Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Неблагоприятными типами семейного воспитания




' Акцентуация (тип) Тип неправильного воспитания
Гипертимный Гипопротекция, доминирующая гиперпротекция
Циклоидный Унижение близкими
(Лабильный Гиперпротекция, эмоциональное отвержение
; Астеноневротический Доминирующая гиперпротекция
Сензитивный То же
Психастенический Повышенная ответственность, доминирующая гиперпротекция
Шизоидный Жестокие взаимоотношения
«Эпилептоидный Жестокие взаимоотношения, потворствующая гиперпротекция
Истероидный Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи»)
Неустойчивый Гипопротекция
Конформный То же

[ Для диагностики неправильного воспитания применяется опрос-Дик «Анализ семейного воспитания» (Эйдемиллер Э. Г., 1996). Он позволяет выявить названные в таблице, а также некоторые другие деформации семейного воспитания.

Главной причиной неправильного воспитания являются различные типы негармоничных семей. Семья как источник психической трав-■атизации изучена специалистами по семейной психотерапии, выделены различные типы негармоничных семей. Оказывая помощь подростку с акцентуацией характера, необходимо установить, не является Ли его семья негармоничной, и в ходе работы с родителями попытаться смягчить, если невозможно устранить полностью, психотравмиру-кэщие обстоятельства. Для этого можно использовать техники семейного консультирования и семейной психотерапии (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999), например, разыгрывание сценок из семейной Жизни с обменом ролями между детьми и родителями.

456________________________________Часть II. Детская практическая психрЛП|-

Другим активным методом психопрофилактики при акцентуациЯх характера является предложенное Э. Г. Эйдемиллером и В. Юстпии. кисом обучение подростков распознаванию ситуаций, адресующихся «месту наименьшего сопротивления», анализу этих ситуаций и расширение диапазона способов поведения подростка в таких случаях (Рабочая книга школьного психолога, 1995). В этом обучении активно используются приемы ролевой игры, где психотерапевт берет на себя роль «провокатора», т. е. играет роль взрослого или сверстника подталкивающего к совершению поступка, чреватого негативными последствиями (например, настойчиво предлагающего выпить подростку, склонному к алкоголизации).

В отличие от акцентуаций характера психопатии относятся к пограничным вариантам аномалий личности. Все психопатии, выделяемые в литературе по психиатрии, имеют свои «прообразы» в виде акцентуаций характера. Однако между последними и психопатиями имеются качественные различия. Видные психиатры П. Б. Ганнушкин и О. В. Кербиков определяли психопатии как тотальные (распространяющиеся на всю систему отношений индивида) и стабильные (устойчивые вне зависимости от социальной ситуации) нарушения социальной адаптации индивида. Этим критерием, помимо данных психодиагностики, можно пользоваться, отвечая на вопрос, страдает ли подросток психопатией или его проблемы не выходят за рамки того, что можно наблюдать при акцентуации характера.

О стабильности дезадаптации при психопатии применительно к подросткам говорить пока что проблематично. Тем не менее в литературе по психиатрии отмечается, что акцентуированность по соответствующему типу у подростков, страдающих психопатиями, прослеживается с детства. При акцентуациях характера более типично, что специфические черты в детстве мало заметны или не прослеживаются вовсе, а в подростковом возрасте акцентуация характера переходит из скрытой формы в явную. Зато тотальность нарушения при психопатии более очевидна, поскольку социальная дезадаптация прослеживается во всех сферах жизни подростка (при акцентуациях характера, как мы уже отметили, она проявляется лишь там, где психотравми-рующие факторы воздействуют на «место наименьшего сопротивления»).

Психолог, работающий в детском учреждении, не должен (да и не имеет права) ставить диагнозы типа «психопатия», а тем более разглашать такие выводы. Однако если, по его наблюдениям, подросток страдает психопатией, следует в тактичной форме порекомендовать

родростки «группы риска»________________________________________457

родителям обратиться на консультацию к детскому психиатру. Для помощи таким подросткам требуется работа с семьей (диагностика внутрисемейных отношений, типов воспитания, семейное консультирование) для того, чтобы помочь родителям сделать семью более гармоничной. Члены семьи могут не знать или не понимать, что происходит, не представлять себе адекватно особенности личности своего сына или дочери. Избегая специальной терминологии, используя психопро-[филактический вариант изложения своих выводов, психолог должен рассказать об особенностях подростка, о том, какие аспекты семейной ситуации создают риск формирования личностной аномалии, и помочь родителям изменить ситуацию жизни ребенка в семье — перестроить стиль взаимоотношений с ним, научиться избегать моментов, ясоторые могут оказать пагубное влияние. В литературе по подростковой психиатрии отмечается, что гармоничная семья является фактором, способствующим успешной компенсации психопатических расстройств.

§ 4. Невротическое развитие личности у подростков

i Невротическое развитие личности — целая совокупность личностных черт, присущая не только тем, кто страдает неврозами, но и тем, кто подвержен опасности возникновения невротических расстройств [При наличии психотравмирующей ситуации. Самооценка подростка при невротическом развитии личности или слишком низкая, или слишком высокая, но в любом случае неадекватная. Она нередко маскируется защитным поведением, типичным для людей с обратной самооценкой (например, у подростка с завышенной самооценкой в поведении могут постоянно проявляться сомнения в собственных возможностях: «Да нет, у меня не получится»). «Аффект неадекватности», изученный Л. И. Божович и Л. С. Славиной, также является защитным [поведением, имеющим невротическую природу. Такие защиты служат еще и для того, чтобы избежать получения опыта, не согласующегося с представлениями о себе. Дело в том, что еще одной чертой, характер-Вой для невротического развития личности, является ригидность системы представлений о себе, когда любой опыт, противоречащий ей (не !Только негативный, но и позитивный, в случае неадекватно низкой самооценки), воспринимается как угроза целостности «Я-концепции» ■И потому избегается. Такое понимание невротического развития личности, сложившееся прежде всего в гуманистической психологии, Включает в себя и представление о невротической личности как незрелой, склонной скорее «манипулировать своим окружением для

458________________________________Часть II. Детская практическая психодПг

удовлетворения желаний, чем брать на себя ответственность за свои разочарования и пытаться удовлетворить свои истинные потребности» (Рудестам К., 1990).

Наряду с общими чертами, характерными для невротической личности, отечественные авторы выделяют и некоторые специфические черты, присущие лицам с определенными формами неврозов. Отмечено, что при неврастении характерны повышенная чувствительность к критике в сочетании с высокой ответственностью и добросовестностью, при неврозе навязчивых состояний — низкая уверенность в себе и активность в сочетании с тревожностью и мнительностью, при истерии — завышенные требования к окружению в сочетании с низкой целенаправленностью и высокой внушаемостью. Знание этих особенностей невротического развития личности позволяет построить адекватную стратегию психопрофилактической и развивающей работы с подростками.

Одним из важнейших средств такой работы является групповой тренинг, направленный на снятие невротических защит и позволяющий достичь большей открытости, честности и гибкости «Я-концеп-ции» через осознание себя. Упражнения для этих целей разработаны в практике групп встреч (Роджерс К., 1993). В гештальттерапии также имеется немало упражнений, направленных на снятие невротических защит разного уровня (Перле Ф., 1995). Использование этих упражнений в работе с подростками не только позволяет им преодолеть невротические черты, но и помогает достичь более высокой степени личностной зрелости.

§ 5. Употребление психоактивных веществ и химическая зависимость у подростков

Данная проблема становится все более актуальной и болезненной в последнее десятилетие. Ранняя алкоголизация и наркотизация берут свое начало именно в подростковом возрасте. В последнее время появилось немало литературы по данной проблеме, однако большая часть публикаций подготовлена врачами, педагогами и специалистами по возрастной физиологии. Необходимо сделать краткий обзор проблемы с точки зрения практического психолога, работающего с подростками.

Прежде всего употребление психоактивных веществ имеет свои социально-психологические и возрастные аспекты. Например, токсикомания (наиболее типичный ее вид — «нюхание» изделий бытовой химии) наиболее широко распространена среди младших подростков из

[Подростки «группы риска»________________________________________459

семей, где основной особенностью семейного воспитания является гигюпротекция, т. е. безнадзорность и невнимание к детям. Зачастую эхо семьи, где кто-то страдает алкоголизмом. Психопрофилактическая работа с родителями таких подростков бывает затруднена, поскольку Ь силу этой причины они крайне неохотно идут на контакт. ■ Употребление наркотических веществ чаще встречается у более старших подростков. Обычно подростки приобщаются к ним через «травку» (т. е. легкие наркотики типа анаши, марихуаны), привыкание к которой развивается довольно быстро. Далее подростки начинают употреблять более сильнодействующие вещества, которые оказывают разрушающее воздействие на организм. Если это и происходит в подростковом возрасте, то скорее на рубеже отрочества и ранней юности. Формирование химической зависимости происходит в подростковом возрасте гораздо быстрее, поскольку, как отмечают физиологи, организм подростка гораздо менее устойчив перед психоактивными веществами, нежели организм взрослого.

| Для семей таких подростков характерны некоторые типичные особенности. Прежде всего это чрезмерная жесткость границы между родительской и детской семейными подсистемами, проявляющаяся в отсутствии подлинного интереса к жизни подростков со стороны родителей, стремлении «отвязаться» от детей при помощи подарков или денег, неумении оказать эмоциональную поддержку своим детям. Чаще всего в родительском общении фрустрировано характерное для ■подростков «чувство взрослости», возможно, за счет того, что родители используют способы общения, которые изжили себя. Зарубежные исследования показали, что определенным фактором риска становится положение подростка в подсистеме детей. Первенец, имеющий сводных братьев или сестер от второго брака родителей, становится зависимым от психоактивных веществ значительно чаще, чем дети с Другим положением в семье. Данные психодиагостических обследований показывают, что для подростков, склонных к наркотизации, типично резко обостренное стремление утвердиться в мнении о себе как взрослом. Такие особенности родительского отношения и общения •толкают подростков в компании, где они получают возможность «попробовать взрослой жизни».

Часто родители и учителя обращаются с жалобами на подростков, замеченных в том, что они пробуют опьяняющие вещества на себе самих. Мотивом употребления психоактивных веществ может быть любопытство, желание испытать новые «острые» ощущения и/или узнать возможности своего организма, что сочетается с неуверенностью

460_____________________________Часть II. Детская практическая психоЛП|-

в себе и отсутствием у подростка способов саморегуляции, позволяющих почувствовать себя свободно и комфортно. Например, возможно что подросток с выраженными трудностями в неформальном общении употребляет спиртное, чтобы почувствовать себя более раскованно перед тем, как идти в компанию сверстников или на свидание. Это лишь один из мотивов ранней алкоголизации подростков. Другим мотивом может быть ощущение подростками своей жизни как серой скучной и эмоционально дискомфортной. Наркологи отмечают, что подростки нередко прибегают к одурманивающим веществам как своего рода лекарствам от подростковых депрессий.

Еще одним мотивом бывает нежелание отстать от компании сверстников, если в ней принято употребление алкоголя, токсических или наркотических веществ. Последнее становится формой алкогольного или токсикоманического поведения, если возникает так называемая групповая зависимость от дурманящего вещества, когда желание, например, выпить возникает всякий раз, когда собирается компания, а вне группы оно у подростков отсутствует (Личко А. Е., 1985). Особенно трудной оказывается ситуация, когда практически в любой компании из своего окружения знакомство с одурманивающими веществами является групповой нормой, и подросток, не имеющий такого опыта, становится изгоем, «белой вороной». Такая ситуация, по данным наркологов, характерна для некоторых регионов, где наркотизация и алкоголизация подростков в среднем выше, чем по стране.

В работе с такими подростками требуются большой такт и огромная осторожность. Разглашение проблем подростка категорически недопустимо.

Необходимо прежде всего установление доверительного контакта с психологом, при котором подросток чувствовал бы себя в полной безопасности. Возможно использование техник невербального общения, направленных на формирование подсознательного доверия со стороны подростка (это могут быть техники присоединения к клиенту, разработанные в эриксоновском гипнозе или нейролингвистическом программировании).

Диагностика направлена прежде всего на выявление индивидуальной (групповой) зависимости. Одним из основных средств диагностики является беседа, которая должна быть хорошо продумана, чтобы не оттолкнуть подростка от контакта. Если речь идет об алкогольной проблеме, можно использовать скрининг-анкету на определение уроВ" ня алкоголизации (Ковалев С. В., 1991). Чтобы не использовать фор-

Подростки «группы риска»________________________________________461

Ьализованные методы диагностики, в беседу можно включать вопросы из подобных анкет, задавая их в свободной форме.

гВ случае групповой зависимостиусилия психолога должны быть направлены на то, чтобы помочь подростку выйти из своей компании и найти не менее привлекательную группу сверстников, не отмеченную таким пристрастием.

< При индивидуальной зависимости(в случае, если у подростка есть потребность в употреблении наркотических веществ независимо от того,

гв компании он или нет) желательно порекомендовать родителям проконсультировать подростка у нарколога.

Обстоятельством, усложняющим ситуацию, может быть алкоголизация одного или обоих родителей и, как следствие, снижение их критичности к состоянию своего ребенка.

Собственно терапия наркотической или алкогольной зависимости не является задачей работы практического психолога, поскольку для этого необходимы знания и навыки врача-нарколога или опытного психотерапевта. Тем не менее знакомство с литературой по психотерапии наркотической или алкогольной зависимости (например, Ковалев С. В., 2000) полезно для любого практического психолога. В его работе с подростками основной задачей становится психопрофилактика наркотизации и алкоголизации, а также психологическая помощь тем, кто пытается выйти из наркотизированных или алкоголизирован-ных компаний. Анализ мотивов ранней алкоголизации и наркотизации помогает понять направления психопрофилактической работы. \ Одним из таких направлений становится развитие уверенности подростка в себе. Эта работа может быть построена в форме тренинга уверенности в себе и навыков самопознания (Прихожан А. М., 1997). рамках такого тренинга могут быть обыграны ситуации, когда надо сказать «нет» тому, кто втягивает подростка в наркотизированную компанию или предлагает попробовать психоактивное вещество. Темой групповой дискуссии можно сделать такие проблемы, как значимость для подростка мнения о нем группы, зависимость от этого мнения, самодостаточность и способность ориентироваться на свою собственную систему ценностей.

Другим направлением психопрофилактики становится помощь подросткам в формировании психологических средств саморегуляции. Здесь полезно использовать техники аутогенной тренировки, мышечной релаксации. Эффективна также телесно-ориентированная психотерапия (Рудестам К., 1990, Лоуэн А., 1999), которая помогает принять свое «физическое Я», а также способствует получению нового и яркого

462________________________________Часть II. Детская практическая психолог,.

телесного опыта, помогая тем самым решить многие типичные проблемы возраста. Техники гештальттерапии способствуют преододе_ нию таких проблем, как ощущение скуки и серости своей жизни, помогают снятию тревоги, которая так ярко выражена в подростковом возрасте, позволяют развить способность к концентрации внимания на настоящем. Эта способность важна для того, чтобы подросток мог лучше ориентироваться в своих подлинных чувствах и ощущать свою настоящую жизнь как насыщенную, интересную и в силу этого обладающую ценностью.

Обычные формы и методы антинаркотической пропаганды в работе с подростками недостаточно эффективны. Хорошо известно, что обычно такая пропаганда имеет две составляющих — запугивание против наркотиков и рекламу дорогостоящего лечения химической зависимости. Внутренним условием, снижающим эффективность антинаркотической пропаганды, является «подростковый миф» — типичное для возраста убеждение в собственной исключительности, неподвластности законов природы над собой. Применительно к данной проблеме он выглядит как убеждение в том, что «пристраститься к наркотикам может кто угодно, но именно мне это не грозит».

Важнейшая часть психопрофилактической работы по предотвращению наркотизации и алкоголизации подростков — консультирование родителей. Можно выделить несколько направлений в этой работе:

1) формирование мотивации участия в консультировании;

2) развитие навыков общения с подростками, удовлетворяющих «чувство взрослости» и другие типичные для возраста потребности;

3) развитие чувства компетентности в общении и уверенности в себе как родителе.

Наиболее сложным оказывается первое направление. Многие родители склонны винить в происходящем окружение подростка, школу, социальную ситуацию в целом, прикрывая тем самым свое нежелание что-то менять в себе. Страх изменений в этом случае понятен («Как бы не стало еще хуже»), и он может быть обсужден во время встречи. Изменить отношение к консультированию помогает показ возможностей консультативной работы и совместных усилий по предотвращению или преодолению зависимости у подростка.

Последние два направления в консультировании родителей тесно связаны. Чувство компетентности развивается, если психолог помогает родителю найти в своих взаимоотношениях с подростком опыт, который может оказаться полезным — доверительные отношения,

Подростки «группы риска»

463

общение с подростком как со взрослым, умение выслушать не перебивая и встать на точку зрения своего ребенка. Эти навыки общения [психолог помогает развить, используя разыгрывание сценок, обучая «Я-высказываниям» и другим необходимым способам коммуникации. В целом такая работа способствует преодолению преграды между поколениями и отчужденности подростка от родителей.

§ 6. Подростки с церебрастеническими явлениями

Как правило, говоря о таких детях, родители или учителя жалуются, что им трудно учиться и отсутствует (или почти отсутствует) интерес к учебе. Успеваемость у таких детей или низкая с самого начала обучения в школе, или снижается при переходе в среднюю школу из [Начальной, хотя и там была невысокой. Основой таких случаев нередкоявляется церебрастенический синдром.I Для таких подростков характерны церебрастенические симптомы:

♦ утомляемость (причем наиболее высокая при выполнении учебных заданий);

♦ не очень высокая и неустойчивая работоспособность;

♦ трудность концентрации произвольного внимания.

Обследование при помощи тестов интеллекта показывает, что умственное развитие или незначительно отстает от возрастной нормы, или находится в пределах низкой нормы. Для них зачастую характерно такое соотношение между вербальным и невербальным интеллектом, когда последний развит на уровне невысокой возрастной нормы, а вербальный отстает от нее (диагностируется при помощи тестов Век-слера или Амтхауэра). В учебе эта особенность умственного развития проявляется в виде трудностей в усвоении не только родного и иностранного языков и литературы, но и других предметов, требующих развитого понятийного мышления. Отчетливо видны трудности усвоения понятий.

Среди личностных особенностей на первый план выступает низкая самооценка, неуверенность в себе, нередко маскируемая различными защитами (от избегания неуспеха до агрессивного и вызывающего поведения). Такое отношение к себе имеет истоки в раннем детстве, когда родители, видя некоторое отставание в развитии своего ребенка, вольно или невольно относились к нему как к «не такому», и подкрепляется многими событиями дальнейшей жизни. Неуспех в учебе также становится причиной отношения к себе как к «глупому», «плохому». Складывается ситуация, когда именно учебная деятельность

464                                                           Часть II. Детская практическая психология

становится главным источником негативного опыта, что почти неизбежно влечет за собой падение интереса к ней. Это повышает вероятность отхода подростка от школы и примыкания к делинквентным группировкам. Если у подростка имеется акцентуация характера по психастеническому типу, церебрастенический синдром может стать фактором риска психопатического формирования личности. Это делает необходимой серьезную психопрофилактическую работу с такими подростками.

Однако у них имеются некоторые особенности, которые помогают в коррекционно-развивающей работе. Во-первых, у них зачастую есть любимый школьный предмет или внешкольное занятие (в спортивной секции, кружке, музыкальной школе и т. д.), которое обладает для них особой значимостью, а успехи в этом деле являются источником положительного отношения к себе. Следует отметить, что если это какой-либо школьный предмет, то вовсе не обязательно, что подросток занимается по нему очень успешно. В диагностической работе с такими подростками важно найти, какой это предмет или занятие. Несомненную пользу могут принести им коррекционные занятия, подобные тем, что предложены К. М. Гуревичем и соавторами (1990). Подобные занятия можно использовать как хорошее средство возрождения у ребенка утраченного интереса к учебе. Естественно, что это нужно сочетать с созданием для него успеха в учебе по тому или иному предмету.

Необходимо развивать у подростка и позитивное самоотношение и уверенность в себе. Для этого очень полезны занятия по типу группового тренинга, направленные на формирование уверенности в себе и навыков самопознания (Прихожан А. М., 1997), ~> работа с такими детьми показывает, что их способность к самоанализу требует развития.

Осуществляя психологическую помощь подросткам, которым трудно учиться, важно работать и с их родителями. Последние склонны видеть в своем ребенке в основном плохое и/или не замечать позитивных изменений, происходящих в нем (в том числе и за счет помощи психолога). Работа с родителями включает в себя прежде всего изучение их образа ребенка и помощь в преодолении негативного отношения к нему.

§ 7. Суицидальное поведение подростков

Данная проблема практически не встречается среди младших школьников, но среди подростков, начиная примерно с одиннадцати лет, попытки самоубийства становятся более частыми. Несмотря на то, что

Подростки «группы риска»

465

само но себе это явление редкое, суицидальное поведение подростков заслуживает особого внимания.

I Типичные мотивы суицидальных попыток в подростковом возрасте цожно объединить в несколько групп. Один из наиболее распространенных мотивов — демонстрация/манипуляция. Подросток решается на этот шаг, желая «наказать обидчиков». Ими могут быть родители, сверстники своего или противоположного пола. Иногда подросток Довершает суицидальную попытку, чувствуя угрозу утраты родительской любви (при рождении младшего ребенка, появлении в семье отчима и т. д.). Попытка может быть предпринята подростком как средство шантажа, но без серьезного намерения уйти из жизни. Опасность в том, что действия, начатые как простое запугивание, могут обернуться непоправимой трагедией, тем более что, по данным суицидологов, подростки часто действуют в подобных случаях при суженном сознании, т. е. плохо контролируя себя. Отмечено, что такой вид суицидальных попыток совершается чаще всего подростками с истероидной И неустойчивой акцентуациями характера.

Другой вид мотивов суицидального поведения — переживание тупика или безысходности. В реальности такие мотивы часто сливаются № названными выше, однако имеет смысл рассмотреть их отдельно. Риск таких переживаний у подростков особенно велик из-за высокой тревожности, типичной для возраста, а также недостаточности социального опыта, когда какая-либо житейская ситуация воспринимается подростком как безвыходная — оставаться в такой ситуации невозможно, а изменить ее нет сил. У девочек такой ситуацией могут стать, например, сексуальные домогательства со стороны кого-либо из родных.

Среди подростков и юношей встречается также еще один вид мотивации — следование групповой норме. Время от времени в СМИ появляются данные о самоубийствах подростков, попавших под влияние тоталитарных сект или увлекавшихся компьютерными играми с предсказанием даты своего ухода из жизни. Возможно, для таких подростков крайняя степень зависимости от групповых норм сочеталась с острым желанием испытать яркие и острые, пусть даже сугубо отрицательные ощущения.

Необходимо назвать основные психологические факторы риска суицидального поведения. Один из них — сниженный фон настроения подростка. Для подростков, совершивших попытку самоубийства или имеющих суицидальные мысли, достаточно типично депрессивное состояние. Другим фактором риска называют повышенную склонность

466________________________________Часть II. Детская практическая психолог,,,

к аутоагрессии и неразвитость приемлемых способов выражения свое. го негодования по отношению к другим людям. Неосознанная, подавляемая агрессия по отношению к другим людям может быть пережита подростком как ненависть к себе самому. Еще одним фактором риска может быть негативизм самовосприятия и неустойчивость самооценки. Сами по себе эти психологические факторы довольно распространены среди подростков, однако при их сочетании и яркой выраженности имеет смысл проводить психопрофилактическую работу.

Диагностика психологических факторов риска суицидального поведения может проводиться при помощи опросников и проективных методов. Опросник агрессивности Басса—Дарки позволяет выявить чувство вины, подозрительность и косвенную агрессию как возможные проявления невыраженной и непринятой подростком агрессии к другим людям. Методика изучения фрустрации С. Розенц-вейга помогает выявить аутоагрессию как самообвинение. Наконец, ряд опросников позволяет определить, снижен ли у подростка эмоциональный фон (САН, шкала сниженного настроения — субдепрессии В. Зунге—Т. Н. Балашовой).

Основные направления психопрофилактической работы ориентированы на помощь подростку в совладании с названными факторами риска. Одним из аспектов такой работы может быть осознание и принятие своих негативных чувств в сочетании с выработкой способов их выражения. Таким подросткам бывает необходимо развитие навыков общения со сверстниками. Помимо этого, нужна работа по развитию навыков овладения своим эмоциональным состоянием (например, с помощью аутогенной тренировки). Психологическое просвещение (и не только для «группы риска») должно знакомить подростков с практикой психологической помощи при экстремальных состояниях. Прежде всего необходимо рассказать о работе телефона доверия, обсудить преимущества такой формы помощи, назвать номер такого телефона.

Индивидуальное консультирование подростков по данной проблеме требует большого такта и строгой конфиденциальности. Как это ни парадоксально, но одна из опасностей «утечки информации» в том, что другие подростки могут из любопытства последовать примеру своего товарища.

Важнейшее направление психопрофилактики суицидальных намерений подростков — развитие позитивных взаимоотношений в группе. Исследования показали, что одним из условий возникновения суицидальных мыслей у подростков становятся недружелюбие свер-

Подростки «группы риска»________________________________________467

стников и неблагоприятный психологический климат в группе. Наконец, важным средством профилактики является семейное консультирование.

I В этой работе можно выделить несколько основных вариантов. JB случае, если у подростка выявлены суицидальные мысли, но попыток он не совершал, консультирование необходимо направить на улучшение психологического климата в семье, помочь родителям принять негативные чувства подростка и развить навыки общения с ним. Консультирование выглядит иначе, если подросток совершил попытку самоубийства. В таких случаях бывает необходимо прежде всего освободить и подростка, и его членов семьи от гипертрофированного чувства вины. Для подростка желательно, чтобы близкие поняли и приняли бы его чувства как естественные, а не манипулировали бы при помощи чувства вины. При этом условии психологические последствия суицидальной попытки могут компенсироваться.

§ 8. Подростки из дисфункциональных семей

f Под «дисфункциональными» в современной психологии и психотерапии имеются в виду семьи, где социальная ситуация развития препятствует личностному росту всех членов, семьи, но прежде всего детей. Для ребенка жизнь в семье непредсказуема, не подвластна ему и всегда чревата неприятными неожиданностями. Ребенок растет, никогда не будучи уверен в том, что сможет получить поддержку и помощь родителей, когда ему это потребуется. Наиболее очевидным и, увы, весьма распространенным примером подобных семей являются такие, где кто-то из взрослых страдает алкоголизмом. Однако к таким семьям можно отнести и те, где один из членов семьи страдает хроническим (например, психическим) заболеванием, отражающимся на жизни всех близких, и даже те, где взрослые члены семьи постоянно конфликтуют между собой, не стесняясь в выражении своих негативных чувств друг к другу. Семьи, о которых идет речь, могут быть внешне довольно благополучными. Но в таких семьях детям тоже недостает уверенности в том, что они любимы родителями и нужны им.

У детей, растущих в таких семьях, возможно появление целого ряда личностных черт, которые становятся более заметными именно в подростковом возрасте. Необязательно, что у подростка из такой семьи проявятся все перечисленные ниже особенности, но возникновение некоторых весьма вероятно. Для них характерна низкая самооценка, которая нередко маскируется защитами различного вида (например,

468________________________________Часть II. Детская практическая психолоГ|,п

перфекционизмом, т. е. навязчивым стремлением к совершенству Во всех делах, контролированием других, проявлением презрения к дпу. гим и сплетничаньем). Они испытывают чувство вины, действуя в св0. их интересах, даже при том, что не задевают интересов других людей Чувство стыда у них также преувеличено. Сама способность распознавать и выражать собственные чувства, а также понимать чувства других людей у них снижена. Дети из дисфункциональных семей, делая многое в своем доме по чувству долга, становясь взрослыми, бывают или чересчур ответственны (в том числе когда этого не требуется), или, напротив, весьма безответственны, словно наверстывая упущенное в детстве. Из-за непредсказуемости семейной ситуации они очень болезненно реагируют на неподконтрольные внезапные изменения в жизни, чувствуют потребность, чтобы их контролировали и желают контролировать других. С этим связаны и их трудности планирования собственной деятельности — они склонны откладывать на потом дела, требующие выполнения к определенному сроку.

В отношениях с другими людьми они также имеют целый клубок тесно переплетенных между собой проблем. В силу особенностей своего детства и нодростничества, когда они не были уверены в том, что их любят близкие, дети из дисфункциональных семей не склонны верить в то, что к ним испытывают симпатию, дружеское расположение, любовь. Это проявляется, например, в том, что им недостает искренности в отношениях со сверстниками. Вынужденные скрывать многое из своей семейной жизни (и потому, что запрещают взрослые, и потому, что неловко рассказывать какие-то подробности), они усваивают привычку к так называемой автоматической лжи, когда ложь не служит достижению каких-либо выгод, а говорится как бы по инерции в тех случаях, когда за правду никто не стал бы осуждать. Не желая обидеть или потерять друзей, они поддерживают дружеские отношения даже с теми, кто их предал. В этом отчетливо проявляется страх отвержения и потери отношений с другими, даже таких отношений, которые изжили себя. Эта черта, а также низкая самооценка и неуверенность в себе, защиты, маскирующие такую самооценку, болезненное реагирование на внезапные изменения ситуации придают подросткам из трудных семей невротические черты и делают более вероятным возникновение у них неврозов.

Психологическая помощь таким подросткам требует большого мастерства и такта. Как средство работы с ними полезен групповой личностный тренинг, направленный на работу с перечисленными проблемами. Важнейшими элементами тренинга является развитие способности

Подростки «группы риска»________________________________________469

распознавать и выражать свои чувства, формирование уверенности в себе, преодоление гипертрофированных чувств вины и стыда. Семейные проблемы если и нужно обсуждать, то не на первых нескольких занятиях. Основной целью этого обсуждения является снятие напряжения в отношении к семье и пробуждение позитивных чувств к ней, основанных на понимании и эмпатии. Групповая работа должна дать подросткам чувство того, что они поняты и приняты группой сверстников и не одиноки перед своими проблемами. Это даст важные предпосылки психологического благополучия в будущем.

§ 9. Проблемы, связанные с сексуальным развитием

. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности — повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. На этот период приходятся жалобы родителей, связанные с акселерацией полового созревания и с некоторыми девиациями сексуального поведения. В частности, еще недавно большое беспокойство доставляли родителям занятия онанизмом (или даже их возможность) подростков. Благодаря более широкому распространению знаний из области сексологии большинство родителей в наше время знают, что это явление в подростковом возрасте широко распространено, а некоторые авторы считают мастурбацию в умеренных количествах полезной для разрядки напряжения и формирования здоровой сексуальности.

I Гораздо большее беспокойство родителей вызывает раннее начало сексуальной жизни подростка. Такие случаи отражают общую тенденцию, характерную для нашего общества, которое, по широко распространенному мнению, переживает сексуальную революцию. Раннее начало половой жизни требует внимания практических психологов по нескольким причинам.

Во-первых, оно может отражать фрустрацию ведущих личностных потребностей подростка в семье. Консультация с родителями должна помочь и родителям, и психологу уяснить, насколько аффилятив-ная потребность, чувство взрослости, потребность в доверительном общении и т. д. удовлетворяются в родительско-детской коммуникации. Очевидно, что если указанные потребности фрустрированы, то необходимо семейное консультирование, которое повысило бы родительскую компетентность и позволило удовлетворить эмоциональные потребности подростка в семье.

470________________________________Часть II. Детская практическая психодОГ|

Во-вторых, важно учитывать факт существенного влияния ранней сексуальной жизни на самооценку подростка. Имеются тендерные различия (Ремшмидт X., 1994), касающиеся переживаний по этому поводу мальчиков и девочек. Так, самооценка и самоуважение мальчиков в этой ситуации повышаются, тогда как у девочек самоуважение падает

В данном случае важно и то, насколько подросток компетентен в данной сфере, поскольку сексуальная безграмотность в этом случае создает опасность для здоровья подростка. Исследования сексологов показали, что несмотря на кажущееся обилие литературы, подростки не чувствуют себя компетентными в этой области и не удовлетворены просветительской работой в данной области. Обобщение этих данных позволяет сформулировать основные принципы такого психологического просвещения.

Лекционная форма занятий нежелательна. Это может быть групповая дискуссия с использованием ролевых игр и тренинговых упражнений. Подростки отвечали, что оптимально, если эти занятия будет вести специально подготовленный психолог. Информация, которой недостает подросткам, касается профилактики ВИЧ — СПИДа, заболеваний, передаваемых половым путем, безопасного секса. Общедоступная и проводимая в приемлемой форме просветительская работа позволяет предотвратить многие печальные последствия ранней интимной жизни.

В литературе по сексологии и психиатрии отмечается, что некоторые явления, напоминающие девиации сексуального поведения, в подростковом возрасте не редкость. Их причиной становится еще не дифференцированное половое влечение, что вполне естественно в этот период развития. Однако со временем, по мере того, как начинается регулярная половая жизнь, большинство этих явлений проходит. А. Е. Личко отмечает, что при некоторых акцентуациях характера встречаются подобные явления, однако они бывают лишь на пике эротического возбуждения и затем проходят.

Дифференциальная диагностика для отделения истинных (стойких) сексуальных девиаций от преходящих, очевидно, не входит в компетенцию психолога, работающего в образовательном учреждении. Однако в случае, если к нему обратились с жалобой такого рода, необходима прежде всего патопсихологическая диагностика, если возникло подозрение, что данный симптом свидетельствует о начале психического заболевания. Если возникает необходимость более пристально изучить беспокоящую родителей сферу жизни подростка (например, при подозрении, что гомосексуальная ориентация подростка стано-

ПодРостки «группы риска»________________________________________4Д

вится устойчивой), следует избегать прямых вопросов и ограничиваться косвенными данными — результатами проективных методик и т. п. Недопустимо, чтобы причина обращения за консультацией стала известна посторонним людям.

I Сами подростки при этом нередко испытывают угрызения совести или серьезные опасения «стать извращением». Не исключено, что подросток сам даст понять об этих опасениях, возможно, в неявном виде. |В подобных случаях необходимо, не переходя на открытое обсуждение с подростком его проблем, дать почувствовать ему, что нет повода для беспокойств.

Немало родителей обращаются с жалобами по поводу раннего и бурно протекающего полового созревания. Яркая картина подобных явлений описана М. И. Буяновьш: повышающаяся раздражительность и агрессивность подростка, раннее начало половой жизни, случайные сексуальные связи. В этом случае подросток по-настоящему нуждается в помощи психолога. Важной задачей коррекционно-профилакти-ческой работы при этом является подбор занятия, способного дать выход энергии подростка и отвлечь от избыточной сексуальной активности. Отмечено, что если такое занятие подобрано успешно, подобные явления благополучно компенсируются.

Завершая разговор о подростках «группы риска», уместно выделить .несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.

Во-первых, ответственность психолога здесь особенно велика, [поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит [дальнейшая судьба подростка. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах подростка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической [терминологии и использовать лишь обыденно-житейскую лексику. При этом необходимо давать учителям и родителям ясные и точные рекомендации, как помочь подростку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей подростков «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой сверстников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь подростку, создать условия для компенсации трудностей.

Часть II. Детская практическая психолоп

Резюме

Период отрочества — это время завершения детства и начало длительного периода перехода к взрослости. Он характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. Происходящие с ним перемены осознаются и переживаются школьником, у него формируется новое представление о себе укрепляется самооценка. На развитие в период отрочества существенное влияние оказывает полноценное общение подростка со сверстниками В свою очередь, благополучные отношения со взрослыми в школе и семье, основывающиеся на понимании подростка и принятии его, являются важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем и будущем.

Поэтому основными направлениями деятельности психолога в этот период являются оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой.

Темы для самостоятельной работы

1. Формы и методы оказания психологической помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к обучению в средней школе.

2. Особенности развития познавательных процессов в период отрочества и их влияние на «специфически подростковые» характеристики личности и поведения.

3. Использование игровых методов в психологической и педагогической работе со школьниками 10-13 лет: возможности и ограничения.

4. Разработка программ развития вербальных и невербальных средств общения для школьников 10-11 и 12-13 лет.

5. Специфика консультационной работы психолога с учащимися 10-13 лет, их родителями и учителями.

Литература

Обязательная

1. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М., 1986.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М., 1995.

3. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. — М., 1986.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.

Литература

473

5. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. Т. 3, М., 1984. Т. 4.

6. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. — М., 1991.

7. Клее М. Психология подростка. — М., 1991.

8. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.

9. Крайг Г. Психология развития. Разд. 6. Подростковый и юношеский возраст. — СПб., 2000.

10. ЛичкоА. Е. Подростковая психиатрия. — Л., 1985. [1. Массен П. X. и др. Развитие личности ребенка. — М., 1987. L2. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.

13. Психологическая служба школы / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1995.

14. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1995.

15. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000.

L6. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

17. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М., 1994.

18. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.

Дополнительная

1. Айдакова Л. Уроки психологии в школе: Созидательная терапия. - М., 1993.

2. Айнхорн А. Трудный подросток. — М., 2001.

3. Акимова М. К., Козлова В. Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся III—V классов: Пособие для учителей и школьных психологов. — Обнинск, 1993.

4. Байярд Р. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991.

5. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. — М., 2000.

6. Бейтсон Г. и соавт. К теории шизофрении // Московский психотерапевтический журнал, 1993. — № 1,2.

7. Березин С. В., Лисецкий К. С. Психология ранней наркомании. — М. - Самара, 2000.

8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

474________________________________Часть II. Детская практическая психолоГИп

9. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся VI—VIII классов: Пособие для учителей и школьных психологов. — Обнинск, 1993 (1993, 1994).

10. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1988.

11. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение: Методическое пособие // Психодиагностика детей и подростков. - М.; СПб., 1994.

12. Возрастная физиология: Руководство по физиологии / Отв. ред. В. Н. Черниговский. — Л., 1975.

13. Вообрази себе. Поиграем-помечтаем. — М., 1994.

14. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. — СПб., 1994.

15. Гиппентрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 1997.

16. Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей. — М., 1995.

17. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»: Методическое руководство / Под ред. А. Г. Лидерса, И. В. Ани-симовой. — Обнинск, 1993.

18. Джинотт Х.Дж. Между родителем и подростком. — М., 2000.

19. Долыпо Ф. На стороне подростка. — М., 1997.

20. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. - М., 1987.

21. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб., 2000.

22. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 1998.

23. Зимбардо Ф. Застенчивость. — М., 1991.

24. Искусство и дети: эстетическое воспитание за рубежом / Ред.-сост. В. Шестаков. - М., 1968.

25. Клиническая и судебная подростковая психиатрия/ Под ред. В. А. Гурьевой. М., 2001.

26. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. — М., 1991.

27. Ковалев С. В. Семь шагов от пропасти. Применение НЛП в терапии наркомании.

28. Колесов Д. В. Учителю о наркомании. — М., 1998.

29. Кон И. С. В поисках себя. - М., 1984.

30. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 2000.

31. Кулаков С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. - СПб, 1996.

тература

475

32. Кулаков С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков: Тематическое приложение № 1 к «Журналу практического психолога». — М.; СПб, 1996.

33. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. — М., 1990.

34. Лебединская К. С. и др. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. — М., 1988.

35. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М., 1980.

36. Лейтес Н. С. Возрастные особенности развития склонностей // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978.

37. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

38. Леонова А. Б. Психологическая диагностика и регуляция функциональных состояний учащихся // Учителям и родителям о психологии подростка. — М., 1990.

39. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — СПб, 1999.

40. Лоуэн А. Физическая динамика структур характера. — М., 1996.

41. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. — М., 1990.

42. Меновщиков В. Ю. Основы психологического консультирования. — М., 1998.

43. Минухин С, Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М., 1998.

44. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994.

45. Общая психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. А. А. Бо-далева, В. В. Столина. — М., 1987.

46. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. - М., 1988.

47. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. — Л., 1973.

48. Патаки Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я-образа / Психологические исследования познавательных процессов и личности. — М, 1983.

49. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования / Под ред. А. Е. Личко и Н. Я. Иванова. - Л., 1976.

50. Прихожан А. М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет: Программа курса занятий // Раз-

476________________________________Часть II. Детская практическая психол0гы

вивающие и коррекционные программы для работы с младщцМ11 школьниками и подростками. — М.; Тула, 1993.

51. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990.

52. Психологическая диагностика: Учеб. пособие/ Научн. ред. К. М. Гу-ревич. — Бийск, 1993.

53. Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Отв. ред. К. М. Гуревич, И. В. Дубровина. — М., 1990.

54. Психологическая реабилитация детей и подростков / Под. ред. И. В. Дубровиной. — Калуга, 1994.

55. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдщ-тейна. — М., 1987.

56. Развитие творческой активности школьников/Под ред. А. М. Ма-тюшкина. — М., 1991.

57. Роджерс К. О группах встреч. — М., 1993.

58. Рождественская Н. А. Как понять подростка. — М., 1995.

59. Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. — М., 1999.

60. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1997.

61. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков / М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. — Обнинск, 1993.

62. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. — Обнинск, 1993.

63. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / Под ред. И. В. Дубровиной. — Н. Новгород, 1995.

64. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.

65. Славина Л. С. Трудные дети. — М.; Воронеж, 1998.

66. Смид Р. Групповая работа с подростками. — М., 1999.

67. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. — М., 1995.

68. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989.

69. Спиваковская А. С. Как быть родителями. — М., 1986.

70. Столин В. В. Самосознание личности. — М., 1983.

71. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. — М., 1994.

дитература

477

72. Фелъдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. — М., 1997.

73. Флейвелл Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже. — М., 1967.

74. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М., 1992.

75. Формирование интереса к учению у школьников // Под ред. А. К. Марковой. - М., 1986. "

76. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1987.

77. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. — М., 1986.

78. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии, 1998. — № 3.

79. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М., 1995.

. 80. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978. 81. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. — М., 1993.

■ 82. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - СПб., 1996.

• 83. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. — Л., 1990.

184. Экман П. Почему дети лгут? — М., 1993.

|85. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — М., 1996. 86. Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // А. К. Маркова, А. Г. Лидере, Е. Л. Яковлева. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — М., 1992.

Раздел V Ранняя юность

Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст определяется как 17-21 год — для юношей и 16-20 лет — для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления (adolescence), содержанием которого и является переход от детства к взрослости и границы которого могут простираться от 12-14 до 25 лет. На Западе существует, а теперь и у нас приживается слово «тинэйджер» (или сокращенно — «тин») как общее название для любого, кому от 13 до 19 (число лет, в английском языке оканчивающихся на -teen). В отечественной науке юность определяется в границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15-17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности.

Конкретное содержание юности как возрастного этапа развития человека определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодого человека в обществе, объем знаний, которыми ему надлежит овладеть и которыми он имеет возможность овладеть, доступность культурных ценностей, характер социального окружения, общения и ряд других факторов. В настоящее время в нашей стране 15-17-летние юноши и девушки могут либо учиться в школе (государственной или негосударственной, частной), в профессионально-техническом училище или техникуме (воспитанники этих учебных заведений уже сделали свой первый профессиональный и жизненный выбор), либо работать или работать и учиться. Психологические и социологические исследования показывают, что таким образом различающиеся группы молодых

I общая характеристика возраста______________________________      479

| люДеи отличны и по многим психологическим и социально-психоло-

■ гическим свойствам, хотя и находятся в одном и том же возрастном I периоде, решая, соответственно, близкие в своей основе задачи развития.

к' В данном разделе речь пойдет о тех проблемах, задачах, направле-I ниях и формах профессиональной деятельности психолога, которые ■составляют содержание его работы со школьниками 15-17 лет, оказывающимися в периоде ранней юности. Несколько лет назад этот пери-Водсовпадал с обучением в старших классах школы и поэтому назывался также старшим школьным возрастом, но сегодня учащиеся

■ 15-17 лет, как правило, обучаются соответственно в IX, X и XI клас-■сах общеобразовательной школы, из которых IX класс — последний, «завершающий обучение в средней школе, и лишь X и XI классы в стро-Нрмсмысле слова относятся к старшим классам.

Глава 1. Общая характеристика возраста

§ 1. Особенности психического развития

Г В юношеском возрасте в основном завершается физическое раз-■витие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гар-

■ моническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется

■ темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособ-■ность, заканчиваются формирование и функциональное развитие тка-

■ ней и органов. В плане полового развития большинство юношей и девушекэтого возраста находятся уже в постпубертатном периоде.

L Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития. I Если понимать социальную ситуацию развития так, как ее понимали щЛ. С. Выготский (который ввел это понятие), а затем Л. И. Божович, то

■ есть, не просто как обстановку развития, а как «то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое являет-

■сятипичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и дина-I мику психического развития на протяжении соответствующего возраст-I ного периода, и новые качественно своеобразные психологические I. образования, возникающие к его концу» (Божович Л. И., 1968, с. 152), I то современную социальную ситуацию развития в юношеском возра-■сте можно описать следующим образом. Общество ставит перед моло-I Дым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить I Именно в этот период профессиональное самоопределение, причем

480________________________________Часть II. Детская практическая психолог,

сделать это не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реального выбора.

Сегодня решения относительно выбора будущей профессии школьник по существу принимает дважды: первый раз — в IX классе, когда он выбирает форму завершения среднего образования (определенная школа, гимназия, техникум и т. п.) либо же отказывается от продолжения образования; второй — в XI классе, когда планирует пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь. Отметим, что если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, в период бурных социально-экономических перемен, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка; школа также не оказывает ученику решающей помощи — отсюда востребованность репетиторов, различных курсов, психологических и профконсультационных услуг.

Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего.

Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие и мотива-ционной сферы, и познавательных процессов.

Считается, что к нятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых.

В этом возрасте молодые люди приобретают основанную на развитии формального операционального мышления способность строить умозаключения, выдвигать гипотезы и предположения, которые основаны не только на наблюдаемых состояниях и свойствах объектов,

Общая характеристика возраста________________________________________481

ло и на их возможных, предполагаемых состояниях и свойствах. Эта способность проявляется не только при решении сугубо интеллектуальных или учебных задач, но и в социальных связях, межличностных отношениях. Юноши и девушки начинают подвергать сомнению ценности родителей, сравнивать их с другими, менее консервативными или лучше понимающими своих детей родителями, обвинять их в лицемерии — несоответствии их поведения провозглашаемым принципам. Юноша постоянно сравнивает действительное с возможным и нередко обнаруживает, что оно далеко от желаемого. Последнее нередко бывает характерно и для подростков, но старшеклассники могут строить свои умозаключения на этот счет уже на значительно более высоком интеллектуальном уровне, приходить к более широким и глубоким обобщениям.

■ Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши/девушки гораздо более сложной и индивидуальной, чем в более младших возрастах. У юношей этот процесс начинается раньше и выражен ярче, чем у девушек. Специализация способностей и интересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия.

i В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания, поэтому (в особенности учитывая асинхронность развития разных подростков и юношей) многое из того, что сказано о развитии самосознания в предыдущей главе, посвященной подростковому возрасту, остается актуальным и для ранней юности. В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения. Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование, итожащее раннюю юность. Однако в ранней юности не завершается процесс личностного развития, процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются и в последующих возрастах, поэтому можно считать, что новообразованием ранней юности является социально-психологическая готовность(способность) к личностному и жизненному самоопределению.Эта «психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем

16 Зак 746

482                                                           Часть II. Детская практическая психологи

формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность непрерывного процесса роста его личности сейчас и в будущем» (Дубровина И. В., 1989, с. 8).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...