![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Некоторые обстоятельства иностранного доминирования ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
231 Первая ситуация приблизительно соответствует Бельгии, Дании, Нидерландам, Норвегии и Франции при нацистском господстве. Важными аспектами этого господства были его относительно краткая продолжительность и ограниченный характер. Уцелела ббльшая часть политического руководства этих стран. Обратный эффект мощно проявился среди населения: широкие массы людей стали испытывать отвращение к нацизму, гегемония была правлением врага и причиной поражения, лишений, унижений и страданий. 231 Есть все основания полагать, что в стране, где некоторое время существовала полиархия и где для нее имеются благоприятные условия, после сравнительно краткого периода открытого господства она будет быстро восстановлена, но результат будет менее предсказуемым при длительном периоде доминирования, когда иностранная держава систематически уничтожает каждого, кто придерживается демократических убеждений. 232 Во второй ситуации из табл. 9.4 восстановление полиархии происходит с гораздо меньшей вероятностью. В этом случае иностранной державе легче не только навязать гегемонистский режим, но и в надлежащее время отказаться от явного господства, оставив после себя гегемонистского союзника. Становясь своей для страны, гегемония приспосабливается к националистическому духу. Хотя трудно найти хрестоматийный пример для этой ситуации, частичным примером может послужить Польша. 232 В стране с очень краткими эпизодами «почти-полиархии» во время Французской революции и сразу после нее, в течение столетия покоренной и разделенной Россией и Пруссией, последний опыт Польши с полиархией завершился президентским абсолютизмом3 еще до занятия страны германской и российской армиями. 3 Этот термин принадлежит Гордону Скиллингу: Skilhng G. The Governments of Communist East Europe. N.Y.: Crowefl, 1966. P. 28. 232 В отличие от ситуации в оккупированных странах Западной Европы, полиархия в Польше не ждет возрождения, ее просто нет, и условия для ее создания заново очень далеки от благоприятных. 232 Обращаясь к ситуациям, когда доминирующая держава старается ввести полиархию в стране с предшествующим гегемонистским режимом, третий случай в табл. 9.4 достаточно явно представляет меньше трудностей, чем четвертый. Даже если условия в Австрии, Германии, Италии и Японии сразу после окончания Второй мировой войны нельзя считать полностью благоприятными для полиархии, по сравнительным показателям каждая из этих стран была прекрасным кандидатом для полиархии, а потому ее восстановление в них не было трудной задачей. 232 На самом деле сама легкость, с которой полиархия была повторно введена в этих странах, вероятно, привела американских политиков к упрощенным и излишне оптимистическим представлениям о перспективах введения полиархии в 233 других местах, и это заблуждение еще более усилилось кажущимися успехами американской помощи Греции и Турции, начавшейся с 1947 г. 233 Сравнивая показатели разных стран, можно прийти к выводу, что практически все государства, достигшие независимости после 1945 г., обладают очень неблагоприятными условиями для полиархии. Тем не менее в 1970 г. Ямайка, Тринидад, Индия, Филиппины и Ливан находились под управлением полиархических режимов, а Малайзия и Кипр — под управлением режимов, близких полиархическим или почти полиархических. Хотя было бы безрассудством говорить об особой стабильности этих режимов, само их существование ставит вопрос об обстоятельствах, при которых иностранное вмешательство может способствовать развитию полиархии в стране со многими крайне неблагоприятными для этого типа режима условиями. 233 Ряд факторов помог развитию полиархии в этих странах. 233 Во-первых, во всех указанных государствах значительная часть политических активистов была расположена к институтам полиархии. Например, в Индии в годы, предшествовавшие независимости, между лидерами и активистами существовало удивительное согласие, что Индия должна стать демократией в западном понимании этого слова. Как показала последняя глава, очень сложно объяснить, почему политические активисты в стране придерживаются своих убеждений в течение определенного исторического периода. Процесс приобретения убеждений политическими активистами настолько сложен, что внешняя держава, особенно если она сама является полиархией. может лишь с ограниченным успехом сформировать поддержку определенной идеологии; иностранная держава попадает в густую сеть исторических и культурных сил. которыми она практически не способна манипулировать. 233 Кроме того, в этих странах не применялось длительное и массовое принуждение покоренного населения 234 иностранной державой, что позволило до некоторой степени избежать обратного эффекта. 234 Полиархия не была дискредитирована из-за своей связи со зверствами ненавистной внешней силы. В этих странах стало возможно ввести зачаточные институты полиархии или «почти-полиархии» и позволить им действовать в течение достаточно долгого времени, чтобы политические активисты смогли приобрести навыки управлять этими институтами наряду с кровным интересом в их сохранении. 234 Эти обстоятельства были исторически необычными, и сегодня они отсутствуют в большинстве стран, где базовые условия не благоприятствуют полиархии. Конец формального колониализма означает, что сегодня вторжение внешней державы в формально независимую страну, весьма вероятно, обернется подъемом национализма и мощным обратным эффектом. Значительная часть политических активистов скорее всего выступит в пользу какого-то гегемон истского режима. Публичное соперничество, которое могло бы позволить смертельным врагам увеличить количество своих последователей, окажется в лучшем случае роскошью, а в худшем — откровенно пагубным. 234 Даже если внешняя держава вмешается по просьбе местного правительства, ее пригласят именно потому, что это правительство не может без посторонней помощи уничтожить своих противников. Таким образом, внешняя сила превращается в инструмент массового принуждения...
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 202. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |