Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определить, какая концепция человека отражена в тексте?




Следовательно, человек – это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей: из души (anima) – как бы некого божества (numen) и тела – вроде бессловесной скотины. В отношении тела мы настолько не превосходим животных другого рода, что по всем своим данным находимся гораздо ниже их. Что касается души, то мы настолько способны воспринимать божественное, что (сами могли бы пролететь мимо ангелов и соединиться с Богом. Если бы не было дано тебе тело, ты был бы божеством, если бы не был в тебя вложен ум (mens), ты был бы скотом. Эти две столь отличающиеся друг от друга природы высший творец объединил в столь счастливом согласии, а змей, враг мира, снова разделил несчастным разногласием, что они и разлученные не могут жить без величайшего мучения и быть вместе не могут без постоянной войны; ясно что и то и другое как говорится, держит волка за уши, к тому и к другому подходит милейший стишок: Так не в силах я жить ни с тобою, ни в разлуке с тобою.»

Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М. – 1986. – С.111.

Задание 4.

- Движенья нет – сказал мудрец брадатый.

- Другой смолчал – и стал пред ним ходить,

- Сильнее бы не мог он возразить.

- Хвалили все ответ замысловатый.

- Но, господа, забавный случай сей

- Другой пример на память мне приводит:

- Ведь каждый день над нами Солнце ходит,

- Однако ж прав упрямый Галилей. А. С. Пушкин

Какие диалектические противоречия отражены в данном фрагменте художественного текста?

Задание 5

Социальная философия. Тема: Общественный прогресс

Философ Владимир Соловьев в своей небольшой работе "Тайна прогресса" рассказывает сказку: "В глухом лесу заблудился охотник. Усталый, сел он на камне над широким бурным потоком. И стало охотнику тяжело на душе. "Одинок я в жизни, как в лесу", - думается ему, - и давно уж сбился с пути по разным тропинкам... Одиночество, тоска и гибель!..." Тут кто-то дотронулся до его плеча. Видит, стоит сгорбленная старуха... "Слышь, добрый молодец,... перенеси ты меня на тот берег, а то где мне устоять поперек течения..." Был охотник малый добросердечный. "Ну, бабушка, полезай на закорки, да кости - то свои к нутру подтяни, а то рассыплешься, - в воде не соберешь". Вскарабкалась старушка к нему на плечи, и почувствовал он такую страшную тяжесть, точно гроб с покойником на себя взвалил, - едва шагнуть мог. "Ну, думает, теперь уж на попятки стыдно!" Ступил в воду и вдруг как будто не так тяжело, а там с каждым шагом все легче и легче... А как вышел на берег да оглянулся: вместо старухи прижалась к нему красавица неописанная, настоящая царь-девица..." (Соловьев В.С. Тайна прогресса, Соч в 2т. - : Правда, 1989. - Т.2. - С. 619-620).

Сказка ложь, да в ней намек... Какие философские идеи вы видите в этой сказке? Какие особенности и закономерности общественного прогресса можете выделить, сравнивая его с развитием природы?



Вариант 27

Задание 1

Философия Н. Бердяева

Задание 2

Анализ текста. Философские проблемы в одной из русских сказок

Задание 3

Тема: Антропология

Определить, какая концепция человека отражена в тексте?

Тогда согласился бог с тем, что человек – творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшее, неразумное существо, но можем переродиться по велению своей души и в высшее, божественное.»

Пико Делла Мирандола. Речи о достоинстве человека // Человек. – М., 1991. – С.221.

Задание 4.

Можно ли заменить понятие «вещество» понятием «материя»? Аргументируйте свой ответ. Дайте соответствующие определения.

Задание 5

Социальная философия. Тема: Общественный прогресс

Задание

Философ Владимир Соловьев в своей небольшой работе "Тайна прогресса" рассказывает сказку: "В глухом лесу заблудился охотник. Усталый, сел он на камне над широким бурным потоком. И стало охотнику тяжело на душе. "Одинок я в жизни, как в лесу", - думается ему, - и давно уж сбился с пути по разным тропинкам... Одиночество, тоска и гибель!..." Тут кто-то дотронулся до его плеча. Видит, стоит сгорбленная старуха... "Слышь, добрый молодец,... перенеси ты меня на тот берег, а то где мне устоять поперек течения..." Был охотник малый добросердечный. "Ну, бабушка, полезай на закорки, да кости - то свои к нутру подтяни, а то рассыплешься, - в воде не соберешь". Вскарабкалась старушка к нему на плечи, и почувствовал он такую страшную тяжесть, точно гроб с покойником на себя взвалил, - едва шагнуть мог. "Ну, думает, теперь уж на попятки стыдно!" Ступил в воду и вдруг как будто не так тяжело, а там с каждым шагом все легче и легче... А как вышел на берег да оглянулся: вместо старухи прижалась к нему красавица неописанная, настоящая царь-девица..." (Соловьев В.С. Тайна прогресса, Соч в 2т. - : Правда, 1989. - Т.2. - С. 619-620).

Сказка ложь, да в ней намек... Какие философские идеи вы видите в этой сказке? Какие особенности и закономерности общественного прогресса можете выделить, сравнивая его с развитием природы?



Вариант 28

Задание 1

Экзистенциализм.

Задание 2

Анализ текста. Философские проблемы в одной из русских сказок

Задание 3

Тема: Антропология

Определить, какая концепция человека отражена в тексте?

«Природа в человеке часто бывает сокрыта, иногда подавленна, но редко истреблена. Принуждение заставляет природу жестоко мстить за себя, поучения несколько смиряют ее порывы, но только привычка может ее переделать, покорить.

Кто стремится победить в себе природу, пусть не ставит себе ни чрезмерно трудных, ни чрезмерно легких задач, ибо в первом случае будет удручен неудачами, а во втором слишком мало сделает успехов, хотя побеждать будет часто. И пусть в начале облегчает себе дело, подобно пловцу, прибегающему к пузырям или камышовым связкам; а немного погодя пусть ставит себя, напротив, в трудные условия, как делают танцоры, упражняясь в тяжелых башмаках. Ибо для полного совершенства надо, чтобы подготовка была труднее самого дела».

Бэкон Ф. Опыты и наставления нравственные и политические. //Человек. – М., 1991. – С.265.

Задание 4.

"Быть может, эти электроны -

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом -

Вселенная, где сто планет;

Там все, что есть, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет

Их меры малы, но все та же

Их бесконечность как и здесь;

Там скорбь и страсть, как здесь, и даже

Там та же мировая спесь".

Валерий Брюсов

Какой из философских принципов здесь поэтически выражен?

Задание 5

Социальная философия. Тема: Общественный прогресс

Задание

Философ Владимир Соловьев в своей небольшой работе "Тайна прогресса" рассказывает сказку: "В глухом лесу заблудился охотник. Усталый, сел он на камне над широким бурным потоком. И стало охотнику тяжело на душе. "Одинок я в жизни, как в лесу", - думается ему, - и давно уж сбился с пути по разным тропинкам... Одиночество, тоска и гибель!..." Тут кто-то дотронулся до его плеча. Видит, стоит сгорбленная старуха... "Слышь, добрый молодец,... перенеси ты меня на тот берег, а то где мне устоять поперек течения..." Был охотник малый добросердечный. "Ну, бабушка, полезай на закорки, да кости - то свои к нутру подтяни, а то рассыплешься, - в воде не соберешь". Вскарабкалась старушка к нему на плечи, и почувствовал он такую страшную тяжесть, точно гроб с покойником на себя взвалил, - едва шагнуть мог. "Ну, думает, теперь уж на попятки стыдно!" Ступил в воду и вдруг как будто не так тяжело, а там с каждым шагом все легче и легче... А как вышел на берег да оглянулся: вместо старухи прижалась к нему красавица неописанная, настоящая царь-девица..." (Соловьев В.С. Тайна прогресса, Соч в 2т. - : Правда, 1989. - Т.2. - С. 619-620).

Сказка ложь, да в ней намек... Какие философские идеи вы видите в этой сказке? Какие особенности и закономерности общественного прогресса можете выделить, сравнивая его с развитием природы?



Вариант 29

Задание 1

Неопозитивизм.

Задание 2

Анализ текста. Философские проблемы в одной из русских сказок

Задание 3

Тема: Антропология










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 465.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...