Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности психологической готовности детей с ЦП к обучению в школе.




Проблема психологической готовности детей к школе является одной из актуальной, особенно в практическом плане, поскольку от этого во многом зависят успехи ребенка в учебной деятельности и в отношениях с учителем и сверстниками. Еще более важный характер приобретает данная проблема в отношении детей с ДЦП, которых рождается все больше и больше (статистика по России - 6 детей из 1000), а образовательных учреждений для таких детей крайне мало, поэтому они вынуждены учиться в общеобразовательных школах с нормотипичными детьми. Детей с ОВЗ на этапе школьного обучения ждет множество проблем и барьеров. Они лишены возможности свободно передвигаться и манипулировать предметами, общаться со своими сверстниками, не могут к началу школьного обучения приобрести того запаса знаний и представлений об окружающем мире, который имеют их нормально развивающиеся сверстники. Именно поэтому важно, чтобы ребенок с ДЦП пошел в школу психологически готовым.

Под психологической готовностью к школе понимается определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.

Во всех известных направлениях и теориях, где изучается психологическая готовность детей к школе, признается необходимость наличия у детей уже сложившейся к 6—7 годам структуры личностных, интеллектуальных, регуляторных и других особенностей психики, характеризующих уровень психологической готовности к школьному обучению. В структуре психологической готовности ребенка к школе выделяют, как правило, три компонента: мотивационный, интеллектуальный и компонент произвольности. К этим компонентам также добавляют эмоциональную зрелость ребенка.

Психологическая готовность к обучению - это сложное многокомпонентное образование, которое позволяет прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника. Психологическая готовность детей к школе рассматривается через систему интеллектуальной, эмоционально-волевой (как способность к произвольности и саморегуляции) и мотивационной (как основную составляющую личностного компонента) сфер школьной зрелости.

Основной особенностью развития детей с ДЦП является наличие симптомов психического развития, таких как нарушения познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Дети с ДЦП в силу своего заболевания, не могут к началу школьного обучения приобрести того запаса знаний и представлений об окружающем мире, который имеют их нормально развивающиеся сверстники. Также на психологическую готовность к школе таких детей влияют отклонения в личностной сфере, которые проявляются в реакциях ребенка на осознание собственной неполноценности.

Чтобы ребенок с ДЦП успешно учился, необходимо своевременно проводить диагностику психологической готовности его к школе.

Целью эмпирического исследования является выявление психологических особенностей готовности к школе детей с ДЦП.

Для достижения поставленной цели была проведена беседа с детьми с помощью опросника «Хочешь ли ты учиться в школе?», а родителям был предложен тест «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Е.В. Колесниковой. Также для исследования готовности ребенка с ДЦП к школьному обучению мы использовали «Тест ориентировочной школьной зрелости» Керна-Иерасика, методику М.Н. Ильина «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка», методику «Мотивы учения» М.Р. Гинзбург.

С помощью опросника «Хочешь ли ты учиться в школе?» было выявлено, что для большинства нормотипичных детей характерна высокая готовность к обучению в школе, а для большинства детей с ДЦП – средняя. Низкие показатели готовности детей с ДЦП к школе по отдельным аспектам, возможно, связаны с личностными особенностями детей (тревожность, застенчивость, страхи, низкие коммуникативные способности), а также особенностями физического развития.

Результаты «Теста ориентировочной школьной зрелости» Керна – Йерасика» говорят о том, что уровень психического развития нормотипичных детей уже достаточно сформирован, однако есть дети, у которых недостаточно сформированы некоторые функции. Диагностика детей с ДЦП показала, что моторика у этих детей не развита на должном уровне, что в дальнейшем может создать определенные трудности при освоении образовательной программы.

Далее было проведено индивидуальное исследование доминирующих мотивов у нормотипичных детей. Использование методики М. Н. Ильина «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» позволило констатировать, что в обеих группах доминирующим является познавательный мотив. По методике М. Р. Гинзбург, направленной на изучение мотивов учения, были получены следующие результаты: у большинства нормотипичных детей и детей с ДЦП отмечается высокий уровень мотивационной готовности к обучению в школе. У детей с ДЦП наиболее частыми мотивами являются учебно-познавательный и социальный.

Помимо диагностики детей, мы также провели диагностическое исследование среди родителей старших дошкольников.

По результатам проведенной методики было выявлено, что 80% исследуемых нормотипичных детей имеют высокий уровень готовности к школьному обучению. Эти дети обладают высокими интеллектуальными способностями, хорошей мотивацией к обучению, положительным эмоциональным отношением к школе. Можно прогнозировать их успешную адаптацию к обучению в средней общеобразовательной школе. У 20% исследуемых детей выявлен средний уровень готовности к школьному обучению. Для этих дошкольников характерно преобладание внешней мотивации к обучению в школе, возможно, возникновение затруднений при изучении отдельных школьных предметов или в адаптации к школе в целом.

Результаты проведенной методики позволили констатировать, что 23% исследуемых детей с ДЦП имеют высокий уровень готовности к школьному обучению. Эти дети обладают средними интеллектуальными способностями, хорошей мотивацией к обучению в школе, положительным эмоциональным отношением к школе.

Доминирующими у них являются учебно-познавательные мотивы. Дети имеют широкий круг представлений о школе, роли учителя и ученика, социальном положении школьника, об учении как достаточно трудоемком процессе, который требует затрат определенных усилий. Отвечая на вопросы, дети с ДЦП используют достаточное количество слов из школьной лексики. Такие дети подчиняются общественным правилам поведения и деятельности, выполняют сразу и точно все инструкции и требования взрослого, самостоятельны; настойчивы в достижении цели в условиях затруднений; способны рационально организовать свою деятельность. У 55% исследуемых детей с ДЦП выявлен средний уровень готовности к школьному обучению. У них доминируют мотивы, относящиеся к внешней атрибутике школьной жизни, преимущественно оценочные мотивы. Данные дети имеют несколько ограниченное представление о деятельности школьников и учителя. Ребенок длительно не может удерживать цель деятельности, цель деятельности достигается, но ребенок не заботится о качестве выполнения работы, тороплив или, наоборот, очень медлителен; недостаточно внимательный, отвлекается; требования взрослого выполняет неточно или после напоминаний; ребенок отличается недостаточной самостоятельностью, организованностью, настойчивостью в выполнении заданий. Низкий уровень готовности к школьному обучению выявлен у 22% детей с ДЦП, что характеризуется наличием у этих детей игровой мотивации, не связанной со школьной жизнью. Деятельность детей хаотична и не продуманна, они не могут самостоятельно ставить перед собой цель; не сдерживают свои эмоции и желания; несамостоятельны и не проявляют настойчивости в достижении цели в условиях трудностей, не умеют рационально организовать свою деятельность.

Хорошее образование - непременное условие не только для успешного развития каждого человека, но и общества в целом. Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развития каждого дошкольника. Обучение в школе - это начало социального пути человека, и от того, каким будет это начало, зачастую, зависит и его продолжение. Для того чтобы снизить количество проблем в обучении, необходимо проводить диагностику психологической готовности детей к школе. Особенно это важно для детей с ДЦП, так как в силу своего заболевания такие дети должны быть ориентированы на получение образования несмотря на свои аномалии в развитии.

Психологическая готовность к школе детей с ДЦП характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сфер. В сравнении с нормотипичными детьми у детей с ДЦП наблюдается множество отклонений, именно поэтому для благополучного обучения детей с ДЦП в

общеобразовательной школе необходимо проводить диагностику их психологической готовности к школе и своевременно выявлять те сферы, где у ребенка есть нарушения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 473.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...