Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сравните условные и безусловные рефлексы, объясните их биологическое значение.




Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии центральной нервной системы. Рефлексы лежат в основе регуляторной и координационной деятельности нервной системы, т.е. они обеспечивают регуляцию всех физиологических функций организма (дыхание, пищеварение, кровообращение, поддержание тонуса мышц и постоянства внутренней среды и др.) и приспосабливают деятельность отдельных органов к потребностям организма.

  Путь, который проходят импульсы при осуществлении рефлекса, называется рефлекторной дугой. Она состоит из рецепторов, чувствительного (центростремительного) пути, определенного участка центральной нервной системы, двигательного (центробежного) пути и рабочего органа (мышцы или железы). Основная часть рефлекторных дуг в организме человека состоит из трех нейронов. Кроме чувствительного и двигательного нейронов в ее состав входит вставочный нейрон. Этот нейрон находится в пределах центральной нервной системы и переключает возбуждение с чувствительного на двигательный нейрон.

 

Различают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные) рефлексы.

Для сравнения безусловных и условных рефлексов воспользуемся таблицей.

 

Безусловные Условные
1. Видовые, т.е. одинаково проявляются у каждой особи данного вида. 1. Индивидуальные.
2. Присущи особи с момента рождения (многие могут запускаться программой генетического развития через некоторое время после рождения). 2. Для формирования и осуществления рефлекса необходимы специальные условия.
3. Большинство безусловных рефлексов постоянны, т.е. сохраняются в течение всей жизни организма. 3. Временные, т.е. при изменении условий окружающей среды старые рефлексы могут угасать и вырабатываться новые.
4. Видовые, т.е. одинаково проявляются у каждой особи данного вида. 4. В формировании и осуществлении рефлекса участвуют кора головного мозга и подкорковые центры.
5. Значение: благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. 5. Значение: с помощью образования условных рефлексов и их торможения осуществляется более гибкое приспособление организма к конкретным условиям существования.
Например: дыхательный, глотательный, хватательный. Например: выделение слюны на вид и запах пищи, повышение работоспособности в определенное время суток.

 

Таким образом, рефлексы возникли в процессе эволюции животного мира как приспособительные механизмы, обеспечивающие биологически целесообразные реакции на действие внешних и внутренних раздражителей.

За счет чего и как птицы приспособились к различным условиям среды?

Класс Птицы относится к надклассу Четвероногие, подтипу Позвоночные, типу Хордовые животные. Это высокоорганизованные животные, у которых передние конечности видоизменились в крылья, тело покрыто перьями, есть клюв.

Все системы органов хорошо развиты, что обеспечивает интенсивный обмен веществ и сложное поведение. Благодаря этим особенностям птицы расселились по всему земному шару и занимают все среды обитания: на- земно-воздушную, водную.

Приспособление птиц к разным условиям среды шло в нескольких направлениях.

I. Развитие крыльев:

1. Мелкие и средние птицы (стрижи, ласточки, соколы), которые используют воздух не только как среду передвижения, но и как среду добывания пищи, имеют наиболее совершенный летательный аппарат. Крылья у них очень длинные и узкие, что позволяет им быстро летать и делать резкие повороты.

2. Более крупные птицы (чайки, буревестники, орлы, совы, филины), которые высматривают свою добычу на земле и в воде, приспособлены к парящему полету. Крылья у них длинные, но более широкие.

3. Мелкие лесные и парковые птицы (воробьи, синицы, сойки, соловьи) имеют относительно короткие крылья, позволяющие им маневрировать среди деревьев, перелетать с ветки на ветку.

4. Птицы, приспособленные к плаванию в толще воды (пингвины), используют крылья как весла. Перья у них превратились в чешуеподобные образования, поэтому эти птицы совсем не могут летать.

II. Развитие ног:

1. Птицы таких открытых пространств, как степи и пустыни (страусы, дрофы), имеют большие, сильные ноги. Они позволяют птицам долго ходить в поисках пищи среди растительности, а также убегать от опасности.

2. Водоплавающие птицы (утки, гуси, лебеди) используют для передвижения в воде ноги. Между пальцами ног у этих птиц образовались плавательные перепонки.

3. Птицы болот и побережий (цапли, аисты, колпицы) имеют длинные, тонкие ноги без оперения, с длинными пальцами, соединенными перепонками. Все эти приспособления позволяют передвигаться по вязкому грунту на мелководье.

4. Мелкие лесные птицы имеют короткие ножки с загнутыми острыми коготками, пальцы противопоставлены, что позволяет обхватывать ветку или упираться при движении по стеблю.

5. Хищные птицы (орлы, соколы, филины, совы) имеют короткие, но сильные ноги с мощными загнутыми когтями.

III. Развитие шеи:

1. Птицы побережий имеют длинную шею, которая помогает им добывать пищу на мелководье.

2. Птицы степей и пустынь также имеют длинную шею, которая помогает вовремя увидеть опасность.

IV. Развитие клюва. В зависимости от характера пищи или способа ее добывания клюв может быть:

1) коротким и широким (стрижи, ласточки), что связано с ловлей насекомых в полете;

2) мощным, загнутым и острым, как у хищных птиц;

3) длинным и шиловидным, как у птиц побережья (кулики, цапли);

4) плоским с роговыми зубчиками для процеживания (утки, гуси);

5) долотообразным, прямым, как у дятла.

Таким образом, приспособления птиц к разным средам обитания связаны с изменениями таких частей тела, как крылья, ноги, шеи, клювы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...