Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коррекционно-педагогическая работа 4 страница




Сначала косоглазие бывает заметным только при утомлении или сосредоточенном рассмотрении какого-либо предмета, а в дальнейшем усиливается и становится постоянным. Острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно определять расстояние между предметами, их размеры, объем.

У детей косоглазие чаще всего появляется на втором-третьем году жизни, иногда становится заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга. Косоглазие - пто не только косметический, но и функциональный недостаток. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестает функционировать. Кроме понижения остроты зрения, развития амблиопии косящего глаза, нарушается в целом бинокулярное зрение, что неблагоприятно сказывается на познавательной деятельности ребенка. В этой связи важно своевременно выявить косоглазие и организовать лечебно-восстановительную и коррекционную работу с ребенком.

Нистагм представляет собой непроизвольные колебательные движения глазных яблок (дрожание глаз). Различают физиологический и патологический виды нистагма.

Одной из форм физиологического нистагма является так называемый оптокинетический нистагм, возникающий при рассматривании быстро движущихся перед глазами объектов. Оптокинетический нистагм обычно наблюдается уже у детей 4-5 месяцев, что соответствует началу развития функций лобных долей головного мозга.

У детей с нарушением зрения часто отмечается патологический нистагм, причиной которого может быть патология в период внутриутробного развития, во время родов и в послеродовом периоде.

Состояние глазодвигательного аппарата оказывает влияние на процессы аккомодации и конвергенции глаз.

Оптические механизмы зрения и их нарушения

Оптические механизмы зрения обеспечиваются: 1) построением изображения; 2) взаимосвязью объекта с субъектом, т.е. конечным сенсорным эффектом (образом); 3) рассеянным источником в глазу.

Построение образа определяется четкостью зрения, его остротой, величиной раздражающего поля сетчатки, локализацией изображения. Формирование изображения во многом зависит от преломления в глазу.

Неправильное преломление (аметропия) может быть обусловлено: 1) изменением длины осей глазного яблока; 2) сдвигами в кривизне поверхности роговой оболочки глаза или хрусталика или изменениями преломления различных оптических сред; 3) изменениями иннервации, меняющей преломляющую силу хрусталика. Различают аметропию осевую, вызванную изменениями длины осей глазного яблока; рефракционную, возникающую в результате изменения силы диоптрийной системы; аккомодационную или функциональную, которая связана с изменением преломляющей силы аккомодации вследствие нарушения иннервации.

Близорукость (миопия) - аномалия рефракции глаза, при которой главный фокус оптической системы глаза находится между сетчаткой и хрусталиком. Различают две формы близорукости: кажущуюся и простую. Наблюдения за силой или объемом аккомодации показывают, что после рождения происходит постепенное развитие преломляющей силы, обусловленное ростом ребенка, особенностями роста и развития глаза, прежде всего ресничного тела и ресничной мышцы. При близорукости в связи с отклонениями в рефракции глаза изображение находится впереди сетчатки (рис. 7, В).

При кажущейся близорукости ребенок может ясно видеть на расстоянии 4-6 см, т.е. расстоянии более близком, чем для дальнозоркого и нормальновидящего взрослого человека. Это явление объясняется большей силой аккомодации, которая может превышать 20 дптр, и обусловлено тем, что при сокращении ресничной мышцы хрусталик принимает почти шарообразную форму.

По мере роста ребенка (к полутора годам) переднезадний диаметр глаза увеличивается до 92%, а к трем годам он достигает 94% диаметра глаза взрослого человека. Одновременно увеличивается размер глаз и происходит дальнейшее развитие ресничной и других мышц, а также формируется структура центрального звена зрительного анализатора.

Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного периода. Даже у детей семилетнего возраста расстояние до точки ясного видения может не превышать 6-7 см. Этот факт необходимо учитывать педагогу, воспитателю и родителям.

Простая близорукость, как правило, развивается у ослабленных детей старше трех лет и чаще всего связана с увеличением переднезаднего диаметра глаза. Близорукость резко изменяет поведение и даже характер детей. Они становятся рассеянными, горбятся при рассмотрении рисунков, часто жалуются на головные боли и боли в глазах, усталость, расплывчатость предметов. На все это необходимо обращать внимание воспитателей и родителей.

При настоящей близорукости параллельные лучи сходятся не на сетчатке, а впереди нее. На сетчатку могут попасть лишь те лучи, которые отражены от близко расположенных предметов. Благодаря этим лучом «канал связи» u>,tei нарушен, а рассматриваемый предмет будет восприниматься размытым и неясным. При резко выраженной близорукости точка ясного видения может находиться на расстоянии не ближе 25 см от глаза. Для исправления близорукости применяют очки с двояковогнутыми линзами и другие коррекцион-ные средства. При оптической коррекции уменьшается преломление аккомодационных сил и лучи, идущие от удаленных предметов, будут сходиться на сетчатке и предмет будет четко виден. Дети, которым выписаны очки, должны обязательно ими пользоваться, иначе близорукость будет прогрессировать. Учителя, родители и воспитатели должны следить, чтобы очки и другие оптические средства были правильно подобраны и удобны.

В развитии близорукости задействованы почти все механизмы зрения: анатомический, оптический, физиологический и глазодвигательный. По мнению B.C. Беляева, возникновение близорукости связано с двумя моментами: перегрузкой цили-арной мышцы и общей гиподинамией. Излишняя работа вблизи ведет к перегрузкам цилиарной мышцы, ее гипотрофии, а также и к изменению обмена веществ как в самой мышце, так и в нервах, склере и хрусталике. В процессе перенапряжения мышцы у детей постепенно развивается оптическое состояние мышцы и оно становится привычным. При отсутствии систематического расслабления цилиарной мышцы (при взгляде вдаль) наступает так называемый спазм аккомодации, который является начальным, пусковым моментом «рабочей» близорукости. Общая гиподинамия, как результат малоподвижного образа жизни детей (отсутствие подвижных игр), может усиливать спазм аккомодации. При тяжелой форме близорукости, когда наблюдается тенденция к усиленному растяжению склеры с резким осевым удлинением глаза спереди назад, наряду с глубоким нарушением зрения может наступить тяжелое повреждение оболочки глаза и ее рецепторного слоя - сетчатки вплоть до отслойки.

Дальнозоркость (гиперметропия) - аномалия рефракции глаза, при которой главный фокус оптической системы глаза находится позади сетчатки. Различают два вида дальнозоркости: естественную (детскую) и обычную. У новорожденных роговица и хрусталик более выпуклые, чем у взрослого человека. Радиус кривизны передней поверхности хрусталика почти вдвое меньше, переднезадний диаметр глаза примерно на 25% короче у новорожденных по сравнению с взрослым. Глаз ребенка обусловливает более сильное преломление лучей, в результате которого параллельные лучи сходятся позади сетчатки, не обеспечивая ясного видения предмета. Для того чтобы лучи сошлись на сетчатке, необходимо дополнительное усиление со стороны ресничного тела и мышц. Поэтому глаз ребенка может быть назван дальнозорким.

При дальнозоркости ближняя точка ясного видения всегда отстоит от сетчатки глаза на большем расстоянии, чем у лиц с нормальным зрением. Поскольку силы аккомодации частично используются при установке на даль, то ее остающихся сил недостаточно для ясного видения предметов вблизи. Для исправления дальнозоркости требуется усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми линзами.

При профориентации школьников с расстройствами зрения, особенно при выборе профессий зрительного профиля, важную роль приобретает оценка офтальмо-эргономических показателей, определяющих их зрительную работоспособность. Зрительная работоспособность - это способность человека выполнять зрительную работу с допустимым числом негрубых ошибок в течение определенного периода времени. Она в значительной мере определяется характером зрительного утомления, основными составляющими которого являются центральный, периферический (мышечный) компоненты и зрительная продуктивность.

В таблице приводятся обобщенные данные о зрительной работоспособности слабовидящих школьников.

Таблица

Сравнительная характеристика

зрительной работоспособности нормальновидящих и слабовидящих школьников (по А.Н.Гнеушевой)

Зрительная работоспособность, %                                                                   

Нормально-видящие Слабовидящие                                                             

           Миотропия  Гиперметропия        Афакия           Атрофия зрит, нервов Дегенерация сетчатки

100    90,7 ъ 78,3  69,7  56,1  47,8

Относительно высокая зрительная работоспособность у слабовидящих учащихся с близорукостью (миопией) объясняется

55

наличием больших приспособительных возможностей зрительного анализатора. Следует помнить, что учащимся с осложненной и врожденной миопией высокой степени противопоказана мелкая работа, требующая значительного зрительного напряжения или связанная с длительным пребыванием в согнутом положении и наклоном головы вниз.

У детей с дальнозоркостью (гиперметропией), осложненной амблиопией, и афакией напряженная зрительная работа вблизи часто вызывает зрительное утомление, что следует учитывать и исключать продолжительную непрерывную зрительную работу.

У школьников с заболеваниями зрительного нерва и сетчатки низкий уровень их зрительной работоспособности является одной из причин быстрой утомляемости в процессе занятий. Это обстоятельство обусловливает необходимость соблюдения щадящего режима в отношении школьников, страдающих заболеваниями нервно-зрительного аппарата, при проведении занятий и должно учитываться при выборе профессии.

Гигиена и охрана зрения,

организация лечебно-восстановительной

и санитарно-просветительной работы

Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, способствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Глаза напрягаются при недостаточном освещении, а также при сильной аккомодации.

Гигиенические мероприятия в целях охраны остаточного зрения у детей должны быть направлены на создание условий, облегчающих работу зрительного анализатора. Должно предупреждаться утомление и последующее снижение функциональных возможностей глаза. Быстро возникающее зрительное утомление приводит к резкому снижению работоспособности детей, что отражается на их общем состоянии. Чрезмерные зрительные нагрузки в неблагоприятных условиях, особенно при необратимых, глубоких повреждениях зрительного анализатора, могут приводить к утомлению и ухудшению общего состояния организма ребенка в целом.

При установлении режима дня для детей с нарушением зрения, при регламентировании различных учебных нагрузок следует иметь в виду не только различные факторы, определяющие характер внешних условий, в которых приходится работать ребенку, но и общее состояние его организма -56

наличие других дефектов в его органах и функциональных системах, а также ослабление организма вследствие перенесенных заболеваний. Своевременная смена видов деятельности, и обстановки, в которой проводятся учебные занятия, может содействовать повышению работоспособности детей. Так, периодическая перемена положения тела во время урока или занятий предупреждает появление утомления. На занятиях, связанных с напряжением глазных мышц (рисование, лепка, вышивание), время от времени надо отвлекать детей от работы рассказом или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых глазам.

Важная роль в охране зрительного анализатора и его функций принадлежит вспомогательным и защитным частям глаза, которые, в свою очередь, требуют бережного ухода и соблюдения гигиенических требований.

Профилактика зрения предполагает уход за вспомогательными и защитными частями глаза не только со стороны их эстетического вида, но и со стороны сохранения зрения. Неправильное использование косметических средств может привести к раздражениям и воспалительным процессам.

Особое внимание обращается на правильную с гигиенической точки зрения организацию просмотра диапозитивных фильмов и телевизионных передач. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения у детей лежит рациональное освещение рабочего места и помещений. Освещенность рабочего места, лестниц, коридоров, спален, игровых комнат и особенно физкультурных залов в дошкольных учреждениях и школах для слепых и слабовидящих детей должна быть намного выше, чем в массовых школах и дошкольных учреждениях.

Глаз лучше приспособлен к дневному освещению, поэтому в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушением зрения следует вводить наиболее близкое к нему люминесцентное освещение. Спектр излучения люминесцентных ламп близок к спектру дневного света. Современные люминесцентные лампы обладают равномерным свечением и дают мягкий рассеянный свет. Яркость их ниже яркости нити накала электрической лампы. В отличие от ламп накаливания они почти совсем не создают теней и бликов на освещаемой поверхности. В организации гигиенической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, следует руководствоваться нормативными материалами Министерства здравоохранения.

Лечебно-восстановительная работа в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушением зрения осуществляется врачами-специалистами (окулист, педиатр, психоневролог) и средним медицинским персоналом (медсестры). В своей работе врачи руководствуются соответствующими приказами, инструкциями, методическими рекомендациями и другими документами, издаваемыми органами здравоохранения. Вся лечебная работа направлена на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения детей.

С этой целью проводятся следующие мероприятия:

а) консервативное лечение глазных заболеваний (медикаментозная терапия, оксигенотерапия, физиотерапия и др.);

б) своевременное направление детей, нуждающихся в хирургическом лечении, в глазной стационар;

в) активное плеоптическое и плеопто-ортоптическое лечение;

г) назначение очковой коррекции;

д) подбор специальных средств коррекции.

При проведении лечебно-восстановительной работы в зависимости от показаний следует консультировать детей в глазных институтах, клиниках. Для получения консультативной помощи и методического руководства дошкольные учреждения и школы закрепляются за соответствующим специализированным учреждением, оказывающим офтальмологическую помощь. Врачи осуществляют методическое руководство работой педагогических коллективов дошкольных учреждений и школ по вопросам гигиены, охраны и восстановления зрения у детей.

Одним из направлений в области охраны остаточного зрения является санитарно-просветительная работа в дошкольных учреждениях, семье и школе. Ее должен проводить офтальмолог совместно с врачом-педиатром, педагогами, воспитателями и родителями. Работа должна вестись систематически и по плану. Для этого должны привлекаться высококвалифицированные кадры офтальмологов, дефектологов, физиологов, психологов и других специалистов. Эта работа должна помогать врачам, педагогам, воспитателям дошкольных учреждений и школ систематически обучать детей и родителей основам общей гигиены и, в частности, гигиены зрения. В целях расширения знаний и представлений о гигиене детей необходимо чтение лекций, проведение семинаров и бесед о достижениях современной науки в области физиологии анализаторов, гигиены зрения, лечения глазных болезней, сенсорного развития и воспитания.

Глава 3

Слуховой анализатор

Анатомические и физиологические механизмы слуха и их нарушения

У человека слуховой анализатор является одной из главных сенсорных систем. Воспринимая звуки, человек ориентируется в окружающей среде, общается с другими людьми, обменивается опытом в учебной, игровой и трудовой деятельности. Подобно зрительному анализатору слуховой анализатор состоит из периферического отдела, проводниковой части и центрального (коркового) отдела.

Периферический отдел слуховой сенсорной системы у человека состоит из наружного, внутреннего и среднего уха (рис. 9).

Наружное ухо у человека представлено ушной раковиной, улавливающей и усиливающей звуковые раздражители, и наружным слуховым проходом. Ушная раковина состоит из хрящевой ткани и покрыта кожей. Наружный слуховой

Рис. 9. Строение наружного, среднего и внутреннего уха человека:

1 - верхний полукружный канал; 2 - преддверие; 3 - улитка; 4 - слуховой нерв; 5 - сонная артерия; 6 - слуховая труба; 7 - барабанная полость; 8 - барабанная перепонка; 9 - наружный слуховой проход; 10 - наружное слуховое отверстие; 11 -

12-молоточек, ушная раковина; проход образован каналом длиной около 2,5 см, который заканчивается барабанной перепонкой. Снаружи слуховой проход покрыт кожей, в которой имеются железы и волоски. Железы вырабатывают ушную серу. Волоски и содержимое ушных желез выполняет защитную функцию. Слуховой проход участвует в улавливании и проведении звуковых раздражений.

