Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Агрессия и агрессивное поведение




 

Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами-родственника­ми этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, разви­тие) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения»

В психологическом словаре дается такое определение: «Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психологический дискомфорт, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности...»

Исследователь агрессивного поведения Л. Берковец обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии заключается в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий. «Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем».

Несмотря на значительные разногласия, относительно определения агрессии, многие специалисты в области социальных наук в настоящее время склоняются к следующему определению: «агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения».

Из этого определения следует, что агрессию следует рассматривать, скорее, как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения.

Среди теорий, описывающих и пытающихся объяснить агрессию, есть такие, согласно которым агрессивное по­ведение, как и любое другое социальное поведение, находится под контролем инстинктов (инстинктивная теория Мак Дугала). Есть те, которые рассматривают агрессию как выражение инстинкта смерти (психоаналитическая теория З. Фрейда). Те, которые считают агрессивное поведение совокупностью паттернов реакций, высвобождающихся под действием специфических для каж­дого вида внешних или «знаковых» стимулов (этологическая теория К. Лоренца), а также те, с чьих позиций агрессия представляется драйвом, порожденным фрустрацией (гипотезы фрустрации - агрессии Д. Долларда и Н. Миллера). Теориями агрессивного поведения детей и подростков, получившими наибольшие распространение и поддержку в США, стали тео­рия социального научения (А. Бандура) и когнитивно-поведенческая теория (Н. Новако). Согласно теории социального научения, агрессивные формы поведения усваиваются либо через непосредственное переживание, либо из наблю­дения. Когнитивно-поведенческая модель развивает это положение и рассматрива­ет гнев как интенсивную эмоциональную реакцию на фрустрацию или провокацию, отличающуюся повышенным непроизвольным возбуждением, изменениями актив­ности центральной нервной системы и когнитивным обозначением физиологиче­ского возбуждения как гнева. Таким образом, агрессия понимается как только одно из возможных открытых выражений субъективного переживания гнева.

Один из ведущих отечественных специалистов по исследованию детской агрессивности Г.Э. Бреслав считает наиболее объяснительным в происхождении агрессивного поведения психоаналитический подход, считающий, что агрессивные тенденции заложены в самой природе человека, а радость, получаемая от разрушения и применения на­силия, - его первозданное свойство. Фрейдовская теория рассматривает агрессивность как врождённую деструктивную силу, которая подавляется с помощью Супер-Эго, причем в процессе подавления агрессия поворачивается в сторону своего носителя и выступает у индивида в форме влечения к смер­ти. А. Адлер видел в агрессии стремление преодолеть врожденное чув­ство неполноценности. Для Ф. Перлза она представлялась не «им­пульсом смерти», а «импульсом жизни», необходимым для актив­ной ассимиляции внешнего мира. К. Лоренц считает, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Она возникает спон­танно и нуждается в разрядке. Биологическую природу агрессив­ности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, вы­водящих как агрессивные породы собак, петухов и пр., так и неаг­рессивные (такие как сенбернар, ньюфаундленд).

Того же мнения придерживается и Э. Фромм, отмечая, что: «Меха­низм оборонительной агрессии «вмонтирован» в мозг человека и животного и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз... Необходимо строго различать агрессию биологическую, адап­тивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни».

 

 

Г. Паренс разделяет два вида агрессии:

Недеструктивная агрессия - настойчивое невраждебное са­мозащитное поведение, направленное на достижение цели. Это врожденный механизм, служащий для адаптации в сре­де, удовлетворения желаний, достижения целей развития познания и способности положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает человека к кон­куренции в окружающем мире, защите своих прав.

Враждебная деструктивность - злобное поведение, непри­ятие, ненависть, ярость, мстительность. Это тоже разновид­ность самозащиты, которая активизируется в результате сильных неприятных переживаний (боль, дистресс). Сюда же относится желание причинить боль и удовольствие, по­лучаемое от этого (садизм).

 

В социальной среде уровень агрессивности определяется сте­пенью социализации и этнокультуральными нормами, требовани­ями, установками. Общее развитие цивилизации предполагает все большее ограничение агрессии нравственными и социальными рамками (хотя в жизни мы чаще наблюдаем противное). Как считает X. Хекхаузен, культура задает норму, определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Любая куль­тура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и критерии, предопределяя, тем самым, что следует разрешать, что запрещать и что поощрять.

 

 

В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрес­сивного поведения или агрессивных действий. Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и пси­хологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с со­хранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ро­стом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притяза­ний, а также сохранением и усилением контроля над существен­ным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в качестве:

- средства достижения какой-либо значимой цели;

- способа психологической разрядки;

- способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрес­сивное поведение, обычно выделяют следующие:

- недостаточное развитие интеллекта;

- сниженная самооценка;

- низкий уровень самоконтроля;

- неразвитость коммуникативных навыков;

- повышенная возбудимость нервной системы вследствие раз­личных причин (травмы, болезни и пр.)

 

 

В современной психологии различают понятия «агрессия» и «аг­рессивность». Первое обычно рассматривают как отдельные дей­ствия, поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склон­ности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессив­ность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой ха­рактера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что опреде­ленные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.

Существует достаточно много способов классификации агрессивных проявлений. Большинство исследователей предлагает дихотомический способ деления. В качестве одного из полюсов большинство из них выделяет инструментальную агрессию - по­ведение, при котором агрессия является только средством и направ­лена на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид агрессии выделяют, в частности, Р. Бэрон и Д. Ричардсон. Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная - это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для предна­меренного причинения вреда.

Более целесообразными представляются классификации, пост­роенные не на основе деления на группы, лежащие в одной плоско­сти, а согласно многомерному принципу. Например, Э. Басс предлагает концептуальную рамку, включающую три оси: фи­зическая - вербальная, активная - пассивная, прямая – непрямая (см. рис. 3).

 

Рисунок 3.

 

 

Классификация видов агрессивного поведения по Э. Бассу представлена в нижеследующей таблице:

 

Разделение по направленности на объект Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнаси­лования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д.

Аугоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания

Разделение по причине появления Реактивная агрессия - представля­ет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.)

Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях)

Разделение по целенаправлен­ности Инструментальная агрессия - совершается как средство достиже­ния результата: спортсмен, добива­ющийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

Целевая (мотивационная) агрессия -выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.

Разделение по открытости проявлений Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызы­вающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызываю­щие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с ра­боты «не в духе», срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

Разделение по форме проявления Вербальная- выражена в словесной форме: угро­зы, оскорбления, содер­жание которых прямо го­ворит о наличии отрица­тельных эмоций и воз­можности нанесения мо­рального и материаль­ного ущерба противнику Экспрессивная - проявляется не­вербальными средствами: жеста­ми, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит паль­цем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику Физическая -прямое приме­нение силы для нанесения мо­рального и фи­зического ущерба про­тивнику

 

 

Подобная классификация имеет существенную практическую ценность, поскольку человек обычно проявляет сразу несколько видов агрессии, причём они постоянно меняются, переходя друг в друга.

 

 

Замечание автора

Существует и нередко встречается глубоко порочное в нравственном отношении мнение, что, сколько бы ни социализиро­вался человек, уйти от своей биологической природы он не может, поскольку наделен огромной и устойчивой силой агрессии. Логическое продолжение этого мнения примерно такое: «Любые человеческие отношения, даже если на первый взгляд они продик­тованы позитивными чувствами, такими как любовь, дружба, коо­перация, - это всегда более или менее выраженная борьба за власть, а, значит, в той или иной степени и проявление агрессии».

Если поверить этому рассуждению, то выходит - так высказалась одна отличница в своей дипломной работе, - что «искоренять проявления агрессии не только бессмысленно, но и вредно, и необходимо лишь доби­ваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально допустимыми, а также не ограничивали без необходи­мости права и свободы человека».

Искоренять проявления агрессивности действительно бессмысленно, ибо они уже проявились – но имеет, пожалуй, смысл искоренять ее причины и источники, то есть совершенствовать общество.

Скажу более: само существование речевого оборота «инструментальная агрессия» как бы снимает с нее негативный оттенок. В самом деле, если иному негодяю явится каприз урвать что-то у окружающих, он легко может оправдаться тем, что, дескать, идет по головам ближних вынужденно, инструментально, но сам он, вообще-то, хороший и положительный!

Здесь мы имеем налицо один из многочисленных примеров того, как психологические «научные» изыски идут вразрез с общечеловеческими ценностями добра, милосердия, сострадания, и как бы дают индульгенцию и карт-бланш всему порочному, низменному, злому. (Пусть читатель вспомнит эту мысль позже, когда речь пойдет о сатанизме.)

А.Х.

 

Вопросы для самопроверки:

1) Какие содержательные расхождения имеются в различных способах определения агрессии?

2) Как разные теоретические концепции объясняют природу агрессии и развитие агрессивности, как личностной характеристики?

3) В каких трех качествах выступают, как правило, агрессивные действия?

4) Какова многомерная классификация агрессии по Э. Бассу? Проанализируйте с ее помощью какую-либо умозрительную ситуацию, например, хулигана, разбившего витрину. Какие обстоятельства при этом могут иметь неоднозначную трактовку?

5) В чем, на Ваш взгляд, могут состоять этические вопросы, связанные с понятиями агрессии и агрессивности? Какие их решения Вы могли бы предложить?

 

 

Тема 10










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...