По кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавших перед ним.
Знакомство и сплочение группы
до 20
2. «Путаница»
Каждые берет за руки двух разных людей стоящих, желательно, не рядом. Задача - не разнимая рук распутаться в новый круг.
Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения.
5-10
Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия.
3. «Белые медведи»
Два-три человека берутся за руки цепочкой «белые медведи» .Задача - замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов». Пойманный пингвин» становится «медведем».
Разрядка
5-25
Безопасное помещение
4. «Черные шнурки»
Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим
Разрядка, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее
6-25
По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков, как-то определенный отношений, осознания чувств и т.д.
5. «Вася-Вася»
Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, во время второго имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма.
Знакомство, внимание, наблюдательность и координация
5-10
Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата. Довольно сложно, участники с медленным типом мышления могут выпадать из процесса.
6. «Имена-качества»
Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д., начинающееся на ту же букву что и имя, которое он мог бы привнести в эту группу сегодня (например: Лариса - любовь, Сергей - скромность).
Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности
любое
Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно
7. «Вопросы на бумажках»
Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант - на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался.
Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны.
любое
Возможный уход от серьезной работы - написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы?». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой вопрос не по теме.
8. «Мозговой штурм»
Все участники обсуждают проблему, выносят свои предложения по определенным правилам. Важно очень четкое соблюдение принципов обсуждения заданной темы.
Возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем.
Любое
Техническое обеспечение - ватман, маркеры разных цветов.
9. «Я никогда не..»
Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не..». Например - «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если ля них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний е загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по честному.
Знакомство в игровой форме, разрядка
5-15
Нужно оговорить, что не считаются вещи, связанные с половыми различиями. Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т.е. это может благотворно влиять на самооценку человека.
10. «Знакомство по парам»
Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «значимости». В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера остальным участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плеч сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается.
Знакомство, опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны. Внимание к личности другого. Способствует созданию безопасной атмосферы.
Четное 8-16
Упражнение может вызвать сильные переживания, во время обсуждения надо это учитывать.
11. «Поиск общего»
Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д.
Знакомство, внимание к личности другого и осознание проявлений своей личности.
8-30
Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д.
12. Хлопки
Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изменить направление движения хлопков.
Разрядка, концентрация внимания.
5-20
13. «Времена года»
Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача остальных - угадать какое.
Разрядка, знакомство, сплочение группы
10-25
14. «Дни рождения»
Участники молча строятся в линейку по дням рождения
Разрядка, знакомство, сплочение
5-30
15. «Построится по...»
Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, веселость, активность и т.д.)
разрядка, сплочение. Осознание относительности любой системы оценки.
любое
Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний зависит не от него, а от оцениваемого критерия.
16. «Разгоняем паровоз»
По кругу по два хлопка в ладоши. Задача - постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем - обратный процесс
Сплочение, ощущение общности группы
любое
17. «Колпак»
«Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов.
разрядка, смех, ощущение цельности группы
любое, чем больше, тем лучше
Хорошо проводить во время заключительных занятий
18. «Дракон»
Все участники встают в цепочку. Первый - «голова дракона», последний - «хвост». Голова должна поймать «хвост дракона».
Разрядка, сплочение
5- 15
Безопасное помещение
19. «Зоопарк»
По предложению ведущего все изображают каких-либо животных, используя только характерные движения для выбранного животного.
Разрядка, проявление фантазии, выход энергии
5-25
Подросткам сложно, возможно только при достаточном уровне «продвинутости» группового процесса
20. «Эхо»
Один человек что-то говорит всем остальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо.
Взаимодействие «личность - группа», обратная связь
5-25
При желании можно добавлять жесты
21. «Переманивания»
Половина групп сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади переманить кого-то на свой стул так. Чтобы это не заметил тот, кто стоит за стулом. Задача того, кто стоит за стулом, не пустить (поймать) «своего» сидящего.
Группа разбивается на тройки, участники встают в колонки по трое, лицом в круг. Первые в колонке - «шишки», за ним - «желуди», за ними - «орехи». Ведущий, стоя в центре, называет один и предметов, и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки (ведущий в том числе). Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.
Разрядка, концентрация внимания.
13-25
23. «Птицы, блохи, пауки»
Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем будет: «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу. По команде показывают друг другу жест, обозначающий выбранное животное, «пауки» убегают от «птиц», «блохи» от «пауков», «птицы» от «блох». Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.
Разрядка, концентрация внимания
10-30
Просторное, безопасное помещение
24. «Салки-обнималки»
Водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним.
В парах один человек повторяет движения другого. Вариант: вся группа повторяет движения одного.
Межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости. Обратная связь.
любое
26. «Бурундуки»
Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.
Разрядка, смех, противодействие с группой.
10-30
27. «Салки по трое»
Три человека берутся за руки, образуя треугольник. Четвертый должен осалить одного из тройки, а двое других должны его защитить. Ведущему нельзя протягивать руку через центр.
Взаимовыручка, разрядка, опыт защищать и быть защищенным.
Кратно 4.
28. «Кузнечик»
Участники садится в круг на коленки. У всех в руках по однотипному предмету. Все поют песню «В траве сидел кузнечик» и на каждый такт передают свой предмет соседу справа. Во время припева предмет не передается. А в такт мелодии передвигается с место на место перед участником.
Разрядка, смех.
6-15
Желательно избегать соревновательных компонентов во время игр на занятиях. Но при желании можно его добавить, В этом случае тот, кто путается, выбывает из группы,
29. «Поджигатель»
Все берутся за руки цепочкой и закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок. Один из участников «поджигатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем соглашаются и когда «поджигатель» дотрагивается до крайнего участника, цепочка искручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают - издают громкий вопль.
Разрядка, сплочение группы
6-12
У некоторых участников игры тесный физический контакт внутри «клубка» может вызывать напряжение
30. «Телетайп»
Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажатием рук. Задача ведущего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот кого заметили, становится ведущим.
Групповое сплочение, снятие возбуждения
6-20
Можно использовать для завершения занятия
31. «Рисунок с поводырем»
Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и используя только вербальные инструкции помогает ему дорисовать элементы рисунка
Снятие возбуждения межличностный контакт. Опыт беспомощности и ответственности, доверия партнеру.
Любое четное
Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым».
32. «Койот и кролик»
Участники сидят в кругу и передают друг другу два мяча, один «кролик», другой – «койот». Задача «койота» - поймать «кролика». «Кролик» может прыгать из рук в руки, а «койот» только передаваться из рук в руки сидящих рядом. Если два мяча оказались в одних руках, «койот» поймал «кролика».
Разрядка, снятие возбуждения, тренировка реакции, сплочение группы
6-15
Довольно сложно, дети с медленным типом мышления могут не справляться и выпадать из процесса.
33. «Два паровозика»
Участники разбиваются на команды, по 5-6 человек и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, все остальные слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий дотрагиваясь до последнего «вагона» и он переходит на место паровоза.
Сплочение, опыт ответственности и беспомощности, доверия к другим участникам.
5 - 30 всего
Просторное, безопасное помещение, ведущий следит за безопасностью
34. «Фруктовая корзина»
Участники сидят в кругу, ведущий в центре. Каждый придумывает себе название1 фрукта. Ведущий говорит, какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача ведущего успеть занять место. Тот, кто остался без места становится ведущим.
Разрядка
6-15
35. «Стул сгорел»
Стулья (на один меньше чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев, и, по команде ведущего, садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает, после чего, один стул убирается.
Разрядка
6-30
Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать сразу несколько стульев.
36. «Поросята утята и котята»
Участники делятся на «поросят», «котят» и «утят», как на «первый-второй-третий». Все закрывают глаза и, издавая соответствующие звуки, должны найти своих собратьев.
Разрядка
6-30
Ведущий заранее говорит, что он играть не будет, так как должен следить за безопасностью. Для игры необходимо безопасное помещение. Для подростков возможно при хорошем уровне развития отношений в группе.
37. «Бабочка-ледышка»
По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабочка.
Развитие воображения, внимание к тактильным ощущениям
6- 10
Возможен всплеск агрессивности во время передачи «бабочки»
38. «Ассоциации»
Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый, у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому перекинули мяч, называет слово-ассоциацию к сказанному предыдущим частником.
Ассоциативное мышление, знакомство
6-20
Может быть задана тема для ассоциации -чувства, части тела, проблемы, приятные вещи. Игра может быть неплохим переходом от одной темы к другой.
39. «Третий лишний»
Участники разбиваются на пары и встают лицом в круг так, чтобы один был перед другим. Вокруг круга бегают ведущий и беглец. Беглец может стать впереди любой пары, тогда тот, кто стоит сзади становится беглецом. Если ведущий салит беглеца, они меняются ролями.
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...