Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НРАВСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ МЕДИУМА




§226.

Развитие медиумизма соразмерно ли с нравственным развитием медиума?

- "Нет, собственно способность зависит от организма, а не от нравственной стороны медиума. Она не зависима также и от употребления способности, которое может быть хорошо и дурно, смотря по качествам медиума."

Всегда говорили, что медиумизм есть дар Божий, милость, благоволение. Почему же он не даётся преимущественно людям добрым и почему мы видим людей недостойных, которые одарены им в высшей степени и которые употребляют его во зло?

- "Все способности - дары Божьи, за которые должно благодарить Его, потому что есть люди, лишённые их. Вы могли бы так же спросить, почему Бог даёт хорошее зрение злодеям, ловкость -мошенникам, красноречие - тем, которые употребляют его во зло. То же самое и в отношении медиумизма. Недостойные одарены им, потому что они в нём более нуждаются, чем другие, для улучшения себя. Не думаете ли вы, что Бог отказывает виновным в средствах к спасению? Он даёт их во множестве; Он их влагает им в руки; им стоит только воспользоваться. Иуда-предатель не делал ли чудес и не исцелял ли больных как апостол? Бог допустил его иметь этот дар, чтобы сделать измену его более гнусною."

Медиумы, употребляющие во зло свою способность и не пользующиеся ею для добрых дел и для своего назидания, испытают ли происходящие от этого последствия?

- "Если они дурно пользуются ею, они будут наказаны вдвойне, потому что имеют одним средством больше к просвещению себя и пренебрегают им. Тот, кто видит и спотыкается, более виновен, чем слепой, который падает в ров."

Есть медиумы, которым даются самопроизвольно и почти постоянно сообщения об одном и том же предмете в отношении, например, некоторых нравственных вопросов или некоторых недостатков. Имеет ли это какую-нибудь цель?

- "Да, и эта цель заключается в том, чтобы просветить их относительно часто повторяемого предмета или исправить от известных недостатков. Поэтому одним будут беспрестанно говорить о гордыни, другим о милосердии. Одно только повторение может, наконец, открыть им глаза.

Нет медиума, употребляющего во зло свою способность вследствие ли тщеславия или личных интересов или унижающего её гордыней, эгоизмом, легкомыслием и прочим, который не получал бы время от времени какого-нибудь предостережения со стороны духов. Зло заключается в том, что большей частью медиумы не принимают этого на свой счёт."

 

Примечание. Духи иногда бывают очень осторожны в своих наставлениях. Они дают их косвенно, чтобы предоставить более заслуг тем, которые сумеют приложить их к себе и воспользоваться ими. Но ослепление и гордыня так сильны у некоторых, что они не узнают себя в представленной им картине, а если дух даёт им понять, что это говорится, собственно, о них, то они сердятся и считают духа обманщиком или злым насмешником. Это одно уже показывает, что дух прав.

В наставлениях, которые диктуются медиуму в выражениях общих, не относящихся ни к какой личности, не бывает ли медиум пассивным орудием для просвещения других?

- "Часто эти советы диктуются не для него собственно, а для других, к которым мы не можем относиться иначе как только через посредство медиума, но из этого и он должен получить свою долю, если он не ослеплён самолюбием. Не думайте, чтобы медиумическая способность была дана для того только, чтобы исправить одну или две особы. Нет, цель куда обширнее этого. Дело идёт о человечестве. Медиум - орудие слишком мало важное как отдельная личность. Поэтому, когда мы даём наставления, которые должны принести пользу большинству, то мы употребляем тех, с которыми легче сообщаться. Но будьте уверены, что настанет время, когда хорошие медиумы будут столь обыкновенны, что добрые духи не встретят надобности употреблять дурные орудия."

Так как нравственные достоинства медиума удаляют от него духов несовершенных, то каким образом случается, что медиум, одарённый хорошими качествами, передаёт ответы ложные или грубые?

- "Знаешь ли ты все изгибы его души? Впрочем, не будучи порочным, можно быть пустым и ветреным. Притом же медиум иногда может нуждаться в уроке, чтобы быть осторожнее."

Почему Высшие Духи позволяют особам, одарённым большой силою как медиумы и которые могли бы делать много добра, быть орудиями заблуждения?

- "Они стараются действовать на них своим влиянием. Но когда те позволяют себе уклоняться от хорошего пути, они их оставляют. Вследствие этого они употребляют их неохотно, потому что истина не может быть передаваема ложью."

 

Неужели вовсе нельзя получить дельные сообщения через медиума несовершенного?

- "Несовершенный медиум может иногда говорить дельные вещи, потому что, если он одарён хорошей способностью, то добрые духи могут употреблять его за неимением другого при каких-нибудь особенных обстоятельствах, но только не иначе как временно, ибо как только встречают другого, более годного для них, то отдают ему предпочтение."

 

Примечание. Нужно заметить, что когда добрые духи видят, что медиум, вследствие несовершенств своих, делается добычей духов-обманщиков, то они почти всегда располагают обстоятельства так, чтобы заблуждения его были заметны, и удаляют его от людей серьёзных и добросовестных, доверие которых могло бы быть обмануто. В этом случае, каковы бы ни были способности его, об удалении его жалеть не приходится.

 

Какого медиума можно было бы назвать совершенным?

- "Совершенным? Увы, вы очень хорошо знаете, что на Земле нет совершенства, иначе вы бы на ней не были. Скажите - хорошим медиумом, и это уже много, потому что и такие медиумы очень редки. Совершенным медиумом был бы тот, которого злые духи никогда не осмелились бы попытаться обмануть; лучший же - тот, который, симпатизируя только добрым духам, наименее подвергался обманам."

 

Если он симпатизирует только добрым духам, то как они позволяют ему быть обманутым?

- "Добрые духи позволяют иногда обманывать лучших медиумов с целью доставить упражнение их суждению и научить их отличать истину от лжи. Кроме того, как бы ни был хорош медиум, он не может быть так совершенен, чтобы не нашлось в нём слабой стороны, которая дала бы повод к обману. Это должно служить ему уроком. Ложные сообщения, которые он получает от времени до времени, суть предостережения, допускаемые для того, чтобы он не считал себя непогрешимым и не возгордился бы. Потому что медиум, получающий самые замечательные вещи, не больше может гордиться ими, чем шарманщик, который играет прекрасные пьесы, вертя ручку своего инструмента."

Какие условия необходимы для того, чтобы слова Высших Духов доходили до нас неискажёнными?

 

- "Желать добра, изгонять эгоизм и гордыню. И то, и другое необходимо."

Если слова Высших Духов доходят до нас чистыми только при таких затруднительных обстоятельствах, то не есть ли это важное препятствие относительно распространения истины?

- "Нет, потому что свет всегда является тому, кто желает его получить. Кто хочет просветиться, тот должен избегать мрака, а мрак - в нечистоте сердца.

Духи, которых вы считаете олицетворением добра, неохотно подчиняются зову тех, чьи сердца осквернены гордыней, алчностью и недостатком милосердия.

Пусть те, которые желают просветиться, откинут всякое человеческое тщеславие и смирят свой разум пред беспредельным могуществом Творца. Это будет служить лучшим доказательством их чистосердечия. И это условие каждый может исполнить."

 

§227. Если медиум относительно исполнения есть не что иное, как орудие, то в нравственном отношении он имеет весьма большое влияние. Так как для сообщений посторонний дух сливается с духом медиума, то это слияние может быть только сообразно с их взаимной симпатией или, если можно так выразиться, сообразно с их сродством.

