Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Краткое содержание главы Развитие в среднем возрасте
Мнения ученых, разрабатывающих теории развития, относительно времени начала и окончания периода средней взрослости значительно отличаются друг от друга. Сигналы, связанные со старением, включают социальный статус и семейное положение, а также физические, биологические и психологические изменения. На восприятие человеком периода средней взрослости влияют экономические условия, принадлежность к определенному социальному классу, а также исторический контекст. Большинство людей испытывают амбивалентные чувства к среднему возрасту. Некоторые теоретики считают, что большинство взрослых переживают кризис середины жизни; другие предполагают наличие модели перехода. Средняя взрослость — это период, когда люди начинают критически осмыслять прожитую жизнь, оценивать ее. Люди, с наибольшей вероятностью переживающие кризис середины жизни, не склонны к интроспекции и предпочитают отрицание как форму защиты. Физическая стабильность и изменчивость Наиболее очевидные изменения, связанные со средним возрастом, — физические. В период окончания средней взрослости наблюдается снижение большинства сенсорных способностей. Ухудшаются время реакции и сенсомоторные навыки, но это можно компенсировать за счет продолжающейся практики и жизненного опыта. Ухудшается функционирование нервной системы, сокращаются и становятся более жесткими кости скелета, мышцы теряют свою эластичность. Наиболее драматическое внутреннее изменение у женщин — менопауза, являющаяся частью климакса. Менопауза может сопровождаться различными физическими и эмоциональными симптомами. Однако большинство женщин не демонстрируют негативных реакций на менопаузу. Сокращение выработки эстрогена приводит к остеопорозу, а также способствует утончению и иссушению тканей влагалища и повышению риска заболеваний сердца. Мужчины не переносят какого-либо одиночного события, сравнимого с менопаузой, но у них также происходят определенные изменения. В среднем возрасте постепенно снижается частота проявлений сексуальной активности; для многих взрослых людей сексуальность приобретает другое значение, отличаясь теперь большим акцентом на теплоту и эмоциональную близость. Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости 681 Здоровье и болезни • Ухудшение функционирования многих систем организма можно отсрочить; за большую часть когнитивного снижения ответственны болезни, которые поддаются лечению. • Долгожительство частично определяется здоровым образом жизни. • Последствия отсутствия здорового образа жизни в ранней взрослости проявляются в средние годы. • Главную роль в появлении многих болезней середины жизни играет стресс. • Слабое здоровье представителей меньшинств связано с наличием в этой группе большого количества нездоровых моделей поведения; представители меньшинств также не склонны прибегать к помощи системы здравоохранения. Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте • В отличие от текучего интеллекта кристаллизованный интеллект с течением жизни обычно улучшается до тех пор, пока человек ведет активный образ жизни и сохраняет способность к приему и воспроизведению информации. • Многие люди сохраняют стабильный уровень общего интеллектуального функционирования и в 70 лет, но по этому показателю они существенно отличаются друг от друга. • Стимулы окружающей среды, удовлетворенность жизнью, целостность семьи и другие подобные факторы способствуют сохранению интеллектуальных способностей. • Людям по мере взросления и старения становится все сложнее и сложнее реализовывать навыки, требующие скорости. • Мастерство и профессионализм компенсируют происходящее в среднем возрасте снижение когнитивных способностей. • Мастерство включает следующие элементы: компетентность, специфические знания и навыки, процедурные знания, быстрое опознавание типовых задач, абстрактное мышление и навыки решения проблем. • Для большинства людей, переживающих период средней взрослости, контекстом, в котором продолжается развитие когнитивных навыков, является их рабочее место; в современном профессиональном мире все острее чувствуется потребность в интеллектуальной гибкости. • Согласно Шайи, когнитивное развитие в среднем возрасте связано со стадией исполнения социальных обязанностей (стадией ответственности) и, возможно, с исполнением административных функций. ГЛАВА 16 Психосоциальное развитие в средней взрослости Предварительный обзор Знаете ли вы? Какие задачи развития определяют среднюю взрослость? Какая стадия развития обозначается предложенным Эриксоном термином «генератив-ность против стагнации» и насколько