Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как в литературе проявляется отношение к миру 16 страница




Софья (Стародуму). Дядюшка! Я мое оскорбление забываю.

Г-жа Простакова (подняв руки к Стародуму). Батюшка! Прости и ты меня, грешную. Вить я человек, не ангел.

Стародум. Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом.

Милон. И преступление и раскаяние в ней презрения достойны.

Правдин (Стародуму). Ваша малейшая жалоба, ваше одно слово пред правительством... и уж спасти ее нельзя.

Стародум. Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю.

Все вскочили с коленей.

Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

Стародум. Мастерица толковать указы!

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову... (Порывается идти.)

Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

Простаков. А! До чего мы дожили!

Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа...

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку... Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!

Скотинин (Стародуму). Я шел было к тебе добиться толку. Жених...

Стародум (указывая на Милона). Вот он.

Скотинин. Ага! так мне и делать здесь нечего. Кибитку впрячь, да и...

Правдин. Да и ступай к своим свиньям. Не забудь, однако ж, повестить всем Скотининым, чему они подвержены.

Скотинин. Как друзей не остеречь! Повещу им, чтоб они людей...

Правдин. Побольше любили или б по крайней мере...

Скотинин. Ну?..

Правдин. Хоть не трогали.

Скотинин (отходя). Хоть не трогали.

Явление V

Г-жа Простакова, Стародум, Правдин, Митрофан, Софья, Еремеевна.

Г-жа Простакова (Правдину). Батюшка, не погуби ты меня, что тебе прибыли? Не возможно ль как-нибудь указ поотменить? Все ли указы исполняются?

Правдин. Я от должности никак не отступлю.

Г-жа Простакова. Дай мне сроку хотя на три дни. (В сторону.) Я дала бы себя знать...

Правдин. Ни на три часа.

Стародум. Да, друг мой! Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь.

Г-жа Простакова. Да как вам, батюшка, самому входить в мелочи?

Правдин. Это мое дело. Чужое возвращено будет хозяевам, а...

Г-жа Простакова. А с долгами-то разделаться?.. Недоплачено учителям...

Правдин. Учителям? (Еремеевне.) Здесь ли они? Введи их сюда.

Еремеевна. Чай, что прибрели. А немца-то, мой батюшка?..

Правдин. Всех позови.

Еремеевна отходит.

Правдин. Не заботься ни о чем, сударыня, я всех удовольствую.

Стародум (видя в тоске г-жу Простакову). Сударыня! Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно.

Г-жа Простакова. Благодарна за милость! Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет!

Явление VI

Те же, Еремеевна, Вральман, Кутейкин и Цыфиркин.

Еремеевна (введя учителей, к Правдину). Вот тебе и вся наша сволочь, мой батюшка.

Вральман (к Правдину). Фаше фысоко-и-плахоротие. Исфолили меня к сепе прасить?..

Кутейкин (к Правдину). Зван бых и приидох.

Цыфиркин (к Правдину). Что приказу будет, ваше благородие?

Стародум (с приходу Вральмана в него вглядывается). Ба! Это ты, Вральман?

Вральман (узнав Стародума). Ай! ай! ай! ай! ай! Это ты, мой милостифый хосподин! (Целуя полу Стародума ) Старофенька ли, мой отес, пошифать исфолишь?

Правдин. Как? Он вам знаком?

Стародум. Как не знаком? Он три года у меня был кучером.

Все показывают удивление.

Правдин. Изрядный учитель!

Стародум. А ты здесь в учителях? Вральман! Я думал, право, что ты человек добрый и не за свое не возьмешься.

Вральман. Та што телать, мой патюшка? Не я перфый, не я послетний. Три месеса ф Москфе шатался пез мест, кутшер нихте не ната. Пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель...

Правдин (к учителям). По воле правительства став опекуном над здешним домом, я вас отпускаю.

Цыфиркин. Лучше не надо.

Кутейкин. Отпускать благоволите? Да прежде разочтемся...

Правдин. А что тебе надобно?

Кутейкин. Нет, милосливый господин, мой счетец зело не мал. За полгода за ученье, за обувь, что истаскал в три года, за простой, что сюда прибредешь, бывало, по-пустому, за...

Г-жа Простакова. Ненасытная душа! Кутейкин! За что это?

Правдин. Не мешайтесь, сударыня, я вас прошу.

Г-жа Простакова. Да коль пошло на правду, чему ты выучил Митрофанушку?

Кутейкин. Это его дело. Не мое.

Правдин (Кутейкину). Хорошо, хорошо. (Цыфиркину.) Тебе много ль заплатить?

Цыфиркин. Мне? Ничего.

Г-жа Простакова. Ему, батюшка, за один год дано десять рублей, а еще за год ни полушки не заплачено.

Цыфиркин. Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года. Мы и квиты.

Правдин. А за ученье?

Цыфиркин. Ничего.

Стародум. Как ничего?

Цыфиркин. Не возьму ничего. Он ничего не перенял.

Стародум. Да тем не меньше тебе заплатить надобно.

Цыфиркин. Не за что. Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму.

Стародум. Вот прямо добрый человек!

Стародум и Милон вынимают из кошельков деньги.

Правдин. Тебе не стыдно, Кутейкин?

Кутейкин (потупя голову). Посрамихся, окаянный.

Стародум (Цыфиркину). Вот тебе, друг мой, за добрую душу.

Цыфиркин. Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам, не заслужа, век не потребую.

Милон (давая ему деньги). Вот еще тебе, друг мой!

Цыфиркин. И еще спасибо.

Правдин дает также ему деньги.

Цыфиркин. Да за что, ваше благородие, жалуете?

Правдин. За то, что ты не походишь на Кутейкина.

Цыфиркин. И! Ваше благородие. Я солдат.

Правдин (Цыфиркину). Поди ж, мой друг, с богом.

Цыфиркин отходит.

Правдин. А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре да потрудись расчесться с самой госпожою.

Кутейкин (выбегая). С самою! Ото всего отступаюсь.

Вральман (Стародуму). Старофа слуха не остафте, фаше фысокоротие. Фосмите меня апять к сепе.

Стародум. Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей?

Вральман. Ой, нет, мой патюшка! Шиучи с стешним хоспотам, касалось мне, што я фсе с лошатками.

Явление VII

Те же и камердинер.

Камердинер (Стародуму). Карета ваша готова.

Вральман. Прикашишь мне дофести сепя?

Стародум. Поди садись на козлы.

Вральман отходит.

Явление последнее

Г-жа Простакова, Стародум, Милон, Софья, Правдин, Митрофан, Еремеевна.

Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам...

Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась...

Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)

Софья (подбежав к ней). Боже мой! Она без памяти.

Стародум (Софье). Помоги ей, помоги.

Софья и Еремеевна помогают.

Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

Митрофан. Ды она как будто неведомо...

Правдин. Грубиян!

Стародум (Еремеевне). Что она теперь? Что?

Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками). Очнется, мой батюшка, очнется.

Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю что делать. Пошел-ко служить...

Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят.

Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!

Стародум (указав на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды!

КОНЕЦ КОМЕДИИ.

 

 

Б

1. Какие события являются завязкой, кульминацией, развязкой сюжета пьесы?

2. Кто в пьесе играет наиболее активную роль? Почему же она названа «Недоросль»?

3. Расскажите, как каждый из героев пьесы относится к образованию. На какие группы по этому основанию можно разделить всех действующих лиц комедии?

4. Докажите, используя текст пьесы, что главным средством характеристики героев является речь.

5. Как имена и фамилии действующих лиц соотносятся с их характерами? Зачем драматург использует прием «говорящих фамилий»?

6. За что и как наказана Простакова? Справедливо ли, по-вашему, это наказание?

7. Актуальна ли пьеса в наши дни? Обоснуйте свою позицию.

8. Какая из сцен пьесы представляется вам самой смешной? Самой грустной? Почему? Подготовьте выразительное чтение этих сцен по ролям. Читая, обращайте внимание на особенности речевого поведения персонажей, а также следуйте указаниям авторских ремарок.

 

З

Если возможно, посмотрите постановку комедии «Недоросль» в театре. Подготовьте устный или письменный отзыв о спектакле. В отзыве укажите, понравилась ли вам постановка (почему?); удалось ли режиссеру и актерам выразить главные идеи комедии; произвела ли на вас впечатление игра актеров (кого именно?); такими ли вы представили себе героев, читая пьесу. Оцените декорации и музыкальное оформление спектакля. Порекомендуете ли вы посмотреть этот спектакль вашим знакомым? Кому именно? Почему?

 

 

§ 2. Для того чтобы лучше понять пьесу нужно уметь пользоваться понятиями конфликт, а также терминами композиции завязка, кульминация, развязка. Конфликтом в художественном произведении называют столкновение, на основе которого строится развитие сюжета. Особенно важное значение конфликт имеет для сюжета в драме и обнаруживается конфликт благодаря драматургическому действию. Рассмотрим, как конфликт проявляется в комедии «Недоросль». Мы видим, что конфликт в пьесе возникает в результате столкновения двух групп дворян: Стародума, Правдина, Милона, с одной стороны, и Простаковых, Скотинина – с другой. Каждая их этих групп выражает разные интересы и цели: первая группа представлена прогрессивными, честными и просвещенными людьми, вторая – невежественными самодурами и деспотами. Таким образом, конфликт комедии «Недоросль» формулируется как столкновение передового, образованного дворянства с косным миром самодуров-крепостников. Главным героем для разрешения конфликта является племянница Стародума Софья, на чью руку претендуют представители противоположных дворянских лагерей.

Завязкой называется сюжетный эпизод, задающий начало конфликту. В завязке обозначается главное противоречие сюжета, из которого развивается действие. Применительно к «Недорослю» завязкой является эпизод чтения письма от Стародума в 6 явлении 1 действия, из которого становится известно, что Софья наследница Стародума и богатая невеста. Именно после этого алчная Простакова решает женить своего сына на Софье, что формирует любовный конфликт – в результате число женихов девушки вырастает до трех, двух ложных женихов, Скотинина и Митрофана, и настоящего – Милона.

Кульминация – высшая точка развития действия. Кульминация является самым напряженным моментом в сюжете. Наиболее ярко кульминация проявляется в драматургических произведениях. Отличительной особенностью кульминации в развитии сюжета является то, что после кульминационного эпизода конфликт более не развивается. В комедии Фонвизина кульминация, казалось бы, могла быть достигнута в двух эпизодах 4 действия, когда Стародум узнает, что Софья и Милон любят друг друга и когда Стародум отказывает в руке Софьи Скотинину и Митрофану. Однако кульминация отнесена на 2 явление действия, она достигается в эпизоде неудачного похищения Софьи.

И, наконец, развязка – это исход событий, разрешение противоречий, опередивших конфликт. В комедии «Недоросль» развязка выражается в решении Правдина взять дом и хозяйство Простаковых под опеку, наказав их тем самым за злонравие и происки Простаковой.

Комедия «Недоросль» являет собой тот интересный случай, когда развязка, помимо заключительных событий, емко и убедительно выражена в последней реплике пьесы, произнесенной Стародумом:

Вот злонравия достойные плоды!

 

Б

1. Найдите в тексте ответ на вопрос: почему комедия «Недоросль» получила признание зрителей.

2. Что такое «купюра»? Почему пьеса «Недоросль» сначала была опубликована с купюрами, а полном виде она вышла только 1830 году?

3. Какие особенности комедии определили ее сценическое долголетие?

4. Что такое конфликт в драматургическом произведении? Почему он обязателен для для развития сюжета в драме?

5. Дайте определение терминам: завязка, кульминация, развязка.

 



Внеклассное чтение

 

Эсхил

Портрет

(525-456 до н.э.)

А

Перед чтением текста вспомните древнегреческий миф о Прометее. О чем рассказывает этот миф? В основу какого уже известного вам стихотворения он положен?

 

Эсхил – древнегреческий драматург, создатель древнегреческой трагедии, легшей в основу европейского жанра трагедии. Драматургическая деятельность Эсхила, нововведения в построении и содержании драмы оказали большое влияние на развитие искусства сцены, творчество следующих за Эсхилом драматургов-трагиков Софокла и Еврипида.

Жанр трагедии появился благодаря соединению в пьесе Эсхила эпоса и лирики. Эсхил вывел в своих трагедиях второго героя, и это новшество положило начало драматургическому действию. Источником содержания трагедий Эсхила был героический эпос поэм Гомера, поэтому, подобно гомеровским произведениям, в трагедиях Эсхила сочетаются реальные исторические события и миф.

Эсхил был плодовитым драматургом: он считается автором девяноста драм, до нас дошли названия подавляющего большинства из них. Самым известным произведением Эсхила является трагедия «Прикованный Прометей», ставшая образцом трагического жанра в мировой литературе. В ней титан Прометей дает людям эфирный огонь, переступив тем самым закон, разъединявший богов и людей. Громовержец Зевс в наказание приковывает Прометея к скалам Кавказа, хотя и не знает, что поступок Прометея спасет его царство. Сюжет трагедии «Прикованный Прометей» основан на классической для этого жанра теме – столкновение свободного выбора человека и рока.

Миф о Прометее вдохновляет писателей и поэтов всех времен. Например, вы читали в 6 классе стихотворение Байрона «Прометей», в котором отразились гордый дух и свободная мысль английского поэта.

 

Б

1. Объясните, какая связь существует между трагедиями Эсхила и эпическими поэмами Гомера.

2. Как вы понимаете выражение: «столкновение свободного выбора человека и рока»? Для ответа на вопрос задумайтесь о значении слова «рок», подберите к нему несколько синонимов.

 

Возьмите в библиотеке трагедию Эсхила «Прикованный Прометей», прочитайте ее и выполните задания:

1. Вспомните древнегреческий миф о Прометее. Символом каких человеческих качеств является образ Прометея?

2. Что можно сказать о содержании и проблемах трагедии «Прометей прикованный» на основании анализа афиши (перечня действующих лиц)?

3. Как строится трагедия Эсхила? Из каких частей состоит? Чем композиция трагедии похожа на построение известных вам пьес, чем отличается?

4. Какую роль в пьесе играет Хор Нимф-Океанид? Как вы думаете, почему хор был обязательным героем всех античных пьес?

5. Каким представлен в пьесе Зевс? Отвечая на вопрос, используйте текст пьесы.

6. За что наказан Прометей? Справедливо ли это наказание? Обоснуйте свою точку зрения.

7. Что является определяющим во всех поступках Прометея? Можно ли утверждать, что Прометей неразумно жертвует собой? Обоснуйте свою точку зрения.

8. Какие мысли хотел донести Эсхил до своих современников?

9. Как вы думаете, вызывал ли просмотр трагедии катарсис? Объясните свою позицию.

10. Сопоставьте трагедию Эсхила и стихотворение Дж. Байрона «Прометей». Чем похожи главные герои этих произведений? Чем различаются?

 

Ж

1. Прочитайте в энциклопедии, специальной литературе или Интернете, что представлял собой античный театр. Расскажите, как выглядел сам театр, как были организованы представления, какие декорации использовались. Кто играл в античном театре? Какие пьесы больше всего ценились зрителями?

2. Узнайте в толковом словаре, что означает слово «катарсис». Почему древнегреческие драматурги стремились к достижению этого эффекта в ходе представления их пьес

 

З

Подготовьте инсценировку наиболее понравившихся вам сцен трагедии. Постарайтесь осуществить эту постановку так, чтобы зрители почувствовали себя присутствующими в настоящем античном театре.

 



Как в литературе проявляется отношение к миру

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...