Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БАШКОРТОСТАНЕ 1 страница




ИСТОРИЯ

СЕЛ И ДЕРЕВЕНЬ

БАШКОРТОСТАНА

И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ


УДК 94 (470.57) ББК 63.3 (2Рос.Баш) А91

Утверждено Министерством образования Республики Башкортостан

АсфандияровА. 3.

А 91     История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. — 744 с.

ISBN 978-5-295-04683-4

В книге содержится материал по истории населенных пунктов 41 района Республики Башкортостан и башкирских поселений Пермского края и Свердловской, Самарской и Саратовской областей Российской Федерации.

Издание предназначено для учителей и широкого круга читателей.

УДК 94 (470.57)
СИ-2009                                                                                                                                                                                     ББК 63.3 (2Рос.Баш)

ISBN 978-5-295-04683-4                                                                                                                 © Асфандияров А. 3., 2009

© ГУП РБ БИ «Китап» им. Зайнаб Биишевой, 2009


Посвящается 100-летнему юбилею Башкирского государственного университета

ПРЕДИСЛОВИЕ


Изданная в 1990—2002 гг. в 8 книгах «История сел и деревень Башкортостана», охватывающая 41 район РБ, а также две книги о прошлом башкирских поселений Пермского края и Свердловской, Саратовской и Самарской областей РФ, давно разошлись. В 1997 г. была переиздана первая книга. Через год заново увидели свет вторая и третья книги в одном томе. За короткое время и они исчезли из книжных магазинов.

Очень сильно возрос интерес людей к истории своего родного очага и родословной после принятия Кабинетом Министров РБ Постановления о ежегодном проведении «шежере байрамы». По просьбе читателей подготовлено настоящее издание краткой истории населенных пунктов РБ и башкирских поселений других регионов России.

В последние десять с лишним лет появилось немало литературы по истории сел и районов. Самой высокой оценки заслуживает монографическая работа профессионального историка доцента БГПУ Б. С. Давлетбаева «Большая Ока. История села» (Уфа, 1992), основательно документированная и повествующая о прошлом и настоящем поселения, написанная с большой любовью к малой родине, к землякам, району и республике. Большую ценность представляет его же уникальная публикация «Твое шежере», состоящая из 5—6 книг с материалами ревизий-переписей с 1811 по 1917 г. почти по каждому нерусскому селу Мечет-линского района РБ. Его же материалы использованы в отдельных статьях в первой в республике краткой энциклопедии Мечетлинского района (Уфа, 2000), где можно найти много сведений о персоналиях, школах, колхозах и т.д. В 1999 г. в издательстве «Китап» было издано объективное исследование по истории родного села и рода доцента БГАУ, заслуженного экономиста РБ X. М. Яппарова под названием «Наше шежере. История еланских башкир». На основе глубокого изучения материалов московских и уфимских архивов, сохранившегося шежере сельчан, опубликованных источников и литературы автору удалось показать правдивую историю возникновения, социально-политического, экономического и культурного развития крупного башкирского села Стародюмеево Илишевского района РБ. Чуть раньше увидели свет книги по истории сел Арсланово (Р. И. Шарафутдинова) и Уразбахтино (Ш. А. Терегулов) Чишминского района. Книги написаны увлекательно и содержательно. Ранняя история сел Чишминского района в книге Терегулова Ш. А. «Чишмы — мой край родной» (Уфа, 1995) местами страдает односторонностью, предпочтение отдается легендам, не подтвержденным историческими источниками, но в ней много интересного и достоверного, особенно по советскому периоду. Никак невозможно согласиться с тем, что автор, доверяя без оговорок сведениям


родословной и информаторов, а также «отрывкам записей на каких-то надгробных камнях», «скудным письменным источникам», которые никто не видел, утверждает о начале истории, например, села Сафарово с 1579 г.1 А по давно известным опубликованным источникам, проигнорированным автором, оно возникло лишь в 1742 г. «на отписной (т.е. конфискованной) от башкирцев Чубиминской волости за бунт (т.е. восстание 1735—1740 гг.) земле»2. Вынужден подчеркнуть, что историческая наука пока не располагает ни одним документом о возникновении населенных пунктов припущенников на башкирских землях в XVI в. Об ошибочном утверждении или предположении того же автора о создании села Арсланово во второй половине XVII в. на основании родословной его жителей в 11—12 колен можно сказать следующее. Шежере — не очень надежный источник при определении даты возникновения сел (его функции другие) по причине того, что оно берет свое начало не там, где проживали эти поколения, а там, откуда они переселялись, поскольку нить поколений, связи от их передвижений не прерываются. На самом же деле село Арсланово было основано не 350, а почти 270 лет тому назад (в 1740 г.). Тоже самое можно сказать о селе Чишмы, которое возникло не в середине XVII в., а почти 100 лет спустя (1742 г.). В целом, можно удивлятся тому, что авторы-краеведы неправомерно умаляют значение исторических источников (архивных и опубликованных), не пользуются и пренебрегают ими. Такой подход часто приводит их к попыткам удревнить историю семей и населенных пунктов.

Весьма положительное впечатление у читателей оставляет работа Я. Г. Мухтарова о жизни и деятельности башкира Яркея Янчурина — основателя одноименного села, ныне центра Илишевского района РБ, завершаемая содержательными приложениями3.

Появились книги и по другим районам4. Пишутся и издаются энциклопедии районов. Это очень отрадно. Однако они распространяются только на местах, поэтому их невозможно найти не только в книжных магазинах, но и в библиотеках даже в Уфе, куда непременно должны поступать обязательные экземпляры этих изданий. Некото-

' Терегулов Ш. А. Чишмы — мой край родной. Уфа, 1995. С. 26-27.

2 Южноуральский археографический сборник (далее —
ЮАС). Вып. 2. Уфа, 1975. С. 319.

3 Мухтаров Я. Г. Ялан Яркей и его потомки. Уфа, 1999.

4 Исмагилов Р. С. Очерки по истории Нуримановского
района. Уфа, 1998; Насыров Р. Г. Века и поколения. История
Хайбуллинского района РБ. Пособие для учащихся и краеведов
района. Уфа, 2000 и др., в которых о селах, их возникновении
и развитии крайне мало материалов.


4


ПРЕДИСЛОВИЕ


 


рым подобным книгам присущ элемент вождизма, выражающегося, как правило, в напутствии глав администраций районов с обязательной подачей их фотографий на первых страницах, хотя они не всегда хорошо знакомы с содержанием текстов.

* * *

Источниками для написания краткой истории населенных пунктов районов послужили опубликованные в 1936—1960 гг. «Материалы по истории Башкирской АССР» (ч. 1, т. 3, т. 4 в двух частях, т. 5), где содержатся сведения о родах-волостях, населенных пунктах, о припуске представителей нерусских народов на башкирские вотчинные земли, землепользовании сословий, об их взаимоотношениях и т.д. Б. С. Давлетбаевым опубликованы ведомости земских исправников по трем губерниям за 1840—1842 гг.5 Такие же ведомости о мишарях, а также о башкирских волостях, кантонах, юртах и деревнях, подготовленные к печати автором этих строк, увидели свет в 1976 г.6 Такого же характера документы о других сословиях ждут своего выявления и обнародования.

По законам Российской империи прослеживается административно-управленческая, демографическая, религиозная, экономическая, торгово-финансовая, социальная, земельная, попечительская политика в просвещении, здравоохранении, а также в семейно-брачных отношениях, проводившаяся правительством в Историческом Башкортостане в 1557—1917 гг.7

Ценным источником по русским населенным пунктам, возникшим в конце XVI — начале XVII в. в окрестностях г. Уфа, служит «Отводная книга по Уфе» за 1591—1629 гг.8, опубликованная видным российском историком, доктором исторических наук Н. Ф. Демидовой, приложившей неимоверные усилия для создания фундаментального труда, содержащего уникальные источники по истории Башкирии в 5-ти томах (тт. 3, 4 в 2-х частях, 5, 6) объемом 3390 страниц.

Много интересных фактов по истории отдельных сел содержит книга В. А. Новикова «Сборник материалов для истории уфимского дворянства» (Уфа, 1878; 1879; 1903). Отдельные сведения о башкирских селениях имеются в записках путешествий академиков И. И. Лепехина, П. С. Палласа и др. О башкирах-тарханах, основавших свои деревни, можно найти материалы в работе В. В. Вельяминова-Зернова (Записки Импер. Академии наук. Т. 4. Кн. 2. СПб., 1864).


В некоторых публикациях имеются конкретные материалы о русских крестьянах — переселенцах из разных губерний, основавших села с указанием форм их оседания на башкирских вотчинах в виде припуска (аренды) или покупки. По этим материалам можно определить и происхождение названий вновь возникших селений9.

Отдельные фактического характера данные разбросаны по многочисленным публикациям по Уралу, Пермскому краю и др.

Важным источником по теме являются статистические материалы, содержащиеся в архивах (РГАДА, РГВИА, ЦГИА РБ и др.)10 и в сборниках".

Основными источниками послужили материалы ревизий-переписей, проведенных с 1719—1722 гг. до 1859 г. По ревизиям XVIII в. можно почерпнуть сведения о селениях татар, мишарей, тептярей, представителей угро-финских и славянских народов. Башкирских населенных пунктов, кроме смешанных, там нет. Зато они широко представлены в делах VI—X ревизий (1811—1859 гг.)12. Материалы ревизий — ценнейший источник фактов о первопоселенцах, членах их семей, о формах семьи, о пережиточных формах брака (многоженство, левират).

Важнейшим источником служат метрические книги (для мусульман с 1829 г.). Сведения о рождении, браке и смерти за последнюю треть XIX — начало XX в. дополняют материалы ревизий при составлении родословной семьи и села13. Данные метрических книг робко входят в научный оборот, что можно объяснить отсутствием каких-либо научных разработок, справочных пособий о значении и возможностях этого источника, оформленного на арабской графике, которой могут пользоваться не все.

По истории семьи, ее формах в ЦГИА РБ содержатся интереснейшие сведения в фонде Духовного управления мусульман в Уфе (295). Фонды военного губернатора (2), канцелярии гражданского правления (1), размежевания земель (10) и многие другие раскрывают отдельные стороны взаимоотношений коренного населения с припущенни-ками, выявляются тексты договорных записей о припуске, материалы о возникновении селений, об основателях новых деревень и о многих других моментах жизнедеятельности сел.

В целом, опубликованные и выявленные архивные материалы с имеющейся литературой по истории РБ дали возможность вкратце показать раннюю историю населенных пунктов, их демографическое, хозяйственное, социально-политическое и культурное развитие до конца XIX — начала


5 Малоизученные источники по истории Башкирии. Уфа, 1986. С. 83-158.

6 ЮАС. Вып. 2. Уфа, 1976.

7 Извлечения из Полного собрания законов Российской империи: «Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептя-
рях и бобьшях». Уфа: Китап, 1999. Составление, вступительные статьи и примечания канд. исторических наук Ф.Х. Гумерова
(1929-2000).

8 Из истории феодализма и капитализма в Башкирии. Уфа, 1971.

9 Абрютин В. А. Переселенцы и переселенческое дело в Уфимском уезде Уфимской губернии. Уфа, 1897; аналогичные работы
В. Михайлова по другим уездам.

10 Часть архивного материала — статданные по ревизиям и переписям опубликована: «Западные башкиры по переписям
1795-1917 гг.». Уфа, 2001.

11 Список населенных мест Российской империи. Т. 28. Оренбургская губерния. СПб., 1877; Список населенных мест по сведе
ниям 1866 г. Т. 38. Оренбургская губерния. СПб., 1871. Переиздание. Уфа, 2006; Список населенных мест по сведениям 1870 г. Т. 45.
Уфимская губерния. СПб., 1877. Переиздание. Уфа, 2002; Полный список населенных мест Уфимской губернии. Уфа, 1896; Сбор
ник статистических сведений Уфимской губернии. Т. 1. Уфимский уезд. 1898 и др.

12 Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (далее - ЦГИА РБ). Ф. 138. Оп. 2.

13 Там же. Ф. 295.


ПРЕДИСЛОВИЕ


XX в. В книгу включены малоизвестные материалы и факты, более известные не нашли в ней отражения.

* .* *

В книге принят за основу не алфавитный порядок расположения материала по районам и деревням. В таком случае нарушился бы территориальный принцип их расположения (по соседству) и игнорировалась бы роль родственных связей в возникновении дочерних деревень. Сведения о каждом из районов даются на основе старого административно-территориального деления. За основу взято волостное деление уездной территории. Рассмотрев все деревни одной волости, автор переходит к изучению аулов другой волости. При этом учитываются кантонное и юртовое управление в первой половине XIX в. Кантон состоял из нескольких юрт, каждая из них включала группу деревень данной волости. В силу этих моментов алфавитный порядок подачи материала, кстати, очень удобный для читателя, здесь не оправдывается.

* * *

Издание содержит сведения почти о каждой деревне в отдельности по следующим пунктам:

1. Уезд, волость, кантон, юрта, в составе которых находилась деревня, краткая их характеристика.

2. Время основания сел и деревень с современными названиями.

3. Имена первопоселенца, его детей.

4. Происхождение названия населенного пункта.

5. Количество дворов и жителей с указанием их этнического состава за XVHI—XIX вв.

6. Формы основных и пережиточных семей и браков.

7. Участники башкирских восстаний XVTI—XVIII вв., Крестьянской войны 1773—1775 гг., Отечественной войны 1812 г.

8. Статистические данные о состоянии хозяйства — скотоводства, земледелия, промыслов, мельниц.

9. Районы кочевок с указанием их ориентиров.

 

10. Рудознатцы.

11. Религиозные и светские школы.

Памятуя, что имена составляют образ народа, автор стремится показать реальную деятельность конкретных людей с тем, чтобы их потомки сегодня могли соединить с ними свою родословную, чтобы гордиться делами и подвигами предков, сознавать себя продолжателями их дел. Материалы справочника можно использовать на уроках истории Башкортостана и России, особенно при изучении тем о социально-экономическом развитии, национально-освободительном движении и истории культуры.

Учитывая пожелания читателей, школьных учителей в особенности, включаем в эту книгу тематику, по которой можно было бы вести краеведческую работу на местах — в сельских и городских школах.

1. Происхождение рода — волости. Атрибутика рода — тамга (знак), дерево, птица, боевой клич (оран). Территория рода-волости.

2. Вотчинное право башкир. Его происхождение, эволюция, отмена.


 

3. Содержание и значение жалованных грамот родам-волостям для населяемых ими земельных территорий.

4. Башкирское самоуправление. Всебашкирские, региональные (по дорогам — областям: Казанской, Осинской, Ногайской и Сибирской) и волостные (бывшие родовые) народные собрания (йыйыны). Круг решаемых ими вопросов. Курултай, его функции. Старосты — старшины. Шариатский суд.

5. Местоположение вашего села и города. Административное управление ими (волость, уезд, губерния), кроме того, для башкир и мишарей в 1798—1865 гг. - кантоны, юрты.

6. Время и причины возникновения вашего населенного пункта, его название, легенды об этом.

7. Первопоселенец, его потомки.

8. Знатные люди села.

9. Шежере — родословная рода, группы семей, отдельной семьи, деревни. Социальные функции шежере в прошлом. Родословная каждого ученика до пятого-седьмого поколения. Башкирские, русские, татарские, чувашские, марийские названия поколений до 7-го колена (отец - сын — внук).

 

10. Этнический состав жителей села, время оседания, переселения их в Башкортостан. Сотрудничество и борьба их против всех форм гнета.

11. Двор и семья. Их соотношение. Их населенность в прошлом и сегодня.

12. Формы брака в прошлом и настоящем.

13. Соотношение форм семьи в прошлом и настоящем.

14. Свадебные обряды.

15. Взаимоотношения членов семьи в прошлом и сегодня. Поговорки и пословицы на эту тему.

16. Родственная группа семей, их роль в сельской общине и производстве материальных благ.

17. Происхождение и этимология имен жителей села.

18. Гидронимы, оронимы вокруг села.

19. Распространенные в селе поговорки и пословицы о родине, дружбе, любви и честном труде.

20. Народные песни, такмаки, частушки, бытовавшие в селе.

21. Детские игры в недавнем прошлом, их описание.

22. Оружие и снаряжение воинов башкирских, тептяр-ских, мишарских, русских казачьих полков в 1812г.

23. Боевой путь полков, сформированных в Башкирии в 1812 г.

24. Боевые награды воинов в Отечественной войне 1812 г.

25. Приемы и методы ведения земледелия в прошлом.

26. Приемы и методы ведения скотоводства в прошлом.

27. Названия мастей и возрастов лошадей (скота вообще).

28. Земледельческие и охотничьи орудия и приспособления, их предназначение и названия.

29. Бортничество.

30. Пасечное пчеловодство.

31. Соколиная охота (охота с ловчими птицами).

32. История школ всех форм.

Эти темы можно распределить между учащимися с тем, чтобы они изучали источники и литературу, посещали краеведческие музеи, беседовали со старожилами. Собранный материал (рефераты, таблицы, схемы, эскизы, фотоснимки и др.) послужит основой для устных выступлений на школьных конференциях и пополнит фонд школьного и сельского краеведческих музеев.


6


ПРЕДИСЛОВИЕ


 


Цель настоящей работы — помочь учителю в изучении истории родного селения и города, возбудить интерес к прошлому своих предков, а также содействовать в организации краеведческой работы в школе, ведь знать родной край — значит уважать и любить трудовые и боевые традиции отцов и дедов. Задачами ее являются выяснение причин и обстоятельств возникновения села, установление времени его основания, характера его демографического, социально-экономического и культурного развития.

За помощь в поисках материалов приношу свою искреннюю благодарность известным краеведам РБ, сотрудникам центральных (РГАДА, РГВИА в Москве, РГИА в Санкт-


Петербурге), областных (ЦГИА РБ, ЦГА РТ, ГА 00, ГА ПО, ГА СО), академических (НА РАН в Москве, НА УНЦ РАН в Уфе) архивов и библиотек (Научная УНЦ РАН, Национальная имени Валиди, Историческая в Москве, областные в Оренбурге, Казани, Перми и Екатеринбурге, университетские — МГУ, КазГУ, БашГУ), а также рецензентам и особо руководству и редакторам всей серии книг во главе с зав. редакцией издательства «Китап» С. Г. Мухтаруллиной, С. М. Рахимовой и работникам Министерства образования РБ, глубоко понимающим значение преподавания в школах предметов регионального компонента.


Пора нам бросить старую лень и убийственное равнодушие к стране, где живем, время заняться изучением ее и описанием во всех отношениях.

В. С. Юматов^



































ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Управление Башкирией.С добровольным присоединением Башкирии к Русскому государству, сыгравшим прогрессивную роль в развитии ее экономики и культуры, обширная территория региона сначала вошла в состав вновь образованного Уфимского уезда, затем названного провинцией, входившего вместе с Исетской провинцией в Оренбургскую губернию. В 1865 г. губерния была разделена на две: на собственно Оренбургскую губернию с Верхнеуральским, Стерлитамакским, Оренбургским и вновь образованным Орским уездами и на Уфимскую губернию с Уфимским, Белебеевским, Бирским, Мензе-линским, Троицким, Челябинским и созданным Златоус-товским уездами. Бугульминский, Бузулукский и Бугу-русланский уезды отошли во вновь образованную в 1850 г. Самарскую губернию.

До конца XVIII в. Башкирия делилась на 4 дороги — области. Западная от Уфы часть Башкирии называлась Казанской дорогой, южная — Ногайской, восточная — Сибирской, северная — Осинской. Каждая дорога делилась на административные волости, образованные из территорий родов и племен. Каждая волость состояла из тюб (аймаков). В 1773 г. в Казанской дороге была 21 волость, в Осинской — 3, в Сибирской — 11, в Ногайской — 25, в Исетской провинции — 14 волостей. Количество их постепенно увеличивалось в результате обособления тюб (аймаков) в самостоятельные волости. До конца века волости управлялись старшинами, которые отвечали за сбор ясака с волощан, несение военной службы, выполнение других повинностей, были ответственными «за порядок и тишину» во вверенных им волостях, получали от уфимских воевод указы. Старшинами могли быть только «знатные», богатые башкиры, имеющие тысячи голов скота, в частности, родовые бии, которые постепенно превращались в феодалов, и тарханы, освобожденные от уплаты ясака, но обязанные нести военную службу.

В конце XVIII в. территория башкирского и мишар-ского населения была разделена на кантоны, состоявшие из групп деревень, названных юртами. Башкирия насчитывала 11—13 башкирских и 4—5 мишарских кантонов. Как правило, территории башкирских волостей одного

' Оренбургские губернские ведомости. 1848. № 7.



О БАШКОРТОСТАНЕ

уезда входили в состав одного кантона. В 1798—1846 гг. в Верхнеуральском уезде функционировал 6-й кантон, перенумерованный в 1846 г. в 7-й. В Стерлитамакском уезде находился 7-й (8-й) башкирский кантон. В 1855 г., когда тептяри и бобыли были присоединены к башкирскому войску, количество кантонов достигло 28. Территория 6-го (7-го) кантона была перераспределена с включением земель тептярей на три кантона: 4-й (штаб-квартира в д. Юлдыбаево, ныне Кугарчинский район), 5-й (в д. Темясово, ныне Баймакский район) и 6-й (с центром в д. Серменево Белорецкого района, затем в д. Рахметово Абзелиловского района). Так продолжалось до отмены кантонной системы управления в Башкирии в 1863—1865 гг. В период кантонов башкиры и мишари находились в военном сословии и несли службу по охране Оренбургской пограничной линии, участвуя в войнах и походах России.

Численность населения.Говоря о численности башкирского населения, отметим, что полного учета его не было до конца XVIII в. Но исследователи предположительно определяют количество населения в 200—250 тыс. человек в XVI, XVII и XVIII вв. в отдельности. По V ревизии (1795 г.) насчитывалось 190—200 тыс. башкир. По VIII ревизии (1834 г.) их было уже 392 тыс.; к 1858 г. (X ревизия) в крае проживало 545 тыс. башкир.

Башкирское население подразделялось на оседлое и полукочевое. В 1846 г. из 439 тыс. башкир оседлых было 231 тыс. (52,6% всех башкир), а полукочевых — 208 тыс. человек (47,4%). Тогда же в Верхнеуральском уезде из 50 тыс. человек полукочевой образ жизни вели 47 тыс. (93,5%), в Стерлитамакском уезде из 46 тыс. человек — 37 тыс. (80,3%), в Оренбургском уезде из 78 тыс. — 61 тыс. человек (78%). В Троицком (зауральская часть), Челябинском и Шадринском (Пермская губерния) уездах на летовку выезжало подавляющее большинство башкир. В Красноуфимском и Екатеринбургском уездах Пермской губернии полукочевым скотоводством занималось 46% башкир, в Троицком (западная часть), Уфимском, Белебеевском, Бугурусланском, Бугульминском уездах — 17—22%. Башкирское население Осинского, Пермского уездов Пермской губернии, Бирского, Мензелинского уездов Оренбургской губернии и Сарапульского уезда Вятской губернии жило оседло.


8


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БАШКОРТОСТАНЕ


 


В целом башкирское население расселялось на территории 22 уездов четырех губерний — 12 уездов Оренбургской губернии, Шадринского, Красноуфимского, Екатеринбургского, Осинского, Пермского уездов Пермской губернии, Сарапульского и Елабужского уездов Вятской губернии, Хотинского, Вольского, Хвалынского уездов Саратовской губернии.

Каково было соотношение мужчин и женщин? У башкир, особенно восточных, мужчин насчитывалось больше, чем женщин, — первые преобладают в 10 уездах из 12. По V ревизии мужчин — 95 тыс., женщин — 89,5 тыс., соотношение: 1,06:0,94. Примерно такое же соотношение сохраняется и в XIX в.2

Среди башкир были вотчинники (асаба) и припущен-ники. В 1834 г. из 592 тыс. человек безземельных башкир-припущенников было 66 тыс. (16,8%), в 1859 г. они составляли уже четвертую часть всех башкир — 135 тыс. из 545 тыс. человек.

Со второй половины XVI в. Башкирия стала многонациональным краем. Сюда переселялись русские и нерусские крестьяне. Массовое заселение ими Южного Урала произошло в XVIII в. В конце этого столетия численно преобладали небашкиры: мишарей насчитывалось 28 тыс., в середине XIX в. — 97 тыс. человек. Тептярей было около 100 тыс. и 266 тыс. человек. В 1795 г. население башкирского края насчитывало 70—80 тыс. татар. Среди тептярей были представители прежде всего татар, затем марийцев, чувашей, мордвы, удмуртов, безземельных башкир. В 1850 г. половину населения Оренбургской губернии из 2 249 200 человек составляли русские, далее следовали башкиры (497 тыс.), тептяри (266 тыс.), татары (98,5 тыс.), мишари (97 тыс.), чуваши (52,2 тыс.), марийцы (38,5 тыс.), мордвины (77 тыс.), удмурты (18,2 тыс.).

Русские крестьяне оседали здесь на помещичьих, заводских и казенных землях. Нерусские крестьяне в основном припускались башкирскими общинами на свои земли за определенную плату. Они назывались припу-щенниками и тептярями.

Территория губернии, волости. Ясак.Оренбургская губерния располагала 35 млн. десятин земли. Из них в так называемых «башкирских дачах» и в других, «на коих имеют жительство башкирцы», считалось 14 млн. (по другим данным — 11 млн.) десятин. Из этого количества половина земли была под лесом и составляла неудобные для земледелия площади. Понятие «башкирские дачи» (их насчитывалось 125—137) было чисто условным, т.к. значительная часть земли в пределах дач принадлежала не башкирам, а другим владельцам, в частности, заводам. В четырех уездах около 300 тыс. десятин передали казакам. Огромные угодья были захвачены помещиками.

По указу от 10 апреля 1832 г. башкирам-вотчинникам устанавливалась 40-десятинная душевая норма по VII ревизии (1816 г.), припущенникам военного сословия (мишари, тептяри) — 30 десятин, гражданским припущенникам (татары) — 15 десятин на душу по VII ревизии. Причем, башкиры наделялись земельным участком в собственность, а припущенники — в пользование. Остаток земель после реализации этого указа отчуждался казной. Среди мишарей припущенники составляли 90%, среди

1Асфандияров А. 3. Башкирская семья в конце XVIII — первой половине XIX в. // История СССР. 1984. № 4. С. 150-161.


татар — 70%, тептярей — 69%. Остальные из их числа жили на казенной, заводской, собственной, т.е. приобретенной путем покупки, и жалованной по царским грамотам землях3.

Башкирские земли распределялись между волостями. На границах территорий волостей ставились тамги родовой собственности. Академик П. С. Паллас писал, что башкиры «разделяют сами себя на некоторые поколения, имеющие по горам и речкам свои пределы, им в точности известные»4. Волостная земля юридически находилась в общинном владении башкир. По мере развития общества волость, соответственно и ее территория, подразделялась на тюбы (аймаки), со временем приобретавшие права волостей. В общем — общинном владении находились пастбища, леса, реки и озера. Оставшиеся земли закреплялись в виде «паев», «повытий», «акланов», «жеребьев» за отдельными вотчинниками. На эти индивидуальные участки припускались безземельные крестьяне. Каждая волость имела царскую грамоту, подтверждавшую ее земельное владение. Царское правительство всегда признавало вотчинное право башкир. В указе 1832 г. сказано: «Вотчинниками считаются все башкирцы, к одной волости или тюбе принадлежащие, хотя бы они разделялись на разные команды и даже состояли в разных уездах»5. И поэтому на многочисленные просьбы башкир о подтверждении их прав как вотчинников оно часто реагировало положительно. Казна была заинтересована в регулярной уплате башкирами ясака за предоставление владения вотчинными землями. Первоначально ясак платился натурой, т.е. куницами, бобрами и т.д. Предметы, входящие в состав ясака, стали единицами обложения. С середины XVII в. ясак требовали деньгами. Но старые виды и размеры ясака сохранялись: 1) куничный, равный 40 коп., 2) бобровый, равный 1 руб. 50 коп., 3) лисий, равный 75 коп.; одни платили лисий оклад, другие — куничный. За бобровые гоны взимался особый, бобровый, за бортные ухожья — медовый («медвяной») ясак; медовый ясак, равный рублю, т.е. стоимости одного батмана меда (батман = 10 фунтам, 1 фунт = 410 г). Заводились «окладные, или ясачные книги», где записывались размеры ясака и имена ответственных за его уплату. Ими были старосты и «лучшие люди». Вот что написано в одной из грамот Петра I на имя уфимского воеводы Пушкина: «Окладные ясаки писаны на старостах и на лутчих людях, а не на всех по именям»6. Аккуратное поступление ясака в царскую казну обеспечивалось через институт заложничества. Для того, чтобы ясак уплачивали своевременно, с каждой волости требовали заложников — аманатов из детей знатных феодалов. По словам П. И. Рычкова, «во всей Азии содержание аманатов залогом верности и привязанности почитается»7.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 370.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...