сложным может быть это явление? Каковы сходства и различия восприятия среднего возраста мужчинами и женщинами? Почему средних взрослых называют хранителями семьи? Что предполагает для родителей процесс перехода их детей-подростков к самостоятельной жизни? Каковы последствия «опустевшего гнезда»? Какова наиболее распространенная установка, разделяемая детьми - взрослыми людьми средних лет, - по отношению к своим родителям? С каким типом проблем часто сталкиваются люди среднего возраста при общении со стареющими родителями? Каковы последствия рождения внуков для человека? Какие реальные и символические роли исполняют дедушки и бабушки, находящиеся в периоде средней взрослости? Каковы различия между дружбой на начальных и поздних этапах средней взрослости? Какие проблемы рождает развод у людей в среднем возрасте? Почему у восстановленных и смешанных семей возникает больше проблем с адаптацией, чем у впервые созданных семей? Каковы различия между современными моделями профессиональной карьеры и традиционным профессиональным циклом? Что включает в себя процесс совладания с потерей работы, с «профессиональным выгоранием» и профессиональным стрессом в период средней взрослости? Это основные темы главы. В 1995 году Роберт Киган (Kegan, 1995) выпустил книгу под названием In over our Heads («Выше головы»). Эту фразу он использовал для описания сложности ролей и обязанностей взрослого человека в современном мире. Его высказывание, приведенное на суперобложке книги, гласит: «Если бы современная культура была школой, в учебный план которой входили бы все задачи и ожидания, свойст- Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости 683 венные нашей жизни, смог бы хоть кто-нибудь закончить ее?» Такая точка зрения особенно характерна для людей среднего возраста. В середине жизни взрослые пытаются осмыслить непрерывно изменяющиеся требования, предъявляемые к ним как к родителям, меняющиеся роли в близких отношениях и перемены в профессиональной сфере, а также мировые проблемы в целом, такие как расизм, сек-сизм и появление новых технологий, а также бесконечный калейдоскоп повседневных забот. С одной стороны, можно утверждать, что в среднем возрасте сложно обрести твердую почву под ногами, поскольку стремительный поток жизненных событий вызывает постоянные социальные и когнитивные изменения. Однако, с другой стороны, не менее верно и то, что для человека годы средней взрослости — это время относительной личностной и мировоззренческой стабильности. Несмотря на испытываемое нами давление со стороны внешних изменений и важнейших событий жизни, внутренние изменения могут наступать постепенно. Осмысление и переоценка жизненных ценностей в среднем возрасте происходят именно в контексте этой стабильности и этих изменений. В период от 40 до 65 лет мы мысленно неоднократно переписываем свои биографии. Каждый раз, когда происходят важные события и перемены (смерть родителей, серьезная болезнь спутника жизни, новая работа, рождение позднего ребенка, переход младшего из детей в старшие классы или поступление в университет), мы пересматриваем свой жизненный сценарий. Человек подводит предварительные итоги, думает о собственной смертности (особенно когда умирает или серьезно заболевает родственник или друг) и пересматривает ценности, снова и снова пытаясь найти смысл жизни. Размышляя, он все меньше думает о прошлом, а больше задумывается о том, сколько времени у него осталось впереди. Эти размышления и процессы переоценки происходят в контексте трех связанных между собой миров: личного, мира семьи и профессионального (см. главу 14). В каждом из этих миров все взрослые люди развиваются по-разному. У тех, кто решил в 40 лет завести ребенка, много раз менял работу или неоднократно вступал в брак, образ жизни, опыт и переживания совсем не такие, как у тех, кто рано завел детей, чья карьера развивалась стабильно и кто, однажды создав семью, всю жизнь хранил супружескую верность. В этой главе рассматривается сложность психосоциального развития в среднем возрасте, которая особенно хорошо видна в сфере межличностных отношений и в профессиональной деятельности. Перемены и необходимость приспосабливаться к ним постоянно сопутствуют этому периоду жизни человека, равно как и изменения его карьерных и жизненных приоритетов. Например, именно в среднем возрасте многим людям приходится приспосабливаться к последствиям развода, к требованиям ролей отчима и мачехи, а также к потере работы. Мы начнем с рассмотрения стабильности и изменчивости личности на протяжении средних лет. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 367. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |