Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прогнозирование как инструмент деятельности государственных органов.




Государственное и территориальное прогнозирование относится к прогнозным проектировкам, то есть представляет собой действительную систему с научно обоснованными разработками, касающимися направлений развития и будущего состоянии региональной экономики, размещения отраслей. Государственное и территориальное прогнозирование включает в себя комплексные схемы по развитию и размещению производительных сил и т.д.

Исследование государственного и территориального прогнозирования связано с тем, что в сложном современном процессе управления оно выступает как его неотъемлемая и важнейшая часть.

В современных условиях, когда происходит активное распространение рыночных отношений, происходит усложнение функций государственного и территориального прогнозирования в региональном развитии.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Таким образом, органы власти, законодательной и исполнительной, используют результаты прогнозирования в принятии конкретных решений, касающихся государственной социально-экономической политики.

Государственное прогнозирование в РФ осуществляется Правительством Российской Федерации на базе проведения комплексного анализа по следующим направлениям: демографическая ситуация, научно-технический потенциал, накопленное национальное богатство, социальная структура, внешнее положение РФ, состояние природных ресурсов и перспективы изменений в указанных направлениях.

Разработка государственных и региональных прогнозов проводится на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Важнейшим из прогнозирований является долгосрочная перспектива.

 

 

Прогнозирование социально-экономического развития на макро- и мезо- уровнях.

Макроэкономическое планирование предполагает определение целей развития экономической системы и отдельных ее элементов как единого целого, выделение приоритетов, подготовку решений для центра и разработку мероприятий по достижению целей при взаимодействии низших звеньев системы управления как между собой, так и с центром. Следовательно, на макроуровне должны проводиться прогнозные расчеты и определяться наиболее эффективные варианты развития экономики, а также разрабатываться система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финансово-бюджетной, кредитно-денежной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономической политики.

Система прогнозных расчетов должна включать прогнозы макроэкономических показателей, прежде всего валового национального продукта, прогнозы показателей эффективности, характеризующих качество экономического роста (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда), прогнозы структуры экономики. Как правило, экономику в целом относят к макроуровню, отрасли и регионы — к мезоуровню, предприятия, организации, объединения — к микроуровню. Индикативное планирование реализуется на разных уровнях управления:

а) на макроэкономическом уровне — в виде создаваемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, стратегических и бюджетных планов и программ; б) на региональном или территориальном уровне — в виде разрабатываемых властными структурами субъектов Федерации региональных прогнозов, программ, стратегических и бюджетных планов; в) на мезоэкономическом уровне — в виде составляемых корпорациями (межотраслевыми, межрегиональными и международными финансово-промышленными группами) планов, прогнозов и программ развития отраслей и подотраслей, территориально- производственных комплексов и промышленных узлов; г) на микроэкономическом уровне — в виде стратегических и иных планов развития предприятий как юридических лиц.

 

 

Описательные формы и их использование в прогнозном моделировании.

Аналитические модели процессов и явлений находят широкое применение в различных областях науки и техники. Изучая качественную сторону процессов и явлений, исследователи стремятся выразить их изменения в виде определенных соотношений или пропорций между основными величинами. Аналитические модели позволяют быстро и точно объяснить процессы, происходящие в системах и предсказать их возможное поведение в различных условиях. Однако возможности аналитических методов решения сложных математических задач весьма ограничены.

С точки зрения целей моделирования можно выделить следующие типы математических моделей: описательные, оптимизационные, игровые, имитационные. Описательные математические модели используются для описания объекта моделирования с помощью математических формул. Такое описание затем позволяет применить для исследования модели математические методы. Например, в решении экономических задач широко используются матричные математические модели, для исследования которых применяются методы линейной алгебры.

Научное предвидение может иметь форму: предсказания, которому присущ описательный характер, или форму предуказания, когда указываются необходимые действия для достижения цели.

Предвидение затрагивает две взаимосвязанные совокупности форм его конкретизации: относящуюся к собственно категории предвидения — предсказательную (дескриптивную, или описательную) и сопряженную с ней, относящуюся к категории управления — предуказательную (прескриптивную, или предписательную).

Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер.

Функции стратегического планирования, его содержание.

Стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.

Стратегический план обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании.

Стратегический план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.

Стратегический план заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде. Этот план определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация.

Количество и содержание этапов составления стратегического плана, а также сама его форма могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов, среди которых основными являются:

-форма собственности предприятия;

-тип предприятия (специализированное или диверсифицированное);

-отраслевая принадлежность предприятия;

-размер предприятия (большое, среднее или малое) .

Не существует единого горизонта стратегического планирования. В Европе часто встречаются долгосрочные, 10-летние планы, американцы используют 5-летние планы, а японцы вообще 3-летние.

Функции тактического планирования, его содержание.

Тактический план является многофункциональным. Выполняет три основные функции: - прогнозирование;- координация;- контроль.

Функция прогнозирования. Тактический план содержит развернутую систему конечных целей, при его составлении необходимо определить цели в конкретной форме, а также средства и методы их достижения, что невозможно сделать без прогнозирования.

Функция координации – тактический план устанавливает пропорции между ресурсами и видами деятельности, создает основу для координации всех действий. Координация требует интеграции всех разделов тактического плана.

При централизованной системе планирования различные разделы плана разрабатываются одной группой людей. Трудностей с интеграцией не возникает.

При децентрализированной системе планирования процесс составления плана более сложный, имеет многоступенчатую форму. Поэтому применяются различные подходы:

1. Единственная возможность сделать процесс планирования согласованным заключается в планировании только важнейших ресурсов и объектов;

2. Комплексный подход – важнейшее условие интеграции планов;

3. Проверка согласованности планов должна осуществляется на протяжении всего процесса планирования, и учитывать соответствие стратегическим планам и единой нормативной базе;

4. Интеграции планов способствует определенная последовательность их составления;

5. Эффективность контроля.

Функция контроля. Важнейшей функцией тактического плана является функция обеспечения эффективного контроля. Насколько точно реализуется целевая установка плана, зависит от того, как налажен контроль над его выполнением. Система отчётности о выполнении плана, методы оценки и измерения результатов деятельности всех структурных подразделений предприятия должны позволить организовать управление по отклонениям.

 

 

Оперативное планирование на предприятии, основная цель и использование.

Оперативные планы являются заключительным этапом производственного планирования и предназначаются для конкретизации текущих (годовых) планов. Задачи перспективных планов уточняются в текущих, а последние, в свою очередь, корректируются с учетом фактического состояния производства в оперативном плане. Конечная цель – обеспечить выполнение намеченных заданий в натуральных и стоимостных показателях по выпуску продукции, выполнению работ и оказанию услуг.

Оперативные планы детализируют задания непосредственно исполнителям – цехам, участкам, рабочим местам, службам, бригадам и т.п. на короткие периоды времени (месяц, неделя, сутки). Их задачи – обеспечение равномерной загрузки мощностей предприятия, выполнение плана производства в соответствии с принятой номенклатурой, в предусмотренном количестве, качестве, в установленные сроки, с наименьшей длительностью производственного цикла.

Важнейшая задача оперативного планирования – обеспечить слаженную работу всех звеньев предприятия, равно как увязку с работой соисполнителей, подсобных производств и обслуживающих хозяйств.

Оперативные планы – средство координации технологически-организационной и экономической деятельности всех подразделений и работников, участвующих в изготовлении продукции, выполнении работ и оказании услуг. Они необходимы для контроля за использованием производственных ресурсов и рабочей силы. Содержание оперативного плана заключается в доведении производственной программы и основных технико-экономических показателей до непосредственных исполнителей.

Обязательное требование, предъявляемое к оперативному планированию, – его реальность и соответствие конкретным условиям производства. Существенное значение имеет также трудоемкость разработки плана: его составление не должно отнимать много времени у инженерно-технических работников аппарата управления и цехового персонала.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...