Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава I. Профессиональная и религиозно-просветительская деятельность выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого-хирурга В.Ф. Войно-Ясенецкого (архиепископа Луки)




В г.Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого 27 апреля 1877 года родился сын – Валентин Феликсович, будущий архиепископ Лука. Всего же в семье Войно-Ясенецких было пятеро детей: Павел, Ольга, Валентин, Владимир и Виктория. Отец, по вероисповеданию, являлся благочестивым католиком, и держался несколько отстранённо от остальной части семьи, воспитанной в православном духе.

Тем не менее, юный Валентин образцом для подражания для себя выбрал именно отца, что благотворно повлияло на характер и мировоззрение будущего архиепископа. Примечательно, что сам архиепископ Лука говорит следующее: «Мой отец был католиком, весьма набожным, он всегда ходил в костёл и подолгу молился дома. Отец был человеком удивительно чистой души, ни в ком не видел ничего дурного, всем доверял… Религиозного воспитания я в семье не получил, и, если можно говорить о наследственной религиозности, то, вероятно, я её наследовал главным образом от очень набожного отца»[1]

В 1889 году семья Войно-Ясенецких покинула Керчь и переехала в Киев, поселившись на ул. Крещатик. В том же году Валентин поступил во 2-ю Киевскую гимназию. Очень увлекается уроками по истории и рисованию. В 1890 году, 13 лет от роду, поступает в Киевскую художественную школу.

Валентин отлично воспроизводил зарисовки с натуры. В отличие от своих сверстников, для урока с натуры выбиравших одно из мест Киева, Валентин предпочитал делать зарисовки из духовной жизни народа, для этой цели он посещал Киево-Печерскую Лавру.

В 1895 году Валентин успешно одновременно оканчивает Киевскую гимназию и Художественную школу. Принимает решение поступать в Петербургскую Академию Художеств. Примерно в это же время увлекается толстовством, но оставляет его после знакомства с трудом Л.Н. Толстого «В чём моя вера?» «Я сразу понял, что Толстой – еретик, весьма далёкий от подлинного христианства»[2]

Во время подготовки к поступлению в Академию Художеств, Валентин меняет свой выбор, решая поступить на медицинский факультет. Однако, по причине того, что все места на медицинском факультет были уже заняты, ему пришлось год проучиться на естественном факультете, что бы после перевестись на медицинский. Отвращение к естественным наукам побудили его второй раз изменить свой выбор, поступив на юридический факультет.

В течение 1896-1897 гг., Валентин изучал в Киевском университете философию и историю права, римское право и политэкономию. Но через год, тяга к живописи взяла своё, и, уже в третий раз меняя все свои планы, он уезжает в Мюнхен, в частную художественную школу Книрра. «Я отправился в Мюнхен, где поступил в частную школу профессора Книрр. Однако уже через три недели тоска по родине неудержимо повлекла меня домой, я уехал в Киев и ещё год с группой товарищей усиленно занимался рисованием и живописью»[3]

1898-1903 гг. – Валентин Феликсович проходит обучение в Киевском Университете на медицинском факультете. Обучение давалось ему на одни пятёрки, его отличала от сверстников высокие моральные требования к себе и окружающим. «Он успешно сочетал учёбу, самостоятельную исследовательскую работу по топографической анатомии и хирургии и общественную работу старосты группы… резко выделялся среди других студентов художественно выполненными препарациями трупов»[4]

«Государственные экзамены я сдавал на одни пятёрки… Только на экзамене по медицинской химии я получил тройку» [5] После блестяще сданных экзаменов и получения диплома с отличием Валентин решает стать «мужицким» врачом. Но тут началась Русско-Японская война и в 1904 г. и он уезжает работать врачом-добровольцем в госпиталь Красного Креста под Читой. «Решение поехать на фронт военно-полевым хирургом у Валентина созрело сразу, как только он узнал, что Красный Крест в Киеве формирует военно-медицинский отряд. Он тут же записался добровольцем и марте 1904 года стал врачом Киевского лазарета Красного Креста» [6]

В госпитале было два хирургических отделения, несмотря на молодость и неопытность, одним из отделений, главврач поручил управлять именно Валентину Феликсовичу. Впоследствии он вспоминал об этом: «Не имея специальной подготовки по хирургии, стал сразу делать крупные ответственные операции на костях, суставах, на черепе. Результаты работы были вполне хорошими, несчастий не бывало» [7]

     Нескончаемый поток обезображенных, раненых людей, с колотыми, рублеными, ранами от пуль и взрывов, с ужасными нагноениями, приводили в ужас неопытного хирурга. То, о чём говорили на лекциях по хирургии, даже отдалённо не соответствовало реалиям военно-полевой хирургии. «На медицинском факультете не то, что курса лекций по гнойной хирургии не было, отсутствовало само понятие гнойной хирургии» [8].      Войно-Ясенецкий проводил в день десятки операций: он оперировал суставы, ампутировал конечности, удалял внутренние органы, сшивал части тела. Работал скальпелем, долотом, пилой, молотком. Через полгода он стал искусным военно-полевым хирургом. Здесь же, Валентин Феликсович связывает себя узами брака. Его избранницей стала Анна Васильевна Ланская. «Она покорила меня не столько своей красотой, сколько исключительной добротой и кротостью характера» [9].

Нервные потрясения госпиталя и жениьба изменили жизненные планы молодого хирурга. Он уезжает работать земским врачом в Симбирскую губернию. Работал в Ардатовском земстве, которое располагало стационаром на 35 коек. Рабочий день его длился 14-16 часов. Оперировал по всем отделам хирургии и офтальмологии. Неоднократно, по итогам своих операций, возвращал зрение слепым. Часто сам принимал роды.

В ноябре 1905 г. семья Войно-Ясенецких переезжает в деревню Любаж, Фатежского уезда Курской губернии. Здесь Валентин получил пост главного врача. Работа была сложной: приходилось ежедневно принимать амбулаторных больных, приезжавших в большом количестве, оперировать пациентов с девяти часов до позднего вечера, после чего нужно было разъезжать по огромному участку, по ночам изучать опухоли и делать рисунки для своих статей.

В 1907 г. последовал переезд в уездный центр – с. Фатеж. Здесь, у него рождается первенец – сын Михаил. Здесь же он написал две первые научные статьи с описанием редких медицинских случаев. Его слава хирурга растёт, к нему на приём начинают приезжать больные с соседних губерний. За весь период работы в Курской области, Войно-Ясенецкий провёл более 1500 сложнейших операций.

В 1908 г. Войно-Ясенецкий переезжает в г. Золотоноша (Украина), где у него рождается дочь – Елена. В том же, 1908 г., в августе месяце, Валентин Феликсович один приезжает в Москву, где поступает на экстернатуру в клинику профессора П.И. Дьяконова, а затем в Институт топографической анатомии и оперативной хирургии. «Поездка туда была мотивирована научным интересом Войно-Ясенецкого: во время работы в земствах перед ним остро встала проблема операций под местным наркозом, повлияла и новая в то время книга немецкого профессора Г. Брауна «Местная анестезия, её научное обоснование и практические применения» … Я запомнил… что осуществление регионарной анестезии седалищного нерва Браун считает едва ли возможным.. У меня возник живой интерес к регионарной анестезии, я поставил себе задачей заняться разработкой новых методов её» [10]. Оказалось, что профессор Дьяконов ничего не знает об этой теме, он с радостью одобрил работу над ней молодого экстерната.

     По причине финансовых трудностей, в 1909 году Валентин Феликсович вынужден был прервать научную работу и переехать в село Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии. Связано это событие и с прибавлением в семье, рождением сына Алексея. Но и здесь неутомимый врач-исследователь продолжает заниматься наукой, в частности, исследованием препаратов мышечных тканей. Впоследствии в районных больницах СССР этим начнут заниматься только в послевоенные годы.

    В 1909 г. последовал новый переезд, Валентин Феликсович переехал с семьёй в г. Переяславль-Залесский, где за год смог провести более 1000 операций, без электричества, водопровода, нормальных стационарных помещений. Здесь он становится главным врачом местной больницы, а в 1913 г. – Войно-Ясенецкий становится заведующим госпиталем, проводит сложнейшие хирургические операции.

В 1914 г. в связи с началом военных действий, в Переславле-Залесском на базе городской земской больницы был создан земский лазарет на 20 коек. Его заведующим назначается Войно-Ясенецкий, также «в Переславле-Залесском был создан уездный земский комитет по организации помощи раненым и больным воинам. В его состав от врачебной комиссии был избран В.Ф. Войно-Ясенецкий» [11]. В этом же году у Войно-Ясенецких рождается четвёртый ребёнок – Валентин.

В годы Первой Мировой войны, Валентин Феликсович оперировал и военных и гражданских. Стал родоначальником в операциях на желчных путях, желудке, селезёнке и на головном мозге. В.Ф. Войно-Ясенецкий одновременно являлся заведующим больницы и заведующим земским лазаретом. Работа в лазарете была очень напряжённой. Только за первый год войны его госпиталь принял 1464 больных, причём процент смертности после проведённой операции в нём составляли всего 5%. Используя свой опыт учёного и хирурга-практика, Валентин Феликсович в 1915 г. выпускает свою первую научную работу под названием «Регионарная анестезия», которую он представил в качестве докторской диссертации. И в 1916 г. году Войно-Ясенецкий блестяще защищает научное исследование и получает степень доктора медицины.

Работа получила самое высокое признание. Научный оппонент Войно-Ясенецккого–профессор Мартынов в своём отзыве писал: «Мы привыкли к тому, что докторские диссертации пишутся обычно на заданную тему с целью получений высших назначений по службе, и научная ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил её» [12].

За «решение проблемы регионарной анестезии, пролагающей новый путь в медицине» Валентину Феликсовичу было присвоена крупная денежная премия от Варшавского университета, в размере 900 рублей золотом, однако он их так и не получил, так как не смог предоставить в Варшавский университет нужного количества требуемой литературы – вся она была моментально раскуплена. В Переславле же, он близко общается со священниками и монахами Фёдоровского монастыря. Именно в Переславле он задумал изложить весь свой опыт в особой книге – «Очерки гнойной хирургии» - он составил план и предисловие к ней. «И тогда, к моему удивлению, у меня появилась крайне странная и неотвязная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». [13]

В 1917 г. – в семью Войно-Ясенецких приехала старшая сестра Анны Васильевны, похоронившая в Крыму свою дочь и привезшая одеяло чахоточной девушки. От одеяла вскоре заболела сама Анна Васильевна, у которой обнаружились признаки туберкулёзной болезни. Необходимо было срочно менять климат. И в марте 1917 г. семья Войно-Ясенецких переезжает в г. Ташкент. Здесь он возглавил большую, на 1000 коек, но крайне скудно оборудованную городскую больницу. В силу разгорающейся Гражданской войны больных и раненых с каждым месяце становилось всё больше. Частыми были перестрелки – раненых везли одного за другим. Валентина Феликсовича часто вызывали на операции прямо посреди ночи, но никто и никогда не видел его раздражённым.

     Большевистский переворот в октябре 1917 г. он воспринял негативно, восприняв его как наказание Божие за грехи.

     После подавления мятежа Туркестанского полка в октябре 1919 г., началась расправа с участниками контрреволюции. По ложному доносу был обвинён и В.Ф. Войно-Ясенецкий, но был отпущен через сутки, а весь Туркестанский полк был расстрелян. От пережитого шока скончалась супруга Валентина Феликсовича – Анна Васильевна, оставив его одного с четырьмя маленькими детьми. Его детям стала второй матерью операционная сестра – София Сергеевна Велецкая.

     Осенью 1920 г. состоялось открытие Ташкентского университета. Один из инициаторов открытия, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий возглавил кафедру топографической анатомии и оперативной хирургии.

     С приходом большевиков к власти, в 1918 г. в стране начались гонения на Русскую Православную Церковь, избиения мирян, убийства священников. 24 марта 1922 г. в газете «Правда» было опубликовано письмо священников, перешедших на сторону Советской власти. Они обвиняли православное духовенство в контрреволюции, инициирования народного голода, требовали немедленной отдачи всего церковного имущества советской власти. «Один из авторов письма – Введенский – заявил о разрыве с «реакционным духовенством» и создания «Живой церкви». Советское правительство само организовало эту акцию и потому официально поддерживало живоцерковников» [14]. На епархиальном съезде в Ташкенте, организованном ГПУ, с основным вопросом о передаче власти в руки живоцерковников, выступил с речью Валентин Феликсович, произведшее на собравшихся неизгладимое впечатление. После этой речи, в личной беседе с Преосвященный владыка Иннокентий сказал ему: «Доктор, вам надо быть священником!». И в 1921 г. на праздник Сретение Господне, Валентин Феликсович был рукоположен епископом Иннокентием во иерея. Это произвело огромную сенсацию в Ташкенте.

Общественная деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого в 1921-1923 гг. выразилась в борьбе с живоцерковниками, которые создали раскол в Церкви и специально устраивали диспуты с целью атеистической пропаганды. Не имея богословского образования, но за счёт глубокого знания церковной истории, Св. Писания и догматики Валентин Феликсович неизменно выходил победителем в спорах. Особенно жаркими были его споры с бывшим православным священником-миссионером, протоиереем Ломакиным, в которых Валентин Феликсович, абсолютно всегда оказывался победителем.

Самое знаменательное событие для Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого произошло 31 мая 1923 г. – он принимает монашеский постриг с именем апостола Луки, будучи рукоположен во епископа Ташкенсткого и Туркестанского ссыльным епископом Уфимским Андреем. Незамедлительно, в 11 вечера 10 июня 1923 г., власти инициировали первый арест епископа Луки. Опасаясь нового епископа, бывшего к тому же и видным хирургом, профессором и учёным, главой местной больницы, власти сразу же начали травлю епископа. В камере епископ пишет завещание своей пастве – не ходить в храмы, где служат «живоцерковники», устраняться от общения с ними. Здесь же заканчивает книгу «Очерки гнойной хирургии». Ему инкриминировали «связи с оренбургскими казаками» и «шпионаж в пользу англичан через турецкую границу» и как опасный преступник он был переведён в Москву.

Как опасный для Советской России преступник, с декабря 1923 г. по январь 1926 г. епископ Лука отправлен в ссылку в Красноярский край. Здесь он проживает в деревне Хая на р. Чуня (приток Ангары), в г. Енисейске, в с. Плахино и п. Туруханск. По окончанию первой ссылки, епископ Лука приехал в Красноярск, по пути совершая богослужения во всех храмах, исцеляя больных, оказывая материальную посильную помощь.

     С завершением ссылки, в 1927 – 1930 гг. он возвращется в г. Ташкент, где была могила жены, но лишается права трудиться как на медицинской, так и на университетской кафедре. Ему запрещено служение епископом. Поэтому, вынужден принимать больных на дому, оказывая и посильную материальную помощь. Узнав о решении властей взорвать Сергиевский храм, владыка объявил, что в таком случае сожжёт себя вместе с иконами и церковью, но не допустит такого кощунства.

  В том же 1923 г. по ложным обвинениям епископ Лука был арестован. Помимо всего прочего, следователи добивались от него отречения от священного сана, но не добившись признания, отправили в ссылку. Вторая ссылка продолжалась с 1930 по 1933 гг.; началась в г. Котласе, а закончилась в г. Архангельске

     После недолгого проживания и работы в 1933 г. в Андижане, осенью 1934 г. следует возвращение в Ташкент. В том же году, в Москве, в издательстве «Медгиз» вышло первое издание книги «Очерки гнойной хирургии». Далее в 1935-1936 гг. он работает в Ташкентском Институте неотложной помощи, читает лекции в Институте усовершенствования врачей. Но врачебная и научная деятельность продолжалась весьма краткий период. В 1937 г. последовало обвинение в шпионаже в пользу иностранной разведки с последующим арестом.

В 1937 -1939 гг. еписком Лука содержится в тюрьме, к нему применяются пытки и издевательства. И вот, не добившись признания, в 1940 г. епископа Луку вновь отправили в ссылку в Сибирь и опять в Красноярский край. До места ссылки его везли в арестантских вагонах до Красноярска, затем, ещё 110 километров до посёлка Большая Мурта. Здесь он работал в местной больнице, всячески унижаемый местными чиновниками.

     В 1941 г. началась Великая Отечественная война и епископ Лука обращается с письмом к Председателю президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину; «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в посёлке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука» [15]

     Вскоре последовало положительное решение: 30 сентября 1941 г. его на самолёте доставили в Красноярск и назначили главным хирургом эвакогоспиталя №1515, где он два года успешно лечил раненых воинов Советской Армии, сочетаю работу хирурга с исследованиями ученого.

В связи с изменением отношения Сталина к Православной церкви, в марте 1943 г., последовало и назначение епископа Луки архиепископом Красноярским. В том же 1943 г. он принимает активное участие в подготовке и проведении Собора епископов Русской Православной Церкви для избрания Патриарха всея Руси. Открытие Николаевской церкви, в которой происходили его регулярные богослужения.

В 1944 г. ссылка закончилась и Лука был назначен архиепископом Тамбовской епархии. Он организует восстановление повреждённого храма, одновременно проводит сложнейшие хирургические операции в Тамбовском эвакогоспитале, спасая тяжелораненых бойцов Красной Армии, является консультантом хирургических отделений городской больницы

      За выдающуюся подвижническую деятельность в феврале 1945 г. последовало награждение архиепископа Луки от Патриарха Алексия I с правом ношения бриллиантового креста на клобуке. А с окончанием войны, в мае 1945 г. – награждение медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.

      В 1946 г. сотоялась знаменательная публикация фактически заново переработанных, на основе результатов работы в эвакогоспиталях Красноярска и Тамбова, трудов «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов». Труды Войно-Ясенецкого оказались настолько блестящими с позиций научных достижений в медицине, что за вклад в победу и научные труды, Советское правительство удостоило В.Ф.Войно-Ясенецкого (архиепископа Луку) Сталинской премии I степени с денежным вознаграждением в двести тысяч рублей, сто тридцать тысяч из них архиепископ Лука передал в фонд детских домов.

     В связи с назначением архиепископом Симферопольским и Крымским, 26 мая 1946 г. он переезжает в г. Симферополь, а в 1947 г. публикуется его работа «Дух, душа и тело». И далее, с 1946 по 1961 гг. следует архипастырское служение в Крыму. Заслуги архиепископа Луки выразились в восстановлении разгромленных храмов, неустанной деятельности по воцерковлению населения, увеличению причта священников. Проповедническая деятельность также проходила в борьбе с противодействием делу воцерковления населения со стороны местных властей Крым а и Симферополя.

     Несмотря на окончательную потерю зрения в 1958 г., архиепископ Лука продолжает служение в храме и не оставляет управление Крымской епархией. Однако здоровье и силы были подорваны ссылками, неустанными трудами в сфере религии, научной и практической деятельностью хирурга и 11 июня 1961 г. последовала кончина архиепископа Луки, в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого.

За праведные труды во благо Церкви и Православной Веры в постсоветское время, 22 ноября 1995 г. последовало его причисление к лику местночтимых святых Крыма. 17-20 марта 1996 г. состоялось Обретение мощей святого архиепископа Луки. 24-25 мая 1996 г. – Торжество прославления святителя Крымского Луки в Симферопольской и Крымской епархии. И, наконец, в 2000 г. произошло Знаменательное событие – Прославление святителя Луки на Юбилейном Архиерейском Соборе в лике святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Память ему установлена 11 июня, а также 25 января (7 февраля) – вместе со святыми новомучениками и исповедниками Российскими.

 

     Примечание

1. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Москва. 2005. С.9-10.

2. Там же. С. 13.

3.Там же. С. 11

4. В.А. Лисичкин. Жизнь и творчество Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого// Очерки гнойной хирургии. Москва – Симферополь. 2006. С. 676.

5. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Москва. 2005. С.15.

6. В.А. Лисичкин. Военный путь святителя Луки. Москва. 2011. С. 21.

7. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Москва 2005. С. 16.

8. В.А. Лисичкин. Военный путь святителя Луки. Москва. 2011. С. 24.

9. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Москва. 2005. С. 16.

10. Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Саратов. 2010. С.15.

11. В.А. Лисичкин. Военный путь святителя Луки. Москва. 2011. С. 31.

12. В.А. Лисичкин. Жизнь и творчество Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого// Очерки гнойной хирургии. Москва – Симферополь. 2006. С. 678.

13. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Москва. 2005. С. 24.

14. В.А. Лисичкин. Жизнь и творчество Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого// Очерки гнойной хирургии. Москва – Симферополь. 2006. С. 681.

15. В.А. Лисичкин. Жизнь и творчество Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого // Очерки гнойной хирургии. Москва – Симферополь. 2006 С. 688.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...