Среднее ухо (рис. 10) отделяется от слухового прохода барабанной перепонкой и представляет собой полость, где помещены слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко, которые взаимосвязаны между собой. Так, рукоятка молоточка соединена с барабанной перепонкой, а его головка соединена с наковальней, и они образуют общий сустав. В свою очередь наковальня соединяется с головкой стремечка. Вместе слуховые косточки образуют единую цепь передачи звукового раздражения от барабанной перепонки во внутреннее ухо. Кроме того, среднее ухо человека через евстахиеву трубу сообщается с верхней частью глотки. Между наружным и средним ухом, как указывалось выше, имеется барабанная перепонка, косо расположенная относительно слухового прохода. Такое положение барабанной перепонки более открыто для

Рис. 10. Схематическое изображение среднего уха:

1 - улитка; 2 - ампула полукружных каналов; 3, 4, 5 - полукружные

каналы; 6 - молоточек; 7 - наружный слуховой проход; 8 - барабанная

перепонка; 9 - наковальня; 10 - барабанная полость; 11 - стремечко;

12 - круглое окно улитки; 13 - евстахиева труба; 14 - преддверие;

15 - поперечный разрез улитки

звуковых волн, чем если бы она занимала строго вертикальное положение.

Внутреннее ухо расположено в височной кости. Оно образовано двумя органами, различающимися как по своему строению, так и по различным функциям: это улитка и преддверие. В улитке находится орган слуха, или кортиев орган (рис. 11). Улитка представляет из себя костный канал, внутри которого находится перепончатый лабиринт. Полость костного лабиринта заполнена жидкостью, названной перилимфой. В перепончатом лабиринте жидкость названа эн-долимфой. Костная улитка делится на две части: лестницу преддверия и барабанную лестницу. В барабанную лестницу открывается окно улитки, а лестница преддверия сообщается с полостью преддверия. Изнутри стенки перепончатого лабиринта выстланы эпителием. В кортиевом органе имеются во-лосковые клетки, чувствительные к звуковому раздражению, которые являются рецепторной частью слухового анализатора. Они переводят звуковое раздражение в нервное возбуждение. В результате звуковых колебаний, воздействующих на барабанную перепонку, начинаются колебания перилимфы,

Рис. 11. Кортиев орган:

1 - покровная мембрана; 2 - сетевидная мембрана; 3 - наружные

и внутренние клетки с волосками; 4 - опорные клетки; 5 - волокна

кохлеарного нерва (в поперечном разрезе); 6 - наружные и внутренние

столбы; 7 - кохлеарный нерв

последние передаются эндолимфе, что вызывает смещение в покровной мембране, которая, в свою очередь, раздражает волосковые клетки, поддерживаемые опорными клетками эпителия.

Поток различных звуковых раздражений, преобразуясь в импульсы от рецепторов через проводниковые механизмы, направляется к корковому отделу слухового анализатора, где они воспринимаются по силе, высоте, тембру и другим свойствам звука. Корковый отдел слухового анализатора находится в височной доле головного мозга (рис. 12).

Известно, что звуковое раздражение характеризуется разной частотой, высотой, силой и тембром звука. Часто колебания воздуха изменяются в зависимости от характеристик источника. Человеческое ухо воспринимает звуки с частотой от 16 до 2000 Гц. С увеличением частоты колебаний звука высота тонов его повышается. Примером высокого тона может быть голос сопрано или звук скрипки, а низкого - голос баса или контрабаса. Звуки являются колебаниями воздуха, исходящими от того или иного звукового источника. Воздух - это среда, через посредство которой передаются колебательные волны от источника звука. Звуковая волна первоначально проходит по слуховому проходу, достигая барабанной перепонки, вызывает ее колебания и передает эти колебания косточковому аппарату: молоточку, наковальне и стремечку. Стремечко, колеблясь, вызывает колебание мембраны, которая приводит в движение жидкость (перилимфу) улитки. Колебания перилимфы передаются эндолимфе, что приводит к смещению покровной мембраны и раздр"а~жению волосковых клеток. Последние переводят возбуждение в нервные импульсы и передают их по проводникам (нервам) в корковый отдел слухового анализатора, расположенного в верхней височной извилине головного мозга, где формируются звуковые ощущения.

При нормальном слухе звуки воспринимаются обоими ушами (бинауральное слышание). Если звуковой источник находится сбоку, звук достигает коркового отдела анализатора неодновременно, что позволяет определять направление звука и нахождение источника. Эта особенность слухового анализатора позволяет детям с нарушением зрения определять как направление звука, так и нахождение его источника, осуществлять по звуку ориентировку в пространстве. Звуковое раздражение, воздействуя на слуховой анализатор слабовидящих и слепых детей, создает возможность познания окружающего мира, совершенствования общения и восприятия разнообразных звуков.

На слуховой анализатор влияют различные факторы: фттлт< ческие (звуковые и механические), химические, токсические, инфекционные, лекарственные. Различают нарушения слуха, связанные с поражением: 1) звуковоспринимающего аппарата; 2) звукопроводящего аппарата; 3) центрального звена слухового анализатора.

Нарушения звуковоспринимающего аппарата. При повреждении звуковоспринимающего, нервного аппарата причины нарушения слуха могут быть как анатомические, так и физиологические. Слуховая чувствительность снижается при заболевании или частичном повреждении слуховых клеток кортиева органа. Наряду с чувствительными клетками могут подвергаться дегенерации (отмирать) и волокна слухового нерва. Процесс отмирания может происходить одновременно или раздельно под влиянием интоксикации, возникающей при некоторых инфекционных заболеваниях у детей (например, скарлатине, кори и др.). Инфекция может поражать также внутреннее ухо (например, при менингите). На поражение звуковоспринимающего аппарата оказывает влияние механическое вдавливание слухового нерва, например опухолью. Слуховые клетки чувствительны к некоторым лекарственным средствам. Внутренние слуховые клетки повреждаются отдельными антибиотиками (например, стрептомицином), наружные клетки - хинином. На слух воздействуют и сильные звуки (громкая музыка, шум моторов, стрельба и др.).

При поражении звуковоспринимающего аппарата значительно нарушается восприятие шепотной и разговорной речи. Известно, что восприятие шепотной речи в основном относится к высокочастотному звуковому спектру, поэтому его нарушение дает основание говорить, что поражен звуковоспринимающий аппарат слухового анализатора. Степень нарушения слуховой функции при поражении звуковоспринимающего аппарата находится в прямой зависимости от стадии и локализации патологического процесса в слуховом анализаторе.

Нарушения звукопроводящего аппарата обычно вызваны механическими воздействиями на проводящую систему уха. К этим нарушениям относят: 1) закупорку наружного слухового прохода серной пробкой; 2) ограничение движения слуховых косточек (при баротравме или наличии рубцов, лимфотромбов, воспаления и др.); 3) нарушение барабанной перепонки и слуховых косточек; 4) неподвижность стремечка в овальном окне (отосклероз).

Для ориентировочного определения нарушений звукопроводящего аппарата используют методики с применением шепотной и разговорной речи, камертонов, пороговой тональной аудиометрии и др.

Нарушения центральных механизмов слуха. Нарушения в центральном звене слухового анализатора в ряде случаев отражают структурные изменения в коре мозга. Функциональные нарушения слуха могут быть психологического и психогенного характера.

Искажение восприятия высоты звука может быть вызвано как физическими причинами (например, отек лабиринта), так и ушными шумами (звон в ушах) центрального происхождения. Чаще всего ушные шумы являются результатом раздражения сенсорных слуховых клеток или нервных волокон и могут усиливаться звуковыми раздражителями. Шумы наблюдаются при атеро- и отосклерозе, невритах слухового нерва, опухолях, раздражающих нерв улитки, и являются причиной потери слуховой чувствительности.

Слуховые ощущения

При воздействии на слуховой рецептор звуковой волны в головном мозге возникают слуховые ощущения. В слуховых ощущениях находят отражение различные качества звукового воздействия: громкость, высота, тембр и др. Человеческий слух воспринимает речевые и музыкальные раздражители. Подобно зрительному, слуховой анализатор воспринимает предметные свойства внешнего мира.

У слепых и слабовидящих людей звуковые ощущения и восприятие имеют не только предметное, но и сигнальное значение. По колебаниям тембра голоса, его интонации на расстоянии или вблизи слепые узнают настроение, характер собеседника. Слух сохраняет возможность общения слепых с членами коллектива, в котором они живут и общаются.

Велико значение слуха для слепых и слабовидящих детей в процессах познания окружающего мира, пространственной и социальной ориентации. Повышение слуховой чувствительности при нарушении зрения возникает благодаря более активной работе слухового анализатора при изменившихся условиях и является следствием усиленной тренировки, специальной ориентировки и обучения. У лиц с нарушением зрения наблюдается снижение абсолютных и дифференцированных порогов слуховой чувствительности. Повышение способности к слуховому раздражителю и особенно низкого частотного диапазона звуковых волн связано с необходимостью пространственной ориентировки, установления местонахождения источника звука, его качественных характеристик. Слепым и слабовидящим чаще приходится использовать слух при различных видах деятельности.

Доказано, что различение звуков в пространстве зависит от опыта, которому слепые школьники обучаются и самостоятельно, и в школе. У слепых и нормальновидящих детей младшего школьного возраста различий в звуковых порогах не отмечается, они имеются у слепых детей в старшем школьном возрасте.

Нарушение зрения не ведет к понижению слуховых ощущений (речевых, звуковых и шумовых). Изменение видов слуховых ощущений может произойти в случаях, связанных с глубокими нарушениями в слуховом аппарате.

Гигиена и охрана слуха

Сохранность функции слухового анализатора обеспечивается прежде всего профилактическими мероприятиями в семье, детском саду и школе. Особенно следует оберегать слух детей от вибрационных и акустических травм, попадания инородных тел в наружное ухо, инфекций, контакта с химическими ядами, некоторыми лекарствами и другими агентами, наносящими вред органу слуха.

Одним из важных гигиенических правил является содержание ушей в чистоте. В наружном слуховом проходе часто скапливается грязь и ушная сера. В этой связи следует систематически (ежедневно) производить осмотр ушей у детей, поскольку грязь и накопление ушной серы может вызывать раздражение и зуд, от которых дети пытаются избавиться, применяя твердые и острые предметы (карандаши, ручки, шпильки и др.). При этой манипуляции дети могут внести инфекцию, поранить слуховой проход и барабанную перепонку.

Дети нередко болеют воспалением среднего уха (отитом), которое возникает при различных инфекционных и простудных заболеваниях. При жалобах ребенка на боль в ушах его необходимо показать врачу оториноларингологу. Воспалительный процесс при отите может привести к поражению барабанной перепонки и снижению слуха, а в отдельных случаях и потере слуха.

Снижение слуха может наступить в результате физического и умственного перенапряжения и переутомления. Утомление 66

слуха часто вызывается сильными звуками и проявляется в повышении слуховых порогов и понижении слуха, что может привести к стойкому снижению восприятия звуков высоких тонов, ухудшению работоспособности, а также точности, согласованности, координированности движений и т. д.

Глава 4

Кожный анализатор

Анатомия и физиология кожи

Кожный анализатор играет важную роль в сенсорном развитии детей. Периферический отдел кожного анализатора представлен тактильными, температурными, болевыми, вибрационными и другими рецепторами. Кожа человека представлена несколькими слоями: эпидермисом, собственно кожей (дермой) и подкожной жировой клетчаткой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...