Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Клуб профсоюза коммунальников им. С. М. Зуева.




Конкурсные работы.

Дворец труда стал самым первым известным произведением архитектора в «бумажном» конкурсе конца 1922 – начала 1923 года. Это очень динамичная асимметричная композиция, каждый элемент которой был поставлен со сдвижкой относительно следующего, а все вместе они образуют сложный силуэт.

 Необычность ему придали концентрические арки-перекрытия большого зала, напоминающие часть вращающегося механизма. Этот проект был отмечен коллегами (он занял пятое место), как и самый выдающийся проект конкурса, выполненный братьями Весниными, занявший третье место. Оба проекта выделялись своей новизной на общем фоне, хотя первую премию тогда дали Ною Троцкому за ретроспективный проект в духе сооружений Древнего Рима. Если братья Веснины предвосхитили дальнейшее развитие архитектурной стилистики и их творение стало символом конструктивизма, то Илья Голосов показал возможности экспрессионистического метода формообразования, хотя этому его произведению недоставало органичности, свойственной проекту Весниных.

Не меньше экспрессии было и в проекте выставочного павильона Дальнего Востока, представленного зодчим для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года. Как и проект Дворца труда, он с трудом поддается описанию и производит впечатление сумбурной композиции с наслоением разных образов, вызвавших у автора ассоциации с Дальним Востоком: джонка, пагода, японский сад... Проект этого павильона сохранился, главный и боковой его фасады раскрашены — в духе буддийских храмов — очень яркими спектральными колерами.

Голосов стал желанным участником заказных конкурсов, и его проекты были всегда отмечены как очень талантливо выполненные. Например, динамичная композиция конторского здания-башни для московского отделения редакции газеты «Ленинградская правда» (1924). Он участвовал в конкурсе и на комплекс прагматичных промышленных зданий Института минерального сырья (1925). Не исключено, что его строгий по стилю проект оказал влияние на выстроенные по проекту Виктора Веснина здания этого института. 

Особенно Голосову повезло в заказном конкурсе на клуб Союза коммунальников на Лесной улице (им. С. Зуева). Здесь он смог реализовать свой проект, тогда как приглашенный на конкурс Мельников предложил столь сложное архитектурное решение, что заказчик исполнять его отказался (здание из пяти вертикально поставленных и сочлененных цилиндров). Этот клуб — самое известное произведение архитектора. Оно имеет свою предысторию — его же конкурсный проект здания акционерного общества «Аркос» (1924) с угловым цилиндром, а также проект Электробанка (1926), в композиции которого тоже есть угловой остекленный цилиндр как главный пластический элемент. В клубе до сих пор самая привлекательная часть интерьеров — широкая остекленная винтовая лестница. Клуб занимает небольшой участок на пересечении Лесной улицы и переулка, и мощный цилиндр с этой лестницей виден с разных сторон.

В конкурсных проектах Массового театра в Иваново-Вознесенске (1931), Синтетического театра в Свердловске (1932), Дворца Советов (1932), театра Московского областного совета профсоюзов — МОСПС (1933–1934) появилась осевая симметрия, характерная для всей архитектуры тех лет. Однако мастер нашел свое собственное решение наружного декора — мерно повторяемые рамочки типа сплошной орнаментальной солнцезащиты, вызывающие ассоциации с южно-европейскими аналогами (административными зданиями Италии тех лет).

Проектыи постройки.

Клуб профсоюза коммунальников им. С. М. Зуева (Москва, 1928)

 

Дом Советов (Элиста, 1928-1932)

 

Дом коллектива (Иваново, 1930)

Жилой дом Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева (Москва, 1934-1941)

 

Здание ТАСС (Проект 1935)


Дом книги (Проект, 1934. Совместно с П. Антоновым и А. Журавлевым)

 

Здание Высшей школы профсоюзов (Москва, 1938)

 


Бусыгинский дом (Горький/Нижний Новгород, 1936-1938)

 

Клуб профсоюза коммунальников им. С. М. Зуева.

Небольшое здание, решенное в авангардных формах из стекла и бетона, фиксирует угол Лесной и Миусского переулка. Клуб стал новым типом общественного здания, наиболее полно выразившим новые архитектурные формы и принципы. Эти здания строили крупнейшие архитекторы, а их заказчики, заводы и профсоюзы, часто устраивали конкурсы. По своему назначению клуб был и культурным центром, и учреждением дополнительного образования, где весь день должны были протекать различные образовательные, культурные и политические процессы, отнюдь не ограничивающиеся кружками, театром и кино. Клуб на Лесной улице действует до сих пор, что большая редкость.

Это одно из лучших произведений архитектора Ильи Голосова, построенное в 1927-1929 годах. Проект был выбран в результате конкурса 1926 г. Единственным соперником Голосова был архитектор Константин Мельников, предложивший разместить на вытянутом участке пять врезанных друг в друга высоких остекленных цилиндров на одной оси. Проект Голосова был сложнее. Его соединение простых геометрических объемов, прежде всего цилиндров и параллелепипедов, создает сложную динамичную композицию, ориентированную на внешний угол участка. Врезка углового остекленного цилиндра в квадратные в сечении объемы был излюбленным приемом Голосова (такой же прием был и в его конкурсном проекте Электробанка). В здании клуба имени С. М. Зуева в цилиндре находится винтовая парадная лестница, ведущая в фойе главного зрительного зала на втором этаже. Помимо зрительного зала в клубе также было несколько многофункциональных помещений для репетиций и работы кружков, которые обслуживались ещё двумя прямыми лестницами, не лишенными изящества и смелых композиционных решений.

В последующие годы клуб пережил множество изменений: был срезан частично остекленный балкон вдоль длинного фасада и заложены окна зрительного зала; лоджии над входом были остеклены; в 1970-е интерьеры были облицованы мрамором, появились новые люстры, двери, паркет.

Тем не менее клуб бережно сохраняется и используется по прямому назначению: в нем идут спектакли «Квартета И» и существует множество кружков для всех возрастов. К 80-летию клуба в фойе второго этажа открылась небольшая экспозиция оригинальных чертежей-синек здания клуба.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1067.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...