Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УСТАНОВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНОГО РЕЖИМАСтр 1 из 2Следующая ⇒
Гл 3 Историческая последовательность Даль Р.А. Полиархия: участие и оппозиция. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики. 2010. - 288 с. III. Историческая последовательность 42 В том, что касается интересующего нас вопроса, исторический процесс можно понимать в двух аспектах: как особый путь, или последовательность трансформаций политических режимов, а также как способ установления нового режима. ПУТЬ К ПОЛИАРХИИ 42 Имеет ли значение последовательность событий?1 1 Это главный вопрос книги: Moore B.Jr. Social Origins of Dictatorship and Democracy: Lord and Peasant in the Making of the Modern World. Boston: Beacon Press. 1966. Однако, как видно из подзаголовка. Мура интересуют различные переменные и длительные исторические последовательности. Более того, он предпочитает игнорировать опыт небольших государств по основаниям, которые не кажутся мне убедительными (р. хШ). 42 Может ли одна последовательность с большей вероятностью, чем другие, привести к взаимной защищенности и таким образом способствовать трансформации политического режима в полиархию? 42 Два графика, рассмотренных нами в первой главедля иллюстрации двух направлений демократизации, допускают, конечно, бесконечное множество путей. Некоторые из них исторически опробованы. 42 Но даже если ограничить воображение историческими фактами и здравым смыслом, мы обнаружим или изобретем больше путей, чем способны изучить. Скромная заинтересованность в лаконичной и поддающейся корректировке теории побуждает меня сузить объект исследования. 42 Начнем с рассмотрения только трех возможных путей к полиархии. 42 I. Либерализация режима предшествует его открытости. 43 А. Закрытая гегемония расширяет возможности публичного оспаривания и, таким образом, трансформируется в конкурентную олигархию. 43 Б. Затем конкурентная олигархия трансформируется в полиархию посредством увеличения открытости режима. 43 II. Открытость режима предшествует либерализации. 43 А. Закрытая гегемония становится открытой. 43 Б. Затем открытая гегемония трансформируется в полиархию посредством расширения возможностей для публичного оспаривания политики. 43 III. Движение напрямик: закрытая гегемония внезапно трансформируется в полиархию в результате неожиданного предоставления всеобщего права голоса и права на публичное оспаривание. Рис. 3.1. Некоторые пути к полиархии 43 Эти пути обозначены на рис. 3.1. 43 Первая схема абсолютно соответствует пути, выбранному Англией и Швецией2. 2 Конечно, их пути не были такими схематичными, как на графике. Например, пока .эффект от избирательной реформы 1832 г. не начал ощущаться, во многих избирательных округах кандидаты, выдвинутые знатью, побеждали на вы-44-борах без борьбы. «В 1761 г. из 22 городов с количеством избирателей, превышающем 1000 человек, в выборах принимали участие 11; из 22 городов с количеством избирателей 500-1000 человек — 12; из оставшихся 201 избирательного округа в Англии в выборах принимали участие 18. т.е. более чем в половине крупных городов и в каждом десятом из остальных избирательных округов имела место политическая борьба». (Namier L The Structure of Politics at the Accession of George III. L.: MacMillan. 1961. P. 83.) Вплоть до 1830 г. выборы обычно проходили без борьбы: «В 40 графствах Англии и Уэльса в 1830 г. только девять выборов были состязательными. такое же количество — в 1820 г.. а в 1831 г. подобных случаев было 11 — на один больше, чем в 1826 г. В большинстве стран кандидатов выдвигали крупные землевладельцы. очень часто на основании договоренности друг с другом, чтобы избежать расходов на проведение состязательных выборов и нарушения спокойствия в графстве». См.: Jennings I. Party Politics. Cambridge: Cambridge University Press. 1961. P. 81. Даже в 1833 г., когда состоялись первые после избирательной реформы выборы, почти в трети избирательных округов они прошли без борьбы (Ibid. Р. 84).
43 Вторая приблизительно иллюстрирует 44 путь, пройденный Германией от Веймарской республики. 44 Третий путь примерно соответствует тому, по которому пошла Франция в период 1789-1792 гг. (хотя, учитывая различные ограничения на голосование и свободу организаций, было бы правильнее назвать этот режим «почти-полиархией»).3 3 По закону о выборах 1789 г. около 60% совершеннолетних мужчин обладали правом голоса. В условиях системы непрямых выборов эти -активные граждане» выдвигали делегатов. которые в свою очередь выбирали депутатов. Хотя о цифрах можно спорить, не более 45% совершеннолетних мужчин могли бы быть делегатами. См.: Palmer R.R. The Age of the Democratic Revolution: The Challenge. Princeton: Princeton University Press. 1959. Ар. V. P. 522 ff.; Campbell P. French Electoral Systems and Elections. 1789-1957. L: Faber and Faber. 1958. P. 50-57. Закон о выборах 1792 г., в условиях которого был созван Конвент, утверждал избирательное право для всех совершеннолетних мужчин, но сохранял непрямые выборы: Конституция 1793 г. ввела всеобщее избирательное право для совершеннолетних мужчин, хотя этот закон никогда не применялся на практике. 44 «В этот период на всех выборах огромное количество избирателей не голосовало. В 1792 г. из 7 млн избирателей в выборах приняло участие только 700 тыс. На референдуме по принятию конституции 45 примерно одна треть или пять шестых голосовавших воздержались. 45 В годы Республики кандидаты от всех фракций и их сторонники прибегали к коррупции, мошенничеству, мерам устрашения и насилия. Избиратели с "неправильными" убеждениями не допускались к голосованию. Неблагонадежные граждане лишались избирательных прав» (<CampMl P. Op. cit. Р. 57). 45 Более того, закон Ле Шапелье запрещал экономические организации рабочих (а также в принципе, если не на практике, предпринимателей и торговцев). См.: Lorwtn V.R. "Ihe French Labor Movement. Cambridge: Harvard University Press. 1954. P. 4. 45 Возможно, почти все старейшие и наиболее стабильные полиархии прошли через исторические трансформации, примерно соответствующие первому пути, а это значит, что состязательная политика предшествовала расширению доли участвующего в политике населения4. 4 Очевидно, что данное сжатое описание не учитывает различия. которые в другом контексте были бы важны для объяснения различий в современных политических системах Европы, например в партийных системах. Насколько я знаю, самый развернутый анализ различных исторических путей европейских стран и их исторических последствий содержится в: Rokkan S. The Comparative Study of Political Participation // Rannev A. Essays on the Behavioral Study of Politics. Urbana: University of Illinois Press. 1962. P. 45-90. а также: Mass Suffrage, Secret Voting, and Political Participation // Arch. Eur. Socio!. 1961. No. 2. P. 132-152; Cleavage Structure, Party Systems, and Voter Alignments (with S.M. Upset) // Rokkan S., I ipset S.M. (eds) Party Systems and Voter Alignments. N.Y.: The Free Press, 1967. P. 1-64; The Structuring of Mass Politics in the Smaller European Democracies: A Development Typology. Paper presented to the International Political Science Association. Brussels. 1967. September. 45 В результате нормы, практика и культура конкурентной политики сначала распространились среди небольшой элитарной группы. Критический переход от непартийной политики к состязательной изначально также совершался в рамках узкой группы. 45 Хотя этот переход редко осуществлялся беспрепятственно, а партийные конфликты были крайне ожесточенными, тяжесть конфликта сдерживалась дружескими и семейными связями, интересами, клас-46-совой общностью, идеологией, которые пронизывали ограниченные группы знати, доминировавшей в политической жизни страны. 46 Позднее, когда к участию в политике были допущены и другие социальные слои, им было легче освоиться со стандартами и практикой конкурентной политики, уже разработанными элитами. В общем-то они приняли многие, если не все взаимные гарантии, создававшиеся не одним поколением. В результате ни новая страта, ни правители, которые могли лишиться власти, не почувствовали, что издержки терпимого отношения были столь высоки, что перевешивали издержки подавления, по крайней мере потому, что подавление привело бы к разрушению сложившейся системы взаимной безопасности. 46 Другие два пути более рискованны, и вот почему: прийти к жизнеспособной системе взаимной безопасности в лучшем случае сложно. 46 Чем больше людей с многообразными и несоизмеримыми интересами вовлечено в политику, тем труднее задача и тем больше времени потребуется для ее осуществления. Система взаимной безопасности и терпимости с большей вероятностью разовьется в небольших элитарных группах, имеющих схожее представление о будущем, чем среди обширной и неоднородной группы лидеров, представляющих различные социальные слои с многообразием целей, интересов и мировоззрений. 46 Вот почему трансформация гегемонистского режима в полиархию по первому пути более вероятна. Третий путь резко сокращает время, необходимое для приобретения сложных навыков и достижения чрезвычайно хрупкой системы взаимной безопасности. Для движения по второму пути необходимо, чтобы система взаимной безопасности действовала не на уровне небольшой и относительно гомогенной группы элит, а на уровне тех, кто представляет все слои и политические взгляды общества или, по крайней мере, его значительной части. 46 Можно привести лишь несколько очевидных примеров, если таковые есть вообще, успешной реализа-47-ции прямого пути к полиархии.5 5 Пример Дании кажется аномальным, хотя я знаю об этом слишком мало, чтобы давать серьезную оценку. После учреждения в 1665 г. монархическая власть была абсолютной. В течение следующих двух столетий страна управлялась высокоорганизованной администрацией, подчиненной королю. Июльская революция 1830 г. во Франции убедила короля в необходимости создания четырех ассамблей на местах с совещательными функциями. Под влиянием революции 1848 г. король провозгласил в стране конституцию, возлагавшую законодательную власть на парламент — ригсдаг. Избирательное право было гарантировано всем мужчинам, достигшим 30-летнего возраста, за исключением слуг и помощников фермеров, не имеющих собственного хозяйства, а также тех. кто получал пособие по бедности. В этом смысле Дания действительно пришла к полиархии кратчайшим путем. Однако если голосование в нижнюю палату парламента было открытым — при помощи поднятия руки, то голосование в верхнюю палату было непрямым, причем большим влиянием по конституции 1866 г. обладали землевладельцы и граждане, облагавшиеся высокими налогами. Более того, король отказался принять закон, согласно которому его министры были бы подотчетны парламенту: де-факто эта ответственность существовала с 1901 г.. а де-юре она была закреплена в 1915 г. Конституция 1915 г. также устанавливала всеобщее избирательное право для мужчин и женщин, достигших 29-летнего возраста, и устраняла привилегированное голосование в высшую палату парламента. Таким образом, в 1849 г. Дания выбрала кратчайший путь для достижения широкого избирательного права и существенного расширения возможностей публичного оспаривания политики, но отложила на полвека окончательный переход к восьмой институциональной гарантии, приведенной в табл. 1.1. Политический опыт Дании подвергался столь незначительному систематическому анализу, что не ясно, насколько он может служить подтверждением соображений, высказанных в данном разделе. 47 Для убедительности вспомним, как гегемонистские режимы в Италии, Германии и Японии были ликвидированы в результате разгрома этих стран во Второй мировой войне, когда в годы оккупации, последовавшей за поражением, гегемонии были замещены открытыми полиархиями. 47 Однако эти примеры крайне сомнительны, поскольку во всех трех странах переход к конкурентной политике уже был осуществлен еще до захвата власти диктату-48-рой, и некоторые из прежних политических традиций просто возродились после ее разрушения. 48 Сохранение монархии в Японии также способствовало приданию некой традиционной легитимности новому режиму конкурентной политики. 48 Кроме того, в каждом случае диктатура была разрушена не изнутри, а извне в результате сокрушительного военного поражения. Оккупационные силы, по крайней мере на время, отлучили публичных деятелей старой диктатуры от общественной жизни и в течение нескольких лет сами принимали решения по всем ключевым вопросам. По этим, а также другим не вызывающим сомнений причинам можно сказать, что на пути новых режимов отсутствовали преграды в виде неизбежного конфликта по поводу легитимности, источником которого были бы претензии публичных деятелей к старому режиму. Как бы то ни было, данные примеры действительно показывают, что при определенных, крайне нестандартных условиях резкий переход от гегемонии к полиархии может привести к достаточно стабильному режиму. Однако эти условия могут оказаться исторически уникальными. 48 Второй путь также полон рисков.Когда право голоса расширяется до создания и принятия инструментов конкурентной политики элитарной прослойкой, поиск системы взаимных гарантий будет, вероятно, длительным и сложным. В период перехода от одного политического режима к другому, когда конфликт выходит наружу, ни одна из сторон не может быть полностью уверена в терпимом отношении другой стороны. 48 Поскольку правила политической игры неоднозначны, а легитимность конкурентной политики низка, издержки подавления политического противника могут и не быть чрезмерно высокими. Следовательно, опасность состоит в том, что еще до того, как система взаимной безопасности начнет функционировать среди политических противников, зарождающийся, но крайне шаткий конкурентный режим будет замещен гегемонией, управляемой одним из соперников. 49 Хотя первый путь кажется наиболее безопасным из всех, вряд ли ему будут следовать в будущем, поскольку, как мы уже убедились, в большинстве стран гегемонистские режимы уже стали открытыми. Крайне невелико количество стран, где избирательное право распространяется не более чем на 10% совершеннолетних граждан, и, вероятно, не более полудюжины традиционных монархий и диктатур вообще отказались гарантировать гражданам право избирательного голоса. 49 Более того, создается впечатление, что расширить право голоса легче, чем урезать. Исторический процесс обычно однонаправлен: однажды введенное уже не отменяется. 49 В этом отношении колебания во французском законодательстве в 1789-1848 гг. между широким, или всеобщим избирательным правом для всего мужского населения, и ограниченным электоратом кажутся необычными. Некоторые из ныне существующих политических режимов, где избирательное право все еще не гарантировано, возможно, не последуют по первому пути. Поскольку это потребует от режима открытости и над ним нависнет угроза либерализации, политическое руководство, без сомнения, склонится к минимальным уступкам: вводя избирательное право, оно облечет гегемонию в символы, привнося в нее нечто от «демократической»» законности, — небольшая цена для политических лидеров. 49 В настоящий момент аргумент может быть резюмирован в четырех утверждениях: 1) первый путь с большей вероятностью, чем другие, создает ту степень взаимной безопасности, которая необходима для стабильного режима публичного оспаривания; 2) но этот путь уже закрыт для большинства стран с гегемонистскими режимами; 49 3) следовательно, процесс либерализации «почти- гегемоний» поджидает серьезная опасность провала, поскольку в условиях всеобщего избирательного права и массовой политики возникают трудности с функционированием системы взаимной безопасности; 50 4) однако риск провала может быть снижен, если шаги в направлении либерализации сопровождаются целенаправленным и обдуманным поиском жизнеспособной системы взаимных гарантий.
УСТАНОВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНОГО РЕЖИМА 50 Важно ли то, каким образом устанавливается конкурентный режим? 50 Под этим я подразумеваю использование силы, влияния или власти для того, чтобы представить и узаконить режим, в данном случае конкурентный. В этом смысле установление режима придает особое значение переходным процессам, которые, абстрактно говоря, находятся где-то между только что обсуждавшимися путями к полиархии и поддержанием режима после того, как он вступил в действие. Хотя граница различий «пути к», «установления» и «поддержания» размыта, понятие «установление»6 (inauguration) помогает нам сделать акцент на важнейшем элементе развития конкурентных режимов. 6 Я признателен своему коллеге Хуану Линцу за неустанное подчеркивание важности способа установления конкурентного режима. 50 Чтобы определиться, имеет ли значение момент установления режима, можно рассмотреть некоторые важнейшие способы, посредством которых полиархии или «почти-полиархии» устанавливались в прошлом. 50 Основные формы, по-видимому, таковы. 50 I. В рамках уже независимого национального государства. 50 А. Старый режим трансформируется эволюционным путем: новый режим устанавливается действующими властями, которые более или менее мирно уступают требованиям перемен. 50 Б. Старый режим трансформируется революционным путем: новый режим устанавливается революционными лидерами, которые ниспровергают прежний режим и устанавливают полиархию или «почти-полиархию». 51 В. Старый режим трансформируется в результате военного завоевания: нанеся поражение, победоносные оккупационные силы помогают полиархии или «почти-полиархии» вступить в силу. 51 II. В стране, до настоящего времени подчиненной другому государству. 51 Г. Старый режим трансформируется эволюционным путем: новый режим подпитывается местным населением, лидеры которого устанавливают полиархию или «почти-полиархию» без движения за национальную независимость или серьезной борьбы против колониальной власти. 51 Д. Старый режим трансформируется в процессе борьбы за национальную независимость в результате революции, направленной против колониальной власти: новый режим устанавливается лидерами национального освободительного движения, которые утверждают полиархию или «почти-полиархию» в процессе борьбы за независимость или после ее успешного завершения. 51 Примеры установления полиархии приведены в табл. 3.1. 51 Хотя примеры табл. 3.1 показывают, что не существует универсального способа установления режима, они также наводят на мысль, что многочисленные альтернативные способы не могут быть в равной степени благоприятны. 51 Непропорционально большое количество стабильных полиархий с высоким уровнем консенсуса в обществе, по-видимому, было установлено первым или четвертым способами, т.е. в результате мирной эволюции в рамках уже независимого национального государства или в рамках зависимой страны. Возможно, причина кроется в том, что мирная эволюция наиболее благоприятствует полиархии, поддерживаемой законом в широком смысле. 51 Поскольку власти мирно (в целом) идут на уступки и сами участвуют в переменах, их согласие выигрывается, легитимность, связанная со старым режимом, полностью переносится на новый, и процесс мирных перемен, столь важный для полиархии, приобретает легитимность. 52 Таблица 3.1 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |