Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тенденции нового тысячелетия




Консультирование – это непрерывно развивающаяся профессия, которая высвечивает определенные аспекты, вопросы, проблемы развития в соответствии с потребностями обслуживаемых клиентов и общества. В течение относительно короткой истории консультирования как профессии на передний план выдвигались различные аспекты этой деятельности. Несомненно, некоторые из этих вопросов приобретут дополнительную значимость в будущем из-за непредвиденных кризисов, новых достижений, а также продолжающегося увеличения количества функциональных расстройств людей и систем. Увеличивающееся загрязнение окружающей среды, уменьшение ресурсов Земли, изменение роли женщин, новшества в средствах массовой информации, новые технологии, бедность, бездомность, одиночество и старение – все это будет привлекать внимание консультантов (Hackney&Wrenn, 1990; Lee&Walz, 1998). Несмотря на то что в XXI столетии консультанты столкнутся с огромным количеством вопросов, три ведущие темы требуют особого внимания. Это проблемы страховой медицины, эффективного использования компьютеров и компьютерных технологий и рост практики лидерства.

Проблемы профилактического здравоохранения

«Профилактическое (страховое) здравоохранение подразумевает контракт между специалистом в области психического здоровья и третьей стороной, медицинской страховой компанией, по поводу медицинского ухода и лечения первой стороны, то есть клиента» (Murphy, 1998, р. 3).

Профилактическое здравоохранение есть и будет главной заботой консультантов в XXI веке. Существует лишь небольшое число крупных компаний, занимающихся бизнесом в области профилактического здравоохранения, но их влияние огромно. Они определяют порядок предоставления услуг провайдерами, в том числе консультантами, а также права потребителей и вид услуг, касающихся лечения. Условия управляемого здравоохранения требуют, чтобы клиент вначале обратился к врачу общего профиля, прежде чем он может обратиться к специалисту, в том числе к консультанту. Это ограничение, наряду с ограниченной финансовой компенсацией и ограничением числа сессий консультирования, разрешенных системой управляемого здравоохранения, имело противоречивые результаты.

Управляемое здравоохранение продвинуло профессию консультирование путем включения консультантов как в органы управляемого здравоохранения, так и в число провайдеров услуг (Goetz, 1998). Однако в целом консультанты оказались недостаточно удовлетворены материальными условиями управляемого здравоохранения, и клиенты-потребители зачастую испытывают дефицит услуг, в которых они нуждаются. Аналогично консультанты не оправдали ожиданий по поводу возможности предлагать адекватные услуги.

Задача консультантов на ближайшее будущее заключается в том, чтобы или найти способ более эффективной работы с организациями управляемого здравоохранения, или работать вне таких организаций и оставаться главными игроками на арене психического здоровья.

Эффективное применение компьютеров и компьютерных технологий в консультировании

Использование компьютеров в консультировании, как и в других областях, стремительно выросло. То, что раньше рассматривалось как перспективная технология, теперь стало действительностью. Значительная доля использования компьютеров приходится на хранение информации, манипулирование данными и обработку текстов. В настоящее время больше внимания стало уделяться факторам, влияющим на взаимодействие компьютера и клиента. Например, достаточно зрелые клиенты, но недостаточно ориентированные в вопросах выбора карьеры, могут продуктивно использовать компьютерные программы по профессиональной ориентации, такие как SIGI-PLUS (KivlighanJohnstonHogan&Mauer, 1994). «Также непрерывно растет количество сетевых компьютерных приложений в консультировании» (Sampson, Kolodinsky&Greeno, 1997, p. 203). Список серверов и электронных досок объявлений (BBS) стал особенно популярным среди консультантов в связи с обменом информацией и возможностью профессионального общения. Электронная почта также широко используется как для взаимодействия между консультантами, так и для общения между консультантами и клиентами. Свои сайты в Интернете создают консультационные организации, образовательные учреждения и отдельные консультанты.

Отмечается сходство между работой с компьютерами и работой с клиентами (например, при установлении отношений, изучении языка клиента, изучении процесса мышления клиента, постановке задач и выборе способов их достижения). Большое число консультантов и профессиональных помощников предлагают свои услуги через Интернет, хотя эта практика оценивается неоднозначно. «Вдобавок широкая общественность уже извлекает пользу из Всемирной сети при выборе карьеры и устройстве на работу» (Sampsonetal, 1997, p. 204). Кроме этого, население черпает из сети медицинскую и фармакологическую информацию, например, «Психофармакологические советы доктора Боба» (http://uhs.bsd.uchicago.edu/ drbob/tips/tips.html) (Ingram, 1998). Таким образом, консультанты могут использовать Интернет для доступа к всемирной информации по вопросам, связанным с консультированием (Wilson, 1994). Их также ожидает обилие новых компьютерных программ, особенно в области тестирования.

В будущем консультанты должны будут выработать общий подход к использованию компьютеров и компьютерных технологий, чтобы совершенствовать свою работу по удовлетворению потребностей клиентов. Под руководством Томаса Хоэншила (ThomasHohenshil) из технического колледжа штата Вирджиния разработан перечень технических знаний для Ассоциации за образование и развитие консультантов. Этот перечень включает такие необходимые практические умения консультанта, как оперативное изготовление документов, работу с аудиовизуальным оборудованием, электронной почтой, Интернетом, почтовыми реестрами, базами данных на CD-ROM. Консультанты должны также знать этические и правовые положения, относящиеся к Интернету, а также правильно оценивать сильные и слабые стороны предоставления услуг консультирования через Интернет.

Рост движения лидерства

Одновременно со стремительными переменами, происходящими как в обществе, так и в консультировании, увеличивается потребность в развитии лидерских навыков консультантов и их способности выступать в качестве позитивной общественной силы. «Консультанты столкнулись в настоящий момент с возможностью принять на себя роль лидеров в качестве прорицателей и советчиков» (Stephenson, 1996, р. 91). Ассоциации профессионального консультирования вместе со своими отделениями вовлекаются в деятельность по развитию лидерства. ChiSigmaIota (международное научное и профессиональное почетное общество консультантов) чрезвычайно серьезно подходит к организации обучения консультантов лидерству и проведению тренингов.

Одна из задач лидерства – стратегическое планирование – подразумевает предвидение будущего и подготовку к встрече с ожидаемыми запросами. Подобно навыкам консультирования, способность консультанта быть лидером, как правило, достигает совершенства в групповой работе и включает в себя умение анализировать данные, а также предвосхищать результаты и события (ЧакКормански (С. Kormanski), личная беседа, 20 июня 1994 г.). Эта способность особенно необходима в отстаивании и пропаганде профессии консультирования.

Кроме предвосхищения будущего и умения планировать, лидерство включает в себя выполнение роли третьей стороны, создание мотивации и умение использовать ресурсы коллектива. Стили лидерства также имеют большое значение (Gardner, 1990). В XXI столетии консультанты должны научиться совершенствовать свои лидерские навыки, способствовать развитию возможностей лидерства в профессии, если только консультирование и клиенты, которым оно служит, стремятся к позитивному развитию.

Резюме

Консультирование является профессией, отличающейся от персонального руководства и психотерапии. В его компетенцию входит достижение клиентом психологического комфорта, развитие личности, разрешение ситуационных проблем, а также помощь людям с психологическими расстройствами. Понятие консультирования, равно как и принципы, на которых оно базируется, эволюционировали на протяжении многих лет. Консультирование включает в себя целый ряд направлений.

Обзор истории консультирования показывает, что профессия имеет междисциплинарную основу. Начало профессиональному консультированию было положено почти одновременно появившимися концепциями и практической деятельностью Франка Парсонса, Джесси Б. Дэвиса и Клиффорда Бирса, которые занимались реформированием и совершенствованием систем профессиональной ориентации, школьного воспитания и лечения психических заболеваний. Еще на заре своего развития консультирование оказалось связанным с психометрией, психологией и социологией. Среди других важных факторов следует отметить правительственную поддержку консультирования во время и после окончания Первой мировой войны, Великую депрессию в США, Вторую мировую войну и запуск первого советского спутника.

Идеи таких новаторов, как Джон Брюер, Е. Г. Уильямсон, Карл Роджерс, Гилберт Ренн, Леона Тайлер, Джон Крумболтц, Аллен Иви, Кэрол Гиллиган и ДэралдУингСыо, определили развитие профессии и расширили ее горизонты. Появление и укрепление Американской ассоциации консультирования (ведущей свое происхождение от учрежденной в 1913 году Национальной ассоциации профессиональной ориентации) и 17-го отделения (консультационной психологии) Американской психологической ассоциации явились ведущими факторами эво-люции профессии консультирования. В XXI веке перед профессией стоят такие проблемы, как эффективное взаимодействие с организациями профилактического здравоохранения, разумное применение компьютерных технологий и обеспечение лидерства.

Сводная таблица. Вехи в истории консультирования

Е годы

Джесси Б. Дэвис разработал первую программу систематизированного руководства в муниципальных школах (Гранд-Рэпидс, штат Мичиган).

Франк Парсонс, «отец руководства», организовал Бостонское бюро занятости, чтобы помогать молодежи в выборе профессии. Он же написал книгу « Choosing a vocation»,

Клиффорд Бирс, бывший пациент психиатрической больницы, выступил за улучшение лечения психических заболеваний, опубликовал книгу «A mindthatfounditself», имевшую большое значение.

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда становится основой лечения психически больных.

Е годы

Образована Национальная ассоциация профессиональной ориентации (NVGA), предшественница Американской ассоциации консультирования (АСА).

Принятие Закона Смита-Хьюза, который обеспечивал финансирование профессионального образования для массовых школ.

Сразу после Первой мировой войны психометрия принята профессионально-ориентационным движением.

Е годы

Первая сертификация консультантов в Бостоне и Нью-Йорке. Публикация Опросника по выявлению профессиональных интересов Стронга (SVII).

Создание Абрахамом и Анной Стоунами первого консультационного центра по вопросам брака и семьи в Нью-Йорке.

Консультанты начали расширять свой круг интересов за пределы сферы занятости.

Е годы

Э. Г. Уильямсоном и его коллегами разработан консультант-центрированный трейт-факторный подход к работе с учащимися и безработными. Это первая теория консультирования, часто называемая Миннесотской точкой зрения.

Джон Брюер выступает за то, чтобы обучение рассматривать как персональное руководство, с принятием решения о выборе профессии в качестве части процесса.

Публикация DOT, первой попытки правительства систематизировать профессии по названиям.

Е годы

Карл Роджерс развивает клиент-центрированный подход к консультированию и публикует книгу «Counselingandpsychotherapy».

С началом Второй мировой войны подверглись публичному пересмотру традиционные представления о профессиональных ролях; личная независимость была провозглашена высшей ценностью.

Администрация ветеранов США (VA) финансировала подготовку консультантов и психологов; введен термин психология консультирования, которая начала считаться профессией.

Е годы

Создана APGA – предшественница Американской ассоциации консультирования. Образовано 17-е отделение (консультационной психологии) АРА.

Принят Национальный закон о поддержке образования (NDEA). Раздел V-B посвящен обес-печению финансирования подготовки консультантов.

Сформулированы новые теории, такие как транзактный анализ и рационально-эмотивная терапия. Они бросили вызов старым теориям (психоанализу, бихевиоризму, трейт-факторному и клиент-центрированному подходам).

Е годы

В консультировании преобладает проблематика развития. ГилбертРеннпубликуеткнигу «The counselorin a changing world».

Леона Тайлер пишет ряд работ по консультированию и психологии консультирования.

Сформировалось бихевиоральное консультирование – мощная теория, начало которой положила книга Джона Крумболтца «Revolutionincounseling».

Вследствие Вьетнамской войны, движения за гражданские права и женского движения произошел сдвиг в общественном сознании. Консультирование отошло от работы исключительно в сфере развития и стало наращивать усилия в области социальных проблем и проблем, обусловленных кризисом.

Принят Закон об общественных центрах психического здоровья. Созданы общественные центры психического здоровья. В качестве средства решения личностных проблем становится популярным групповой подход.

APGA выпустила свой первый этический кодекс для консультантов.

Образован ERIC/CAPS. Начала создаваться база данных по исследованиям в консультировании.

Сформулированы задачи и стандарты подготовки школьных консультантов.

Грейстоунская конференция способствовала становлению психологии консультирования.

Начало издания журнала «TheCounselingPsychologist».

Е годы

Развитие консультирования за пределами сферы образования. Введен термин «общественное консультирование» для описания многосторонней деятельности консультанта.

Дералд Сью, редактор «PersonnelandGuidanceJournal», заострил внимание на проблемах, связанных с многообразием культур.

Образована Американская ассоциация консультантов в области психического здоровья.

Робертом Каркхуффом, Алленом Иви и их коллегами начато обучение студентов по программам освоения базисных навыков оказания помощи.

Положено начало государственному лицензированию консультантов; первым стал штат Вирджиния.

APGA проявляет себя как мощная профессиональная организация.

Е годы

Образован Аккредитационный совет по консультированию и родственным образовательным программам {CouncilforAccreditationofCounselingandRelated-EducationalPrograms - CACREP).

Учрежден Национальный Совет по сертификации консультантов (NBCC).

В 1985 году было образовано международное научное и профессиональное почетное общество консультантов – ChiSigmaIota.

В Атланте проведена Конференция по профессиональным стандартам психологического консультирования.

Продолжается увеличение численности ассоциаций по консультированию. Открыта новая штаб-квартира АА CD.

Вопросы гуманистического роста и развития оказываются в центре внимания консультирования. Кроме этого, Кэрол Гиллиган в книге «In a differentvoice» обратила внимание на важность изучения особенностей женщин и жёнских проблем в консультировании.

Е годы

AACD сменила свое название и стала Американской ассоциацией консультирования (АСА).

Больше внимания стало уделяться плюрализму и мультикультуральности в консультировании.

Достигнута большая открытость в обращении к вопросам духовности.

Возросло внимание к инструкциям и отчетности в консультировании.

Состоялось слияние Национальной Академии клинических консультантов в области психического здоровья с NBCC.

Консультанты добиваются признания в качестве основных поставщиков услуг в сфере психического здоровья при обсуждении и принятии реформ здравоохранения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...