Душа производит на посторонний дух некоторого рода притяжение или отталкивание, смотря по степени их сходства или несходства. Добрые имеют сродство с добрыми, а злые со злыми. Из этого следует, что нравственные качества медиума имеют весьма важное влияние на природу духов, которые сообщаются чрез его посредство. Если он порочен, низшие духи собираются около него и всегда готовы занять место добрых духов, которых призывают. Качества, привлекающие добрых духов, это - доброта, благосклонность, простота сердца, любовь к ближнему и отрешение от вещей матерьяльных. Недостатки, отталкивающие их: гордыня, эгоизм, зависть, ненависть, алчность, чувственность и все страсти, которыми человек привязывается к материи.

§228. Все нравственные несовершенства суть открытые двери для злых духов, но между ними есть одно, которым злые духи пользуются с наибольшим искусством. Это гордыня, потому что её менее всего сознают в себе. Гордыня погубила множество медиумов, одарённых превосходными способностями, которые без этого могли бы быть личностями замечательными и весьма полезными. Между тем, когда они сделались добычей духов-обманщиков, их способности сначала были искажены, потом совершенно уничтожились, и многие из них испытали в жизни самые горькие неудачи.

Гордыня обнаруживается у медиумов весьма явными признаками, на которые необходимо обратить внимание в особенности потому, что это один из тех недостатков, которые больше всего должны поселять недоверие к их сообщениям. Во-первых, слепая уверенность в возвышенности самих сообщений и в непогрешимости духа, который даёт их. Отсюда вытекает некоторого рода презрение ко всему тому, что получается не через них, потому что они считают себя привилегированными относительно истины. Великие имена, которыми украшаются духи, выдающие себя за их покровителей, прельщают их. Так как их самолюбие страдало бы, если бы они признали себя обманутыми, то они отвергают всякого рода советы. Они даже избегают их, удаляясь от своих друзей и ото всех, кто мог бы открыть им глаза. Если они из снисхождения слушают их, то считают ни во что их мнение, потому что сомневаться в превосходстве их духов есть почти святотатство.

Они оскорбляются малейшим противоречием, простым критическим замечанием и доходят иногда до ненависти к тем, которые оказали им услугу. Благодаря этому удалению, произведённому духами, не желающими встречать противоречия, злые духи легко удерживают их в заблуждении и заставляют принимать самые грубые нелепости за вещи самые возвышенные.

Итак, совершенная уверенность в превосходстве того, что они получают, презрение к тому, что получается не через них, важность, неблагоразумно придаваемая великим именам, отвержение советов, принятие в дурную сторону всякой критики, удаление от тех, которые могли бы высказать беспристрастное мнение, уверенность в своём искусстве, несмотря на недостаток опытности, -таковы признаки медиумов гордых.

Надо сознаться также, что гордыня часто возбуждается в медиуме его обстановкой. Если он имеет хоть сколько-нибудь заметные способности, в нём заискивают и превозносят его похвалами. Он считает себя необходимым и скоро принимает на себя вид самодовольства и некоторого презрения, когда предлагает другим своё содействие. Мы несколько раз раскаивались в похвалах, которые высказывали некоторым медиумам с целью поощрить их.

§229. Рядом с этим поставим, обрисуем действительно хорошего медиума, к которому можно иметь доверие. Мы предполагаем сперва способность довольно сильную, которая позволяла бы духам сообщаться свободно, не встречая никаких матерьяльных затруднений. После этого больше всего следует обратить внимание на свойства духов, которые обыкновенно сообщаются с ним, а для этого нужно смотреть не на имя, а на язык.

Медиум никогда не должен терять из виду, что симпатии, которые он приобретает у добрых духов, зависят от того, что он будет делать для удаления от себя злых. Будучи убеждён, что его способность есть дар, данный ему для добра, он нимало не старается превозноситься ею, не ставит её себе в заслугу. Он принимает хорошие сообщения как милость, которой он должен сделаться ещё достоин своею добротой, снисходительностью и скромностью. Первый гордится своими сношениями с Высшими Духами; последний смиряется, потому что всегда считает себя ниже этой милости.

Следующее рассуждение об этом предмете было продиктовано нам духом, несколько сообщений которого мы привели выше:

"Мы сказали уже, что медиумы, в медиумическом отношении, имеют только второстепенное влияние в сообщениях духов. Их роль есть роль электрической машины, передающей телеграфные депеши с одной отдалённой точки Земли в другую.

Так, когда мы хотим продиктовать сообщение, мы действуем на медиума, как телеграфист действует на свой аппарат, т.е. как удары телеграфа рисуют за тысячу миль на полоске бумаги знаки, составляющие депешу, так и мы сообщаем вам посредством медиумического аппарата, чрез неизмеримые пространства, отделяющие видимый мир от невидимого, телесный от бесплотного, то, что желаем сообщить вам. Но точно так же, как влияние атмосферы действует и мешает часто передаче депеш электрического телеграфа, так и нравственное влияние медиума действует и мешает иногда передаче наших замогильных депеш, потому что мы принуждены бываем проводить их чрез среду, неблагоприятную для этого. Между тем влияние это большей частью уничтожается нашей энергией и нашей волей, и противодействие не обнаруживается.

Действительно, рассуждения высокофилософские, сообщения превосходной нравственности часто передаются медиумами, мало способными к столь возвышенным наставлениям, между тем как с другой стороны сообщения мало назидательные получаются иногда через медиумов, которые стыдятся, что служили проводниками их.

Вообще, можно утверждать, что духи известного характера привлекают к себе духов сходных с ними и что редко духи высших разрядов сообщаются через дурные проводники, когда имеют под рукой хорошие медиумические аппараты, т.е. хороших медиумов.

Следовательно, медиумы легкомысленные и несерьёзные привлекают к себе таких же духов. Вот почему сообщения их наполнены вещами пустыми, пошлыми, идеями без последовательности и часто неверными относительно спиритического Учения.

Разумеется, они могут говорить и говорят иногда хорошие вещи. Но в этом-то случае и нужно разбирать их строго и внимательно, потому что между этими хорошими вещами некоторые лицемерные духи вставляют с большим искусством и с рассчитанным вероломством вымышленные факты, ложные уверения, чтобы обмануть доверие своих слушателей. Тогда нужно вычеркнуть, без всякого сожаления, каждое слово, каждую двусмысленную фразу и оставить только то, что допускает логика или что уже известно из спиритического Учения.

Сообщения подобного рода опасны только для одиноких спиритов и для кружков, только что возникших или малопросвещённых, потому что в собраниях, где члены более сведущи в Спиритизме и приобрели уже опытность, ворона напрасно будет украшать себя павлиньими перьями. Обман будет безжалостно обнаружен.

Я не стану говорить о медиумах, которые находят удовольствие вызывать и слушать грубые сообщения. Пусть они наслаждаются в обществе цинических духов. Впрочем, сообщения подобного рода требуют сами по себе уединения и одиночества. Во всяком случае, они могут только возбудить негодование и отвращение в философских и серьёзных кружках.

Нравственное влияние медиума делается очевидным в особенности тогда, когда он заменяет своими собственными идеями идеи, которые духи стараются внушить ему, а также когда он почерпает в своём воображении фантастические теории, которые сам считает, весьма чистосердечно, следствием внушённых ему сообщений. Тогда часто можно держать какое угодно пари, что сообщение это есть отражение мысли духа самого медиума. При этом случается весьма любопытный факт: рука медиума движется почти механически, побуждаемая к этому посторонним духом-насмешником.

Об этот-то камень преткновения и разбивается пламенное воображение, потому что, увлекаясь пылкостью своих идей, мишурой своих литературных познаний, не замечают достоинств в скромном сообщении какого-нибудь мудрого духа и, оставляя действительность для тени, заменяют её напыщенными фразами. Об этот же опасный камень разбиваются труды тщеславных медиумов, которые, за неимением сообщений (в них добрые духи отказывают им), выдают свои собственные произведения за произведения духов. Вот почему главные лица спиритических кружков должны обладать большим тактом и редкой проницательностью, чтобы отличать истинные сообщения от подложных и чтобы не оскорблять при том людей, которые сами себя обманывают.

"В сомнении не высказывайся", - говорит одна из ваших старинных пословиц. Признавайте же только то, что очевидно для вас. Как скоро появляется новое мнение, которое кажется вам сомнительным, подвергайте его критике вашего ума и логики, и то, что отвергает ваш разум, отбрасывайте смело. Лучше отвергнуть десять истин, чем принять одну ложь, одну фальшивую теорию.

Действительно, на ложной теории вы могли бы построить целую систему, которая разрушилась бы при первом дуновении истины, как здание, построенное на песке. Между тем, если вы отвергнете теперь несколько истин, потому что оне не ясно доказаны вам, то скоро простой факт или неопровержимое доказательство явятся и подтвердят вам эти истины.

Однако ж помните, спириты, что для Бога невозможны несправедливость и неправда. Спиритизм довольно распространён между людьми и достаточно улучшил нравственность искренних последователей своего Учения, чтобы добрые духи не были принуждены употреблять дурные орудия - медиумов несовершенных.

Итак, если теперь медиум, каков бы он ни был своим поведением или своими нравами, своею гордыней, своим недостатком любви и милосердия, представляет законную причину недоверия, не принимайте его сообщений, потому что в траве скрывается змея. Вот моё заключение о нравственном влиянии медиумов.

 

Глава Двадцать Первая

ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ

§231.

Среда, в которой находится медиум, имеет ли влияние на явления?

- "Все духи, которые окружают медиума, помогают ему относительно добра, как и относительно зла."

Высшие Духи не могут ли восторжествовать над дурной волей воплощённого духа и тех, которые его окружают?

- "Да, когда они считают это полезным и смотря по намерению того, кто к ним обращается. Мы уже сказали, что самые возвышенные духи могут иногда сообщаться по особенной милости, несмотря на несовершенство медиума и среды, но тогда эти последние остаются совершенно посторонними."

 

Высшие Духи стараются привести легкомысленные собрания к идеям более серьёзным?

- "Высшие Духи не являются в собрания, в которых (они это знают) их присутствие будет бесполезно. В кружках малообразованных, но чистосердечных мы являемся охотно, если даже находим в них одни только посредственные орудия; но в собраниях образованных, где господствует ирония, мы не являемся никогда. Там нужно говорить глазам и ушам: это роль духов стучащих и насмешников. Нужно, чтобы люди, которые хвастаются своими познаниями, были унижены духами, наименее сведущими и наименее развитыми."

 

Запрещён ли низшим духам доступ в серьёзные собрания?

- "Нет, они иногда остаются там, чтобы пользоваться наставлениями, которые достаются вам. Но они молчат, как ветреники в собраниях людей мудрых."

 

§232. Было бы заблуждением думать, будто нужно быть медиумом, чтобы привлекать к себе существа невидимого мира. Пространство населено ими, мы беспрестанно имеем их вокруг себя, подле себя. Они нас видят, наблюдают, вмешиваются в наши собрания, следуют за нами или убегают от нас, смотря по тому, привлекаем ли мы их или отталкиваем.

Медиумическая способность в этом случае ничего не значит; она есть только средство сообщения. На основании того, что мы видели относительно причин симпатии и антипатии духов, легко понять, что мы должны быть окружены теми, которые имеют сродство с нашим собственным духом, смотря по тому, возвышен ли он или находится в низком состоянии.

Подумаем, какова вообще нравственность на нашем земном шаре, и тогда легко будет понять, какого рода скитающиеся духи должны преимущественно находиться между нами. Если мы возьмём каждый народ отдельно, то мы можем судить по господствующему в нём характеру, по его занятиям, его чувствам, более или менее нравственным и человеколюбивым, о разрядах духов, которые чаще посещают его.

Приняв это начало, вообразим общество людей легкомысленных, непоследовательных, занятых своими удовольствиями. Какие духи преимущественно могут быть между ними? Без сомнения, это не будут Высшие Духи, точно так же как наши учёные и философы не пойдут туда проводить своё время.

Итак, каждый раз, когда люди собираются, они имеют около себя собрание невидимое, которое симпатизирует их качествам или их недостаткам, и это независимо от всякой мысли о вызывании. Допустим теперь, что они имеют возможность сообщаться через посредника, т.е. через медиума, с существами невидимого мира. Какие духи будут отвечать на их зов? Очевидно, те, которые там находятся и которые ищут только случая, чтобы сообщаться. Если в легкомысленное собрание призовут Высшего Духа, то он может явиться и даже сказать несколько благоразумных слов, как добрый пастырь является к своим заблудшим овцам. Но как скоро он видит, что его не понимают и не слушают, он удаляется. Точно так же сделали бы и вы на его месте, и поле остаётся свободным для других.

§233. Для получения сообщений высшего порядка не всегда достаточно, чтобы собрание состояло из людей серьёзных. Есть люди, которые никогда не смеются, но сердце которых от этого лучше не становится. А сердце именно и привлекает добрых духов. Никакие нравственные условия не исключают спиритических сообщений. Но когда условия эти дурны, тогда люди беседуют с подобными себе существами, которые не упускают случая обмануть нас и часто льстят нашим предрассудкам.

Из этого видно, какое влияние может иметь среда на свойства разумных сообщений. Но это влияние обнаруживается не так, как многие предполагали, когда не знали ещё мира духов, как знают его теперь, и прежде чем опыты самые удовлетворительные явились для разъяснения сомнений. Если сообщения согласуются с мнением присутствующих, то это не потому, что мнение это отражается в духе медиума, как в зеркале, а потому, что около вас находятся духи, симпатизирующие вам как относительно добра, так и относительно зла. Это доказывается тем, что если вы будете иметь силу привлечь к себе других духов вместо тех, которые вас окружают, то этот же самый медиум заговорит с вами совсем другим языком и скажет вам вещи, совершенно несогласные с вашими мыслями и вашими убеждениями.

Одним словом, условия среды будут тем лучше, чем больше единодушного сочувствия к добру, чистых и возвышенных чувств и чистосердечного желания просветиться без всякой скрытой мысли.

 

Глава Двадцать Вторая

О МЕДИУМИЗМЕ У ЖИВОТНЫХ

§234. Животные могут ли быть медиумами?

Часто предлагали этот вопрос, и некоторые факты, повидимому, отвечали на него утвердительно. Это мнение поддерживалось в особенности замечательными признаками ума некоторых учёных птиц, которые как будто отгадывают мысль и вытаскивают из колоды те карты, которые могут служить ответом на предложенный вопрос. Мы наблюдали эти опыты с особенным вниманием, и нас удивляло больше всего искусство, с каким нужно было действовать, чтобы выучить этих птиц. Без сомнения, нельзя отнять у них некоторой доли относительного ума, но нужно признаться, что в этом случае их прозорливость превзошла бы значительно прозорливость человека, потому что никто не может сделать то, что они делают. Нужно было бы относительно некоторых опытов предположить даже, что они обладают даром двойного зрения в большей степени, чем самые лучшие ясновидящие. В самом деле, известно, что ясновидение подвержено изменениям и что оно часто прекращается, между тем как у этих птиц оно было бы постоянно и действовало бы в каждый назначенный момент с правильностью и точностью, которые не встречаются ни у одной сомнамбулы. Одним словом, оно никогда не оставляло бы их.

Большая часть опытов, виденных нами, была в роде тех, которые делают фокусники, и мы не сомневаемся более, что и здесь употребляются те же средства, а именно: приготовленные известным образом карты. Искусство фокусников состоит в том, чтобы скрывать эти средства, без чего действия их не будут представлять интереса. Но феномен, даже рассматриваемый таким образом, не менее того интересен, и во всяком случае нельзя не удивляться как искусству учителя, так и уму ученика, потому что затруднений, которые нужно преодолевать в этом случае, гораздо больше, чем было бы тогда, если б птица действовала вследствие своих собственных способностей. Заставляя её делать вещи, превосходящие пределы возможного для ума человеческого, этим самым уже доказывают употребление секретных способов. Впрочем, известно, что птицы достигают этой степени искусства не иначе как по прошествии некоторого времени и с помощью особенных и постоянных забот, что было бы вовсе не нужно, если бы здесь действовал только их ум. Всё это не более достойно удивления, как и то, что некоторых птиц выучивают повторять известные звуки или слова.

То же самое было, когда фокусники хотели подражать феномену ясновидения. Субъекта заставляли делать слишком много для того, чтобы иллюзия могла слишком долго продолжаться. Когда мы присутствовали на сеансе подобного рода, то с первого раза увидели, что это было ничего больше, как весьма несовершенное подражание сомнамбулизму, обнаруживающее незнание самых существенных условий этой способности.

§235. Как бы то ни было относительно вышеупомянутых опытов, но главный вопрос остаётся не разрешённым с другой точки зрения. Как подражание сомнамбулизму не мешает существованию действительной способности, точно так же и подражание медиумизму посредством учёных птиц не будет опровержением возможности медиумизма у птиц и у других животных. Итак, остаётся узнать, способны ли животные, подобно человеку, служить духам посредниками для их разумных сообщений. Повидимому, весьма логично даже предположить, что живое существо, одарённое некоторой долей разума, более годно для этого, чем безжизненное тело, как стол, например; а между тем этого нет.

§236. Вопрос о медиумизме животных разрешается вполне в следующих сообщениях духа, глубокомыслие и мудрость которого можно видеть из его вышеприведённых рассуждений. Чтобы понять достоинство его доказательств, нужно обратить внимание на объяснение, данное им относительно медиума в сообщениях, которые мы привели выше (§225).

Это сообщение было дано вследствие спора об этом предмете, возникшего в Парижском Обществе спиритических исследований.

"Я приступаю сегодня к вопросу о медиумизме животных, возбуждённому одним из ваших самых ревностных последователей. Он предполагает на основании аксиомы: тот, кто может больше, может и меньше, что мы можем медиумизировать птиц и других животных и употреблять их в наших сообщениях с родом человеческим. Это есть то, что вы называете в философии или, лучше сказать, в логике "чистым софизмом".

Вы одушевляете, говорит он, безжизненную материю, т.е. стол, кресло или фортепьяно. Тем более вы должны одушевлять материю, уже одушевлённую, а именно птиц.

 

Так знайте же, что при нормальном состоянии Спиритизма этого нет и быть не может.

Сперва объяснимся хорошенько относительно наших действий. Что такое медиум? Это существо, особа, служащая связью для того, чтобы духи могли легко сообщаться с людьми -духами воплощёнными. Следовательно, без медиума не может быть сообщений осязаемых, умственных, физических, письменных или каких бы то ни было других.

Есть правило, которое, я уверен, допускается всеми спиритами, а именно: все существа действуют с подобными себе существами так же, как подобные им существа. А какие существа могут назваться подобными духам, как не духи воплощённые или невоплощённые? Неужели вам нужно повторять беспрестанно одно и то же? Извольте, я скажу ещё раз: ваш перисприт и наш черпаются из одной и той же среды, имеют тождественные свойства, одним словом, сходны между собой во всём. Они обладают в большей или меньшей степени свойством взаимного уподобления и притяжения, которое позволяет нам, духам, невоплощённым и воплощённым, вступать весьма скоро и легко во взаимные отношения.

Наконец, особенное сродство, составляющее принадлежность собственно медиумов, самую сущность их индивидуальности, и в то же время сила особенного излияния тока уничтожают в них всякое сопротивление и восстановляют между ними и нами некоторого рода соединение, которое облегчает наши сообщения. Впрочем, это-то сопротивление материи и мешает развитию медиумизма у большей части тех, которые не обладают этой способностью.

Люди всегда готовы преувеличивать всё. Одни из них (я не говорю здесь о матерьялистах) не допускают души у животных, другие же хотят приписать им душу, подобную нашей. Зачем смешивать существа, способные совершенствоваться, с существами, неспособными к этому? Нет, нет, будьте уверены, что огонь, одушевляющий животных, дух, заставляющий их действовать, двигаться и говорить на их языке, не имеет, по крайней мере в настоящее время, никакой способности смешиваться, соединяться, сливаться с божественным духом, с эфирной душою, одним словом, с духом, который одушевляет человека, этого царя творения, существенно способного совершенствоваться. Не это ли необходимое условие усовершенствования и составляет превосходство рода человеческого над другими породами земных существ? Итак, знайте, что нельзя уподоблять человеку, который один только способен совершенствоваться сам в

себе и в своих произведениях, ни одного существа, принадлежащего к другим породам, живущим на Земле.

Может ли совершенствоваться произвольно и сознательно собака, умственные способности которой, превышающие способности других животных, сделали её другом человека? Никто не осмелится утверждать этого, потому что собака не содействует прогрессу другой собаки, и та из них, которая дрессирована лучше всех, дрессирована своим хозяином. С тех пор как мир существует, выдра строит свой дом над водою в тех же размерах и следуя тем же неизменным правилам. Соловей и ласточка никогда не делали гнезда иначе, как делали их родители. Гнездо воробья до потопа, точно так же как и гнездо воробья новейших времён, есть всё то же воробьиное гнездо, устроенное при тех же условиях, на том же основании, из травы и разных остатков, собранных весною, в пору любви. Пчёлы и муравьи, эти маленькие республиканцы, никогда не изменялись в своих привычках делать запасы, в своих действиях, в своих обычаях, в своих произведениях. Наконец, паук всегда ткёт своё полотно одинаковым образом.

С другой стороны, если вы будете искать хижин, построенных из ветвей, и палаток первых времён Земли, вы найдёте на их месте дворцы и замки новейшей техники. Одежды из сырых кож заменены тканями из золота и шёлка. Наконец, на каждом шагу вы встречаете доказательство этого непрерывного движения человечества к прогрессу.

Из этого постоянного, неизбежного, неопровержимого прогресса рода человеческого и из неподвижности других одушевлённых пород вы должны заключить вместе со мною, что хотя у всех существ, которые живут и движутся на Земле, есть общие начала: дух и материя, но не менее того справедливо, что одни вы, воплощённые духи, подчинены этому неизбежному закону прогресса, который заставляет вас подвигаться всё вперёд и вперёд. Бог поместил животных подле вас как помощников, которые должны кормить, одевать вас, помогать вам. Он дал им известную долю разума, потому что для того, чтобы они могли оказывать вам помощь, им нужна способность понимать, и соразмерил этот разум со служением, возложенным на каждого из них. Но по своей премудрости Он не хотел, чтобы они были подчинены тому же закону прогресса. Какими они были созданы, такими и остались и такими же останутся до пресечения их пород.

Некоторые говорили: духи медиумизируют и заставляют двигаться бездейственную материю, стулья, столы, фортепьяно. Заставляют двигаться, да, но не медиумизируют. Потому что, повторяю снова, без медиума ни один из этих феноменов не может быть произведён. Удивительно ли, что с помощью одного или нескольких медиумов мы заставляем двигаться бездейственную, пассивную материю, которая именно вследствие своей пассивности, своей инерции и способна приходить в движение, какое мы желаем сообщить ей?

Для этого нам нужен медиум, это положительно; но нет необходимости, чтобы медиум присутствовал или сознавал это, потому что мы можем действовать с помощью элементов, которые он доставляет нам без ведома своего и независимо от его присутствия, в особенности при явлениях осязаемости или переноса предметов. Наша эфирная оболочка, более невесомая и более тонкая, чем самые невесомые и тонкие газы ваши, соединяясь, смешиваясь с эфирной, но оживотворённой оболочкой медиума, свойство расширения и проницаемости которой, неуловимое для ваших грубых чувств и почти необъяснимое для вас, даёт нам возможность двигать мебель и даже разбивать её в комнатах, вовсе не обитаемых.

Без сомнения, духи могут делаться видимыми и осязаемыми для животных, и часто страх, испытываемый ими, повидимому, без всякой причины, бывает следствием проявления одного

или нескольких духов, не расположенных к особам присутствующим или к тем, кому принадлежат эти животные.

Часто случается, что лошади не хотят итти ни вперёд, ни назад или останавливаются перед воображаемым препятствием. Будьте уверены, что это воображаемое препятствие есть дух или несколько духов, желающих помешать им итти вперёд. Вспомните ослицу Валаама, которая, видя ангела перед собой и боясь его огненного меча, не хотела двинуться с места. Прежде чем явиться видимым образом Валааму, ангел хотел сделаться видимым только одному животному. Повторяю снова, мы не медиумизируем непосредственно ни животных, ни бездейственную материю. Нам всегда нужно сознательное или бессознательное содействие медиума, потому что нам необходимо соединение тождественных токов, чего мы не находим ни у животных, ни в безжизненной материи.

Г.Т. говорит, что он магнетизировал свою собаку. Чего же достиг он этим? Он убил её, потому что это несчастное животное умерло после некоторого рода агонии и изнеможения, бывшего следствием его магнетизирования. В самом деле, наводнив её током более высоким, чем тот, который свойствен её природе, он убил её, действуя на неё хотя и медленнее, но подобно тому, как действует молния. Следовательно, так как нет ничего общего между нашим периспритом и эфирною оболочкою животных, то, медиумизируя их, мы убивали бы их внезапно.

Доказав это, я совершенно признаю, что у животных существуют различные способности, что некоторые чувства, некоторые страсти, тождественные с чувствами и страстями человеческими, могут развиваться у них; что они бывают чувствительны и благодарны, мстительны и ненавистливы, смотря по тому, хорошо ли или дурно обращаются с ними. Это потому, что Бог, все действия Которого совершенны, дал животным, товарищам или слугам человека, качества, необходимые для общественной жизни, качества, которых нет у животных диких, обитающих в пустыне. Но между этим и возможностью служить посредниками для передачи мыслей духов есть целая бездна: различие натур.

Вы знаете, что мы почерпаем в мозгу медиума элементы, нужные для того, чтобы дать нашей мысли форму осязаемую, уловимую для вас. С помощью своих матерьялов медиум переводит нашу мысль на обыкновенный язык. Какие же элементы нашли бы мы в мозгу животного? Есть ли там слова, числа, буквы, какие-нибудь знаки, подобные тем, которые существуют у человека даже наименее развитого? Между тем, скажете вы, животные понимают мысль человека, они отгадывают её. Да, учёные животные понимают некоторые мысли, но видели ли вы когда-нибудь, чтобы они воспроизводили их? Нет. Заключите же из этого, что они не могут служить нам медиумами.

Скажу кратко: медиумические явления не могут обнаруживаться без содействия медиумов, сознательных или бессознательных, и только между воплощёнными духами такими же, как и мы, можем мы встречать существ, способных служить нам медиумами. Что же касается до собак, птиц и других животных, приученных исполнять различные упражнения, то это ваше дело, а не наше.

 

Эраст"

Note. В журнале "Revue Spirite" за сентябрь 1861 года изложены в деталях средства, употребляемые дрессировщиками учёных птиц для того, чтобы заставить их вынимать из колоды желаемую карту.

 

Глава Двадцать Третья

ОБ ОДЕРЖАНИИ

§237. В числе камней преткновения, представляемых практикой Спиритизма, надо поставить на первом плане одержание, т.е. власть, которую иные духи умеют обрести над некоторыми особами. Это могут быть только низшие духи, старающиеся господствовать. Добрые духи никогда не заставляют терпеть насилие. Они советуют, противодействуют влиянию злых и, если их не слушают, они удаляются. Злые же, напротив, привязываются к тем, кто им поддаётся. Если же удастся взять власть над человеком, они соединяются с его собственным духом и управляют им, как совершенным ребёнком.1

Одержание представляет различные видоизменения, которые необходимо различать и которые зависят от степени насилия и от рода явлений, производимых духом. Слово "одержание" есть термин, так сказать, общий, под которым разумеют все феномены этого рода, главные видоизменения которых: простое одержание, омрачение и порабощение.

§238. Одержание простое бывает тогда, когда злой дух привязывается к медиуму, вмешивается вопреки его воле в получаемые им сообщения, мешает ему сообщаться с другими духами и замещает тех, которых вызывают.

Нельзя назвать одержимыми тех, которые иногда только бывают обмануты низшим духом. Лучшие медиумы подвергаются этому, в особенности вначале, когда не имеют ещё необходимой опытности, подобно тому как между нами самые честные люди могут быть обмануты мошенниками. Следовательно, можно быть обманутым, не будучи одержимым. Одержание состоит в настойчивости духа, от которого не могут освободиться.

В одержании простом медиум знает очень хорошо, что он имеет дело с духом-обманщиком, и сам дух не скрывается от него. Он нимало не маскирует своих дурных намерений и своего желания делать неприятности. Медиум без труда узнаёт плутовство, и так как он остерегается, то редко бывает обманут. Итак, этот род одержания только неприятен и имеет то неудобство, что препятствует иметь сообщения с Духами Высшими или с теми, кого любят.

В эту категорию можно поместить случаи одержания физического, т.е. состоящего в шумных и упорных проявлениях некоторых духов, производящих самопроизвольно стук и всякий шум.2 Мы советуем обратиться для рассмотрения этого феномена к главе о явлениях физических самопроизвольных. (§82 и далее).

§239. Омрачение имеет последствия более важные. Это иллюзия, произведённая прямым действием духа на мысль медиума, которая парализует некоторым образом его суждения относительно сообщений. Медиум омрачённый не видит, что его обманывают; дух обладает искусством внушить ему слепое доверие к себе, которое препятствует медиуму видеть хитрость и понимать нелепость всего, что он пишет, даже тогда, когда другим эта нелепость бросается в глаза. Ослепление это может дойти до того, что заставит его видеть нечто возвышенное в языке самом смешном. Весьма ошибаются те, которые думают, что этому роду одержания могут подвергаться только люди простые, необразованные и лишённые здравого суждения. Люди

самые умные, самые образованные и рассудительные в других отношениях не защищены от омрачения, что может служить доказательством того, что это заблуждение есть действие посторонней причины, влияние которой они испытывают.

Мы сказали, что последствия омрачения гораздо важнее. Действительно, посредством этой иллюзии дух ведёт того, кого он успел подчинить себе, как слепого, и может заставить его принять учение самое странное, теории самые ложные за единственное выражение истины; ещё более он может возбудить его к поступкам смешным, предосудительным и даже опасным.

Легко понять всё различие, существующее между простым одержанием и омрачением. Понятно также, что духи, производящие эти явления, должны быть различных характеров. В первом случае привязывающийся к вам дух есть создание несносное только своей настойчивостью, от которого желают скорее избавиться. Во втором же случае это совсем другое.

Чтобы дойти до таких результатов, дух должен быть существом ловким, хитрым и чрезвычайно лицемерным, потому что он может заставить верить подлогу не иначе, как приняв на себя личину мнимых добродетелей. Великие слова, сострадание, смирение и любовь к Богу служат ему вспомогательным средством. Но сквозь всё это неминуемо просвечивают некоторые признаки его низкой степени развития, и нужно быть омрачённым, чтобы этого не заметить. Поэтому-то он опасается людей, которые слишком ясно видят, и его тактика заключается почти всегда в том, чтобы внушать своему медиуму удаление от всякого, кто мог бы открыть ему глаза. При этих условиях, избегая противоречий, он уверен, что будет всегда прав.

§240. Порабощение есть стеснение, которое совершенно уничтожает волю того, кто ему подвергся, и заставляет его действовать независимо от своего желания. Одним словом, он находится под совершенным игом.

Порабощение может быть нравственное и телесное. В первом случае порабощённый бывает побуждаем к решениям часто нелепым и предосудительным, которые вследствие некоторого рода иллюзии он считает благоразумными. Это нечто вроде омрачения.

Во втором случае дух действует на органы матерьяльные и производит невольные движения. Такое порабощение обнаруживается у медиума пишущего в силу непреодолимого желания писать даже в самые неблагоприятные минуты. Мы видели таких, которые за неимением пера или карандаша делали вид, что пишут пальцем повсюду, где только они находились, даже на дверях и на стенах, будучи на улице.

Порабощение телесное простирается иногда ещё далее. Оно может побудить к действиям самым смешным. Мы знали одного человека, немолодого и некрасивого, который под влиянием одержания этого рода был принуждён непреодолимой силой стать на колени перед одной девушкой, на которую он не имел никаких видов, и просить её руки. Иногда он чувствовал сильное давление в спину и под коленами, которое принуждало его, несмотря на его сопротивление, становиться на колени и целовать землю в публичных местах, на виду целой толпы. Этот человек считался между своими знакомыми сумасшедшим. Но мы совершенно убедились в противном, потому что он вполне сознавал смешную сторону того, что делал против своей воли, и страдал от этого ужасно.

§241. В прежнее время называли беснованием власть, которую обнаруживали злые духи, когда влияние их доходило до помрачения умственных способностей. Беснование для нас будет синонимом порабощения. Если мы не принимаем этого термина, то по двум причинам: вопервых, потому, что этот термин указывает на верование в существа, сотворённые для зла и вечно преданные злу, тогда как есть только существа, более или менее несовершенные, которые все могут улучшиться. Во-вторых, потому, что он заключает в себе идею о власти постороннего духа над телом человека, вроде какого-то сожития, между тем как это одно только насилие. Слово порабощение выражает вполне эту мысль.

Итак, у нас нет бесноватых3 в обыкновенном смысле этого слова, а есть только одержимые, омрачённые и порабощённые.

§242. Одержание, как мы сказали, есть один из камней преткновения медиумизма и чаще всех встречается. Нужно всеми силами стараться преодолеть его, потому что, кроме личного неудобства, которое может быть следствием его, оно служит совершенным препятствием к получению сообщений хороших и истинных. Так как одержание, в какой бы степени оно ни было, всегда есть действие насилия, а насилие никогда не может происходить от доброго духа, то из этого выходит, что все сообщения, полученные через одержимого медиума, имеют подозрительный источник и не заслуживают никакого доверия. Если по временам встречается в них что-нибудь хорошее, то его можно принять, но всё остальное, хоть сколько-нибудь сомнительное, следует отбрасывать.

 

§243. Признаками одержания служат:

Настойчивость духа сообщаться волей или неволей, посредством писания, слуха, типтологии и прочего и употребление им усилий на то, чтобы другие духи не могли сообщаться.

Иллюзия, которая, несмотря на ум медиума, мешает ему узнавать ложное и смешное в сообщениях, получаемых им.

Уверенность в непогрешимости и непременном тождестве духов, которые сообщаются и которые под почтенными и уважаемыми именами говорят вещи ложные и нелепые.

Доверие медиума к похвалам духов, сообщающихся с ним.

Расположение удаляться от тех, которые могут дать полезные советы.

Принятие в дурную сторону критики относительно получаемых им сообщений.

Беспрерывная и непреодолимая потребность писать.

Физическое принуждение, господствующее над волею медиума и заставляющее его действовать или говорить независимо от его желания.

 

Упорный шум и опрокидывание мебели, чему медиум бывает причиной или предметом.

 

§244. Имея в виду опасность одержания, спрашивают, хорошо ли быть медиумом. Не эта ли способность производит одержание? Одним словом, не доказательство ли это спиритических сообщений? Наш ответ прост, и мы просим обдумать его хорошенько.

Не медиумы, не спириты создали духов, а духи сделали так, что есть спириты и медиумы. Так как духи не что иное, как души человеческие, то, следовательно, духи существуют с тех пор, как существуют люди; и поэтому они во все времена оказывали на человечество своё спасительное или вредное влияние.

Способность медиумическая служит для духов средством проявлений. За неимением же этой способности духи употребляют множество других способов, более или менее тайных. Итак, было бы заблуждением думать, что духи оказывают своё влияние не иначе как только через письменные или словесные сообщения. Это влияние оказывается ежеминутно, и те, которые не занимаются духами и даже не верят в них, подвержены ему так же, как и другие, и даже больше других, потому что они не имеют противодействия.4

Медиумизм есть средство для духа обнаруживать себя. Если это злой дух, он всегда выскажется, как бы ни был он лицемерен. Следовательно, можно сказать, что медиумизм позволяет видеть своего врага, стать с ним лицом к лицу и побеждать его собственным его оружием. Без этой способности дух действует в темноте и, пользуясь своею невидимостью, может делать много вреда. К скольким несчастным поступкам бывают побуждаемы некоторые, тогда как они могли бы легко избегнуть этого, имей они средство открыть истину! Неверующие, вовсе не подозревая того, говорят справедливо, выражаясь о человеке, упорно совращающемся с истинного пути: "злой гений ведёт его к погибели".

Таким образом, изучение Спиритизма, вместо того чтобы давать власть злым духам, должно рано или поздно, когда распространится больше, иметь результатом уничтожение этой власти, доставляя каждому средство быть осторожным относительно их внушений, и тот, кто поддастся их влиянию, будет сам повинен в этом.

Правило общее: кто получает дурные спиритические сообщения, письменные или словесные, тот находится под дурным влиянием. Это влияние действует на него, будет ли он писать или нет, то есть будет ли он медиумом или не будет, верит ли в духов или не верит. Писание даёт возможность увериться в свойствах духов, действующих на него, и одолевать их, если они злы, чего можно достигнуть с большим успехом ещё, когда узнаешь причину, заставляющую их действовать. Если он так ослеплён, что сам не может понимать, тогда другие могут открыть ему глаза.

Одним словом, опасность заключается не в самом Спиритизме, потому что он, напротив, может служить поверкою и предохранять от той опасности, которой мы подвергаемся беспрестанно, не зная сами того. Опасность эта заключается в горделивой наклонности некоторых медиумов слишком легкомысленно считать себя исключительными орудиями Высших Духов и в некоторого рода омрачении, которое не дозволяет им понимать всех глупостей, какие через них передаются. Даже те, кто сами не медиумы, могут подвергаться той же опасности.

Представим сравнение. Человек имеет тайного врага, которого он не знает и который распускает о нём разные клеветы и всё, что только может изобрести самая гнусная ненависть. Он видит, что состояние его расстраивается, друзья удаляются, семейное счастье колеблется. Не имея возможности открыть руку, наносящую ему эти удары, он не может защищаться и падает. Но вот этот тайный враг пишет к нему и, несмотря на свою хитрость, высказывается. Тогда враг открыт, потерпевший может уличить его и улучшить своё положение. Такова роль злых духов. Спиритизм даёт нам возможность их узнавать и изобличать.

§245. Причины одержания изменяются сообразно с характером духа. Иногда это бывает мщение особе, на которую он мог жаловаться во время своей жизни или в другом существовании. Часто он

не имеет другой причины, кроме желания сделать зло. Так как он страдает, то желает и других заставить страдать. Он находит некоторого рода наслаждение мучить их, делать им неприятности. Поэтому нетерпение, которое обнаруживает медиум, утомлённый его неотвязчивостью, побуждает его к новым усилиям, потому что это цель его, между тем как терпением его можно утомить. Раздражаясь, выказывая досаду, человек делает именно то, чего дух хочет. Эти духи действуют иногда из зависти и ненависти к добру. Вот почему они нередко простирают свои злонамеренные виды на самых честных людей.

Один из них пристал, как банный лист, к почтенному семейству знакомому нам, которого, впрочем, ему не удалось обмануть. На вопрос, почему он привязался к почтенным людям, а не к людям дурным, таким же, как он сам, он отвечал: "Эти последние не возбуждают во мне зависти."

Другие бывают до такой степени низки, что руководятся чувством трусости, заставляющей их пользоваться моральной слабостью особ, которые неспособны противиться им. Один из них, поработивший молодого человека весьма ограниченного ума, на вопрос о причине такого выбора отвечал нам: "Я чувствую сильную потребность мучить кого-нибудь. Умный человек оттолкнул бы меня. Вот я и привязался к дураку, который не противопоставляет мне никаких добродетелей."

§246. Есть духи, привязывающиеся без всякой злобы, имеющие в себе нечто доброе, но занятые своею мнимой учёностью. Они имеют свои цели, свои системы относительно наук, политической экономии, морали, религии, философии. Они хотят, чтобы мнения их были господствующими, и с этой целью ищут медиумов легковерных, которые приняли бы их с закрытыми глазами и которых они омрачают, чтобы помешать им отличать истину от лжи. Это самые опасные духи, потому что они не останавливаются перед софизмами и могут распространять утопии самые смешные. Так как им известно влияние великих имён, то они не стесняются украшать себя именами, пред которыми все преклоняются. Они не останавливаются даже перед святотатством, называют себя Иисусом, Девой Марией или именами уважаемого святого. Они стараются ослепить напыщенным языком, скорее высокопарным, чем глубокомысленным, наполненным техническими терминами и украшенным громкими словами милосердия и морали. Они остерегаются подавать дурные советы, потому что знают хорошо, что это обличило бы их. Вследствие этого те, которых они обманывают, ревностно защищают их, говоря: "Вы видите очень хорошо, что они не говорят ничего дурного."

Но мораль есть для них не что иное, как паспорт. Они меньше всего заботятся о ней. Прежде всего они хотят господствовать и передавать свои идеи, как бы неблагоразумны те ни были.

§247. Духи-систематики вообще имеют страсть писать. Поэтому они ищут медиумов, которые пишут легко и которых они стараются, с помощью омрачения, сделать орудиями послушными и в особенности восторженными. Они почти всегда бывают многословны, плодовиты и недостаток качества вознаграждают количеством. Они находят удовольствие диктовать своим медиумам объёмистые сочинения, запутанные и часто малопонятные, которые, к счастью, никаким образом не могут быть прочитаны многими. Духи, истинно возвышенные, бывают воздержанны в словах. Они говорят много в самых кратких выражениях. Поэтому чрезмерная плодовитость тоже всегда бывает подозрительна.

Нужно быть очень осторожным относительно печатания подобных сообщений. Утопии и эксцентричности, которыми они часто бывают наполнены и которые противны здравому рассудку, производят весьма плохое впечатление на особ, мало знакомых с нашим Учением, давая им ложное понятие о Спиритизме, не говоря уже о том, что они делаются орудием, с помощью

которого враги Спиритизма стараются обратить его в смешную сторону. Между этими сообщениями есть такие, которые, не имея в себе ничего дурного, могут быть рассматриваемы как неосторожные, неблаговременные или неуместные.

§248. Случается довольно часто, что медиум может сообщаться с одним духом, который привязывается к нему и отвечает за тех, которых призывают через посредство этого медиума. Это не всегда бывает одержание, потому что может зависеть от недостатка гибкости в медиуме и от особенного сродства его с известным духом. Одержание собственно бывает тогда только, когда дух навязывается сам и удаляет других по своей воле, что никогда не может быть делом доброго духа. Вообще дух, овладевающий медиумом с целью господствовать над ним, не терпит критического разбора своих сообщений. Когда он видит, что их не принимают или оспаривают, то не удаляется, но внушает медиуму мысль уединиться и часто даже приказывает ему это. Всякий медиум, оскорбляющийся критикой сообщений, получаемых им, есть эхо одержащего его духа, а дух этот не может быть добр, как скоро он внушает ему непоследовательную мысль избегать критики. Уединение медиума всегда бывает вредно для него, потому что он тогда не имеет никаких средств для проверки получаемых сообщений. Он не только нуждается в мнении посторонних лиц, но ему нужно ещё изучение всевозможных сообщений, чтобы сравнивать их. Ограничиваясь теми, которые он получает сам, как бы они ни казались ему хороши, он всегда подвергается опасности обмануться относительно их достоинства, не говоря о том, что он не может всё знать и что они почти всегда вращаются около одного и того же предмета. (§192, медиумы исключительные).

§249. Средства к уничтожению одержания изменяются смотря по тому, какой характер оно принимает. Существенной опасности нет ни для одного медиума, вполне убеждённого, что он имеет дело с духом-обманщиком, как это обыкновенно бывает в одержании простом. Это неприятно только для него. Но потому именно, что это ему неприятно, дух и не отстаёт от него и старается беспокоить его. В этом случае необходимо сделать две вещи: во-первых, доказать духу, что его понимают и что ему невозможно нас обмануть; во-вторых, истощить его терпение, показывая ему, что мы терпеливее его. Если он совершенно убедится, что напрасно теряет время, то он кончит тем, что удалится, как делают обыкновенно несносные люди, которых не слушают.

Но этого не всегда бывает достаточно, и одержание может продолжиться очень долго, потому что между духами этого рода есть весьма упорные, для которых месяцы и годы ничего не значат. Медиум должен, между прочим, искренно обращаться к своему ангелу-хранителю и к добрым духам, которые ему симпатизируют, и просить их помочь ему. По отношению к одержащему духу, как бы он ни был дурён, следует держать себя строго, но благосклонно и победить его добрыми поступками, молясь за него. Если он действительно очень развратен, то будет сначала смеяться над этим. Но постоянно действуя на него моралью, можно достигнуть наконец того, что он смягчится. Это значит принять на себя обязанность обратить его на путь истинный, обязанность часто трудную и даже неприятную, неблагодарную, но в самом затруднении её и состоит заслуга, и если эта обязанность хорошо исполнена, то она доставляет высокое удовольствие, заключающееся в сознании добросовестно исполненного долга милосердия и часто того, что погибавшая душа возвращена на путь добра.

Равно необходимо прекращать всякое письменное сообщение, как скоро замечают, что оно происходит от злого духа, не принимающего никаких увещаний, для того чтобы не доставить ему удовольствия видеть, что его слушают.

В иных случаях полезно бывает совершенно перестать на некоторое время писать. Во всём этом нужно сообразоваться с обстоятельствами. Но если медиум пишущий может избегнуть этих сообщений, прекратив писание, то этого не может сделать медиум слышащий. Одержащий дух своими грубыми и непристойными выходками иногда преследует его ежеминутно, и он не имеет даже возможности закрыть уши. Надо признаться, впрочем, что некоторые особы забавляются неприличными выражениями подобных духов, и вместо того, чтобы стараться заставить их молчать и наставлять их, оне их поощряют и возбуждают, смеясь над их глупостями. Наши советы могут касаться тех, которым они нужны.

§250. Итак, каждому медиуму, не дающемуся в обман, угрожает только неприятность, а не опасность, потому что он не может быть обманут. Но совсем другое бывает при омрачении. Тогда власть духа над тем, которого он успел омрачить, не имеет границ. Остаётся делать одно - это стараться убедить его, что его обманывают, и омрачение его обратить в простое одержание. Но это не всегда легко сделать, а иногда даже вовсе невозможно. Влияние духа может быть так сильно, что делает омрачённого совершенно глухим ко всевозможным убеждениям, и это ослепление может дойти до того, что когда дух делает какую-нибудь важную ошибку против науки, то медиум начинает сомневаться, не наука ли ошибается.

Как мы сказали, он вообще весьма дурно принимает советы. Критика раздражает его, оскорбляет и заставляет иметь предубеждения против тех, которые не разделяют его восторга. Подозревать его духа есть в глазах его почти святотатство, а этого-то духу и нужно, потому что он желает, чтобы пред его словом преклоняли колена.

Один из наших знакомых был необыкновенно омрачён злым духом. Мы вызвали этого духа, и он после различного хвастовства, видя, что не может обмануть нас насчёт своего тождества, сознался, наконец, что он не тот, чьё имя принял на себя. Когда его спросили, для чего он преследует этого человека, он отвечал следующее, что верно обрисовывает характер этого рода духов:

- "Я искал человека, над которым бы мог властвовать. Я нашёл его и потому не оставляю."

- Но если ему откроют глаза, он тебя прогонит.

- "Это мы ещё посмотрим!"

Так как нет слепых хуже тех, которые не желают видеть, то когда убедятся в бесполезности всех попыток открыть глаза омрачённому, самое лучшее - оставить его с его иллюзиями. Нельзя вылечить больного, который старается поддержать свою болезнь и находит в ней удовольствие.

§251. Порабощение телесное часто отнимает у одержимого всю силу воли, необходимую для того, чтобы одолеть злого духа, и потому нужно бывает посредничество третьего лица, действующего или с помощью магнетизма или силой собственной воли. Из-за невозможности иметь содействие со стороны одержимого это лицо должно взять власть над духом. Но так как преимущество это может быть только нравственное, то оно доступно лишь тому, кто стоит в нравственном отношении выше одержащего духа, и власть его будет тем сильнее, чем выше его нравственность, потому что тогда он повелевает духу, который принуждён бывает склоняться перед ним. Вот почему Иисус имел такое могущество изгонять так называемых тогда "демонов", т.е. одержащих злых духов.

Мы можем дать здесь только общие советы, потому что нет никакого матерьяльного способа, никакой формулы, никаких священных слов, которые имели бы силу прогонять одержащих духов. Часто у одержимого недостаёт необходимой силы тока. В таком случае магнетическое действие хорошего магнетизёра может быть большой помощью. Впрочем, всегда полезно бывает просить через верного медиума советов у Высших Духов или у своего ангела-хранителя.

§252. Нравственные несовершенства одержимого часто бывают препятствием к его освобождению. Вот замечательный пример, который может служить назиданием для каждого.

Несколько сестёр в продолжение многих лет были жертвами весьма неприятных проделок. Их платья были беспрестанно разбрасываемы по всем углам дома и даже на крыше, изрезанные и изорванные, как бы тщательно их ни запирали. Эти дамы, жившие в маленьком провинциальном городке, никогда не слыхали о Спиритизме. Сначала оне, естественно, думали, что это проделки какого-нибудь шалуна, но упорство явлений и принимаемые самими дамами предосторожности разуверили их в этом предположении. По прошествии долгого времени, следуя совету некоторых особ, оне сочли нужным обратиться к нам, чтобы узнать причину этих беспорядков и средство избавиться от них, если это возможно. Причина была несомненна, но средство довольно затруднительно. Дух, проявившийся таким образом, был, очевидно, злонамеренный. При вызове он оказался весьма злым и не доступным никакому доброму чувству. Однако молитва, повидимому, имела полезное влияние. Но после некоторого времени отдыха беспорядки снова начались.

 

Вот совет, который дал по этому поводу один Высший Дух:

"Самое лучшее, что могут сделать эти дамы, это просить своих духов-покровителей не оставлять их. И я не могу сказать им ничего лучшего, как посоветовать обратиться к своей совести и разобрать, всегда ли оне исполняли закон любви и милосердия к ближним. Я не говорю о милосердии к бедным, но о милосердии языка. К несчастью, оне не умеют обуздывать язык свой и не оправдывают своими поступками желание своё избавиться от того, кто их мучит. Оне слишком любят осуждать ближнего, и дух, одержащий их, отплачивает им, потому что он часто подвергался их осуждениям при жизни.

Впрочем, если оне улучшатся, то ангелы-хранители их снова приблизятся к ним и одного их присутствия будет достаточно, чтобы прогнать злого духа, который привязался особенно к одной из них, потому что ангел-хранитель её должен был удалиться, видя её предосудительные поступки и дурные мысли. Им нужно молиться о тех, которые страдают, в особенности упражняться в добродетелях, предписываемых Богом всякому сообразно с его положением."

На замечание наше, что слова эти кажутся нам немного строгими и что, может быть, нужно смягчить их для передачи, дух прибавил:

"Я должен был сказать то, что сказал, и так, как я сказал, потому что эти особы имеют привычку думать, что оне не делают ничего дурного языком своим, между тем как оне делают им очень много зла. Вот почему нужно поразить их ум так, чтобы это было для них серьёзным предостережением."

Отсюда вытекает весьма важное правило, что нравственные несовершенства дают доступ одержащим духам и что вернейшее средство избавиться от них состоит в том, чтобы привлечь к себе добрых духов посредством добродетельной жизни. Добрые духи имеют, без сомнения, больше могущества, чем злые, и одной воли их достаточно для того, чтобы удалить последних. Но

они помогают только тем, которые содействуют им своим старанием улучшиться. В противном случае они удаляются и оставляют свободное поле злым духам, которые делаются также в некоторых случаях орудием наказания, потому что добрые духи с этой целью и позволяют им действовать.

§253. Впрочем, нужно остерегаться приписывать непосредственному действию духов все неприятности, какие могут случиться. Эти неприятности часто бывают следствием беспечности или непредусмотрительности.

Один земледелец написал к нам однажды, что в течение двенадцати лет у него постоянно случаются несчастья с его скотом. То коровы его пропадают или не дают молока, то падают лошади, овцы или свиньи. Он служил молебны, заказывал обедни, делал заклинания, и ничто не помогало от этого зла. Тогда, на основании деревенских предрассудков, он решил, что его скот был околдован. Думая, вероятно, что мы одарены большим могуществом относительно заклинаний, чем священник его деревни, он обратился к нам за советом. Вот ответ, который мы получили:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 344.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...