Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА УНИВЕРСИТЕТОВ США ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Вследствие этого ведущие американские университеты к середине XX века превратились в мощные образовательные, исследовательские и научно-производственные корпорации, тесно связанные с бизнесом, индустрией и системами управления. Корпоративной культуре университетов США изначально способствовал особый правовой статус, обладание собственными уставами и конституциями, которые давали им высокую степень автономии, но не противопоставляли их обществу и власти. В силу того, что университеты имели в своем распоряжении землю, цена которой вследствие близости к коллективному интеллекту университета все более повышалась, многие из них становились самодостаточными в экономическом отношении субъектами хозяйственной деятельности. Американские университеты притягивали к себе не только бизнес со своей экономической мощью, но и институты власти. Это отражалось в их структуре, поскольку весьма популярными специальностями, приобретаемыми в университетах, стали программы по управлению бизнесом и государственному управлению. Параллельно в университетской системе США происходило выделение особой группы учреждений – так называемых "исследовательских университетов", ставших ведущими научно-образовательными корпоративными комплексами и центрами проведения независимых экспертиз. Экономическая роль и социальный статус таких университетов с течением времени все более повышались [5]. Так, в американских университетах принято использовать студентов для выполнения оплачиваемых работ в качестве библиотекарей, вахтеров, клерков, строителей и т. д., что обеспечивает студентам дополнительный источник для обучения и проживания. Допускается и работа студентов вне пределов вуза, на предприятиях и в учреждениях. Многие вузы при организации кооперированного обучения стремятся к тому, чтобы работа студентов на предприятиях, чередующаяся с обучением в вузе, оплачивалась. Ранее студенты не привлекались к участию в управлении академическими делами вузов, их активность ограничивалась сферой социального обеспечения и внеучебных мероприятий. Однако в последние два десятилетия студенчество вовлекается в систему самоуправления университами. В части вузов они включаются в состав академических и административных советов. В целом же, масштабы вовлечения молодежи в высшую школу в США относительно количества населения – самые большие в мире. Соответственно, внушительны и отряды выпускников вузов по профилям и уровням обучения [1]. В чем же привлекательность многих университетов США не только для собственной молодежи, но и для иностранных студентов? Дж.Смолоу утверждает, что колледжи и университеты США – мощный магнит для иностранных студентов, стремящихся к свободе, многообразию и хорошему образованию [3]. Сегодня 3500 вузов Америки привлекают около 500000 студентов из почти 200 стран. Больше всего студентов приезжает из Азии: около 45000 человек из Китая и около 43000 человек из Японии. За ними следуют студенты из Тайваня, Индии, Южной Америки, а также из Канады. Среди причин привлекательности американских коллежей и университетов автор выделяет следующие: – Концепция равных возможностей и демократизация образования (после Второй мировой войны). В США 60% выпускников средней школы рано или поздно учатся в колледже, в то время как всего лишь 30% немцев, 28% французов, 20% англичан и 37% японцев продолжают образование после средней школы. – Привлекательность не только академических программ, но и возможность пожить в большом кампусе, т.к. студенческая повседневная жизнь так же важна, как и учебный процесс. – Свобода выбора вуза: исследовательские ун-ты, учебные заведения штатов, частные гуманитарные колледжи, городские колледжи, религиозные учебные заведения, военные академии. – Широкая общеобразовательная подготовка, когда большинство американских университетов обязывает студентов пройти вводные курсы по естественным и общественным наукам, языкам и литературе, прежде чем выбрать какую-то область знаний. – Дух независимости университета, который во многом определяется материальными соображениями, т.к. университеты, частные и общественные, ведут борьбу за существование [3]. Какова же последовательность основных факторов создания имиджа университета, как единой корпоративной структуры? Ø Определение реальных характеристик организации – выделение всех достоинств и недостатков университета. Ø Выделение типичного круга потребителей, то есть определенного сегмента на рынке образовательных услуг. Ø Выделение достоинств, важных для типичных клиентов. Ø Формирование социальных характеристик университета, которые привносятся им самим в общественное мнение. Ø В конечном счете, совокупность основных факторов и приводит к формулированию корпоративной программы и миссии конкретного университета. Ø Разнообразие опыта в этом направлении различных университетов оценивается по таким критериям, как процент иностранных студентов и преподавателей (свидетельствующих о международном признании), доля студентов-женщин и др. Показатели участия преподавателей в научных исследованиях вычисляются по количеству публикаций в 35 международных научных изданиях. Ø Например, по итоговому рейтингу в пятерке лучших экономических университетов мира в 2001 году оказались Пенсильванский университет, Бизнес-школа в Гарварде, Стэнфордский университет, Чикагский университет, Колумбийский университет. В целом же, среди лучших университетов США Хенри Росовски (профессор экономики в Гарварде, а в прошлом декан Колледжа гуманитарных и естественных наук университета, автор книги “Университет: руководство владельца”) называет следующие: · Гарвард (Массачусетс); · Станфорд (Калифорния); · Калифорнийский ун-т (Беркли); · Массачусетский технологический институт; · Йельский университет (Коннектикут). Формированию корпоративности университетов значительно способствует “необычайная особенность американской университетской жизни”, которая “заключается в соперничестве. Учебные заведения одного класса борются за профессорско-преподавательский состав, фонды на научные исследования студентов, внимание общественности и многое другое” [2]. Наряду с положительными моментами подобной конкуренции возникают и некоторые отрицательные: а) лучшие специалисты слишком часто переходят из одного ун-та в другой с целью достижения личных целей; б) большие преимущества предоставляются тем предметам, где сильнее влияние рынка (например, компьютерное программирование по сравнению с английским языком и литературой); в) формируется сознание быстрого достижения результатов по сравнению с долгосрочными задачами и немодными направлениями исследований [2]. Особое место в формировании корпоративной культуры американских университетов занимает американская система управления университетами, которая по сути является унитарной, когда есть один руководитель – президент, который вместе с учеными и преподавателями определяет и проводит образовательную политику. Однако бюджетные ассигнования, управление фондом, решения о новых программах, перспективные планы и др. решает администрация, возглавляемая президентом, который подотчетен совету попечителей. Такая система управления обладает двумя основными характеристиками: во-первых, председатели, деканы, проректоры и др. руководители высшего и среднего звена назначаются, а не избираются; во-вторых, сравнительно независимые попечители служат интересам и общественных, и частных университетов, что является достаточно эффективной защитой от политических влияний и вмешательства в дела университетов. Немалую роль в качестве университетского образования играет т. н. корпоративная этика в целом, т. е. местная гордость за свой университет, что во многом способствует передовой роли лучших университетов США во всей системе образования [2]. Таким образом, американский опыт становится в целом весьма привлекательным и в силу возрастающей актуальности проблем регионального развития. В частности, крупные университеты США, являясь федерально-значимыми научно-образовательными корпоративными центрами, в большинстве случаев выступают мощнейшим фактором развития регионов размещения через формирующиеся при них технопарковые структуры. Итак, в чем особенности корпоративных университетов США, уже унаследованные многими университетами в различных странах мира? Представляется возможным выделить ряд таких признаков, список которых, однако, совсем не является исчерпывающим. Ø Полифункциональность университета, или способность как генерировать, так и обеспечивать трансферт современного знания. Ø Сильная ориентация на научные исследования и разработки, прежде всего – на фундаментальные исследования. Ø Наличие системы подготовки специалистов с "продвинутой" научной степенью; в том числе и при превышении числа магистрантов, аспирантов и докторантов над числом студентов, ориентированных на получение общего высшего образования. Ø Ориентация на современные направления науки, высоких технологий и инновационный сектор в экономике, науке и технике. Ø Широкий набор специальностей и специализаций, включая естественные науки, социальные науки и гуманитарное знание. Ø Высокий профессиональный уровень преподавателей, принятых на работу на основе конкурсов, в том числе и международных; наличие возможностей для приглашения ведущих специалистов из различных стран мира на временную работу. Ø Высокая степень информационной открытости и интеграция в международную систему науки и образования. Ø Восприимчивость к мировому опыту и гибкость в отношении новых направлений научных исследований и методологии преподавания. Ø Конкурсность и селективный подход при наборе студентов. Ø Формирование вокруг университета особой интеллектуальной среды. Ø Наличие корпоративной этики, базирующейся на этосе науки, демократических ценностях и академических свободах. Ø Формирование вокруг университета специфического научно-технического и экономического пространства, часто заполняемого технопарковыми структурами. Ø Стремление к лидерству внутри данного региона, страны и мирового научного и образовательного сообщества в целом [5]. Таким образом, в настоящее время корпоративная университетская культура – это своеобразная, достаточно эффективная форма жизнедеятельности университетов, позволяющая говорить об университете как о самоорганизованной системе, построенной на принципах самоценности знания, свободы учения и обучения, что и является конкретным способом реализации идеи университета. Подобная корпоративная организация университета как интегрированной системы призвана и способна выполнять универсальные функции культуропреемственности, культуронаследования и культуропорождения, являясь хранителем, генератором и распространителем культурных образцов [7]. Некоторые из приведенных выше характеристик корпоративной университетской культуры уже присутствуют (или имеют возможности для реализации) в жизни университетов Белоруссии (конечно же, с учетом социокультурных особенностей и тенденций развития). Анализ же того, в какой мере эти характеристики приложимы к современному национальному Белорусскому государственному университету (как и другим университетам Республики Беларусь), представляет собой особую исследовательскую задачу. Тем не менее, очевидно главное обстоятельство – формирование и возможное развитие корпоративной культуры университетской жизни неизбежно должно опираться на знание опыта других стран в этой сфере и предполагать максимально возможное использование его в отечественной практике.
Литература 1. Захарова О.Л., И.В. Муравьева, Осанов А.Б. и др. Системы высшего образования стран Запада: В 2 ч. Ч. 2. / Отв. ред. В.И. Зубарев. / Н.-и. центр междунар. образования Ун та дружбы народов. – М.: Изд-во Ун-та дружбы народов. – 1991. – С. 64 – 67. 2. Хенри Росовски. Две трети самых лучших // “Америка”, (специальный выпуск об американских университетах). – “America Illustrated”, Washington, U.S.A. – 1993 – № 442. – с. 3 – 6. 3. Джил Смолоу. В стремлении к совершенству // “Америка”, (специальный выпуск об американских университетах). –. “America Illustrated”, Washington, U.S.A. – - 1993 – № 442. – с. 8 – 9. 4. Костюкевич C. Образ университета как уникального сплава либерального образования, средневековой гильдии и естественной науки // "А1ma Matег" ("Вестник высшей школы"). Изд-во Ун-та дружбы народов. М.:– 2001. – № 6. – с. 34 – 39. 5. Водичев Е.Г. "Исследовательские" университеты США и российская университетская система: опыт сравнительного анализа – г. Новосибирск 21.03.2001 г. http://www.prof.msu.ru/PC/omsk/2_02.htm. 6. Шульман М. М. О социокультурных функциях университетов (исторический взгляд) 22. 02. 2001 г. http://www.mis.rsu.ru/conf/1999a/1-3.htm 7. Башкатов В.З., Воробейчиков Э.С., Хасанов В.Я., Щипунов А.А. Открытое общество, классический университет, Интернет. – Томский госуниверситет. – Томск 01. 12 1999 г. http://iol.spb.osi.ru/IOL1999/SECT_E/E08.HTML [1] Цитаты приведены по: Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995. С. 206 - 207. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 221. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |