Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возбуждение дела об административном правонарушении.




Возбуждение дела является начальной стадией производства по делам об административных правонарушениях и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта и обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование и квалификацию, определение подведомственности. Процессуальным основанием возбуждения дела является повод. Как вытекает из смысла статьи 28.1 под поводом следует понимать все источники, из которых полномочные органы и должностные лица получают информацию о совершенном административном правонарушении обязывающую их принять решение о начале производства по делу.

К таким поводам относятся:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 Кодекса);

- фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

- подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 Кодекса;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 Кодекса.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, к содержанию и оформлению которого предъявляются особые требования, обусловленные его процессуальной значимостью. В протоколе указываются:

- дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол. Эта информация необходима для определения подведомственности дела, а также для случаев неправильного составления протокола: допущенные ошибки устраняются субъектами, оформившими данный документ;

- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, фамилии, адреса свидетелей и потерпевших. Эта группа сведений имеет важное значение для выяснения вопросов, связанных с обстоятельствами, подлежащими установлению по конкретному делу;

- место, время совершения и событие административного правонарушения. Подробное описание существа совершенного правонарушения необходимо для юридической квалификации содеянного;

- статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая ответственность за данное правонарушение;

- объяснения физического или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, помогают установить форму их вины;

- также иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Но этим содержание протокола не ограничивается. Одним из обязательных требований при составлении протокола является разъяснение физическому лицу или законному представителю юридического лица, иным участникам производства их прав и обязанностей, предусмотренных КоАП, например, право знакомиться с материалами дела и делать замечания по их содержанию; давать в устной или письменной форме объяснения, имеющие отношение к делу; представлять доказательства, заявлять ходатайства, а также обжаловать любое действие лица уполномоченного составлять протокол, что способствует укреплению законности, гарантий прав и свобод граждан. О разъяснении процессуальных прав и обязанностей делается отметка в протоколе.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. При этом подпись протокола лицом, привлекаемым к ответственности, является его правом, но не обязанностью. Отказ указанных лиц от подписи не влечет каких-либо юридических последствий и не приостанавливает дальнейшего движения дела, но обязательно фиксируется в протоколе. Копия протокола вручается под расписку физическому лицу, законному представителю юридического лица, а также потерпевшему.

В статье 28.3 КоАП законодатель впервые в истории административной юрисдикции дал исчерпывающий ответ на вопрос: кто вправе составлять протоколы о конкретных правонарушениях.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами уполномоченных органов в соответствии с главой 23 КоАП, в пределах своей компетенции, должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с их задачами и функциями. Кроме того, право составлять протокол предоставляется должностным лицам организаций, не входящих в систему органов исполнительной власти: членам избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; инспектора Счетной палаты Российской Федерации; должностные лица государственных внебюджетных фондов.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

Неправильное определение подведомственности имеет свои негативные последствия: дело на стадии рассмотрения возвращается для устранения этого недостатка (ст.28.8), что, естественно, затягивает разрешение дела в целом.

В КоАП достаточно жестко регламентируется вопрос об установлении сроков, отводимых на составление протокола об административном правонарушении. Соблюдение сроков является одним из обязательных условий своевременного и оперативного разбирательства по делу. В статье 28.5 предусмотрены различные сроки составления протокола: 1) немедленно после выявления совершения административного правонарушения; 2) в течение двух суток, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела; 3) при проведении административного расследования - в течение одного месяца, в исключительных случаях (при продлении срока расследования) - в течение двух месяцев, при нарушении таможенных правило нарушении Правил дорожного движения – в течение шести месяцев.

Важным этапом первой стадии производства по делу является административное расследование, цель которого получение дополнительных сведений и материалов для решения вопроса о возбуждении дела. Оно осуществляется в тех случаях, когда отсутствует ясность в вопросе о материальных основаниях к возбуждению дела об административном правонарушении и необходимо провести дополнительную проверку по факту выявленного административного правонарушения в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности. Административное расследование применяется в случаях выявления правонарушения в области антимонопольного и валютного законодательства, законодательства о рекламе, о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте др. Административное расследование представляет собой ряд процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. К ним можно отнести проведение экспертизы, истребование необходимых предметов и документов, осуществление ревизий, инвентаризаций, контрольных закупок и т.д.

Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования выносится должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, в виде определения, а прокурором в виде постановления сразу же после обнаружения факта совершения административного правонарушения. Содержание этих документов во многом сходно с содержанием протокола. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения в сроки, о которых было сказано выше. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Завершающим этапом первой стадии производства по делу является направление протокола либо постановления прокурора об административном правонарушении на рассмотрение. Указанные документы направляются судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. При административном аресте данные материалы передаются на рассмотрение судье немедленно после их составления.

Протокол может быть возвращен с целью устранения недостатков в случае, если составлен неправомочным лицом, имеются ошибки в его составлении и оформлении, представленные материалы являются неполными и не могут быть восполнены при рассмотрении дела. В данной ситуации КоАП РФ предусматривает трехсуточный срок на устранение недостатков и одни сутки на возвращение всех материалов дела обратно.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...