Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коррекционно-педагогическая работа 9 страница




Глава 8

Эмоции и чувства

Понятие об эмоциях и чувствах

Эмоции и чувства - это особый вид психических процессов и состояний, связанных с потребностями и интересами, мотивами деятельности, своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам) и к самому себе.

Эмоции и чувства зависят от точности и полноты отражения ребенком мира. Чем полнее дети воспринимают действительный мир, тем богаче мир их эмоционального отражения. Естественно, отсутствие зрения у детей может повлиять на сферу чувственного познания и психические свойства (восприятие, представление, мышление) и тем самым сузить их эмоциональную сферу, но не может изменить общую структуру эмоций и чувств. Главным содержанием в воспитании чувств у детей является отношение к человеку, коллективу и обществу. Воспитание осуществляется через отношение к природе и ее явлениям, предметам, событиям в семье, коллективе и обществе. Подражание ребенка и особенно подростка поведению старших играет решающую роль в формировании высоких моральных качеств и эстетических чувств.

По словам Н.Г. Чернышевского, «корень слова - это дело». Перефразируя это выражение, можно сказать, что только положительный пример родителей, воспитателей и педагогов, а не их многословные требования, является главным в воспитании чувств.

Реализуя свой метод «пробуждения разума», В.А. Сухомлинский личным примером воспитывал у детей удивление перед  явлениями природы, предметами и самой жизнью и добивался реального успеха в воспитании высоких чувств у учащихся своей школы.

При формировании чувств у детей с глубокими нарушениями зрения следует иметь в виду меньший объем получаемой информации (по сравнению с нормальновидящими детьми), что, естественно, может отразиться на формировании чувств, художественных вкусов, на качестве оценки произведений изобразительного искусства (скульптуры, рельефной графики и т. п.).

Физиологические основы эмоций и чувств

Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, базируются на безусловных и условных рефлексах. Сложные безусловные рефлексы замыкаются на уровне подкорковых образований (подкорки), а условные рефлексы, образованные на базе безусловных рефлексов, закрепляются в коре больших полушарий мозга. Результатом совместной деятельности коры и подкорковых образований являются переживания чувств и другие эмоциональные реакции и состояния, сопровождающиеся вегетативными сдвигами в организме. При эмоциях происходят изменения в деятельности различных органов и систем: дыхания, пищеварения, а также сердечно-сосудистой системы, гладкой мускулатуры и других функциональных и анализаторных систем организма. Характер изменений в органах и анализаторах при эмоциях и чувствах обеспечивается регуляцией нервной системы во взаимодействии со структурами головного мозга.

При эмоциях происходят большие энергетические затраты в организме, которые связаны с вовлечением в эмоциональный процесс работы всех органов и функциональных систем. Эмоции и чувства ярко проявляются в поведении детей в двигательных реакциях, мимике, изменении речи и соматике. Однако вышеуказанные реакции не являются проявлением слабовидения и слепоты. Подобные реакции возникают и у зрячих детей.

Особенности формирования эмоций слепых и слабовидящих

Исследования свидетельствуют, что слепота влияет на яркость отдельных эмоций, развитие чувств и их выраженную окраску, обусловленную состоянием сенсорной сферы и накоплением чувственного опыта. Нарушение зрения, изменяя характер некоторых потребностей, видоизменяет эмоциональность переживаний и усиливает или снижает степень положительных и отрицательных эмоций. Говоря о важнейших эмоциональных состояниях лиц с нарушением зрения, отметим, что особо сильно переживается ими момент потери или резкого ухудшения зрения. В этот период может наступить стрессовое состояние, высокая раздражительность с включением соматических реакций и дезорганизацией поведения вплоть до отказа от деятельности. Но в процессе компенсации дефектов психического развития, изменений в эмоциональной сфере дети сознательно овладевают и управляют своим настроением и поведением. Эмоциональные реакции во многом зависят от характера, способностей, волевых качеств, которые необходимо формировать в учебно-воспитательном процессе.

Глава 9 Воля

Понятие о воле

Воля - это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующее преодоления внутренних и внешних трудностей. Она проявляется в единстве слова и дела, взглядов, убеждений, поступков и включает в себя осознание цели действий, борьбу мотивов, принятие взвешенных решений, практические действия по их реализации.

Воспитание воли - сложный и длительный процесс, включающий в себя формирование социально значимых мотивов и целей деятельности, навыков самоконтроля и саморегуляции поступков, критической оценки действий и их результатов, развитие волевых черт характера (целеустремленности, решительности, настойчивости, оптимизма и др.) в их единстве.

Деятельность и воля

Какая бы форма деятельности ни осуществлялась, она выражается в действиях, определяемых мотивом и целью. Поэтому в любой человеческой деятельности проявляется волевое действие. Лишь в деятельности формируется воля человека. Воля в то же время оказывает существенное влияние на все виды деятельности.

Любая деятельность имеет свою структуру. В нее входят действия и движения, цель и мотивы. В движениях и действиях важная роль принадлежит сенсорному контролю. С помощью зрения, слуха, мышечного чувства и других органов чувств (анализаторов) сенсорный контроль позволяет осуществить «движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия» (Л.Б. Ительсон, А.В. Петровский). У незрячих детей движения менее координированы и более замедленны в силу отсутствия зрительного контроля. Замена зрительного контроля у ослепших детей в течение жизни позволяет при тренировке и научении достигнуть значительных результатов в двигательной деятельности.

Между двигательной активностью и изменениями эмоционально-волевой сферы у детей отмечена определенная взаимосвязь. Так, у детей, перенесших заболевания ЦНС и оставшихся умственно полноценными, отмечены нарушения в поведении и работоспособности. Они часто бывают раздражительными, плаксивыми, склонными к аффектам.

У некоторых слепых и слабовидящих детей наблюдаются нарушения работоспособности, что может проявляться в снижении выполнения объема задания, появлении ошибок, недописок и др. Эти дети могут то же самое задание выполнить на более высоком уровне при осуществлении более внимательного контроля и руководства со стороны учителя. В данном случае учитель, поддерживая и стимулируя ученика, направляет его деятельность и активизирует волевые усилия, преодолевая зависимость качества работы от недостатка воли и неустойчивости внимания. Поэтому в процессе коррекционно-воспита-тельной работы учитель должен добиваться увеличения работоспособности ребенка, ликвидации недостатка волевого усилия и воспитания воли.

Для детей с дефектом зрения огромное значение имеет воспитание чувства воли и волевого акта, необходимых для преодоления трудностей. Волевое поведение детей с глубокими нарушениями зрения требует воспитания моральных качеств и целенаправленного действия на преодоление трудностей, обусловленных слепотой и слабовидением. Осуществление определенных действий или движений управляется и регулируется целью. Именно цель находит свое выражение в будущей деятельности и ее структурных формах.

Важную роль в воспитании воли у летет'т г ?т;фугт'шгел1 зршшя играет организация коррекционно-компенсаторной работы с ними. Результатом этого может быть восстановление ранее утраченных функций, умений и навыков, формирование мотивов, задач и целей в процессе учебной и трудовой деятельности.

Глава 10 Психогигиена

Понятие о психогигиене

Целью психогигиены является предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчение острых психотравматических реакций, возникших под влиянием психической травмы (например, резкого ухудшения или потери зрения).

Работа по психопрофилактике и психогигиене должна вестись в семье, детском саду и школе с учетом особенностей развития ребенка, систематически и с соблюдением общих педагогических и гигиенических требований. Помощь детям должна оказываться своевременно, особенно в кризисных ситуациях семейного, учебного, игрового или трудового характера.

Возрастная психогигиена

Психогигиена каждого в отдельности возрастного периода требует учета особенностей анатомо-физиологического состояния анализаторных систем и состояния психического здоровья. Охрана и укрепление психического здоровья особенно важны в дошкольном возрасте, когда осуществляется сенсорное развитие и воспитание детей.

В младшем школьном возрасте происходит активное становление личности ребенка. Учитывая своеобразие психического и физического развития, психогигиена на каждом возрастном 134

атапе имеет свою специфику. Она должна учитывать, какие условия жизни, обучения и сенсорного воспитания будут способствовать охране и развитию зрения, оптимальному обучению, воспитанию и здоровому образу жизни. Особое внимание воспитателей, родителей и учителей должно быть обращено на детей, которые плохо говорят, неправильно произносят звуки, не умеют рассказывать. Следует особенно предохранять таких детей от насмешек, передразнивания со стороны их же товарищей по группе (классу). Большие различия выявляются в работе по психогигиене с учащимися среднего и старшего школьного возраста.

У подростков встает много вопросов и проблем: 1) выбор дальнейшего пути; 2) оценка собственной личности и личности товарищей; 3) критическое осмысливание окружающей действительности; 4) вопросы общения и взаимоотношения между девочками и мальчиками. Все эти вопросы и проблемы требуют психогигиенического подхода как со стороны школы, так и со стороны родителей. В этот период подростки глубоко переживают недостатки своего характера (робость, угловатость), дурные привычки, дефект зрения. В этом возрасте могут появиться различные реакции протеста против отдельных лиц, родителей, своих товарищей (в виде разрыва дружбы, ухода из дома, оставления учебы и т. п.). Часто в реакции протеста находят проявление ранее выработанные отрицательные черты характера, своеобразное понимание воли (упрямство, стремление любой ценой выделиться среди товарищей и др.). Для устранения всего этого нужно раскрыть и узнать причину самого явления и правильно осуществлять психологические и педагогические подходы.

Психогигиена семьи и быта

Семья является ячейкой общества. Неправильное взаимопонимание среди членов семьи может отрицательно сказываться на детях. Основным условием положительных влияний на детей является согласие, разумные взаимоотношения родителей и старших членов семьи (братьев и сестер). Дети не должны быть свидетелями конфликтов и скандалов в семье. Нарушения и недостатки воспитания в семье являются отрицательным психогигиеническим фактором риска. В этой связи учителя и воспитатели должны проводить работу по пропаганде здорового образа жизни, созданию условий для всестороннего и гармонического развития слабовидящих и слепых детей.

Психогигиена в обучении

Перед психогигиеной применительно к обучению встает ряд проблем по отражению специфики гигиены и охраны зрения, организации учебного процесса, труда и быта слабовидящих детей. В этой связи психогигиенический контроль должен осуществляться за характером аномалий развития зрительной системы детей, созданием оптимальных условий для обучения, применением специального оборудования и технических средств (диапозитивов, дисплеев), специальных цветных наглядных пособий, кинофильмов и т. п. Все это повышает продуктивность зрительной системы в процессе обучения и способствует развитию психической деятельности детей с глубокими нарушениями зрения. Важная роль принадлежит психогигиене умственного труда в школе. Поэтому следует научить детей правильно заниматься умственным трудом, создать такую организацию труда, чтобы избежать переутомления и нервных срывов.

Умственный труд продуктивен в первую половину дня, его продолжительность определяется возрастом детей, сохранностью зрительных функций и других анализаторов, оптимальностью ритма, отсутствием различных отвлекающих факторов (шум, музыка), чередованием с физкультурой, прогулками и активным трудом.

Важным видом психогигиены является спорт. Он необходим всем детям для сохранения физического и психического здоровья.

Большими психогигиеническими возможностями располагают трудовое обучение и профессиональная ориентация. Дети должны представлять свои возможности в выборе будущей специальности. Их воспитание должно идти в таком направлении, чтобы не возникло противоречия между установкой на цели (особенно которых невозможно достигнуть) и действительным результатом по причине нарушения зрения. Феномен «утраченных иллюзий» может нанести непоправимый урон психическому здоровью детей.

Отметим, что для слепых и слабовидящих существуют большие возможности: они могут достигнуть значительных результатов в области математики, социологии, философии, психологии, музыкального искусства, литературы и во многих производственных отраслях.

РАЗДЕЛ IV.

ОБУЧЕНИЕ

И ВОСПИТАНИЕ

Глава 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...