Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение консультирования




ГлэддингСэмюэль. Психологическое консультирование.4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Перевел с английского А. Можаев

 

 В книге представлена история возникновения и проблемы развития профессионального консультирования в Америке, анализируются также европейские корни психологических теорий, ставших основой работы профессиональных психологов.

Автор рассматривает этические и правовые аспекты консультирования, что является полезной и часто абсолютно новой информацией, особенно ценной в условиях возникновения в России институтов сертификации специалистов по психологическому консультированию.

Важное дополнение к уже существующей по данной теме литературе на русском языке – разделы книги, посвященные самостоятельным направлениям в консультировании. Особый практический интерес представляют главы, в которых рассматриваются отдельные области применения психологического консультирования. Это разделы, посвященные семейному и брачному консультированию, групповой работе, консультированию по профессиональному росту и карьере, консультированию школьников и студентов, работе с психически больными и выздоравливающими людьми. Кроме того, в книге приводятся упражнения для аудиторной работы, задания для самостоятельных работ и исчерпывающая библиография.

Данный труд – замечательное, не имеющее себе равных по охвату материала, руководство по психологическому консультированию, предназначенное для социальных работников, психиатров, терапевтов в области брака и семьи, представляет интерес и для психологов, работающих в службах персонала различных предприятий.

 

*****

ЧАСТЬ I. Исторические и профессиональные основы консультирования.

Стр. 20-42

 

Предисловие автора

Консультирование – это отдельная профессия, которая развивалась в различных направлениях на протяжении всего двадцатого столетия.

В главе 1 дается определение консультирования как профессии и по десятилетиям рассматривается история его развития.

В главе 2 рассматриваются качества эффективно работающих консультантов, особенно в части их личностных характеристик и уровня образования, а также с теоретических и системных позиций обсуждаются способы повышения компетенции практикующих специалистов.

В главе 3 внимание фокусируется на этических и правовых сторонах консультирования, особенно на ответственности консультантов перед клиентами и обществом.

Наконец, в главе 4 говорится о значении профессии консультанта в мульти культуральном и плюралистическом мире. Консультанты фактически допускают дискриминацию в отношении своих клиентов, если они работают со всеми одинаково. Поскольку консультанты должны быть чуткими и ответственными по отношению ко всем клиентам, я остановился на особенностях работы с людьми и группами, различающимися по культурной принадлежности, возрасту и полу.

Я надеюсь, что после прочтения первых четырех глав вы сможете лучше разобраться в явных и скрытых аспектах консультирования, включая признаки, отличающие его от других дисциплин, имеющих отношение к психическому здоровью, а также ознакомитесь с главными событиями его эволюции.

Этот раздел призван помочь вам понять значимость личностных особенностей консультанта и характера образования, а также предоставить знания о существующих этических и юридических нормах, необходимых при работе с разными клиентами.

 

Глава 1. История и тенденции развития консультирования

Есть некая умиротворенность, приходящая от понимания значения имен и событий в жизни тех людей, что приходят к вам в поисках помощи.

От замешательства и растерянности до понимания цели тянется процесс, в котором в попытке разобраться в путанице следов, уходящих в далекое прошлое, перебирается чья-то жизнь.

Консультирование – это сложный и загадочный процесс, в котором для понимания сути полет мысли сочетается со скрупулезностью и точностью и который, пока картина не прояснится, может казаться столь же утомительным и скучным, как складывание вместе фрагментов головоломки.

«In the Midst of the Puzzles and Counseling Journey», by S. T. Gladding, 1978. PersonnelandGuidanceJournal, 57, p. 148. 22

Консультирование отличается от других дисциплин, связанных с психическим здоровьем, как расставляемыми акцентами, так и своей историей. Консультирование придает значение как развитию человека, так и коррекции личности. Консультанты работают с отдельными людьми, группами, семьями и системами, переживающими ситуативные или долговременные проблемы. Направленность консультирования на развитие личности, профилактику и устранение возникающих проблем делает его привлекательным для людей, которые стремятся к здоровому переходу из одной жизненной стадии в другую, к продуктивной жизни, свободной от расстройств (Romano, 1992).

Консультирование не всегда было такой распространенной и всесторонней профессией. Оно эволюционировало на протяжении многих лет. Многие люди, не знающие его эволюции, связывают консультирование исключительно со школой или смешивают понятия персонального руководства (guidance) и консультирования. Следствием этого является доминирование в их умах устаревших представлений, не отвечающих требованиям реальности. Поэтому они иногда неверно понимают суть профессии. Даже среди самих консультантов, которым не удается поддерживать свой профессиональный уровень, может возникнуть путаница. Как однажды заметил Паттерсон, пионер консультирования, некоторые авторы журнальных публикаций по консультированию как бы «игнорируют историю профессии консультирования... [и таким образом] Повторяют содержание публикаций 1950-х и 1960-х годов» (Goodyear&Watkins, 1983, p. 594).

Следовательно, важно изучать историю консультирования, поскольку консультант, знающий эволюцию своей профессии, имеет больше шансов стать высококлассным Профессионалом и внести значимый вклад в своей области. В данной главе рассказывается о значимых личностях, событиях и обстоятельствах, приведших к формированию современного облика консультирования и отдельных его течений (Paisley, 1997). Понимая историю профессии, можно лучше оценить ее нынешнее состояние и тенденции развития.

Определение консультирования

Консультанты существовали всегда – это те люди, которые выслушивают других людей и помогают им справляться с трудностями, однако термин консультант на протяжении многих лет ошибочно относился к специалистам, способствующим продвижению товаров. Так, можно услышать о консультантах по коврам, консультантах по цветовой гамме, консультантах по борьбе с сельскохозяйственными вредителями, финансовых консультантах и т.д. Такие консультанты чаще всего оказываются преуспевающими бизнесменами или советниками. Все они имеют такое же отношение к консультированию, какое мастер по ремонту мебели имеет к медицине (рис. 1.1).

Консультирование как профессия появилось в русле практики персонального руководства как направление, противоположное традиционной психотерапии. Тем не менее современное профессиональное консультирование на практике охватывает работу клиницистов, занимающихся проблемами развития и образа жизни, а также коррекцией психических расстройств.

Чтобы понять, что сейчас представляет собой профессиональное консультирование, необходимо прежде всего разобраться в понятиях «персональное руководство» и «психотерапия», а также в истории профессии.

 

Персональное руководство

 

Персональное руководство – это помощь людям в принятии ими важных решений, влияющих на их жизнь, например, при выборе стиля жизни. Несмотря на то что один из аспектов персонального руководства – принятие решения – всегда занимал и занимает важное место в процессе консультирования, само понятие «персональное руководство», «перестало "пользоваться спросом" в медицине» (Tyler, 1986, р. 153). В настоящий момент это понятие имеет скорее историческое значение. Тем не менее иногда персональное руководство понимается как особый способ оказания помощи, отличающийся от обобщающего понятия консультирования, и данный термин все еще остается полезным.

Одно из различий между персональным руководством и консультированием заключается в том, что первое концентрируется на оказании человеку помощи в совершении удачного выбора, тогда как консультирование ориентируется на содействие в совершении изменений. Вначале работа по персональному руководству проводилась по большей части в школах: взрослые помогали учащимся принимать решения, такие как выбор профессии или программы обучения. Это были отношения между учителем и учеником, благоприятствовавшие тому, чтобы менее опытный человек мог сориентироваться в выборе жизненного пути. Подобным образом дети находятся в течение длительного периода под «руководством» родителей, священников, скаутских вожаков и тренеров. Благодаря этому с течением времени они учатся лучше понимать себя и окружающий мир (Shertzer&Stone, 1981).

Такая разновидность руководства будет иметь место всегда: возраст или жизненная стадия при этом большой роли не играют, человек часто нуждается в помощи, сталкиваясь с необходимостью выбора. Тем не менее такой вид помощи представляет собой лишь часть услуг, предлагаемых профессиональным консультированием.

Психотерапия

 

Психотерапия (или просто терапия) традиционно фокусируется на серьезных проблемах, связанных с психическими, внутриличностными проблемами и конфликтами. Она занимается «восстановлением адекватности» (Casey, 1996, р. 175). Для психотерапии характерны следующие особенности (Corsini, 1995; Super, 1993): а) преимущественное обращение к прошлому, а не к настоящему; б) акцент на понимании, а не на изменении; в) отстраненность психотерапевта; г) терапевт выступает в роли эксперта.

Психиатры и клинические психологи широко применяют термин психотерапия для описания своей работы. Однако зачастую от конкретного специалиста зависит, получают ли клиенты услуги консультирования или психотерапии. Ряд теорий консультирования обычно относятся к терапевтическим и могут применяться как в консультировании, так и в терапии. Есть и другие общие черты в консультировании и психотерапии, как показано на рис. 1.2. 24

 

Формирование исходной структуры Установление раппорта  
Исследование личности, перцептивного поля и поведения Идентификация проблемы
Проведение оценивания и сбор не-обходимой информации Решение проблемы
План действий Принятие решения  
Проспективное наблюдение и возможная разработка дополнительных стратегий Завершение

 

Рис. 1.2. Сходные процессы в работе консультанта и психотерапевта

Источник: Counseling: An Introduction», by J. J. PietrofesaA. Hoffman &H. H Splete, 1984 Boston: Houghton Mifflin.

 

В целом при разграничении психотерапии и консультирования нужно учитывать два критерия. Во-первых, психотерапия предполагает длительные отношения терапевта с клиентом (от 20 до 40 сессий за период от шести месяцев до двух лет), направленные на реконструктивное изменение. Консультирование, напротив, тяготеет к краткосрочным отношениям (от 8 до 12 сессий за период до шести месяцев) и фокусируется на разрешении проблем развития и ситуационных проблем. Во-вторых, консультирование обычно проводится в амбулаторных условиях (в учреждениях, не предусматривающих постоянного пребывания в них клиентов, например в школах или общественных учреждениях), тогда как терапия может проводиться как в амбулаторных, так и в стационарных условиях (в постоянных лечебных заведениях, таких как психиатрические больницы).

Консультирование

 

Предпринимавшиеся в разные годы попытки дать определение консультированию не смогли устранить всех разногласий. В октябре 1997 года Советом Правления АСА (AmericanCounselingAssociation-Американская ассоциация консультирования: является не некоммерческой, профессиональной и образовательной организацией, которая посвящена росту и повышению статуса профессии психологического консультирования. Основанная в 1952 году, ACA является крупнейшей ассоциацией в мире исключительно представляющая профессиональных консультантов в различных условиях практики)было принято определение профессионального консультирования, которое, как кажется, удовлетворяет самых разных представителей данной профессии и демонстрирует общественности ясную картину деятельности консультантов (X. Смит, сообщено в личной беседе 6 июня 1998 года).

В соответствии с определением АСА профессиональное консультирование представляет собой «применение принципов психической гигиены, психологии, развития человека в ходе когнитивных, аффективных, бихевиоральных или системных воздействий и стратегий, которые направлены на достижение психологического комфорта, на личностный рост, на развитие карьеры, а также на лечение патологии» iwww.counseling.org/consumersmedia).

Это определение содержит ряд скрытых и явных положений, осознание которых важно как для консультантов, так и для потребителей.

©Консультирование является профессией. Профессиональные консультанты проходят определенный курс обучения для получения степени магистра или доктора. Консультанты состоят членами организаций, в которых приняты профессиональные и этические стандарты и проводится государственное лицензирование и сертификация национальными ассоциациями (Glosoff&Rockwell, 1997). Процедуры сертификации и лицензирования, а также строгое следование нормам этического кодекса дают общественности гарантию, что консультант соответствует минимальным образовательным и профессиональным стандартам. В целом консультирование активно и проактивно (то есть с акцентом на профилактику) занимается решением различных жизненных проблем.

© Консультирование занимается вопросами, связанными с благополучием, личностным ростом, карьерой и психическими расстройствами клиентов. Другими словами, консультанты работают там, где дело касается взаимоотношений людей (Casey, 1996). Сфера их внимания включает в себя внутри и межличностные проблемы, имеющие отношение к поиску смысла и приспособлению в таких сферах, как школа, семья и карьера.

©Консультирование проводится как с людьми, считающимися вполне благополучными, так и с теми, кто имеет значительные проблемы. Консультанты обслуживают потребности широкого спектра людей. Клиенты, с которыми имеют дело консультанты, сталкиваются с проблемами развития или с ситуационными трудностями и нуждаются в помощи для приспособления или излечения. Их проблемы зачастую требуют краткосрочного вмешательства, но иногда объем работы расширяется, распространяясь на заболевания, включенные в «Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DiagnosticandStatisticManualofMentalDisorders, 1994) Американской психиатрической ассоциации.

©Консультирование базируется на теории. Консультанты опираются на положения различных теорий, в том числе когнитивных, аффективных, бихевиоральных и системных. Эти теории могут быть применены в индивидуальной работе, а также в работе с группами и семьями.

©Консультирование это процесс, который может быть как средством развития, так и способом вмешательства. Консультанты сосредоточиваются на целях своих клиентов. Таким образом, консультирование предполагает как выбор, так и изменение. В отдельных случаях «консультирование – это репетиция будущей деятельности» (Casey, 1996, р. 176).

©Консультирование включает в себя разные специализации. В соответствии с определением профессионального консультирования, принятым АСА, «специализация характеризуется узкой направленностью и требует углубленных знаний в данной области» (www/counseling.org/consumersmedia). Специализации (направления) отражают разные аспекты консультирования, фокусирующиеся на применении принципов психического здоровья или развития человека. В качестве направлений консультирования выделяют консультирование в школах и колледжах, супружеское и семейное консультирование, консультирование по вопросам психического здоровья, геронтологическое консультирование, реабилитационное консультирование, консультирование по вопросам зависимостей и правонарушений, а также консультирование по вопросам карьеры. Каждое из этих направлений требует от специалиста специфического образования и опыта. В отношении подготовки специалистов АСАисходит из положения, что «все профессиональные консультанты должны в первую очередь отвечать общим требованиям практики профессионального консультирования» (www:counseling.org/ consumersmedia).

 

История консультирования

До 1900 года

Консультирование – сравнительно молодая профессия (Aubrey, 1977,1982). Его базис был и остается междисциплинарным. «Некоторые функции консультантов были и остаются присущими представителям различных профессий» (Негг&Fabian, 1993, р. 3). До начала 1900-х годов консультирование осуществлялось преимущественно в форме предоставления советов или информации. В США консультирование выросло из решения гуманитарной задачи улучшения жизни тех, кто оказался жертвой неблагоприятных обстоятельств промышленной революции второй половины XIX века (Aubrey, 1983). Движение за социальные реформы, распространение образования и многочисленные демографические изменения, такие как огромный приток иммигрантов, также повлияли на становление профессии (Aubrey, 1977; Goodyear, 1984).

Многие основоположники консультирования считали себя учителями и социальными реформаторами. Их основной задачей было обучение детей и молодежи, предоставление им знаний, позволяющих лучше ориентироваться в себе, в других людях и в мире профессий.

Вначале эти профессиональные помощники были вовлечены главным образом в работу по осуществлению реформ в области защиты детства, образования, занятости, законодательства. Основой их работы, нередко проводившейся в виде лекций, было распространение специальных знаний, например, инструкций морального характера на тему: как быть хорошими и поступать правильно. Значительная работа проводились в области воздействия на внутри и межличностные отношения (Nugent, 1994). Пионеры консультирования видели потребности американского общества и предпринимали шаги по их удовлетворению. Однако «в профессиональной литературе никаких упоминаний о консультировании не встречается вплоть до 1931 года» (Aubrey, 1983, р. 78). Школьные учителя и администраторы являлись основными специалистами, которые занимались консультированием.

Один из способов, которым можно описать эволюцию консультирования на протяжении XX столетия, – выделить наиболее значительные события его истории, а также личный вклад отдельных деятелей. Следует только иметь в виду, что само по себе развитие профессионального консультирования как деятельности было и остается процессом. Поэтому некоторые имена и события не совсем точно укладываются в жесткую хронологию.

Годы

В начале века, когда в практике оказания психологической помощи доминировала психоаналитическая теория Фрейда, консультирование пребывало в зачаточном состоянии. Тем не менее в этом десятилетии было три личности, чье появление в качестве лидеров развития консультирования стало поворотным для профессии: Джесси Б. Дэвис, Фрэнк Парсонс и Клиффорд Бирс.

Джесси Б. Дэвис был первым человеком, который внедрил систематизированную программу персонального руководства в муниципальных школах (Aubrey, 1977). В 1907 году, будучи управляющим системой школьного образования в г. Гранд-Рэпидс, штат Мичиган, Дэвис предложил преподавателям английской литературы раз в неделю проводить уроки персонального руководства с целью воспитания характера учащихся и профилактики возможных проблем. Под влиянием прогрессивных американских просветителей, таких как Хорас Манн и Джон Дьюи, Дэвис полагал, что именно персональное руководство в состоянии помочь лечению болезней американского общества. То, что отстаивали Дэвис и другие прогрессивные педагоги, еще не было консультированием в современном понимании этого термина, но это было предвестие консультирования: школьное персональное руководство (превентивное образовательное средство обучения молодых людей эффективно справляться с жизненными проблемами).

Как и Дэвис, Фрэнк Парсонс концентрировал усилия на воспитании учащихся и предотвращении проблем развития, однако его вклад оказался более значительным. Парсонс характеризовался как педагог широкого профиля, убедительный писатель, неутомимый деятель и замечательный интеллектуал (Davis, 1988; Zytovsky, 1985). Часто упоминаемый как «отец персонального руководства», он широко известен в связи с организацией Бостонского Бюро по трудоустройству в 1908 году, что явилось значительным шагом в институционализации руководства в сфере занятости.

Парсонс работал с молодыми людьми, помогая им в выборе профессии. Он основывался на положении, что выбор профессии обусловлен тремя факторами: представлением о работе, представлением о себе и соответствием одного другому (Drummond&Ryan, 1995). Парсонс разработал множество процедур для того, чтобы помочь своим клиентам лучше узнать себя и мир профессий. Одним из его изобретений была обширная анкета, нацеленная на выявление интересов («Как вы проводили свои вечера на прошлой неделе?»); предпочтений («Что бы вы хотели увидеть в первую очередь на Всемирной выставке? Во вторую очередь? В третью?»); моральных принципов («В каких случаях вы бы пожертвовали личной выгодой ради справедливости?») (Gummere, 1988, р. 404).

Книга Парсонса«Choosing a vocation(Parsons, 1909), опубликованная через год после смерти автора, произвела сильное впечатление, особенно в Бостоне. Например, управляющий Бостонскими школами Стрэттон Брукс назначил 117 преподавателей начальных и средних школ консультантами по выбору профессии (Nugent, 1994). По мере того как работники школьного образования признавали актуальность планирования будущей профессии, пример Бостона стал распространяться и в других крупных городах. К 1910 году 35 городов последовали примеру Бостона (Lee, 1966).

Клиффорд Бирс, выпускник Йельского университета, в течение своей жизни несколько раз становился пациентом психиатрической больницы. Он столкнулся с плачевными условиями пребывания в психиатрическом учреждении и описал их в своей книге «Л mindthatfounditself» (Beers, 1908), которая стала очень популярной. Бирс настаивал на принятии мер по улучшению психического здоровья населения и проведении реформы в лечении психических заболеваний. Особенно сильное влияние его работа оказала на психиатрию и клиническую психологию – те области, в которых «работало множество людей, чью деятельность можно считать консультированием»; области, которые рассматривались «как средства помощи людям в достижении ими гармонии с собой и с обществом» (HansenRossberg&Cramer, 1994, p. 5). Бирс явился инициатором движения за психическое здоровье в США, а его деятельность стала предшествием консультирования в сфере психического здоровья.

Е годы

Три события повлияли главным образом на развитие консультирования в этом десятилетии. Первое – это образование в 1913 году Национальной ассоциации профессиональной ориентации (NationalVocationalGuidanceAssociationNVGA), которая с 1915 года стала публиковать свой бюллетень (Goodyear, 1984). С 1921 годаначалрегулярнопубликоваться «National Vocational Guidance Bulletin». Позжеоннесколькоразпреобразовывалсяименялназвание: «National Vocational Guidance Magazine» (1924-1933), «Occupations: Vocational Guidance Magazine» (1933-1944), «Occupations: Vocational Guidance Journal» (1944-1952), «Personnel and Guidance Journal» (1952-1984) и, наконец, «Journal oj Counseling and Development» (c 1984 годаидонастоящеговремени). Учреждение NVGA было важно, поскольку она явилась ассоциацией, организовавшей выпуск литературы по персональному руководству и способствовавшей первоначальной консолидации специалистов в области профессиональной ориентации.

Помимо образования NVGA, в 1917 году конгрессом США был принят Закон Смита– Хьюза (Smith–HughesAct). Этот закон обеспечил законодательную базу для поддержки профессионального образования в массовых школах.

Первая мировая война оказалась третьим значительным событием десятилетия. Армия США финансировала разработку многочисленных психологических методик для отбора личного состава, среди которых были армейские альфа- и бета-тесты интеллекта. По окончании войны некоторые из разработанных для нужд армии процедур отбора стали применяться в гражданских условиях, а психометрия (психологическое тестирование) стало популярным движением.

Обри (Aubrey, 1977) отметил, что, поскольку практика руководства в сфере занятости (профессиональной ориентации) развивалась без выраженной философии, она быстро приспособила к своим нуждам психометрию с расчетом найти объективные основания в психологии. Опора на психометрию имела как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, она придала специалистам по профессиональной ориентации более весомый и «наукообразный» вид. С другой – отвлекла многих специалистов от поисков путей развития в других поведенческих науках, таких как социология, биология и антропология.

Е годы

Двадцатые годы прошли для развивающейся профессии консультирования относительно спокойно. Это был период консолидации. Образовательные курсы для консультантов, которые начали функционировать в Гарвардском университете в 1911 году, на протяжении 1920-х годов почти исключительно сосредоточились на профессиональной ориентации. Доминирующее воздействие на развивающуюся профессию оказали прогрессивные теории в области образования и привлечение федеральным правительством служб руководства для работы с ветеранами войны.

Значительным событием стала сертификация консультантов в Бостоне и Нью-Йорке в середине 1920-х годов (Lee, 1966). Еще одним поворотным пунктом была разработка первых стандартов для подготовки и оценки материалов служб занятости (Lee, 1966).

Отдельно от этих стандартов были опубликованы новые психологические методики, такие как опросник Эдварда Стронга 1928 года (StrongVocationalInterestInventory – SVII), направленный на выявление профессиональных интересов. Хотя публикация этого опросника не произвела немедленного эффекта, она явилась этапом для формирования будущих направлений (Strong, 1943).

Последним примечательным событием в этом десятилетии было создание в 1929 году Абрахамом и Анной Стоунами первого консультационного центра по вопросам брака и семьи в Нью-Йорке. За этим центром последовали другие по всей стране, что ознаменовало появление нового направления – супружеского и семейного консультирования.

В течение 1920-х годов практика руководства получила признание американской общественности. В то же время стала осознаваться ограниченность узкой ориентации служб на проблему занятости. Консультанты стали расширять круг своих интересов, охватывая вопросы личности и развития, включая и те, которые касались семьи.

Е годы

Тридцатые годы не были столь безмятежными, как двадцатые, в частности вследствие Великой депрессии, вынуждавшей теоретиков и практиков, особенно работающих в университетах и учреждениях профессионального образования, обратить внимание на разработку стратегий оказания помощи и методов консультирования в сфере занятости (Ohlsen, 1983). Вершиной десятилетия стала разработка первой теории консультирования, сформулированной Э. Г. Уильямсоном и его коллегами по Миннесотскому университету (включая Джона Дарли и Дональда Патерсона). Уильямсон модифицировал теорию Фрэнка Парсонса и применил ее для работы с учащимися и безработными. Его акцент на директивный, консультантцентрированный подход получил известность под различными названиями – например, как Миннесотская точка зрения или как трейт-факторное консультирование. Его прагматичный подход предполагал акцент на педагогических, воспитательных, суггестивных способностях консультантов (Williamson, 1939).

Одна из предпосылок теории Уильямсона заключалась в следующем: предполагалось, что каждый человек обладает характерными чертами (traits), такими как способности, интересы, черты характера, достижения, которые можно каким-либо образом интегрировать в форме факторов (factors) (констелляций индивидуальных характеристик). Консультирование базировалось на применении научных, проблемно-ориентированных, эмпирических методов, которые индивидуально адаптировались к каждому клиенту, с тем чтобы помочь ему избавиться от непродуктивного мышления и научиться принимать эффективные решения (Lynch&Maki, 1981). Влияние Уильямсона доминировало в консультировании в течение следующих двух десятилетий, а он сам продолжал публиковать изложение своей теории вплоть до 1970-х годов (Williamson&Biggs, 1979).

Еще одним значительным событием стало расширение области консультирования за пределы сферы занятости. Предпосылки этого процесса были заметны еще в 1920-х годах, когда Эдвард Торндайк и другие психологи бросили вызов исключительной направленности в практике руководства на профессиональную ориентацию (Lee, 1966). Работа Джона Брюера завершила эту смену ориентации. В 1932 году Брюер опубликовал книгу «Educationasguid-ance» (Brewer, 1932). Он выступал за то, чтобы каждый преподаватель становился консультантом, а руководство было включено в школьную программу в качестве учебного предмета. Брюер считал, что вся система образования должна готовить учащихся к жизни вне школьной обстановки. По его мнению, консультанты должны рассматривать помощь в выборе профессии в качестве лишь одной из своих обязанностей.

В 1930-х годах правительство США стало уделять все больше внимания консультированию, в частности путем учреждения Национальной службы занятости (U. S. EmploymentService). В 1939 году эта организация выпустила первое издание «Словаря профессий» («DictionaryofOccupationalTitles» DOT). Словарь, ставший основным источником профессиографической информации для специалистов по персональному руководству, работающих с учащимися и безработными, содержал описания известных в США профессий, упорядоченные в соответствии с названиями.

Е годы

Три главных события 1940-х годов окончательно сформировали практику консультирования: теория Карла Роджерса, Вторая мировая война и участие правительства в программах консультирования после окончания войны.

Карл Роджерс стал известным в 1942 году после публикации книги «Counselingandpsychotherapy» (Rogers, 1942), бросившей вызов консультант-центрированному подходу Уильямсона, равно как и тенетам фрейдистского психоанализа. Роджерс придавал большее значение личности клиента и предложил не директивный подход в консультировании. Его идеи широко принимались и одновременно подвергались резкой критике. Роджерс отстаивал точку зрения, согласно которой клиентам необходимо передать ответственность за их развитие. Он полагал, что, если клиенты имеют возможность быть принятыми и выслушанными консультантом, они начинают лучше понимать себя, становятся более гармоничными и ведут себя более естественно и искренно. Он описывал роль профессионального помощника не как судьи, а как сочувствующего человека. Таким образом, консультант понимался как зеркало, отражающее вербальные и эмоциональные проявления клиента.

Обри (Aubrey, 1977, р. 292) отмечал, что до Роджерса литература по персональному руководству и консультированию была преимущественно практической, имеющей отношение к тестированию, анализу собранной информации, ориентационным процедурам, профессиографии, должностным функциям и т. д. Кроме того, на ранних стадиях литература главным образом отвечала целям и задачам руководства. Благодаря Роджерсу, установились новые приоритеты в вопросе о методах и техниках консультирования и исследования; были усовершенствованы. способы проведения консультирования, отбора и обучения будущих консультантов, выверены цели и задачи консультирования. Персональное руководство, в любых своих формах, внезапно перестало быть главенствующей темой в основной массе литературы и было надолго вытеснено со страниц изданий консультированием. Революция, произведенная Роджерсом, оказала огромное воздействие как на консультирование, так и на психологию. Обе эти профессии признали в Карле Роджерсе центральную фигуру своей истории,

С началом Второй мировой войны правительству США потребовались консультанты и психологи, чтобы содействовать в отборе и обучении специалистов для армии и промышленности (Ohlsen, 1983). Кроме того, война изменила представления о мужских и женских профессиях. Многие женщины работали во время войны вне дома, что привело в дальнейшем к значительным последствиям: традиционное распределение профессиональных ролей по половому признаку подверглось пересмотру, большее значение стало придаваться личной свободе.

После войны Администрация по делам ветеранов США (VeteransAdministration – VA) финансировала подготовку консультантов и психологов, предоставив стипендии на обучение и оплатив прохождение интернатуры для студентов-выпускников. Кроме того, VA переработала перечень функций консультанта по выбору профессии и ввела термин «консультирующий психолог» (Nugent, 1981, р. 25). Благодаря финансированию, осуществлявшемуся через VA, и биллю о льготах ветеранам (GI bill) высшим преподавательским звеном были уточнены программы обучения. Консультационная психология как профессия стала все более отдаляться от своего исторического альянса с профессиональной ориентацией.

Е годы

«Если какое-либо десятилетие может быть выделено вследствие его выдающегося вклада в развитие консультирования, то это – 1950-е годы» (Aubrey, 1977, р. 292). Действительно, в течение десяти лет произошло по меньшей мере четыре знаменательных события, ставших поворотными пунктами в истории консультирования:

· создание Американской ассоциации по подбору персонала и руководству (AmericanPersonnelandGuidanceAssociation – APGA);

· учреждение 17-го отделения (консультационной психологии) в составе АРА;

· принятие Национального Закона о поддержке образования (NationalDefenceEducationAct – NDEA);

· внедрение новых теорий руководства и консультирования.

 

Американская ассоциация по подбору персонала и руководству (APGA). APGA образовалась на базе Американского Совета ассоциаций профессиональной ориентации и подбору кадров (ACGPA), широкой конфедерации организаций, «занимавшихся образовательной и профессиональной ориентацией (руководством), а также другими видами деятельности с персоналом» (Harold, 1985, р. 4). Совет работал с 1935-го по 1951 год, но его главным недостатком была нехватка официальных полномочий для объединения всех членов в рамках какой-либо программы, APGA была образована в 1952 году с целью формального согласования групповых интересов в сферах руководства, консультирования и кадровой деятельности. Она первоначально состояла из четырех отделов – Ассоциации персонала американских колледжей (1-е отделение), Национальной ассоциации супервизоров по руководству и инструкторов по консультированию (2-е отделение), NVGA (3-е отделение) и Ассоциации работников образовательных учреждений по обучению преподавателей (4-е отделение) (Harold, .1985). В 1953 году Американская ассоциация школьных консультантов присоединилась к APGA, доведя, таким образом, общую численность этой организации до 6089 членов (Romano, 1992). В начальный период своего существования APGA в большей степени представляла собой группу, объединенную общими интересами, нежели профессиональную организацию, поскольку она не выработала стандартов своего членства (Super, 1955).

17-е отделение.Отделение консультационной психологии (17-е отделение) АРА было формально учреждено в 1952 году. Его образование потребовало отхода от термина «персональное руководство», который раньше ассоциировался с Отделением консультирования и руководства. Определенный импульс к созданию отделения поступил от Администрации по делам ветеранов, но основной толчок дали члены АРА, заинтересованные в работе с более «нормальной» популяцией, чем та, с которой сталкиваются клинические психологи (Whiteley, 1984).

Когда 17-е отделение было создано, круг его задач стал определяться более четко. Сью-пер (Super, 1955), например, разграничил консультационную и клиническую психологию, полагая, что первая больше имеет дело с нормальным развитием и поведением человека и в своем подходе сохраняет отпечаток как профориентационного консультирования, так и гуманистической психотерапии. Несмотря на работу Сьюпера, консультационная психология прошла через трудный период становления статуса в составе АРА (Whiteley, 1984). Тем не менее само существование отделения внесло значительный вклад в развитие консультирования как профессии.

Национальный закон о поддержке образования.Третьим значительным событием пятидесятых годов стало принятие в 1958 году Национального закона о поддержке образования (NDEA), введенного в действие после запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли. Главной задачей закона было выявление научно одаренных студентов и оказание им содействия в получении образования. Он предусматривал финансирование работ по совершенствованию школьных программ консультирования (Раздел V-A). Закон предусматривал учреждение институтов консультирования и руководства и обеспечивал финансирование и стипендии для обучения консультантов. В 1964 году в область действия NDEA было включено консультирование в начальной школе. К 1965 году количество школьных консультантов достигло 30 000 (Armour, 1969). В конце 1950-х годов началось бурное распространение школьного консультирования, продолжившееся и в 1960-е годы, благодаря эскалации «холодной войны» и достижению школьного возраста поколением «беби-бума» (бума рождаемости) (Baker, 1996).

Новые теории.Последним заметным явлением десятилетия было появление новых теорий персонального руководства и консультирования. До 1950 года работу консультантов определяли четыре основные группы теорий: а) теории психоанализа и инсайта (например, теория Фрейда); б) трейт-факторные, или директивные, теории (теория Уильямсона); в) гуманистические, или клиент-центрированные, теории (теория Роджерса) и, в меньшей степени, г) бихевиоральные теории (Б.Ф. Скиннер). Дебаты среди консультантов обычно велись вокруг вопроса, что эффективнее – директивное или не директивное консультирование, и почти все консультанты признавали, что определенные догматы психоанализа (такие, как защитные механизмы) являются верными.

На протяжении 1950-х годов, по мере возникновения новых теорий, споры постепенно отошли от этих тем. Начали приобретать вес прикладные бихевиоральные теории, такие как теория систематической десенсибилизации Джозефа Вольпе. Стали выдвигаться и когнитивные теории, свидетельством чему явилось появление рационально-эмотивной терапии Альберта Эллиса и транзактного анализа Эрика Берна. Теория обучения, теория «я-концепции», работа Дональда Сьюпера по развитию карьеры, достижения психологии развития также оказались заметными явлениями (Aubrey, 1977). К концу десятилетия количество и сложность теорий, связанных с консультированием, существенно возросли.

Е годы

В начале 60-х годов преобладал взгляд на консультирование как на развивающую профессию. Настроение десятилетия отразил Гилберт Ренн в своей нашумевшей книге «Thecounselorin a changingworld» (Wrenn, 1962/ Его точка зрения, поддержанная другими известными специалистами, такими как Леона Тайлер и Дональд Блочер, заключалась в подчеркивании важности для личности взаимодействия с другими людьми для решения проблем собственного развития. Книга Ренна оказывала влияние на всем протяжении 60-х годов, а он сам, наряду с Тайлер, стал одним из наиболее известных пропагандистов консультирования в США.

Тем не менее влияние развивающей модели консультирования на протяжении десятилетия постепенно уменьшалось. Происходило это главным образом вследствие трех причин: Вьетнамской войны, движения за гражданские права и женского движения. Каждое из этих явлений вызывало волнения в стране и свидетельствовало о недостатках внутри общества. Многие консультанты предпринимали попытки облегчить эти проблемы, направив свое внимание на специфические трудности, порожденные этими событиями, и концентрируясь на кризисном консультировании или других стратегиях краткосрочного вмешательства.

Еще одним мощным фактором, сказавшим воздействие в 1960-х годах, стали гуманистические теории консультирования Дугласа Арбакла, Абрахама Маслоу и Сиднея Жорарда. Помимо этого, на развитие консультирования повлияла феноменальная популярность групповых методов (Gladding, 1999). Акцент в консультировании переместился от взаимодействия один на один к взаимодействию в малой группе. С выходом книги Джона Крумболтпа «Revolutionincounseling» (Krumboltz, 1966), в которой он продвигал идею научения (в противоположность инсайту) в качестве ключевого фактора изменения, возросло значение бихевиорального консультирования. Таким образом, акцент на развитие, доминировавший в начале десятилетия, сместился. Обри заметил, что «льющийся, словно из рога изобилия, поток конкурирующих методологий консультирования, которые предстали перед консультантами, в конце шестидесятых годов оказался самым сильным за все времена» (Aubrey, 1977, р. 293).

Следующим заслуживающим внимания событием стало принятие в 1963 году Закона об общественных центрах психического здоровья ( CommunityMentalHealthCenterAct), который санкционировал учреждение общественных (муниципальных) центров психического здоровья. Эти центры расширили возможности работы консультантов за пределами образовательных учреждений.

На протяжении 1960-х годов возрастал профессионализм внутри APGA и одновременно усиливалась профессиональная деятельность 17-го отделения АРА. В 1961 году APGA выпустила «подробный этический кодекс для консультантов (Nugent, 1981, р. 28). Кроме этого, в 60-х годах Лугэри, Стриплинг и Фитцжеральд (Loughary, StriplingandFitzgerald, 1965) издали отчет APGA, в котором в общем виде описывались круг обязанностей и стандарты подготовки школьных консультантов. В 1964 году 17-е отделение АРА провело Грейстоунскую конференцию, посвященную дальнейшему уточнению понятия консультирующего психолога, а в 1969 году это отделение начало издавать профессиональный журнал «TheCounselingPsychologist», главным редактором которого стал Гилберт Ренн.

Последней значимой вехой десятилетия явилось учреждение в Мичиганском университете Информационного центра по консультированию и работе с персоналом (ERIC Clearing-houseonCounselingandPersonnelServices – CAPS). Созданный в 1966 году Гэрри Вэлтцем Центр (ERIC/CAPS) финансировался Отделом исследований и совершенствования образования Департамента образования США и послужил еще одним примером вклада правительства в развитие консультирования. Спустя несколько лет ERIC/CAPS (в настоящее время ERIC/CASS; http:// www.uncg.edu/~ericcas2) превратится в один из крупнейших и наиболее часто используемых источников информации по проблемам и тенденциям консультирования в США и во всем мире. Также Центр выступил организатором конференций по главным разделам консультирования, собиравших ведущих специалистов страны.

Е годы

В 1970-е годы проявилось несколько тенденций. Среди наиболее значимых можно отметить стремительное развитие консультирования за пределами сферы образования, создание программ повышения квалификации и начало лицензирования консультантов, а кроме этого – дальнейшее развитие APGA в качестве профессиональной организации консультантов.

Диверсификация консультирования. Стремительный выход консультирования за пределы сферы образовательных учреждений начался в 1970-х годах, когда центры психического здоровья и общественные агентства начали широко использовать консультантов. До этих пор почти все консультанты работали в системе образования, и как правило в муниципальных школах. Однако по мере того, как в экономике стал наблюдаться некоторый спад, а количество детей школьного возраста начало уменьшаться, спрос на школьных консультантов стал падать. С 1970 года до середины 1980-х годов ежегодный прирост школьных консультантов составил 1-3% по сравнению с 6-10% ежегодного прироста на протяжении 1960-х годов (Shertzer&Stone, 1981). К тому же количество образовательных программ для консультантов выросло с 327 в 1964 году до 475 в 1980-м (Hollis&Wants, 1980). Такое впечатляющее увеличение числа программ привело к увеличению количества консультантов, претендующих на каждое вакантное рабочее место (Steinhauser, 1985).

Диверсификация консультирования означала, что в программы подготовки консультантов стала включаться подготовка по специализациям. Это также означало разработку и новых концепций консультирования. Например, Льюис и Льюис (Lewis&Lewis, 1977) ввели термин «общественный консультант» для консультантов нового типа, которые могут выполнять разнообразные роли, независимо от направления работы. Было открыто множество программ общественного консультирования, консультанты стали более обычным явлением в таких учреждениях, как клиники психического здоровья, хосписы, центры поддержки занятости и центры борьбы со злоупотреблениями психоактивными веществами. Равным по значению, а по темпам роста более впечатляющим, явилось образование Американской ассоциации консультантов в области психического здоровья (AmericanMentalHealthCounselorAssociation – АМНСА) в составе APGA. Созданная в 1976 году АМНСА быстро превратилась в крупнейшее подразделение внутри APGA и объединила консультантов в области психического здоровья в профессиональную организацию, в которой они смогли лучше определить свои цели и задачи.

Программы обучения консультантов. Семидесятые годы оказались свидетелями развития программ обучения профессиональных помощников, которые концентрировались на обучении коммуникативным навыкам. Берущие начало в работах Труа и Каркхуффа (Truax&Carkhuff, 1967), Иви (Ivey, 1971), эти программы строились на предположении о наличии базовых навыков консультирования, присущих в равной степени как профессионалам, так и не-профессионалам. Этот подход можно считать гуманистическим и эклектическим. Считалось, что существуют определенные базовые навыки, которыми необходимо владеть, чтобы устанавливать удовлетворительный личностный контакт. Преимущество консультантов, которые достигли такого уровня совершенства, заключается в том, что они значительно легче могут обучать этому других. Таким образом, консультанты могут консультировать, обучая некоторым из своих навыков тех, с кем они работают – преимущественно преподавателей и пара-профессионалов (то есть непрофессиональных помощников, волонтеров). По многим признакам это направление напоминало новую версию концепции образования как руководства, предлагавшуюся Брюером.

Введение лицензирования в отдельных штатах. К середине семидесятых годов органы, контролирующие деятельность психологов в отдельных штатах, стали значительно строже. Некоторые из их ограничений, такие как запрещение допуска выпускников, обучавшихся по программам подготовки консультантов в системе образования (в системе заведений, подчиненных Департаменту образования), к экзаменам на получение психологической лицензии, вызвали определенное напряжение не только между АРА и APGA, но также и внутри самой АРА (Ohlsen, 1983). В результате этого APGA объявила о введении государственного лицензирования для консультантов. Вирджиния была первым штатом, который принял закон о лицензировании консультантов, сделав это в 1976 году, хотя справедливости ради следует отметить, что в Калифорнии закон о консультантах по вопросам брака и семьи и детских консультантах был принят в 1962 году. Этот закон, однако, чересчур широко трактовал понятие «консультант» и вскоре заменил его словом терапевт (therapist), которое было строго определено.

