Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кафедра математического анализаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Метод ГАУССА и его модификации
Методические указания для лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов по вычислительной математике специальностей Математика 050201, Информатика 050202, Физика 050203
Курган 2006 Кафедра математического анализа
Дисциплина «Математика» (специальности 050201,050202, 050203)
Составил: канд. пед. наук, доцент Михащенко Т.Н.
Составлены на основании ГОС ВПО для специальностей Математика «050201.65», Информатика «050202.65», Физика «050203.65». Методические указания могут быть использованы для проведения лабораторных занятий и организации самостоятельной работы студентов специальности 050202 – Информатика с дополнительной специальностью математика, 050201 – Математика с дополнительной специальностью информатика
Введение
Как утверждается в книге известного американского математика Валяха, 75% всех расчётных математических задач приходится на решение систем линейных алгебраических уравнений. Это не удивительно, так как математические модели тех или иных явлений или процессов либо сразу строятся как линейные, либо сводятся к таковым. Поэтому трудно переоценить роль, которую играет выбор эффективного способа решения системы линейных уравнений. Современная вычислительная математика располагает большим арсеналом методов, а математическое обеспечение ЭВМ – многими пакетами прикладных программ, позволяющих решать различные возникающие на практике линейные системы. Целью данного методического пособия является ознакомление студентов с различными модификациями самого распространенного метода решения систем линейных уравнений – метода Гаусса. В пособии содержатся методические рекомендации по организации вычислений, задание для лабораторной работы по теме «Методы решения систем линейных уравнений», все схемы снабжены подробными инструкциями по их применению и алгоритмизированы для программирования на ЭВМ. На выбор студенту предлагается несколько модификаций проведения и оформления вычислений: полная и компактная схемы Гаусса, модификация Краута-Дулитла, схема Гаусса с выбором главного элемента и схема Халецкого.
1. Компактная схема Гаусса
Компактная схема Гаусса дает экономный способ записи вычислений и полностью соответствует традиционному методу Гаусса, изучаемому в курсе алгебры. Рассмотрим порядок составления схемы для системы четырёх уравнений с четырьмя неизвестными. Все результаты вычислений будем записывать в одну таблицу (табл. 1). Порядок заполнения таблицы, прямой ход: 1) Записываем коэффициенты данной системы в четырёх строках и пяти столбцах раздела I (табл. 1). 2) Суммируем все коэффициенты по строке и записываем сумму в столбце å (столбец контроля), например a16= .
3) Делим все числа, стоящие в первой строке, на a11 и результаты b1j=a1j /a11 записываем в пятой строке раздела I. 4) Вычисляем и делаем проверку. Если вычисления ведутся постоянным знаком после запятой, то числа b16 и не должны отличаться более чем на единицу последнего разряда. В противном случае следует проверить действия пункта 3.
5) Вычисляем коэффициенты a (i =2,3,4; j=2,3,4,5,6):a =aij–ai1b1j. 6) Результаты записываем в первые три строки раздела II. 7) Делаем проверку. Сумма элементов каждой строки (i=2,3,4) не должна отличаться от a более чем на единицу последнего разряда (если все вычисления ведутся с постоянным числом знаков после запятой).
8) Делим все элементы первой строки раздела II на a и результаты записываем в четвёртой строке раздела II. Делаем проверку как в пункте 4. 9) Вычисляем a , a =a –a b , (i=3,4; j=3,4,5,6). Делаем проверку, как в пункте 6. 10) Делим элементы первой строки раздела III на a и находим числа b =a /a . Все результаты записываем в третьей строке раздела III. Делаем проверку.
11) Вычисляем a =a - a b . Результаты записываем в разделе IV. Таблица 1 Компактная схема Гаусса
Обратный ход: 12) В разделе V записываем единицы, как это указано в табл. 1, вычисляем x4=a /a . 13) Для вычисления значений x3,x2,x1 используются лишь строки разделов I, II, III, содержащие единицы (отмеченные строки). Так для вычисления x3 умножаем x4 на b и получившееся произведение вычитаем из b . При этом единицы, расставленные в разделе V, помогают находить для xi (i=3,2,1) соответствующие коэффициенты в отмеченных строках. Таким образом, x3= b - b x4. 14) Вычисляем x2, и затем x1, для чего используем элементы отмеченной строки раздела II: x2= b - b x4- b x3, x1= b - b x4 - b x3 - b x2. Компактная схема Гаусса оказывается особенно выгодной при одновременном решении нескольких систем, отличающихся лишь столбцами свободных членов, при вычислении обратной матрицы.
Решим с помощью компактной схемы Гаусса систему уравнений, все вычисления занесем в таблицу (табл.2):
Следуя порядку действий, указанному в параграфе 1, получаем значения неизвестных: x4=0,068976; х3=-1,815417; x2=0,964032; х1=4,870672.
Проверка показывает, с какой точностью получен результат, погрешность вычислений не превосходит соответственно 0,0000029; 0,0000028; 0,000001; 0,000016 в первом, втором, третьем и четвертом уравнениях.
Таблица 2
2. Модификация Краута – Дулитла
Если учесть некоторые возможности клавишных вычислительных машин, то можно составить схему вычислений, позволяющую ещё больше сократить записи промежуточных результатов по сравнению с компактной схемой Гаусса. Порядок заполнения таблицы, прямой ход: 1) Записываем коэффициенты системы aijдля i=1,2,3,4; j=1,2,3,4,5 в разделе I (табл.3). 2) Суммируем коэффициенты по каждой строке и результаты заносим в столбец å в качестве ai6 (i=1,2,3,4). 3) При i=2,3,4 находим числа mi1= ai1 / a11 и записываем их в разделе II. 4) При j=2,3,4,5,6 вычисляем коэффициенты a по формуле a = a2j – m21а1j и записываем их вразделе III. 5) Контроль: сумма не должна отличаться от a более чем на единицу последнего разряда. 6) При i=3,4 находим числа тi2по формуле тi2=(ai2– mi1a12)/ a и заносим в раздел IV. 7) При j=3,4,5,6 вычисляем коэффициенты a по формуле a = a3j – m31a1j – m32 a и записываем в раздел V. 8) Находим число m43=(a43 – m41а13 – m42a )/ a и записываем его в раздел VI. 9) При j=4,5,6 находим коэффициенты a по формуле a = a4j – m41a1j – m42a – m43a и записываем в раздел VII. 10) Контроль: сравниваем сумму a + a с числом a . Обратный ход осуществляется аналогично компактной схеме Гаусса. Находим неизвестные x4, x3, x2, x1 по формулам: a x4=a , a x3+a x4= a , a x2+ a x3+ a x4= a , a11x1+a12x2+a13x3+a14x4= a15.Вычисления по этим формулам ведутся без промежуточных записей. Результаты записываются в разделе VIII таблицы. Таблица 3 Схема Краута – Дулитла
Количество арифметических операций в приведенной схеме и в схеме компактного метода Гаусса одинаково, поскольку операции выполняются те же самые, хотя и в другом порядке, но записи промежуточных вычислений значительно сокращаются. Последнее обстоятельство имеет большое значение при работе с клавишными вычислительными машинами.
Решим предыдущую систему с помощью схемы Краута – Дулитла систему уравнений, результаты вычислений занесем в таблицу (табл.4).
Таблица 4
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 216. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |