Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Родительство и развитие взрослых




Родительство требует новых ролей и обязанностей как со стороны матери, так и со стороны отца. Кроме того, родительство наделяет их новым социальным статусом. С рождением ребенка резко возрастают физические и эмоциональные нагрузки супругов, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной напряженностью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и соблюдения определенного порядка. Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым. Они оба испытывают ограничение своей свободы. Появление нового члена семьи уменьшает близость и делает менее прочными отношения между мужем и женой; младенец оказывается в центре забот одного или обоих родителей.

Родительство, с его сложными задачами и требованиями, можно рассматривать в качестве высшей фазы как в индивидуальном развитии матери и отца, так и в развитии пары как системы (Osofsky, Osofsky, 1984). Кроме того, как мы увидим, не существует единого способа быть родителем.

Семейный цикл

Семьи проходят через предсказуемый цикл семейной жизни, характеризуемый рядом важных событий или ступеней (Birchler, 1992). Первым событием в этом цикле становится отделение от родительской семьи. Отделение от семьи родителей может происходить в момент вступления в брак или ранее, если человек сделал выбор в пользу независимости: решил жить один или с каким-либо человеком или людьми. Второе важное событие — это, как правило, вступление в брак со всеми сопровождающими его нюансами адаптации и налаживания отношений с новым человеком или с родственниками. Наиболее типичным третьим событием становится рождение первого ребенка и начало периода родительства. Это собы-

618 Часть IV. Взрослость

тие называют образованием собственной семьи или переходом к родительству. Существуют и другие важные события в жизненном цикле семьи: поступление в школу первенца, рождение последнего ребенка и уход его из семьи, смерть одного из супругов.

За последние 50-100 лет семейные циклы изменились как-тШзременной структуре составляющих их событий, так и по своему характеру. Люди не только стали жить дольше, чем когда-либо раньше, но изменился возраст, в котором они достигают различных ступеней семейного цикла, а также среднее время между наступлением основных событий в жизни семьи. Так, увеличился период времени между уходом из дома последнего ребенка и выходом на пенсию родителей или их смертью, причем продолжительность этого периода неуклонно возрастает.

Переход к родительству

Переход к родительству является одним из основных периодов в семейном цикле. Часто люди испытывают значительное давление семьи и общества, побуждающее их завести ребенка, сделать необратимое изменение в своей жизни. В отличие от ролей и обязанностей, налагаемых супружеской жизнью, многие роли и обязанности, связанные с родительством, не исчезают с изменением обстоятельств жизни человека. Родительство требует совершения многочисленных перемен и приспособлений. Когда оба молодых супруга работают, но у них нет ребенка, они часто могут позволить себе довольно многое, и уровень их жизни можно назвать высоким. Они покупают машины, мебель и одежду. Они часто обедают в ресторанах и наслаждаются активным отдыхом. Когда в семье появляется первый ребенок, от такого образа жизни супругам приходится отказаться (Aldous, 1987, 1996; Klein, Aldous, 1988).

Переход к родительству сопровождают следующие изменения различных сфер личной и семейной жизни (Cowan, Cowan, 1992):

Изменения в идентичности и внутренней жизни. Изменение чувства Я родителей и их предположений о семейной жизни.

Перераспределение ролей и перемены в супружеских отношениях. Когда оба супруга измучены недосыпанием, невозможностью побыть вместе столько, сколько им хочется, в их жизни происходят перемены, связанные с разделением труда.

Перемены в ролях и отношениях старшего поколения. Переход к родительству затрагивает не только родителей, но также бабушек и дедушек.

Изменения ролей и отношений вне семьи. Внешние изменения касаются, главным образом, матери, так как ей приходится на некоторое время оставить работу, чтобы посвятить себя заботе о ребенке.

Новые родительские роли и отношения. Супруги должны принять на себя новые обязанности, связанные с воспитанием ребенка.

Хотя некоторые заботы у родителей оказываются общими, отцы и матери могут демонстрировать различные реакции на появление первого ребенка. Женщины, как правило, изменяют свой образ жизни, отдавая приоритет своим родительским и семейным ролям. Мужчины часто начинают работать более интенсивно, чтобы лучше обеспечивать семью. Появление ребенка становится причиной новых стрессов и трудностей, а ролевые изменения происходят очень быстро. Оба

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 619

родителя испытывают новые для себя чувства гордости и волнения, к которым примешивается чувство возросшей ответственности. Иногда ответственность может казаться непомерной, тяготить молодого родителя. Некоторые мужчины завидуют способности супруги производить на свет потомство и тем тесным эмоциональным связям, которые возникают между матерью и малышом. Супругам приходится выкраивать время на общение друг с другом, для других интересов. У многих пар после рождения ребенка возникают сексуальные проблемы, повышается конфликтность, уменьшается количество общения и времени, затрачиваемого на общие интересы (Osofsky, Osofsky, 1984).

Однако появление ребенка — это скорее переход семьи в новое состояние, чем ее кризис (Entwisle, 1985). Большинство супружеских пар сообщают, что они испытывают лишь незначительные трудности в приспособлении к новой ситуации. Например, у многих матерей не бывает послеродовой депрессии (глава 4). Они отмечают у себя лишь слегка подавленное настроение, длящееся в течение 2-3 дней. По всей видимости, у 10-20% матерей не бывает даже такого снижения настроения (О'Нага, Zekoski, Philipps & Wright, 1990). Кроме того, в ходе одного исследования (Belsky, Rovine, 1990b) обнаружилось, что от 20 до 30% семейных пар после рождения ребенка начинают получать даже большее удовлетворение от супружеской жизни.

На умение новоиспеченных родителей приспособиться к своим ролям влияет множество факторов. Для матери решающее значение имеет социальная поддержка, особенно со стороны мужа (Cutrona, Troutman, 1986). Супружеское счастье в период беременности является важным фактором в определении того, насколько хорошо муж и жена сумеют приспособиться к новой ситуации (Wallace, Gotlib, 1990). В действительности, на адаптацию отца в послеродовой период особенно влияет оценка матерью супружеских отношений и своей беременности (Wallace, Gotlib, 1990).

Самооценка родителей также может являться значимым фактором; тем, у кого она выше, приспособиться, по-видимому, легче (Belsky, Rovine, 1990b). Важны здесь и особенности ребенка. Например, у родителей младенцев с более трудным темпераментом (глава 6) часто отмечается снижение удовлетворенности от супружеской жизни (Belsky, Rovine, 1990b; Crockenberg, 1981).

Задачи, решаемые родителями на разных стадиях

Развития детей

Каждый период семейного цикла отличается специфическими требованиями к родителям. Младенец требует к себе практически постоянного внимания, с чем одни родители могут справиться гораздо легче, чем другие. Некоторых может тяготить сильная зависимость от потребностей ребенка. Другие не переносят детского плача. Рыдания малыша могут вызвать у отца или матери чувства беспомощности, зависимости или гнева.

Каждый критический для ребенка период провоцирует критический период у родителей. Согласно одной научной концепции (Galinsly, 1980), существуют шесть отдельных стадий родительства. На стадии формирования образа,длящейся от зачатия до рождения ребенка, супруги пытаются представить себе, какими матерью или отцом они будут, оценивая свои ожидаемые действия согласно собственным стандартам идеального родителя. На стадии выкармливания,про-

620 Часть IV. Взрослость

Родители могут успешнее справляться с детьми, находящимися на одной стадии развития, чем на другой

должающейся от рождения до момента, когда ребенку исполняется примерно 2 года (когда он научится говорить: «Нет»), у родителей формируется чувство привязанности к своему малышу. Они научаются соизмерять эмоциональное участие и время, которое они отдают супругу, работе, друзьям и своим родителям, с потребностями младенца. На стадии авторитета,в период, когда возраст ребенка составляет примерно от 2 до 5 лет, супруги начинают задумываться, какими родителями они были и какими будут. Прогресс здесь происходит в том случае, когда родители осознают, что они и их дети не всегда соответствуют созданному ими идеальному образу.

На интерпретативной стадии,в период среднего детства, родители вынуждены проверять и пересматривать многие из своих устоявшихся предположений. Когда их дети становятся подростками, отец и мать проходят через стадию взаимозависимости,на которой им предстоит подвергнуть ревизии свои властные отношения с теперь уже почти взрослыми детьми. Эти отношения могут быть конкурентными или стать партнерскими, основанными на сравнении двух способов видения мира. Наконец, на стадии расставания,когда выросшие дети уходят из дома, родителям приходится не только «отпустить» их, но и взяться за трудную, порой неприятную задачу критического осмысления того, какими отцом и матерью они были. На каждой стадии родители должны суметь разрешить свои внутренние конфликты на новом и более высоком уровне интеграции, иначе они могут не справиться с охватившими их чувствами. Это неснятое напряжение может негативно сказаться на супружеских отношениях или на способности эффективно выполнять родительские функции.

Однако родители, которым не удается успешно руководить детьми на какой-то одной стадии развития, могут вполне справляться с ними в другой период их роста. Например, родители, испытавшие массу трудностей с младенцем, могут прекрасно справиться с воспитанием дошкольника или подростка. Может быть верным и обратное: родитель, уверенно чувствующий себя с беспомощным малышом, имеет множество проблем с добивающимся независимости подростком. На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с новыми проблемами и запросами своих растущих и развивающихся детей, но и преодолевать трудности, возникающие в супружеской и семейной системах (McGoldrick, 1988). Семейные пары должны принимать решения и улаживать конфликты таким образом, чтобы каждый из супругов мог оставаться целостной

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 621

и уважающей себя личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее положение, а второй приносит себя в жертву, — недолговечны. Кроме того, возникают дополнительные осложнения, порождаемые бунтующим и стремящимся к независимости подростком, например требующим, чтобы супружеская и семейная системы видоизменились и предоставили ему, почти автономной личности, больше свободы. Семейная система, характеризующаяся излишней жесткостью или недостаточно структурированная, не способна удовлетворить развивающиеся потребности ребенка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 460.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...