пальцами, развивающийся у ребенка примерно в 12 месяцев.

Пластичность(plasticity). Гибкость мозга в период его интенсивного развития, позволяющая детям быстрее восстанавливаться после мозговых травм.

Плацента{placenta). Дисковидное тканевое образование, расположенное в одном из участков стенки матки. Посредством него эмбрион получает питательные вещества, удаляет продукты жизнедеятельности.

Плод(fetus). Относится к порядку слов «беременность», «носить под сердцем».

Плодный пузырь (мешок амниона)(amniotic sac). Заполненная жидкостью оболочка, окружающая развивающийся эмбрион или плод.

Поведение внешне мотивированное(extrinsically motivated behavior). Поведение, реализуемое для получения вознаграждения или избежания неблагоприятных событий.

Поведение внутренне мотивированное(intrinsically motivated behavior). Поведение, реализуемое ради него самого, без определенной цели.

Повивальная бабка(midwife). Женщина, имеющая опыт принятия родов, иногда обладающая специальной подготовкой, оказывающая услуги родовспоможения в домашних условиях.

Позитивное наказание(positive punishment). Также называется пассивным избеганием; поведение субъекта приводит к предъявлению неприятного или нежелательного раздражителя, и проявление такого поведения снижается.

Позитивное подкрепление(positive reinforcement). Также называется обучением вознаграждением; субъект получает вознаграждение за свое поведение, и проявление такого поведения повышается.

Поколение руководителей(commandgeneration). Поколение людей среднего возраста, принимающих большинство важных решений, влияющих на жизнь населения.

Полигенная система наследственности(polygenic inheritance). Общая система взаимодействий между генами и генными парами. (Признаки, появление которых вызвано взаимодействием нескольких генов или генных пар.)

Полиморфизмы отдельные нуклеотидные(single nucleotide polymorphisms (SNPs)). Нуклеотидные вариации, которые встречаются в среднем у одной из 1250 базовых пар.

834 Глоссарий

Половая идентичность(gender identity). Отнесение себя к мужскому или женскому полу, способность определять пол других людей.

Половые хромосомы(sex chromosomes). Двадцать третья хромосомная пара, определяющая пол человека.

Полоролевые стереотипы(gender-role stereotypes). Укоренившиеся, твердые представления о том, каким должно быть поведение мужчины и женщины.

Понимание речи(receptive language). В контексте языкового развития ребенка этим термином обозначается репертуар слов и команд, которые ребенок понимает, даже если не способен произнести их сам.

Постоянство объектов(object permanence). Согласно теории Пиаже, понимание младенцем в возрасте примерно 1,5 года того факта, что окружающие предметы продолжают существовать даже тогда, когда он не может увидеть, потрогать или каким-либо другим образом воспринять их.

Постоянство пола(gender constancy). У старших детей — представление об устойчивости пола и его сохранении, несмотря на изменения внешности.

Потенциальные возможности объектов(affordances). Различные возможности взаимодействия с объектами согласно нашему представлению об этом. Например, по комнате можно ползать.

Почтительность к старшим по возрасту(filial piety). Почитание старших младшими, свойственное азиатским и некоторым другим культурам. Это уважительное отношение проявляется как в культурных традициях, так и в повседневной жизни.

Право на смерть(right to die). Точка зрения, приверженцы которой заявляют, что выбор между жизнью и смертью необходимо оставить на усмотрение каждого индивида.

Прагматика(pragmatics). Социальные и практические аспекты использования языка.

Предпочтения метод(preference method). Исследование, в процессе которого младенцам предоставляется выбор между тем, смотреть им на стимул или воспринимать стимулы на слух. Если младенец последовательно уделяет больше времени одному из двух стимулов, это предпочтение указывает на то, что ребенок может воспринимать оба этих стимула, а также различать их.

Предрешенность(foreclosure status). Статус идентичности тех, кто принял на себя обязательства, не проходя через кризис идентичности.

Предубеждение(prejudice). Негативное отношение, формирующееся без адекватной причины и обычно направленное против людей, принадлежащих к другой социальной группе.

Привыкание (габитуация)(habituation). Ослабление реакции (вплоть до ее исчезновения) на определенный раздражитель при его многократном предъявлении. Происходит на нескольких уровнях, от ощущения и восприятия до высших функций мышления и сознания.

Привыкания метод(habituation method). Метод исследования перцептивных возможностей младенца; исследователи вырабатывают у младенца привыкание к некоторому стимулу, а затем меняют стимул.

Глоссарий 835

Привязанность(attachment). Эмоциональная связь, которая формируется между ребенком и его матерью или тем, кто заботится о нем. Первая связь младенца обычно характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными узами.

Привязанность безопасная(secure attachment). Сильная эмоциональная связь между ребенком и заботящемся о нем человеком, которая развивается в результате ответственного отношения взрослого к уходу за ребенком.

Привязанность дезорганизованная/дезориентированная(disorganized/disoriented attachment). Небезопасная привязанность, характеризующаяся противоречивым поведением и смущением в присутствии матери.

Привязанность избегающая(avoidant attachment). Небезопасная привязанность, характеризующаяся амбивалентным отношением к матери.

Привязанность небезопасная(insecure attachment). Результат непоследовательной или безответственной заботы о ребенке.

Привязанность сопротивляющаяся(resistant attachment). Небезопасная привязанность, характеризующаяся гневом ребенка по отношению к матери и желанием отдалиться от нее.

Признаки, сцепленные с полом(sex-linked inheritance). Черты, определяемые 23-й хромосомной парой.

Принятие безоцейочное позитивное(unconditional positive regard). Предложение Роджерса о том, что нам следует безоговорочно и без исключений с теплотой принимать любого человека, так как любой стоит высокой оценки.

Приспособление в широком смысле(inclusive fitness). Концепция, считающая, что выживание сильнейшего в процессе эволюции происходит при помощи как прямого, так и опосредованного приспособления, когда адаптивные характеристики передаются следующему поколению, а также имеет значение биологическое родство.

Прогестерон(progesterone). Женский половой гормон.

Проксимодистальная тенденция развития(proximodistal trend). Ход развития, при котором процесс роста происходит в направлении от центра тела к его периферии.

Проработка горя (утраты)(grief work). Управление эмоциональными реакциями, вызываемыми потерей любимого человека.

Просоциальное поведение(prosocial behavior). Поведение, продиктованное намерением быть полезным другим (помощь, участие или сотрудничество).

Протеины(proteins). Молекулы, выполняющие широкий ряд особенно важных функций в организме человека; примерами П. являются эзимы, гемоглобин, коллаген и гормоны.

Протестующая женщина(protesting woman). В исследовании Аптера женщина, рано вступившая во взрослую жизнь, которая пытается оттянуть наступление среднего возраста.

Профессиональное сгорание(job burnout). Эмоциональное истощение, которое часто наступает у людей среднего возраста, занятых в сфере оказания помощи другим людям.

836 Глоссарий

Профессиональный цикл(occupational cycle). Меняющаяся последовательность периодов или этапов в жизни работающего человека, включающая знакомство с миром профессий и профессиональный выбор, получение образования, начало самостоятельной работы и накопление опыта, продвижение по служебной лестнице, повышение профессионализма.

Процедурное знание(procedural knowledge). Знание действия; знание того, «как».

Псевдоразвитой человек(pseudo-developed man). Мужчина среднего возраста, демонстрирующий всем, что его дела идут отлично, хотя это не соответствует действительности.

Психоанализ(psychoanalysis). Подход Фрейда, в рамках которого считается, что поведение человека диктуется его врожденными биологическими инстинктами и динамикой его внутренних процессов.

Психодинамический подход(psychodynamic approach). Психологическая теория, анализирующая часто незаметную внутреннюю работу мозга, взаимодействие с внешней средой.

Психологический возраст(psychological age). Непосредственная способность индивида справляться с требованиями среды и социума и адаптироваться к ним.

Психосексуального развития стадии(psychosexual stages). Стадии развития личности по Фрейду, привязанные к зонам локализации энергии либидо.

Психосоциального развития теория(psychosocial theory). Теория Фрейда, развитая Эриксоном, основное внимание которой обращено на разрешение человеком восьми социальных конфликтов, возникающих при взаимодействии в кризисных точках развития.

Пубертат(puberty). Период полового созревания.

Пунитивно-разочарованный человек(punitive-disenchanted man). Человек, пронесший раннее ощущение собственного несчастья и одиночества до периода среднего возраста. Это состояние усугубляется кризисом середины жизни.

Пупочный канатик, или пуповина(umbilical cord). Плотный тяж, соединяющий плаценту с эмбрионом; содержит в себе пупочные кровеносные сосуды плода: две артерии и одну вену.

Развитие(development). Изменения, происходящие с течением времени в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов, происходящих в организме, и воздействий окружающей среды.

Развития неврология(developmental neuroscience). Учение о развитии мозговых структур и взаимосвязей между ними и функциями, поведением.

Развития ниша(developmental niche). Определяющее индивидуальный мир каждого ребенка взаимодействие таких компонентов, как повседневные физические и социальные условия, обычаи и привычные способы ухода, воспитания, общая психология родителей или тех, кто осуществляет заботу о нем.

Разделенные значения(shared meanings). Концепция Выготского о том, что мы понимаем наш мир, изучая простые и сложные концепты окружающих нас людей и культуры.

Рекомбинации ДНК технология(recombinant DNA technology). Ряд тончайших и сложнейших процедур, в ходе которых молекула ДНК извлекается из кле-

Глоссарий 837

точного ядра и разделяется на сегменты. Полученные после этой операции фрагменты присоединяются к элементам, способным к самовоспроизведению, формируя функциональные генетические клоны. Они затем помещаются в инкубаторные {host) бактериальные клетки для выращивания и культивации.

Репрезентативная выборка{representative sample). Выборка, точно отражающая состояние и свойства всей популяции.

Рефлексы выживания{survival reflexes). Рефлексы, необходимые для адаптации и выживания, особенно в течение первых недель жизни, прежде, чем начинают функционировать высшие мозговые центры.

Рефлексы примитивные{primitive reflexes). Рефлексы, не обладающие очевидной ценностью для выживания, которые, однако, могли иметь значение на одном из этапов нашей эволюционной истории.

Рецессивный{recessive). В генетике: один из генов генной пары, вызывающий проявление конкретного признака только в том случае, если второй ген этой пары также является рецессивным.

Решение/принятие обязательств{decision/commitment). Осознание влюбленности и принятие обязательств сохранять и поддерживать ее.

Родительский императив{parental imperative). Давление традиционных социальных стереотипов, что женщина должна воспитывать детей, а мужчина — обеспечивать семью.

Родничок{fontanelle). Соединительная ткань, заполняющая пространства между костями черепа у новорожденного.

Родовспомогательный центр{birthing center). Место, оборудованное таким образом, чтобы в нем мог происходить весь процесс родов: от первых схваток до приема малыша и восстановления здоровья матери после родов.

Ролевое напряжение{role strain). Перегрузка избыточными или противоречивыми требованиями в рамках данной роли, например в роли матери или отца.

Самоактуализация{self-actualization). Полная реализация своего уникального потенциала.

Самоопределение{self-definition). Сложный и продолжительный процесс формирования индивидуальной идентичности.

Самооценка{self-esteem). Отношение человека к самому себе, которое может колебаться от позитивного (высокая самооценка) до негативного (низкая самооценка).

Саморегулируемое поведение{self-regulated behavior). Личное поведение, контролируемое и направляемое самим ребенком.

Самосоциализация{self-socialization). Процесс, происходящий, когда дети обладают внутренней мотивацией к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их половой принадлежности.

Самоуважение{self-esteem). Видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т. е. таким, кто делает хорошо все, что считает важным.

Самоэффективность{self-efficacy). To, что индивидуум способен предпринять в некоторой данной ситуации.

838 Глоссарий

Сверхгенерализация семантическая (расширение значения слова){overextensions). Склонность маленьких детей к чрезмерному расширению значений отдельных слов, как в случае, когда ребенок использует слово «чи-хуа-хуа» для определения всех собак.

Сверхрегуляция{overregulation). Генерализация сложных правил языка, характерная для детей дошкольного возраста, быстро расширяющих свой словарный запас.

Своевременный новорожденный с недостатком веса (гипотрофия){small-for-date). Новорожденный ребенок, проведший в утробе положенный срок, весящий меньше 5,5 фунта (меньше 2,495 кг).

Семейное разрешение{family leave). Разрешение, требуемое по закону для работы с семейными вопросами и проблемами, особенно с теми, которые связаны с заботой о детях.

Семидесятилетние{septuagenarians). Люди в возрасте 70-80 лет.

Семья, в которой работают двое{dual-earner couple). Проживающая совместно женатая или неженатая пара, оба члена которой работают и получают заработную плату, внося свой вклад в семейный бюджет.

Сензитивные или оптимальные периоды{sensitive or optimal periods). Периоды времени, в течение которых некоторые типы обучения и развития происходят наилучшим способом и наиболее эффективно; это не значит, что такое обучение и развитие невозможно в другие периоды.

Сенсомоторный период{sensorimotor period). Согласно Пиаже, первая стадия когнитивного развития (приблизительно до 2 лет).

Сиблингов соперничество{sibling rivalry). Борьба и конкуренция между сиблин-гами, например, за внимание родителей.

Символическая репрезентация{symbolic representation). Способность представлять прошлые и настоящие события, опыт и понятия с помощью слов, изображений, жестов или других знаковых средств.

Синдром неполноценности роста(Jailure-to-thrive syndrom). Условия, когда ребенок отстает в росте по сравнению с возрастными нормами и часто болеет, возникающие в результате неполноценного питания или безответственности и беспечности родителей.

Систематическая десенсибилизация{systematic desensitization). Методика постепенного уменьшения тревоги человека по поводу конкретного объекта или ситуации, используемая в поведенческой терапии.

Случайная выборка{random sample). Выборка, собираемая таким способом, что у каждого члена популяции есть равные со всеми остальными ее членами шансы быть выбранным.

Случайное распределение{random assignment). Распределение субъектов по группам в надежде, что эти группы будут приблизительно равномерными, например вытаскивая из контейнера написанные на листках бумаги имена.

Смена статуса{status passage). Изменение роли и положения, связанное у человека с наступлением подросткового возраста, появлением ребенка, удалением от дел (выходом на пенсию) или вдовством.

Глоссарий 839

Смиренная смерть(submissive death). Суицид, заключающийся в отказе от борьбы за жизнь, в «позволении» себе умереть.

Смысловые системы(systems of meaning). Системы представлений, формирующие наши переживания, организующие наши мысли и чувства, определяющие наше поведение.

Событийно-обусловленного потенциала










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...