Усиление APGA.

На протяжении семидесятых годов APGA проявляла себя как одна из наиболее значительных профессиональных организаций. На ее авторитет и функционирование оказал влияние целый ряд событий, одним из которых было создание штаб-квартиры в Александрии, штат Вирджиния. Кроме того, в APGA начался пересмотр ее профессиональной ориентации, поскольку оказалось, что руководство и работа по подбору кадров устарели по отношению к задачам, стоящим перед этой организацией.

В 1973 году Ассоциация преподавателей консультирования и супервизоров (AssociationofCounselorEducatorsandSupervisors – ACES), являющаяся отделом APGA, представила стандарты для получения степени магистра консультирования. В 1977 году A CES утвердило основные требования для получения докторской степени по консультированию (Stripling, 1978). В течение десятилетия количество членов APGA возросло почти до 40 000, и были созданы еще четыре новых отдела (в дополнение к АМНСА): Ассоциация по религиозным и ценностным проблемам в консультировании, Ассоциация специалистов по работе с группами, Ассоциация по делам цветного населения в подборе кадров и руководстве и Ассоциация консультантов по вопросам общественных правонарушений.

Е годы

На протяжении восьмидесятых годов наблюдалось дальнейшее развитие консультирования как профессии, примером чему могут служить перспективные инициативы консультантов, входящих в APGA и 17-е отделение АРА. Среди наиболее знаменательных событий десятилетия можно выделить меры по стандартизации обучения и сертификации консультантов, признание консультирования в качестве отдельной профессии, дальнейшую диверсификацию специальностей консультантов и акцентирование внимания на личностном росте и развитии.

Стандартизация обучения и сертификации. Тенденция стандартизировать обучение и сертификацию стала проявляться еще в начале десятилетия и усиливалась год за годом. В 1981 году в качестве филиала APGA был создан Аккредитационный совет по консультированию и родственным образовательным программам (CouncilforAccreditationofCounselingandRelatedEducationalPrograms – С A CREP), Он доработал стандарты, предложенные A CES в конце 1970-х годов, утвердил четыре новые программы, а также взял под опеку программы, уже признанные в качестве аккредитованных Калифорнийской ассоциацией консультантов и ACES (Steinhauser&Bradley, 1983). В 1987 году CACREP добился членства в Совете по аккредитации программ высшего образования (CouncilonPostsecondaryAccreditation – СОРА), усилив таким образом возможности этого Совета по аккредитации программ до уровня, не уступающего таким специализированным аккредитационным органам, как АРА (Негг, 1985, р. 399). CACREP стандартизировал программы подготовки консультантов на степени магистра и доктора для учащихся колледжей по специальностям школьного, общественного консультирования, консультирования по вопросам психического здоровья, супружеского и семейного консультирования и терапии, а также служб занятости.

В дополнение к этой работе, проводимой CACREP, Государственный Совет по сертификации консультантов {NationalBoardforCertifiedCounselors – NBCC), который был основан в 1983 году, начал сертификацию консультантов на государственном уровне. Он разработал стандартизированный тест и определил восемь главных параметров, по которым должны оцениваться консультанты:

1) личностный рост и развитие,

2) социальная и культурная компетентность,

3) способность к оказанию помощи,

4) групповая работа,

5) жизненный стиль и карьерный рост,

6) оценка,

7) исследование и измерение

8) профессиональная ориентация.

Чтобы получить государственный сертификат консультанта (NationalCertifiedCounselor – NCC), экзаменующиеся должны пройти стандартизированный тест и соответствовать требованиям в отношении компетенции и личностных качеств. В 1984 году NBCC также установил стандарты для сертификации консультантов по вопросам карьеры, и в результате большое количество из них стали сертифицированными на государственном уровне (NationalCertifiedca-reercounselor – NCCC) (Heir, 1985). К концу десятилетия насчитывалось около 17 000 консультантов, имеющих сертификаты этих двух типов (NCC и NCCC).

Наконец, в сотрудничестве с CACREP Национальная академия сертифицированных клинических консультантов по вопросам психического здоровья (NationalAcademyofCertifiedClinicalMentalHealthCounselors - NACCMHC), филиал АМНСА, продолжила начавшийся в конце 1970-х годов процесс стандартизации обучения и сертификации по специальности консультирования по проблемам психического здоровья (SeilerBrooks&Beck, 1987; Wilmarth, 1985). В 1988 году также началось обучение супервизоров–консультантов по вопросам психического здоровья. Обе программы привлекли тысячи новых профессионалов в консультирование, а также позволили подтвердить профессиональную компетентность специалистов, уже работающих в данной области.

Консультирование как отдельная профессия. Любая профессия характеризуется своими «задачами, этическим кодексом, соответствующими аккредитации должностными инструкциями, стандартами компетентности, лицензированием, сертификацией и другими стандартами качества» (VanZandt, 1990, р. 243). Эволюция консультирования в отдельную профессию, имеющую отношение к психическому здоровью, произошла в 1980-х годах в результате ряда событий, причин и действий как внутри, так и вне APGA (Heppner, 1990). Внутри APGA, среди ведущих специалистов укреплялось сознание того, что слова «персонал» и «руководство» больше не характеризуют направленность работы ее членов. В 1983 году после определенных дебатов APGA сменило свое наименование на Американскую ассоциацию консультирования и развития (AmericanAssociationforCounselingandDevelopment – AACD), чтобы «отражать изменение демографии ее членов и условий, в которых они работают» (Негг, 1985, р. 395). Смена названия символизировала быструю трансформацию сущности, которую пережили члены APGA после осуществления мер, касающихся подготовки, сертификации и стандартизации. К внешним причинам, вынуждавшим APGA сменить название и, с неизбежностью, направленность, можно отнести изменения в законодательстве, особенно на федеральном уровне, в результате которых были признаны законными статус и деятельность поставщиков услуг в области психического здоровья, принадлежащих к другим (непсихиатрическим. – Примеч. перев.) ассоциациям служб, работающих в сфере психического здоровья.

Кроме всего прочего, имело место изменение профессионального состава AACD. ChiSigmaIota – международное научное и профессиональное почетное общество – было образовано в 1985 году для поощрения достижений в консультировании. К концу десятилетия его состав возрос более чем до сотни отделений и 5000 членов (Sweeney, 1989). Более того, политика страхования гражданской ответственности, публикации в новых направлениях консультирования, фонды защиты законности, законодательные инициативы и много других преимуществ стали доступными для членов ААCD через их национальные штаб-квартиры (Myers, 1990). К 1989 году 58 000 человек стали членами AACD, прирост составил более 18 000 человек за десятилетие.

17-е отделение также продолжало развиваться с той же скоростью (WoodyHansen&Rossberg, 1989). В 1987 году его президентом доктором Джорджем Газдой (GeorgeGazda) была созвана конференция по профессиональным стандартам, целью которой было более конкретное определение уникальности консультационной психологии и консультирования в целом.

Диверсификация консультирования. На протяжении 1980-х годов функции консультантов стали еще более разнообразными. Большое число консультантов по-прежнему были заняты в начальных и средних школах, а также в высшем образовании в разнообразных студенческих службах занятости. Консультанты в сфере психического здоровья и общественные консультанты социальных агентств представляли два крупнейших блока специалистов, не входящих в формальные образовательные структуры. К тому же возросло количество консультантов по направлениям поддержания психического здоровья бизнесменов, геронтологического, брачного и семейного консультирования. Символизирующие этот рост Ассоциации по проблемам развития взрослых и проблемам старения (AssociationforAdultDevelopmentandAging – AADA) и Международная ассоциация брачных и семейных консультантов (Interna-tionalAssociationforMarriageandFamilyCounselors – IAMFC) были учреждены в качестве подразделений AACD в 1987 и 1990 году соответственно.

Постоянное членство в отделениях AACD по таким направлениям, как групповая работа, образование консультантов, гуманистическое образование, измерение и развитие, религиозные и ценностные проблемы, занятость и профессиональный рост, реабилитация, межкультурные отношения, работа с зависимостями и правонарушениями и работа с военнослужащими, – пример дальнейший диверсификации консультирования на протяжении 1980-х годов. СпециальныевыпускижурналовАА CD былипосвященытакимпроблемам, какнасилие(Journalof Counseling and Development March 1987); одаренностьиталантливость (Journal of Counseling and Development May 1986); искусство (Journal of Mental Health Counseling January 1985); профилактика (Elementary School Guidance and Counseling October 1989). Это способствовало расширению возможностей служб консультирования и компетентности консультантов.

Усиление акцента на личностном росте и развитии. Акцент консультирования на личностном росте и развитии на протяжении 1980-х годов принимал разные формы. Например, больше внимания стало уделяться развивающему консультированию на протяжении всех этапов жизни (Gladstein&Apfel, 1987). Было обращено внимание на проявления поведения, связанные с пятью первыми ступенями жизненного развития по Эрику Эриксону (Hamachek, 1988). Новые веяния во взглядах на развитие взрослых и пожилых людей отчетливее всего проявились в образовании AADA.

Вторым направлением, в котором проявилось усиление интереса к личностному росту, взрослению и развитию, можно считать возросшее внимание к гендерным проблемам и сексуальным предпочтениям (например, O'Neil&Carroll, 1988; Pearson, 1988; Weinrach, 1987). Ключевое исследование Кэрол Гиллиган (Gilligan, 1982), посвященное развитию моральных ценностей женщин, помогло ввести феминистскую теорию в сферу консультирования и стимулировало специалистов по человеческому развитию к более тщательному изучению различий между полами.

Изучение нравственного развития было третьим направлением, в котором проблемам личностного роста уделялось повышенное внимание (Coiangelo, 1985; Lapsley&Quintana, 1985). Возобновился интерес к моделям нравственного развития, таким как теория Лоренса Кольберга (Kohlberg, 1969), а также возросло число исследований, посвященных стимулированию нравственного развития. В ходе обучения консультантов было установлено, что нравственное развитие тесно связано как с познавательными способностями, так и с эмпатией (Bowman&Reeves, 1987).

Наконец, стали широко дискутироваться мультикультуральные направления работы с различными этническими группами (Ponterotto&Casas, 1987), В данных направлениях лидирующее положение заняла Ассоциация мультикультурального консультирования и развития (AssociationforMulticulturalCounselingandDevelopment – AMCD), однако мультикультуральные темы, такие как значение этнического разнообразия, становились центральным вопросом среди всех групп, особенно в свете возобновившегося расизма, который усилился в 1980-х годах (Carter, 1990).

Е годы

На протяжении 1990-х годов продолжились эволюционные изменения в консультировании – отчасти символические, отчасти структурные. Одним из этих изменений, одновременно и символическим, и затрагивающим сущность, было решение Американской ассоциации консультирования и развития (AACD) в 1992 году сменить свое название и стать Американской ассоциацией консультирования (АСА). Новое имя стало лучше отражать профессиональный состав и задачи организации. В этой реорганизованной структуре в 1999 году функционировало семнадцать подразделений.

1. Национальнаяассоциацияразвитиякарьеры (National Career Development Association – NCDA). Основана в 1913 году. Бывшая Национальная ассоциация профессиональной ориентации.

2. Ассоциация гуманистического образования и развития (AssociationforHumanisticEducationandDevelopment – AHEAD). Основана в 1931 году. Бывшая Студенческая кадровая ассоциация за образование преподавателей.

3. Ассоциацияобученияисупервизииконсультантов (Association for Counselor Education and Supervision – ACES). Основана в 1938 году. Бывшая Национальная ассоциация супервизоров по руководству и по обучению консультантов.

4. Американская ассоциация школьных консультантов (AmericanSchoolCounselorAssociation – ASCA), Основана в 1953 году.

5. Американская ассоциация реабилитационного консультирования (AmericanRehabilitationCounselingAssociation – ARCA). Основана в 1958 году. Бывший Отдел реабилитационного консультирования.

6. Ассоциация по вопросам оценки в консультировании (AssociationforassessmentinCounseling – AAC). Образована в 1965 году. Бывшая Ассоциация по вопросам измерения и оценки в руководстве.

7. Национальная ассоциация консультантов по занятости (NationalEmploymentCounselorsAssociation – NECA). Основана в 1966 году.

8. Ассоциациямулътикультурального консультирования и развития (AssocforMukiculturCounsandDevelopm – AMCD). Основана в 1972 году. Бывшая Ассоциация по вопросам цветного населения в области кадров и профессиональной ориентации.

9. Международная ассоциация консультантов по проблемам зависимостей и правонарушений (InternationalAssociationofAddictionsandOffenderCounseling – IAAOC). Основана в 1972 году. Бывшая Публичная ассоциация консультантов по правонарушениям.

10. Ассоциация специалистов по групповой работе (AssociationforSpecialistsinGroupWork - ASGW). Основана в 1973 году.

11. Ассоциация за духовные, этические и религиозные ценности в консультировании (AssociationforSpiritualEthical, andReligiousValuesinCounseling – ASERVIC). Основана в 1974 году Национальной католической конференцией по персональному руководству.

12. Американская ассоциация консультантов по вопросам психического здоровья. (American Mental Health Counselors Association – АМНСА). Основанав 1976 году.

13. Ассоциацияконсультантовипедагоговвправительстве (Association for Counselors and Educators in Government – ACEG). Основана в 1984 году.

14. Ассоциация по проблемам развития взрослых и проблемам старения (AssociationforAdultDevelopmentandAging – AADA). Образована в 1986 году.

15. Международная ассоциация консультантов по вопросам брака и семьи (InternationalAssociationofMarriageandFamilyCounselors – lAMFC). Образована в 1989 году.

16. Американская ассоциация консультирования в колледжах (AmericanCollegeCoun-selingAssociation – ACCA). Образована в 1991 году.

17. Ассоциация по проблемам консультирования геев, лесбиянок, бисексуалов (AssociationforGay, Lesbian, andBisexualIssuesinCounseling). Образована в 1996 году.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...