Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы зачета к разделу «История русского искусства X – XIX веков»




Древнерусское искусство

1. Древнерусское искусство как культурно-национальный феномен. Своеобразие путей развития, периодизация.

2. Художественная культура восточных славян. Язычество как система верований и его роль в развитии культуры дохристианской Руси.

3. Истоки и первообразы древнерусской архитектуры.

4. Искусство Киевской Руси Х-Х1 века. Стиль, формы, эстетические идеалы.

5. Архитектура Киевской Руси Х-Х1 вв. Софийский собор в Киеве, архитектура, росписи.

6. Икона как вид средневековой живописи. Канон, символика, техника, пространственная структура.

7. Икона домонгольской Руси. Особенности стиля и канона, основные памятники.

8. Духовный мир древнерусской иконы.

9. Архитектура Владимиро-Суздальской Руси. Этапы развития, художественные особенности, основные памятники.

10. Архитектура Новгорода ХП века. Типы храмов, художественные особенности, основные памятники.

11. Новгородская фреска ХП века. Формально-стилевые особенности, своеобразие тематики, основные памятники.

12. Новгородская икона ХШ-Х1У веков. Вариации византийского канона и формирование новгородской школы иконописи.

13. Новгородская архитектура Х1У века. Типы храмов, особенности архитектурно-художественного образа, основные памятники.

14. Монументальная живопись Новгорода Х1У века. Феофан Грек и его школа, образно-выразительные особенности, основные памятники.

15. Раннемосковская архитектура. Истоки стиля, типы храмов. Традиции и новаторство в зодчестве Ранней Москвы, основные памятники.

16. Русский большой иконостас как художественный ансамбль. Структура, роль в интерьере храма и в развитии русской иконописи.

17. Андрей Рублев. Особенности канона, техники, характер образов. Росписи Успенского собора во Владимире. «Звенигородский чин».

18. «Троица» А.Рублева как шедевр древнерусской иконописи. Духовные идеи, символика, композиционно-цветовое решение.

19. Строительство Московского Кремля в ХУ веке. Строительные приемы, архитектурные традиции и новаторство. Ансамбль Соборной площади. Принципы ансамбля.

20. Крепостная архитектура Москвы рубежа ХУ-ХУ1 веков. Ансамбль Московского Кремля, принципы ансамбля.

21. Новгородская икона ХУ века. Особенности новгородской школы иконописи. Описание и анализ основных памятников.

22. Дионисий. Особенности канона Дионисия. Иконы и монументальная живопись. Росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря.

23. Каменная шатровая архитектура ХУ1 века. Новые принципы объемно-пространственных композиций, основные памятники.

24. Крепостная архитектура и оборонные сооружения Москвы в ХУ1 веке.

25. Новгородская и московская икона ХУ1 века. Новая иконография, темы и образы. Основные памятники.

26. Строгоновская школа иконописи. История формирования, особенности канона и стиля. Художники, авторы строгоновских икон. Основные памятники.

27. Культовая архитектура Москвы ХУП века. «Обмирщение» архитектурных форм. Традиции и новаторство. «Узорочный» стиль в культовом зодчестве. Основные памятники.

28. Гражданская и культовая архитектура Москвы второй половины ХУП века. Новые типы храмов. «Московское барокко», основные памятники.

29. Московская икона ХУП века. Реформы в области иконописания. Трактаты И.Владимирова и С.Ушакова. «Обмирщение» иконописи.

30. Симон Ушаков – художник-новатор. Противоречивый характер живописных нововведений Ушакова, основные памятники.

31. Парсунная живопись ХУП века. Иконописные и мирские черты в парсуне. Основные памятники.

32. Оружейная палата Московского Кремля как центр художественных ремесел и художественного образования в Древней Руси.

33. Монументальная живопись второй половины ХУП века. Фрески Ярославля. Особенности тематики и стиля.

34. Древнерусский монастырь как архитектурно-художественный ансамбль.

 

Русское искусство XVIII века

1. XVIII век как новый этап в развитии русского искусства. Специфика художественных процессов. Проблема взаимодействия русского и западноевропейского искусства.

2. Строительство Петербурга в петровское время, основные принципы застройки. Решение градостроительных проблем.

3. Доменико Трезини – ведущий архитектор петровского времени. Особенности архитектурного мышления. Основные памятники.

4. Живописный портрет петровского времени. «Россика». Иван Никитин и Андрей Матвеев.

5. Развитие русской гравюры в петровское время. Алексей Зубов: виды и жанры гравюры, тематика, художественные особенности

6. Архитектура русского барокко. Характерные черты и национальное своеобразие. Ф.Б.Растрелли – выдающийся архитектор русского барокко.

7. Скульптура первой половины XVIII века. К.Б.Растрелли: основные памятники, художественные особенности.

8. Русская художественная жизнь середины XVIII века. канцелярия от Строений как художественно-образовательный центр Петербурга середины века.

9. Портретная живопись середины XVIII века. Илья Вишняков и Алексей Антропов.

10. Академия Художеств: принципы и система обучения, роль в художественной жизни и изобразительном искусстве России второй половины XVIII века.

11. Классицизм в русской архитектуре второй половины XVIII века. Этапы развития. Общая характеристика стиля. Русские и иностранные зодчие.

12. Монументальная и монументально-декоративная скульптура второй половины ХVIII века.

13. Конный памятник Петру I («Медный всадник») Э.Фальконе. Анализ содержания и пластической формы.

14. Федот Шубин. Образ екатерининской эпохи в портретной скульптуре Шубина. Основные памятники.

15. Антон Лосенко – художник и педагог, родоначальник русской академической живописи.

16. Портретная живопись второй половины XVIII века. Федор Рокотов: концепция личности, эстетический и нравственный идеал, своеобразие творческого почерка, основные памятники.

17. Дмитрий Левицкий – глава русской портретной живописи второй половины XVIII века. Концепция личности, стилевые направления, типы портретов, художественные особенности.

18. Владимир Боровиковский. Нравственный и эстетический идеал. Образы русского дворянства конца XVIII века.

19. Пейзажная живопись второй половины XVIII века. направления развития, виды пейзажа, характер пейзажных образов. Семен Щедрин, Федор Алексеев, Иван Тонков, Федор Матвеев.

20. Бытовая живопись второй половины XVIII века. Особенности тематики и живописно-образных решений. М.Шибанов, И.Фирсов, И.Ерменев.

 

Русское искусство XIX века

 

1. Архитектура Петербурга первой половины XIX века. Формирование ансамбля центральных площадей столицы. Основные памятники.

2. Архитектура Москвы первой половины XIX века. Своеобразие московского классицизма.

3. Эклектика и стилизаторство в русской архитектуре середины XIX века. Русско-византийский стиль.

4. Монументальная и монументально-декоративная скульптура первой половины XIX века. Классицистический синтез искусств.

5. Романтизм в русской портретной живописи первой половины XIX века. Орест Кипренский.

6. Алексей Венецианов. Эстетический и нравственный идеал Венецианова. Образы народа.

7. Педагогическая система Венецианова. Школа Венецианова. Художники круга Венецианова и их роль в развитии русской живописи XIX века.

8. Василий Тропинин. Образы московского дворянства в живописи Тропинина. Эволюция творчества.

9. Пейзажная живопись первой половины XIX века. Основные направления развития.

10. Акварельный портрет первой половины XIX века. Петр Соколов.

11. Историческая живопись первой половины XIX века. Ф.Бруни, К.Брюллов.

12. Александр Иванов. Ранний этап творчества. «Явление Христа народу»: творческий замысел, история создания, образно-пластические идеи.

13. Александр Иванов. Пейзажная живопись: творческий метод, художественные открытия. «Библейские эскизы».

14. Павел Федотов. Этапы творчества, эволюция бытового жанра.

15. 60-ые годы как этап в развитии русской реалистической живописи. Художники-шестидесятники: Н. Неврев, В. Пукирев, Л.Соломаткин, В.Якоби, И.Прянишников, Ф.Журавлев.

16. Василий Перов – глава художников-шестидесятников. Этапы творчества. Бытовая живопись, портрет.

17. Товарищество передвижных художественных выставок как самобытное явление русской художественной культуры второй половины XIX века. Идейная и эстетическая программа передвижников.

18. Бытовая живопись передвижников. Особенности тематики и художественной формы.

19. Портретная живопись передвижников. Концепция личности, круг моделей, особенности художественного языка.

20. Пейзажная живопись передвижников. Особенности тематики, трактовки образов природы. Стилевые направления и типы пейзажей.

21. Станковая скульптура второй половины XIX века. Особенности тематики и пластической формы. Скульптурный портрет. Марк Антокольский.

22. Василий Суриков – глава русской исторической живописи. Особенности содержания и художественной формы.

23. Монументальная скульптура второй половины XIX века. П.Клодт, А.Опекушин, М.Микешин.

24. Илья Репин. Бытовая, портретная, историческая живопись. Тема революционной борьбы в творчестве И.Репина.

25. Николай Ге. Историческая и евангельская тематика. Портрет. Особенности художественной формы.

26. В.В.Верещагин. Традиции и новаторство в батальной живописи. Основные тематические циклы.

27. Особенности художественных процессов в русском искусстве рубежа XIX-XX веков. Объединение «Мир искусства» как широкое общекультурное движение конца XIX – начала XX веков.

28. Творческое ядро объединения «Мир искусства»: А.Бенуа, К.Сомов, Е.Лансере, Л.Бакст, М.Добужинский, А.Головин.

29. Стиль модерн в изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков. Основные стилеобразующие черты в живописи, графике, скульптуре.

30. Виктор Васнецов. Былинные, сказочные, религиозные темы. Черты символизма и модерна в живописи.

31. Виктор Борисов-Мусатов. Своеобразие тематики, стиля, творческого почерка. Мир образов Борисова-Мусатова.

32. Михаил Врубель. Символизм и романтизм в живописи Врубеля. Образно-стилевые особенности. Тематика, жанры, виды искусства Врубеля.

33. Монументальная скульптура рубежа веков. Основные стилевые направления. П.Трубецкой, А.Матвеев, Н.Андреев, С.Волнухин.

34. Станковая скульптура рубежа веков. поиски новых пластических средств и образов. П.Трубецкой, А.Голубкина, С.Коненков.

35. Николай Рерих. Мир языческой славянкой старины в дореволюционном творчестве Рериха. Черты символизма и модерна в живописи Рериха.

36. Пейзажная живопись конца XIX – начала XX века. Основные стилевые направления, виды и типы пейзажа.

37. Константин Коровин. Особенности тематики и живописного языка.

38. Борис Кустодиев. Народные социальные утопии в живописи Кустодиева. Особенности формально-стилевой системы.

39. И.Левитан. Этапы творческого развития, характер пейзажных образов, основные памятники.

40. Михаил Нестеров. Нравственные и эстетические идеалы Нестерова. Тема «святой Руси» в живописи. Портреты.

41. Валентин Серов. Историческая, портретная, пейзажная живопись. Эволюция творчества.

42. Архитектура рубежа XIX-XX веков. Стиль модерн, «русские стили», неоклассицизм. Основные памятники.

 

 

Терминологический словарь

Древнерусское искусство

АПСИДА – полукруглый или граненый выступ с восточной стороны храма для алтаря, завершенный конхой.

АЛТАРЬ – пространство в восточной части храма, отделенное иконостасом, решеткой, парапетом. В центре алтаря – престол.

АРКАТУРА, АРКАТУРНЫЙ ПОЯС – декоративный мотив в виде ряда арочек, опирающихся на полуколонки. Применяется для оформления фасадов и интерьеров храмов и гражданских зданий.

АПОФЕОЗ – прославление лица или события. Апофеоз Богоматери – изображение вознесения Марии на небо.

АКАФИСТ – песнопение в честь Богоматери, прославление Богоматери, написанное в Византии в УП веке.

АНГЕЛ – греч. «вестник», бесплотный дух, созданный Богом.

АССИСТ. ИНОКОПЬ – в древнерусской иконописи линии, штрихи, лучи или орнаментальные мотивы, выполненные злотом по высохшему красочному слою. Рисунок под ассист наносится клеем, крепко схватывающим прижатые к нему золотые листочки.

БАРАБАН – венчающая часть храма, несущая купол, цилиндрической или многогранной формы.

БОЧКА – завершение здания, тип крыши в виде полуцилиндра с заостренным верхом килевидной формы.

ВОСЬМЕРИК – восьмигранник, объемная конструкция восьмигранной формы, в плане – восьмиугольник.

ГЛАВА – завершение церковной постройки в виде купола, «луковицы», шлема, конуса, шатра.

ГУЛЬБИЩЕ – галерея, наружная терраса, опоясывающая здание.

ГРИДНИЦА – парадное помещение для приема гостей, пиров и пр. в княжеских дворцах и домах знати в Древней Руси.

ГРАФЬЯ – в технике древнерусской иконописи или фрески контурный рисунок, процарапанный по левкасу (меловому грунту) или штукатурке. Назначение графьи – облегчить живописную работу надежной фиксацией рисунка.

ДЫНЬКА – декоративный мотив, напоминающий по форме дыню. Украшение резных столбов, наличников, порталов, стен зданий.

ДЕИСУС – греч. «моление, прошение». Икона, изображающая Иисуса Христа с Богоматерью справа и Иоанном Предтечей слева. Деисус, Деисусный чин – главный ряд иконостаса.

ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО – в древнерусской иконописи изображение всего, кроме ликов и незакрытых одеяниями частей тела: пейзажа, архитектурных элементов, утвари, одеяний.

ЗАКОМАРА – дугообразное, полукруглое или килевидное завершение верхней части одного прясла стены, соответствующее форме внутреннего свода.

ЗВОННИЦА – колокольня в древнерусской архитектуре. Плоская стена со сквозными проемами (звонами) наверху для колоколов.

ИКОНА – греч. «изображение, образ», разновидность средневековой станковой живописи с изображением Христа, Богородицы, святых, событий священной истории (праздников), произведение религиозного искусства, объект почитания в христианской религии.

ИКОНОГРАФИЯ – установленные каноном изображения святых, «праздников»; изучение и описание традиционных сюжетов.

ИКОНОСТАС – алтарная преграда в виде деревянной конструкции, установленная иконами в несколько ярусов. Оформился в Древней Руси в конце Х1У века.

 ИЗРАЗЦЫ – покрытые цветной поливой керамические облицовочные плитки с сюжетными или орнаментальными рельефами.

КОЛОКОЛЬНЯ – высокое башнеобразное сооружение для подвески церковных колоколов, построенное вблизи церкви, либо как составная часть храма.

КОКОШНИК – декоративная закомара, по форме напоминающая древнерусский женский головной убор – кокошник; служит для украшения сводов, стен, барабанов, шатров и других частей церковных и гражданских зданий.

КРЕМЛЬ – общественный и административный центр древнерусского города, обнесенный крепостной стеной.

КРЕСТ – орудие казни Иисуса Христа, религиозный символ искупления и объект почитания.

КОВЧЕГ – углубление на поверхности иконы, где помещается ее основное, наиболее значимое изображение (средник).

 КЛЕЙМО – элемент житийной иконы, небольшая композиция с самостоятельным сюжетом. Клейма располагаются вокруг крупного центрального изображения святого, в среднике иконы, обрамляя и дополняя его.

КУПОЛ – выпуклая крыша, свод в виде полушария; сводчатое перекрытие, внутренняя поверхность которого имеет форму полушария.

КОНХА – перекрытие апсиды в виде полукупола, одна четвертая часть сферы.

ЛОПАТКА – вертикальный плоский выступ на стене прямоугольной формы.

ЛУКОВИЦА – покрытие церковной главы, по форме напоминающее луковицу.

ЛИЧНОЕ ПИСЬМО – в древнерусской иконописи изображение ликов ли открытых частей тела (рук, ног).

ЛЕВКАС – наименование грунта в древнерусской живописи. В иконописи – слой мела на жидком клее; во фреске – верхний слой известковой штукатурки.

МАФОРИЙ – атрибут Богоматери, женское покрывало, спускающееся до плеч, до пояса или до земли.

МАНДОРЛА – изображение сияния, окружающего фигуры Христа и Богоматери в виде овала. Символ земной или небесной славы.

НИМБ – условное изображение сияния вокруг головы святого в виде круга, символ святости.

ОДИГИТРИЯ - греч. «путеводительница», один из иконографических типов Богоматери, прямоличное изображение Богоматери в рост или по пояс с младенцем Христом.

ОЗНАМЕНКА – в древнерусской иконописи нанесение линейного рисунка на левкас в начальной стадии работы над иконной, настенной живописью, миниатюрой; «назнаменить» или «ознаменить» икону – значить выполнить рисунок, создать линейную композицию для будущей раскраски.

ОМОФОР – наплечник, часть богослужебной одежды епископа в виде широкой ленты с крестами, наложенной на плечи. Атрибут св.Николая, св.Григория, Василия Великого.

ОРАНТА – греч. «молящаяся», изображение Богоматери в рост или по пояс с поднятыми до уровня лица руками и повернутыми наружу ладонями.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ – христианские богословы, писатели, церковные деятели и авторитеты.ПАРУС – конструкция в виде вогнутого треугольника, соединяющая основание купола или барабана с опорными столпами.

ПАЛАТА – в древнерусской архитектуре зал, обычно бесстолпный или с одним, поддерживающим своды столпом.

ПАЛАТЫ – в древнерусской архитектуре жилое каменное или деревянное здание в два или более этажей. В ХУП веке палаты принимают характер дворцовых корпусов или особняков (палаты Волкова в Москве).

ПОВАЛУША – в древнерусской деревянной архитектуре башня в комплексе жилых хором, в которой находилось помещение для пиров. Могла быть и дозорной башней.

ПЛИНФА – плоский квадратный кирпич, характерный для Древней Руси строительный материал, размер кирпича 35,5 х 35,5 х 5 см.

ПОДКЛЕТ – нижний этаж храма или жилого дома в каменной и деревянной архитектуре Древней Руси.

ПРИДЕЛ – особый дополнительный алтарь в храме, обращенный к востоку впереди или позади главного алтаря.

ПРИТВОР - западная часть храма, отделенная от него глухой стеной – вход в храм.

ПАПЕРТЬ – площадка перед входом в храм, на которую ведут ступени.

ПИЛЯСТРА – лопатка в виде колонны с капителью и базой, служит для членения, украшения и укрепления стены.

ПАНАГИЯ – греч. «пресвятая», эпитет Богоматери. Небольшая икона в виде медальона с изображением Богоматери с младенцем Христом. Знак архиерейского достоинства.

ПЛАЩАНИЦА – полотнище с изображением Иисуса Христа, снятого с креста после распятия.

ПЛАВЬ, ОХРЕНИЕ, ВОХРЕНИЕ – мягкая светотеневая манера моделировки формы в древнерусской иконе способом наложения слоев желтой охры на темный фон санкиря.

 ПРОБЕЛА, ДВИЖКИ – белильные штрихи, положенные поверх моделирующих объем слоев охры.

ПАВОЛОКА, ПРИВОЛОКА, НАСТИЛКА – в технологии древнерусской иконописи кусок холстины, приклеенный к поверхности деревянной доски перед нанесением на нее левкаса.

ПАРСУНА – искаженное слово «персона». Условное название произведений русской портретной живописи с середины и до конца ХУП века, сочетающих черты иконописного образа и реального персонажа.

ПРОРИСЬ. ПЕРЕВОД – контурный рисунок на бумаге, служащий живописцу образцом при компоновке иконы, настенной росписи, миниатюры; рисунок обычно прокладывается по основным линиям и переводился на дерево, стену, бумагу способом припороха.

ПРАЗДНИКИ – священные события евангельской истории.

САНКИРЬ, САНКИР – в древнерусской иконописи основной темный подкладочный фон, с которого начинается исполнение ликов и других открытых частей тела святых.

СКЛАДЕНЬ – в древнерусском искусстве икона, состоящая из нескольких складывающихся частей с самостоятельными изображениями на каждой. Обычны трехчастные складни, средняя часть которых прикладывалась двумя боковыми створками.

СТОЛПНИК – молчальник, поборник строгой отшельнической жизни, пребывающий на столпе или в любом месте, не доступном для людей.

САНКИРЬ, САНКИР – в древнерусской иконописи основной темный подкладочный фон, с которого начинается исполнение ликов и других открытых частей тела святых.

ТРАПЕЗНАЯ – пристройка с западной стороны церкви или отдельно стоящей палаты, служащая местом общественных собраний или трапез.

ФИЛЕНКА – прямоугольное углубление в стене в виде узкой вертикальной щели.

ФРЯЗЬ, ФРЯЖСКОЕ ПИСЬМО – «фряжский» - иноземный. Древнерусское наименование отклонений в иконописной практике от условных канонических приемов изображения в сторону большей правдивости. Увлечение «фрязью» особенно усилилось в живописи ХУП века.

ХОРЫ – балкон внутри христианского храма в западной его части над входом.

ЦЕРКОВЬ – культовое здание, предназначенное для христианского богослужения; организация христианского духовенства и верующих.

ШАТЕР – высокое остроконечное покрытие здания в виде четырех- или восьмиугольной пирамиды.

 

Русское искусство XVIII века

АКСЕССУАР – (побочный, дополнительный) в изобразительном искусстве предмет второстепенного значения, дополняющий характеристику центрального образа и небезразличный для выражения замысла в целом.

АЛЛЕГОРИЯ – от греч . «иносказание». В изобразительном искусстве олицетворение наиболее отвлеченных понятий, изображение их через ассоциативно близкие предметы, существа, образы. Аллегория – зримое наглядное воплощение отвлеченных идей и понятий.

АТРИБУТ – от лат. «свойство, принадлежность». В области изобразительного искусства – постоянный отличительный признак того или иного героя художественного произведения. Чаще всего используется в произведениях на мифологические или религиозные сюжеты. Атрибут нередко оказывается основным средством для определения сюжета или героя подобных произведений.

АТЛАНТ – мужская фигура, исполненная как несущая архитектурная деталь взамен колонны, пилястры, кронштейна.

ВОЛЮТА – архитектурно-декоративная деталь в форме завитка, входит в состав ионической и коринфской капителей или применяется отдельно от ордера как декоративная или конструктивная деталь в сооружениях барочного типа.

ДЕСЮДЕПОРТ – живописная или скульптурная композиция декоративного назначения, помещенная над дверью или связанная с ней как элемент оформления стены в целом. Десюдепорт широко применялся в украшении интерьеров дворцовых зданий XVIII века.

КАРТУШ – декоративное оформление надписи или эмблемы, представленное в виде щита или полуразвернутого свитка. Скульптурно, орнаментально оформленный герб на фасаде здания.

КОНКЛЮЗИЯ – популярный жанр в гравюре петровского времени. Конклюзия - аллегорическая композиция, сочетающая множество разнородных элементов, таких как виды городов, сражений, ландшафтов; портреты, медальоны с гербами, щиты, картуши, ленты с текстами и т.п., заключенных в пышные барочные рамы. Гравюры конклюзий, насыщенные символами и эмблемами, создавались по случаю знаменательных государственных событий.

МАСКЕРОН (МАСКАРОН) – декоративный скульптурный рельеф в виде фантастической маски человека или животного, широко применялся как элемент архитектурной декорации в XVIII – XIX веках.

ОРНАМЕНТ – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов, растительных, геометрических, сюжетных и т.п.

ПАМЯТНИК – в широком смысле – объект, являющийся частью культурного наследия человечества, страны, народа. В узком смысле – произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определенном событии, человеке. Скульптурный памятник рассчитан на обозрение его большим числом людей и играет важную роль в организации окружающего пространства.

ПАРАПЕТ – ограда, перила или невысокая стенка, проходящая по краю крыши, террасы, балкона, вдоль моста, набережной, дороги и т.п. в качестве заграждения.

ПЛАФОН – потолок или любое перекрытие интерьера: плоское, сводчатое, купольное. Украшающее потолок произведение живописи или скульптуры, сюжетное или орнаментальное, важная часть декоративного убранства церковных и парадных дворцовых помещений.

ПАРКЕТ – материал в виде небольших древесных строганных планок для покрытия пола. Само покрытие пола. Особая сложность рисунка паркетных планок присуща дворцовым полихромным паркетам XVIII века, набранным из ценных пород дерева (палисандр, красное, эбеновое и др.)

РАСКРЕПОВКА – небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента, карниза. Применяется для членения, пластического обогащения фасада.

РИЗАЛИТ – часть здания, выступающая за основную линию фасада.

РАКУРС – перспективное сокращение предметов при близкой точке зрения. В декоративных росписях ракурс применяется для эффектной передачи движения форм в пространстве.

РОТОНДА – центрическое сооружение, круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом: храм, мавзолей, павильон, зал и т.п.

РОКАЙЛЬ – главный элемент орнамента стиля рококо: изгибающиеся вычурные формы, напоминающие раковину. Рокайль – мотив орнамента в виде стилизованной раковины или термин, применяющийся для обозначения стиля рококо, синоним стиля рококо.

РОКОКО – стиль в архитектуре, в основном в отделке интерьеров, в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве России середины XVIII века, отражающий свойственные аристократии гедонизм, стремление к роскоши.

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО – искусство создания садов, парков, бульваров, скверов и других озеленяемых участков. Специфика садово-паркового искусства: использование в организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик и объединение в одно целое элементов природы и художественного творчества (архитектуры, скульптуры, фонтанов и т.п.).

СТАТУЯ – один из основных видов круглой скульптуры – свободно стоящее объеме изображение человеческой фигуры или животного, реже какого-либо фантастического существа.

