![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Независимость среди существующих полиархийСтр 1 из 2Следующая ⇒
Гл 9 Иностранный контроль Даль Р.А. Полиархия: участие и оппозиция. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики. 2010. - 288 с. IX. Иностранный контроль 220 Судьба страны никогда не находится в руках только ее собственного народа. В некоторых случаях решающим может оказаться навязанное извне господство, которое пересилит воздействие всех других факторов, рассмотренных выше. 220 Каждая страна существует в окружении других стран. При любом режиме политики должны принимать во внимание возможные действия и реакцию политиков в других государствах. В этом смысле даже самые сильные государства в некоторой степени ограничены влиянием, контролем или могуществом других государств. Кроме того, большинство стран в разной степени участвует в многонациональной экономике, соответственно политики обычно учитывают действия и реакции людей за пределами своей страны, которые могут повлиять на местную экономику. Страны, часто небольшого размера, с сильной зависимостью от международной торговли или иностранных инвестиций особенно подвержены иностранному воздействию. 220 Поскольку влияние международного окружения на развитие гегемонии или полиархии отличается исключительной сложностью, в этой главе я хотел бы сосредоточиться лишь на одной форме внешнего влияния — иностранном господстве. Чтобы более четко определить эту форму, я хотел бы отметить три области, в которых действия, реакции или ожидаемые действия иностранцев могут повлиять на шансы полиархии или гегемонии в отдельной стране. 220 Во-первых, действия иностранцев могут оказывать и почти неизбежно оказывают влияние на один или несколько факторов, описанных в предыдущей главе. 221 Убеждения политических активистов, путь страны к ее настоящему, уровень социально-экономического развития, степень экономической концентрации или дисперсии, неравенство, даже масштаб субкультурных расколов — все эти условия подвержены воздействию иностранных сил. 221 Во-вторых, действия иностранцев могут радикально менять доступные режиму возможности без обязательного изменения формы самого режима. Как уже было сказано, существование в международном окружении изменяет и ограничивает возможности, доступные любому режиму в любой стране. Какой бы ни была мощь мировых держав, таких как США или СССР, ни одна из этих стран не может избежать последствий действий другой страны. Подобным образом, могущество этих супердержав ограничивается не только друг другом, но и многими другими игроками на международной сцене. Каждый день в новостях можно встретить достаточно примеров: неспособность США победить Национально-освободительный фронт во Вьетнаме и неспособность СССР вытеснить западные силы из Западного Берлина, трудности основных мировых держав в достижении согласия по плану контроля над ядерными вооружениями и т.д. 221 Влияние иностранцев не ограничивается лишь иностранными делами. В принятии решений по вопросам внутренней экономической политики американским политикам приходится принимать во внимание платежный баланс, роль доллара в качестве международной валюты, воздействие на американскую экономику девальваций иностранных валют или угроз девальваций со стороны других стран и т.д. 221 Если возможности великих держав иногда ограничиваются действиями иностранных сил, над которыми они либо не имеют контроля вообще, либо в очень незначительной степени, для стран с существенно меньшими властными ресурсами, особенно для небольших или менее развитых, положение оказывается еще бо-222-лее сложным. 222 Если послевоенное правительство лейбористов в Великобритании не отступило от национализации нескольких крупных отраслей, несмотря на возможность негативного влияния национализации на иностранные инвестиции, правительство христианских демократов президента Эдуардо Фрея в Чили должно было считаться с реальной угрозой того, что национализация медной промышленности может радикально снизить иностранные инвестиции и доступ к мировым рынкам. 222 В той же мере, в которой действия иностранцев ограничивают доступные стране возможности, народ утрачивает возможность самостоятельно управлять своей страной. Тем не менее полиархический режим все же может существовать в стране, возможности которой жестко ограничены действиями иностранцев. Внутриполитическая система может быть весьма эгалитарной, базироваться на всеобщем согласии, обладать высоким участием граждан, решительно защищать личные и политические свободы и тем самым быть «высокодемократической» по всем обычным критериям. Тем не менее границы «демократии» могут быть очень узкими из-за того, что доступно так немного альтернатив. Можно представить различие между местным правительством при полиархии и греческим понятием автономного города-государства: политическая система небольшого городка в современной стране, управляемой полиархическим режимом, сама по себе может быть поли архической, может даже быть «высокодемократической», но при этом городок не будет обладать почти никакой автономией. Форма полиархии остается без изменений, но ее содержание претерпевает кардинальные изменения. 222 В-третьих, народ одной страны может сознательно стремиться использовать свои ресурсы для навязывания другой стране определенного режима — открытого иностранного доминирования. 222 Иностранцы также будут влиять на содержание политики, но я хотел бы 223 подчеркнуть, что своими действиями они могут серьезно воздействовать на шансы гегемонии или полиархии практически независимо от любых факторов, обсуждавшихся в предыдущих главах. 223 На подробный анализ каждого типа внешних влияний не хватит и целого тома. 223 Рассмотрим первый аспект: анализ всех способов влияния международного окружения на описанные в предыдущих главах условия представляет серьезную задачу, которую я не собираюсь ставить перед собой в этой книге. Второй тип международного влияния обладает огромной важностью в современном мире, особенно для небольших стран. 223 Так, с углублением международной интеграции Скандинавские страны будут утрачивать все большую часть своей автономии. Можно даже представить время, когда местные или региональные правительства войдут в более крупную политическую систему, но эта тема также слишком сложна для адекватного обсуждения в этой книге. 223 Третий аспект имеет наибольшее значение для целей нашего исследования, поскольку для оценки шансов гегемонии или полиархии важно знать, будут ли иностранные державы навязывать или планировать навязать определенный режим. В послевоенный период многие европейские режимы были в какой-то степени навязанными: гегемонии в Восточной Европе, полиархии в Западной Германии, Австрии и Италии. Длительное автономное политическое развитие в Чехословакии было невозможно — местные условия, благоприятствующие возникновению конкурентного политического режима, слишком часто блокировались внешним доминированием. Очень похожая ситуация развивалась и в Польше. 223 Взаимодействие между местными условиями и иностранным доминированием — очень сложное явление. Почему Финляндии удалось стать полиархией? 223 Часть шведских владений на протяжении шести веков, часть Российской империи (Великое княжество Финлянд-224-ское) со времени наполеоновских войн до революции в России, дважды вступавшая в войну с Советским Союзом, в первый раз в 1939-1940 гг., а затем — с 1941 по 1944 г., и дважды побежденная, союзник Германии во Второй мировой войне; как могло случиться, что этот небольшой народ из 5 млн человек существует в виде полиархии бок о бок со страной с 50-кратно большим населением, сверхдержавой под управлением гегемон истского режима? 224 Если бы русские были готовы заплатить требуемую цену, несомненно, они установили бы гегемонистский режим в Финляндии в 1944-1945 гг. 224 И если с советской точки зрения ожидаемые издержки превышали ожидаемую выгоду, то это не потому, что выгода была не такой большой, как в Польше и Чехословакии, а, возможно, отчасти потому, что финны, давно привыкшие к жизни при либеральном режиме, могли сделать издержки достаточно высокими в долгосрочной перспективе. 224 Эти примеры предполагают, что конкретные исторические утверждения или прогнозы, базирующиеся на определенной конфигурации международных сил в определенное время, могут оказаться более полезными, чем теоретические обобщения о взаимосвязи между иностранным господством и полиархией. 224 Однако если мы сосредоточимся на явном, а не скрытом доминировании и уделим исключительное внимание сравнительно прямым последствиям для полиархии (тем самым безжалостно исключив из сферы нашего внимания целый ряд последствий, представляющих интерес с других точек зрения), можно сформулировать несколько общих утверждений, которые хорошо согласуются с имеющимися данными. 224 В первую очередь высокая доля стран, в которых по состоянию на 1970 г. существовала полиархия, была оккупирована или становилась объектом иностранного военного вмешательства по меньшей мере один раз со времени обретения независимости. 224 Как показано в табл. 9.1, среди более «старых» стран большее 225 количество полиархий, чем неполиархий, становилось объектами открытого иностранного военного господства. 225 Как показывает анализ табл. 9.2, причина состоит в том, что большинство европейских стран, которые были полиархиями в 1970 г., было разгромлено и оккупировано в результате Второй мировой войны (одна из которых, Бельгия, испытала ту же участь во время Первой мировой войны). Однако нужно также иметь в виду, что четыре из этих стран, хотя и были полиархиями в 1970 г., во время капитуляции находились под управлением гегемонистского режима. 225 Во-вторых, не представляется истинным, как иногда считается, что период открытого господства иностранного гегемонистского режима обязательно наносит полиархии непоправимый ущерб. Как показывают табл. 9.1 и 9.2, ущерб не будет фатальным. 225 Период иностранного господства даже может укрепить национальное единство, способствовать примирению враждебных групп и ускорить включение слоев, которые борются за большее признание и власть.
225 Таблица 9.1 Оккупация и военная интервенция, полиархии и неполиархии Окончание табл. 9.1 Примечание. Основные данные по независимости и оккупации взяты из: Russett В.М., Singer J.D., Small М. National Political Units in the Twentieth Century: A Standardized List // American Political Science Review. 1968. No. 62. P. 932-951. В своей классификации «зависимых стран» они не учитывают некоторые краткосрочные военные интервенции (например, СССР в Румынии в 1944 г., США в Ливане в 1958 г. и в Доминиканской Республике в 1965 г.) и некоторые особые случаи (например, Италия в 1943-1946 гг.), которые я отношу к оккупации или военному вмешательству. Классификация полиархий, «почти-полиархий» и неполиархий взята из табл. А-3 приложения. Некоторые микрогосударства не учтены. 227 Таблица 9.2 Независимость среди существующих полиархий И «почти-полиархий» * По просьбе собственного правительства. 226 Германское вторжение и оккупация Бельгии во время Первой мировой войны в первый раз ввели социалистов в состав правительства, где они остались и после окончания войны. Война также прямо привела к введению в Бельгии всеобщего избирательного права. 226 При старой системе множественного голосования, как пишет Лорвин: 227-228 каждый из рабочих и крестьян, страдавших в окопах или во время депортации, мог бросить в урну по одному бюллетеню, в то время как военные спекулянты могли бросить по два или три. Вместо этого король и правительство призвали избирателей к урнам на основе принципа «один человек — один голос». Избранный парламент утвердил изменение поправкой к конституции. 228 Далее Лорвин так описывает результаты Второй мировой войны. 228 Если Первая мировая война знаменовала полное принятие социалистической партии, Вторая мировая война означала принятие профсоюзов. При нацистской оккупации тайные личные контакты между промышленными лидерами и профсоюзами католиков, социалистов и либералов дали начало своего рода «пакту социальной солидарности». обладающему символическим и практическим значением. Этот пакт был осуществлен после освобождения с помощью масштабных достижений в социальном законодательстве и заключения коллективных договоров... Представители профсоюзов и промышленности стали осуществлять административную власть в целом ряде полуобщественных социальных организаций1. 1 Lorwin V.R. Belgium: Religion. Class and Language in National Politics // Dahl R.A. (ed.) Political Oppositions in Western Democracies. New Haven: Yale University Press, 1966. P. 158. 165. 228 Первые министры-социалисты под угрозой нацизма вошли в состав правительства Нидерландов в 1939 г., и в этой стране наряду с Бельгией и Норвегией вторжение и оккупация привели к созданию правительства в изгнании. 228 Было бы абсолютно неразумно делать вывод, что открытое иностранное вмешательство приносит пользу полиархии. Даже если оставить в стороне все издержки такого вмешательства, иногда огромные, в этом случае не только полиархия временно сменяется гегемонистским правлением, но и все долгосрочные последствия интервенции не в коем случае нельзя назвать благотворными. 228 Могут усиливаться и некоторые расколы. Лорвин пишет, что в Бельгии во время Второй миро-229-вой войны «немцы способствовали фламандскому сепаратизму, оставляя за собой после войны целый ряд политических ловушек для бельгийского народа».2 2 Lorwin V.R. Belgium. P. 161. 229 Примирение и национальное единство иногда помогают принятию до сих пор исключенных слоев и проявлению большей щедрости к их требованиям. В то же время лидеры оппозиции могут быть вынуждены активно заняться созданием коалиции, что приведет к неоправданному смягчению их требований, оставляя в наследство некоторое неравенство и недовольство как причину будущих кризисов. 229 Несмотря на эти оговорки, не нужно терять из виду простое утверждение, что открытое иностранное вмешательство не обязательно представляет смертельную опасность для уже существующей полиархии, а в некоторых отношениях оно может даже ее укрепить. 229 В-третьих, совершенно неверно утверждать, что полиархия возникает только в ходе строго автономных процессов в стране, уже достигшей независимости. Как показывают данные табл. 9.3, из 29 стран с поли- архическими режимами в 1970 г. лишь в 12 странах полиархия появилась после достижения независимости, а не во время открытого иностранного господства. В четырех странах, как мы уже видели, полиархия была введена во время военной оккупации или вторжения после Второй мировой войны. Кроме того, в 10 странах, включая некоторые государства, где полиархия сейчас глубоко укоренена, существенные шаги по направлению к полиархии были предприняты, когда страна, по крайней мере номинально, находилась под властью иностранной державы. 229 В-четвертых, иностранное господство часто производит обратный эффект. 229 Вряд ли можно сомневаться, что важным последствием нацизма в странах, где полиархия была временно отменена оккупантами, было укрепление привязанности демократическим идеалам и усиление враждебности к антидемократической нацистской идеологии. 229 Есть основания думать, что со-230-ветская оккупация Чехословакии сделала многих чехов враждебными ортодоксальному советскому марксизму и усилила привлекательность по крайней мере некоторых аспектов полиархии, особенно ее широких гражданских прав. 230 Обратный эффект может распространяться гораздо дальше, затрагивая не только непосредственных жертв вторжения. Действия США в Гватемале, на Кубе, во Вьетнаме и Доминиканской Республике наряду с широко распространенным восприятием США как экономически агрессивного и доминирующего государства, вероятно, помогли дискредитировать институты полиархии и веру в ее способность привести к социальной справедливости во многих частях мира. 230 Таблица 9.3 Полиархия, зависимость и независимость: 29 существующих полиархий 231 В-пятых, обстоятельства, позволившие ввести полиархию во время периода открытой зависимости (или сохраниться для последующего восстановления), были исторически необычными, и вряд ли можно ожидать их повторения в обозримом будущем. Почему это именно так, можно убедиться, рассмотрев схематический набор возможностей в табл. 9.4.
231 Таблица 9.4 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |