Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровни познания. Основные формы чувственного и рационального познания.




Чувственное познание - это познавательный процесс, который осуществляется посредством органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Оно включает в себя четыре формы - ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение - непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Каждое ощущение отражает одно из свойств воспринимаемого объекта и возни­кает только при непосредствен. контакте с ним человека.

Восприятие — это целостный образ, отражающий непосред­ственно воздействующие на органы чувств предметы, их свой­ства и отношения.

Представление — чувственно наглядный образ, свободно сохраняемый в памяти и произвольно (или непроизвольно) воспроизводимый в сознании.

Воображение - форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности.

 Рациональное познание - это познавательный процесс, кото­рый осуществляется посредством форм мыслительной деятельности.

Понятие— узловая форма мышления, отражающая конкретно всеобщую природу или «общий тип» определенного рода явлений, синоним понимания сути дела. Формированием обогащенного, развернутого, развитого понятия завершается мыслительный процесс, обобщив ряд суждений и умозаключений.

Суждение— форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами или факт их существования.

Умозаключение — логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекающему из этих суждений, являющихся его основанием.

Иррациональное познание - интуиция.

Виды познания. Особенности философского познания.

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил.

Философское познание – создание общих концепций существования мира и человека. Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира.

Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём.

Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Обыденно-практическое познание - информация, связанная с элементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и пр.

Социальное познание - любое познание, в строгом смысле слова, является социальным, поскольку оно протекает в обществе.

Сущность и понятие науки. Научное знание и критерии научности.

Наука — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании и включающая в себя все условия этого производства.

Наука — важнейшая форма развития познания.

Научные знания – это специфическая форма отражения действительности в сознании людей в числе еще трех специфических форм: искусства, религии, философии.

Критерии научности - объективность, истинность (соответствие его объективной действительности), интерсубъективность (выражает свойство общезначимости, общеобязательности для всех людей ), универсализм, воспроизводимость, достоверность и опытность знания характеризуют классическую модель науки, Системность (имеет строгую индуктивно дедуктивную структуру, взаимосвязанность, взаимообусловленность всех компонентов).

Этапы развития науки и их характеристики. Особенности современной науки.

Развитие науки как социального института:

1 этап институализации науки – XVII в.: появляются первые сообщества ученых и оформляется статус науки.

2 этап институализации науки – XIX – нач. ХХ вв.: происходит соединение науки и образования, осознается экономическая эффективность науки, прогресс общества связывается с внедрением научных знаний производство.

3 этап институализации науки – сер. ХХ в.: в связи с развитием высоких технологий изменяются формы трансляции знания, а предвидение последствий внедрения научных результатов становится социально необходимым.

Наука – социальная инфраструктура, ориентированная на воплощении политико-юридических, гражданско-нравственных, когнитивно-методологических императивов.

Особенности современной науки:

̶ постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет);

̶ охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин);

̶ растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов);

̶ наука превратилась в особую профессию.

Научный метод и методология. Классификация методов научного познания.

Методом(от греч. methodos — путь к цели) называется правило, прием, способ познания. В целом метод — это система правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект. Ф. Бэкон называл метод «светильником в руках путника, идущего в темноте».

Методология — более широкое понятие и может быть определена как:

§ совокупность применяемых в какой-либо науке методов;

§ общее учение о методе.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности на три группы:

1. Всеобщие (или универсальные) методы, т.е. общефилософские. Эти методы «характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека». Диалетический и метафизический.

2. Общенаучные методы, т.е. методы, характеризуют ход познания во всех науках. Их классификация непосредственно связана с понятием уровней научного познания. Различают два вида научного познания: эмпирический и теоретический.

3. Частно-научные методы, т.е. методы, применимы только в рамках отдельных наук или исследования какого-то конкретного явления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 315.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...