Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Преподаватели–Васильев Е.А., Коньков Д.С.




Рабочая программа дисциплины

Актуальные проблемы исторических исследований

Направление подготовки

46.04.01 – История

 

Профиль подготовки

Прикладная историческая аналитика

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

Форма обучения

очная

 

Томск-2016



Код и наименование дисциплины (модуля)

Б.1.Б.2.Актуальные проблемы исторических исследований

 

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Актуальные проблемы исторических исследований» относится к базовой части ООП. Коррелирует с курсомбазового цикла «Теория и методология научного познания»,является основой для курсоввариативного цикла«Философия и методология науки», «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке».

Год/годы и семестр/семестры обучения.

2016/2017 учебный год, 1 семестр.

 

Входные требования для освоения дисциплины (модуля), предварительные условия.

 

Условием освоения дисциплины являются базовые знания в области всеобщей истории, философии истории, методов научного познания; умения использовать базовые знания в области источниковедения, историографии, решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий; навыки критического восприятия концепций различных научных школ, научного анализа и использования в профессиональной деятельности базовой историографической информации.

5. Общая трудоемкость дисциплины (модуля)составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, из которых 24 часа – контактная работа обучающегося с преподавателем (лекции и занятия семинарского типа),48 часов – самостоятельная работа обучающегося, 36 часов - контроль.

Формат обучения

Дисциплина предполагает контактную работу со студентами (в аудиториях), а также самостоятельную работу обучающихся при подготовке к семинарским занятиям, докладам, презентациям, творческим эссе.

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине
способность к инновационной деятельности, к постановке и решению перспективных научно-исследовательских и прикладных задач (ОПК-6)–I,II уровень (ОПК-6.1) – I:видеть и понимать связь актуальных историко-методологических концепций с постановкой и решением профессиональных исследовательских задач в инновационной перспективе. (ОПК-6.1) –II:творчески осмыслять и использовать знания об актуальных историко-методологических концепциях в исследованиях, докладах, сообщениях, аналитических записках, научных статьях и тезисах.
способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры (ПК-1)–I, II уровень (ПК-1.1) –I:знать и понимать принципы и приемы проведения научно-исследовательской работы в области истории с взаимной корреляцией исследовательских методов, предмета исследования и задач исследования; (ПК-1.1) - II: корректно использовать принципы и приемы проведения научно-исследовательской работы в области истории при написании магистерской диссертации и других научных исследований.
владение современными методологическими принципами и методическими приемами исторического исследования (ПК-3) – I, II уровень (ПК-3.1) – I: знать и понимать актуальные современные принципы и приемы исторического исследования в историографической перспективе; (ПК-3.1) - II: быть способным использовать актуальные современные принципы и приемы исторического исследованияпри написании магистерской диссертации и других научных исследований.

Содержание дисциплины (модуля) и структура учебных видов деятельности

Наименование разделов и тем

Всего (час.)

Контактная работа (час.)

Самостоятельная работа (час.)

Лекции Семинарские занятия Практикумы
           
Постмодернизм и история (Ж. Лиотар, Ж.Бодрийяр) 6 2     4
Реакция на постмодернистские взгляды (Ж. Деррида, Э. Гидденс). Герменевтика Г.-Г. Гадамера. 6 2     4
Микроистория, история повседневности Х. Людтке. 6 2     4
Культурная память А. Ассман и гендерная история. 6 2     4
История понятий Р. Козеллека. 6   2   4
Историк в истории Х. Уайта. 6   2   4
Итого 72 16 8   48

 

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) и методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модулю).

Комплекс учебных задач и практических заданий, планы семинарских занятий, методические рекомендации по подготовке к занятиям представлены в ФОСе учебной дисциплины.

В комплект учебно-методических материалов для студентов входят также презентации к лекциям.

Программа самостоятельной работы студентов ориентирована на формирование соответствующих компетенций, перечисленных в разделе 7. Самостоятельная работа студентов предусматривает три вида деятельности: 1) подготовка к семинарским занятиям; 2) подготовка и написание творческого эссе; 3) проработка материала литературы курса для подготовки к текущему контролю успеваемости и к промежуточной аттестации. Данные виды деятельности осуществляются параллельно в течение всего периода освоения курса.

 

Форма промежуточной аттестации и фонд оценочных средств

  • Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения, характеризующих этапы формирования компетенций

Задания контрольной работы

1. Дайте определение понятию «постмодернизм» в применении к современной исторической ситуации.

2. Какие эпистемиологические возможности дает ученому трактовка постмодернизма Ж. Лиотара?

3. В каких условиях родилось понятие постмодернизма Ж. Лиотара?Критика его взглядов.

4. Интернет-культура и историческое сознание современности как пример постмодернистского дискурса.

5. Дайте определение концепции симулякра. Приведите примерысимулякров в истории и современности.

6. Историографические концепции как симулякры. Проблема псевдоистории.

7. Критика концепции симулякров Ж. Бодрийяра.

 

Темытворческих эссе

 

1. Возможности применения постмодернистских концепций истории и исторического исследования в магистерской диссертации.

2. Модернити и постмодернити: история общества и науки ХХ века с точки зрения концепции постмодернизма.

3. Возможности и ограничения герменевтики как исследовательского метода.

4. Проблемы микроистории как исследовательской парадигмы.

5. История повседневности и история быта: сходства и отличия.

6. Культурная память и folkhistory: проблемы исследовательской практики.

7. Гендерная история: политический манифестили исследовательская парадигма.

8. История понятий как методология магистерской диссертации: проблемы и решения.

 

Для оценки уровня освоения курса используется экзаменкак форма промежуточной аттестации:

 

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Понятие постмодернизма в трактовке Ж. Лиотара.

2. Понятие симулякра в трактовке Ж. Бодрийяра.

2. Деконструктивизм Ж Деррида в исследовательской практике.

3. Модернити Э. Гидденса как ответ на постмодернистскую критику.

4. Герменевтический дискурс Г.-Г. Гадамера в исследовании исторического источника.

5. Микроисторический подход: возможности и границы применения.

6. История повседневности: предмет, задачи и ограничения.

7. Проблемы определения и изучения культурной памяти.

8. Гендерная история как научное направление: проблемы и методы.

9. История понятий Р. Козеллека: предмет, возможности, практика иследования.

10. Проблемы стиля и исследовательской рефлексии Х. Уайта.Ответ К. Гинзбурга.

 

11. Ресурсное обеспечение:

  • Перечень основной и дополнительной учебной литературы

 

Основнаялитература:

1. Сазонова Н. И. Современные проблемы исторической науки : хрестоматия /[авт.-сост.] Н. И. Сазонова ; Том.гос. пед. ун-т ‑ Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета , 2015. – 211 с.

2. Курбанов С. О. Размышления об исторической науке и роли личности в истории : (с примерами из истории Кореи) /С. О. Курбанов. ‑ Санкт-Петербург : Издательство РХГА , 2016. – 212 с.

 

Дополнительная литература:

      

1. Уайт Х. Метаистория : Историческое воображение в Европе XIX века /Хейден Уайт; Пер. с англ. под ред. Е. Г. Трубиной, В. В. Харитонова ‑ Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та , 2002. – 527 с.

2. Людтке А. История повседневности в Германии : новые подходы к изучению труда, войны и власти /Альф Людтке ; [отв. ред. и авт. вводной ст. С. В. Журавлев ; пер. с англ. и нем. К. А. Левинсона и др.] ; Германский ист. ин-т в Москве ‑ М.: РОССПЭН , 2010 – 268 с.

3. Ассман А. Длинная тень прошлого : мемориальная культура и историческая политика /АлейдаАссман ; пер. с нем. Бориса Хлебникова. ‑М.: Новое литературное обозрение , 2014. – 323 с.

4. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна /Жан-Франсуа Лиотар; Пер. с фр. Н. А. Шматко‑ СПб. М. :Алетейя : Институт экспериментальной социологии , 1998. – 160 с.

5. Электронная библиотека (репозиторий) Томского государственного университета [Электронный ресурс]. – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Index (дата обращения 01.10.2016).

6. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]. ‑URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения 01.10.2016).

7. OxfordRussiaFund [Электронный ресурс] ‑URL: http://lib.myilibrary.com/ (дата обращения 01.10.2016).

 

  • Описание материально-технической базы.

Аудиторный фонд, оснащенный мультимедийным оборудованием, фонды и ресурсы научной библиотеки ТГУ.

– проектор и экран.

 

Язык преподавания.

Русский

Преподаватели–Васильев Е.А., Коньков Д.С.

Авторы курса: заведующий кафедройархеологии и исторического краеведения, к.и.н. Васильев Е.А.; доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории, к.и.н. Коньков Д.С.

Рецензент:

 

Программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии исторического факультета ___________ года, протокол № ________.

 


 

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Исторический факультет

 

 

УТВЕРЖДАЮ              

 

Руководитель ООП________________

 

"_____"__________________201__ г.

 

Фонд оценочных средств для изучения дисциплины










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...