Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СПИРИТИЧЕСКИЕ СОБРАНИЯ И ОБЩЕСТВА




§324. Спиритические собрания могут представлять большие выгоды тем, что они дают возможность просвещаться обоюдным обменом мыслей, вопросами и замечаниями, которые каждый может делать и которыми все пользуются. Но чтобы извлечь из них всю желаемую пользу, они требуют особенных условий, которые мы сейчас рассмотрим. Так как всякое собрание есть собирательное целое, то всё, что касается собраний, есть естественное следствие предыдущих наставлений. Они должны принимать такие же предосторожности и предохранять себя от тех же камней преткновения, как и частные лица. Вот почему мы поместили эту главу в конце книги.

Спиритические собрания могут иметь совершенно различные характеры, смотря по предложенной ими цели, а потому и условия их, сообразно с этим, должны быть различны. Они могут быть легкомысленные, опытные или поучительные.

§325. Собрания легкомысленные состоят из людей, которые видят в явлениях одну лишь забавную сторону, которых занимают шутки духов легкомысленных, больших любителей подобных собраний, где они свободно могут выказать себя и потому не упускают этого случая. Там-то предлагаются вопросы о различных пустых вещах, заставляют духов предсказывать будущее, испытывают их прозорливость, заставляя угадывать возраст или что лежит в кармане, раскрывать пустые секреты и тысячи других вещей такой же важности.

Эти опыты не имеют последствий, но так как духи легкомысленные иногда бывают очень умны и вообще нрава лёгкого и весёлого, то часто производят весьма любопытные вещи, которыми наблюдатель может воспользоваться. Но кто не видал ничего более и будет судить о мире духов по этому образцу, тот составит себе идею столь же ложную, как судящий об обществе большого города по обществу некоторых его кварталов. Простой здравый смысл говорит, что духи возвышенные не могут являться в эти собрания, в которых зрители столь же мало серьёзны, как и действующие лица. Если желают заниматься пустыми вещами, то надо призывать прямо духов легкомысленных, как призывают фокусников, чтобы забавлять общество. Было бы святотатством вызывать туда уважаемых лиц и мешать священное со светским.

§326. Собрания опытные имеют главным предметом произведение явлений. Для многих это зрелище более любопытное, чем поучительное. Неверующие выходят оттуда скорее удивлёнными, чем убеждёнными, если не видели ничего другого, и все их мысли обращены на то, чтобы открыть секрет этих явлений, потому что, не отдавая себе ни в чём отчёта, они легко предполагают во всём этом обман. Совсем другое относительно тех, которые изучили предмет. Они заранее понимают возможность, и явления положительные определяют или окончательно утверждают их убеждение. Если бы тут был обман, они в состоянии были бы открыть его.

Невзирая на это, такого рода опыты имеют свою пользу, которую никто не будет опровергать, потому что они открыли законы, которыми управляется невидимый мир, и для многих они неоспоримо составляют могущественную причину убеждения. Но мы утверждаем, что одни они точно так же не могут посвятить в учение Спиритизма, как обозрение замысловатого механизма не может доставить знание механики, если не знают её законов. Во всяком случае, если бы они были ведены методически и благоразумно, то от них можно было бы ожидать гораздо большего результата. Мы сейчас возвратимся к этому предмету.

§327. Собрания поучительные имеют совсем другой характер, и так как в них можно почерпнуть истинное поучение, то мы остановимся далее на условиях, которые должны сопровождать их.

Первое условие - быть серьёзным в строгом смысле этого слова. Надо быть вполне убеждённым, что духи, к которым желаем обратиться, имеют особенный характер. Высокое не может быть соединено с тривиальным, ни добро со злом. Если желают получить что-нибудь хорошее и полезное, надо обращаться к добрым духам. Но недостаточно только просить добрых духов, необходимо поставить себя в благоприятные условия, чтобы они соблаговолили явиться, потому что Духи Высшие не явятся в собрание людей легкомысленных, точно так же как не пришли бы они туда и во время своей земной жизни.

Общество может быть серьёзным только при одном условии: заниматься единственно полезным, отбросив всё остальное. Если оно ищет феноменов необычайных лишь из любопытства или для препровождения времени, то духи, которые их производят, могут явиться, но зато другие удалятся. Одним словом, какого бы характера ни было собрание, оно всегда найдёт духов, готовых содействовать его намерениям.

Итак, серьёзное собрание уклонилось бы от своей цели, если бы оставило поучительное для занимательного. Явления физические, как мы сказали, имеют свою пользу. Желающие их видеть могут итти в собрания, занимающиеся проведением опытов. Желающие понимать их пусть идут в собрания поучительные: и таким образом и те, и другие могут пополнять своё спиритическое образование, как при изучении медицины одни идут на лекции, другие в клинику.

§328. Спиритическое образование состоит не в одних только нравственных поучениях, преподаваемых духами, но требует также и изучения явлений. К последнему принадлежит теория всех феноменов, изыскание причин и, как следствие этого, определение того, что возможно и что невозможно, - одним словом, наблюдение всего того, что может подвинуть науку вперёд. Но было бы ошибочно думать, что факты ограничиваются одними лишь необыкновенными феноменами, что одни только те, которые поражают наши чувства, достойны внимания. Они встречаются на каждом шагу в сообщениях разумных, и люди, собравшиеся для изучения, не будут пренебрегать ими. Эти факты, которых невозможно исчислить, являются во множестве от случайных обстоятельств. Они хотя не столь заметны, но не менее того в высшей степени интересны для наблюдателя, который находит в них или подтверждение известного уже начала, или открытие начала нового, которое даст ему возможность проникнуть далее в тайны невидимого мира. Это та же философия.

§329. Собрания поучительные, между прочим, в высшей степени полезны для медиумов разумных явлений, для тех в особенности, которые имеют твёрдое желание усовершенствоваться и которые не входят туда с нелепой уверенностью в своей непогрешимости. Один из самых опасных камней преткновения в медиумизме, как мы сказали, есть одержание и омрачение. Медиумы могут заблуждаться совершенно чистосердечно в отношении достоинства получаемых ими сообщений, и понятно, что поле бывает открыто для духов-обманщиков, когда они имеют дело со слепым. Для этого они удаляют своих медиумов от всякого контроля, в случае нужды они даже заставляют их ненавидеть тех, кто бы мог образумить их. С помощью уединения и омрачения они легко могут заставить тех принять всё, что им угодно.

Мы не перестанем повторять, что тут не только есть камень преткновения, но даже опасность. Да, мы говорим: большая опасность. Единственное средство избегнуть её - это подчиниться

контролю людей беспристрастных и благосклонных, которые, обсудив сообщения хладнокровно и непредвзято, могут открыть глаза и заставить заметить то, чего без них сами бы не увидели.

Каждый медиум, опасающийся этого суждения, стоит уже на пути к одержанию. Тот же, который воображает, что свет существует для него одного только, уже порабощён. Если он принимает в дурную сторону замечания, если отвергает их, раздражается ими, тогда не остаётся никакого сомнения относительно дурных свойств духа, который помогает ему.

Мы сказали, что медиум может не иметь нужных сведений, чтобы понимать заблуждение. Он может позволить обмануть себя громкими словами и высокопарным языком, быть увлечён софизмами, и всё это от чистого сердца. Поэтому за неимением собственных познаний он должен со всею скромностью обращаться к другим, придерживаясь поговорки, что четыре глаза видят лучше, чем два, и что никто не может быть в собственном деле судьёю. С этой-то точки зрения собрания могут быть весьма полезны для медиума, если он будет достаточно благоразумен, чтобы слушать мнение других, потому что там могут находиться люди, которые видят яснее его, могут схватить оттенки часто незаметные, через которые дух изобличает свою низкую степень развития.

Итак, каждый медиум, искренно желающий не быть обманутым, должен стараться войти в серьёзные собрания и приносить туда всё, что он получает, в частности принимать с признательностью критический разбор полученных им сообщений и даже просить об этом. Если он подвержен влиянию духов-обманщиков, то самое верное средство избавиться от них состоит в том, чтобы доказать им, что они не могут его обмануть. Впрочем, медиум, который раздражается критикой, поступает весьма необдуманно, потому что его самолюбие здесь нимало не затронуто. Он говорит не своё и, следовательно, не может отвечать за это точно так же, как если бы он читал стихи дурного поэта.

Мы остановились на этом предмете потому, что если это камень преткновения для медиума, то также и для собраний, которые не должны легко вверяться всякому посреднику духов. Содействие медиума одержимого или омрачённого будет для них более вредно, чем полезно. Поэтому они не должны принимать его. Мы полагаем, что достаточно распространялись об этом предмете, чтоб уничтожить всякую возможность ошибиться относительно характера одержания, если сам медиум не может его заметить. Самый явный признак его есть, без сомнения, убеждение, что один прав против всех. Медиумы одержимые, не сознающиеся в этом, подобны больным, которые, обманываясь насчёт своего здоровья, умирают от того, что не прибегли к пособию целебных средств.

§330. Серьёзное собрание должно заботиться о том, чтобы удалять духов-обманщиков. Оно ошибётся, если будет считать себя предохранённым от них своею целью и качеством своих медиумов. Оно достигнет этого только тогда, когда само будет в благоприятных для того условиях.

Чтобы понять вполне, что происходит в этом случае, мы просим обратиться к тому, что мы сказали выше в §231, о влиянии среды. Каждого члена собрания нужно представить себе как бы окружённым некоторым числом невидимых спутников, сходных с ним по характеру, вкусу и склонностям. Следовательно, каждый входящий в собрание вводит с собой духов, симпатизирующих ему. Смотря по их числу и их свойствам, эти спутники могут производить на собрание и сообщения влияние хорошее или дурное.

Совершенное собрание было бы то, в котором все члены, одушевлённые одинаковой любовью к добру, вводили бы с собой одних лишь духов добрых. За недостатком совершенства лучше будет то, в котором добро будет преобладать над злом. Это так логично, что не требует дальнейших пояснений.

§331. Общество есть собирательное целое, свойства и качества которого суть сумма качеств и свойств его членов; оно будет иметь тем больше силы, чем однороднее будут его элементы. Если вполне поняли всё, что мы сказали (§282, вопр.5) о том, каким образом духи узнают о нашем вызове, то легко поймут, как важна совокупность мыслей присутствующих. Если наша мысль достигает духа так же, как нас достигают звуки голоса, то двадцать особ, соединённых одним намерением, непременно будут иметь больше силы, чем одна особа. Но дабы все эти мысли устремились к одной цели, надо, чтобы оне звучали в один тон, чтобы оне сливались, так сказать, в одну мысль, чего не может быть без сосредоточения их.

С другой стороны, дух, являющийся в среду совершенно симпатичную ему, сам действует свободнее, находя только одних друзей. Он является туда охотнее и бывает расположен отвечать. Кто следил с некоторым вниманием за спиритическими разумными явлениями, тот может убедиться в этой истине.

Если мысли разнородны, то происходит столкновение идей, неприятное для духа и, следовательно, вредное для явлений. То же самое происходит с человеком, который должен говорить в обществе. Если он чувствует, что все мысли ему симпатичны и благосклонны, то впечатление, производимое ими, действует на его собственные идеи и даёт им более энергии. Единодушие этого содействия производит на него какое-то магнетическое влияние, которое увеличивает его силы, тогда как равнодушие или неприязнь смущают и стесняют его.1 Так актёры бывают наэлектризованы рукоплесканиями. Духи же более впечатлительны, чем люди, и должны ещё больше подвергаться влиянию среды.

Следовательно, всякое спиритическое собрание должно стремиться к возможно большей однородности. Понятно, что мы говорим о тех собраниях, которые желают достигнуть результатов серьёзных и истинно полезных. Если же хотят только получать сообщения, не заботясь о качестве тех, кто их даст, то очевидно, что все эти предосторожности излишни, но тогда не должно жаловаться на достоинство сообщений.

§332. Так как сосредоточение и общность мыслей составляют самое существенное условие всякого серьёзного собрания, то понятно, что слишком большое число присутствующих должно составлять самое важное препятствие к однородности. Для этого, без сомнения, нет определённого числа, и понятно, что сто особ достаточно сосредоточенных и внимательных будут находиться при лучших условиях, чем десять рассеянных и шумных. Но очевидно также, что чем число будет больше, тем труднее соединить все эти условия. Впрочем, доказано опытом, что небольшие согласные кружки всегда благоприятнее для хороших собраний, и это зависит от тех же причин, на которые мы сейчас указали.

§333. Есть ещё одно условие, которое не менее важно, - это правильность в назначении времени собраний. Во всех собраниях есть всегда духи, которых можно назвать обычными. Под этим названием мы разумеем не духов, находящихся везде и вмешивающихся во всё, но духов-покровителей или тех, к которым там чаще обращаются.

Не должно думать, чтобы их единственным занятием было слушать нас. Они имеют свои обязанности и могут находиться в условиях неблагоприятных для вызова. Когда собрания бывают в определённые дни и часы, тогда и духи сообразно с этим располагают свои занятия, и редко случается, чтобы они не являлись. Есть даже такие, которые доводят точность свою до крайности. Они негодуют на малейшее замедление, и если они сами назначают минуту для беседы, то вы будете напрасно призывать их несколькими минутами раньше.

Однако же прибавим, что хотя духи предпочитают точность, но Высшие Духи не так взыскательны. Требование строгой точности есть всегда признак низкой степени развития, как всё мелочное. Ради полезной цели они могут являться и являются даже охотно и не в назначенные часы. Но ничто не вредит так хорошим сообщениям, как вызывание духов когда вздумается и в особенности без серьёзного намерения. Так как они не обязаны подчиняться нашим капризам, то они могут не исполнить нашего желания, и тогда-то другие занимают их место и принимают их имена.

 

Об обществах организованных

 

§334. Всё, что мы сказали о собраниях вообще, относится, естественно, и к обществам, правильно устроенным. Однако последние должны бороться ещё с особенными затруднениями, происходящими от самой связи, соединяющей членов между собой. Так как несколько раз спрашивали мнение наше об их устройстве, то мы изложим его здесь в немногих словах.

Спиритизм, едва рождающийся,2 слишком различно оценён ещё, слишком мало понят в своей сущности большей частью своих последователей, чтобы представлять твёрдую связь между членами того, что могло бы назваться обществом. Эта связь может существовать только между теми, которые видят в нём нравственную цель, понимают её и прилагают к себе. Между теми, которые видят в нём одни лишь явления более или менее любопытные, прочная связь невозможна. Малейшее различие в способе воззрения может разделить их. Совсем другое относительно первых, потому что на нравственный вопрос нельзя смотреть двояко, и потому нужно заметить, что, где бы они ни встретились, взаимная доверенность влечёт их друг к другу. Обоюдная благосклонность, царящая между ними, изгоняет стеснение и неловкость, порождаемые обидчивостью, гордыней, каковые оскорбляются малейшим противоречием, и наконец эгоизмом, который всё относит к себе. Общество, в котором нераздельно господствовали бы подобные чувства, в котором собирались бы с целью пользоваться наставлениями духов, а не в надежде видеть явления более или менее любопытные или для того, чтобы сделать господствующим своё мнение, такое общество, говорим мы, было бы не только прочно, но и неразрушимо.

Затруднение соединить многие однородные начала в этом отношении заставляет нас сказать, что в видах пользы Учения и для блага самого дела спиритические собрания должны более хлопотать о том, чтобы размножаться небольшими группами, нежели стараться составлять большие общества. Эти группы, сносясь между собой, посещая друг друга, сообщая взаимно свои

наблюдения, могут с настоящего времени составить основание большого спиритического семейства, которое соединит со временем все мнения и всех людей в одном чувстве братства, запечатлённого христианским милосердием.

§335. Мы видели, как важно единство чувств для получения хороших результатов. Этого единства тем труднее достигнуть, чем многочисленнее собрание. В небольших кружках лучше знают друг друга и потому могут быть более уверены в их составных элементах. Молчание и сосредоточение мыслей достигаются легче, и всё в них происходит, как в большой семье. Многочисленные собрания по разнообразию элементов, из которых они составлены, мешают единодушию.

Они требуют особенных помещений, денежных средств и административной обстановки, бесполезных в небольших группах. Различие характеров, идей, мнений там выступает явственнее и представляет для духов, склонных к смутам, большую возможность посевать раздор.

Чем многочисленнее собрание, тем труднее удовлетворить всех. Каждый желает, чтобы занятия производились сообразно с его мнением, чтобы преимущественно занимались теми предметами, которые более интересуют его. Некоторые думают, что звание члена даёт право вменять в обязанность каждому иметь одинаковый с ним взгляд на вещи. Из этого рождаются мелкие неудовольствия, причина неловкого положения, которое рано или поздно приведёт к разъединению, потом к совершенному распадению - участи всех обществ, какую бы цель они ни имели.

Небольшие кружки не подвержены подобным неудобствам. Падение большого общества составляет явный вред для Спиритизма, и его враги не преминули бы им воспользоваться. Распадение же небольшой группы проходит незамеченным. Притом же если одна группа уничтожается, то двадцать других возникают на её месте. Двадцать групп от пятнадцати до двадцати человек получат более и сделают больше для распространения, чем одно собрание, состоящее из трёхсот или четырёхсот особ.

Скажут, без сомнения, что члены общества, которые будут действовать так, как мы сказали, не будут испытанными спиритами, потому что первая обязанность, налагаемая Спиритизмом, есть милосердие и благосклонность. Это совершенно справедливо, и потому те, которые так действуют, скорее спириты только по названию. Они наверное не принадлежат к спиритам третьей категории (см. §28); но кто же говорит, чтобы они вообще были какие-нибудь спириты? Здесь представляется одно довольно важное рассуждение.

§336. Не должно забывать, что Спиритизм имеет врагов, которые стараются ему препятствовать и смотрят на его успехи с негодованием. Самые опасные не те, которые нападают явно, а те, которые действуют в тени. Они ласкают одною рукою и раздирают другой. Эти зловредные существа являются везде, где надеются сделать зло. Так как они знают, что согласие составляет силу, то стараются его расстроить, бросая семена раздора. Кто поручится, что те, которые сеют в обществах смущение и несогласие, не суть агенты, умышленно возбуждающие беспорядки?

Можно сказать с уверенностью, что они - спириты ни истинные, ни хорошие. Они никогда не могут быть полезны, а всегда могут делать много зла. Понятно, что они гораздо более имеют возможности втереться в многочисленные собрания, чем в небольшие кружки, где все знают друг друга. С помощью тайных интриг, проходящих незамеченными, они поселяют сомнение, недоверие и нерасположение. Под видом лицемерного участия в деле они критикуют всё, составляют тайные общества, собирают партии, которые скоро разрушают гармонию целого.

Этого-то они и стараются достигнуть. Перед такими людьми говорить о милосердии и братстве то же, что говорить с умышленно глухими, потому как истинная их цель состоит в том, чтобы уничтожить эти чувства как главное препятствие их действиям.

Такое положение дел неприятно во всяком обществе, а ещё более в обществах спиритических, потому что если оно не производит разрыва, то бывает причиною посторонних занятий, несовместимых с сосредоточением и вниманием.

§337. Если собрание идёт дурным путём, скажут некоторые, то люди благомыслящие и благонамеренные не имеют ли право критиковать и должны ли оставлять зло, не говоря ни слова, и одобрять его своим молчанием? Без всякого сомнения, это их право, даже более, это обязанность их. Но если их намерения действительно хороши, то они выразят свои замечания благоприятно, с благосклонностью, открыто, а не украдкою. Если же их не слушают, они удаляются, потому что нельзя предполагать, чтобы тот, кто не имеет какого-нибудь скрытого намерения, силился бы оставаться в обществе, в котором делаются вещи неприятные для него.3

Следовательно, можно постановить правилом, что тот, кто в спиритическом собрании производит беспорядки или разъединение, явно или тайно и какими бы то ни было средствами, есть или возмутитель, или, по меньшей мере, весьма дурной спирит, от которого следует избавиться как можно скорее. Но самые обязательства, связывающие всех членов, часто препятствуют этому. Вот почему следует избегать обстоятельств неразрывных. Хорошие люди всегда обязаны достаточно; злонамеренные же всегда слишком обязаны.

§338. Кроме явно злонамеренных людей, проникающих в собрания, есть ещё такие, которые, по своему характеру, вносят с собой смуту везде, где только показываются. Надо быть как можно осмотрительнее относительно новых элементов, вводимых в общества. Самые вредные в этом случае не те, которые не знают предмета, и даже не те, которые не верят. Убеждение приобретается только опытностью, и есть люди, чистосердечно желающие просветиться.

Больше всего должно остерегаться людей, имеющих свои предубеждения, сомневающихся во всём, даже в очевидности, гордецов, которые воображают, что они одни имеют право на просвещение, хотят, чтобы их убеждения были господствующими, и смотрят с презрением на всякого, кто думает не так, как они. Не обманывайтесь их мнимым желанием просветиться. Многие из них были бы весьма недовольны, если бы их заставили сознаться, что они ошибались; остерегайтесь этих несчастных говорунов, которые всегда желают быть первыми, и тех, которые находят удовольствие в одних противоречиях. И те, и другие заставляют себя терять время безо всякой пользы для них же самих. Духи не любят бесполезных слов.

§339. Видя необходимость избегать всякой причины беспорядков и развлечений, формирующееся спиритическое общество должно обратить всё своё внимание на меры, могущие лишить нарушителей порядка средств вредить обществу и облегчить возможность удалять их. Небольшие собрания имеют надобность в одном только, очень простом правиле дисциплины, необходимом для порядка сеансов. Общества же, правильно организованные, требуют устройства более полного. Лучшим из них будет то, в котором управление будет менее сложно. И те, и другие могут извлечь всё, что найдут для себя полезным, из устава Парижского Общества спиритических исследований, прилагаемого нами далее.

§340. Общества малые или большие, равно как и все собрания, какой бы важности они ни были, должны бороться ещё с другою опасностью. Нарушители порядка находятся не только в среде их, но и в невидимом мире. Как есть духи-покровители обществ, городов, народов, точно так же есть духи злонамеренные, привязывающиеся к группам и к отдельным лицам. Они прежде всего нападают на слабейших, более доступных, которых стараются сделать своими орудиями и мало-помалу опутывают массы. Их злобная радость бывает соразмерна числу тех, которых они успели поработить .4

Следовательно, каждый раз, как только кто-нибудь попадёт в расставленные сети, надо признать присутствие врага, как волка в овчарне, и в таком случае должно принимать меры предосторожности, потому что более чем вероятно, что тот усилит свои попытки. Если не отнимать у него охоты энергичным сопротивлением, то одержание сделается как бы заразительной болезнью, которая обнаруживается у медиумов искажением медиумизма, а у других враждебными склонностями, развращением нравственного чувства и нарушением гармонии.

Так как самое сильное средство против этого зла есть милосердие, то его-то они и стараются подавить. Поэтому не должно дожидаться, чтобы зло сделалось неисцелимым. Не должно даже выжидать первых его симптомов, но надо стараться предупредить его. Для этого есть два верных средства, если их употреблять как следует: сердечная молитва и внимательное наблюдение малейших признаков, обнаруживающих присутствие духов, усердно помогающих тем только, которые сами содействуют им своим упованием на Бога. Другое же показывает злым духам, что они имеют дело с людьми ясновидящими и достаточно здравомыслящими, которых нельзя обмануть.

Если один из членов подвергнется одержанию, то с первых же признаков все усилия должны быть направлены к тому, чтобы раскрыть ему глаза, без чего зло может усилиться, и стараться привести его к убеждению, что его обманывают, и возбудить в нём желание содействовать тем, которые хотят освободить его.

§341. Влияние среды есть следствие натуры духов и образа действия их на живые существа. Из этого влияния каждый может извлечь самые благоприятные условия для общества, желающего приобрести себе симпатии добрых духов и получать только хорошие сообщения, удаляя от себя духов злых. Эти условия заключаются в нравственном расположении присутствующих. В них входит следующее:

 

совершенное единство намерений и чувств; взаимная благосклонность между всеми членами;

 

отречение от всякого чувства, противного истинному христианскому милосердию;

единственное желание просветиться и усовершенствоваться поучениями добрых духов и пользоваться их советами;5

исключение всех тех, которые, прося сообщений у духов, имеют целью только удовлетворение любопытства;

 

сосредоточение и почтительное молчание во время разговоров с духами;

 

мысленное участие всех присутствующих в призыве духа, которого вызывают;

содействие медиумов, принадлежащих к собранию, с отречением от всякого чувства гордыни, самолюбия и первенства, с единственным желанием быть полезными.

Неужели эти условия так трудны, что их невозможно встретить? Мы не думаем этого. Напротив, мы надеемся, что собрания истинно серьёзные, существующие уже в разных местах, умножатся, и не колеблемся сказать, что Спиритизм будет обязан своим распространением более всего им. Соединяя людей честных и добросовестных, они заставят умолкнуть критику, и чем чище будут их намерения, тем более они будут уважаемы даже противниками.

Когда насмешка, касается добра, она не возбуждает уже смеха, она делается презренной. В собраниях этого-то рода истинная симпатическая связь и взаимные обязательства установятся сами собой и будут содействовать общему успеху.

§342. Было бы заблуждением думать, будто собрания, в которых занимаются одними физическими явлениями, не входят в состав этого братского круга и исключают всякую серьёзную мысль. Если они не требуют таких строгих условий, то не остаются также без наказания те, которые присутствуют в них легкомысленно и думают, что влияние присутствующих ничего не значит. Доказательством противного служит тот факт, что часто явления этого рода, даже вызываемые самыми могущественными медиумами, не могут производиться в некоторых средах. Следовательно, и здесь есть неблагоприятные влияния, и эти влияния могут заключаться только в разнородности или враждебности чувств, которые ослабляют усилия духов.

Физические явления, как мы сказали, приносят большую пользу. Они открывают обширное поле для наблюдателя, потому что развёртывают перед ним целый ряд необыкновенных феноменов, последствия которых неисчислимы. Следовательно, собрание может заниматься ими с весьма серьёзной целью. Но оно не достигнет её ни в отношении учения, ни в отношении средства убеждения, если не поставить себя в благоприятные условия. Первое из них заключается не в вере присутствующих, а в их желании просветиться, без всякой скрытой мысли, без предварительного намерения отвергать даже очевидность. Второе - в небольшом числе присутствующих, чтобы избежать смеси разнородных элементов. Если физические явления производятся вообще менее развитыми духами, то не менее того они исполняют волю Провидения, и добрые духи помогают им всякий раз, когда предвидят полезный результат.

 

Предметы изучения

 

§343. Когда вызывают своих родных и друзей, кого-нибудь из знаменитых лиц, чтобы сравнить их загробные мнения с теми, которые они имели при жизни, то часто затрудняются поддерживать разговор, боясь впасть в пустые, общие места. Многие, между прочим, думают, что "Книга Духов" истощила уже все нравственные и философские вопросы. Это заблуждение. И потому небесполезно указать источник, из которого можно почерпать предметы для наблюдения, так сказать, бесконечные.

§344. Если вызывание знаменитых людей и Высших Духов чрезвычайно полезно в отношении их поучений, то вызывание духов обыкновенных не менее приносит нам пользы, несмотря на то, что

они неспособны разрешать вопросы возвышенные. Вследствие своего несовершенства они описывают самих себя, и чем менее растояние, отделяющее их от нас, тем более мы находим в них соотношения с нашим собственным положением, не говоря уже о том, что они представляют нам часто характеристические черты, в высшей степени интересные, как мы объяснили это в §281, говоря о пользе частных вызовов. Следовательно, это неисчерпаемый источник наблюдений, если обращать внимание даже только на людей, которых жизнь представляет какие-нибудь особенности относительно рода смерти, возраста, хороших или дурных качеств, счастливого или несчастного положения на Земле, привычек и умственного состояния.

§345. С духами возвышенными рамки изучения расширяются. Кроме вопросов психологических, которые имеют свои пределы, можно предлагать им множество нравственных задач, простирающихся до бесконечности, относительно всех положений жизни; относительно того, как лучше поступить в известных обстоятельствах, относительно наших взаимных обязанностей. Достоинство наставлений, получаемых по какому-нибудь предмету - нравственному, историческому, философскому или научному, - совершенно зависит от состояния духа, которого спрашивают. Мы сами должны уже судить об этом.

Кроме вызываний, собственно самопроизвольные сообщения представляют также бесконечное число предметов для изучения. Нужно только выжидать предмета, о котором духу вздумается говорить. В этом случае несколько медиумов могут работать одновременно. Иногда можно просить об этом известного духа. Большей же частью выжидают тех, которые сами пожелают явиться, и дух часто является совершенно неожиданно. Эти сообщения могут потом возбудить множество вопросов, предмет которых уже подготовлен таким образом. Они должны быть разбираемы со вниманием, чтобы изучить все мысли, заключающиеся в них, и судить, носят ли оне на себе печать истины. Такой разбор, сделанный со строгим вниманием, есть, как мы сказали, лучшее средство к предохранению себя от вторжения духов-обманщиков. С этой целью, равно как и для наставления других, можно читать сообщения, полученные вне собрания. Таким образом представляется неисчерпаемый источник предметов серьёзных и поучительных.

 

§346. Занятия каждого сеанса могут быть распределены в следующем порядке:

 

чтение спиритических сообщений, полученных в последнее заседание, переписанных начисто;

различные донесения: переписка; чтение спиритических сообщений, полученных вне заседаний; рассказы о явлениях, касающихся Спиритизма;

исследовательские работы: самопроизвольные сообщения; различные вопросы и нравственные задачи, предлагаемые духам; вызывания.

сообщения: критический и аналитический разбор различных сообщений; рассуждения о различных пунктах спиритического Учения.

 

§347. Формирующиеся группы часто бывают останавливаемы в своих занятиях отсутствием медиумов. Медиумы суть действительно главные элементы спиритических собраний, но они не составляют элемента незаменимого, и напрасно думали б, что за неимением медиума нечего и делать. Разумеется, те, которые собираются с единственной целью делать опыты, не могут обойтись без медиума, как музыканты во время концерта без инструментов. Но те, которые

имеют в виду серьёзное изучение, найдут тысячи предметов для своих занятий столь же полезных, как если б они могли действовать сами собой.

Впрочем, и собрания, имеющие медиумов, могут случайно лишиться их, и было бы очень жаль, если б они думали, что в этом случае им остаётся только разойтись. Сами духи могут от времени до времени ставить их в это положение, чтобы научить их обходиться без них. Мы скажем более: чтобы извлекать пользу из их наставлений, необходимо посвящать некоторое время обсуждению их. Учёные общества не всегда имеют под рукой инструменты, необходимые для наблюдения, а между тем они не затрудняются находить предметы для своих рассуждений. В отсутствие поэтов и ораторов литературные общества читают и разбирают творения древних и новых авторов. Общества религиозные рассуждают о Священном Писании. Спиритические общества должны делать то же самое, и они извлекут большую пользу для своего развития, учреждая заседания, на которых читалось бы и разбиралось всё, что может относиться к Спиритизму: и "за", и "против". При этих спорах, в которые каждый вносит своё рассуждение, открываются истины, которые при частном чтении остались бы незамеченными.

Рядом с сочинениями специальными, газеты и журналы представляют множество фактов, рассказов, событый, примеров добродетелей и пороков, возбуждающих чрезвычайно важные нравственные вопросы, которые может разрешить один Спиритизм только, и этим доказывается ещё раз, что он касается всех отраслей общественного порядка.

Мы утверждаем смело, что спиритическое общество, которое расположит свои занятия таким образом, доставая необходимые для этого материалы, не найдёт достаточно времени для непосредственных сообщений с духами. Поэтому мы советуем обратить внимание на этот предмет всем истинно серьёзным собраниям, которые больше ищут просвещения, чем препровождения времени. (См. §207 в главе об образовании медиумов).

 

Соперничество между обществами

 

§348. Собрания, занимающиеся исключительно разумными сообщениями, равно как и те, которые занимаются физическими явлениями, имеют свои миссии. Но ни те, ни другие не были бы проникнуты духом Спиритизма, если б смотрели недружелюбно друг на друга, и то из них, которое бросило бы первый камень раздора, доказало бы этим самым, что оно находится под дурным влиянием. Все должны, хотя и различными путями, содействовать общей цели, состоящей в разыскивании и распространении истины. Их соперничество есть не что иное, как действие гордыни. Доставляя оружие противникам Спиритизма, оно может вредить делу, повидимому защищаемому ими.

§349. Эти последние рассуждения прилагаются одинаково ко всем группам, которые могут не соглашаться между собой в некоторых пунктах Учения. Как мы сказали в главе о противоречиях, несогласия эти касаются большей частью вещей маловажных, часто даже одних выражений. Потому было бы непоследовательно отделяться вследствие того, что не совершенно одинаково

думают. Но было бы ещё хуже, если б различные группы или общества одного города смотрели друг на друга с завистью.

Понятна зависть между соперниками, которые могут матерьяльно вредить один другому. Но когда нет никакой спекуляции, то зависть есть не что иное, как мелочное соперничество самолюбия. Так как нет общества, которое могло бы соединять в себе всех последователей, одушевлённых чистосердечным желанием распространять истину, имеющих одну моральную цель, то единственное соперничество, могущее существовать между ними, должно состоять в том, чтобы более делать добра.

Общества, которые думали бы, что они одни обладают истиной, пусть докажут это, приняв девизом: любовь и милосердие, потому что это девиз всех истинных спиритов. Хотят ли они превозноситься возвышенностью духов, помогающих им? Пусть докажут это возвышенностью получаемых ими сообщений и приложением, какое они сами делают из них - вот непогрешимый критерий, определяющий, какое общество идёт лучшим путём.

Некоторые духи, более завистливые, чем последовательные, стараются иногда передать странные и неудобоприложимые системы с помощью уважаемых имён, принимаемых ими на себя. Здравый рассудок скоро определяет достоинство этих утопий, но до того времени они могут сеять сомнения и недоразумения между последователями; это часто бывает причиной временных несогласий. Кроме описанных нами средств оценить их, есть другой критерий, определяющий их достоинство - это число их приверженцев. Рассудок говорит, что система, встречающая наиболее сочувствия в массах, должна быть ближе к истине, чем та, которая отвергается большинством и с каждым днём теряет своих приверженцев. Итак, будьте уверены, что если некоторые духи запрещают разбирать свои поучения, то потому только, что сами понимают слабость их.

§350. Если Спиритизм должен, как возвещено, произвести преобразование человечества, то это может совершиться не иначе как посредством улучшения масс, которое делается постепенно, с помощью улучшения отдельных лиц. Какая польза верить в существование духов, если это верование не делает лучшим, более благосклонным и снисходительным к своим ближним, более смиренным, более терпеливым в превратностях жизни? Какая польза скупцу быть спиритом, если он скуп попрежнему? Гордецу, если он всё ещё занят самим собой? Завистливому, если он не перестаёт завидовать?

Следовательно, всё человечество может верить в проявления духов и нисколько не продвигаться вперёд. Но не таковы намеренья Божьи. Все серьёзные спиритические общества должны стремиться к цели Провидения, соединяя вокруг себя всех, имеющих одинаковые чувства. Тогда меж ними восстановятся союз, симпатия, братство, а не тщеславие, пустое соперничество самолюбия, заключающееся больше в словах, чем в сущности. Тогда они будут сильны и могущественны, потому что будут опираться на несокрушимое основание: добро для всех. Тогда они будут уважаемы и заставят умолкнуть глупые насмешки, потому что будут говорить во имя евангельской морали, уважаемой всеми.

Таков путь, по которому мы старались вести Спиритизм. Знамя, открыто водружаемое нами, есть знамя христианского спиритизма и спиритизма всего человечества. К нему стекаются уже люди со всех точек земного шара, понимая, что это якорь спасения, оплот общественного порядка, вестник новой эры для человечества. Мы приглашаем все спиритические общества содействовать этому великому делу. Да протянут они братски друг другу руку с одного конца мира в другой - и они заключат тем зло в нерасторгаемые оковы.

 

1 Здесь более чем уместно вспомнить слова апостола, который по этому же поводу говорит, что всё дело в единомыслии, в единодушии, в гармонии. (Й.Р.)

2 Писано в 1860 г. (Асгарта)

3 Так поступил в последние годы жизни сэр Артур Конан-Дойль, выйдя из Лондонского Общества психических исследований, деятельность которого стала откровенно враждебна делу Спиритизма. (Й.Р.)

4 Здесь и далее, по сути дела, описано то, что произошло впоследствии в фашистской Германии: гигантский спиритический эксперимент тёмных оккультных сил. Эти силы, проявлявшиеся первоначально в тайном мистическом обществе "Фуле" (или "Туле"), медиумом в котором был Гитлер, через этого медиума и его аколитов постепенно подчинили своей воле практически весь немецкий народ и стремились после этого к власти надо всей планетой. Как можно видеть, с таким тёмным спиритизмом шутки плохи, ибо слишком много ещё для него на нашей планете питательного материала. (Й.Р.)

5 Кто убеждён, что Высшие Духи проявляются с целью содействовать нашему усовершенствованию, а не для нашего развлечения, тот поймёт, что они должны удаляться от особ, которые ограничиваются тем, что восхищаются их слогом, не извлекая из этого никакой пользы для себя, и судят о привлекательности сеанса по степени интереса, какой представляет он сообразно с их частными вкусами. (А.К.)

 

Глава Тридцатая

УСТАВ

 

Парижского Общества спиритических исследований, основанного 1-го апреля 1858 года и утверждённого г-ном префектом полиции 13 апреля 1858 года, с разрешения его превосходительства министра внутренних дел и общественной безопасности1

 

Раздел I

 

ЦЕЛЬ И СОСТАВ ОБЩЕСТВА

Ст.1. Общество имеет предметом изучение всех феноменов, относящихся к спиритическим явлениям, и приложение их к наукам нравственным, философским, историческим и психологическим. Вопросы политические, вопросы, противные религии и общественной экономии, воспрещаются.

 

Оно принимает название: Парижское Общество спиритических исследований.

Ст.2. Общество состоит из действительных членов, вольных участников и членов-корреспондентов.

Оно может давать звание почётных членов лицам, находящимся во Франции или за её пределами, которые своим положением или трудами могут оказать ему значительные услуги.

 

Почётные члены избираются ежегодно.

Ст.3. Общество допускает только лиц, сочувствующих его правилам и цели занятий; тех, которые уже посвящены в основные начала спиритической науки, или тех, которые серьёзно проникнуты желанием просветиться. Вследствие этого оно исключает всякого, кто мог бы внести с собой в собрание элемент смуты или своим враждебным духом и систематическими противоречиями, или по какой-нибудь другой причине и таким образом заставить только терять время в бесполезных спорах.

Все члены должны быть между собой благосклонны и отличаться хорошим обращением. Они даже должны во всяком случае ставить общую пользу выше вопросов личности и самолюбия.

Ст.4. Чтобы стать вольным участником, нужно обратиться к Председателю Общества с письменным прошением, засвидетельствованным двумя действительными членами, которые ручаются за намерения просителя.

 

В прошении должно излагаться вкратце:

 

имеет ли проситель сведения относительно Спиритизма;

 

его убеждения, относящиеся к началам науки;

 

обязательство подчиняться во всём Уставу.

 

Прошение передаётся в комитет, который рассматривает его и предлагает, если находит это возможным, принять, отсрочить или отказать.

Отсрочка необходима для каждого кандидата, не знающего вовсе начал спиритической науки и не сочувствующего правилам Общества.

 

Вольные участники имеют право присутствовать на всех сеансах, разделять труды и суждения, имеющие предметом изучение; но не в делах, касающихся Общества.

Вольные участники принимаются на один год только и оставление их в Обществе должно подтверждаться в конце года.

Ст.5. Чтобы быть действительным членом, должно пробыть не менее года вольным участником, присутствовать более чем на половине всех сеансов и дать в это время явные доказательства своих знаний и убеждений относительно Спиритизма, своего подчинения правилам Общества и желания действовать во всех обстоятельствах относительно своих коллег согласно с правилами милосердия и спиритической морали.

Вольные участники, постоянно присутствовавшие в течение полугода в собраниях Общества, могут быть приняты как действительные члены, если только они исполняют другие условия.

Принятие предлагается официально комитетом, с согласия вольного участника, если оно сверх того подтверждается тремя действительными членами Общества. Потом, если находят это нужным, оно решается Обществом по тайному голосованию после словесного донесения комитета.

Действительные члены одни только имеют избирательный голос и одни пользуются правом, предоставленным ст.25.

Ст.6. Общество ограничит, если найдёт нужным, число вольных участников и действительных членов.

Ст.7. Члены-корреспонденты, те, которые, не живя в Париже, имеют сношения с Обществом и доставляют ему документы полезные для его занятий могут получить это звание по представлению одного из действительных членов.

 

Раздел II

 

УПРАВЛЕНИЕ

 

Ст.8. Общество управляется одним Председателем-директором, членами канцелярии и комитетом.

 

Ст.9. Канцелярия состоит из:

Председателя, одного заместителя Председателя, одного главного секретаря, двух младших секретарей и казначея.

 

Кроме того, может быть один или несколько почётных Председателей.

За отсутствием Председателя и зам. Председателя заседания могут быть под председательством одного из членов комитета.

Ст.10. Председатель-директор обязан заботиться об интересах Общества и спиритической науки. На нём лежит общее управление и высшее наблюдение за администрацией, равно как и за сохранением архива.

Председатель назначается на три года, прочие же члены на один год и могут быть вновь утверждаемы на неопределённое число лет.

Ст.11. Комитет состоит из членов канцелярии и пяти других действительных членов, избранных преимущественно между теми, которые оказали деятельное содействие в занятиях Общества, принесли пользу делу Спиритизма или выказали дух благосклонный и миролюбивый. Эти пять членов, как и члены канцелярии, назначаются на один год и могут быть ежегодно избираемы вновь.

В комитете председательствует по праву Председатель-директор, а за его отсутствием - зам. Председателя или тот из его членов, который будет для этого назначен.

Комитет обязан предварительно рассматривать все вопросы и административные предложения и другие и представлять их Обществу; он проверяет денежный приход и расход Общества и счета казначея; разрешает текущие расходы и устанавливает все меры порядка, какие будут признаны нужными .

Он рассматривает, кроме того, занятия и предметы изучения, предлагаемые различными членами, приготовляет их со своей стороны и определяет порядок заседаний по согласованию с Председателем.

Председатель всегда имеет право не согласиться на то, чтобы некоторые предметы были разбираемы и помещены в число занятий дня; кроме того, он может предоставить это на решение Общества.

Комитет собирается постоянно перед открытием заседаний, чтобы рассматривать текущие дела, и, сверх того, во всякое другое время, когда признает это нужным.

Члены канцелярии и комитет, которые отсутствовали в течение трёх месяцев, не предуведомив об этом, считаются сложившими с себя должность и будут замещены другими.

Ст.12. Решения как Общества, так и комитета определяются большинством голосов присутствующих членов. В случае равенства голос Председателя даёт перевес.

 

Комитет может действовать, когда четыре члена налицо.

 

Тайное голосование может производиться по требованию пяти членов.

Ст.13. Каждые три месяца шесть членов, избранных из числа действительных членов или вольных участников, назначаются для исправления должности комиссаров.

Комиссары обязаны наблюдать за порядком и спокойствием заседаний и проверять права входа каждого постороннего лица, являющегося на собрание.

Для этого они должны согласиться между собой, чтобы один из них всегда присутствовал при открытии сеансов.

Ст.14. Год Общества начинается с 1 апреля. Выборы членов канцелярии и комитета должны производиться на первом сеансе мая месяца. Прежние члены будут продолжать исполнение своих должностей до этого времени.

Ст.15. На покрытие расходов Общества платят в год действительные члены 24 франка и вольные участники 20 франков.

Действительные члены при их принятии платят сверх того за право вступления единовременно 10 франков.

 

Деньги вносятся членами сполна за текущий год.

Члены, принятые в течение года, платят в этот первый год за оставшиеся кварталы, считая и тот, во время которого они приняты.

Когда муж и жена приняты вольными участниками или действительными членами, от них требуется лишь полуторная годовая плата за обоих.

Каждые шесть месяцев, 1 апреля и 1 октября, казначей отдаёт отчёт комитету о расходах и состоянии кассы Общества.

Когда текущие расходы на наём помещения и другие необходимые издержки уплачены и есть остаток, то Общество назначает его употребление.

Ст.16. Каждому принятому члену, как вольному участнику, так и действительному члену, даётся билет, определяющий его звание. Этот билет находится у казначея, от которого новый член может получить его, заплатив членские взносы и взнос за право вступления. Новый член не может присутствовать в собрании прежде, нежели возьмёт билет. Если в течение месяца он не взял билета, он считается выбывшим.

Равным образом увольняется всякий член, который не внёс годовую плату в первый месяц нового года Общества после напоминания казначея, оставшегося без последствий.

 

Раздел III

 

О СЕАНСАХ

 

Ст.17. Сеансы Общества бывают каждую пятницу в 8 часов вечера, исключая изменения, которые могут случиться.

 

Сеансы бывают частные и общие. Они никогда не бывают публичными.

Каждое лицо, принадлежащее к Обществу, должно на всякий сеанс вносить своё имя в лист присутствующих.

Ст.18. Молчание и сосредоточение мыслей строго требуются во время сеансов и в особенности во время занятий. Никто не может говорить, не получив на то позволения Председателя.

Все вопросы духам должны быть предлагаемы через Председателя, который может отказать в этом, смотря по обстоятельствам.

Совершенно запрещаются вопросы пустые, касающиеся личного интереса, чистого любопытства или сделанные с целью испытания духов, равно как и те, которые не имеют целью общей пользы относительно занятий.

 

Точно так же запрещаются все споры, отвлекающие от главного предмета, которым занимаются.

Ст.19. Всякий член имеет право просить, чтобы напомнили каждому, кто уклоняется от приличия в спорах или возмущает как-нибудь заседание. Напоминание тотчас голосуется. Если оно принято, то записывается в протокол.

Три напоминания в течение одного года влекут за собой право исключить из Общества того, кто подвергся этому, какое бы ни было его звание.

Ст.20. Никакое спиритическое сообщение, полученное вне Общества, не может быть читано в собрании без предварительного рассмотрения Председателя или комитета, которые могут дозволить или отказать.

Копия со всякого постороннего сообщения, чтение которого разрешено, должна оставаться в архиве.

Все сообщения, полученные на заседаниях, принадлежат Обществу. Медиумы, которые их писали, могут снять с них копию.

Ст.21. Частные заседания состоят из одних членов Общества: они бывают в 1-ю, 3-ю и, если можно, в 5-ю пятницу каждого месяца.

В частных заседаниях рассматриваются административные дела, а также предметы изучения, требующие более спокойствия и сосредоточения, или те, которые Общество признает нужным рассмотреть прежде предъявления их посторонним лицам.

В частных заседаниях, кроме действительных членов и вольных участников, имеют право присутствовать члены-корреспонденты, временно находящиеся в Париже, и медиумы, участвующие в трудах Общества.

Никто из посторонних не входит в частные заседания, кроме исключительных случаев с разрешения Председателя.

 

Ст.22. Заседания общие бывают во 2-ю и 4-ю пятницу каждого месяца.

В общих заседаниях Общество дозволяет слушателям посторонним присутствовать временно. Оно может упразднить это право, когда признает нужным.

Никто не может иметь входа как слушатель, не будучи представлен Председателю одним из членов, который ручается за его внимание и за то, что он не произведёт беспорядка.

Общество дозволяет быть слушателями только тем, которые желают поступить членами или которые сочувствуют занятиям Общества и достаточно посвящены в спиритическую науку, чтобы понимать. Вход решительно воспрещён тем, которые привлекаются одним лишь любопытством или которых мнения враждебны.

Слушателям запрещается говорить, исключая особенных случаев, разрешаемых Председателем. Кто нарушит порядок каким бы то ни было образом и обнаружит нерасположение к трудам Общества, тот приглашается выйти. Во всяком случае это вносится в лист, и вход на будущее время этому лицу воспрещается.

Так как число слушателей ограничено, смотря по свободным местам, то желающие должны записываться заранее в лист, с означением их адреса и рекомендующего их лица. Вследствие этого прошение должно быть подано за несколько дней до заседания Председателю, который один раздаёт билеты на вход до закончания листа.

 

Билет для входа служит на один только назначенный день и для лиц, в нём обозначенных.

Вход не может быть дозволен одному и тому же слушателю более как на два заседания, кроме особого разрешения Председателя. Один член не может представить более двух особ в один раз. Дозволения, даваемые Председателем, неограниченны.

 

Слушатели не допускаются после открытия заседания.

 

Раздел IV

 

РАЗЛИЧНЫЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ

 

Ст.23. Все члены должны содействовать Обществу. Вследствие этого они приглашаются собирать в своих кружках факты, явления прежние или новые, касающиеся Спиритизма, и сообщать их. Они должны сколько возможно узнать о достоверности этих явлений.

Они обязаны также сообщать о всех издающихся сочинениях, имеющих более или менее отношения к предмету их занятий.

Ст.24. Общество делает критический разбор сочинений, опубликованных о Спиритизме, если признаёт это нужным. Для этого оно поручает одному действительному члену или вольному участнику написать отчёт, который печатается в "Revue Spirite".

Ст.25. Общество должно составить специальную библиотеку из книг, поднесённых ему или самим им приобретённых.

Действительные члены могут приходить в Общество посещать библиотеку или архив в дни и часы, которые для этого будут установлены.

Ст.26. Общество принимает во внимание нравственную ответственность, которой оно может подвергнуться частными публикациями своих членов, и потому никто из них не может называться членом Общества в своих сочинениях без разрешения и предварительного рассмотрения той рукописи. Комитет должен об этом доложить Обществу. Если Общество признает это сочинение не соответствующим его началам, то автор приглашается или изменить его, или совсем не печатать, или печатать, не означая, что он член. Если он не подчиняется решению, то исключается из членов.

Всякое сочинение, публикуемое членом под псевдонимом и без всякого намёка, который может его выказать, входит в разряд обыкновенных публикаций, оценку которых Общество предоставляет себе. Во всяком случае, не желая препятствовать свободному изъявлению личных мнений, Общество приглашает, в видах пользы науки, тех из своих членов, которые имеют намерение публиковать таким образом свои сочинения, требовать предварительного официального мнения самого Общества.

Ст.27. Общество, желая сохранить единство правил и дух взаимной благосклонности, может увольнять каждого члена, который будет причиной беспорядка или станет открыто враждовать против Учения своими сочинениями. Увольнение каждый раз будет решено не иначе как после оставшегося в бездействии предварительного официального замечания и после выслушивания от обвинённого члена объяснений, если он сочтёт нужным их сделать. Решение принимается тайным голосованием и утверждается большинством в три четверти присутствующих членов.

Ст.28. Каждый член, добровольно выбывающий из Общества в течение года, не может требовать обратно остальных внесённых им денег. Но этот остаток возвращается исключаемому члену.

Ст.29. Настоящий устав может быть изменён. Предложения об изменении должны итти через Председателя, которому они должны быть представлены, и в том случае, когда они приняты комитетом.

Общество, не изменяя устава в главных его основаниях, может принять дополнительные меры, которые оно признает полезными.

 

1 Хотя настоящий устав есть плод опыта, но мы предлагаем его не как непременный закон, а единственно для облегчения формирующихся обществ, которые могут извлекать из него то, что они найдут удобоприложимым к их собственным обстоятельствам. Как ни прост он, но он может быть упрощён ещё больше, если дело идёт не о правильно организованных обществах, а о частных домашних собраниях, имеющих надобность только в установлении порядка, в мерах предосторожности и правильности занятий. Мы сообщаем его также для руководства тех лиц, которые пожелали бы войти в сношения с Парижским Обществом или как корреспонденты, или как члены Общества. (А.К.)

 

Глава Тридцать Первая

СПИРИТИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ

В этой главе мы соединили несколько самопроизвольных сообщений, служащих дополнением и подтверждением начал, заключённых в данной книге. Мы могли бы представить их гораздо больше, но ограничиваемся теми, которые более относятся к будущности Спиритизма, к медиумам и к собраниям. Мы представляем их здесь как поучения и как образец истинно серьёзных сообщений. В заключение же прилагаем несколько сообщений апокрифических, сопровождаемых примечаниями, обнаруживающими подлог.

 

О СПИРИТИЗМЕ

 

I

"Имейте доверие к благости Божьей и будьте настолько проницательны, чтобы понять приготовления к новой жизни, которую Он назначает вам. Правда, вам не дано будет насладиться ею в настоящем существовании, но не будете ли вы счастливы, если и не возвращаясь более на Землю, увидите свыше, что начатое вами дело развивается перед вашими взорами?

Вооружитесь твёрдою верой и не пугайтесь препятствий, которые, повидимому, должны восстать против сооружения здания, основанного вами. Фундамент его прочен. Мужайтесь же, строители. Трудитесь, созидайте, Бог увенчает ваш труд. Но не забывайте, что Христос не признаёт учениками своими тех, у кого любовь только на словах. Недостаточно верить, надо подавать пример доброты, благосклонности и бескорыстия. Без этого вера ваша будет для вас бесплодна.

 

Бл.Августин"

 

II

 

"Сам Христос направляет все труды, должные вскоре открыть новую эру обновления и усовершенствования, что предсказана вам духовными путеводителями вашими. В самом деле, если вы бросите взгляд ваш независимо от спиритических явлений на современные события, то увидите тотчас предзнаменования, которые говорят, что предсказанные времена наступили.

Сообщения устанавливаются между всеми народами. Матерьяльные преграды уничтожены, нравственные препятствия, мешающие их соединению, предрассудки политические и религиозные сгладятся быстро, и царство братства восстановится наконец на прочных непоколебимых началах. Заметьте, что в настоящее время цари, побуждаемые невидимой рукой, сами предпринимают начала реформ, а реформы, начинающиеся сверху, совершаются быстрее и всегда прочнее тех, которые начинаются снизу и исторгаются силой.

Несмотря на предрассудки детства и воспитания, несмотря на прежние верования, я предчувствовал настоящую эпоху. Я счастлив этим и счастлив тем ещё, что могу сказать вам: братья, мужайтесь, трудитесь для себя и для будущности потомства вашего. Работайте в особенности над своим личным улучшением - и вы насладитесь в будущем существовании блаженством, о котором сейчас вам так же трудно составить идею, как мне дать вам понятие о нём.

 

Шатобриан"

 

III

 

"Я думаю, что Спиритизм есть философское изучение тайных причин, внутренних движений души, мало или вовсе не определённых до сих пор. Он больше объясняет, чем открывает новый горизонт. Воплощение и испытания, которым подвергаются прежде достижения высочайшей цели, не составляют открытия, а только важное подтверждение. Я поражён истинами, которые средство это делает очевидными. Я с намерением говорю средство, потому что, по-моему, Спиритизм есть рычаг, устраняющий преграды ослепления.

Нравственные вопросы не тронуты ещё. Разбирают политику, которая двигает общественные интересы, рассматривают интересы частные, спорят, с жаром нападая или защищая личности. Системы имеют своих приверженцев и противников. Но нравственные истины, составляющие пищу души, пищу жизни, оставлены в пыли, накопившейся веками. Все усовершенствования полезны в глазах толпы, кроме усовершенствования души. Её воспитание, её возвышение суть мечты, пригодные лишь на то, чтобы занимать свободное время священников, поэтов и женщин, как мода или как поучение.

Если спиритизм воскресит спиритуализм, то он возвратит обществу стремление, которое даст одним внутреннее достоинство, другим безропотную покорность, всем же - потребность возвышения к Высочайшему Существу, забытому и непризнанному своими неблагодарными творениями.

 

Ж.Ж.Руссо"

"Если Бог посылает духов для просвещения людей, то это делается для того, чтобы открыть им их обязанности, чтобы указать им путь, который может сократить время их испытаний и тем ускорить их возвышение. Подобно тому как плод созревает мало-помалу, так и человек лишь постепенно достигает совершенства.

Но рядом с добрыми духами, желающими вам добра, есть духи несовершенные, которые желают вам зла. В то время как одни побуждают вас итти вперёд, другие удерживают вас. Вы должны напрягать всё ваше внимание, чтобы различать их. Это нетрудно: старайтесь понять только, что всё, происходящее от доброго духа, не может вредить никому и всё дурное непременно происходит от злого духа. Если вы не слушаете мудрых советов духов, желающих вам добра, если оскорбляетесь истинами, которые они вам говорят, то очевидно, что вы находитесь под влиянием злых духов. Одна лишь гордыня ваша мешает вам видеть себя такими, каковы вы есть, и если сами вы не видите этого, то за вас это видят другие; и таким образом вы подвергаетесь осуждению людей, которые смеются над вами, а также и духов.

 

Домашний дух"

 

V

 

"Ваше Учение прекрасно и свято. Первый побег посажен, и посажен прочно. Вам остаётся только итти вперёд. Путь, открытый перед вами, обширен и величествен. Счастлив тот, кто достигнет пристани. Чем больше он приобретёт последователей, тем больше будет награждён. Но для этого недостаточно принять Учение холодно. Надо заняться им с жаром. Жар этот не охладеет, потому что Бог всегда с вами, когда вы делаете добро. Все те, которых вы приведёте к Нему, будут овцы, возвращённые в стадо, бедные заблудшие овцы. Поверьте, что у самого закоренелого скептика, у самого упорного атеиста, у самого неверующего, наконец, всегда есть в сердце уголок, который он желал бы скрыть от самого себя. Итак, отыскивайте этот уголок. Действуйте на эту слабую сторону человека. Это полуоткрытая дверь, нарочно оставленная Богом, чтобы облегчить творению средство возвратиться в Его святое лоно.

 

Св.Бенедикт"

 

"Не пугайтесь ни препятствий, ни состязаний.

Не мучьте никого своей настойчивостью. Убеждение придёт к неверующим не иначе, как вследствие вашего бескорыстия, снисходительности и вашей любви ко всем без исключения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...