Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коррекция личности девианта




Функции процесса перевоспитания:

1. Воспитательная — восстановление положительных качеств, которые преобладали до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

 2. Компенсаторная — формирование стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая — активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая— исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.

5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

 

 

Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:

1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы.

2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.

3. Диагностический этап.

4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.

5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.

6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.

7. Контроль над ходом и эффективностью программы.

 

Определение причин отклоняющегося поведения:

- выяснить особенности ближайшего социального окружения — семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др.

- выяснить, какие потребности он удовлетворяет своей принадлежностью к неформальному объединению: хочет ли самоутвердиться или получить социальную защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.;

- проследить путь, который привел подростка именно в эту группу;

- определить субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, социальному окружению, и разницу между этим отношением до и после включения в группу.

 

Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы(по Ю.А. Клейбергу):

— единство диагностики и коррекции;

— нормативности развития;

— системность развития психической деятельности;

— деятельностный принцип коррекции;

— нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;

— понимание и сочувствие;

— прагматизм психолого-педагогического воздействия;

— приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;

— своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;

— творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;

— профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов и др., а также учителей.

 

Задачи:

1) развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;

2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;

3) привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;

4) пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;

5) оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Приемыкоррекционно-воспитательного воздействия:

1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.

2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.

3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.

4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).

           

Вопросы для самопроверки:

1) В чем состоят, и как взаимосвязаны между собой компоненты системы социального контроля?

2) Каковы цели коррекционно-воспитательной работы? При каком условии такая работа сохраняет смысл и выполняет ведущую роль в профилактике девиантного поведения?

3) На каком основании построена классификация этапов асоциального поведения? Как оценивается продуктивность коррекционно-воспитательной работы на том или ином этапе?

4) В чем состоят функции процесса перевоспитания?

5) Каковы задачи и приемы психокоррекционной работы (по Клейбергу)?

 


Раздел IV. Виды девиантного поведения

 

Тема 13

Наркомания

 

Любая попытка ответить на вопрос, почему люди употребляют наркотики с немедицинскими целями, вызывает огромное многообразие ответов. И тем более число этих ответов может возрастать в зависимости от географии, страны, культуры народа. Психоактивные вещества употреблялись с древних времен в соответствии с традиционными нормами, практикой религиозных церемоний и медицинскими целями. Эти традиции были сломаны в двадцатом веке и заменены культурно выродившимися формами употребления. Ответственны за это криминальные сообщества, преследующие низменные корыстные цели. Условно отвечая на вопрос, почему люди употребляют наркотики и становятся наркоманами, можно сказать следующее.

- Наркотик стал доступным, и его стремятся реализовать как товар нелегального рынка.

- Среда, ближайшее окружение порой не видят в этом ничего противоестественного и поощряют человека (подростка, юношу), которому не достает ресурсов сопротивляться.

- Биохимическое действие наркотика сходно с нормальными процессами в мозге и, соответственно, сигналы об опасности игнорируются сознанием.

Любой психолог – прежде всего человек и гражданин. В этом смысле он всегда стоит перед нравственным выбором: как относиться к проблеме наркомании и самому наркоману? Видеть ли в конкретном наркомане носителя зла, растлителя, потенциального преступника, или доверчивую слабовольную жертву, больного человека? Можно занимать любую нравственную позицию, доказывать в дискуссиях ее обоснованность, но это будет позиция гражданская, философская, этическая, даже – научная. Психолог же (именно как психолог) должен быть сострадателен и милосерден к больному, ибо к нему обратились за помощью. Но чтобы разобраться с трудностями конкретного больного сострадания мало – нужна компетентность.

- Нужно грамотно разобраться, на какой стадии его заболевание. Может быть, он находится на стадии первых проб, или уже имеется психологическая зависимость, или физическая зависимость. Разобраться с этим может только профессионал – психолог, психиатр, нарколог.

- Нужно знать механизм действия наркотиков, чтобы понять поведение человека, имеющего наркотическую зависимость. Известно, что при развитии наркотической зависимости устанавливается новый гомеостаз (постоянство состава всех жидкостей организма), требующий привнесения в организм наркотических веществ. Каждый самый малый поведенческий акт проходит «проверку» гомеостазом. Поэтому нужно знать, что поведение наркомана подчиняется этому новому гомеостазу, и теперь желание принять наркотик для него так же естественно, как для нормального человека жажда, голод и другие естественные потребности организма. Разница лишь в том, что воздержание от принятия пищи, воды не вызовет таких мучений, как отказ от приема наркотика.

- Нужно понимать, что без посторонней помощи самому человеку, скорее всего, не удастся справиться со своей болезнью. Ему нужна помощь специалистов, любовь близких. Необходимо непременное участие семьи в лечении наркомании.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...