Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинарские занятия и тематика самостоятельной работы студентов




Семинарское занятие № 1.

Формирование игровой деятельности у детей с нарушениями психического и физического развития (2ч, дневная форма обучения) занятие проблемного характера, включающее подготовленные студентами устные доклады по изучаемой теме с последующим групповым обсуждением.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика игровой деятельности детей с нарушениями слуха: этапы формирования, отличительные особенности.

2. Характеристика игровой деятельности детей с нарушениями зрения: этапы формирования, отличительные особенности.

3. Характеристика игровой деятельности детей с нарушениями речи: этапы формирования, отличительные особенности.

4. Характеристика игровой деятельности детей с задержкой психического развития: этапы формирования, отличительные особенности.

5. Характеристика игровой деятельности детей с расстройствами аутистического спектра: этапы формирования, отличительные особенности.

6. Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением умственного развития.

7. Исследование игры умственно отсталых детей в работах Н.Д. Соколовой, Г.В. Цикото.

8. Причины нарушения нормального хода формирования игры у умственно отсталых детей дошкольного возраста.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить план ответа по каждому вопросу.

2. Составить глоссарий по теме семинарского занятия.

3. Подготовить доклады на предложенные темы (по выбору):

- Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха.

- Особенности игровой деятельности детей с нарушениями зрения.

- Особенности игровой деятельности детей с нарушениями речи.

- Особенности игровой деятельности детей с задержкой психического развития.

- Особенности игровой деятельности детей с расстройствами аутистического спектра.

- Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением умственного развития.

Литература:

1. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко. — М., 2010.

2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

3. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. — 3-е, стереотипное. — М.: Теревинф, 2009.

4. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развития детей // Дошкольное воспитание, 1976, №5.

Семинарское занятие № 2.

Организация игровой деятельности детей с ОВЗ в специальных и инклюзивных образовательных организациях (4 ч, дневная форма обучения) занятие дискуссионного типа, включающее подготовленные студентами рефераты по изучаемой теме с последующим групповым обсуждением, а также составление сравнительных таблиц.

Вопросы для обсуждения:

1. Создание условий для обучения игре детей в различных возрастных группах в специальных и инклюзивных образовательных организациях.

2. Предметно-игровая среда как фактор развития ребенка с ОВЗ.

3. Характеристика основных приемов и методов ознакомления с новой игрой.

4. Характеристика приемов, направленных на обогащение содержания игр детей с отклонениями в развитии.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить план ответа по каждому вопросу.

2. Составить обобщающую таблицу, отражающую приемы и методы обогащения содержания игр детей с ОВЗ.

3. Подготовить рефераты по изучаемой теме.

Литература:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

2. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова — Изд. 3-е. — Ростов.-н.-Д: Феникс; 2011. — (Психологический практикум).

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

4. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян., Т.В. Антонова., Л.В. Артемова И др. / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1989.

 

Семинарское занятие № 3.

Использование игры в коррекционно-образовательном процессе (4 ч, дневная форма обучения, 2 ч, заочная форма обучения) занятие в формате развернутой беседы, включающее подготовленные студентами доклады (с презентациями) по изучаемой теме с последующим групповым обсуждением, обсуждение сравнительных таблиц.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные направления использования игры.

2. Место игры в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом в специальных и инклюзивных образовательных организациях.

3. Влияние различных видов игр на коррекцию особенностей развития и формирование личностных качеств ребенка с ОВЗ.

4. Современные развивающие игры и игрушки: общая характеристика, виды, особенности использования в работе с детьми с ОВЗ.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить план ответа по каждому вопросу.

2. Составить глоссарий по теме семинарского занятия.

3. Подготовить доклады на предложенные темы (по выбору):

- Виды игр и их влияние коррекцию психофизического развития детей с ОВЗ.

- Формирование личностных качеств ребенка с ОВЗ в процессе игровой деятельности.

- Современные развивающие игрушки: характеристика, виды, возможности применения в коррекционной практике.

Литература:

1. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. – М., 1985.

2. Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1988.

3. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко. — М., 2010.

4. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой — М.: Издательский центр «Академия». 2010.

  

Семинарское занятие № 4.

Специфика организации и проведения различных видов игр с детьми с ОВЗ (2 ч, дневная форма обучения, 2 ч, заочная форма обучения) занятие в формате развернутой беседы, включающее подготовленные студентами рефераты по изучаемой теме с последующим групповым обсуждением.

Вопросы для обсуждения:

1. Организация, содержание и методы работы по обучению предметной игре детей дошкольного возраста с ОВЗ.

2. Организация, содержание и методы обучения сюжетно-отобразительной игре.

3. Сюжетно-ролевая игра: специфика организации и проведения в условиях специального и инклюзивного образования.

4. Строительно-конструктивная игра: специфика организации и проведения в условиях специального и инклюзивного образования.

5. Игра-драматизация: специфика организации и проведения в условиях специального и инклюзивного образования.

6. Дидактическая игра в системе коррекционной работы.

7. Возрастные требования к дидактическим игрушкам.

8. Подвижные игры: специфика организации и проведения в условиях специального и инклюзивного образования.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить план ответа по каждому вопросу.

2. Подготовить рефераты по изучаемой теме.

3. Составить сравнительную таблицу, отражающую характеристику различных игр, применяемых в коррекционно-педагогическом процессе с детьми с ОВЗ.

Литература:

1. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., 1975.

2. Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». Раздел «Игра».

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1978.

4. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с отклонениями в умственном развитии / Под ред. Л.Б. Бараевой, А.П. Зарин. СПб: Центр педагогической пропаганды, 1993.

5. Пришвина А.В., Пузыревская Е.Я., Сочеванова Е.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М., 1988.

6. Артемова Л.В. Театрализированные игры дошкольников. М., 1991.

7. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991.

8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1979.

9. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

 

Семинарское занятие № 5.

Методы руководства игровой деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья (4 ч, дневная форма обучения, 2 ч, заочная форма обучения) занятие в формате дискуссии, включающее подготовленные студентами доклады по изучаемой теме с последующим групповым обсуждением.

Вопросы для обсуждения:

1. Характер руководства детской игрой.

2. Словесные методы руководства.

3. Сочетания словесных методов руководства и непосредственного показа игровых приемов.

4. Усиление словесных методов в старшем дошкольном возрасте.

5. Привлечение художественной литературы, аудио- и видео-материалов, информационно-коммуникационных технологий с целью обогащения и разнообразия содержания сюжетных игр.

6. Основные требования к организации работы по обучению игре детей с нарушениями умственного и психического развития в условиях специальной и инклюзивной образовательной организации.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить план ответа по каждому вопросу.

2. Составить глоссарий по теме семинарского занятия.

3. Подготовить доклады на предложенные темы (по выбору):

- Особенности руководства игровой деятельностью детей с ОВЗ.

- Сочетания словесных методов руководства и непосредственного показа игровых приемов в работе с детьми с ОВЗ.

- Способы и методы обогащения содержания и разнообразия игровой деятельности детей с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного обучения.

- Обучение игре детей с нарушениями умственного и психического развития в условиях специальной и инклюзивной образовательной организации.

Литература:

1. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. – М., 1985.

2. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко. — М., 2010.

3. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян., Т.В. Антонова., Л.В. Артемова И др. / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1989.

4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические исследования. Глава «Психологические основы дошкольной игры». С. 303-323 М., 1983.

6. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

 

Семинарское занятие № 6.

Специфические приемы обучения игре детей с сенсорными нарушениями (нарушениями зрения, слуха) (4 ч, дневная форма обучения)занятие в формате развернутой беседы, включающее подготовленные студентами рефераты по изучаемой теме с последующим групповым обсуждением.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика условий, необходимых для обучения игре детей с нарушением слуха, зрения.

2. Необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию предметных действий и элементарной игры в ранние периоды жизни.

3. Особенности обыгрывания игрушек детьми с сенсорными нарушениями.

4. Требования к материалу, внешнему виду игрушки для детей с нарушениями зрения.

5. Роль дидактических игр, направленных на сравнение игрушек и разных предметов по пространственным признакам, а также по функциональным с целью дальнейшего развития замещения.

6. Этапы и последовательность приемов, способствующих возникновению игрового замещения.

7. Особенности введения в игру предметов-заместителей.

8. Место непосредственного подражания, отраженного повторения и действий по словесному указанию в играх детей с нарушением слуха, зрения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить план ответа по каждому вопросу.

2. Подготовить рефераты по изучаемой теме.

3. Составить сравнительную таблицу, характеризующие особенности условий, необходимых для обучения игре детей с нарушениями слуха и зрения.

Литература:

1. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., 1975.

2. Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». Раздел «Игра».

3. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. — 3-е, стереотипное. — М.: Теревинф, 2009.

4. Пришвина А.В., Пузыревская Е.Я., Сочеванова Е.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М., 1988.

5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Раздел «Игра» / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: «Экзамен», 2003. стр. 85-98.

6. Серебрякова И.В. Возможности игры в коррекционной работе с детьми // «Молодой учёный». – 2016. - № 18 (122). – с. 460-461. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/122/

 

 

Индивидуальные задания

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...