Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ, СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ АО «НПК« УРАЛВАГОНЗАВОД»




Анализ внешней среды организации - это начальный этап формирования стратегии.

Методы управления доходами (также известные как управление прибылью или ценообразование в реальном времени) представляют собой оптимизационную модель, основанную на прогнозировании спроса для рыночных макросегментов[24,c.37]. Управление доходами – экономическая техника, нацеленная на определение наилучшей ценовой политики для оптимизации дохода предприятия на основе определения поведения спроса.

В финансовом выражении применение метода управления доходами имеет следующий результат: при неизменных окружающих условиях систематическое использование метода управления доходами может повысить оборот в среднем на 7%, что может вызвать очень существенное увеличение объема доходов.

Управлением финансами на предприятии должно заниматься обособленное структурное подразделение предприятия - финансовая служба. На предприятии АО «НПК« УРАЛВАГОНЗАВОД» существует структурное подразделение, совмещающее в себе функции бухгалтерского учета, финансового и экономического планирования - это финансовый отдел. Документ, определяющий основные задачи и структуру учетно-финансового отдела, основные функции подразделений отдела и его начальника, взаимоотношения с другими подразделениями предприятия - положение о финансовом отделе находится в стадии разработки. Так же не доработаны большинство должностных инструкций работников финансового отдела.

Главный бухгалтер помимо руководства бухгалтерской работой осуществляет управление финансовыми ресурсами предприятия. Это обстоятельство отрицательно влияет на организацию финансовой работы. Опыт показывает, что органически вписать службу финансовую службу в службу главного бухгалтера практически невозможно. Должности главного бухгалтера и финансового управляющего нельзя совмещать одному человеку, так как эти должности требуют совершенно разных качеств. Хороший бухгалтер получается из людей спокойных, совершенно не склонных к риску, педантичных и усидчивых. Главное в этой работе - способность внимательно разобраться в первичных документах и в соответствии с инструкциями точно отразить их в бухгалтерской отчетности.

Совсем другое требуется от финансиста. Работа этой профессии связана с принятием решений в условиях неопределенности. Работа финансиста требует гибкости, это должна быть натура творческая, способная рисковать и оценивать степень риска. Финансовая работа отдела в целом сводится к чисто оперативным задачам - оформлению расчетных и платежных документов, организации расчетов с другими предприятиями, бюджетом, банками, рабочими и служащими. Большое значение для предприятия должна иметь квалификация работников финансового подразделения.

В финансовом отделе АО «НПК« УРАЛВАГОНЗАВОД»большинство персонала имеет среднее специальное образование, не соответствующее требованиям, предъявляемым типовыми должностными инструкциями по этим специальностям. Некомпетентность работников, занимающихся финансовыми вопросами приводит к принятию необоснованных решений, приносящий финансовый ущерб предприятию, а, следовательно, снижает эффективность управления его финансовыми ресурсами.

Первоочередное значение в управлении финансовыми ресурсами предприятия имеет методика финансовой работы. Основные методы финансовой работы, которые в обязательном порядке должны применяться на предприятии - финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа. В наиболее общем виде направления финансовой работы на предприятии должны быть структурированы следующим образом:

- общий финансовый анализ и планирование;

- обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);

- распределение финансовых ресурсов (инновационная политика).

На предприятии АО «НПК« УРАЛВАГОНЗАВОД»работа не ведется ни по одному из этих направлений. Так, не осуществляется общая оценка активов предприятия, величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности, источников дополнительного финансирования. Отсутствует система контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

В области управления источниками оборотных средств предприятия не проводятся такие необходимые мероприятия как оценка объема требуемых финансовых ресурсов, формы их представления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность), степени доступности и времени представления заемных финансовых ресурсов, стоимости обладания данным видом ресурсов, риска ассоциируемого с данным источником средств.

Перед тем как приступить к формированию стратегического плана по развитию АО «НПК« УРАЛВАГОНЗАВОД», необходимо оценить внешнюю среду организации по трем параметрам:

- проанализировать изменения внешней среды, которые способны оказать влияние на действующую стратегию организации;

- определить систему факторов, которые могут представлять угрозу для стратегии организации;

- определить систему факторов, которые могут представлять возможности для более успешной реализации стратегии организации и достижения ее целей. (таблица 4)

 

 

Таблица 4- Факторы внешней среды и их проявления АО «НПК« УРАЛВАГОНЗАВОД» [33,c.102].

Группа факторов Фактор Проявление Возможная ответная реакция организации
Политические Нормативы, установленные государством Ужесточение стандартов и нормативов Разработка и выполнение программ направленных на повышение качества продукции
Технологические НТП в информационной сфере Появление новых видов продукции, технологий, оборудования Расширение базы продукции
Социальные Рост потребности населения в вычислительной технике Ужесточение требований к продукции Повышение квалификации сотрудников с целью повышения качества обслуживания

Экономические

Колебание рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов Нестабильность величины спроса и прибыли организации Работа с надежными партнерами. Уменьшение рисков. Поиск новых клиентов
Увеличение инвестиционной привлекательности рынка продукции Увеличение инвестиций Привлечение инвестиций в развитие организации
Увеличение ассортимента продукции организаций Рост спроса на продукцию Расширение штата, увеличение объема проданной продукции
  Увеличение темпов инфляции Увеличение стоимости продукции Повышение цен  на продукцию
Правовые Изменение законодательства РФ, налоговой политики Необходимость изыскания финансовых ресурсов для покрытия установленных отчислений Лоббирование своих интересов в областных и городских органах власти. Увеличение цен на продукции

 

В таблице 4 представлен анализ внешней среды АО «НПК« УРАЛВАГОНЗАВОД» (PEST-анализ), также данный анализ содержит последствия проявления рассмотренных факторов и возможные ответные в этом случае действия компании.

Также по результатам проведенного анализа были определены благоприятные возможности для предприятия (таблица 5).

Таблица 5-Благоприятные возможности для АО «НПК« УРАЛВАГОНЗАВОД» [33,c.105].

Вероятность реализации возможностей

Степень влияния возможностей

Катастрофическая Критическая Умеренная Слабая
Высокая - - Заключение сделок с новыми поставщиками -
Средняя Изменения предпочтений клиентов Появление новых клиентов Расширение возможностей развития бизнеса в России -
Низкая Повышение цен на услуги Снижение налогов и пошлин - Разорение и уход фирм-конкурентов на рынке парфюмерно-косметической продукции -

 

Отметим, что возможностями для компании может стать: изменение предпочтений клиентов, появление новых клиентов, расширение возможностей развития бизнеса компании в других городах России, сотрудничество с новыми поставщиками.

Также дополнительно были проанализированы угрозы для компании, которые могут оказать негативное влияние на деятельность АО «НПК« УРАЛВАГОНЗАВОД» (таблица 6). Следовательно, регулярное проведение анализа окружающей среды позволяет организации лучше видеть мир, правильно в нем ориентироваться и явится основой обоснованных управленческих решений. Отметим, что любой анализ включает в себя всестороннее изучение рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге.

Таблица 6-Угрозы для АО «НПК« УРАЛВАГОНЗАВОД» [33,c.107].

Внутренняя среда

Сильные стороны Слабые стороны
- производство двух видов вагонов пассажирских и грузовых - производство продукции как гражданского, так и военного назначения - высокие профессиональные качества персонала - высококвалифицированное руководство - огромные производственные мощности - поддержка со стороны государства - зависимость от внешних рынков сбыта продукции. - недостаточная загруженность производственных мощностей предприятия - несвоевременная оплата изготовленной продукции для предприятий государственной собственности - малое количество молодых сотрудников - высокая зависимость от государственных заказов - изношенность основных производственных фондов

Внешняя среда

Возможности Угрозы
- разработка и внедрение в производство новых видов продукции - увеличивающиеся потребности железных дорог в замене подвижного состава - увеличение заказов со стороны ВПК - возможность сбыта продукции зарубежным партнерам - монопольное положение по ряду товаров ассортимента - уникальность производимой продукции - зависимость от поставок стратегического важного сырья - высокая степень конкуренции  рост цен на сырье, материалы, электроэнергию - увеличение курса мировых валют и введение новых санкций - появление новых моделей спецтехники у конкурентов (в первую очередь иностранных) - уход с предприятия высокопрофессиональных кадров

На первом этапе анализа внешней среды был проведен SWOT-анализ деятельности предприятия(таблица 7).

 

Таблица 7- SWOT-анализ деятельности АО «НПК« УРАЛВАГОНЗАВОД»

«Сильные стороны и возможности» «Сильные стороны и угрозы»
– выход на новые рынки (в том числе и международные), увеличение ассортимента позволит высокая квалификация персонала и хорошая маркетинговая компания; – повышение квалификации персонала, увеличение контроля качества и неорганизованное поведение конкурентов дадут возможность успеть за ростом рынка. – усиление конкуренции, политика государства, инфляция, санкции и рост налогов, повлияют на постановку стратегических целей; – маркетинговая компания добавит преимуществ в конкуренции.
«Слабые стороны и возможности» «Слабые стороны и угрозы»
– персонал не участвует в принятии решений; – снижение уровня цен и налогообложения при сохранении среднего уровня цен и инфляции позволит получать сверхдоходы. – появление новых конкурентов и высокий уровень цен и инфляция ухудшит конкурентные возможности; – неблагоприятная политика государства может привести к снижению производственной мощности.

 

Оценка степени конкуренции по М. Портеру.

Из (рисунка 3) видно, что основное влияние на конкуренцию в отрасли оказывают потребители (около 50 %), на втором месте - конкуренты (30 %). Потенциальные конкуренты и поставщики оказывают наименьшее влияние - по 5 %.

Рисунок 3 -Влияние пяти сил конкуренции на АО «НПК« УРАЛВАГОНЗАВОД» [33,c.111]

 

Выявление движущих сил конкуренции направлено на отслеживание факторов внешней среды, определяющих направление и интенсивность отраслевых изменений.

Наиболее общие движущие силы: изменение динамики спроса на продукты питания, инновации в индустрии питания, изменения в удельных затратах и эффективности, изменение неопределенностей и риска.

Определение ключевых факторов успеха - выявление общих для всех предприятий отрасли переменных, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли.

Ключевые факторы успеха важны для поддержания высоких темпов роста и удержания лидирующих позиций в бизнесе, основывающихся на таких факторов успеха, как представленных в (таблице 8).

 

Таблица 8-Оценка ключевых факторов успеха АО «НПК« УРАЛВАГОНЗАВОД» [33,c.110]

Фактор Вес оценка Итого
Эффективная логистика закупок и распределения заказов 0,3 4 1,2
Четкие бизнес-процессы и наличие стандартных форматов 0,2 4 0,8
Эффективное управление процессами и персоналом 0,2 3 0,6
Наличие эффективной комплексной автоматизированной информационной системы обслуживания 0,2 3 0,6
Управление брэндом и корпоративной культурой 0,1 3 0,3
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 1,0   3,5

 

Таким образом, из 5 возможных баллов,  АО «НПК« УРАЛВАГОНЗАВОД» оценивается в 3,5 балла, что показывает достаточно высокую его привлекательность.

Анализ потенциала предприятия, как известно, позволяет определить, насколько успешно предприятие использует те возможности, что предоставляет рынок и имеющиеся ресурсы. При анализе потенциала свое предприятие сравнивают с рыночным лидером по определенным критериям.

Проведенный автором анализ выявил, что завод имеет необходимый потенциал для успешной деятельности на рынке. Ведь реально используемый на рынке потенциал по таким критериям как организация сбыта, обработка заказов, важен для работы предприятия. Проанализировав стратегическую деятельность предприятия АО «НПК« УРАЛВАГОНЗАВОД», далее разработаем предложения по улучшению реализации стратегии предприятия АО «НПК« УРАЛВАГОНЗАВОД».

АНАЛИЗ И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Финансовое планирование на предприятии протекает в виде составления финансового плана. Основными продуктом финансового планирования, таким образом, являются финансовые планы.

Финансовый план хозяйствующего субъекта — это документ, который отражает объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направления расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Главная цель составления финансового плана заключается в согласовании намечаемых расходов по производственному и социальному развитию субъекта хозяйствования с его финансовыми возможностями. Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ работ промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции.

Объем выручки по видам продукции в 2015-2016 году представлен в таблице 9.

 

 

Таблица 9 – Объем выручки по видам продукции за 2015-2016 гг.

 

Наименование

Фактически

Отклонение

2015 год

2016 год

сумма уд.вес Кол-во сумма уд.вес Кол-во сумма кол-во
Спец. продукция для воинских частей 18243334 33   9735699 10   -8507635  
Полувагоны 3513544 6 1947 13071527 14 6335 9557983 4388
Цистерны 2017571 4 1099 1847691 2 795 -169880 -304
ТМВ 84250 0 11 132411 0 10 48161 -1
Вагонные запчасти и тележки 1428880 3   1501948 2   73068  
Спец. продукция на экспорт 24598947 45   60940635 66   36341688  
Выручка обособленных структурных подразделений и соц. сферы 2167616 4   2536237 3   368621  
Прочие виды продукции (работ, услуг) 2795961 5   3271835 3   475874 -
Всего 54850103 100   93037983 100   38187880 -

 

По итогам работы за 2016 год объем выручки превысило показатели 2015 года на 38187880 тыс. руб. за счет повышения объёма спец. продукции на экспорт и полувагонов на 36341688 тыс. руб. и 9557983 тыс. руб. соответственно.

Основными показателями, характеризующими экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия, являются: оборот по выпуску и реализации продукции, валовой доход, прибыль и рентабельность.

При анализе показателей основной деятельности были использованы данные бухгалтерской отчетности за 2015 и 2016 г.г.

 

Таблица 10 – Технико-экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия за 2014 – 2016 гг., тыс.р.
Показатели Годы Отклонение, (+,-) Темп роста, %
2014 2015 2016 2015 от 2014 2016 от 2015 2015 от 2014 2016 от 2015
Выручка, тыс.р. 74127622 54850103 93037983 -19 277 519 38187880 73,99 169,62
Себестоимость реализованной продукции, тыс.р. 61222206 41943917 53026372 -19278289 11082455 68,51 126,42
Прибыль от продаж, тыс.р. 4403053 3159132 21552982 -1243921 18393850 71,75 6,82 раз
Рентабельность продаж, % 5,94 5,76 23,17 -0,18 17,41 96,97 4,02 раз
Чистая прибыль, тыс.р. -4841217 -10076960 1539440 -5235743 11616400 - -15,27
Стоимость основных производственных фондов, тыс.р. 24619215 27166989 26770191 2547774 -396798 110,35 98,54
Численность работающих, чел. 30954 30284 28876 -670 -1408 97,84 95,35
Выработка на 1 работающего. тыс. р./чел 2394,77 1811,19 3221,98 -583,58 1410,79 75,63 177,89
Фондоотдача 3,01 2,02 3,48 -0,99 1,46 67,11 172,28
Фондовооруженность, тыс.р./ чел 795,35 897,07 927,08 101,72 30,01 112,79 103,35

 

Как показывают данные, приведенные в таблице 10, технико-экономические показатели деятельности предприятия за анализируемый период улучшились. В 2016 году по сравнению с 2015 годом объем продаж увеличился на 38187880 тыс. р. Вместе с тем, произошло увеличение прибыли от продаж на 18393850 тыс. р., Рентабельность продаж за последний год увеличилась на 17,41%.

Стоимость основных средств в 2016 году по сравнению с 2015 г. снизилась на 396798 тыс. р. или 1,46% в связи с выбытием устаревшего оборудования предприятия.

Показатель фондоотдачи в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 1,46 тыс.р. или на 72,28% и составил 3,48 тыс.р. Данное увеличение связано, прежде всего, с повышением объема продаж предприятия. Фондовооруженность труда за последние три года увеличилась в 2015 году на 101,06 тыс. р. на чел. и в 2016 году на 30,01 тыс.р. на чел.

Что касается производительности труда, то выработка работающих на предприятии за последний год увеличилась на 1410,79 тыс.р. на чел.

Финансовое состояние любого предприятия определяется конечными результатами его деятельности. Обобщающим показателем конечных результатов работы является, как известно, прибыль.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 405.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...