Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сравните условные и безусловные рефлексы, объясните их биологическое значение.
Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии центральной нервной системы. Рефлексы лежат в основе регуляторной и координационной деятельности нервной системы, т.е. они обеспечивают регуляцию всех физиологических функций организма (дыхание, пищеварение, кровообращение, поддержание тонуса мышц и постоянства внутренней среды и др.) и приспосабливают деятельность отдельных органов к потребностям организма. Путь, который проходят импульсы при осуществлении рефлекса, называется рефлекторной дугой. Она состоит из рецепторов, чувствительного (центростремительного) пути, определенного участка центральной нервной системы, двигательного (центробежного) пути и рабочего органа (мышцы или железы). Основная часть рефлекторных дуг в организме человека состоит из трех нейронов. Кроме чувствительного и двигательного нейронов в ее состав входит вставочный нейрон. Этот нейрон находится в пределах центральной нервной системы и переключает возбуждение с чувствительного на двигательный нейрон.
Различают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные) рефлексы. Для сравнения безусловных и условных рефлексов воспользуемся таблицей.
Таким образом, рефлексы возникли в процессе эволюции животного мира как приспособительные механизмы, обеспечивающие биологически целесообразные реакции на действие внешних и внутренних раздражителей. За счет чего и как птицы приспособились к различным условиям среды? Класс Птицы относится к надклассу Четвероногие, подтипу Позвоночные, типу Хордовые животные. Это высокоорганизованные животные, у которых передние конечности видоизменились в крылья, тело покрыто перьями, есть клюв. Все системы органов хорошо развиты, что обеспечивает интенсивный обмен веществ и сложное поведение. Благодаря этим особенностям птицы расселились по всему земному шару и занимают все среды обитания: на- земно-воздушную, водную. Приспособление птиц к разным условиям среды шло в нескольких направлениях. I. Развитие крыльев: 1. Мелкие и средние птицы (стрижи, ласточки, соколы), которые используют воздух не только как среду передвижения, но и как среду добывания пищи, имеют наиболее совершенный летательный аппарат. Крылья у них очень длинные и узкие, что позволяет им быстро летать и делать резкие повороты. 2. Более крупные птицы (чайки, буревестники, орлы, совы, филины), которые высматривают свою добычу на земле и в воде, приспособлены к парящему полету. Крылья у них длинные, но более широкие. 3. Мелкие лесные и парковые птицы (воробьи, синицы, сойки, соловьи) имеют относительно короткие крылья, позволяющие им маневрировать среди деревьев, перелетать с ветки на ветку. 4. Птицы, приспособленные к плаванию в толще воды (пингвины), используют крылья как весла. Перья у них превратились в чешуеподобные образования, поэтому эти птицы совсем не могут летать. II. Развитие ног: 1. Птицы таких открытых пространств, как степи и пустыни (страусы, дрофы), имеют большие, сильные ноги. Они позволяют птицам долго ходить в поисках пищи среди растительности, а также убегать от опасности. 2. Водоплавающие птицы (утки, гуси, лебеди) используют для передвижения в воде ноги. Между пальцами ног у этих птиц образовались плавательные перепонки. 3. Птицы болот и побережий (цапли, аисты, колпицы) имеют длинные, тонкие ноги без оперения, с длинными пальцами, соединенными перепонками. Все эти приспособления позволяют передвигаться по вязкому грунту на мелководье. 4. Мелкие лесные птицы имеют короткие ножки с загнутыми острыми коготками, пальцы противопоставлены, что позволяет обхватывать ветку или упираться при движении по стеблю. 5. Хищные птицы (орлы, соколы, филины, совы) имеют короткие, но сильные ноги с мощными загнутыми когтями. III. Развитие шеи: 1. Птицы побережий имеют длинную шею, которая помогает им добывать пищу на мелководье. 2. Птицы степей и пустынь также имеют длинную шею, которая помогает вовремя увидеть опасность. IV. Развитие клюва. В зависимости от характера пищи или способа ее добывания клюв может быть: 1) коротким и широким (стрижи, ласточки), что связано с ловлей насекомых в полете; 2) мощным, загнутым и острым, как у хищных птиц; 3) длинным и шиловидным, как у птиц побережья (кулики, цапли); 4) плоским с роговыми зубчиками для процеживания (утки, гуси); 5) долотообразным, прямым, как у дятла. Таким образом, приспособления птиц к разным средам обитания связаны с изменениями таких частей тела, как крылья, ноги, шеи, клювы.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |