Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Совмещение результатов ABC и XYZ-анализа




В результате данного совмещения мы получаем девять групп объектов анализа по двум критериям: степень влияния на конечный результат (ABC) и стабильностью прогнозируемость этого результата (XYZ).

Внедрение интегрированного ABC и XYZ-анализа в практику работы розничных предприятий обеспечивает эффективное управление товарным ассортиментом, что, в свою очередь, способствует ускорению оборачиваемости товара, уменьшению излишков товаров, снижению риска их списания, минимизации суммарных затрат, связанных с запасами.

Множество аналитических отчетов, таких как «оборачиваемость запасов», «динамика продаж», «ассортиментный минимум» и т. и., оказывает помощь руководителю магазина в принятии обоснованных управленческих решений. Формирование заказа поставщикам при помощи информационной системы может проводиться с учетом, например, следующих параметров:

• по минимальному остатку;

Категории X Y Z
А АХ (высокая значимость товара в ассортименте, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности продаж) AY (высокая значимость товара в ассортименте, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности продаж) AZ (высокая значимость товара в ассортименте, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления)
В ВХ (средняя значимость товара в ассортименте, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности продаж) BY (средняя значимость товара в ассортименте, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности продаж) BZ – (средняя значимость товара в ассортименте, низкая степень надежности прогноза вследствие случайного характера продаж)
С СХ (низкая значимость товара в ассортименте, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности продаж) CY (низкая значимость товара в ассортименте, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности продаж) CZ (низкая значимость товара в ассортименте, низкая степень надежности прогноза вследствие случайного характера продаж)

· на основании результатов продаж за выбранный период и т. п.

Таблица 4 - Совмещенный ABC и XYZ-анализ товарооборота

 

Но не только продажи товара являются основой для формирования портфеля заказов. Для этой цели, особенно для расширения ассортимента, и используется метод ABC-XYZ-анализа.

АВС-анализ и XYZ-анализ могут применяться в отношении любых товаров пли услуг и позволяют ответить на следующие вопросы:

1) -какие товары закупать в первую, вторую и последнюю очередь;

2) - какому товару стоит уделять больше внимания, делать акцент при продвижении;

3) - поставщики каких товаров требуют особых отношений.

Важно помнить о следующих нюансах.

1. Специфика ценообразования в рознице, связанная с наличием в ассортименте взаимосвязанных товаров, требует внимательности и специального анализа прибыльности товаров, поскольку некоторые особенно важные для магазина товарные позиции могут иметь минимальную прибыль или не иметь ее вообще.

2. Другой важный момент: анализ прибыльности товарных позиций не может основываться только на валовой прибыли, необходимо учитывать затраты именно на продажу данной позиции. Это связано с тем, что доля затрат у разных товаров будет различной.

Наиболее удобным представляется АВС-анализ, являющийся, по сути, рейтинговым списком. Этот метод получил широкое распространение и «вшит» во многие программы в качестве стандартного отчета. Часто он используется совместно с XYZ-анализом, однако возможности использования последнего ограничены.

2.2 Маркетинговые исследования по выявлению предпочтений при покупке исследуемого товара… Здесь приводятся конкретные исследования самого студента, которые могут включать следующие пункты:

- предпочтения потребителей при покупке различных наименований данного товара;

- частота употребления данного товара;

- предпочтение места приобретения товара (рынок, оптовые базы, ларек, ближайший магазин, крупный супермаркет и т.д.);

- какое количество товара приобретается за один раз;

- факторы, влияющие на выбор потребителей (по цене, торговой марке, упаковке) (можно использовать и другие показатели).

 

2.3 Характеристика объекта и методы исследования. В качестве объекта исследований выбирается товар не менее пяти торговых марок, реализуемый в торговом предприятии, где студент проходил практику и по которому он пишет работу. Приводится методика оценки качества выбранного товара, опираясь на соответствующие ГОСТы.

 

2.4 Идентификационная экспертиза товара…

Начинается с экспертизы упаковки. При исследовании состояния упаковки проверяется: герметичность, наличие дефектов на упаковке, косой шов, эстетическое оформление, целостность дизайна и внешнего вида упаковки в целом и т.д.

Далее исследуется маркировку на соответствие требованиям ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования». Анализируют: пропечатанность букв, доступность информации для ознакомления с ней, наличие необходимой информации.

Например, требования к содержанию информации продуктов переработки зерна: наименование продукта; сорт или номер (при наличии); наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну); товарный знак изготовителя; масса нетто; сведения о пищевой и энергетической ценности; дата изготовления; условия и сроки хранения; обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информация о подтверждении соответствия.

 

2.5 Экспертиза качества товара по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям

 

2.6 Варочные и кулинарные достоинства товара (при необходимости).

2.7 Оценка конкурентоспособности продукта

Рассмотрим оценку конкурентоспособности на примере масла подсолнечного рафинированного дезодорированного.

Конкурентоспособность товара - это способность товара соперничать с другими аналогичными товарами на рынке. Одной из составляющих конкурен­тоспособности является качество продукции (услуги). Качественная продукция должна обладать совокупностью свойств, которые смогут удовлетворить тре­буемые потребности потребителя при их использовании по назначению, вклю­чая утилизацию и уничтожение. Качество любого товара зависит от предпри­ятия. От того на сколько это предприятие заинтересованно в прибыли и сколько оно готово потратить для получения товара способного конкурировать на рын­ке. Для расчета конкурентоспособности масла подсолнечного рафинированно­го дезодорированного использовали метод, основанный на сравнении качества товаров с качеством базовой модели. Для этого были подобраны наиболее важные показатели, влияющие на формирование потребительских предпочте­ний из которых бала составлена номенклатура показателей конкурентоспособ­ности и проведено их ранжирование (табл. 5).

Таблица 5 – Ранжирование показателей качества масла подсолнечного рафинированного дезодорированного

Показатели

Экс­перты

 

∑ mi

1 2 3 4 5 6 7
Цвет 4 4 4 5 4 3 4 28
Вкус и запах 6 6 6 6 6 1 6 37
Прозрач ность 5 5 5 4 5 2 5 31
Массовая доля влаги и летучих ве­ществ, % 3 3 3 1 1 6 3 20
Цветное число, мг I 2 2 2 2 2 4 2 16
Кислотное число, мг КОН/г 1 1 1 3 3 5 1 15
Сумма 21 21 21 21 21 21 21 147

 

С помощью метода предпочтений экспертная группа определила весо­мость показателей. Весомость показателей (ai) определили по формуле:

 

ai =∑ mi / ∑∑mi,

где: mi - место, на которое поставлена весомость i-ro показателя каждого эксперта; ai - показатели.

Цвет-28/ 147= 0,19

Вкус и запах - 37/147= 0,25

Прозрачность - 31/147= 0,21

Массовая доля влаги и летучих веществ - 20/147= 0,14

Цветное число - 16/147= 0,11

Кислотное число - 15/147 = 0,10

Коэффициенты весомости показателей указаны в таблице 6.

Таблица 6 - Весомость показателей масла подсолнечного рафинированного дезодорированного

Показатели Весомость единичных показателей
Цвет 0,19
Вкус и запах 0,25
Прозрачность 0,21
Массовая доля влаги и летучих ве­ществ 0,14
Цветное число 0,11
Кислотное число 0,10

 

По данным таблицы наиболее значимыми показателями являются вкус и запах продукта, затем прозрачность, цвет и массовая доля влаги и летучих ве­ществ. Цветное и кислотное число являются наименее значимыми показателя­ми, по мнению дегустационной комиссии.

Для сравнения показателей качества испытуемых образцов ввели базовую модель. Базовая модель - это эталонный образец, который на 100% соответст­вует требованиям ГОСТ Р 52465 - 2005 «Масло подсолнечное. Технические ус­ловия». Показатели качества, определяющие конкурентоспособность масла подсолнечного рафинированного дезодорированного представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Показатели потребительских свойств, определяющие конкурентоспособность масла подсолнечного рафинированного дезодорированного

Показатели

Наименование торговых марок

Базо­вая мо­дель Зла­то Аннин­ское Домаш­нее Олей­на Солнеч­ный рай
Цвет, балл 5,0 4,3 4,3 4,9 4,3 4,1
Вкус и запах, балл 5,0 4,9 5,0 4,6 5,0 4,7
Прозрачность, балл 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0
Массовая доля вла­ги и летучих ве­ществ, % 0,10 0,40 0,10 0,20 0,10 0,10
Цветное число, мг I 10,00 1,0 1,0 1,0 5,0 5,0
Кислотное число, моль активного ки­слорода/кг 0,40 0,31 0,33 0,15 0,12 0,12

 

По результатам таблицы наилучшими показателями качества (в сравне­нии с базовым образцом) обладает масло подсолнечное рафинированное дезо­дорированное торговых марок «Аннинское» и «Злато». Максимальная оцен­ка за показатели качества ставилась в случае соответствия этих показателей требованиям ГОСТ 52465 - 2005 «Масло подсолнечное. Технические требова­ния»:

5 баллов - цвет светло желтый, вкус обезличенный, без запаха, прозрач­ное, без осадка;

4 балла - цвет масла желтый, легкий запах и привкус жаренных семечек, прозрачное, с едва уловимыми взвешенными частицами;

3 балла — цвет масла желтый с зеленоватым оттенком, чувствуется посто­ронний запах и легкий привкус горечи, с легким помутнением;

2 балла - цвет желтый с коричневым оттенком, выраженный неприятный запах, горький вкус, мутное;

1 балл - цвет коричневый, резкий неприятный запах и очень горький вкус вызывающий першения, очень мутное;

Расчет относительных показателей потребительских свойств по отноше­нию к базовому представлен в таблице 8.

Таблица 8 - Относительные показатели потребительских свойств масла подсолнечного

Показа­тели

Наименование торговых марок

Злато Аннин­ское Домаш­нее Олейна Солнечный рай
Цвет 0,90 0,90 1,00 0,90 0,80
Вкус и запах 1,00 1,00 0,90 1,00 0,90
Прозрачность 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
Массо­вая доля влаги и летучих веществ 0,25 1,00 0,50 1,00 1,00
Цветное число 0,10 0,10 0,10 0,50 0,50
Кислот­ное число 0,80 0,80 0,40 0,30 0,30

 

Рассчитаем комплексный показатель конкурентоспособности масла под­солнечного рафинированного дезодорированного по потребительским свойст- вам по формуле:

IT = ∑qi · ai ,

где: qi - относительный единичный показатель конкурентоспособности; ai, - весомость параметра.

IT Злато = 0,9·0,19+1·0,25+1·0,21+0,25·0,14+0,1·0,11+0,8·0,10 = 0,86 

IT Аннинское = 0,9·0,19+1·0,25+1·0,21+1·0,14+0,1·0,11+0,8·0,10= 0,9  

IT Домашнее = 1·0,19+0,9·0,25+1·0,21+0,5·0,14+0,1·0,11+0,4·0,10= 0,85 

IT Олейна = 0,9·0,19+1·0,25+1·0,21+1·0,14+0,5·0,11+0,3·0,10= 0,9 

ITСолнечный рай = 0,8·0,19+0,9·0,25+1·0,21+1·0,14+0,5·0,11+0,3·0,10= 0,8

Расчет комплексного экономического показателя конкурентоспособности масла подсолнечного рафинированного дезодорированного проводим на осно­вании средней рыночной цены за 1 литр сложившейся на рынке (73 рубля). Розничная цена 1 литра масла подсолнечного рафинированного дезодориро­ванного:

4. Масло подсолнечное «Злато»-75 руб.

5. Масло подсолнечное «Аннинское» - 60 руб.

6. Масло подсолнечное «Домашнее» - 65 руб.

7. Масло подсолнечное «Олейна» - 84 руб.

8. Масло подсолнечное «Солнечный Рай» - 60 руб.

Iэ («Злато») = 75/73 = 1,03

Iэ («Аннинское») = 60/73 = 0,82

Iэ («Домашнее») = 65/73 = 0,89

Iэ («Олейна») = 84/73 = 1,15

Iэ («Солнечный Рай») = 60/73 = 0,82

При расчете комплексного экономического показателя стало ясно, что стоимость 1 бутылки масла подсолнечного рафинированного дезодорированно­го торговой марки «Олейна» выше среднерыночной стоимости и это снижает его конкурентоспособность.

Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности по форму­ле:

К = 1норм · 1т/1э                  (3.4.3),

где 1норм - нормативный показатель конкурентоспособности, если товар соответствует ГОСТ, то он равен 1, если нет - 0 и товар неконкурентоспособен.

Так как масло подсолнечное рафинированное дезодорированное торго­вых марок «Злато» и «Домашнее» не соответствуют ГОСТ Р 52465 - 2005 «Масло подсолнечное. Технические условия» (массовая доля влаги в них пре­вышает предельно допустимую норму), то 1норм для них равен 0, а значит они не конкурентоспособны. Проведем расчет интегрального показателя для остав­шихся образцов:

К («Аннинское») = 1.0,90/0,82 = 1,10

К («Олейна») =1.0,90/1,15= 0,78

К («Солнечный Рай») =1 .0,80/0,82=0,98

Общие результаты расчета конкурентоспособности показаны в таблице 9.

 

Таблица 9 - Комплексные показатели конкурентоспособности масла подсолнечного

Наименование показателей кон­курентоспособно­сти

Значения показателей конкурентоспособности

Зла­то Аннин­ское Домаш­нее Олейна Сол­нечный Рай
Комплексный по­казатель конку­рентоспособности по потребитель­ским свойствам, Iт 0,86 0,90 0,85 0,90 0,80
Комплексный экономический показатель конку­рентоспособно­сти, Iэ 1,03 0,82 0,89 1,15 0,82
Интегральный по­казатель конку­рентоспособно­сти, К   1,10 0,78 0,98

 

Если К<1, то оцениваемый продукт имеет более низкий уровень конку­рентоспособности и уступает образцу со среднерыночной стоимости, если К>1, то превосходит его, К=1 конкурентоспособность образцов равна.

Масло подсолнечное рафинированное дезодорированное торговых марок «Злато» и «Домашнее» не являются конкурентоспособными, так как не соот­ветствуют ГОСТ 52465 - 2005 «Масла растительные. Технические требования» и их интегральный показатель конкурентоспособности равен 0. Масло подсол­нечное рафинированное дезодорированное торговой марки «Олейна» уступает по конкурентоспособности образцу со средней розничной ценой за литр, так как его интегральный показатель конкурентоспособности меньше единицы. Масло подсолнечное рафинированное дезодорированное торговой марки «Ан­нинское» имеет интегральный показатель конкурентоспособности больше еди­ницы и является наиболее конкурентоспособным

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 155.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...