Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почему возникла философия образования?




Тема 1. Философия образования в структуре научного знання.

План

1. Предмет и задачи философии образования. Философия образования як область познания: объект и предмет исследования.

2. Особенности философского осмысления образования. Философия как мировоззренческая стратегия образования.

3.Методологические функции философии образования.

4. Философия образования та и взаимодействия с другими областями философии ти научного знання. Необходимость философского осмысления феномена образования.

 

 

Предмет и задачи философии образования. Философия образования як область познания: объект и предмет исследования.

  Философия образования определяется как ветвь современной философии, имеющая своим предметом область педагогики и образования. Иногда ее отождествляют с прикладной философией (известный педагог и философ Сергей Гессен ).

Философия образования, согласно авторитетному Кембриджскому философскому словарю, есть особая отрасль философии, которая имеет предметом исследования практически всех составляющих образовательной деятельности.

Как показывает опыт истории педагогики, глобальные изменения системы образования и отдельные крупные реформы школы берут начало в философии . Хоть она сегодня уже и не претендует на исчерпывающее объяснение всех тайн мира за ней сохраняются функции интеграции разных представлений о мире, создания целостного мировоззрения. Для решения этих задач философия продуцирует новые понятия, гипотезы, теории и парадигмы.

До 20 в. осмысление проблем образования, просвещения, воспитания, их целей и задач происходило в рамках философии.

Философия с самого начала своего возникновения и до наших дней стремилась не только осмыслить существование системы образования, но и сформулировать новые ценности и пределы образования. В этой связи можно напомнить имена Платона, Аристотеля, Августина, Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности об­разования. Целый период в истории философской мысли даже называл се­бя Просвещением. Немецкая философия 19 века в лице Канта, Шлейерма­хера, Гегеля, Гумбольдта выдвинула и обосновала идею гуманистическо­го образования личности и ее самосознания, предложила пути реформи­рования системы и школьного и университетского образования.

И в 20 веке крупнейшие мыслители размышляли о проблемах образования, выдви­гали проекты новых образовательных институтов. Назовем хотя бы имена В. Дильтея, М. Бубера, К. Ясперса, Д. Н. Уайтхеда. Их наследие - золо­той фонд философии образования.

Выделение философии образования в особую науку нача­лось лишь в 40-х годах 20 века, когда в Колумбийском университете (США) создается общество, цели которого - исследование философских проблем образования, налаживание сотрудничества между философами и теорети­ками педагогики, подготовка учебных курсов по философии образования в колледжах и университетах.

Философия обра­зования занимает важное место в преподавании философии во всех за­падноевропейских странах. Всемирный философский конгресс (август 1998г) посвящен проблемам образования,

Однако до сих пор существуют сложности в выяснении ста­туса философии образования, ее взаимоотношении с общей философией, с одной стороны, и с педагогической теорией и практикой - с другой.

Представители разных философских направлений, конечно, по-раз­ному трактуют содержание, цели и задачи философии образования.

 Ее целями считают:

- создание нового комплекса педагогических и философских идей, создающих интеллектуальную основу для современной школы.

- сохранение и развитие классической парадигмы образова­ния, сложившейся с работами Яна Амоса Коменского, считая ее достижением мировой цивилизации, необходимым инвариантным уровенем, на кото­ром зиждется все дальнейшее образование.

- постижение кризиса самого образования, формирование новых идеалов образованности, новые представления относительно процесса образования и воспитания.

- осмысление образования в контексте антропологических свойств и потребностей (т.е. формирования человека)

- осмысление социальных задач образования.

Почему возникла философия образования?

Прежде всего, это связано с тенденциями развития современного образования в стране и мире. Какие это тенденции?

1. Мировая тенденция к смене основной парадигмы образования; кризис классической модели и системы образования, разработка педагогических фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарной науке; создание экспериментальных и альтернативных школ;

2. Движение отечественной школы и образования в направлении интеграции в мировую культуру: демократизация школы, создание системы непрерывного образования, гуманизация, гуманитаризация, компьютеризация образования, свободный выбор программ обучения и образования, создание на основе самостоятельности школ и вузов школьного сообщества;

3. Идейно - мировоззренческий и ценностный вакуум в системе образования, возникший в связи с распадом тоталитарно- идеологического управления этой системой и связанная с этим явлением неясность, неопределенность целей обучения и воспитания.

Эти тенденции развития современного образования и определяют основные задачи философии образования:

1. Осмысление кризиса образования, кризиса его традиционных форм, исчерпанности основной педагогической парадигмы; осмысление путей и способов разрешения данного кризиса.

Философия образования обсуждает предельные основания образования и педагогики:

  • место и смысл образования в культуре,
  • понимание человека и идеала образованности,
  • смысл и особенности педагогической деятельности.

2. Осмысление нового и альтернативного педагогического опыта, обсуждение образов новой школы; обоснование государственной и региональной политики в области образования, формулирование целей образования, концептуальное проектирование образовательных систем, прогнозирование образования (поисковое и нормативное);

3. Выявление исходных культурных ценностей и основополагающих мировоззренческих установок образования и воспитания, соответствующих тем требованиям, которые объективно выдвигаются перед личностью в условиях современного общества.

Таким образом, стимулами развития философии образования являются конкретные проблемы педагогики и психологии, программные и проектные разработки в системе образования.

 

 

  1. Особенности философского постижения образования. Философия как мировоззренческая стратегия образования.

Пожалуй, в истории не было ни одного периода, когда общество бы­ло бы довольно своей системой образования. В истории каждой культуры всегда существовало многообразие систем образования. Например, в античной Греции наряду с афинской системой образования была и спартанская модель образования и воспи­тания. Существовавшая в императорском Риме система образования, су­щественно отличалась от византийской.

 

Концептуальное осмысление, определение методов, целей, идеалов образования всегда были предметной областью философии. Она формировала комплекс идей, направляющих развитие образования. Это идеи:

- о человеке, его сущности, месте в мире.

- о социуме, его потребностях.

- о методах и принципах образования как формы производства человека для общества.

Наиболее емким показателем развития института образования явля­ется изменение методов восприятия, преподавания, учения.

Взаимосвязь человеческих и социальных факторов в образовании постепенно сформировало идею универсальности образвания (уже в Др. Греции). Она легла в основу классической парадигмы. Классическая парадигма образования получила различное обоснование в ходе истории. Идеалы, нормы, присущие классической парадигме, модифицировались, дополнялись и трансформи­ровались. Высшее свое развитие она получила в философии Просвещения.

Ориентация на универсальное образование позднее была восполнена другой идеей - идеей естественных прав личности, в том числе и права на образование. Долгое время упускалось из виду, что существует право личности на выбор образования.
Система образования всегда предполагает определенное влияние науки, всегда основывается на определенной концепции науки.

Общий путь развития идей образования шел по пути учета личных интересов и склонностей обучаемых.

Еще в начале 19 века возникает новая философская концепция об­разования, делающая акцент на становлении самосознания личности, на самоформировании личности в актах самосознания культуры. Этот под­ход, в немецкой классической философии (Гербер, Гумбольдт, Гегель) привел к гуманитаризации образования и к утверждению права личности на образование: личность, понятая как самосознание, формирует себя как субъект культуры.

Эта философская концепция образования, проти­востоявшая просветительской концепции, послужила основой для поиска новых форм образования, ряда педагогических реформ, ориентировав­шихся на культурно-гуманитарные идеалы. Можно вспомнить, в част­ности, реформу высшего образования в соответствии с программой В.Гумбольдта.

Однако, уже в середине 19 века это направление столкну­лось с серьезными проблемами. В частности, в Англии подобная система образования вошла в противоречие с социальной потребностью в специа­лизированном обучении и развитии естественнонаучного образования. В эти годы прошла дискуссия, в которой приняли участие выдающиеся анг­лийские естествоиспытатели (Фарадей, Тиндаль, Гершель) о необходи­мости развития в стране естественнонауного образования. Это было общей тенденцией времени – быстрым развитием НТП.

В нашей стране мы сталкиваемся сейчас с аналогичными трудностя­ми. Существуют разрывы, во-первых, между уровнем школьного и высшего образования и, во-вторых, между уровнем высшего образования и систе­мой науки,

Поиск новых форм организации научного знания - важнейший путь реформирования системы образования. Сейчас складывается новый образ науки, чуждый нормативизму и унитаризму просветительской концепции. Вместе с тем изменяются и подходы к пониманию образованности. Наряду с традиционными, сегодня в педагогике складываются новые представления о человека и образованности, происходит смена антропо­логических оснований педагогики.

Образованный человек - это не столько "человек знающий", даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни. Образование должно создавать условия для формирования свобод­ной личности, для понимания других людей, для формирования мышления, общения, наконец, практических действий и поступков человека.

Нужно, чтобы образованный человек был готов и к испытаниям, иначе как он может способствовать преодолению кризиса культуры. Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности - и всех сторон человека, о которых мы еще не­достаточно знаем.

С середины 20 века на Западе наблюдается факт обособления фи­лософии образования от общей философии.

Что же такое, собственно, философия образования? Какие взаимо­отношения существуют или должны существовать между философией обра­зования и общей философией?  Незавершенность этого обособления предполагает пересечение философии образования с исход­ными для нее дисциплинами - философией, педагогикой, социологией, психологией, логикой, историей, культурологией и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...