Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 5. История теории и практикиформирования семейных ценностей в России: советский период и современная Россия.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Содержание РАЗДЕЛОВ И ТЕМ дисциплины «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Тема 1. Необходимость и востребованность реализации формирования семейных ценностей в российской образовательной практике. Семейные духовно-нравственные ценности как мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов России, обеспечивающие культурное и демографическое воспроизводство народов России, российского общества и государства. Кризис семьи и семейных ценностей в России как тревожный сигнал о необходимости создания системной педагогической практики по формированию у детей семейных ценностей. Кризис семьи как компонент целостного духовно-нравственного кризиса.Следствие кризиса семьи, многочисленные проблемы детства: нарушение процессов формирования у детей духовно-нравственной сферы; духовно-нравственная некомпетентность, отсутствие у подрастающего поколения четких представлений о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом, нацией и государством. Важность сохранения и возрождения семейных ценностей в обществе в период глобализации, перекинувшейся из экономической и информационной областей в духовную сферу и сферу культуры.
Тема 2.Формирование семейных ценностей как важная составляющая духовно-нравственного воспитания. Сущность духовно-нравственного воспитания. Проблема содержания воспитания. Пять глобальных направлений формирования содержания воспитания согласно построению человеческого опыта создания Культуры и проживания в ней. Особая роль одного из направлений – духовно-нравственного воспитания. Понимание Человека как органичного единства телесного, душевного и духовного начал при ведущей роли духовного. Понимание духовности как способности человека осознавать этот мир, своё место в нём, миссию своего земного существования, как способность следовать главным законам бытия – нравственным. Особенности духовности. Правильное соотношение понятий духовности, нравственности, морали и свободы живущего в обществе Человека. Рассмотрение во все времена, начиная с Античности, стабильных семейных отношений как мощного политического стабилизирующего фактора и гаранта нравственности общества. Обращение политическихлидеров, пытающихся консолидировать общество под своим руководством, к семейным ценностям, сравнивание государства с одной большой семьей, рассмотрение себя как «отца нации» или «Большого Брата». Роль корневых национальных ценностей в формировании характера человека и его нравственного поведения. Уважение семьи и семейных начал, ценность материнства, ценность отцовства,ценность многодетности, любви к детям, супружеской верности, ценность целомудия до брака и другие национальные семейные ценности в эталоне положительной русской идентичности. Тема 3.История теории и практики формирования семейных ценностей в России: народная педагогика. Семья как необходимый, освящённый религией и веками союз. Семья –школа совести и любви. Дальнейшие формы духовного единения: малая и большая родина, государство. Дети – духовные представители «отечески-материнской» семьи, живые символы семейственного духа. Закладывание первооснов характера ребёнка в семье. Одно из самых ответственных и свящённых призваний человека – быть отцом и матерью. Народная (этническая) педагогика как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках. Передача традиций в процессе взаимодействия поколений как один из определяющих компонентов воспитания в народной педагогике.Господство живого опыта воспитания в народной педагогике. Народная педагогика, отражающая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, как основа, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания, нашедшие отражение в фольклоре. Логическая стройность и систематичность, которые прослеживаются в народной педагогике.Достаточно полное представление факторов воспитания в народной педагогике: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример. Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания в народной педагогике, их реализация в особом внимании и заботливом отношении к детям. Важнейшая роль приобщения ребенка к языковой культуре. Особый смысл словесного воздействия в народной педагогике (поверье, просьба, совет, намек, пожелание и пр.).Традиционное народное понимание педагогических функций: воспитание совестливости, честности, порядочности, трудолюбия развитие ума и т.д. Приоритет нравственного воспитания в российской педагогической традиции, воспитания у детей позитивных качеств русского национального характера, формирования национальных семейных ценностей. Ценности уважения семьи и семейных начал, материнства, отцовства, многодетности, супружеской верности, уважения к старшим членам семьи в народной педагогике.
Тема 4. История теории и практики формирования семейных ценностей в России (досоветский период) и за рубежом. Философско-педагогические труды Киевской Руси и Московской Руси. Идеал христианина, гражданина и семьянина в творениях Иоанна Златоуста. «Поучение Владимира Мономаха». «Домострой» Сильвестра о семейных ценностях.Отечественные философско-педагогические труды XVIII – начала XX вв. Мысли русских учёных и мыслителей о семейных ценностях. Л.Н. Толстой о ценностных основах семьи. Вклад К.Д. Ушинского и И.А. Ильина в теорию и практику формирования семейных ценностей в России. УтверждениеК.Д. Ушинского о том, что истинное, созидающее воспитание человека – это прежде всего воспитание духовно-нравственных основ его характера. Связь успеха такого воспитания с двумя ведущими взаимосвязанными идеями – идеей народности и идеей православного освящения человеческой души. Семейные ценности как стержневые ценности народа и как особо значимые ценности в Православии. Учение выдающегося русского философа Ивана Александровича Ильина о воспитании духовного национального характера. Национальный характер как составляющая менталитета народа. Необходимость формирования у детей семейных ценностей в процессе воспитания у них позитивных качеств русского национального характера. Европейская философско-педагогическая мысль и педагогическая практика в области формировании у детей семейных ценностей. «Материнская школа» Я.А. Коменского. Восточная философско-педагогическая мысль и педагогическая практика в области формировании у детей семейных ценностей.
Тема 5. История теории и практикиформирования семейных ценностей в России: советский период и современная Россия. Тотальный, всеобщий характер социокультурных изменений ХХ века: распространение практически на все сферы человеческой жизни, включая систему ценностей, модели поведения, адаптационные стратегии личности, формы семьи, модели семейных отношений, гендерные роли мужчины и женщины. Основное изменение в семейно-брачных отношениях в 1 четверти XX века - установление равенства полов, их равноценность для общества. Замена патриархально-традиционного образа семейной жизни на эгалитарный.Характеристика эгалитарного образа семейной жизни: равноправие супругов,сознательное регулирование деторождения.Распространение идеи женского равноправия после Октябрьской революции 1917 года в России/СССР двумя «музами» русской революции – Инессой Арманд и Александрой Коллонтай. Рассматривание брака как любовного и товарищеского союза двух равных членов коммунистического общества, свободных и одинаково независимых.Пропаганда «последовательной моногамии», каждый раз основанной на любви или страсти смены брачных партнеров, серийных отношений мужчин и женщин. Идеи общественного, вне семьи, воспитания детей и отмирания семьи. Упразднение церковного брака и введение гражданского (зарегистрированного) брака как единственно имеющего юридическую силу. Новое законодательство в области семьи и брака, его направленность на защиту прав женщины и ребенка. Обращение советского правительства во второй половине 30-х годов, как осознанно, так и неосознанно, к российским социокультурым традициям. «Консервативный откат», переход к консервативной, охранительной политике в отношении семьи.Защитасемьи как ценности на заседаниях парткомов и профкомов, продолжительное запрещение абортов в стране. Идеологизация семейного воспитания в СССР. Специфика воспитательной работы с детьми в советских школах по формированию у детей семейных ценностей. Опыт выдающихся советских педагогов. В.А. Сухомлинский. Ш.А. Амонашвили. Преподавание в средних общеобразовательных школах курса «Этика и психология семейной жизни». Возможности курса для формирования у школьников семейных ценностей. Современная эпоха, когда духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и исчезать. Эпоха распространяющейся и крепнущей приверженности к материальному. Эпоха кризиса семейных ценностей, размывание традиций семейного воспитания. Возрастание в такие эпохи беспомощности и безответственности родителей. Водворение в семье отчуждённости. Продолжительный «гражданский» брак как безответственное сожительство, лишённое идеалов родительского и супружеского служения. Неподверженность веяниям моды духовных основ жизни. Современные педагоги-исследователи об особенностях формирования у детей семейных ценностей (С.В. Берёзкина, И.Ф. Гончаров, Н.Е. Рудова). Современные ФГОС о формировании семейных ценностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образовательная практика в современной России по формированию у детейсемейных ценностей: позитивные моменты и недостатки.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 467. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |