Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава V. Духовный образ епископа Луки и его роль в религиозной жизни Красноярского края в годы Великой Отечественной войны




    Сложность образа архиепископа Луки Войно-Ясенецкого настолько велика, что обойти её стороной никак не представляется возможным. Во многом в нем мы видим истоки как литературной деятельности архиепископа Луки на территории края, так и трудов в области духовного просвещения. На первый взгляд трудно понять, чем в действительности был движим архиепископ в своих поступках. Люди, не знающие его биографии и впервые столкнувшиеся с таким человеком, были, обычно, сбиваемы с толку его образом жизни, мировоззрением, действиями.

     Тем более парадоксально, что, знакомясь с историей его жизни, они запутывались ещё более: зная, что Валентин Феликсович не просто «поп и врач одновременно», не только человек с высшим медицинским образованием, но доктор наук, тем более основоположник отрасли гнойной хирургии, издавший ряд монографий, получивших высочайшее признание не только в СССР, но и за рубежом. Получивший признание самого советского правительства за вклад в науку и помощь стране в годы войны архиепископ вводил всех современников в ступор своим поведением.

     Неужели мало было «просто верить в душе», ведь так верили многие в ту эпоху, зачем ему нужно было создавать самому себе трудности? Эти вопросы и недомолвки очень часто попадались автору работы в трудах других авторов о жизни Войно-Ясенецкого. Поразительно, но даже подавляющее большинство его современников не поняли сложности его духовного образа, и потому противоречивость его натуры списали на последствия жизни и воспитания святителя в Российской империи, где господствующей религией было Православие. Они полагали, что архиепископ исповедует Православие просто как «дань традиции», но разве ради одной только традиции можно играть со смертью, терпеть страшные допросы, провести 11 лет в тюрьмах и ссылках?

        Многие считали, что епископ, сам понимал «дремучесть религиозных предрассудков», будучи доктором медицины, он вполне был знаком с научными достижениями мира, которые легко бы опровергли «библейские сказки». Если бы это было действительно так, разве стал бы Валентин Феликсович столько времени посвящать проповедям, борьбе с обновленцами, утомительными богослужениями, особенно после целого дня операций? Если бы он считал это игрой, разве стал бы он, человек действительно исключительного ума, ставить ради игры под угрозу собственную жизнь?

       Те, кто считает, что архиепископ Лука просто «отдавал дань традиции», «был заложником воспитания», «привык к религии, как привыкают к вредной привычке» - это оскорбители его памяти, поскольку всё из выше перечисленного есть та или иная психическая патология, и соглашаясь с ней, они соглашаются, что архиепископ…не в себе… Вместо того чтобы действительно разобраться в истинных причинах его поступков, в мотивах его действий, они просто изложили о нём то, что думали сами. Не утруждая себя никакими исследованиями, эти люди с легкостью третейских судей дали ему характеристику в соответствии со своими взглядами, представлении о добре и зле, своими понятиями правильного поведения и т.д.

Одной из наиболее ярких воспоминаний об архиепископе Луке с подобной оценкой является воспоминание И.А. Кассирского: «Чему же могло бы научить – задавал я себе вопрос, - описание жизни профессора – хирурга Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (в миру) и архиепископа Луки Туркестанского, потом Красноярского, затем Тамбовского и Мичуринского и – в конце жизни – Симферопольского и Таврического? Чему?» [1]

Несмотря на то, что, судя по всему, автор воспоминаний знаком с религиозными произведениями архиепископа, он, тем не менее, недоумевает, видя кажущуюся ему раздвоённость святителя. «Предлагаемые записки не претендуют на исчерпывающий анализ места и роли Войно-Ясенецкого в истории отечественной медицины; о роли его в религии автор мало что знает…Все близко знавшие В.Ф. Войно-Ясенецкого, каждый по-своему решал для себя загадку: как могло случиться, чтобы одна и та же рука водила пером при написании глубоких научных «Очерков гнойной хирургии» и религиозной книги «О духе, душе и теле». [2]

     Труд архиепископа «Дух, душа и тело» эти противоречия быстро и убедительно разрешает: Уже в самом начале своей книги, архиепископ Лука, основываясь на последних достижениях науки, новейших открытиях, говорит о том, что существующая материя – неоднородна, она различается по плотности, физическим и иным свойствам. Есть такие формы, которые не осязательные для человека: «Установлено, что свет – также одна из форм электромагнитной энергии, а электричество имеет корпускулярное или, как некоторые неправильно говорят, атомное строение…Электричество есть нечто более фундаментальное, чем материальные атомы, так как оно является существенной составной частью из этих ста различных атомов. Точно так же оно представляет собой нечто, подобно материи построенное из отдельных особей, но отличается от материи тем, что все его слагательные единицы…совершенно одинаковы» [3]

     И далее Лука Войно-Ясенецкий продолжает: «Только пятьдесят лет назад наука обогатилась познанием новых, чрезвычайно важных форм энергии – радиоволн, инфракрасных лучей, катодных лучей, радиоактивности и внутриатомной энергии… Невидимая глазом часть солнечного спектра составляет 34%. И только весьма незначительная часть из этих 34% - ультракрасные, ультрафиолетовые, инфракрасные лучи – исследована, и понятны те формы, которые лежат в их основе. Но что можно возразить против предположения… что за многочисленными фраунгоферовыми линиями скрывается много тайн, неведомых нам форм энергии, может быть, еще более тонких, чем электрическая энергия»? [4]

     Владыка приходит к поразительному итогу: «…со временем будут открыты такие формы бытия материи (вернее энергии), которые по своим свойствам еще с гораздо большим основанием, чем электричество, должны быть названы полуматериальными? А самое понятие «полуматериального» содержит в себе признание существования и «нематериального». Где же основание к тому, чтобы отрицать законность нашей веры и уверенности в существовании чисто духовной энергии, которую мы считаем первичной и первородительницей всех физических форм энергии, а через них самой материи»? [5]

На протяжении всей своей работы, архиепископ Лука, используя научную основу, доказывает, что христианская религия основана отнюдь не на библейских сказках, а на Откровении, которое оставил о Себе Господь, человек лишь с течением времени познает это Откровение, изучая ту деятельность, которую Творец даровал людям – это сам мир: устройство космоса, природа, её законы, сложное взаимодействие тысяч планет, или живых существ – всё являет верх мысли, до которой человеческому разуму едва ли удастся дотянуться в полной мере.

Тем страннее читать в воспоминаниях И.А. Кассирского: «Духовная драма В.Ф. Войно-Ясенецкого состоит в том, что он, приняв догматы религии и прежде всего постулат христианского вероучения, что человек рождается уже порочным и потому возмездие он получает в страданиях, - видит во всем этом торжество подлинной правды и путь к божественному бессмертию души. Но Войно-Ясенецкий, как врач, излагая научные основы хирургии, не просто оспаривал, - отрицал архиепископа Луку. В этом начало его раздвоенности» [6]

Во-первых: никакой раздвоенности у него нет, так как даже при операциях, архиепископ всегда имел в операционной икону, перед которой крестился, крестил больного, крестил само место, которое необходимо было оперировать, произносил фразу: «С Богом!» - то есть по сути, даже там, он прежде всего оставался архиепископом, и уже во вторую очередь – врачом. Поскольку и лечил он людей ради одной цели: чтобы они могли спасти свою душу. О своём отношении к сугубо научному подходу мировосприятия владыка недвусмысленно говорит: «Не раз приходилось говорить на эту тему с людьми "чуждыми суеверий", верящими только в науку, и всегда они находили простое объяснение всему этому "новому и страшному" это только волны человеческой мысли, колебания молекул человеческого мозга, распространяющиеся подобно волнам радиотелеграфа… Новое принимается только тогда, когда к нему привыкнут. И лошади перестали шарахаться от автомобилей, когда привыкли к ним.

Мы зададим «чуждым суеверия» простой вопрос: если все метапсихические явления, все формы криптостезии объясняются движением мозговых частиц, волнообразно передающимся в пространстве, то как приложить такое объяснение к несомненным фактам общения с давно умершими, мозг которых уже не существует? ». [7] Итак, мы наглядно убедились, что владыка Лука не противоречит, а наоборот, достаточно ясно и аргументировано, с научной точки зрения, объясняет свой взгляд на картину мира, через изучение которой нетрудно понять причину его религиозности.

Что же касается самого метода научного познания, то здесь необходимо сказать следующее: метод научного познания не является объективным в силу своей ограниченности. Полная научная картина мира невозможна из-за ограниченности познания самой науки, а также из-за того, что основа науки, на чём строятся все её теории, являются не научными, а мировоззренческими. То, что приписывается «научным доказательствам» на самом деле является продуктом человеческого мышления о действительности. Человек не может являться, объективной воспринимающей окружающую обстановку, сущностью. Не может видеть частицы воздуха, различать ультразвуки и т.д. Следовательно, все эксперименты, которые ставило человечество с целью познания природы, имеют множество условностей: «…мир познается через искусственно поставленные опыты. Отсюда берет начало принцип эксперимента. Например, знаменитый эксперимент Галилея, который проверял утверждение о том, что все тела летят к земле с одинаковой скоростью. Имеет ли этот эксперимент какое-либо отношение к реальности? Нет. Разные тела летят к земле с разной скоростью. При каких условиях эксперимент оказывается удачным? Р. Бэкон был более честен: он говорил, что эксперимент - это «допрос природы под пыткой»… Например: в обыденной жизни в чистом виде не проявляется рефлекс Павлова. Для обнаружения рефлекса Павлова нужно загнать животное в ненормальные условия существования». [8]

     Практически все изобретения человечества и научные открытия направлены, как правило не на познание самой природы и окружающего мира, а на использование их ресурсов для своей выгоды. Атомные станции, энергосети, самолёты, автомобили в природе не существуют, их искусственно создаёт человек, и вся эта система существует при множестве «если». Желая подчинить природу, человек сам загнал себя в многочисленные условия жизни, системы которых очень хрупка, и делает человека крайне уязвимым и зависимым от них.

     Сама наука не есть и не может быть полной, всеобъемлющей информацией, знанием о мире. Она лишь отображает уровень познания человечества об окружающей действительности, который, кстати сказать, очень часто оказывался ошибочным. «Валентин Феликсович отлично знал основы современной биологии, учение Дарвина; его не могло терзать сознание того, что религиозная картина мира рухнула под воздействием открытий в естествознании. Это, во-первых, обоснование Коперником гелиоцентрического строения Вселенной, вследствие которой была опровергнута концепция Библии о геоцентризме… Во-вторых, это учение Дарвина, доказавшего несостоятельность мифотворчества Библии о сотворении растений, животных и человека-Адама из глины и Евы – из его ребра… Все это Войно-Ясенецкий знал, однако не допускал мысли об отказе от веры». [9]

     Валентин Феликсович, безусловно, знал об этом, но отнюдь не считал эти доводы хоть сколько-нибудь противоречащими Библии. Во-первых, утверждение Кассирского, что обоснование Коперника поколебало основы веры неверно. Поскольку в Библии имеется ввиду, что Земля – центр мироздания именно по своему духовному значению, именно здесь и происходит спасение человека. Другие же планеты, и вообще космические тела, в несколько тысяч раз большие, нежели Земля, созданы для того, чтобы свидетельствовать нам о могуществе Создателя и ничтожности по сравнению с Ним человека.

     Тем более, что геоцентрическая модель была также и научным представлением того времени, и не следует относить это только к религиозному представлению о мире. «Если наука сейчас продвинулась вперед, то это, может быть потому, что некоторые «факты» за последние годы заставили ее призадуматься. То, что она считала незыблемо твёрдым, оказалось собранием пустот… Джон Дальтон, английский химик и физик, дал следующее, как казалось науке, твердый «факт»: «Атом неделим, вечен и неразрушим». В действительности же оказалось, что не имеет ни одного из этих трех качеств. Евклид тоже дал науке «факт», что «целое всегда равняется сумме его частей». Но целый атом весит меньше, чем сумма его частей. Не удивительно, что д-р Шилт однажды полушутя заметил: «Мы знали о Вселенной десять лет назад больше, чем знаем теперь» [10]

     Утверждения Кассирского, которые, как ему кажется, доказывают поверхностность взглядов архиепископа Луки, наоборот, лишь доказывают, что сама Вселенная зародилась не из пустого места. В книге Крессма Моррисона «Человек не одинок» приводятся лишь самые общие факты: «Земля вертится вокруг своей оси со скоростью тысячи миль в час. Если бы она вертелась со скоростью ста миль в час, наши дни и ночи были бы в десять раз более длинными и Солнце сжигало бы наши растения в течение этого дня, в то время как этой длинной ночью замерзали бы даже те совсем малые ростки, которые смогли бы появиться. Земля отстоит точно на такое расстояние, при котором огонь Солнца обогревает, но не слишком. Если бы он посылал только на 50 градусов меньше или больше тепла, мы бы или замерзли, или умерли от жары. Земля имеет наклон оси вращения в двадцать три градуса, что вызывает различные времена года, без этого пары…перемешались бы по линии Север-Юг, нагромождая лед на наших континентах» [11]

     Что же касается Дарвина, то его теория, на самом деле является лишь гипотезой – предположением, к которой сам он относился с долей скептицизма, а после и вовсе отказался от неё, ввиду несостоятельности последней. «В моменты чрезвычайного колебания я никогда не был безбожником в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога» [12]

     Не замечая слабости своей собственной аргументации, Кассирский продолжает: «В.Ф. Войно-Ясенецкий, будучи человеком безусловно честным, не мог не понимать, что религиозное мировоззрение поддерживается при помощи постулатов, лишенных доказательств. Как ученый, он отлично знал, что наука противопоставила ветхозаветным и евангельским легендам о божественном происхождении мира идею всеобщей закономерности, господствующей в природе. Как человек, знакомый с историей развития философской мысли, он знал, что уже Кант в «Критике чистого разума» писал, что бессмертие души научными средствами недоказуемо, поэтому вера покоится не на том, что есть, а на том, что должно быть по мнению верующих». [13]

     Чтобы наглядней показать, как слаба аргументация Кассирского, утверждающего беспочвенность религиозных взглядов святителя Луки, ответим по порядку:

«Доказательство первое: …все на этом свете имеет причину своего существования вне себя. Мы сами себя не рождаем, корабль сам себя не строит, даже гора выталкивается из бездн не собственной силой. Если всё во Вселенной подчинено закону причинно-следственной связи, следовательно, и сама Вселенная имеет причину вне самой себя.

Доказательство второе:…чрезвычайная сложность устройства мироздания свидетельствует о Великом Мастере, Который создал настолько сложную громаду мира, что объяснить возникновение мира случайностью просто невозможно…

Доказательство третье:…наш собственный разум…почему мы считаем лягушку менее совершенной, чем собака, камень менее совершенным, чем здание из камней, или, наконец, почему вошь менее совершенна чем человек? Откуда берётся шкала сравнения?...Говоря проще, если мы можем оценивать картошку, людей, погоду, книги, то, значит, есть Бог –Верховный Судья.

Доказательство четвертое: Аргумент праведного Суда. Если Бога нет, то все позволено. Тогда мы не можем осуждать ни Гитлера, ни битцевского маньяка. Все они по-своему правы. У всех свои представления о том, как жить…» [14]

     Если бы мир возник сам собой, откуда бы у людей сформировалось понятие о добре и зле, морали и преступности, доброте и жестокости. Откуда бы вообще возникла сама шкала оценок действий и поступков. Такими вопросами Кассирский себя не утруждает, ссылаясь на И. Канта. Кант, говоря, что бессмертие душе не доказуемо научными средствами, как раз имеет ввиду, что эти научные средства несовершенны и совсем не годятся для решения таких задач.

     О своём отношении к Вере, Кант сказал следующее: «Вы хорошо поступаете, что ищете успокоения в Евангелии, потому что это неиссякаемый источник всей истины, которую разум никогда в другом месте не найдет» [15] «Существование Библии является наибольшим, наивысшим благословением, какое только человечество когда-либо принимало» [16] Тем не менее, архиепископ Лука, для аргументации своей позиции, в книге «Дух, душа и тело» интенсивно использует не только научные обоснования, но и тексты из Священного писания.

     Интересны его мысли относительно того, что духом в различной мере наделены все живые существа. «Если даже в неорганической природе так ясно присутствие Духа, то, конечно, и растения и животных надо считать одухотворенными… Растения всем существом своим жадно воспринимают свет, воздух, влагу, от которой зависит вся их жизнь. Они явно радуются свету, ветру, росе, дождю. Почему же не допустить, что они ярко воспринимают и чувствуют эти источники своей жизни и радости» [17]

     Далее святитель приводит интересную градацию: Все растущее и умаляющееся можно назвать живым. Живых существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены, - каковы Ангелы; другие имеют ум, душу и дыхание – каковы люди; иные имеют дыхание и душу, - каковы животные; а иные имеют только жизнь, - каковы растения. [18]

     Если же свести к общему, то идея труда можно выразить в следующем: «И животное, как и человек, состоит из духа, души и тела. Что же такое душа? В простейшем её виде, у животных – это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений. Примитивный дух животных – это только дыхание жизни (у низших). По мере повышения по лествице существ, растет их духовность, и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства. У человека душа гораздо выше по своей сущности, ибо участвующий в ее деятельности дух не сравним с духом животных» [18]

     На протяжении всей книги, Лука Войно-Ясенецкий не скрывает, что эта проблема не изучена должным образом, и сам он только пытается разобраться в сложности всех этих хитросплетений. Он приводит невообразимое множество фактов вмешательства в нашу реальную жизнь явлений сверхъестественного характера, пробует объяснить различие духа животного и Духа человека, связуя воедино данные науки и библейские факты.

Бесспорно, что эта книга является весьма оригинальной, объясняющая духовные качества человека и всех живых существ, даже нематериального свойства, использую при этом данные науки. И то, что эта работа является первой в своём роде, не дает И.А. Кассирскому, пусть и заслуженному и известному хирургу, работавшему с Войно-Ясенецким, так пренебрежительно и самоуверенно считать беспочвенными убеждения святителя.

«Богословский труд «Дух, душа и тело» святитель считал главным трудом всей своей жизни. В печати она появилась лишь в 1992 году.

«Дух, душа и тело» являются трудом апологетическим, направленным к материалистически настроенной интеллигенции. Поэтому взаимоотношения духа, души и тела святитель рассматривает с точки зрения науки: физики и медицины; подводил под свои выкладки философское обоснование, а выводы его зиждутся на основательной базе Священного Писания. Вместе с читателем святитель Лука проходит путь от знания к Вере – в отличие от того, как воспринимает мир верующий человек, идя от веры к знаниям» [19]

Будучи выдающимся учёным, архиепископу было невыносимо видеть, как многие его коллеги, очень одарённые люди, страдали оттого, что не знали Истины, сами этого не понимая. Они не знали, зачем они живут, для чего созданы, смысл своей жизни, зачем жить, если смерть всё равно неизбежна.

Постоянно имея общение и видя совершенно дикие представления о смысле жизни у таких людей, святитель решил создать этот труд, где на положении науки – того, чему доверяют учёные, интеллигенция и т.д. хотел доказать верность христианского мировоззрения.

     Серьёзность и необходимость такого шага было столь высока, что позже архиепископ написал второй подобный труд «Наука и религия», где подробно изложил, что способна и неспособна объять наука, что же в действительности есть религия и их принципиальное отличие друг от друга.

     Архиепископ Лука, достаточно глубоко осознавал, что усиливающийся атеизм, безбожие, может окончательно уничтожить то немногое, что осталось от Веры, Христовой Церкви, а вместе с Верой уничтожится и само русское мировоззрение, мироощущение, менталитет – то, благодаря чему Русь всегда стояла неколебимо, а русский народ находил в себе силы, даже в безвыходном положении, подниматься и одолевать неприятеля. Это – духовный стержень самого народа. «На своем жизненном пути нам встречаются два типа людей. Одни во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке. Встречаются и такие, которые умели бы найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа. И не составляет ли такая гармония той нормы, к которой должен стремиться человек? Ведь обе потребности коренятся в недрах человеческой природы. Не в том ли кризис образованного человек, что у него «ум с сердцем не в ладу»? Не эта ли односторонняя «умственность» разъединила в России интеллигенцию и народ?» [20]

     Далее святитель поясняет, что же такое наука, а что собой представляет религия: «Наука – есть система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности. Вникнем в каждое из этих слов. Наука – это система, то есть не случайный набор знаний, но стройное, упорядоченное сочетание… область точной науки ограничена так же, как ограничены и органы научного познания в своей познавательной способности…Знание больше чем наука. Оно достигается и теми высшими способностями духа, которыми не располагает наука» [21]

     «Религия есть отношение к Абсолютному, к Тому, Кого мы называем Богом. Так как это отношение есть у всякого – даже атеиста, то и принято говорить, что у всякого есть своя религия… Говоря же положительно и по существу, религия – есть общение с Богом…Между религией в этом смысле и наукой может быть столько же противоречий, сколько их между математикой и музыкой» [22]

     На протяжении всей работы, владыка Лука объясняет, что наука – это обладание истиной, а то, что представляют о ней ученые. Что наука не раз меняла свои представления, отвергала законы, которые ранее сама же создала. И на фоне этого религия никогда и ни в чём не изменяла своего учения, она постоянна, незыблема, более того, ни одно научное открытие не опровергало религиозных представлений о мире, а только всё более доказывает её истину.

     Таким образом, в конце своего труда архиепископ делает вывод, что наука – это лишь тот уровень знаний, которым владеет человечество на данном этапе, в то время как религия обладает всей полнотой знаний. Со временем, наука достигнет такого познавательного уровня, что вынуждена будет признать религию.

     Эти труды, оказывают огромное влияние уже на современных учёных, деятелей культуры, творческую элиту. Поистине, религиозные труды архиепископа Луки неоценимы, всегда будут оказывать благотворное влияние ещё не на одно поколение интеллигенции и самого народа.  

Духовные, религиозно-нравственные взгляды В.Ф. Войно-Ясенецкого, епископа Луки не могли не быть основой его подвижнической деятельности во благо Церкви на территории Красноярского края.

Для того, чтобы оценить его вклад в возрождение Православия в крае, нам необходимо сделать экскурс в историю Красноярской епархии в первой половине ХХ века.

     Красноярская Епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата (как Енисейская Епархия) была учреждена Высочайшим Указом 25 мая 1861 года. Первым из красноярских архиереев, назначенным на новую Архиерейскую кафедру, стал Преосвященный Никодим, оставивший заметный след в ее истории, немало потрудившийся для Епархии, для духовного и культурного развития Енисейской Губернии в целом. Здесь жили в разные годы особо почитаемые сибиряками святые – мч. Василий Мангазейский, прав. Даниил Ачинский. События 1917-го года и дальнейшее установление на территории губернии Советской власти тяжко сказались на жизни Церкви. «Множество новомучеников претерпели гонения и приняли затем мученическую кончину на енисейских берегах: епископы (среди них - святитель Амфилохий (Скворцов), священники и монашествующие, служители, миряне»[23]

     В последующие 20-е и 30-е гг. положение Православной Церкви только ухудшалось: храмы не только закрывались, но и уничтожались – сносились или взрывались. Преследовались священнослужители и верующие, нередко случались убийства православных. Со стороны властей Церковь подвергалась гонениям, многие верующие были заключены в лагеря или расстреляны. Люди, исповедующие православие подвергались жесточайшей дискриминации: они не могли работать по профессии, имели ограничения в гражданских правах, подвергались арестам. Со стороны атеистически настроенной части населения, православные христиане также терпели притеснения, насмешки. Какая-либо организованная деятельность Русской Православной Церкви была остановлена: стояли закрытыми или разрушенными храмы, были сосланы или убиты священники, пострадали многие верующие. Одновременно с этим активизируются на территории края многочисленные ереси псевдоправославного толка: обновленцы, живоцерковники; сектантские движения протестантского характера: баптизм и т.д. При поддержке советского государства, разворачивают свою мощную деятельность атеистические антирелигиозные организации: комсомольское движение, деятельность «воинствующих безбожников».

   «К началу войны на территории Красноярского края не осталось ни одного действующего храма. Ближайший храм был в Новосибирске, где по воле случая была оставлена действующая кладбищенская часовенка. В то же время, согласно переписи 1937 года, число верующих в стране оставалось значительным.

Большая часть оставшихся в живых красноярских священнослужителей пребывала в лагерях и ссылках. Исследованные документы свидетельствуют, что подавляющее большинство иереев, которые в годы войны вновь будут призваны к служению в возрожденных красноярских храмах, прошли дорогами ГУЛАГа. Небольшое число батюшек и диаконов, оставленных на воле, либо были преклонного возраста, либо осели на непритязательных мирских должностях — сторожами, столярами, счетоводами в самых глухих районах края»[24]

   В годы войны произошли кардинальные изменения в политике советского руководства по отношению к Русской православной церкви (РПЦ) — от воинствующего атеизма и преследования священников к союзу с духовенством. Перемены коснулись и представителей других религиозных объединений. Конечно, официально Церковь не сразу была признана советским государством, в этом смысле какое-то время все оставалось по-прежнему. В то же самое время началось стихийное возрождение религиозных традиций. Русской православной церкви были разрешены выборы патриарха, открывались духовные школы, было возобновлено издание «Журнала Московской патриархии», учреждались приходы, открывались храмы и монастыри, восстанавливались права священнослужителей на свободное проживание и передвижение внутри страны, с них были сняты ограничения в паспортном режиме.

       Большую роль сыграла патриотическая позиция, занятая РПЦ. Уже 22 июня 1941 года Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обратился к народу с посланием, в котором призвал верующих встать на защиту Родины. Денежные средства РПЦ серьезно пополнили Фонд обороны, Фонд помощи раненым, Фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. Сумма добровольных взносов верующих к концу войны составила около 300 миллионов рублей. Часть собранных денег была использована на создание танковой колонны им. Димитрия Донского и авиационной эскадрильи им. Александра Невского.

Прежде гонимое духовенство, было приглашено в Кремль для обсуждения положения Русской православной церкви в СССР и возможности открытия духовных школ и академий. В то же время был созван Поместный собор и проведены выборы патриарха. Так, упраздненное православным царем Петром I патриаршество было восстановлено при богоборческом советском режиме. Главой Русской православной церкви 8 сентября 1943 года стал митрополит Сергий (Страгородский). По всей стране стали открываться закрытые ранее приходы — только с января по ноябрь 1944 г. было открыто более 200 церквей. В Москве открылся Богословский институт, из тюрем, лагерей и ссылок возвращались священнослужители.

     Что же касается Красноярского края, то здесь, начиная с 1942 года, начались ощутимые перемены. Большую роль в возрождении Православия в крае, сыграл Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Его усилиями была открыта Николаевская церковь в самом начале марта 1943 г. где сразу стали вестись службы. Была предотвращена деятельность еретиков-живоцерковников, восстановлена община.

     Начиная с 1944 года открытие церквей в Красноярском крае шло усиленными темпами. 16 ноября и 1 декабря 1943 года в исполком Красноярского горсовета были направлены ходатайства за подписью настоятеля Никольской кладбищенской часовни Николая Васильевича Попова об открытии Покровской церкви, занятой воинской частью. В ходатайствах говорилось о необходимости проинформировать, о решении вопроса архиепископа Луку перед его поездкой в Москву.

    9 февраля 1944 года датируется заявление на имя Карпова от церковного совета Николаевской кладбищенской церкви, подписанное председателем церковного совета, новоназначенным настоятелем церкви протоиереем Петром Ушаковым, и членами совета:     «...Кладбищенская часовня слишком мала и тесна, вмешает не более 200 человек, тогда как верующих собирается в воскресенье до 1000 человек, а в большие праздники и больше... Не поместившиеся молящиеся вынуждены бывают стоять под открытым небом как в зимнюю стужу и ветер, так и в летнее время под дождем, что сопряжено с риском потери здоровья. Отдаленность часовни от города является большим препятствием для посещения а поэтому религиозное чувство 75% верующих Красноярска остается неудовлетворенным. Потребность же в религиозной удовлетворенности в настоящее время большая, так как в каждой семье имеется не один, а два и более членов семьи, ушедших в Красную Армию, о здравии и спасении которых оставшиеся верующие члены семьи очень хотели бы помолиться. А тем более ощущается сильная потребность в заупокойной молитве об убиенных на поле брани воинов». [25]

В начале мая 1944 года, Советом принято решение о передаче Покровского кафедрального собора верующим. Лето и осень 1944 г. в здании собора происходят ремонтные работы.

     Решения об открытии большинства храмов Красноярского благочиния были приняты в 1945 г. К 1 января 1946 г. должны были открыться 13 церквей в крае. Реально же работали две церкви в Красноярске, по одной в городах Абакане, Минусинске, селах Сухобузимском, Шилинском, Новоселовском и селе Кома. Всего 8 приходов.

Какое-то время церковную жизнь Приенисейского региона курировали священники Покровской церкви — протоиерей Петр Ушаков и иерей Николай Попов, но вскоре временное управление Красноярской епархией, по решению Синода, принял на себя архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцев). Вплоть до июля 1990 г. приходы Красноярской епархии оставались в ведении Новосибирско-Барнаульского архиерея.

  Примечание

1. Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Дух. Душа и тело. Москва. 2006. С 13-14.

2. Там же. С. 15-16.

3. Там же. С.16-17.

4. Кассирский И.А./Размышления о Войно-Ясенецком – хирурге и священнике.// «Человек» 1995 г. №3 С. 176.

5. Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Дух. Душа и тело. Москва. 2006. С. 172-174.

6. Священник Даниил Сысоев. Курс лекций по догматическому богословию. Москва. 2011. С. 40.

7. Кассирский И.А./Размышления о Войно-Ясенецком – хирурге и священнике.// «Человек» 1995 г. №3 С. 176.

8. Непознанный мир Веры. Москва. 2010. С.194-195.

8. Там же. С. 253.

9. Там же. С.328.

10. Кассирский И.А./Размышления о Войно-Ясенецком – хирурге и священнике.// «Человек» 1995 г. №3 С. 176.

12. Свящ. Даниил Сысоев/ Курс лекций по догматическому богословию. С.34-60.

13. Непознанный мир Веры. Москва. 2010. С. 11.

14. Там же. С. 95.

15. Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Дух. Душа и тело. Москва. 2006. С.87.

16. Там же. С. 95.

17. Там же. С.101.

18. Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Саратов. 2010. С. 46.

19. Святитель Лука. Избранные творения//Наука и религия. Москва. 2010. С. 665.

20. Там же. С.666-667.

21. Там же. С. 670.

22. Там же. С.671.

23. http://www.kerpc.ru/eparhia Красноярская Епархия: вчера и сегодня.

24. http://pobeda.krskstate.ru/doroga/part4_3 Русская православная церковь в годы войны.

25. http://www.kerpc.ru/eparhia Красноярская Епархия: вчера и сегодня.

  

Глава VI. Роль архиепископа Луки в воцерковлении и духовном возрождении советского и постсоветского общества

После окончания своего срока ссылки, архиепископ Лука, в самом начале 1944 г. был направлен в Тамбовскую епархию, которую он также ревностно оберегал и возрождал, не оставляя хирургической помощи больным в эвакогоспиталях, здесь помощь раненым требовалась даже больше, чем в Красноярске. В ведении архиепископа находилось 150 госпиталей, в каждом из которых насчитывалось от 500 до 1000 коек. Тем не менее, святитель, которому было уже около 70 лет, в течение двух лет неизменно проводил такие же многочисленные операции, и столь же успешно как в Красноярске.

   В Тамбове, благодаря его заступничеству, начал восстанавливаться храм, который был доведён до крайней степени запустения атеистами. Владыка помог храму найти новые иконы, воздвигнуть иконостас, собрать причт. Практически сразу начав свои службы, он активно способствовал воцерковлению жителей.

Недолго проработав в Тамбове, в мае 1946 года, владыка был назначен на Симферопольскую и Крымскую епархию. Где верно служил Господу до самой своей кончины в 1961 г. Здесь он также столкнулся с многочисленными трудностями – разрушенные храмы, нехватка священников, у многих из которых был очень низкий богословский уровень, противодействие местных властей. Это усугублялось крайне низкой религиозностью среди населения Крыма, к тому же учителям и школьникам запрещалось посещение Церкви, над верующими издевались и высмеивали.

  В течение 15 лет владыка усердно возрождал Православие в Крыму, находил средства для ремонта храмов и церквей, рукополагал священников, привлекал население в Церковь, следил за тем, чтобы священники и церковный причт были образцом для верующих и не дискредитировали бы Церковь своим поведением, наиболее нерадивых он даже изгонял, священников запрещал в служении. Он сам лично объезжал все приходы своей епархии, произносил множество проповедей, именно здесь он произнёс большую их часть. Его плоды не пропали даром, он смог возродить Православие в Крыму, создать многочисленную общину, многие атеисты, пораженные его силой духа и бесстрашием перед властью, принимали Православие. Даже когда владыка полностью ослеп в 1958 году, это его не поколебало, не подорвало его дух.

     Когда же 11 июня 1961 г. архиепископ отошёл ко Господу, то провожать его в последний путь практически весь город: были забиты все улицы, заняты все балконы и крыши домов, движение автомобилей в городе пришлось остановить. Городские власти, пытавшиеся не допустить, чтобы похороны подвижника не были заметны, оказались бессильны перед народом. Как и в Енисейске, Туруханске, Красноярске, Тамбове и других городах, владыка и в Симферополе смог изменить отношение людей к Православию, смог изменить его духовный облик.

     Похоронен он был на маленьком церковном кладбище при Всехсвятском храме Симферополя.

     Позже, к нему на могилку приезжали многочисленные паломники: верующие, ищущие веры, все со своими проблемами, тревогами, надеждами. Появились первые свидетельства чудесных исцелений по молитвам архиепископа. Однако, прославление святителя затянулось на долгие 35 лет. Лишь совсем недавно, постепенно, начался процесс признания его заслуг, прославление архиепископа Луки.

Лишь только 22 ноября 1995 года архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых Крыма. 17-20 марта 1996 года в кафедральный Свято-Троицкий собор Симферополя были перенесены его мощи. Уже 24-25 мая 1996 года, состоялось прославление святителя в той же Симферопольской и Крымской епархии.

На Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г; святитель Лука, наконец-то был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Его память совершается 11 июня и 25 января, а также 15 декабря – сбор всех Крымских святых.

В самом Симферополе, городской парк носит его имя (святителя Луки), также там установлен памятник святому. В его доме находится часовня, а верующие греки на свои пожертвования, преподнесли 300 килограммов серебра на изготовление раки для мощей святого.

Признание архиепископа наблюдается во многих городах, где святитель когда-то жил. Например, в Саратове, при содействии Саратовского государственного медицинского университета и медицинского персонала 3-й городской клинической больницы, в 2007 году начато строительство храма во имя святителя Луки. Строительство шло споро, и уже 10 июня 2009 года, в день праздника 100-летия университета и накануне дня памяти святителя Луки, было совершено таинство освящения храма и первая Литургия в нём.

Город Красноярск – знаковый для архиепископа Луки, город, где изменилась его судьба, где он из ссыльного стал уважаемым учёным, награждённым властью, признанный народом. Город, где поистине пробил его звёздный час и как выдающегося хирурга-учёного и радетеля за Веру, проповедника. В Красноярске признание заслуг архиепископа складывалось очень непросто.

Как и в других городах, признание святителя затянулось на многие десятилетия. Лишь с прекращением идеологического гнета, историческая правда стала обретать своё законное место. Память, которую оставил по себе в Красноярске владыка, очень глубока. Даже по прошествии почти полувека со времени его жизни в городе, многие помнят о нём. Немало людей обратились к Богу, благодаря его деятельности.

Например, почётный гражданин Красноярска Анатолий Чмыхало, благодаря одной только встрече с владыкой, из заядлого безбожника стал глубоко верующим человеком: «Я отрыл глаза, когда почувствовал какое-то шевеление вокруг. Перед собой увидел двух монахов в высоких клобуках. – Один был высоким и крупным, в очках, с бородой (сам Войно-Ясенецкий)…Я не знал тогда, с кем встретился…Я увидел глаза этого человека. До сих пор помню, сколько в них было доброты. Его слова могу повторить дословно: «Идите, мальчики, воевать за Россию. Да даст вам Господь Бог победу. Да выстоите вы в этой тяжелой борьбе». Затем он поднял руку и медленно перекрестил одну и другую сторону по коридору…Больше этого человека я никогда не видел…В школе меня учили, как идти в Церковь, кричать, бранить Бога, сбрасывать иконы. Тогда я не осознавал всю цену минутного общения с этим человеком, но потом встреча с ним изменила всю мою жизнь. Через три-четыре месяца мы попали на фронт… До сих пор мне снятся эти бои, в которых я сам мог погибнуть не раз. Я был контужен, ранен, у меня начиналась гангрена, врачи собирались оттяпать мне руку. Но рядом со мной словно был пророк, как Бог, Войно-Ясенецкий. Я вспоминал его благословение каждый день, для него оно, может, ничего не значило, а меня – я верил – хранило….Когда я пришёл с войны, то первое произведение, которое написал, назвалось «Национальная сущность православия». Его высоко оценили в нашей епархии. С Войно-Ясенецким я больше никогда не встречался, но собрал о нём много интересного исторического материала. Я хочу на основе собранного написать роман о нём» [1]

     Это поистине удивительный случай, когда человек таким неожиданным образом приходит к Богу. И таких случаев воцерковления людей, после общения с владыкой Лукой не мало, не о всех ещё мы знаем. Кто-то не стал говорить об этом в то, совсем не безопасное время, кто-то уже никогда не расскажет… Но даже то, что нам известно, позволяет осознать сколь необходимо было присутствие на красноярской земле этого подвижника, скольким людям он открыл свет Божественной Истины.

     Вместе с помощью духовной, владыка неизменно оказывал и помощь врачебную, две ипостаси, сливаясь воедино в этом человеке, делали его очень странным, непонятным, уникальным для окружающих его, и в то же время очень необходимым для них. Из всех случаев, особенно выделяется его помощь одному подростку. «Перед войной Васе Барудкину шел 15-й год. Был он заядлый футболист, играл в команде «Локомотив». Как-то во время очередной игры водяная мозоль на пятке лопнула, но парнишка не обратил на это внимания. Только когда боль в ноге стала невыносимой, он пожаловался матери. И начались его мытарства. Долгое время он лежал в больнице. Лечение не помогало…И тогда мать Васи, Сусанна Степановна, детский врач, добилась консультации Войно-Ясенецкого. Тот приехал и в теперешней больнице водников (ул. Парижской Коммуны,22) состоялась первая встреча мальчика с его будущим спасителем. Василий Михайлович Барудкин помнит, как с надеждой и мольбой смотрел на склонившегося над ним доктора – «как на Бога», который может принести избавление от страданий. Операция принесла Васе облегчение уже на следующий день. Валентин Феликсович, навестивший мальчика, увидел, что опасность миновала. Дней через десять Васю выписали домой. Жил он в то время на улице Вейнбаума, 21. вот в этом доме Войно-Ясенецкий и останавливался во все свои последующие приезды в Красноярск. А потом, уже живя в Красноярске, часто навещал семью спасенного им мальчика, где ему были всегда рады и всегда ждали» [2] Это случай очень ярко говорит о том, что святитель никогда не относился к больным как «к простому случаю», он считал, что с избавлением человека от физического недуга его обязанности вовсе не заканчиваются. Многих его бывших пациентов, владыка впоследствии духовно окормлял и поддерживал связь в течение долгого времени.

     Приведём ещё одно характерное воспоминание об архиепископе: «Валентина Александровна Суходомская, работавшая с Войно-Ясенецким, вспоминает: «Валентин Феликсович консультировал раненых во всех госпиталях города. Он был наикрупнейшим специалистом в гнойной хирургии не только у нас, но и за рубежом. После консультаций, осмотров, он забирал к себе в госпиталь почти безнадежных больных, где и оперировал. Операции начинал со словом «ситдео», что означает по латыни «С Богом», перекрестив стол и больного. Помню, как один молодой красноярец, видно, комсомолец, никак не хотел, чтобы его перед операцией перекрестили, отказывался от операции, но Валентин Феликсович был непреклонен, и красноармейцу пришлось уступить, жить-то хотелось». [3]

     В Красноярске, память об архиепископе была жива, глубока, очень многие были ему благодарны за ту помощь, которую от него получили, знания, которые приобрели. Настал черед и самого главного – признания архиепископа, признание его заслуг, воздаяние должного его памяти.

     Воспоминания, конечно, делают честь, но это воспоминания отдельных людей. Но признание официальных властей, выдающихся деятелей культуры и искусства, творческой интеллигенции, писателей, врачей, представителей духовенства,– признание это растянулось на довольно продолжительный срок, и началось оно с того, что летом 1990 года на красноярскую архиерейскую кафедру был назначен Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний (Черемисов).

     Положение Русской Православной Церкви на тот момент было очень тяжелым. «В момент Второго открытия Красноярской епархии, в неё входила Кемеровская область, насчитывавшая 19 приходов, и Хакасская АО (ныне Республика Хакасия), в которой приходов было всего 4. В первом годовом отчёте после открытия Красноярской епархии вместо 32 храмов уже фигурирует цифра 68 (при обслуживаемых 45 и 23-х вакантных). Усилия Владыки Антония при частых выездах в Кемерово для обсуждения с Администрацией проблем строительства Знаменского собора вслед за уже освященным им новым храмом св. Великомученика и Победоносца Георгия, а также множества других вне Кемерово, дали блестящие результаты и позволили Кемеровскую область, имевшую к концу I992 года уже более 50 приходов и женский монастырь в Кольчугино, выделить в самостоятельную епархию, что и было произведено решением Святейшего Патриарха и Священного Синода 11 июня 1993 г. С увеличением приходов в Хакасии и она стала самостоятельной епархией 18 июля 1995 года» [4]

     Такое быстрое строительство храмов и церквей по всей Красноярской епархии обусловлено тем, что всё это время, в народе теплилась вера в Бога, очаг которой вновь возжёг архиепископ Лука. Благодаря усилиям святителя был открыта кладбищенская церковь свт. Николая Чудотворца ещё в 1943 г; создана крепкая община в приходе.

     Архиепископ Лука смог найти тех людей, которые обладали ответственностью, решимостью, бескорыстием. За то недолгое время, что он провёл в Красноярске, владыка сумел их подготовить к самостоятельному служению. Это церковный староста Николай Попов и протоиерей Пётр Ушаков. После отъезда святителя в Тамбов они действовали уже самостоятельно:

     Начиная с 1944 года открытие церквей в Красноярском крае шло усиленными темпами. 16 ноября и 1 декабря 1943 года в исполком Красноярского горсовета были направлены ходатайства за подписью настоятеля Никольской кладбищенской часовни Николая Васильевича Попова об открытии Покровской церкви, занятой воинской частью. В ходатайствах говорилось о необходимости проинформировать, о решении вопроса архиепископа Луку перед его поездкой в Москву.

9 февраля 1944 года датируется заявление на имя Карпова от церковного совета Николаевской кладбищенской церкви, подписанное председателем церковного совета, новоназначенным настоятелем церкви протоиереем Петром Ушаковым, и членами совета: «...Кладбищенская часовня слишком мала и тесна, вмешает не более 200 человек, тогда как верующих собирается в воскресенье до 1000 человек, а в большие праздники и больше... Потребность же в религиозной удовлетворенности в настоящее время большая, так как в каждой семье имеется не один, а два и более членов семьи, ушедших в Красную Армию, о здравии и спасении которых оставшиеся верующие члены семьи очень хотели бы помолиться» [5].

Спустя два с половиной месяца после отъезда святителя Луки из Красноярска в Тамбовскую епархию, на имя председателя Совета по делам РПЦ при СНК СССР т. Карпова направляется отношение председателя исполкома Красноярского крайсовета В. Колушинского по поводу возможной передачи верующим здания Покровской церкви: «...1. Здание бывшей Покровской церкви занято в настоящее время мастерской и складом в/ч № 34110. Произведена перепланировка внутренних переборок церкви в соответствии с требованиями в/ч. Стены и потолок как внутри, так и снаружи требуют штукатурки и побелки, при снятии колоколов проемы колокольни были разломаны, деревянных лестниц нет. Необходимо остекление во всех верхних рамах. Здание в/ч может быть освобождено через 1—2 месяца».

И уже в первых числах мая 1944 года товарищу М. Лаксенко сообщается, что Советом принято положительное решение «по заявлению верующих о передаче в их пользование бывшей Покровской церкви в г. Красноярске вместо ныне ими занимаемой Николаевской кладбищенской часовни и все необходимые предметы культа для оборудования Покровской церкви». [6] Всё лето и большую часть осени 1944 года будущая община Покровской церкви занималась ремонтом храма и восстановлением внутреннего убранства: фресок, иконостаса, изуродованного временными жильцами. Официальный договор с горисполкомом о принятии общиной здания Покровской церкви был подписан 8 мая 1945 года.

     Открытие Покровского собора, достаточно быстро и повсеместное открытие православных храмов ярко свидетельствовало о том, что народ потянулся к Вере, изменил свое недоверчивое, скептическое отношение к ней. Во время хрущёвских гонений и брежневского застоя положений Церкви вновь ухудшилось – сократилось число открытых храмов, миссионерская деятельность Церкви было под запретом. Но это уже не могло остановить воцерковление народа. Быстрое восстановление, как храмов, так и православных общин это лишь подтверждало.

     Наконец, настала очередь прославления нашего святого (которого мы имеем полное право так называть), которому, по большому счёту, обязан весь Красноярский край, возрождением и сохранением Православия на этой земле. Уже в 1997 году была установлена памятная табличка на Николаевской церкви, в которой служил архиепископ Лука

     Надо отдать должное: жители Красноярска с большим трепетом отнеслись к делу возрождения памяти Св. Луки. «В итоге определился круг людей, заинтересованных в памяти В.Ф. Войно-Ясенецкого, которые в день 120-летия со дня рождения, в апреле 1997 года, пришли в краевую библиотеку и поделились воспоминаниями. Там собирались В.А. Анишин – главный хирург ГУУЗа, М.И. Гульман – хирург, профессор академии, отец Виктор, деятели культуры и здравоохранения. Собравшимся было представлена выставка с фотографиями и документами работ В.Ф. Войно-Ясенецкого. Тогда В.А. Анишин заметил, что в г. Красноярске нет никакого памятного знака в честь В.Ф. Войно-Ясенецкого, и предложил создать и открыть на школе № 10 по ул. Ленина в г. Красноярске мемориальную доску в память выдающегося хирурга, архиепископа Луки В.Ф. Войно-Ясенецкого, который здесь жил и работал в 1941-1943 годах» [7] В 1998 году, 14 июня на здании школы № 10 была открыта мемориальная доска: «Здесь в 1941-1943 гг. жил и работал выдающийся хирург, архиепископ Лука В.Ф. Войно-Ясенецкий».

     Примерно в это же время возникла идея создания памятника молитвенному заступнику красноярской земли.

     Летом 1999 года, такие люди как архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, писатель В.П. Астафьев, председатель комитета по делам культуры и искусства администрации Красноярского края В.С. Кузнецов; президент красноярской краевой организации врачей-хирургов А.Г. Швецкий; главный врач Красноярской краевой клинической больницы № 1 Б.П. Маштаков, а также главный врач Красноярского онкологического центра А.И. Крыжановский вошли в состав попечительского совета, созданного благотворительного фонда «Увековечение памяти выдающихся деятелей».

«Архиепископ Антоний: «Дорогие друзья, мы приступаем к очень важному и святому делу – делу возрождения нашей духовности. Я от всего сердца прошу вас в этом важном деле – увековечении памяти замечательного человека, ревностного иерарха Русской Православной Церкви и верного сына своего Отечества, выдающегося хирурга, потрудившегося в нашем крае при своей непростой судьбе – общепризнанного по всей России архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Это благословение Божие нам. Это одновременно попечение о будущих поколениях. Будем детям прививать любовь к замечательным святым людям нашего края – как прошлых времён, так и сегодняшних. Надеюсь на вашу поддержку» [8] Несмотря на многочисленные трудности: проблемы с финансированием памятника, бюрократические проволочки, памятник архиепископу Луке всё же был открыт 15 ноября 2002 года, на углу улиц Мира и Горького, во дворе храма во имя Иоанна Предтечи.

Памятник является символом признания и уважения Красноярска и его жителей перед трудами владыки.

     В следующем, 2003 году, врачам-хирургам, внёсшим существенный вклад в развитие хирургии стали присуждать «Почётный знак им. В.Ф. Войно-Ясенецкого», который был учреждён при поддержке Красноярского краевого регионального биоэтического комитета.

     На этом дань признания не остановилась: 4 мая 2005 года, всё в той же средней школе № 10 состоялось торжественное открытие музея Святителя Луки, который освятил сам архиепископ Антоний. «Поисковая работа велась долгие годы, материалы всё накапливались и накапливались, и, наконец, 11 июня 2004 года в школе открылась первая выставка, посвящённая Святителю Луке. Именно тогда, на выставке, председатель совета православных граждан города Олег Владимирович Боголюбов и предложил создать музей Войно-Ясенецкого именно здесь, на территории учебного заведения, где и трудился в годы войны Валентин Феликсович» [9]

     Музей располагает богатым материалом, который расположен в хронологическом порядке. Охвачены все периоды его жизни. Здесь представлены редкие фотоснимки, которые запечатлели владыку во время двух сибирских ссылок. Многие экспонаты уникальны. Множество копий архивных материалов. В музей приходит большое число красноярцев, их интерес к истории своего края, к жизни святого очень высок.

     В 2006 году состоялось новое знаменательное событие: при Красноярской Государственной Медицинской Академии был открыт храм Луки Войно-Ясенецкого. Это, пожалуй, наиболее важный и необходимый шаг в деле признания заслуг архиепископа.

          В том же, 2006 году, стало известно, что «Ученый совет медицинской академии обратился в Министерство здравоохранения с просьбой присвоить академии имя великого хирурга, святого Луки Войно-Ясенецкого. Эту идею активно поддержали и представители православной церкви. Через два года вуз будет проходить переаттестацию. Руководство надеется, что академия станет университетом, и вот тогда на здании появится надпись: «Красноярский государственный медицинский университет имени Войно-Ясенецкого» [10]. В 2007 году ВУЗ принял приставку «имени Войно-Ясенецкого». В 2008 году, по результатам переаттестации ВУЗ стал именоваться «Красноярский государственный медицинский университет имени Войно-Ясенецкого»

     Таким образом, в свете всех этих событий, можно говорить о том, что Красноярск, признал и принял своего святителя. Несмотря на трудности, гонения и борьбу с Верой, физическое уничтожение верующих и духовенства, появление множества ересей и расколов, всё завершилось торжеством Православия. Как Великий Завет потомкам можно воспринимать ныне слова Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки: «Святая Церковь торжествует утверждение и упрочение православной веры, победу над многочисленными еретиками, осужденными семью Вселенскими соборами. Надо вам знать, что ещё во времена апостольские появилось много лжеучителей, и число их умножалось и умножалось с течением веков… Церковь терзают еретики и лжеучители. Нашлось в нашем народе немало таких, которые оставили свою веру отцов и пошли за протестантскими сектантами… Основателями русских сект почти все сплошь были людьми совершенно невежественными – это были крестьяне, ремесленники, дворники. И. не имея никакого образования, своим темным умом они сочиняли новые учения, подвергали критике все то, чему учит Церковь православная, совращали в свои секты многих и многих православных людей… К стыду русского народа, нашлись в нем люди, которые, забыв свою русскую родную старину, все вековые устои своей русской национальности, свою православную веру, стали исповедовать еврейскую веру, ибо есть целый ряд жидовствующих сект… Вот до каких нелепых форм доходят некоторые сектанты!

     Нет более тяжкого греха, чем расколы и разделение Церкви Христовой. Так говорили все великие святители, так говорил Иоанн Златоуст, Василий Великий…

     Бойтесь как огня общения с еретиками, общения с сектантами. Держитесь той веры, которой научает нас Св. Церковь, - веры Евангельской, веры Христовой, веры апостольской.

     И спасет вас Господь Иисус Христос. Аминь.

     25 марта 1945 г.» [11]

 

        Примечание

1. Чмыхало А. /Безбожник становится верующим// Красноярский комсомолец. 2002 г. 20 ноября С.9.

2. Аржаных О. /Из воспоминаний красноярцев о св. Луке// Православное слово Сибири. 2002 г. №2-3 С.26-27.

3. Там же. С.26-27.

4. Интернет-сайт: http://www.kerpc.ru/eparhia Красноярская Епархия: вчера и сегодня

5. Интернет-сайт: http://www.kerpc.ru/eparhia Красноярская Епархия: вчера и сегодня

6. Интернет-сайт: http://www.kerpc.ru/eparhia Красноярская Епархия: вчера и сегодня

7. Турчина Т.К. /История создания памятника в г. Красноярске выдающемуся хирургу В.Ф. Войно-Ясенецкому// Сибирское медицинское обозрение. 2003 г. 2-3 С.97.

8. Там же. С. 98.

9. Пантелейкина Светлана. /Человеку великой судьбы.// Красноярская газета. 2007 г. 8 мая № 30. С. 4.

10. Сковородников Андрей. /Св. Лука – человек Божий и гениальный хирург//Известный общественно-полезный журнал. 2006. ноябрь. № 1. С. 12-13.

11. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Сила моя в немощи совершается. Москва. 2001. С. 260-267.

 

 

Заключение

Детально изучив деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого (архиепископа Луки) во время двух его ссылок в Красноярский край в 1923-26 и 1940-1943 гг. мы можем утвердительно заявить, что он оказал решающую роль в возрождении и сохранении религиозного, духовного стержня сибиряков. Это не просто высокопарный опус, ведь действительно, если бы в своё время Сибирь не обрела такой светильник Веры, она была бы обречена… сначала на духовное гниение, а затем и на физическое вымирание. Кроме епископа Луки не было больше православных людей с таким характером, с такой силой воли.

     Если бы не его заступничество, край так и не изменил бы своего отношения к Православию. В результате продолжился бы духовный голод и одичание народа. Далее – развитие разнообразных сект с дикими ритуалами и иных верований, укрепление атеизма.

     С таким положением вещей Русский народ был бы обречён, ибо из опыта истории мы знаем, что ни один великий народ, потерявший свою духовную основу (ту основу, на которой этот народ и был сформирован) не уцелел, все они исчезли безвозвратно. Если бы борьба Православного мировоззрения и материалистического атеизма закончилась победой последнего, то Россия была бы обречена.

     С миропониманием, духовной системой ценностей атеистического общества нет будущего – это слишком очевидно. Во главе угла стоит материальное благополучие, достаток, заработок, положение в обществе. Начиная с эпохи СССР и по настоящее время эта система главенствует в русских умах. Когда молодые люди, в угоду своей карьере и материальному положению отказываются рожать детей, врачи, воспитанные на сугубо научно-атеистическом понимании мира и ценностей, вместо поддержки молодых мам, пугают угрозами рождения ребёнка с патологиями, советуют сделать аборт, тем самым способствую уничтожению Русской нации.

 В своей книге «Миссионерский кризис православия» протодиакон Андрей Кураев пишет: «Когда меня спрашивают: «Что вы можете сказать о будущем России?» - я говорю: «Будущее у России ясное, короткое и печальное. России осталось не больше 60 лет»…При рождении 1,2 ребенка на семью прогноз очевиден: у четырех бабушек и дедушек будет один внук. Люди оставляют по себе вдвое меньшее число своих детей и вчетверо меньшее число своих внуков… После 20-ти лет перестройки и реформ наконец обозначилась наша долгоискомая национальная идея: выжить бы… Страна тихо умирает под громкие звуки рекламных пауз. Есть один печальный критерий – это решимость людей жить и бороться за свою жизнь. Сокращение продолжительности жизни мужчин – это безмолвный бунт…И еще есть протест женщин– в виде отказа от детей…Как ещё можно назвать народ, в котором только одному ребенку из четырёх разрешают родиться? Народ, который ради комфорта убивает своих детей и отказывается от своих стариков? То, что сегодня средняя продолжительность жизни мужчины в нашем обществе – всего 58 лет, означает, что общество не готово пестовать даже своих стариков»

     К этому следует добавить, что Русский народ теряет 11 тысяч деревень ежегодно – население в них вымирает. Иммигрантов из Китая и исламских республик, переезжающих жить в Россию, каждый год насчитывается не менее 780 тысяч, а число абортов ежегодно совершается около миллиона!

     И как не вспомнить слова святителя Луки, который писал патриарху Сергию, что религиозное положение в крае весьма ужасно, и если не предпринять сейчас никаких действий, то мы встанем перед опасностью полного одичания всего населения от Восточной Сибири до Дальнего Востока, с последующим замещением его другими народами. Поистине, сколь пророческие мысли, можно поразиться, как глубоко владыка мог видеть опасность бездуховности.

     Благодаря ему, Красноярский край и Россия имеют альтернативу своему существованию – это возвращение на православный путь развития государства и нации. На сегодняшний день есть немало православных многодетных семей, и их количество неуклонно растёт. Православная община Николаевской церкви, которую создал ещё владыка Лука, сегодня насчитывает уже несколько десятков верующих семей с детьми, заключаются и новые браки. Умножаются общины и в других приходах, создаются новые приходы, в которых складываются свои общины.

Заслуга архиепископа в том, что он, живя как христианин, всё своё умение приносил на служение Господу. Силой своего слова и характера он смог устранить деятельность еретиков в Минусинске, Туруханске, Красноярске, Ачинске. Благодаря своему хирургическому таланту, способствовал воцерковлению представителей научной и культурной интеллигенции. Атеистическая часть народа вымрет как тупиковая ветвь развития, поскольку они, отойдя от своих истоков, оказались нежизнеспособны. Но, благодаря деятельности архиепископа по возрождению Русского самосознания, через восстановление Церкви, народ края не потерял своих корней, и сейчас мы имеем возможность снова быть многочисленным, духоносным народом.

     Архиепископ Лука – один из тех людей, которых давал Господь нашему народу во время его крайней слабости, в самых опасных моментах существования. Таковы были при монгольском нашествии и освобождении от монгольского ига, во время Смуты, духовных нестроений (раскола), многочисленных нашествиях иноплеменников, духовного оскудения народа в XIX-XX веках. Внимательно изучив свой исторический путь, нельзя не обнаружить, что всегда был такой человек, который силой своего слова и своим личным примером вселял в людей уверенность, возрождал в них Веру, заставлял их подниматься с колен. Именно таким духовным столпом Русского народа в XX веке и был архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.

     С течением времени, думается, будет открываться все новые и новые стороны его неоценимой помощи краю, которые мы пока не видим, даже спустя более полувека.

Библиография

I. Источники










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...