Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБОВ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ




 

 

Название игры

Краткое описание

Цель игры

Число де­тей

Примечания

1. «Снежный ком»

По кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавших перед ним.

Знакомство и сплочение группы

до 20

 

2. «Путаница»

Каждые берет за руки двух разных лю­дей стоящих, желательно, не рядом. Задача - не разнимая рук распутаться в новый круг.

Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения.

5-10

Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия.

3. «Белые мед­веди»

Два-три человека берутся за руки цепочкой «белые медведи» .Задача - замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов». Пойманный пингвин» ста­новится «медведем».

Разрядка

5-25

Безопасное помещение

4. «Черные шнурки»

Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим

Разрядка, возможность для проявления фанта­зии, возможность уви­деть общее

6-25

По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более инте­ресных признаков, как-то определенный отно­шений, осознания чувств и т.д.

5. «Вася-Вася»

Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, во время второго имя другого человека, на которого смот­рит, не сбиваясь с ритма.

Знакомство, внимание, наблюдательность и координация

5-10

Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата. Довольно сложно, уча­стники с медленным типом мышления могут выпадать из процесса.

6. «Имена-каче­ства»

Каждый придумывает какое-либо каче­ство личности, свойство характера и т.д., начинающееся на ту же букву что и имя, которое он мог бы привне­сти в эту группу сегодня (например: Лариса - любовь, Сергей - скромность).

Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности

любое

Подходит для начала 3-4 занятия, когда участ­ники уже чувствуют себя достаточно безопасно

7. «Вопросы на бумажках»

Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант - на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешивают­ся и раздаются участникам в произволь­ном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался.

Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны.

любое

Возможный уход от серьезной работы - напи­сание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы?». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой вопрос не по теме.

8. «Мозговой штурм»

Все участники обсуждают проблему, выносят свои предложения по опреде­ленным правилам. Важно очень четкое соблюдение прин­ципов обсуждения заданной темы.

Возможность демокра­тического и ненавязчи­вого решения или об­суждения любых во­просов и проблем.

Любое

Техническое обеспечение - ватман, маркеры разных цветов.

9. «Я никогда не..»

Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не..». Например - «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если ля них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний е загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по честному.

Знакомство в игровой форме, разрядка

5-15

Нужно оговорить, что не считаются вещи, свя­занные с половыми различиями. Выигрывает человек с самым неразнообраз­ным жизненным опытом, а проигрывает с са­мым богатым, т.е. это может благотворно вли­ять на самооценку человека.

10. «Знакомство по парам»

Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «значимости». В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера остальным участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плеч сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается.

Знакомство, опыт об­щения, опыт воспри­ятия информации о другом и о себе со стороны. Внимание к личности другого. Способствует созданию безопасной атмосфе­ры.

Четное 8-16

Упражнение может вызвать сильные пережи­вания, во время обсуждения надо это учиты­вать.

11. «Поиск обще­го»

Группа делится на двойки, и два челове­ка находят определенное количество общих признаков, затем двойки объеди­няются в четверки с той же целью и т.д.

Знакомство, внимание к личности другого и осознание проявле­ний своей личности.

8-30

Ведущий по своему усмотрению может остано­вить процесс на четверках, восьмерках и т.д.

12. Хлопки

Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изме­нить направление движения хлопков.

Разрядка, концентра­ция внимания.

5-20

 

13. «Времена года»

Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа панто­мимически изображает свое время года, задача остальных - угадать какое.

Разрядка, знакомство, сплочение группы

10-25

 

14. «Дни рожде­ния»

Участники молча строятся в линейку по дням рождения

Разрядка, знакомство, сплочение

5-30

 

15. «Построится по...»

Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величи­на ладони, веселость, активность и т.д.)

разрядка, сплочение. Осознание относитель­ности любой системы оценки.

любое

Важен комментарий ведущего по поводу раз­ных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний зависит не от него, а от оце­ниваемого критерия.

16. «Разгоняем паровоз»

По кругу по два хлопка в ладоши. Задача - постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем - обратный процесс

Сплочение, ощущение общности группы

любое

 

17. «Колпак»

«Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов.

разрядка, смех, ощу­щение цельности груп­пы

любое, чем больше, тем лучше

Хорошо проводить во время заключительных занятий

18. «Дракон»

Все участники встают в цепочку. Первый - «голова дракона», последний - «хвост». Голова должна поймать «хвост дракона».

Разрядка, сплочение

5- 15

Безопасное помещение

19. «Зоопарк»

По предложению ведущего все изобра­жают каких-либо животных, используя только характерные движения для выбранного животного.

Разрядка, проявление фантазии, выход энер­гии

5-25

Подросткам сложно, возможно только при достаточном уровне «продвинутости» группо­вого процесса

20. «Эхо»

Один человек что-то говорит всем ос­тальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо.

Взаимодействие «лич­ность - группа», обрат­ная связь

5-25

При желании можно добавлять жесты

21. «Перема­нивания»

Половина групп сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сза­ди. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади переманить кого-то на свой стул так. Чтобы это не заметил тот, кто стоит за стулом. Задача того, кто стоит за стулом, не пустить (поймать) «своего» сидящего.

Разрядка, сплочение, проявление личных взаимоотношений

11-25 нечетное кол-во

 

22. «Шишки, же­луди, орехи»

Группа разбивается на тройки, участники встают в колонки по трое, лицом в круг. Первые в колонке - «шишки», за ним - «желуди», за ними - «орехи». Ведущий, стоя в центре, называет один и предметов, и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки (ведущий в том числе). Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.

Разрядка, концентра­ция внимания.

13-25

 

23. «Птицы, бло­хи, пауки»

Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем будет: «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу. По команде показывают друг другу жест, обозначающий выбранное животное, «пауки» убегают от «птиц», «блохи» от «пауков», «птицы» от «блох». Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.

Разрядка, концентра­ция внимания

10-30

Просторное, безопасное помещение

24. «Салки-обнималки»

Водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним.

Разрядка, взаимовыручка, «спасающий физический контакт»

6-30

Просторное, безопасное помещение

25. «Зеркало»

В парах один человек повторяет движения другого. Вариант: вся группа повторяет движения одного.

Межличностное взаи­модействие, опыт ве­дения и ведомости. Обратная связь.

любое

 

26. «Бурундуки»

Ведущий на ухо называет каждого уча­стника каким-либо животным. Все встают в круг берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответ­ствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, кото­рым названо большинство членов груп­пы.

Разрядка, смех, проти­водействие с группой.

10-30

 

27. «Салки по трое»

Три человека берутся за руки, образуя треугольник. Четвертый должен осалить одного из тройки, а двое других должны его защитить. Ведущему нельзя протя­гивать руку через центр.

 

Взаимовыручка, раз­рядка, опыт защищать и быть защищенным.

 

Кратно 4.

 

28. «Кузнечик»

Участники садится в круг на коленки. У всех в руках по однотипному предмету. Все поют песню «В траве сидел кузне­чик» и на каждый такт передают свой предмет соседу справа. Во время припева предмет не передается. А в такт ме­лодии передвигается с место на место перед участником.

 

Разрядка, смех.

6-15

Желательно избегать соревновательных ком­понентов во время игр на занятиях. Но при желании можно его добавить, В этом случае тот, кто путается, выбывает из группы,

29. «Поджига­тель»

Все берутся за руки цепочкой и закручи­ваются вокруг одного человека в плот­ный клубок. Один из участников «поджи­гатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем со­глашаются и когда «поджигатель» дотра­гивается до крайнего участника, цепочка искручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают - издают громкий вопль.

Разрядка, сплочение группы

6-12

У некоторых участников игры тесный физиче­ский контакт внутри «клубка» может вызывать напряжение

30. «Телетайп»

Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграм­му, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажа­тием рук. Задача ведущего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот кого заметили, становится ведущим.

Групповое сплочение, снятие возбуждения

6-20

Можно использовать для завершения занятия

31. «Рисунок с поводырем»

Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и используя только вербальные инструк­ции помогает ему дорисовать элементы рисунка

Снятие возбуждения межличностный кон­такт. Опыт беспомощ­ности и ответственно­сти, доверия партнеру.

Любое чет­ное

Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым».

32. «Койот и кро­лик»

Участники сидят в кругу и передают друг другу два мяча, один «кролик», другой – «койот». Задача «койота» - поймать «кролика». «Кролик» может прыгать из рук в руки, а «койот» только переда­ваться из рук в руки сидящих рядом. Если два мяча оказались в одних руках, «койот» поймал «кролика».

Разрядка, снятие воз­буждения, тренировка реакции, сплочение группы

6-15

Довольно сложно, дети с медленным типом мышления могут не справляться и выпадать из процесса.

33. «Два парово­зика»

Участники разбиваются на команды, по 5-6 человек и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, все осталь­ные слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий дотрагива­ясь до последнего «вагона» и он пере­ходит на место паровоза.

Сплочение, опыт ответ­ственности и беспо­мощности, доверия к другим участникам.

5 - 30 всего

Просторное, безопасное помещение, ведущий следит за безопасностью

34. «Фруктовая корзина»

Участники сидят в кругу, ведущий в цен­тре. Каждый придумывает себе название1 фрукта. Ведущий говорит, какие фрукты он купил на базаре, и они должны поме­няться местами. Задача ведущего успеть занять место. Тот, кто остался без места становится ведущим.

Разрядка

6-15

 

35. «Стул сгорел»

Стулья (на один меньше чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев, и, по команде ведущего, садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает, после чего, один стул убирается.

Разрядка

6-30

Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать сразу несколько стульев.

36. «Поросята утята и котята»

Участники делятся на «поросят», «котят» и «утят», как на «первый-второй-третий». Все закрывают глаза и, издавая соответ­ствующие звуки, должны найти своих собратьев.

Разрядка

6-30

Ведущий заранее говорит, что он играть не будет, так как должен следить за безопасно­стью. Для игры необходимо безопасное помещение. Для подростков возможно при хорошем уровне развития отношений в группе.

37. «Бабочка-ледышка»

По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабоч­ка.

Развитие воображения, внимание к тактильным ощущениям

6- 10

Возможен всплеск агрессивности во время передачи «бабочки»

38. «Ассоциации»

Мяч перекидывается в кругу (произволь­но) и каждый, у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому перекинули мяч, называ­ет слово-ассоциацию к сказанному предыдущим частником.

Ассоциативное мышле­ние, знакомство

6-20

Может быть задана тема для ассоциации -чувства, части тела, проблемы, приятные ве­щи. Игра может быть неплохим переходом от од­ной темы к другой.

39. «Третий лишний»

Участники разбиваются на пары и вста­ют лицом в круг так, чтобы один был перед другим. Вокруг круга бегают ве­дущий и беглец. Беглец может стать впереди любой пары, тогда тот, кто стоит сзади становится беглецом. Если веду­щий салит беглеца, они меняются роля­ми.

Разрядка

14-30










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...