Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1. Предмет, задачи и основные проблемы курса. Теории игры. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Индивидуальные задания: 1. Составьте глоссарий по теме 1. 2. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы: 1. История возникновения теории и методики игры в отечестве и за рубежом. Концепция развития игровой деятельности по Ж.Пиаже. 2. Концепция развития игровой деятельности по Л.С. Выготскому. 3. Теории игры К. Грооса, Бойтендайка, З.Фрейда. 4. К.Д.Ушинский и П.Ф.Лесгафт об игре как своебразном способе отражения жизни. 5. Г.В.Плеханов о происхождении ролевой игры. 6. Исследование игры Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным. 7. А.В.Запорожец и Л.А.Венгер о способности детей моделировать в игре. Тема 2. Особенности игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальные задания: 1. Составьте глоссарий по теме 2. 2. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы: 1. Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста (своеобразие, творческое начало, относительная самостоятельность ребенка в игре). 2. Характеристика игры детей дошкольного возраста: игра - деятельность, игра - средство воспитания и организации жизни дошкольника, игра – метод изучения ребенка, игра – метод обучения и коррекции нарушений развития. 3. Игра детей дошкольного возраста с нормальным развитием и с отклонениями в развитии. 4. Возможности использования игры в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Тема 3. Формирование игровой деятельности у детей с нарушениями психического и физического развития. Индивидуальные задания: 1. Составьте глоссарий по теме 3. 2. Составьте сравнительную таблицу «Характеристика игровой деятельности детей с ОВЗ» (раскрыть этапы формирования и отличительные особенности по нозологиям). Тема 4. Роль игрушки в развитии детей с ОВЗ. Индивидуальные задания: 1. Составьте глоссарий по теме 4. 2. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы: 1. Значение игрушки для удовлетворения потребности в игре, для осуществления замысла. 2. Игрушка как предмет искусства и средство обучения. 3. Отражение в игрушке жизни общества, целей воспитания. Образовательная, воспитательная и коррекционная ценность игрушки. 4. Классификация игр и игрушек. 5. Е.А. Флерина, А.С. Макаренко о видах игрушек, их месте в детских играх. 6. Основные педагогические, художественные, гигиенические требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ. Тема 5. Организация игровой деятельности детей с ОВЗ в специальных и инклюзивных образовательных организациях. Индивидуальные задания: 1. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы: - Особенности руководства игровой деятельностью детей с ОВЗ. - Сочетания словесных методов руководства и непосредственного показа игровых приемов в работе с детьми с ОВЗ. - Способы и методы обогащения содержания и разнообразия игровой деятельности детей с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного обучения. - Обучение игре детей с нарушениями умственного и психического развития в условиях специальной и инклюзивной образовательной организации. 2. Составьте таблицу, характеризующую методы обогащения содержания и разнообразия игровой деятельности детей с ОВЗ, их место в образовательном процессе (где могут быть применены).
Тема 6. Использование игры в коррекционно-образовательном процессе. Индивидуальные задания: 1. Составьте глоссарий по теме 6. 2. Подготовить письменный доклад с презентацией на предложенные темы (по выбору): - Виды игр и их влияние коррекцию психофизического развития детей с ОВЗ. - Формирование личностных качеств ребенка с ОВЗ в процессе игровой деятельности. - Современные развивающие игрушки: характеристика, виды, возможности применения в коррекционной практике. Тема 7. Специфика организации и проведения различных видов игр с детьми с ОВЗ. Индивидуальные задания: 1. Составить план ответа по каждому вопросу. 2. Составить сравнительную таблицу, отражающую характеристику различных игр, применяемых в коррекционно-педагогическом процессе с детьми с ОВЗ (предметная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, строительно-конструктивная игра, игра-драматизация, дидактическая игра, подвижные игры). Тема 8. Методы руководства игровой деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальные задания: 1. Составьте глоссарий по теме 8. 2. Разработайте конспект занятия с детьми с ОВЗ (нозология по выбору) с использованием различных методов руководства игрой. 3. Составьте алгоритм требований к организации работы по обучению игре детей с нарушениями умственного и психического развития. Тема 9. Специфические приемы обучения игре детей с сенсорными нарушениями (нарушениями зрения, слуха). Индивидуальные задания: 1. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы: 1. Характеристика условий, необходимых для обучения игре детей с нарушением слуха, зрения. 2. Необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию предметных действий и элементарной игры в ранние периоды жизни. 3. Особенности обыгрывания игрушек детьми с сенсорными нарушениями. 4. Требования к материалу, внешнему виду игрушки для детей с нарушениями зрения. 5. Роль дидактических игр, направленных на сравнение игрушек и разных предметов по пространственным признакам, а также по функциональным с целью дальнейшего развития замещения. 6. Этапы и последовательность приемов, способствующих возникновению игрового замещения. 7. Особенности введения в игру предметов-заместителей. 8. Место непосредственного подражания, отраженного повторения и действий по словесному указанию в играх детей с нарушением слуха, зрения. 2. Составить сравнительную таблицу, характеризующие особенности условий, необходимых для обучения игре детей с нарушениями слуха и зрения. Критерии оценки знаний, умений, навыков студентов Критерии оценки формируются исходя из требований Положения об организации учебного процесса в Государственном высшем учебном заведении «Донецкий педагогический институт». Шкала оценивания: национальная и ECTS
Учебно-методическое обеспечение дисциплины: Рекомендуемая литература Основная: 1. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. – М., 1985. 2. Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1988. 3. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., 1975. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М., 1985. 6. Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». Раздел «Игра». 7. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко. — М., 2010. 8. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1978. 9. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова — Изд. 3-е. — Ростов.-н.-Д: Феникс; 2011. — (Психологический практикум). 10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с. 11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников. М., 1991. 12. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. — 3-е, стереотипное. — М.: Теревинф, 2009. 13. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с отклонениями в умственном развитии / Под ред. Л.Б. Бараевой, А.П. Зарин. СПб: Центр педагогической пропаганды, 1993. 14. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой — М.: Издательский центр «Академия». 2010. 15. Петрунский В. В. Психотехнические игры и упражнения и упражнения техники игровой психокоррекции / В. В. Петрунский, Е. Г. Розанова. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. 16. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996. 17. Пришвина А.В., Пузыревская Е.Я., Сочеванова Е.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М., 1988. 18. Программа воспитания и обучения умственно-отсталых дошкольников в специальных дошкольных учреждениях. Раздел «Игра». М., 1991. 19. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Раздел «Игра» / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: «Экзамен», 2003. стр. 85-98. 20. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М., 1990. 21. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развития детей // Дошкольное воспитание, 1976, №5. 22. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. Дополнительная:
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992. 2. Артемова Л.В. Театрализированные игры дошкольников. М., 1991. 3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991. 4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1979. 5. Жукова З. П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры / З. П. Жукова / Начальная школа. — 2011. — № 5. 6. Заворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988. 7. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян., Т.В. Антонова., Л.В. Артемова И др. / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1989. 8. Кулеша Э. Освоение предметных действий умственно отсталыми дошкольниками // Дефектология. 1989, 33, стр. 65-58. 9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические исследования. Глава «Психологические основы дошкольной игры». С. 303-323 М., 1983. 10. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990. 11. Позднякова А.В. , Шевченко М.В., Казакова А.С., Крапивкина О.А. Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ // «Молодой учёный». – 2016. - № 17 (121). – с. 149-153. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/121/ 12. Серебрякова И.В. Возможности игры в коррекционной работе с детьми // «Молодой учёный». – 2016. - № 18 (122). – с. 460-461. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/122/ 13. Соколова Н.Д. Развитие игровой деятельности умственно-отсталых дошкольников в процессе направленного обучения. В. сб. «Особенности развития воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта». М., 1984. 14. Соколова Н.Д. Развитие речевого общения умственно-отсталых дошкольников в игре. В сб. «Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста». М., 1982.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 218. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |