Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Коррекция личности девианта
Функции процесса перевоспитания: 1. Воспитательная — восстановление положительных качеств, которые преобладали до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах. 2. Компенсаторная — формирование стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении. 3. Стимулирующая — активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам. 4. Корректирующая— исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения. 5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.
Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах: 1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы. 2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения. 3. Диагностический этап. 4. Выбор методов и технологий коррекционной работы. 5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы. 6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью. 7. Контроль над ходом и эффективностью программы.
Определение причин отклоняющегося поведения: - выяснить особенности ближайшего социального окружения — семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др. - выяснить, какие потребности он удовлетворяет своей принадлежностью к неформальному объединению: хочет ли самоутвердиться или получить социальную защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.; - проследить путь, который привел подростка именно в эту группу; - определить субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, социальному окружению, и разницу между этим отношением до и после включения в группу.
Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы(по Ю.А. Клейбергу): — единство диагностики и коррекции; — нормативности развития; — системность развития психической деятельности; — деятельностный принцип коррекции; — нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи; — понимание и сочувствие; — прагматизм психолого-педагогического воздействия; — приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика; — своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки; — творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе; — профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов и др., а также учителей.
Задачи: 1) развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим; 2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения; 3) привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе; 4) пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов; 5) оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения. Приемыкоррекционно-воспитательного воздействия: 1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации. 2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения. 3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения. 4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).
Вопросы для самопроверки: 1) В чем состоят, и как взаимосвязаны между собой компоненты системы социального контроля? 2) Каковы цели коррекционно-воспитательной работы? При каком условии такая работа сохраняет смысл и выполняет ведущую роль в профилактике девиантного поведения? 3) На каком основании построена классификация этапов асоциального поведения? Как оценивается продуктивность коррекционно-воспитательной работы на том или ином этапе? 4) В чем состоят функции процесса перевоспитания? 5) Каковы задачи и приемы психокоррекционной работы (по Клейбергу)?
Раздел IV. Виды девиантного поведения
Тема 13 Наркомания
Любая попытка ответить на вопрос, почему люди употребляют наркотики с немедицинскими целями, вызывает огромное многообразие ответов. И тем более число этих ответов может возрастать в зависимости от географии, страны, культуры народа. Психоактивные вещества употреблялись с древних времен в соответствии с традиционными нормами, практикой религиозных церемоний и медицинскими целями. Эти традиции были сломаны в двадцатом веке и заменены культурно выродившимися формами употребления. Ответственны за это криминальные сообщества, преследующие низменные корыстные цели. Условно отвечая на вопрос, почему люди употребляют наркотики и становятся наркоманами, можно сказать следующее. - Наркотик стал доступным, и его стремятся реализовать как товар нелегального рынка. - Среда, ближайшее окружение порой не видят в этом ничего противоестественного и поощряют человека (подростка, юношу), которому не достает ресурсов сопротивляться. - Биохимическое действие наркотика сходно с нормальными процессами в мозге и, соответственно, сигналы об опасности игнорируются сознанием. Любой психолог – прежде всего человек и гражданин. В этом смысле он всегда стоит перед нравственным выбором: как относиться к проблеме наркомании и самому наркоману? Видеть ли в конкретном наркомане носителя зла, растлителя, потенциального преступника, или доверчивую слабовольную жертву, больного человека? Можно занимать любую нравственную позицию, доказывать в дискуссиях ее обоснованность, но это будет позиция гражданская, философская, этическая, даже – научная. Психолог же (именно как психолог) должен быть сострадателен и милосерден к больному, ибо к нему обратились за помощью. Но чтобы разобраться с трудностями конкретного больного сострадания мало – нужна компетентность. - Нужно грамотно разобраться, на какой стадии его заболевание. Может быть, он находится на стадии первых проб, или уже имеется психологическая зависимость, или физическая зависимость. Разобраться с этим может только профессионал – психолог, психиатр, нарколог. - Нужно знать механизм действия наркотиков, чтобы понять поведение человека, имеющего наркотическую зависимость. Известно, что при развитии наркотической зависимости устанавливается новый гомеостаз (постоянство состава всех жидкостей организма), требующий привнесения в организм наркотических веществ. Каждый самый малый поведенческий акт проходит «проверку» гомеостазом. Поэтому нужно знать, что поведение наркомана подчиняется этому новому гомеостазу, и теперь желание принять наркотик для него так же естественно, как для нормального человека жажда, голод и другие естественные потребности организма. Разница лишь в том, что воздержание от принятия пищи, воды не вызовет таких мучений, как отказ от приема наркотика. - Нужно понимать, что без посторонней помощи самому человеку, скорее всего, не удастся справиться со своей болезнью. Ему нужна помощь специалистов, любовь близких. Необходимо непременное участие семьи в лечении наркомании. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 272. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |