Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Предмет, задачи и основные проблемы курса. Теории игры.




Индивидуальные задания:

1. Составьте глоссарий по теме 1.

2. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы:

1. История возникновения теории и методики игры в отечестве и за рубежом. Концепция развития игровой деятельности по Ж.Пиаже.

2. Концепция развития игровой деятельности по Л.С. Выготскому.

3. Теории игры К. Грооса, Бойтендайка, З.Фрейда.

4. К.Д.Ушинский и П.Ф.Лесгафт об игре как своебразном способе отражения жизни.

5. Г.В.Плеханов о происхождении ролевой игры.

6. Исследование игры Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным.

7. А.В.Запорожец и Л.А.Венгер о способности детей моделировать в игре.

Тема 2. Особенности игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальные задания:

1. Составьте глоссарий по теме 2.

2. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы:

1. Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста (своеобразие, творческое начало, относительная самостоятельность ребенка в игре).

2. Характеристика игры детей дошкольного возраста: игра - деятельность, игра - средство воспитания и организации жизни дошкольника, игра – метод изучения ребенка, игра – метод обучения и коррекции нарушений развития.

3. Игра детей дошкольного возраста с нормальным развитием и с отклонениями в развитии.

4. Возможности использования игры в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Тема 3. Формирование игровой деятельности у детей с нарушениями психического и физического развития. 

Индивидуальные задания:

1. Составьте глоссарий по теме 3.

2. Составьте сравнительную таблицу «Характеристика игровой деятельности детей с ОВЗ» (раскрыть этапы формирования и отличительные особенности по нозологиям).

Тема 4. Роль игрушки в развитии детей с ОВЗ.

Индивидуальные задания:

1. Составьте глоссарий по теме 4.

2. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы:

1. Значение игрушки для удовлетворения потребности в игре, для осуществления замысла.

2. Игрушка как предмет искусства и средство обучения.

3. Отражение в игрушке жизни общества, целей воспитания. Образовательная, воспитательная и коррекционная ценность игрушки.

4. Классификация игр и игрушек.

5. Е.А. Флерина, А.С. Макаренко о видах игрушек, их месте в детских играх.

6. Основные педагогические, художественные, гигиенические требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ.

Тема 5. Организация игровой деятельности детей с ОВЗ в специальных и инклюзивных образовательных организациях.

Индивидуальные задания:

1. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы:

- Особенности руководства игровой деятельностью детей с ОВЗ.

- Сочетания словесных методов руководства и непосредственного показа игровых приемов в работе с детьми с ОВЗ.

- Способы и методы обогащения содержания и разнообразия игровой деятельности детей с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного обучения.

- Обучение игре детей с нарушениями умственного и психического развития в условиях специальной и инклюзивной образовательной организации.

2. Составьте таблицу, характеризующую методы обогащения содержания и разнообразия игровой деятельности детей с ОВЗ, их место в образовательном процессе (где могут быть применены).

 

Тема 6. Использование игры в коррекционно-образовательном процессе.

Индивидуальные задания:

1. Составьте глоссарий по теме 6.

2. Подготовить письменный доклад с презентацией на предложенные темы (по выбору):

- Виды игр и их влияние коррекцию психофизического развития детей с ОВЗ.

- Формирование личностных качеств ребенка с ОВЗ в процессе игровой деятельности.

- Современные развивающие игрушки: характеристика, виды, возможности применения в коррекционной практике.

Тема 7. Специфика организации и проведения различных видов игр с детьми с ОВЗ.

Индивидуальные задания:

1. Составить план ответа по каждому вопросу.

2. Составить сравнительную таблицу, отражающую характеристику различных игр, применяемых в коррекционно-педагогическом процессе с детьми с ОВЗ (предметная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, строительно-конструктивная игра, игра-драматизация, дидактическая игра, подвижные игры).

Тема 8. Методы руководства игровой деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальные задания:

1. Составьте глоссарий по теме 8.

2. Разработайте конспект занятия с детьми с ОВЗ (нозология по выбору) с использованием различных методов руководства игрой.

3. Составьте алгоритм требований к организации работы по обучению игре детей с нарушениями умственного и психического развития.

Тема 9. Специфические приемы обучения игре детей с сенсорными нарушениями (нарушениями зрения, слуха).

Индивидуальные задания:

1. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы:

1.       Характеристика условий, необходимых для обучения игре детей с нарушением слуха, зрения.

2.       Необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию предметных действий и элементарной игры в ранние периоды жизни.

3.       Особенности обыгрывания игрушек детьми с сенсорными нарушениями.

4.       Требования к материалу, внешнему виду игрушки для детей с нарушениями зрения.

5.       Роль дидактических игр, направленных на сравнение игрушек и разных предметов по пространственным признакам, а также по функциональным с целью дальнейшего развития замещения.

6.       Этапы и последовательность приемов, способствующих возникновению игрового замещения.

7.       Особенности введения в игру предметов-заместителей.

8.       Место непосредственного подражания, отраженного повторения и действий по словесному указанию в играх детей с нарушением слуха, зрения.

2. Составить сравнительную таблицу, характеризующие особенности условий, необходимых для обучения игре детей с нарушениями слуха и зрения.



Критерии оценки знаний, умений, навыков студентов

Критерии оценки формируются исходя из требований Положения об организации учебного процесса в Государственном высшем учебном заведении «Донецкий педагогический институт».

Шкала оценивания: национальная и ECTS

Оценка по шкале ECTS

Сумма баллов за все виды учебной деятельности

Оценка по государственной шкале

Определение

для экзамена, курсовой работы, практики для зачета
A 90–100 отлично

зачтено

Отлично – отличное выполнение с незначительным количеством неточностей
B 80–89

хорошо

 Хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок ( до 10%)
C 75–79  Хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок ( до 15%)
D 70–74 удовлетворительно Удовлетворительно – неплохо, но со значительным количеством недостатков
E 60–69 удовлетворительно Достаточно – выполнение удовлетворяет минимальным критериям
FX 35–59 Неудовлетворительно, с возможностью повторной аттестации не зачтено с возможностью повторной сдачи Неудовлетворительно – необходимо поработать, доучить материал программы
F 0–34 неудовлетворительно не зачтено с обязательным повторным изучением дисциплины Неудовлетворительно – необходима значительная дальнейшая работа с обязательным повторным изучением дисциплины

 


Учебно-методическое обеспечение дисциплины:


Рекомендуемая литература

Основная:

1. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. – М., 1985.

2. Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1988.

3. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., 1975.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М., 1985.

6. Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». Раздел «Игра».

7. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко. — М., 2010.

8. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1978.

9. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова — Изд. 3-е. — Ростов.-н.-Д: Феникс; 2011. — (Психологический практикум).

10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников. М., 1991.

12. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. — 3-е, стереотипное. — М.: Теревинф, 2009.

13. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с отклонениями в умственном развитии / Под ред. Л.Б. Бараевой, А.П. Зарин. СПб: Центр педагогической пропаганды, 1993.

14. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой — М.: Издательский центр «Академия». 2010.

15. Петрунский В. В. Психотехнические игры и упражнения и упражнения техники игровой психокоррекции / В. В. Петрунский, Е. Г. Розанова. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

16. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

17. Пришвина А.В., Пузыревская Е.Я., Сочеванова Е.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М., 1988.

18. Программа воспитания и обучения умственно-отсталых дошкольников в специальных дошкольных учреждениях. Раздел «Игра». М., 1991.

19. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Раздел «Игра» / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: «Экзамен», 2003. стр. 85-98.

20. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М., 1990.

21. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развития детей // Дошкольное воспитание, 1976, №5.

22. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

Дополнительная:

 

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.

2. Артемова Л.В. Театрализированные игры дошкольников. М., 1991.

3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991.

4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1979.

5. Жукова З. П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры / З. П. Жукова / Начальная школа. — 2011. — № 5.

6. Заворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988.

7. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян., Т.В. Антонова., Л.В. Артемова И др. / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1989.

8. Кулеша Э. Освоение предметных действий умственно отсталыми дошкольниками // Дефектология. 1989, 33, стр. 65-58.

9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические исследования. Глава «Психологические основы дошкольной игры». С. 303-323 М., 1983.

10. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

11. Позднякова А.В. , Шевченко М.В., Казакова А.С., Крапивкина О.А. Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ // «Молодой учёный». – 2016. - № 17 (121). – с. 149-153. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/121/

12. Серебрякова И.В. Возможности игры в коррекционной работе с детьми // «Молодой учёный». – 2016. - № 18 (122). – с. 460-461. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/122/

13. Соколова Н.Д. Развитие игровой деятельности умственно-отсталых дошкольников в процессе направленного обучения. В. сб. «Особенности развития воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта». М., 1984.

14. Соколова Н.Д. Развитие речевого общения умственно-отсталых дошкольников в игре. В сб. «Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста». М., 1982.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...