Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система социального контроля




В отечественной научной литературе определены и описаны (Я.И. Гилинский, А.М. Яковлев и др.) восемь компонентов, образующих систему социального контроля девиантного поведения.

1) индивидуальные действия, проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой. Реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей социальной шкалы оценок;

2) шкала оценок - производное от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом;

3) Результатом действия социальной шкалы оценок является категоризация индивидуального акта, т. е. отнесение его к определенной категории действий (социально одобряемой или порицаемой). Это, в свою очередь, зависит от характера общественного самосознания;

(4) характер общественного самосознания - общественная самооценка и оценка группой ситуаций, в рамках которых она действует (социальная перцепция). От состояния общественного самосознания непосредственно зависят характер и содержание социальных действий;

5) социальные действия -  выполняют функцию позитивных или негативных социальных санкций. Реакция индивида на социальное действие зависит от индивидуальной шкалы оценок;

(6) индивидуальная шкала оценок - производное от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида. Результатом функционирования индивидуальной шкалы оценок является самокатегоризация индивида.

7) самокатегоризация индивида - принятие роли, отождествление с определенной категорией лиц). Самокатегоризация индивида зависит от индивидуального самосознания;

8) индивидуальное самосознание - самооценка и оценка ситуации, в рамках которой действует индивид (индивидуальная перцепция). От характера индивидуального самосознания непосредственно зависит последующее индивидуальное действие, являющееся реакцией на социальное действие.

 

Каждый из компонентов системы социального контроля может подвергаться внешнему и внутреннему воздействию, корректировке. Социальный контроль связан с системой факторов, изменяющей социальное поведение индивида, его сознание, мотивацию, оценку и самооценку, и т.п. В связи с этим следует учитывать то, что социальный контроль может либо усиливать воздействующие в обществе отклонения, либо смягчать их, приводить в норму.

 

Коррекционно-воспитательная деятельность направлена главным образом, на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить для обеих сторон возникший конфликт «личность — общество», «личность — социальная среда», «личность — группа», «личность—личность».

 

Необходимость в коррекционно-воспитательной деятельности возникает в случаях отклонения в поведении ребенка, подростка, юноши, вызванных, главным образом, социальными нарушениями (то есть без патологии – А.Х.)

 

Этапы асоциального поведения определяются тремя признаками:

а) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путем анализа совершенных действий;

б) степень несоответствия диспозиции личности общественным требованиям, нормам и законам. Она определяется через анализ отношения личности к этим требованиям, а также оценку собственного поведения;

в) единичность и рецидивность асоциальных действий.

 

На каждом этапе асоциального поведения личности предполагается определенная реакция со стороны общества в форме помощи или санкций.

Исходя из сказанного, предлагается[25] модель изучения конкретного девиантного поведения для последующей социально-педагогической и психологической коррекции:

1. Диагностика нарушения общественных требований, норм и законов, их единичность и рецидивность.

2. Отношение личности[26] к социальным нормам, требованиям и собственному поведению.

3. Стимулы и санкции.

4. Институты, осуществляющие социализирующие влияния.

5. Социальный прогноз.

 

На первом этапе может не быть девиантного поведения в «чистом» виде, а могут проявляться некоторые его симптомы:

непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований (семьи, школы, социальной группы).

Как правило, причины - в неправильном воспитательном воздействии. Социальный контроль совершает попытку это воздействие компенсировать. Социальная помощь должна быть направлена:

- на корректировку воспитательного воздействия (помощь педагогам, родителям);

- на конкретную личность и носить характер измененной воспитательной деятельности.

При успешной работе социальный прогноз может быть положительным, в противном случае возможны два исхода: или личность сама справляется с проблемами, или девиантное поведение закрепляется.

 

Второй этап характеризуется дальнейшими нарушениями социальных норм, требований и первыми проявлениями противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно вхождение в малые группы с выраженным асоциальным характером поведения.

 

Варианты отношения личности к социальным нормам:

а) личность воспринимает свое поведение как нормальное и соответствующее собственным ценностям и установкам;

б) личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует не столько ее собственным нормам и ценностям, сколько нормам и ценностям ближайшего социального окружения или социальной группы, к которой она стремится;

в) личность оценивает свое поведение отрицательно, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.

В случае своевременного внимания и успешной коррекционной помощи прогноз будет положительным. В противном случае вероятно дальнейшее углубление нарушений в социальном поведении.

 

На третьем этапе девиантного поведения его характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление социального опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство, спекуляция, проституция и др.).

Личность либо принимает свое поведение как нормальное, соответствующее его собственным ценностям и установкам, либо у нее наступает «кризис идентификации». Это кризис представления о себе и оценке общественного мнения на свой счет, что ведет к социальному конфликту, часто завершающемуся идентификацией с образом, который окружающие имеют о нем. (Принятие ярлыка, стигмы – А.Х.)

На этом этапе коррекционная помощь должна носить интенсивный характер с целью разрушения социально отрицательных диспозиций и формирования новых, социально-релевантных.

 Санкции могут носить принудительный характер в специализированных воспитательных учреждениях по решению суда, по предложению родителей, учителей, психологов и др. с целью отрыва от вредного влияния окружающей социальной среды.

На данном этапе существует минимальная вероятность того, что личность справится с проблемами.

 

Четвертый этап устойчивое девиантное поведение — включает в характеристику рецидив и тяжесть противозаконных действий, возможное проявление опасных социальных отклонений, включение в группы с постоянно выраженным асоциальным характером.

Возможно, что личность отрицательно оценивает свои действия, но испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления.

Характер и содержание коррекционной деятельности сохраняются такими же, как и на третьем этапе. Существует возможность успешного решения проблем, возможен отказ от асоциальных действий, но благоприятный результат в целом затруднен тем обстоятельством, что «наклеивание ярлыка» (стигматизация) уже произошло. Поэтому при неудачной помощи формируется устойчивая готовность к девиантному поведению.

 

Пятый этап устойчивое, особо опасное девиантное поведение, характеризующееся устойчивыми асоциальными действиями и тяжелыми социальными отклонениями. Проявления отношения к социальным нормамсо стороны личности сохраняются, как и на предыдущем этапе.

На данном этапе существует незначительная вероятность благоприятного исхода, так как отчуждение личности от общества стабильное.

При неудачной коррекционной помощи сохраняется устойчивая готовность к постоянному девиантному поведению. Приведенные этапы девиантного поведения имеют условный характер, так как каждый отдельный девиантный акт является специфическим комплексом характеристик нарушения и личностной мотивации, и социального поведения.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 284.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...