Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Это позволяет говорить о междисциплинарном характере философии образования.




 

 

  1. Методологические функции философии образования.

Как уже было сказано, ФО выступает общей методологической основой науки об образовании – педагогики.

Методологическая функция ФО состоит в философском обосновании концептуальных основ, методов,

Философская рефлексия не только анализирует систему образования, но и вырабатывает стратегические ориентиры образования по отношению к личности и социуму.

Это находится в тесном взаимодействии с общей философской методологией, мировоззренческими и ценностными ориентирами философии.

Слово «методология» (от греч. «методос» — путь, исследование, прослеживание) обозначает совокупность способов, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности, т.е. путь познания. Философская мето­дология — учение о методе, рассмотрение соответствия метода пред­мету исследования. Она стремится создать целостную систему принципов деятельности, обосновать подход.

 

В XX веке произошло много важных изменений в методологии познания. Было осознано, что сложившаяся в культуре предметная структура знания не позволяет выработать единый подход к решению комплексных проблем, касающихся деятельности систем самого вы­сокого уровня организации: личности, общества, культуры. Появи­лись идеи теоретической кибернетики, системного анализа, синергетики, стремящиеся связать между собой различные подходы разных конкретных наук в единую систему методов.

 

Образовательные системы принадлежат к наиболее сложным объек­там исследования, поскольку включают в себя людей, наделенных со­знанием, обладающих комплексами идей и вступающих друг с другом во взаимодействия.

 

Такая система открывается внешнему наблюдателю теми своими аспектами, которые он способен в ней разглядеть, ее под­системы выделяются им в соответствии с его интересами и предрассудками. Можно даже сказать, что при той текучести и переливчатости, которой обладают живые социальные системы, сама позиция наблю­дателя влияет на состав системы, она как бы поворачивается к наблю­дателю доступными его зрению сторонами.

 

Системы, участвующие в образовательном взаимодействии, — лич­ность, наука, искусство, культура сообщества в целом — обладают раз­личными временами жизни.

Это создает особого рода трудности, свя­занные с оценкой масштаба времени: по сравнению с темпом изменений личности наука, искусство и культура в целом могут казаться ей застыв­шими в неподвижности, а различные этапы их развития — вечно сосу­ществующими.

Кроме того, все люди и области культуры, которые встречаются в образовательном процессе, обладают различной степенью зрелости, находятся на разных этапах развития — все это создает весьма значительные преграды на пути взаимопонимания.

Методологическая функция ФО в этом контексте состоит:

а) в координации подходов, учитывающих различие субъектов и объектов образования,

б) в обоснованной интеграции разных феноменов, относящихся к образованию, в единую систему,

в) в обосновании идейной платформы для построения образовательной системы.

Например, обоснование личностно-отчужденного и личностно-центированного подходов.

Предметом проектирования вза­имодействия в личностно-центрированной образовательной системе выступает не какая-то определенная цепочка технологических опера­ций, а способ согласования спонтанной и организованной составля­ющих взаимодействия, организация диалога между живыми социал­ьными системами. В этой методологии деятельность управления по­стоянно учитывает неопределенность и случайность и использует ту и другую. Основополагающим принципом становится управление с опорой на самоуправление: снятие внешнего принуждения, сопря­женное с осмысленным творческим заданием, создает обстановку для совместной и самостоятельной творческой работы.

А основывается она на определенных позициях, выработанных философией, философской антропологий, этикой.

Следовательно, методологическая функция ФО предполагает междисциплинарный контекст – связь с разними областями философского знания – антропологии, социальной философии, культурологии, этики и др.

 

Философия образования и ее взаимодействие с другими отраслями философии и научного знания.

 

Философское знание неоднородно, оно включает в себя логику, гносеологию, этику, эстетику, историю философии, философскую антропологию.

 Междисциплинарный контекст – читать у Гусинского, Турчаниновой

Философско-антропологические основания образовательного процесса.

Философская антропология - теоретическая и мировоззренческая основа становления философии образования.

Антропология (антропос - человек, логос- учение, наука (греч.) - “наука о человеке”

Философская антропология – философское учение о человеке, которое охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.

“Суть антропологического подхода сводится к попытке определить основы и сферы собственно человеческого бытия” (Григорьян).

Таким образом, антропологический подход выходит на постижение мира, бытия через постижение человека.

Основные проблемы философской антропологии: проблемы человеческой индивидуальности, творческих возможностей человека, проблемы человеческого существования, смысла жизни, идеалов, смерти и бессмертия, свободы и необходимости.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 458.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...