Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии.
Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Следует отметить, что диалектика противоположна метафизике. Диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. Умение схватить связь разнообразных моментов - черта диалектического метода мышления, отличающая его от мышления догматического. Диалектика предстает как учение о связях. Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых способов постижения мира. Диалектика — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. Hачиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: -учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); -искусство диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); -метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); -учение о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно); -способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант); -всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Гегель); -учение и метод, выдвигаемые в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (Маркс, Энгельс, Ленин). Особая заслуга в формировании диалектики как учении о всеобщей связи и развитии принадлежит Гегелю. Он развивал диалектику как метод познания, посредством которого постигается единство противоположностей. Для Гегеля диалектика и есть логика и теория познания. Навыки творческого спора помогают понять реальную многогранность и подвижность, изменчивость бытия. Диалектика – способ рассуждения, при котором противоположные позиции не перечеркивают, а дополняют, обогащают, уравновешивают друг друга. Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения и развития. Диалектика Гегеля представляет весь исторический и духовный мир как постоянный процесс движения, изменения, превращения, развития от низших форм к высшим. Источником и движущей силой самодвижения и саморазвития признавались внутренние противоречия. Заслуга Гегеля в том, что, обобщив и систематизировав предшествующие философские идеи, он создал стройную гармоническую диалектическую систему, которая охватывает все сферы действительности. Он сформулировал основные принципы и законы этого мира, систему диалектических категорий, которыми оказал огромное влияние на последующее развитие философской мысли. Однако диалектика Гегеля носила идеалистический характер. Она относилась только к духовному бытию, к развитию идей. По Гегелю, движение и развитие существуют только благодаря абсолютной идеи, универсального духа, который мыслит, формулирует понятия. Через движение мыслей идея само себя познается. В процессе этого самодвижения и саморазвития формируется природа и общество. Дальше развивается не природа и общество, а та же абсолютная идея, проходя различные ступени. Как только идея познает саму себя, развитие кончается. Уступая своей идеалистической системе, Гегель вынужден был отрицать развитие природы, считая, что она только разворачивается в пространстве, а общество развивается только до возникновения прусского государства. Диалектика Гегеля обращена в прошлое и обличена в мистическую форму, искажая реальность, ставя все верх ногами. Материалистическая диалектика представляет собой динамическую, постоянно развивающуюся систему законов и категорий, науку о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Это характеристика диалектики с точки зрения её содержания. По своей форме диалектика есть система законов и категорий, т.е. логических форм мышления. С этой точки зрения она представляет собой логику, т.е. науку о всеобщих формах мышления. Однако, если иметь в виду, что совпадение законов субъективной диалектики с законами объективной диалектики, их отражение в голове человека есть результат длительного исторического процесса познания, то материалистическую диалектику можно представить и как теорию познания. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 509. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |