Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Охарактеризуйте строение головного мозга человека и функции его отделов?




Головной мозг — это высший отдел нервной системы человека. Он расположен в черепной коробке и через большое затылочное отверстие соединяется со спинным мозгом.

В головном мозге, как и в спинном, различают белое и серое вещество. Белое вещество состоит из длинных отростков нейронов и образует проводящие пути, связывающие отделы головного мозга между собой и со спинным мозгом. Серое вещество образовано телами и короткими отростками нейронов. В виде отдельных скоплений (ядер) оно содержится среди белого вещества. Кроме того, оно образует кору больших полушарий и мозжечка.

Головной мозг состоит из отделов, каждый из которых выполняет определенные функции.

       Ствол мозга состоит из продолговатого мозга, среднего и промежуточного мозга.

1. Продолговатый мозг с мостом, являются продолжением спинного мозга. Они выполняют проводниковую и рефлекторную функцию. В продолговатом мозге расположены центры, регулирующие многие жизненно важные функции: дыхание, деятельность сердца и сосудов, пищеварение, жевание, глотание. Также здесь расположены центры таких защитных рефлексов, как кашель, чихание, рвота. Через продолговатый мозг и мост проходят все проводящие пути мозга.

2. Средний мозг расположен между продолговатым и промежуточным, соединяет и обеспечивает их взаимосвязь. В среднем мозге находятся подкорковые центры зрения и слуха, обеспечивающие ориентировочные рефлексы на свет и звук. Эти рефлексы проявляются в движении глаз, повороте головы в сторону раздражителя. Кроме того, средний мозг играет важную роль в поддержании тонуса мышц.

3. Промежуточный мозг является концевым отделом ствола мозга. Он состоит из зрительных бугров (таламуса), гипоталамуса и шишковидного тела (эпифиза), которое является железой внутренней секреции.

В таламусе сосредоточены центростремительные волокна, передающие импульсы от всех рецепторов, кроме обонятельных, к коре большого мозга. Здесь же расположен высший центр болевой чувствительности.

Гипоталамус регулирует все виды обмена веществ, температуру тела, деятельность эндокринной системы (посредством регуляции деятельности гипофиза — главной железы внутренней секреции).

В гипоталамусе расположены центры чувства голода, жажды, насыщения, удовольствия, неудовольствия.

II. Мозжечок состоит из двух полушарий, соединенных червем. Поверхность покрыта серым веществом. В толще белого вещества есть ядра. Мозжечок регулирует равновесие, координацию движений, тонус мышц.

III. Большой мозг состоит из двух полушарий (правого и левого), соединенных мозолистым телом. Полушария покрыты корой, образованной серым веществом. Кора образует борозды и извилины, которые существенно увеличивают ее поверхность. Под корой — белое вещество, среди которого находятся ядра серого вещества (подкорка). Борозды делят кору на доли, в которых расположены зоны всех видов чувствительности: в затылочной доле — зрительная зона, в височной — слуховая, в теменной — зоны тактильной, болевой, температурной, суставно-мышечной чувствительности.

С деятельностью коры большого мозга связаны такие свойства высшей нервной деятельности человека, как мышление, память, речь, воображение и др.

Таким образом, головной мозг человека имеет сложное строение и обеспечивает все многообразие деятельности человека.

 

Назовите характерные признаки класса Млекопитающие.

Класс Млекопитающие, или Звери, относится к надклассу Четвероногие, подтипу Позвоночные, типу Хордовые животные.

Млекопитающие характеризуются следующими признаками:

1. Тело покрыто шерстью.

2. Кожа богата железами (сальные, потовые, у некоторых видов — пахучие).

3. Детенышей выкармливают молоком; млечные железы исторически сформировались из потовых.

4. Зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные.

5. Конечности расположены под туловищем.

6. Высокий уровень развития центральной нервной системы, в первую очередь, коры полушарий головного мозга.

7. Есть ушные раковины; среднее ухо содержит три слуховые косточки.

8. Глаза имеют веки с ресницами.

9. Сердце четырехкамерное, кровь полностью разделяется на венозную и артериальную.

10.Теплокровность, которая обеспечивается высоким уровнем развития кровеносной и дыхательной систем. Огромное значение в сохранении тепла имеют шерстный покров и подкожный жировой слой.

11. Внутриутробное развитие, живорождение, забота о потомстве.

Таким образом, Млекопитающие — это наиболее высокоорганизованный

класс позвоночных животных.

 

Что такое гиподинамия и как влияет двигательная активность на здоровье человека?

Гиподинамия — нарушение функций организма, вызванное ограничением двигательной активности. В наше время она большей частью является следствием освобождения человека от физического труда в связи с механизацией и автоматизацией производства и развитием транспорта и средств связи. Гиподинамия отрицательно влияет на работу всех органов и систем. Снижается уровень обмена веществ. Соответственно уменьшается кровоснабжение тканей. Возникает кислородное голодание мозга, сердца. Уменьшается жизненная емкость легких, количество эритроцитов и гемоглобина. В результате происходит снижение иммунитета, развитие различных хронических заболеваний, снижение умственной работоспособности.

Достаточный уровень физической активности положительно влияет на все функции и системы человеческого организма:

1. Опорно-двигательная система — формирование нормальной осанки, укрепление связок и мышц организма, профилактика развития плоскостопия.

2. Сердечно-сосудистая система — повышение работоспособности и выносливости сердечной мышцы, развитие капиллярной сети.

3. Дыхательная система — увеличение объема легких, развитие капиллярной сети в альвеолах, устранение, застоя слизи в бронхах.

4. Нервная система — создается положительный эмоциональный фон, формируется уверенность в собственных силах и уравновешенность психики, что повышает жизнестойкость всего организма.

5. Пищеварительная система — двигательная активность улучшает перистальтику кишечника и выделение пищеварительных соков.

 Как следствие всего перечисленного, общий уровень обмена веществ повышается, активизируется работа желез внутренней секреции.

Таким образом, правильно организованные физические нагрузки, учитывающие индивидуальные особенности организма, благоприятно влияют на развитие и работоспособность всех систем и органов, а значит, повышают общий уровень здоровья и жизнеспособности организма в целом.

 

Билет № 6
1. Сравните условные и безусловные рефлексы, объясните их биологическое значение.
2. За счет чего и как птицы приспособились к различным условиям среды?

3. Как оказать первую помощь при различных видах кровотечений?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...