СТАФФАЖ - от нем. «украшать картины фигурами». Фигурки людей и животных, изображаемые в пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение. Иногда стаффаж выполнятся не автором, а другим художником.

ФАСАД – внешний вид, внешняя поверхность наружных стен здания.

ШПИЛЬ – вертикальное остроконечное завершение здания в виде сильно вытянутых вверх конуса или пирамиды, увенчанных флагом, скульптурным или резным изображением.

ЭМБЛЕМА – обозначение значительного понятия или отвлеченной идеи посредством какого-либо условного знака или изображения. В отличие от символа эмблема не пытается образно воплотить содержание понятия или идеи, а лишь указывает на них, ограничиваясь чисто условной связью.

Русское искусство XIX века

АКАДЕМИЗМ – направление, сложившееся в Императорской Академии художеств к середине XIX века. Академизм основан на догматическом следовании внешним формам классицизма, а также эклектическом сочетании стилевых приемов классицизма, романтизма, реализма. Академизм – стиль официального искусства России второй половины XIX века.

АКРОТЕРИЙ - скульптурное украшение в архитектуре классицизма и барокко. Акротерии размещаются на крышах зданий, на вершинах фронтонов. Изобразительные мотивы: пальметты, грифоны, декоративные вазы, статуи.

 АМПИР – стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве России первой трети XIX века. Образец для ампира – искусство императорского Рима.

АНТРЕСОЛЬ – верхний полуэтаж с низким полком, встроенный в объем основного здания, характерный для особняков и усадебных зданий России первой половины XIX века; или род балкона внутри высокого помещения.

БАЛЛЮСТРАДА – ограждение лестниц, балконов. Терраса, снабженная перилами, опирающимися на ряд балясин, фигурных столбиков.

БЕЛЬВЕДЕР – возвышающаяся над кровлей часть здания в виде беседки или небольшого павильона, откуда можно обозревать окрестности.

БЕЛЬЭТАЖ – этаж, расположенный над цоколем здания и выделяющийся на его фасаде представительностью, декором, иногда размером.

БОСКЕТ – мотив садово-парковой архитектуры: ряд близко посаженных деревьев и кустарников, ровно подстриженных и образующих непрерывную зеленую стену декоративного ограждения.

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ – вариант русского стиля, принятый в России в 30-50-ых годах для соборов, дворцов, общественных зданий, ориентированный на композиционную и декоративную систему Древнерусского зодчества.

ГРОТ – вид паркового сооружения, напоминающий пещеру. Кладка грота выполняется из «дикого»необработанного камня, а отделка – из ракушек. Увлечение гротами в садово-парковой архитектуре связано с романтической символикой, , размышлениями о бренности сущего.

КЛАССИЦИЗМ - художественный стиль в русской архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве России второй половины XVIII – первой половине XIX века, ориентированный на подражание формам античной архитектуры и искусства как идеальному эстетическому эталону.

КУРТИНА – цветочная грядка, клумба; группа однородных деревьев или кустов в парке; часть крепостного вала между бастионами.

МЕЦЕНАТ – лицо, обладающее властью и богатством, оказывающее материальную поддержку художникам. В настоящее время более употребителен термин «спонсор».

МЕЗОНИН – надстройка над средней частью небольшого жилого дома. Верхний полуэтаж мезонина часто имеет балкон или террасу над входом.

МЕМОРИАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ – произведение архитектуры или скульптуры, создаваемое в память значительных событий (монумент, пирамида, мавзолей, надгробие, триумфальная арка, обелиск).

ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК – другие названия: «английский парк», «натуральный сад», парк с живописной планировочной композицией, созданной как подражание естественной природе. Особенности пейзажного парка – извилистые аллеи и дорожки, свободные формы прудов, каналы, лужайки и пр.

ПЕРЕДВИЖНИКИ – русские художники-реалисты, участники Товарищества передвижных художественных выставок, объединения, созданного в 1870 году. «Золотой век» передвижничества – 70-80-ые годы XIX века.

РОМАНТИЗМ – идейное и художественное направление в русском искусстве первой трети XIX века. Романтизм как особый вид мировоззрения и как художественное направление одно из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории искусства. Для романтиков характерен глубокий интерес к человеческой личности, неповторимости ее вешних и внутренних характеристик, в первую очередь, к миру эмоций. Утверждение свободы творчества, торжества индивидуального вкуса, интерес к человеческой истории, особенно к средневековью, антимещанство, антибуржуазность – характерные черты романтизма.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...