Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БАШКОРТОСТАНЕ 5 страница




Возраст сына первопоселенца Мухаметжана Каипку-лова, 1788 г., подсказывает приблизительное время возникновения деревни. Это 70—80-е гг. XVIII в.

В 1850 г. выехало в д. Калуево 13, в новую д. Мусино 63 человека, 3 семьи прибыли из Байрамгулово, что свидетельствует о родственных связях жителей этих мест.

Из 24 дворов с 206 жителями 20 кибиток выезжало на яйляу в четырех местах по речкам и ключам Узунсаз-Елга, Мухаметгали-Елга, Фавазы-Елга, Акбиик-Елга. Поголовье скота было весьма скромным — имели 100 лошадей, 50 коров, 57 овец, 13 коз. Сеяли 72 пуда озимого и 736 пудов ярового хлеба. Ишмурза Сулейманов и Фахретдин Иткулов ежегодно сеяли 117—170 пудов ярового хлеба.

На берегу р. Миндяк в 60-х гг. XVIII в. была основана д. Байрамгулово,наверно, называемая сегодня Новобай-рамгулово. Вконце XVIII в. состояла из 22 дворов, в каждом из них проживало по 13 человек. X ревизия показала 91 двор с 427 жителями.

Сразу же после завершения весеннего сева на летовку выезжало 30 кибиток из 35 дворов с 388 жителями. Язлау проходил по ключу Караул-Саз, по pp. Курала-Елга и Ря-стак, яйляу — по ключу Яман Таш-Елга, козляу — по р. Сатра-Елга. Всем принадлежало 302 лошади, 210 коров, 20 коз. В том же 1842 г. на всех было засеяно 80 пудов озимого и 2104 пуда ярового хлеба. Бикбай Абдулгазизов, Абубакир Сайтов, Ахмет Байгильдин, Баймурат Аккучу-ков, Сибай Абдулгазизов сеяли каждый по 110—130 пудов ярового хлеба. Жители-хлебопашцы имели четыре мельницы-мутовки на р. Мендяк. В 1920 г. в 3—4 верстах от деревни русским — братьям Чупраковым принадлежало две мельницы.

По предписанию кантонного начальника от 13 ноября 1847 г. 14 семей из д. Байрамгулово основали д. Мусино.8 августа 1850 г. сюда же переселились 15 семей из д. Каипкулово во главе с 5 8-летним Юсупом Каипкуловым, 1 семья — из д. Москово (Ямлиха Таяров). Деревня носит имя Мусы Илибякова, 1790 г., его дети Мухаметзуфар, Ишнияс, Тушакай, Абдуляпар, Саитбаттал, Саитягафар.

В 1850 г. в деревне 30 дворов с 140 жителями. Перепись 1920 г. отметила 70 дворов и 390 человек.

На летовку выезжали в конце мая в три места по речкам и ключам Усак-Елга, Тиюлга, Фавазы.

Завершая беглый взгляд на раннюю историю деревень Телевской волости, подчеркнем, что деревни возникали на местах аулов, сожженных карателями в ходе подавления башкирского восстания 1735—1740 гг., когда данная и соседние волости находились в орбите действий местных повстанческих отрядов. Здесь происходили важные события и в годы Крестьянской войны 1773—1775 гг.,


ВЕРХНЕУРАЛЬСКИЙ УЕЗД


25


 


когда все волости уезда оказались районами активных действий повстанцев. По данным карателей, в восстании активно участвовало 430 дворов башкир Кара-Табынской волости во главе со старшиной Расулем-тарханом Итжи-мясовым, 171 двор Барын-Табынской волости старшины Абдулкарима Курманаева, 80 дворов Телевской волости сотника Абдулгазиза Абуталипова, 80 дворов Кубелякской волости старшины Абзана-тархана Баимова, пугачевца9.

К Кудейской волости относились дд. Магадеево и Суяргулово, расположенные при р. Миндяк. Д. Магадеево известна с 70-х гг. XVIII в. V ревизия показала в ней 18 дворов с 106 жителями. В 1859 г. там только 7 домов и 74 человека. К 1920 г. количество и дворов и жителей оставалось без изменения. Одним словом, дело шло к затуханию жизни в данной деревне, что и случилось чуть позже.

Сын первопоселенца зауряд-есаул Габит Магадеев жил в 1764—1837 гг. В соседние деревни выезжало немало людей, в частности, в дд. Суюндуково, Сураманово, Суяргулово.

Другая кудейская д. Суяргулововозникла в 1812 г. Основали ее 12 семей из д. Магадеево, 3 семьи из д. Кубя-ково. Носит имя выходца из д. Магадеево Суяргула Худайшугурова, 1756 г. (его сын Юлмухамет, внук Багаут-дин). В первой половине XIX в. состав населения еще не устоялся, часто жители переселялись в другие деревни. В частности, в 1858 г. по одной семье выехало в дд. Каип-кулово, Сураманово, Калуево, Кучуково, Казаккулово, Махмутово. Как видно, кудейцы из Магадеево и кара-табынцы из Кубяково создали одно поселение Суяргулово. Затем кудейцы пополнили население соседних населенных пунктов.

Жители двух деревень выезжали на одни и те же места для кочевки, в частности, по pp. Сувок-Кую, Тиялган-Елга, Бугара.

В 1842 г. на 44 человека в д. Магадеево было засеяно лишь 208 пудов ярового хлеба; в д. Суяргулово на 120 человек — 40 пудов озимого и 390 пудов ярового хлеба. Суяргуловец Ишмухамет Ибрагимов засевал по 129 пудов хлеба в год.

* * *

В 1780 г. на территории Кара-Табынской волости мишарским служилым населением, вышедшим из дд. Муслимово, Курманаево Челябинского уезда, была основана д. Ахуново. Вконце XVIII в. осели здесь и ясачные татары из дд. Аминово, Чистая Озерская и других Троицкого уезда10. Называется деревня так потому, что здесь жил известный в Исетской провинции ахун Абдул-ла Даушев. Ахун — высшая мусульманская духовная должность. После открытия в Уфе в 1789 г. Магометанского духовного собрания его глава муфтий стал высшей духовной должностью. Вслед за этим ахуны, как и муллы и др., оказались в его подчинении. Абдулла Даушев —

9 РГАДА. Ф. 1274. Оп. 119. Л. 317. 10ЦГИАРБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 99,617.


мишарский мурза. Мурзы и князья — представители господствующего феодального сословия среди служилых татар и мишарей. Абдулманнан Муслимов служил мишарским старшиной, о его злоупотреблениях сохранилась масса документов11. Дед Абдуллы-ахуна и отец Абдулманнана - Муслим, основатель деревни своего имени. Выходит, что они — племянник и дядя.

Абдулла Даушев — один из 565 депутатов Екатерининской Уложенной комиссии 1767—1768 гг. Он — депутат от мишарей Исетской провинции. Со 2 июля 1767 г., сразу же по прибытии в Петербург, он уже заседал в комиссии12. Он был освобожден как депутат «навсегда от смертной казни, пыток и телесных наказаний», носил особую золотую медаль.

Известен сын Абдуллы отставной зауряд-есаул Муха-метаскар, 1786 г. В материалах ревизии есть и другие Дау-шевы — отставной зауряд-есаул Мухаметвали Габбасович, 1765 г., и зауряд-сотник Шагиахмет Хамитович, 1790 г. У последнего дети Зулькарней, Мухаметмансур, Муха-метрахим, Мухаметмагафур.

По V ревизии 1795 г. в деревне было 55 дворов с 444 жителями. В 1859 г. 280 дворов с 1623 жителями. В 1920 г. в 725 дворах проживало 4087 мишарей и татар. Увеличение численности населения за такой короткий срок (между V—X ревизиями) в 3,5 раза было возможно не только за счет естественного прироста, но главным образом за счет переселенцев (в 1823 г.), например, причислены были Валиша Ишемгулов, Габдулла Масягу-тов из д. Ядыгарово Мамадышского уезда Казанской губернии (см. д. 196).

Татарские дд. Кидыш, Танышауи Ташмурынвозникли после 1920 г.

































Тептярские деревни

На вотчинной земле Кара-Табынской волости, конфискованной казной у башкир за участие в восстании 1735—1740 гг., возникали тептярские деревни. Их было сначала 13—14, затем осталось 12.

Прежде чем охарактеризовать эти деревни, выясним происхождение термина «тептярь» и сущность сословия тептярей.

Тептярей знала только башкирская вотчинная земля. В других областях, кроме Башкирии, тептярей не знали. Институты припущенников и тептярей являются продуктом социально-экономического и политического развития башкирского общества. Порождены они вотчинным правом башкир на населяемые ими земли, возникли исуществовали задолго до появления переселенцев из Поволжья. Возможность припуска на башкирские земли имелась и до присоединения Башкирии к Русскому государству. Затем на основании царских жалованных грамот башкирским родам — волостям значительно расширились возможности припуска на общинные земли. Часть этих земель легко отчуждалась: отдавалась в калым или аренду. На общинные земли вотчинниками припускались на определенных условиях припущенники из обезземелив-шихся и лишенных вотчинных прав по разным причинам

11 МИБ. Т. 4. Ч. 2. С. 415, 422.

12 Русский вестник. 1861. № 11-12. С. 62.


26


УЧАЛИНСКИЙ РАЙОН


 


башкир из данной или других волостей. Припущенни-ками становились отдельные башкиры или группа, лишившиеся вотчинного права на земли. За припуск они платили припускавшим волостям по 10—25 коп. в год с каждого двора. Припущенники сохраняли свою сословную принадлежность к башкирам. Поэтому они выполняли все, что требовалось от остальных членов башкирского сословия в пользу казны и припускавшей их общины.

С началом массовой колонизации края в XVIII в. в институт припущенников из башкир влились переселившиеся в Башкирию безземельные татарские, мишар-ские, марийские, удмуртские, чувашские крестьяне. Тем самым усложнился этнический состав припущенников. Крестьяне-переселенцы выходили из своих общин в районах старого местожительства в Поволжье и становились припущенниками башкир-вотчинников. Они сохраняли сословную принадлежность. Например, татары-переселенцы находились в служилом, ясачном, торговом сословиях. Среди мишарей-припущенников были только служилые люди. Марийские, мордовские, удмуртские и чувашские крестьяне-припущенники составляли ясачное сословие. Таким образом, припущенники из башкир и переселенцы из Поволжья не образовывали нового сословия, а сохраняли прежнюю сословную принадлежность.

Вместе с тем, из среды припущенников постепенно образовались тептяри, а затем сформировалось их сословие. Лишенный вотчинного права на землю башкир-общинник выходил сам, вытеснялся нуждой или выталкивался, отвергался насильственно (по-башкирски — тибелеу) не только из своей общины, но и из сословия. Отсюда социальный по своему содержанию термин «тептярь» (по башкирски типтереу — «отвергнуть»), типтэр -- «быть отвергнутым» (причастная форма), — «отверженные». Сравни башкирскую пословицу: «

 — Отвергнутый Отчизной — не мужчина, отвергнутая стадом — не скотина, отвергнутый сердцем — не любимый»13.

О возникновении термина «тептярь» существует несколько версий. Одна из них (Рычков П. И., Витев-ский В. Н., Добросмыслов А. И., Ахмаров Г. Н.) широко распространена и выводит его из персидского слова дэф-тэр, понимая под этим заключаемые припущенниками письменные условия (запись, договор) с башкирами-вотчинниками или список, реестр, куда заносились тептяри. Однако гипотеза не подтверждается фактами. В действительности, почти все припущенники составляли с вотчинниками договорную запись о припуске, однако не все они назывались тептярами. Кроме того, тептяри жили не только на башкирской вотчинной земле (615 696 десятин, или 64,4% от всех 955 916 десятин, владеемых или пользуемых ими земель в середине XIX в.), но и на казенной (113 318 десятин, или 12,1%), и на собственной, т.е. жалованной им русскими царями или купленной у башкир (224902 десятины, или 23,5%) землях14. Если теп-

13 Асфандияров А. 3. Тептяри (социально-этническое и лингвистическое содержание термина) // Башкирская этнонимия. Уфа, 1987. С. 59-82.

,4ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 6333. Л. 398-402.


тяри действительно заключали договоры с вотчинниками о припуске, то с казной никогда не составляли таких документов, тем более на собственной земле они ни с кем не оформляли записи о пользовании земельными угодьями. Несмотря на это, при всех условиях оседания они назывались тептярями. Таким образом, сама реальность не согласуется с предположением о персидском происхождении термина «тептярь».

Что касается тептярей Верхнеуральского уезда, то они обосновались как раз на казенной земле, конфискованной у кара-табынцев. История их заселения вкратце такова.

В ходе башкирского восстания был издан указ от 20 августа 1739 г., который разрешил припущенникам из мишарей, татар и чувашей селиться на землях «бунтов-щичьих» башкир, т.е. участников восстания, причем отдельными деревнями и без уплаты вотчинникам арендной платы15. Ссылаясь на этот документ, ясачные татары в лице старшины Ильтабана Степанова, сотников Мин-либая Ишменева, Юсупа Байметова и рядовых Аита Юсупова, Рысая Банящева, Юсупа Надырметова, Аита Аштаванова (Ильтабанова), Уракая Греева, Алексея Илмаева, Ишметя Надырметова, Азамата Якунина, Бака Алеметева, Сайта Аитова, Биктимира Уразметова 16 июля 1743 г. обратились в Исетскую провинциальную канцелярию с прошением о выделении им земельных угодий башкир Кара-Табынской волости, старшины которых Алиш Муксинов, Аккузя Кулембетов, Юсуп Арыков были казнены или наказаны. Эти кара-табынские земли считались «бунтовщичьими», а старшины и сотники ясачных татар, живущих по р. Багаряк Исетской провинции, были противниками восстания. Чтобы удовлетворить их просьбу, в августе 1743 г. в Кара-Табынскую волость были посланы геодезисты, которые должны были выяснить, действительно ли претендуемые земли принадлежали участникам восстания, если да, то должны были «их объехать, сделать границы, указать рубежи, измерить в десятинах пахотные земли, сенокосные и др. угодия и описать их». К 17 ноября геодезисты выполнили задание.

В отведенных ясачным татарам землях оказались земельные угодья и озера башкир — противников восстания во главе со старшинами Таймасом-тарханом Шаимо-вым и Кулгильды Кармышевым. Последние в декабре 1743 г. уступили татарам озеро Юмалы, а три озера Ургун, Ачулы (сердитый, ныне зовется Учалы) и Карагайлы башкиры оставили себе. Однако 20 января 1750 г. ясачные татары, уже названные тептярями, просили Исетскую канцелярию и эти озера закрепить за ними; поскольку они платили обременительный 8-гривенный ясак, то канцелярия пошла им навстречу и решила «теми озерами, как и землею, им владеть вечно». Таким образом, ясачные татары, вышедшие из своих общин по месту старого жительства по р. Багаряк, затем в течение 1743—1750 гг. и из татарского ясачного сословия, стали тептярями с новыми повинностями, с новым управлением. Они осели на казенной земле, недавно конфискованной у башкир-вотчинников Кара-Табынской волости. Этот факт является лишним доказательством несостоятельности точки зрения о происхождении термина «тептярь» от персид-

ПСЗ. Т. 10. С. 870.


ВЕРХНЕУРАЛЬСКИЙ УЕЗД


27


 


ского слова дэфтэр. Ясачные татары, ставшие тептярями, никакого договора о припуске не заключали, и на основе указа Исетской провинциальной канцелярии стали владельцами огромного количества земель в 89 тыс. десятин16.

В 1744—1747 гг. было основано 13 тептярских деревень. Самой последней по счету и быстро исчезнувшей была д. Ишмаметово,по V ревизии она имела население 100 человек. Все остальные деревни получили значительное развитие. В 1747 г. всех тептярей было 1320 человек, по V ревизии — 2882 человека при 414 дворах, по X ревизии - 8030 человек при 970 домах. Советская перепись 1920 г. показала в 3825 дворах 19 915 человек. Рост численности населения шел не только за счет естественного прироста, но и за счет перехода представителей других сословий — этносов в тептярское сословие. За 1747— 1859 гг. его численность возросла почти в 8 раз. В состав тептярей влились потерявшие вотчинные права участники восстаний — кара-табынцы, значительное количество вотчин которых было конфисковано как собственность «бунтовщиков», а сами бывшие владельцы этих угодий покинули свои общины и сословие. Среди верхнеуральских (впоследствии учалинских) тептярей было немало казахов, оказавшихся на правом берегу р. Урал; их насильственно распределяли по тептярским и башкирским деревням уезда. В состав тептярей также вошли безземельные марийцы и чуваши. Вот почему так резко возросло количество тептярей.

Теперь приведем конкретный материал по каждой деревне.

Самой крупной была д. Учалы, ставшая селом и центром Тептярско-Учалинской волости. Все 12 деревень входили в эту волость. Название ее происходит от одноименного озера, которое в XVIII в. во всех документах и на карте 1786 г. называли Ачулы-Асулы, т.е. сердитый, с XIX в. — Учалы. В момент основания она называлась Митряево.Происхождение названия точно установить не удалось, поскольку ни такого имени, ни фамилии среди ее жителей не было. Может быть, здесь жили тептяри — переселенцы из д. Митряево Бугульминского уезда, относившейся к тептярской команде № 5. Было и третье название — Минусяй. Население д. Учалы интенсивно росло. По IV ревизии 1783 г. там проживало 297, в 1795 г. - 408, в 1859 г. - 1640, в 1920 г. - 3129 человек. Дворов было в 1795 г. - 63, в 1859 г. - 120, в 1920 г. - 631. Среди жителей были и казахи, причисленные в тептяри (Дусенбай Аитбаев с братьями. См. д. 99).

В центре волости кипела жизнь. При двух мечетях действовали начальные школы — мектебе. По средам шла бойкая торговля всевозможными изделиями и товарами на базаре, а на ярмарку, проводимую весной 18—23 мая, осенью 15—20 сентября и зимой 18—25 декабря, приезжали купцы из отдаленных мест. Располагались здесь волостное управление и почтовая станция.

В 12 верстах от центра волости находится д. Ильтеба-ново.Здесь обосновался старшина Ильтабан Степанов, противник восстаний 1735-1740, 1755 гг. О происхождении членов его команды и его самого Батырша Галиев,

16 РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 3732. Л. 27-28; Ф. 1355. Д. 935. Л. 58-63. Выражаю признательность А. Адельгужину за предоставление копий этих документов.


известный своим воззванием к народам Башкирии в 1755 г., писал из Шлиссельбургской крепости Петербурга: «Оглашен указ о том, чтобы старшина Ильтабан всей своей командой, оставив веру ислама, перешли бы в русскую веру, или же вернулись в прежнюю дедовскую свою веру — чувашскую» (т.е. языческую). Из этого намека можно узнать о чувашском происхождении многих людей из его команды. Батырша знал Ильтабана и его людей, у него учился Абдикей Биктимиров из команды Ильтабана17.

V ревизию деревня встретила 35 дворами с 230 жителями. К X ревизии было 53 двора и 672 человека. В 1920 г. в 204 домах проживало 1053 жителя. Функционировала мечеть и при ней мектебе.

Между упомянутыми деревнями при р. Кандабулак расположена третья — Кунакбаево.В 1811 г. был жив сын Кунакбая Юлдаш, служивший старшиной. Перечислим имена отдельных жителей: Байгазы, Тимергази, Тимир-бай, Ямакай Уракаевы, Сирбай Кужамбаев, Мухамедьян, Мухамедьяр, Мухаметнияз Кинзебаевы, Гибадулла и Аб-дулла Ямакаевы, Батал и Тимирбай Уразаевы (их дети Абдуллатиф, Абдулвахит), Абдулвали Балтаев, Зулькар-най Кузембаев, Салихъявгар Кужамбаев, Саитгафар Уметбаев, Сайфулла Баягулов (сыновья Тулубай, Юлды-бай), Абдулкарим Аитов, перешедший в 1802 г. из д. Имангулово, Ишбулды Мулдашев, переселившийся в 1800 г. из д. Кузгун-Ахмерово Катайской волости (д. 99).

В 1795 г. было 45 дворов с 244 жителями. 972 человека проживало в 140 дворах к X ревизии. В 1920 г. было 314 дворов с 1696 жителями.

В 24 верстах от центра волости при р. Урал находится д. Минлибаево,сегодня известная как Уразово.Сотник Минлибай Ишменов вместе с другими должностными и влиятельными лицами в 1743 г. поставил свою подпись на прошении о выделении им «бунтовщичьей земли». Его сыновья Ишим и Игибай в 1805 г. переехали в д. Учалы. Известно происхождение и второго названия. В начале XIX в. там жил Ураз Курамович Каипов. Здесь же жили Гузеир и Рахмангул Имангуловы, Таксыр и его сын Хиса-метдин Туктаровы, Кушбаба Ишмекеев, Баймурат Куншбаев.

В конце XVIII в. деревня состояла из 29 дворов, где проживало 204 жителя. В середине следующего века в 139 дворах жило 410 мужчин и 348 женщин. В 1920 г. в ней было 389 дворов с 1864 жителями. Через 5 лет они составляли 205 хозяйств. До Октябрьской революции 1917 г. здесь находилась почтовая станция. В 2—3 верстах от деревни находилась мельница Афанасьева и Киселева.

При р. Малые Учалы в 12 верстах от центра волости расположена д. Имангулово (Ташкисеу).Первопоселенцу Имангулу Усманову в 1811 г. исполнилось 76 лет. Его дети Абдулсалям, Абдряй (1746—1815), его дети Нигматулла, Зулькарнай (его сыновья Ярмулла, Калимулла, Сафарга-ли, Муллагали, Аллаяр, Зайнулбашар), Абдразак (его дети Абдракип, Хушираушир, Гайса, Мухаметсалим, Губай-дулла, Файзулла), Абдрахим, Абдулкарим (его дети Ярму-хамет, Мухаметрахим), Абдрашит, Абдулмажит (его Гайсар) и Абдуллатиф, призванный в 1801 г. во 2-й тептярский полк на 15 лет службы (д. 204).

В деревне жил тезка первопоселенца, но более молодой Имангул Кувазяров, 1756 г., его сыновья Мавлютбай, Тулубай, Юлдыбай, 1812 г., находившийся на 15-летней

НАУНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 12. Д. 51-а. Л. 91.


28


УЧАЛИНСКИЙ РАЙОН


 


службе в 1-м тептярском полку. Казах Итбалы Терешкин был приписан сюда в 1801 г.

В конце XVIII в. в Имангулово проживало 214 человек. 861 человек был в деревне по X ревизии. В 1920 г. в 268 домах проживали 1549 жителей.

На таком же расстоянии от д. Учалы на р. Урал находится д. Юлдашево.Известны сыновья и внуки Юлдаша. Ягуда Юлдашев, 1743 г., имел сына Рамазана и внуков Хисаметдина, Сайфутдина, Хуснутдина. Абзелил Юлдашев был моложе брата на 16 лет, его дети Абдулшафик (его Тухватулла), Ибатулла, Гибадулла, Сунагатулла.

Есть предположение, что тептярское поселение возникло на месте сожженной карателями д. Аккузево. Раннее название деревни происходит от имени батыра Кара-Табынской волости, участника и руководителя восстания 1737—1740 гг. Аккузи Кулембетова.

В 1795 г. 244 жителя проживало в 30 дворах; в 1859 г. было 150 дворов с 954 жителями. 1545 человек проживало в 295 домах в 1920 г.

При р. Урал находится д. Калканово.Вначале она называлась Шамарово.Первое название от гидронима, второе — от антропонима. Однако среди жителей в материалах ревизий не удалось найти человека с таким именем или фамилией.

В 1795 г. было 208, в 1859 г. - 703, в 1920 г. -1269 жителей. Среди них были Елкибаевы, Сабанбаевы, Иткуловы, Кутушевы, Мукасевы.

В начале 20-х гг. XX в. при деревне имелись мельницы Галиуллина и Абраменко.

При озере Ургун в 1790 г. возникла деревня с таким же названием, известная сегодня как Мулдашево.Сюда переехали тептяри д. Аминево. Известен Кучук Мулда-шев (1756—1816), его дети Абдулвали, Абдулгалим, Абдулямиль, Караматкарим.

Через 5 лет после основания деревня имела 30 дворов с 268 жителями. X ревизия показала 824 человека при 122 дворах. 1190 человек было в 1920 г. Всего 230 дворов.

В 11 верстах от Учалов возникла д. Рысаево.Носит имя одного из тех, кто подписал прошение с просьбой о предоставлении им земли башкир-«бунтовщиков». Это — Рысай Банящев. Второе название д. Акбулатовообъяснить не удалось, хотя оно явно от антропонима. Здесь за 1795 г. упоминается Амин Ибраев, бывший старшина. Его имя носит д. Аминево, расположенная на территории Верхнеуральского уезда Челябинской области.

240 человек проживало в 30 дворах в 1795 г. По X ревизии в ней было 628 жителей при 111 дворах. Здесь находилась почтовая станция.

Первопоселенцем д. Ильчинобыл Илсе Асанов (1746—1809). Его сын Базаргул служил в 1811 г. в тептярском полку. Среди жителей можно было встретить такие фамилии, как Ярышевы, Кучербаевы, Идельбаевы, Кусякбаевы, Тулупбаевы, Яумбаевы, Тулыбаевы, Байгут-лины. Среди них были и башкиры — тептяри. Были и казахи (например, Кубеган Минясаров).

В 1795 г. в 32 дворах проживало 222 человека. В 1865 г. в ней было уже 1168 жителей при 173 домах. Советская перепись показала возросшее количество дворов (473) и жителей (2443).

По pp. Крувна, Курталка возникла д. Сафарово (Аитово).Первоначально называлась Аитово. Но сказать, чье имя она носит, затруднительно. В прошении 1743 г. о выделении ясачным татарам «бунтовщичьей» земли


имелись имена рядовых Аита Юсупова и Аита Иштавано-ва (Ильтабанова, сына старшины). Там фигурировало имя сына одного из перечисленных — Сайт Аитов. Был еще Муслюм Аитов, 1749 г., с детьми Абдулсалямом, Аб-дулхасаном, Хуснутдином, Сиражетдином, Ямалетдином. В 1767 г. сын Сафара служил старшиной тептярей. Это — Мухамет Сафаров.

V ревизия зафиксировала 282 жителя при 43 дворах. В списке населенных мест Оренбургской губернии за 1866 г. д. Сафарово названа в скобках Долган Саитово и состояла из 210 дворов с 1048 жителями. К 1920 г. намного увеличилось количество дворов (324) и жителей (1762 человека). Тогда же при деревне имелись Софийский прииск, в одной версте от нее, и Тимофеевский прииск, в двух верстах от нее.

12-я деревня тептярей — это Мансурово,расположенная при р. Шартым. В XVIII в. ее называли по месту нахождения Ирендык.Первопоселенец — известная личность. Мансур Ибрагимов, которому в 1816 г. исполнилось 84 года, был депутатом от тептярей в Екатерининской Уложенной комиссии 1767—1768 гг. Выходит, что из «инородческих» депутатов из Исетской и Уфимской провинций Оренбургской губернии (от исетских мишарей мулла Абдулла-мурза Даушев и уфимских мишарей Абзалил Максютов, от исетских, ичкинских и багарятских татар мулла Альмухамет Ибрагимов, от торговых татар Сеитовой слободы под Оренбургом Мансур Палатаев, от уфимских башкир старшина Туктамыш Ишбулатов, от исетских башкир, сартов, калмык старшина Базаргул Юнаев, от башкир и перешедших в Оренбургскую губернию «иноверцев» писарь Мухаметкарим Ибрагимов и др.) двое вышли из учалинской земли. Это — Абдулла-ахун Даушев и писарь Мансур Ибрагимов18. Чего же требовали тептяри от Уложенной комиссии, на словах законодательной, а на деле — совещательной и в конце концов ничего не решавшей? От имени тептярей поверенные старшины Мухамет Сафаров и Кучербай Арсланов, рядовые Исмаил Аблаев, Ишмен Ишметов и отставной писарь Биктимир Уразметов просьбы свои оформили в форме наказа своему депутату Мансу-ру Ибрагимову. Во-первых, просили к своей земле «еще прибавки». Во-вторых, требовали от верхнеуральских и уклы-карагайских казаков огораживать свои посевы и сенокосные места, чтобы туда не попадал их скот, что вызывало конфликт между ними. Еще требовали за крещеных не взыскивать с их общины ясак, поскольку крещеные покидали родные места. Просили отменить сборы по 20 коп. с каждой свадьбы19.

Известны дети Мансура Ибрагимова. Старший сын Исмагил, 1757 года рождения, его сыновья Рахимкул (его сын Ибатулла), Рахматулла (его Хабибулла, Фаткулла), Гайнулла. Второй сын Мухаметрахим Мансуров, 1779 года рождения, у него 5 сыновей. К их именам прибавлено имя Мухамет — Мухаметзаман, Мухаметгали, Мухаметгалим, Мухаметсадык, Мухаметшариф (д. 57, 99,196).

Недалеко от этой деревни в XIX в. добывали золото. Алчные торговцы открывали на окраинах деревни кабаки для продажи прежде всего спиртных напитков, против чего не раз протестовало население20.

Русский вестник. 1861. № 11-12. С. 62. РГАДА. Ф. 342. Оп. 1. Д. 10911. Л. 208. Горный журнал. 1868. № 1.


ВЕРХНЕУРАЛЬСКИИ УЕЗД


29


 


По V ревизии в Мансурово было лишь 17 дворов со 111 жителями. Через 64 года 405 человек проживало в 52 домах. В 1920 г. 170 дворов насчитывали 934 жителя.

Тептяри жили также в прииске Буйда-Иверский.В 1920 г. в нем было 6 дворов с 42 жителями.

Занимались тептяри земледелием и скотоводством. В конце XVIII в. волость имела всего 4 мельницы. Не все тептяри были хлебопашцами. Вот что написано в документе того времени: «Землю запахивают не всю, а (лишь) некоторую часть, остальные лежат впусте»21. В 1833 г. житель д. Мулдашево Абдуллатиф Ишкинин, протестуя от имени всех тептярей против введения волостного управления, писал: «Поелику хотя они именуются податным народом, но по сословию наравне с казенными крестьянами себя не признают, потому что они содержат регулярный тептярский полк и более принадлежат к ведомству оному, ибо всех податей, прочих повинностей, дорожное содержание ныне по 30 коп. и на двух полков чинят сбор по 3 руб. с каждой души, и к тому же, не все вообще занимаясь хлебопашеством, в летнее время, подражая предкам своим и башкирскому обыкновению, для пропитания себя, равно и скота выходят в кочевье»22. В этом прошении перечислены почти все их повинности, но они содержали не один, а два полка. Земледелие у них не было развито, на это оказали влияние полукочевые башкиры, влившиеся в состав тептярей.

В Тептярско-Учалинской волости двумя командами тептярей управляли двое старшин.

Русские деревни

Их в районе мало. Самые ранние из них возникли в XVIII в. как рудничные поселки. Следует сказать, что в освоении природных богатств края башкиры играли немаловажную роль. Они были неплохими рудоискателями: царское правительство в XVII—XVIII вв. прибегало к их помощи в поисках рудных мест.

В оживлении деятельности рудоискателей большую роль сыграли указы 1719 и 1739 гг. В одном из них говорилось: «Кто руду найдет, и на том месте завод построить возможно будет, от которого бы впредь прибыль могла быть, заплатится за его труд за каждый фунт меди, коли-ко из одного опытного пуда выйдет, по 4 руб., а за серебро за каждый золотник, которой из пуда руды выйдет, также 4 руб. дается»23.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...