Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мечты женщин и перемены в обществе
Вероятно, одной из причин того, что мечты у женщин отличаются большей сложностью, является более сильное влияние на них перемен, происходящих в обществе в XX столетии. В одном исследовании (Helson, Picano, 1990) было обнаружено, что в конце 1950-х годов и в 1960-х годах у «наиболее приспособленных» женщин была вполне определенная мечта: быть хозяйкой домашнего очага. Эта мечта стала устаревать, когда в ходе социальных перемен женщины стали активно участвовать в профессиональной деятельности на всех уровнях. К периоду средней взрослости женщины с традиционными взглядами оказались уже не самыми приспособленными. Они были более зависимы или чрезмерно контролируемы в сравнении с женщинами с менее традиционными взглядами. Очевидно, что для Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 595 индивидуального благополучия важно находиться в соответствии с общественной ролью. Роли, открытые сегодня молодым женщинам, обычно сочетают карьеру и семью. С другой стороны, от молодых людей обычно ожидают, что они будут заниматься карьерой и не возьмут на себя все обязательства по домашнему хозяйству (Kalleberg, Rosenfeld, 1990). Трансформации по Гулду Исследователи процесса развития во взрослом возрасте часто сталкиваются с трудной задачей организации обширных биографических данных. Результаты обработки таких материалов часто зависят от сферы внимания и интересов ученого. Так, в одной из работ Левинсон опирался на данные 15-часовых биографических интервью у 40 мужчин. Он рассматривал различные аспекты процесса начала карьеры и стиля жизни. Роджер Гулд (Roger Gould, 1978) в основном сосредоточил свое внимание на когнитивных аспектах. Его интересовали индивидуальные предположения, идеи, мифы и взгляд на мир в различные периоды жизни. Гулд проводил исследования среди лиц обоего пола, проживающих в США. Он и его коллеги изучали истории жизни большой группы мужчин и женщин в возрасте от 16 до 60 лет. На основе полученных данных они разработали описания того, как люди воспринимают окружающий мир, характеризующие различные стадии взрослого возраста. Согласно Гулду, рост лучше рассматривать как процесс отказа от детских иллюзий и ложных предположений в пользу чувства уверенности и принятия себя. Как и Ке-ган, он полагал, что смысловая система личности определяет ее поведение и жизненные решения. Гулд считал, что в возрасте от 16 до 22 лет главным ложным предположением, подлежащим изменению, является «Я всегда буду принадлежать моим родителям, верить в их мир». Чтобы понять и устранить эту иллюзию, люди в раннем взрослом возрасте должны начать построение взрослой идентичности, которая не подвластна контролю со стороны их родителей. Тем не менее чувство Я у молодых людей на этом этапе еще хрупко, а сомнения в себе делают их уязвимыми для критики. Молодые взрослые начинают воспринимать своих родителей скорее как несовершенных и подверженных ошибкам людей, чем как всемогущие и контролирующие силы, роль которых они исполняли когда-то. В возрасте между 22 и 28 годами у людей часто возникает другое ложное предположение, отражающее их продолжающиеся сомнения в своей самодостаточности: «Если будешь делать, как родители, и прилагать силу воли и упорство, это принесет свои плоды. А если я слишком расстроюсь, запутаюсь, или устану, или просто не смогу справиться, они придут на помощь и покажут мне правильный путь». Чтобы справиться с этой преградой, молодые взрослые должны принять на себя полную ответственность за свою жизнь, отказываясь от ожидания постоянной родительской поддержки. Это предполагает намного больше, чем просто уход из-под власти матери или отца; требуется активная и позитивная позиция в процессе создания взрослой жизни. Самостоятельное покорение мира также отвлекает энергию от постоянной интроспекции и сосредоточенности на себе. Гулд обнаружил, что преобладающий способ мышления развивается на протяжении этого периода от вспышек озарения до настойчивого, регулярного и контролируемого экспериментирования и ориентации в целях. 596 Часть IV. Взрослость В период от 28 до 34 лет наблюдается существенный сдвиг к позиции взрослого. Главным ложным предположением в это время является: «Жизнь проста и подконтрольна. Внутри меня нет никаких значимых противоречащих сил». Это мнение отличается от мнений предшествовавших стадий в двух важных отношениях: оно говорит о наличии ощущения компетенции и/знания ограничений. Достигнуто достаточно взрослое понимание и принятие внутренних противоречий, они теперь не вызывают у индивида сомнений в своей силе и целостности. Таланты, силы и желания, подавлявшиеся в период 20-30 лет по причине их несоответствия разворачивающимся проектам взрослости, теперь могут снова проявляться. Гулд приводит примеры честолюбивого молодого партнера из престижной юридической фирмы, который рассматривает вопрос о переходе в сферу общественных услуг, а также учтивого беззаботного холостяка, неожиданно осознавшего, что в многочисленных интимных связях его не устраивают собственные недостатки. (Это развитие хорошо соответствует предположениям Левинсона относительно мечты: тех, кто игнорирует и подавляет мечту в период ранней взрослости, будет преследовать неразрешенный конфликт в дальнейшей жизни.) Даже те, кто реализовал стремления своей юности, все еще испытывают определенные сомнения, замешательство и подавленность в этот период жизни. Они могут начать сомневаться в тех самых ценностях, которые помогли им достичь независимости от своих родителей. Рост влечет за собой разрушение ригидных ожиданий периода 20-30-летнего возраста и принятие более разумной позиции: «То, что я получаю, прямо связано с тем, как много усилий я готов приложить». Люди перестают верить в магию и начинают вкладывать свою веру в регулярную работу в соответствующем направлении. В то же время они начинают культивировать те интересы, ценности и качества, которые будут сохраняться и развиваться в течение всей взрослой жизни. В возрасте между 35 и 45 годами происходит полное включение в мир взрослых. Родители больше не обладают контролем над людьми в этом возрасте, а их дети еще не подтвердили свою самостоятельность. Как выразился Гулд, они находятся «в чаще жизни». В то же время они ощущают давление времени и страх, что не добьются поставленных целей. Физические изменения в период средней взрослости пугают их и приводят в уныние; отсутствие каких-либо значимых изменений в карьере заставляет их чувствовать себя взаперти. Стремление к стабильности и надежности, которое было для них первостепенным в 30-40 лет, заменяется потребностью в немедленном действии и результатах. Медлить больше недопустимо. Смерть родителей и осознание собственной смертности приводят их к мысли о постоянной несправедливости и жизненных страданиях. Познавая негативную сторону человеческого опыта, они расстаются с детской потребностью в безопасности. Они также, наконец, могут свободно проверить и отказаться от ощущения своей недостаточной ценности и слабости, сохранявшегося с детского возраста. Это, как предполагал Гулд, представляет собой полное автономное взрослое самосознание. И в заключение. Важно помнить, что теории, акцентирующие внимание на периодах или стадиях, способствуют пониманию процесса развития взрослых. Однако существуют некоторые причины не принимать их однозначно. Во-первых, представление о стадиях приводит к тому, что некоторые устойчивые аспекты личности, существующие во взрослом возрасте, ускользают от внимания исследо- Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 597 вателей. Во-вторых, эти теории уделяют мало внимания непредсказуемости жизненных событий (Neugarten, 1979). В-третьих, до сих пор большинство участников исследований были мужчинами, а исследователи, как правило, сосредоточивали свое внимание на одних и тех же возрастных группах: индивидах, родившихся в первой половине XX столетия. Различные теоретические взгляды на основные задачи взрослого возраста обобщены в табл. 13.4. Таблица 13.4 Определение основных задач взрослого возраста отдельными теоретиками
Контрольные вопросы к теме «Периодизация и задачи развития у взрослых» • Теория Хейвингхерста основана, прежде всего, на разрешении кризиса интимности и изоляции. • С точки зрения теории Левинсона о периодах жизни взрослых, как мужчины, так и женщины определяют свою мечту и ищут наставника. • С точки зрения теории периодизации жизни взрослых Левинсона, для развития в период взрослости как у мужчин, так и у женщин наилучшим критерием является хронологический возраст. • В теории Гулда основное внимание придается достижению взрослыми уверенности в себе и принятию себя. Вопрос для размышления Что общего у всех обсуждавшихся в этом разделе теорий? В чем состоят их различия? 598 Часть IV. Взрослость Краткое содержание главы . Начиная с периода ранней взрослости хронологический возраст относительно мало используется в исследованиях развития. • Важные события и этапы взрослости могут быть нормативными либо идиосинкразическими и зависеть от конкретной культуры. |
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 354. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |