Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семинарские занятия и тематика самостоятельной работы студентов
Семинарское занятие № 1. Формирование игровой деятельности у детей с нарушениями психического и физического развития (2ч, дневная форма обучения)– занятие проблемного характера, включающее подготовленные студентами устные доклады по изучаемой теме с последующим групповым обсуждением. Вопросы для обсуждения: 1. Характеристика игровой деятельности детей с нарушениями слуха: этапы формирования, отличительные особенности. 2. Характеристика игровой деятельности детей с нарушениями зрения: этапы формирования, отличительные особенности. 3. Характеристика игровой деятельности детей с нарушениями речи: этапы формирования, отличительные особенности. 4. Характеристика игровой деятельности детей с задержкой психического развития: этапы формирования, отличительные особенности. 5. Характеристика игровой деятельности детей с расстройствами аутистического спектра: этапы формирования, отличительные особенности. 6. Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением умственного развития. 7. Исследование игры умственно отсталых детей в работах Н.Д. Соколовой, Г.В. Цикото. 8. Причины нарушения нормального хода формирования игры у умственно отсталых детей дошкольного возраста. Задания для самостоятельной работы: 1. Составить план ответа по каждому вопросу. 2. Составить глоссарий по теме семинарского занятия. 3. Подготовить доклады на предложенные темы (по выбору): - Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха. - Особенности игровой деятельности детей с нарушениями зрения. - Особенности игровой деятельности детей с нарушениями речи. - Особенности игровой деятельности детей с задержкой психического развития. - Особенности игровой деятельности детей с расстройствами аутистического спектра. - Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением умственного развития. Литература: 1. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко. — М., 2010. 2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с. 3. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. — 3-е, стереотипное. — М.: Теревинф, 2009. 4. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развития детей // Дошкольное воспитание, 1976, №5. Семинарское занятие № 2. Организация игровой деятельности детей с ОВЗ в специальных и инклюзивных образовательных организациях (4 ч, дневная форма обучения)– занятие дискуссионного типа, включающее подготовленные студентами рефераты по изучаемой теме с последующим групповым обсуждением, а также составление сравнительных таблиц. Вопросы для обсуждения: 1. Создание условий для обучения игре детей в различных возрастных группах в специальных и инклюзивных образовательных организациях. 2. Предметно-игровая среда как фактор развития ребенка с ОВЗ. 3. Характеристика основных приемов и методов ознакомления с новой игрой. 4. Характеристика приемов, направленных на обогащение содержания игр детей с отклонениями в развитии. Задания для самостоятельной работы: 1. Составить план ответа по каждому вопросу. 2. Составить обобщающую таблицу, отражающую приемы и методы обогащения содержания игр детей с ОВЗ. 3. Подготовить рефераты по изучаемой теме. Литература: 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 2. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова — Изд. 3-е. — Ростов.-н.-Д: Феникс; 2011. — (Психологический практикум). 3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с. 4. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян., Т.В. Антонова., Л.В. Артемова И др. / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1989.
Семинарское занятие № 3. Использование игры в коррекционно-образовательном процессе (4 ч, дневная форма обучения, 2 ч, заочная форма обучения)– занятие в формате развернутой беседы, включающее подготовленные студентами доклады (с презентациями) по изучаемой теме с последующим групповым обсуждением, обсуждение сравнительных таблиц. Вопросы для обсуждения: 1. Основные направления использования игры. 2. Место игры в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом в специальных и инклюзивных образовательных организациях. 3. Влияние различных видов игр на коррекцию особенностей развития и формирование личностных качеств ребенка с ОВЗ. 4. Современные развивающие игры и игрушки: общая характеристика, виды, особенности использования в работе с детьми с ОВЗ. Задания для самостоятельной работы: 1. Составить план ответа по каждому вопросу. 2. Составить глоссарий по теме семинарского занятия. 3. Подготовить доклады на предложенные темы (по выбору): - Виды игр и их влияние коррекцию психофизического развития детей с ОВЗ. - Формирование личностных качеств ребенка с ОВЗ в процессе игровой деятельности. - Современные развивающие игрушки: характеристика, виды, возможности применения в коррекционной практике. Литература: 1. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. – М., 1985. 2. Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1988. 3. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко. — М., 2010. 4. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой — М.: Издательский центр «Академия». 2010.
Семинарское занятие № 4. Специфика организации и проведения различных видов игр с детьми с ОВЗ (2 ч, дневная форма обучения, 2 ч, заочная форма обучения)– занятие в формате развернутой беседы, включающее подготовленные студентами рефераты по изучаемой теме с последующим групповым обсуждением. Вопросы для обсуждения: 1. Организация, содержание и методы работы по обучению предметной игре детей дошкольного возраста с ОВЗ. 2. Организация, содержание и методы обучения сюжетно-отобразительной игре. 3. Сюжетно-ролевая игра: специфика организации и проведения в условиях специального и инклюзивного образования. 4. Строительно-конструктивная игра: специфика организации и проведения в условиях специального и инклюзивного образования. 5. Игра-драматизация: специфика организации и проведения в условиях специального и инклюзивного образования. 6. Дидактическая игра в системе коррекционной работы. 7. Возрастные требования к дидактическим игрушкам. 8. Подвижные игры: специфика организации и проведения в условиях специального и инклюзивного образования. Задания для самостоятельной работы: 1. Составить план ответа по каждому вопросу. 2. Подготовить рефераты по изучаемой теме. 3. Составить сравнительную таблицу, отражающую характеристику различных игр, применяемых в коррекционно-педагогическом процессе с детьми с ОВЗ. Литература: 1. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., 1975. 2. Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». Раздел «Игра». 3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1978. 4. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с отклонениями в умственном развитии / Под ред. Л.Б. Бараевой, А.П. Зарин. СПб: Центр педагогической пропаганды, 1993. 5. Пришвина А.В., Пузыревская Е.Я., Сочеванова Е.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М., 1988. 6. Артемова Л.В. Театрализированные игры дошкольников. М., 1991. 7. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991. 8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1979. 9. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
Семинарское занятие № 5. Методы руководства игровой деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья (4 ч, дневная форма обучения, 2 ч, заочная форма обучения)– занятие в формате дискуссии, включающее подготовленные студентами доклады по изучаемой теме с последующим групповым обсуждением. Вопросы для обсуждения: 1. Характер руководства детской игрой. 2. Словесные методы руководства. 3. Сочетания словесных методов руководства и непосредственного показа игровых приемов. 4. Усиление словесных методов в старшем дошкольном возрасте. 5. Привлечение художественной литературы, аудио- и видео-материалов, информационно-коммуникационных технологий с целью обогащения и разнообразия содержания сюжетных игр. 6. Основные требования к организации работы по обучению игре детей с нарушениями умственного и психического развития в условиях специальной и инклюзивной образовательной организации. Задания для самостоятельной работы: 1. Составить план ответа по каждому вопросу. 2. Составить глоссарий по теме семинарского занятия. 3. Подготовить доклады на предложенные темы (по выбору): - Особенности руководства игровой деятельностью детей с ОВЗ. - Сочетания словесных методов руководства и непосредственного показа игровых приемов в работе с детьми с ОВЗ. - Способы и методы обогащения содержания и разнообразия игровой деятельности детей с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного обучения. - Обучение игре детей с нарушениями умственного и психического развития в условиях специальной и инклюзивной образовательной организации. Литература: 1. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. – М., 1985. 2. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко. — М., 2010. 3. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян., Т.В. Антонова., Л.В. Артемова И др. / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1989. 4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с. 5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические исследования. Глава «Психологические основы дошкольной игры». С. 303-323 М., 1983. 6. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
Семинарское занятие № 6. Специфические приемы обучения игре детей с сенсорными нарушениями (нарушениями зрения, слуха) (4 ч, дневная форма обучения)–занятие в формате развернутой беседы, включающее подготовленные студентами рефераты по изучаемой теме с последующим групповым обсуждением. Вопросы для обсуждения: 1. Характеристика условий, необходимых для обучения игре детей с нарушением слуха, зрения. 2. Необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию предметных действий и элементарной игры в ранние периоды жизни. 3. Особенности обыгрывания игрушек детьми с сенсорными нарушениями. 4. Требования к материалу, внешнему виду игрушки для детей с нарушениями зрения. 5. Роль дидактических игр, направленных на сравнение игрушек и разных предметов по пространственным признакам, а также по функциональным с целью дальнейшего развития замещения. 6. Этапы и последовательность приемов, способствующих возникновению игрового замещения. 7. Особенности введения в игру предметов-заместителей. 8. Место непосредственного подражания, отраженного повторения и действий по словесному указанию в играх детей с нарушением слуха, зрения. Задания для самостоятельной работы: 1. Составить план ответа по каждому вопросу. 2. Подготовить рефераты по изучаемой теме. 3. Составить сравнительную таблицу, характеризующие особенности условий, необходимых для обучения игре детей с нарушениями слуха и зрения. Литература: 1. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., 1975. 2. Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». Раздел «Игра». 3. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. — 3-е, стереотипное. — М.: Теревинф, 2009. 4. Пришвина А.В., Пузыревская Е.Я., Сочеванова Е.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М., 1988. 5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Раздел «Игра» / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: «Экзамен», 2003. стр. 85-98. 6. Серебрякова И.В. Возможности игры в коррекционной работе с детьми // «Молодой учёный». – 2016. - № 18 (122). – с. 460-461. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/122/
Индивидуальные задания
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |